Что я могу узнать о своем ребенке?
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА
Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребенка становится все более скрытой от посторонних глаз, а поведение — все менее объяснимым и предсказуемым. Психологическая наука утверждает, что любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или слишком поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.
Какие же этапы приходится проходить человеку на своем жизненном пути?
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Раннее младенчество (до 1 года).
Развитие ребенка определяется почти исключительно общением со взрослыми людьми, в первую очередь, с матерью. Он не воспринимает себя как отдельное существо, и его не воспринимают таковым окружающие. Здесь еще нет «Я», а есть только «Мы» (младенец и мама как единое целое). В это время для ребенка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающих.

Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).
У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Становление этих важных для личности качеств опять в значительной степени зависит от характера общения со взрослыми. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Трехлетний малыш — уже личность, но еще не настолько взрослая, чтобы обойтись без помощи других, более зрелых личностей.
Раннее детство (от 3 до 5 лет).
Ребенок активно изучает окружающий мир, подражает взрослым. Он становится вездесущим «почемучкой», маленьким исследователем с живым воображением.
Среднее детство (от 5 до 11 лет).
Формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков. Как начинающий писатель или музыкант, создавший свое произведение, он с замершим сердцем ожидает отклика публики.
Подростковый период и юность(от 11 до 20 лет).
Определяются планы на будущее, актуальными становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?» Складывается мировоззрение. Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при необходимости подчиняться им. Подросток похож на капитана, который первый раз вышел в море и еще не знает, куда ему плыть.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).
Человек стремится к более глубоким контактам с окружающими. Большое значение приобретают для него удовлетворенность личной жизнью, реализация потребностей в любви, материнстве или отцовстве. Появляется возможность самовыражения в определенной профессии. Это расцвет личности, когда она раскрывается, как цветок.
Средняя взрослость (от 45 до 60 лет).
Идет продуктивная и творческая работа над собой. Организуется зрелая, полноценная жизнь, обучается и воспитывается новое поколение. Человек в это время напоминает путника, давно идущего по бесконечной дороге и готового поделиться с каждым, кто встретится на его пути, своим опытом и знаниями.
Поздняя взрослость (более 60 лет).
Это период раздумий о прошлом. Жизнь принимается такой, какая она есть. Появляются способность примириться с неизбежностью смерти и понимание того, что она не страшна. Если ранняя взрослость — цветок, то этот этап — плод, упавший на землю и отдающий ей свои семена.
КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Кризис первого года жизни.
Его содержание связано с тремя моментами:
-началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;
-становлением речи — этот процесс происходит постепенно и длится примерно три месяца;
-с первыми актами протеста и оппозиции — ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.
Кризис третьего года жизни.
Первое, с чем приходится сталкиваться родителям,— это негативизм, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослых. Еще одна из основных черт этого возраста — упрямство. Малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. И, наконец, ярко проявляется стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое, деспотичное существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так не похоже на прежнее шелковое, милое создание, что весь этот критический возраст назвали «возрастом строптивости».
Кризис шести-семи лет.
Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу — но боюсь, хочу и то, и другое, надо — но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.
Кризис подросткового возраста.
Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9— 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание — самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по праву называют «трудным».
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис — толчок в развитии новых качеств на каждом из этапов.
Источник: Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты.— Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996.- 320 с.
Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребенка становится все более скрытой от посторонних глаз, а поведение — все менее объяснимым и предсказуемым. Психологическая наука утверждает, что любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или слишком поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.
Какие же этапы приходится проходить человеку на своем жизненном пути?
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Раннее младенчество (до 1 года).
Развитие ребенка определяется почти исключительно общением со взрослыми людьми, в первую очередь, с матерью. Он не воспринимает себя как отдельное существо, и его не воспринимают таковым окружающие. Здесь еще нет «Я», а есть только «Мы» (младенец и мама как единое целое). В это время для ребенка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающих.

Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет).
У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Становление этих важных для личности качеств опять в значительной степени зависит от характера общения со взрослыми. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Трехлетний малыш — уже личность, но еще не настолько взрослая, чтобы обойтись без помощи других, более зрелых личностей.
Раннее детство (от 3 до 5 лет).
Ребенок активно изучает окружающий мир, подражает взрослым. Он становится вездесущим «почемучкой», маленьким исследователем с живым воображением.
Среднее детство (от 5 до 11 лет).
Формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков. Как начинающий писатель или музыкант, создавший свое произведение, он с замершим сердцем ожидает отклика публики.
Подростковый период и юность(от 11 до 20 лет).
Определяются планы на будущее, актуальными становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?» Складывается мировоззрение. Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при необходимости подчиняться им. Подросток похож на капитана, который первый раз вышел в море и еще не знает, куда ему плыть.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Человек стремится к более глубоким контактам с окружающими. Большое значение приобретают для него удовлетворенность личной жизнью, реализация потребностей в любви, материнстве или отцовстве. Появляется возможность самовыражения в определенной профессии. Это расцвет личности, когда она раскрывается, как цветок.
Средняя взрослость (от 45 до 60 лет).
Идет продуктивная и творческая работа над собой. Организуется зрелая, полноценная жизнь, обучается и воспитывается новое поколение. Человек в это время напоминает путника, давно идущего по бесконечной дороге и готового поделиться с каждым, кто встретится на его пути, своим опытом и знаниями.
Поздняя взрослость (более 60 лет).

Это период раздумий о прошлом. Жизнь принимается такой, какая она есть. Появляются способность примириться с неизбежностью смерти и понимание того, что она не страшна. Если ранняя взрослость — цветок, то этот этап — плод, упавший на землю и отдающий ей свои семена.
КРИЗИСЫ ДЕТСТВА
Кризис первого года жизни.
Его содержание связано с тремя моментами:
-началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;
-становлением речи — этот процесс происходит постепенно и длится примерно три месяца;
-с первыми актами протеста и оппозиции — ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.
Кризис третьего года жизни.
Первое, с чем приходится сталкиваться родителям,— это негативизм, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослых. Еще одна из основных черт этого возраста — упрямство. Малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. И, наконец, ярко проявляется стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое, деспотичное существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так не похоже на прежнее шелковое, милое создание, что весь этот критический возраст назвали «возрастом строптивости».
Кризис шести-семи лет.
Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу — но боюсь, хочу и то, и другое, надо — но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.
Кризис подросткового возраста.

Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9— 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание — самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по праву называют «трудным».
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис — толчок в развитии новых качеств на каждом из этапов.
Источник: Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты.— Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996.- 320 с.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: