Развитие крохи от 0 до года

Кажется, сейчас малыш только спит, ест и плачет. Однако на самом деле в течение первого месяца жизни он развивается с потрясающей быстротой. Кроха начинает прислушиваться к интонациям окружающих людей. Безусловно, главным голосом для него является в это время голос мамы.
Зрение малыша постепенно делается более острым. Сразу после рождения он видит все как в тумане, но в последующем учится фокусировать взгляд. В месячном возрасте ребенок следит глазами за предметами, которые находятся от него на расстоянии не более 20-35 см.
В этом возрасте малыш уже способен различать сладкий, горький и кислый вкус. Постепенно более скоординированными становятся и движения крохи. Ребенок очень много спит: почти круглые сутки. Используйте редкие часы его бодрствования, чтобы пообщаться с малышом.
2-й месяц.
Намного острее стало зрение малыша. Он уже видит очертания предметов вдали и их детали, может в течение 20-30 секунд концентрировать взгляд на заинтересовавшем его предмете.
Кроха уже умеет не только улыбаться, но и смеется.
При этом он гулит – произносит звуки «а», «е», соединяет их со звуком «х». В этом возрасте ребенок может испугаться, услышав незнакомый голос. Чтобы привлечь мамино внимание, он уже использует не только плач, но и мимику. Кроха чаще распрямляет ладошки, что свидетельствует о том, что у него исчезает безусловный хватательный рефлекс.
Чтобы у ребенка совершенствовался слух – с ним необходимо заниматься. Вы, например, можете потрясти погремушкой, пришить бубенчики к пинеткам. Для развития зрения можно повесить над кроваткой 1-2 яркие игрушки, за которыми малыш с удовольствием будет наблюдать. Проследите, чтобы игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз крохи.
3-й месяц.
В три месяца малыш уже многое умеет. Он опирается на всю стопу, когда вы поддерживаете его под мышки. Изменилось и его зрение – он стал видеть предметы почти, как взрослый и может рассматривать предметы с близкого расстояния, так как хорошо фокусирует взгляд. Ребенок может удерживать в кулачке погремушку и даже пытается погреметь ею.
Лежа на животике, малыш опирается на ладошки и приподнимает не только голову, но и верхнюю часть туловища. Чем ярче светит солнце, тем больше времени проводите с ребенком на улице. Сейчас немалую роль в развитии ребенка играют игрушки. Позаботьтесь, чтобы они были разными по цвету, фактуре, назначению. Развивайте слух карапуза: можно включать разную музыку, читать ребенку детские стихи и сказки.
4-й месяц.
В этом возрасте навыки крохи пополнились «комплексом оживления»: в ответ на ласковое обращение, он активно двигает ручками и ножками и широко улыбается. Когда его тянут за руки, он садится и уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш с легкостью переворачивается на бок и на спину.
Главным развлечением крохи становится изучение собственных ног и рук. Он даже может подтянуть ножку ко рту. Сейчас карапуза особо привлекают игрушки, которые без труда можно удержать в кулачке: давайте ему погремушки с ручкой-кольцом. Предлагайте ребенку игрушки из разных материалов. Можете прикрепить к кроватке перекладину и подвесить разнообразные игрушки. Получится стенд и игрушками.
Каждые 4-5 дней меняйте игрушки на новые. Это будет поддерживать интерес малыша к окружающему миру.
В этот период малышу очень нравится исследовать мамино лицо. Поэтому почаще наклоняйтесь к крохе, разговаривайте с ним или носите на руках.
Чтобы сформировать у ребенка верное цветовосприятие, окружите его всеми цветами радуги. Пусть у него будет яркое постельное белье, игрушки, одежда. Можно также привязать к перилам кровати воздушные шары и разноцветные бантики. К 4-му месяцу малыш бодрствует уже примерно 5-6 часов в сутки. Ему не нравится проводить время в одиночестве. Он согласен полежать в кроватке только при условии, что кто-то будет находиться с ним в одной комнате. По выражению лица кроха уже может понимать настроение взрослого.
Развивается и речь ребенка – он учится произносить звуки «ф» и «с».
5-й месяц.
5-й месяц – время для развития навыков звукового восприятия. Ребенок стал более подвижным, он уже свободно манипулирует ногами и руками. К этому месяцу полностью нормализуется тонус его мышц. Он уже может переворачиваться со спины на живот и лежать так какое-то время, опираясь на практически полностью выпрямленные руки.
В этом возрасте малыш уже может сконцентрировать свое внимание на каком-либо предмете в течение 15-20 минут. В этот период развития малыш с интересом хватает игрушки, которые ему протягивают на уровне груди.
Он долго удерживает игрушку в руке, перекладывает ее в другую, рассматривает и тянет в рот. Это один из методов познания окружающего мира. Именно поэтому не следует запрещать малышу грызть игрушки, а просто следите за их чистотой.
Кроха активно использует свой голос, ему нравится с ним «играть»: он поет, покрикивает и постоянно меняет тембр голоса. Реагирует малыш и на интонации в голосе взрослых: на ласковую речь и улыбку он отвечает комплексом оживления, а серьезный тон собеседника может его расстроить.
Развивайте слух и речь ребенка при помощи игр. Особенно сейчас пригодятся музыкальные игрушки. С их помощью у малыша начинает формироваться слуховое внимание. Вначале он сосредотачивается на интересных звуках на 15-20 минут, а затем это время увеличивается. Что касается погремушек, то лучше покупать сложные: с кнопочками, лампочками, ручками. Они помогают развивать и слух, и логическое мышление. Также можно почаще давать малышу слушать классику и детские песенки. Почаще гуляйте на улице. Но помните, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому в слишком солнечную и жаркую погоду не стоит подставлять кроху под палящие лучи и не следует полностью его раздевать.
6-й месяц.
В этом возрасте малыш уже с легкостью выполняет достаточно сложные действия: крепко держась за мамины пальцы, подтягивается и приподнимается. В один прекрасный день малыш так подтянется и останется сидеть. Кроха уже может перевернуться в любом направлении: со спины на живот и обратно, на любой бок. Он уже умеет перекладывать игрушку с одной руки в другую, хватает предмет всей ладошкой.
На 6-м месяце дети обычно начинают лепетать. Теперь ребенок соединяет звуки в слоги: «ма», «ба», «га» и т. д.
В полугодовалом возрасте обычно начинается и прорезывание зубок. Как правило, первым появляется нижний центральный резец. Иногда вырастают сразу два. Когда прорезываются зубки малыш может чувствовать дискомфорт, а иногда может подниматься температура.
В 6 месяцев крохе необходимо тренировать мышцы, которые нужны, чтобы хорошо сидеть и стоять. Одно из лучших упражнений – ползание. Оно отлично укрепляет мышцы и не нагружает позвоночник. Психологи утверждают, что у детишек, которые рано научились ползать, хорошо развиты оба полушария головного мозга. Необходимо всячески стимулировать желание ребенка двигаться.
7 месяц
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенокпонимает смысл многих слов;
* эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;
* начинает испытывать страх при расставании с мамой;
* умеет вкладывать маленькие предметы в большие;
* твердо стоит у опоры, переступает у опоры;
* учится сидеть самостоятельно;
* учится ползать;
* переворачивается с живота на спину и обратно;
* может есть с ложки и пить из чашки;
* запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;
* играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.
Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.
Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками ( играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки ) и другими разнообразными игрушками.
У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т. д.
Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.
«Можно» и «нельзя»
Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.
То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т. д.
Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т. п. на более подходящие предметы.
Вводя прикорм, учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки ( налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать ).
Язык жестов
развитие ребенка, что умеет ребенокРечь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…
Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.
Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.
Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга ( за которое отвечает левая рука ) развивается гораздо быстрее, чем левое ( руководящее правой рукой ). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.
Пальчиковые игры
Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.
* Где же, где же, где же,
* Где же наши ручки?
* Вот, вот, вот они -
* Здесь вот наши ручки!
* Где же наши ножки ( носик, глазки, животик и т. д. )?
Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:
* Посмотри моя лошадка,
* Как веселая гармошка.
* Пальчики я раздвигаю,
* А потом я поиграю:
* Раз-два-три, раз-два-три,
* Я играю посмотри!
* А потом опять сдвигаю
* И сначала начинаю.
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребеноклепечет так, как будто говорит;
* понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
* играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
* испытывает сильный страх при расставании с матерью;
* четко делит людей на «своих» и «чужих»;
* пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
* самостоятельно встает и ходит у опоры;
* самостоятельно сидит;
* начинает активно ползать;
* может откусывать мягкую пищу и жевать;
* переходит с пюре на измельченную пищу;
* спокойно воспринимает высаживание на горшок.
С 8 месяцев проходит следующий этап действий с предметами – этап «соотносящего» действия. Малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, употребляет предмет в качестве оружия.
У ребенка 8 месяцев появляются более тонкие движения пальцев – давайте ему коробочки разной формы. Ребенок может самостоятельно снимать и них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить крохе доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать обратно.
На новый этап переходит понимание речи и диалог с взрослым. Теперь малыш прекрасно понимает и выполняет такие просьбы, как «дай ручку», «вытяни ножку», «наклони голову», «дай игрушку». Особое удовольствие доставляют ему игры и потешки, где надо выполнять какие-либо простенькие действия: хлопать в ладоши, качать головой, махать ручками, топать ножками.
Ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться, что хочет потрогать. Он может долго смотреть в окно на проезжающие мимо машины или падающие снежинки. Еще больше обостряются различия в восприятии окружающих. В незнакомой обстановке без мамы ребенок испытывает страх, порой близкий к панике. Это не регресс, а прогресс в развитии.
Малыш уже настолько эмоционально зрел, что прекрасно разделяет «свое» и «чужое», «знакомое» и «незнакомое». Беспокойство родителей должно вызывать как раз не наличие, а отсутствие подобных страхов, или, по крайней мере, негативных эмоций в отношении посторонних людей – это говорит об определенной задержке психического развития ( не стоит путать с медицинским диагнозом! ) или о создании повышенно «тепличных» условий для ребенка.
Задача родителей – научить малыша соблюдать правильную дистанцию в отношении посторонних людей, так, чтобы он научился не бояться и чувствовал себя уверенно, но при этом знал, что слепо доверять всем подряд тоже не стоит.
Первые страхи
В этом возрасте ребенок пугается резких, неожиданных звуков. Это также новая ступенька – в поле осознанного восприятия малыша теперь попадает одновременно много разных факторов. Познакомьте чадо с такими «шумящими» домашними помощниками, как пылесос, кухонная техника, стиральная машина – дайте послушать их звук, объясните, зачем они нужны.
Если ребенок продолжает их бояться, включайте из реже. Включив, уделите минутку крохе – обнимите, поцелуйте, скажите, что вы рядом и понимаете, как ему страшно, но вынуждены работать с пугающим прибором. Ругать малыша за его страх ни в коем случае нельзя – маленький человечек будет ощущать себя брошенным вдвойне!
К концу 8 месяца дети уже уверенно ползают, причем не обязательно вперед и на четвереньках. Есть малыши, которым больше нравится ползать на попке, или ножками вперед, пятится назад или боком. Все это – варианты нормы, и пугаться не следует. Поощряйте малыша к ползанию – оно способствует развитию мышечной системы, а также правильному формированию бинокулярного зрения, является профилактикой близорукости, улучшает координацию движений.
Активные тренировки
развитие ребенка, что умеет ребенок8 месяцев – время, когда многие родители сажают ребенка в «ходунки». Безусловно, это прекрасное изобретение… для родителей. А для малыша вряд ли. Его неокрепшие мышечная и костная системы получают излишнюю нагрузку, поэтому следует ограничить пребывание крохи в ходунках часом-полутора в сутки.
Чтобы не наклоняться постоянно, лучше приобретите «шлейку», в которой малыш сам будет регулировать, когда ходить. А когда опуститься на пол и отдохнуть. Чтобы ребенок тренировал тело и учился ходить, необходим массаж и ежедневная гимнастика. Какие-то движения малыш может и будет с радостью повторять за взрослым. А где-то ему понадобится ваша помощь.
Если у ребенка есть 4 зуба, пора переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную. Давайте крохе кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, огурцы, морковь, картошку, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.
Можно начинать приучение к горшку. Если малыш сидит уверенно, высаживайте его на горшок сразу после сна и после еды. Если ребенок категорически отказывается сидеть на горшке, не настаивайте, он освоит этот навык позже, около 1,5 лет. Если карапуз сидит на горшке охотно, не держите его на нем более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным, похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребенку, чтобы не отвлекать его.
Чем заниматься
Ползание – важнейший этап развития ребенка. Чтобы малыш научился сам садиться, вставать, ходить, сначала он должен встать на четвереньки. При пропуске или смене порядка основных движений есть повод задуматься о наличии функциональных нарушений со стороны нервной системы, о разбалансировании функций межполушарной координации. В силу пластичности детского организма эти нарушения могут пройти сами собой. А могут остаться и аукнуться проблемами с чтением и письмом, например.
Ползание – это еще и естественное упражнение, тренирующее все мышцы тела. Недостаточно тренированный малыш, рано встав, нередко получает кривые ножки, деформированную грудную клетку, перекошенный позвоночник.
К тому же хождение требует более жесткого контроля над телом, к чему мозг и нервная система могут быть еще не готовы. В дальнейшем это чревато недостаточной подвижностью мышечного корсета, различными телесными зажимами и, как следствие, психосоматическими заболеваниями, гипертонией и т. д.
Итак, что же делать, чтобы кроха лучше ползал? Подняться на колени и локти поможет следующее упражнение в ванне: положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не испугался!
Замечательно, если у вас есть домашний спорткомплекс с кольцами и горкой. Висы на кольцах или турнике тренируют мышцы рук ( обратите внимание на захват – большой палец должен быть внизу перекладины ). Сначала поддерживайте малыша, а потом страхуйте, разжав руки, но, не убирая их с тела крохи – когда он устанет висеть и соскользнет, вы мгновенно сможете его подхватить.
Поупражняйтесь с горкой ( если ее нет дома, это можно делать на улице ). Придерживая ребенка за талию, положите его вниз головой по склону и начинайте «спуск». Малышу ничего не останется, как встать на четвереньки…
Учитесь ходить «на руках»: поднимайте ножки младенца, чтобы он вставал на руки. Пораскачивайте малыша взад-вперед – ему наверняка понравится! Поверхность пола должна быть не скользкой ( этим плох ламинат ), но и не слишком мягкой ( как пушистые ковры ). Одежда ребенка должна быть удобной и не сковывающей движений ( можно вообще обойтись без нее ).
Ножки оставьте голенькими – носочки будут скользить, а ботиночки не дадут возможности жестко упираться всей стопой. Для ползания на паркет или ламинат можно постелить шерстяные одеяла и закрепить их по краям, чтобы не собирались. Получится удобно и для ребенка, и для вас. Ему тепло и не больно, если вдруг «клюнет носиком». А вы можете стирать эти одеяла хоть каждый день – и никаких проблем с гигиеной.
Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!
Третий год жизни – год завершения раннего детства. Это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка.
Изменяются и пропорции тела. Дети становятся стройнее. У них более четко выражена мускулатура, совершенствуется точность движений, более богатой и выразительной становится их мимика.
К третьему году жизни у ребенка прорезываются уже все 20 молочных зубов. Практически имеется полный набор зубов для откусывания, размельчения и разжевывания пищи.
Молочные зубы нуждаются в тщательном уходе. Эмаль их тонкая, поэтому они довольно быстро портятся, разрушаются и без лечения могут превратиться в очаг хронической инфекции. К сожалению, многие родители слишком легкомысленно относятся к разрушению молочных зубов, ошибочно полагая, что на смену им придут крепкие постоянные зубы. Однако на самом деле поврежденные кариесом молочные зубы отрицательно влияют и на формирование зубных зачатков постоянных зубов. Поэтому трехлетнего ребенка обязательно нужно показать детскому стоматологу, даже если нет жалоб на зубную боль.
Это важно и потому, что необходимо проверить правильность формирования прикуса. Развитию неправильного прикуса у детей часто способствуют такие вредные привычки, как сосание пальца, прикусывание верхней или нижней губы, неправильное положение ребенка во время сна (постоянно на одном и том же боку, лицом вниз). Деформация прикуса может сформироваться уже к 2-2,5 года. Ее лечение следует начинать как можно раньше.
Среди пищевых продуктов есть друзья (сырые овощи и фрукты, при жевании которых очищается эмаль и укрепляются десны) и враги (сладости, мучные изделия, крошки от которых являются прекрасной питательной средой для микробов, разрушающих зубную эмаль). Поэтому нужно давать ребенку как можно больше полезных продуктов и поменьше сладостей и выпечки, а также регулярно чистить зубы детской зубной пастой.
Совершенствуются функции всех органов, что делает ребенка более выносливым. Трехлетний ребенок может уже без утомления бодрствовать 6-6,5 часа. Высокие темпы развития головного мозга позволяют ему легко концентрировать нервное возбуждение, заниматься одним делом до 20 минут. Малыш приобретает также способность сдерживаться и не плакать, даже если ему больно. Увлекшись интересной игрой, может забыть и о желании есть.
Условнорефлекторные связи формируются в этом возрасте намного быстрее. Достаточно 1-2 объяснений или показов, чтобы ребенок запомнил новые слова, правила. В этот период начинаются формироваться понятия «что такое хорошо, что такое плохо».
В связи с развитием воображения становятся разнообразнее сюжетные игры. Одна и та же игрушка в представлении ребенка может иметь много функциональных назначений. Кубик может быть и строительным материалом, и мебелью, и даже солдатом.
Играя, ребенок получает знания о предметах, их свойствах, в играх развиваются воображение, память, мышление.
К трем годам восприятие малыша становится все более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает ритм музыки, хорошо разбирается в понятиях много и мало, далеко и близко, отличает предметы по цвету и внешним признакам. Нарастают объем и качественная характеристика памяти. Ребенок помнит не только то, что было накануне, но и события месячной давности.
Быстро развивается фразовая речь и мышление.
Девять месяцев ребенку
* В девять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой. Поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
* Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
* Если вы дадите малышу палочки, и покажите, как барабанить ими по столу, кроха будет подражать вашим действиям. Так же ему наверняка понравится ударять ложками друг о друга.
* Ребенок в девять месяцев хорошо играет в «ладушки», «дай ручку» и т. д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай» легко отыскивает нужный предмет.
* Хорошо знает свое имя, откликается на него. Зная по имени близких людей, названия окружающих предметов, показывает на картинках изображения животных.
* Ярко проявляет положительные и отрицательные эмоции, довольство и недовольство.
* Выделяет и отдает предпочтение нравящейся ему деятельности.
* Девятый месяц – прекрасное время для начала рисования, лепки, музыкальных занятий, где от ребенка будут требовать простейшие, но самостоятельные действия.
Девятый месяц – первая веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время для следующих важных «нововведений»:
* отлучения от груди, если вы не собираетесь кормить до того момента, когда малыш просто забудет о «сисе» в 2-2,5 года;
* найма няни или введения в семью другого, доколе незнакомого малышу человека для постоянного ухода и общения с ребенком, если вы собираетесь выйти на работу;
* начала посещения группы раннего развития или клуба для мамочек с детьми;
Не забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки.
Есть дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения буквально через полчаса, начиная капризничать.
Кстати, капризы в этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным расслаблением.
10 месяц
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребеноквслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
* воспринимает шутки в свой адрес;
* выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
* радуется играм-забавам;
* вставляет один предмет в другой;
* предпочитает мелкие предметы крупным;
* при помощи одного предмета достает другой;
* сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
* катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
* сидит, ползает, ходит у опоры;
* спокойно расстается с грудью;
* жует мелок порезанную пищу;
* проявляет активный интерес к другим детям.
Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…
Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т. е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…
Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.
Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.
Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.
Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.
Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.
Спуски и подъемы
развитие ребенка, что умеет ребенокИз двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать. Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.
Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!
К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.
На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди ( если вы не намерены кормить до двух лет ), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».
С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.
Играют маленькие ручки
Игры на мелкую моторику, которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:
* перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
* выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
* откручивание крышек – больших ( от пластиковых бутылок ) и маленьких ( от тюбиков из-под крема );
* рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
* пальчиковые игры со стишками ( типа «Сороки-воровки» );
* игры со шнурками, узелками, ленточками;
* использование ложек разного размера для еды;
* копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.
Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно ( особенно, когда они выполняют разные движения ) ведет к развитию межполушарных связей.
Играем с друзьями!
Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.
Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.
Пошел король
* Пошел король по лесу,
* По лесу, по лесу
* Искать себе принцессу,
* Принцессу, принцессу ( ходим мо кругу друг за другом ).
* Давай с тобой попрыгаем,
* И ножками подрыгаем,
* И ручками похлопаем,
* И ножками потопаем,
* Головкой покиваем -
* И снова начинаем ( И больше не играем – для окончания игры ).
Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенокпонимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
* произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
* выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
* ждет похвалы и одобрения своих действий;
* утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
* машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
* без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
* пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
* залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
* пытается самостоятельно ходить;
* может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
* умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.
К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…
Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».
Объясняется это просто: мелкая моторика, как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.
Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т. д.
На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.
Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.
Как мама и папа
Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.
Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.
Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.
Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.
Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.
К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят, держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.
В этом вам поможет массаж и гимнастика. Отличные результаты дает гидромассаж – сегодня во многих поликлиниках есть возможность для его проведения. А если у вас дома ванна с гидромассажным оборудованием, включайте его всякий раз. Когда купаете малыша минут на 5-10. Только помните, что делать это перед сном нельзя – ребенок перевозбудится и не сможет заснуть. Лучше устраивать гидромассажные сеансы с утра.
Азбука общения
развитие ребенка, что умеет ребенокПостарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.
Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.
Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» - для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.
Домашняя игротека
Игры с имитацией голосов животных и окружающих звуков:
* Едем, едем на лошадке
* По дорожке гладкой.
* В гости нас звала принцесса
* Кушать пудинг сладкий.
* Две собачки ( коровки, лягушки и т. п. )
* У порога
* Нам сказали очень строго:
* «Гав-гав-гав» ( Му-у, ква-ква и т. п. ).
* Пи-и-и – пищит комар.
* У-у-у – медведь ревет.
* Мяу – кисонька идет.
* На машинке мы поедим: би-би-би!
* На кораблик пересядем: у-у-у!
* И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!
* И потом вернемся в маме: бух!
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению можно разными способами. Вот несколько из них:
* Поощряйте игры малыша с книгами из твердого картона или с книжками-игрушками.
* Указывая на картинки, называйте изображенные предметы.
* Пойте песенки из книг.
* Когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как-то иначе поддерживайте интерес ребенка к сюжету и к книге.
* Читайте малышу часто, но не долго.
* Во время чтения не заставляйте ребенка смирно сидеть рядом с вами. Пусть ползает вокруг, если усидеть не в силах.
Постепенно малыш научится сосредотачиваться на книжке. Можно сделать так: выбирайте книги, где на каждой страничке стишок на 4-6 строчек. И, конечно, яркая картинка. Пока кроха рассмотрит картинку – вы прочитаете стишок. А потом отпустите чадо «побегать». Через какое-то время снова вернитесь к книге, но уже к другой странице.
Читая или рассказывая ребенку сказки, вы способствуете развитию его мышления и тому, что малыш начинает ассоциировать книги с тем, что больше всего любят дети – с вашим голосам и вашей близостью.
1 год
Что умеет ребенок?
* развитие ребенка, что умеет ребенокпроизносит 10-15 облегченных и имитирующих слов;
* самостоятельно ходит;
* по-разному ведет себя с разными людьми;
* проявляет самостоятельность;
* активно выражает негативные эмоции;
* собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков;
* делает лепешки, катает колбаски из теста или глины;
* имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия;
* сопровождает рисование комментариями;
* откусывает, жует твердую пищу;
* пользуется ложкой и чашкой.
Вот и пролетел 1 год. Малыш празднует свой первый день рождения. Крошечный, мало что понимающий и сознающий комочек превратился в довольно самостоятельного, знающего, чего он хочет, уверенного в себе человечка. Теперь значительная роль в общении принадлежит словам. Ребенок уже говорит 5-10 облегченных слов.
В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.
Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями ( «обедать», «гулять», «спать», «купаться» ) и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.
Маленький упрямец
Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на совеем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.
Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года.
Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку.
Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.
Не стоит заставлять ребенка заниматься ем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…
В 1 год большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у годовасиков начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой – начиная с собственной коляски. Если ваш кроха еще не пошел, особо не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу. И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.
Испытание для мамы
развитие ребенка, что умеет ребенокЕще один шаг впереди в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» и незнакомее человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.
А с мамой кроха может позволить себе капризничать, топать ногами, плеваться супом. Он словно проверяет, готова ли мама любить его всяким. Если да – мама укоряет за «неправильные» действия, но самого его любит и принимает, несмотря ни на что – ребенок скоро успокоится и войдет «в рамки». Если же нет, вы рискуете получать подобные «проверки» до конца своих дней…
В рационе питания к 1 году обычно бывают введены практически все разрешенные продукты. Однако продолжайте соблюдать диету: время конфет и шоколада, копченостей, острого, специй и пряностей, помидоров, «взрослого» творога, колбас и сосисок еще не пришло.
Зато малыш уже очень ловко орудует ложкой и вполне готов к освоению накалывания кусочков на детскую вилочку. Да и бутылки с сосками вполне можно заменить поильником или чашкой – по крайней мере, в домашних условиях.
Игры для годовасиков
Толкание
Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.
Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т. п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» ( «три» ), значит, игра ему понравилась.
Больше заботы и ласки
Эта игра поможет малышу вырасти заботливым и ласковым:
Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша.
Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.
Попищим
Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.
Раз, два, три, бум!
Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи6 локти, колени, щеки, уши, подбородок.
«Пожалеемся»
Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.
Попади в отверстие
Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком ( для начала подойдет обычная высокая кастрюля ). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см ( постепенно длину тоже можно увеличивать ) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет.
Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…
На третьем году жизни появляются и новые виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами, как с палочками, а начинает ими рисовать. Начинать рисовать лучше фломастерами. Использование их не требует больших усилий, так как руки малыша еще быстро устают. Кроме того, рисунок фломастером получается ярким и привлекательным, что очень нравится детям.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: