ЗПР
НЕ В НОГУ СО СВЕРСТНИКАМИ
Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга.
Диагноз ЗПР - сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть это «клеймо», порой своими действиями лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно вовремя прийти к специалисту.
Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребенок здоров и благополучен и в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальному» поведению.
Что же является причиной такого отставания ребенка от своих сверстников?
Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И тем не менее встречается много школьников с задержкой психического развития.
Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни. Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.
В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.
В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития: конституционального, психологического, телесного и мозгового происхождения.
При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития, т. е соответствует развитию детей более младшего возраста.
Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом.
Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. В условиях безнадзорности (гипоопека) может формироваться явления психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность).
Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию формируются черты эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.
Задержка психического развития телесного происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные пороки развития внутренних органов и т. д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость.
Главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы.
И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Причинами ее возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, которая формируется вследствии патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесенных на первых годах жизни.
Головной мозг ребенка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между нервными клетками. Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает структурно-функциональную неполноценность тех или иных систем.
По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных этапов развития: ребенок позже, чем в норме, начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса). У ребенка отсутствует живость, яркость эмоций. Внушаемость выражена особенно сильно, имеется элемент некритичности. Для игры характерны бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие.
Нарушения познавательной деятельности при этом типе ЗПР обусловлены недостаточностью памяти, внимания, медлительностью. Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребенка и услышав о задержке психического развития их любимого чада? Как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребенком. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к еще большему снижению физического и психического тонуса, а следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается замкнутый круг - дополнительные занятия приводят к еще большей школьной неуспеваемости.
Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты -ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту «загнанной лошади», когда пришпоривание, т. е. введение ноотропных препаратов, уже не дает нужного результата, так как компенсаторные, энергетические возможности головного мозга уже истощились. Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.
Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга - пластичности. Пластичность мозга - это способность его изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных). Такими воздействиями могут быть перенесенные заболевания и повреждения головного мозга либо тренировка и научение. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное ее проявление при повреждении мозга - регенерация.
Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя оставшиеся в живых соседние клетки, которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. На микроуровне в результате пластичности происходят изменения в самих нервных клетках и в их синапсах (соединениях), а также увеличивается количество отростков клеток головного мозга (серое вещество) и количество связей между ними.
Пластичность является основой обучения, развития и совершенствования. Ведь именно количество отростков и связей влияют на процесс приспособления, развития внимания, памяти и мышления. У новорожденного ребенка мозг гораздо меньше, чем у взрослого человека, но со временем размеры нейронов мозга увеличиваются, а характер нервных связей усложняется по мере обучения ребенка различным навыкам.
Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания.
Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга.
Диагноз ЗПР - сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть это «клеймо», порой своими действиями лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно вовремя прийти к специалисту.
Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребенок здоров и благополучен и в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальному» поведению.
Что же является причиной такого отставания ребенка от своих сверстников?
Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И тем не менее встречается много школьников с задержкой психического развития.
Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни. Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.
В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.
В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития: конституционального, психологического, телесного и мозгового происхождения.
При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития, т. е соответствует развитию детей более младшего возраста.
Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом.
Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. В условиях безнадзорности (гипоопека) может формироваться явления психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность).
Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию формируются черты эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.
Задержка психического развития телесного происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные пороки развития внутренних органов и т. д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость.
Главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы.
И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Причинами ее возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, которая формируется вследствии патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесенных на первых годах жизни.
Головной мозг ребенка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между нервными клетками. Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает структурно-функциональную неполноценность тех или иных систем.
По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных этапов развития: ребенок позже, чем в норме, начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса). У ребенка отсутствует живость, яркость эмоций. Внушаемость выражена особенно сильно, имеется элемент некритичности. Для игры характерны бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие.
Нарушения познавательной деятельности при этом типе ЗПР обусловлены недостаточностью памяти, внимания, медлительностью. Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребенка и услышав о задержке психического развития их любимого чада? Как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребенком. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к еще большему снижению физического и психического тонуса, а следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается замкнутый круг - дополнительные занятия приводят к еще большей школьной неуспеваемости.
Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты -ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту «загнанной лошади», когда пришпоривание, т. е. введение ноотропных препаратов, уже не дает нужного результата, так как компенсаторные, энергетические возможности головного мозга уже истощились. Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.
Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга - пластичности. Пластичность мозга - это способность его изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных). Такими воздействиями могут быть перенесенные заболевания и повреждения головного мозга либо тренировка и научение. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное ее проявление при повреждении мозга - регенерация.
Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя оставшиеся в живых соседние клетки, которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. На микроуровне в результате пластичности происходят изменения в самих нервных клетках и в их синапсах (соединениях), а также увеличивается количество отростков клеток головного мозга (серое вещество) и количество связей между ними.
Пластичность является основой обучения, развития и совершенствования. Ведь именно количество отростков и связей влияют на процесс приспособления, развития внимания, памяти и мышления. У новорожденного ребенка мозг гораздо меньше, чем у взрослого человека, но со временем размеры нейронов мозга увеличиваются, а характер нервных связей усложняется по мере обучения ребенка различным навыкам.
Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания.
+13 |
![]() |
33 комментария |
Комментарии
Какое "клеймо"? О чем вы? Нам вот врач квалифицированная дура попалась, уверенная что она и есть последняя инстанция в жизни нашего сына....Не верить диагнозу врача сразу и безоговорочно, вот чему надо учить родителей, а не стесняться написанного корявым почерком на листочке...
А что нужно закрыть глаза на то, что у ребенка ЗПР или другое нарушение ? Не заниматься с ним? Или искать врача, который ничего не будеть видеть, замечать, поставит тот диагноз, которвый понравится маме?
Не придирайтесь к словам. Смысл не в этом.
А уж учить родителей что нужно, а что нет, лично я. не собираюсь.
Будьте любезны постарайтесь быть более корректной не только когда это касается вашего ребенка но и всех остальных детей с диагнозом или без оного....
Кстати вы совсем не так истолковали то что написала я! Если диагноз правильный, лечение необходимо, но в правильности диагноза и его подтверждении, проконсультироваться у еще нескольких специалистов лишним никогда не будет, а то ведь можно и залечить.....
Вам всего наилучшего....
Или стесняться диагноза?
Не ищите того, чего нет.
или "клейма"....
↑ Перейти к этому комментарию
Если грамотно поставлено, то все по существу.
Есть хорошая книжка Филичевой, Жуковой и еще один автор, не помню. называется "Логопедия от а до я" Сейчас переиздали. Ее еще в 70-х годах издавали. Там для детей с нарушениями слуха тоже есть что почитать. Вот там написано, что ноотропы нужно принимать не для того, что бы ну грубо говоря, появилось новое. А после того, как ребенок что-то научился.
Читала про поведению прям мой Ромка теперь ещё больше боюсь
Пойдет в сад, с ним начнут заниматься. Вы же не сидите сложа руки!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: