Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

ЗПР

НЕ В НОГУ СО СВЕРСТНИКАМИ


Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга.

Диагноз ЗПР - сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть это «клеймо», порой своими действиями лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно вовремя прийти к специалисту.

Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания. Кажется, что ребенок здоров и благополучен и в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом норме, но он с трудом обучается в школе, постоянно конфликтует с окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальному» поведению.

Что же является причиной такого отставания ребенка от своих сверстников?

Канули в Лету многодетные семьи, когда у родителей не доходили руки до занятий с детьми. Скорее наоборот: никогда за всю историю человечества родители не уделяли так много внимания детям как в наше время. И тем не менее встречается много школьников с задержкой психического развития.

Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые болезни в первые годы жизни. Повреждающий фактор действует на ранних этапах развития и приводит к задержке созревания тех или иных структур головного мозга.

В отличие от олигофрении при задержке психического развития доминируют явления не интеллектуальной, а эмоциональной незрелости, а интеллектуальные нарушения не имеют выраженного характера, а главное не носят необратимого характера.

В зависимости от преобладающей причины в настоящее время выделяют четыре формы задержки психического развития: конституционального, психологического, телесного и мозгового происхождения.

При задержке развития конституционального (наследственного) происхождения - эмоционально-волевая сфера ребенка как бы находится на более ранней возрастной ступени развития, т. е соответствует развитию детей более младшего возраста.

Характерны непосредственность и яркость эмоций, повышенный фон настроения. Эти дети чересчур подвижны, суетливы, беспечны, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом.

Задержка психического развития психологического происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. В условиях безнадзорности (гипоопека) может формироваться явления психической неустойчивости (отсутствие чувства ответственности, умения тормозить свои эмоции, импульсивность).

Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию формируются черты эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психический инфантилизм проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.

Задержка психического развития телесного происхождения обусловлена длительными заболеваниями (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные пороки развития внутренних органов и т. д). Психическое развитие этих детей тормозится главным образом стойкой астенией (слабостью), резко снижающей общий и психический тонус. Для этих детей характерны: быстрая утомляемость, рассеянность внимания, сниженная память, частая смена настроения, плаксивость, раздражительность, вспыльчивость.


Главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются не социальные факторы, а биологические механизмы.

И, наконец, задержка психического развития мозгового происхождения занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Причинами ее возникновения непосредственно является органическая незрелость головного мозга, которая формируется вследствии патологии беременности и родов, нейроинфекций, интоксикаций и травм, перенесенных на первых годах жизни.

Головной мозг ребенка интенсивно развивается, его системы постоянно усложняются, формируются связи между нервными клетками. Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга. Поэтому любое повреждение вызывает структурно-функциональную неполноценность тех или иных систем.

По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных этапов развития: ребенок позже, чем в норме, начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса). У ребенка отсутствует живость, яркость эмоций. Внушаемость выражена особенно сильно, имеется элемент некритичности. Для игры характерны бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие.

Нарушения познавательной деятельности при этом типе ЗПР обусловлены недостаточностью памяти, внимания, медлительностью. Что делают родители, столкнувшись с проблемой школьной неуспеваемости ребенка и услышав о задержке психического развития их любимого чада? Как правило, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, самостоятельно долго и много занимаются с ребенком. Дополнительные нагрузки приводят к усилению астении, к еще большему снижению физического и психического тонуса, а следовательно, усиливают рассеянность, снижение памяти. Получается замкнутый круг - дополнительные занятия приводят к еще большей школьной неуспеваемости.

Современные возможности медицинской помощи детям с задержкой психического развития также невелики. Существующие препараты -ноотропы - стимулируют познавательные функции - уменьшают явления астении, повышают психический тонус и дают положительный результат, но их частое использование также может привести к эффекту «загнанной лошади», когда пришпоривание, т. е. введение ноотропных препаратов, уже не дает нужного результата, так как компенсаторные, энергетические возможности головного мозга уже истощились. Лекарства же от незрелости эмоциональной сферы вовсе не существует. Ни одна таблетка не способна заставить сформироваться нужные связи между структурами головного мозга и выработать волю, усидчивость, смелость, активность.

Одним из последних научных достижений в изучении мозга человека является открытие особого свойства мозга - пластичности. Пластичность мозга - это способность его изменять свою структуру и функцию под влиянием длительных внешних воздействий или стимулов (зрительных, слуховых, двигательных). Такими воздействиями могут быть перенесенные заболевания и повреждения головного мозга либо тренировка и научение. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное ее проявление при повреждении мозга - регенерация.

Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя оставшиеся в живых соседние клетки, которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. На микроуровне в результате пластичности происходят изменения в самих нервных клетках и в их синапсах (соединениях), а также увеличивается количество отростков клеток головного мозга (серое вещество) и количество связей между ними.

Пластичность является основой обучения, развития и совершенствования. Ведь именно количество отростков и связей влияют на процесс приспособления, развития внимания, памяти и мышления. У новорожденного ребенка мозг гораздо меньше, чем у взрослого человека, но со временем размеры нейронов мозга увеличиваются, а характер нервных связей усложняется по мере обучения ребенка различным навыкам.


Под задержкой психического развития понимают прежде всего замедление темпа психического созревания.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам ЗПР
Тэги: ЗПРР

НЕ В НОГУ СО СВЕРСТНИКАМИ
Психическое развитие каждого ребенка протекает на фоне бурно развивающихся структур его мозга.
Диагноз ЗПР - сегодня не редкость. И родители, чьим детям его ставят, мучительно ищут способ скрыть это «клеймо», порой своими действиями лишь усугубляя состояние ребенка. А исправить ситуацию можно - нужно вовремя прийти к специалисту. Читать полностью
 

Комментарии

Vereteno
1 августа 2012 года
+1
На собственном опыте могу сказать что зачастую не ребенку надо ЗПР ставить, а врачу который этот диагноз лепит по принципу кукарекнула, а там хоть не расцветай.
ФРНК пишет:
мучительно ищут способ скрыть это «клеймо»,
Какое "клеймо"? О чем вы? Нам вот врач квалифицированная дура попалась, уверенная что она и есть последняя инстанция в жизни нашего сына....Не верить диагнозу врача сразу и безоговорочно, вот чему надо учить родителей, а не стесняться написанного корявым почерком на листочке...
ФРНК (автор поста)
1 августа 2012 года
+1
Уверяю Вас, автор этой статьи не ставит диагноз по принципу кукарекнула!
Vereteno
1 августа 2012 года
+1
А я не про всех врачей, а про одного конкретного!
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
0
Вот я и привела статью конкретного врача. Который не только ставит диагнозы. И клеймо не случайно "клеймо" .
Vereteno
2 августа 2012 года
0
ФРНК пишет:
Вот я и привела статью конкретного врача
Я так понимаю, что вашему ребенку "клеймо" она поставила правильно?
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
0
Моему ребенку поставили не клеймо. А правильный диагноз. И очень много делают для того, что бы помочь ребенку.
А что нужно закрыть глаза на то, что у ребенка ЗПР или другое нарушение ? Не заниматься с ним? Или искать врача, который ничего не будеть видеть, замечать, поставит тот диагноз, которвый понравится маме?
Не придирайтесь к словам. Смысл не в этом.
А уж учить родителей что нужно, а что нет, лично я. не собираюсь.
Vereteno
2 августа 2012 года
0
ФРНК пишет:
Моему ребенку поставили не клеймо. А правильный диагноз
А почему тогда все остальным
ФРНК пишет:
это «клеймо»,

ФРНК пишет:
Не придирайтесь к словам. Смысл не в этом.
Будьте любезны постарайтесь быть более корректной не только когда это касается вашего ребенка но и всех остальных детей с диагнозом или без оного....
Кстати вы совсем не так истолковали то что написала я! Если диагноз правильный, лечение необходимо, но в правильности диагноза и его подтверждении, проконсультироваться у еще нескольких специалистов лишним никогда не будет, а то ведь можно и залечить.....
Вам всего наилучшего....
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
0
И в чем это я такая некорректная? В статье сказано, что консультироваться с другими врачами не нужно?
Или стесняться диагноза?
Не ищите того, чего нет.
Vereteno
2 августа 2012 года
0
ФРНК пишет:
Не ищите того, чего нет.
Да чего уж тут искать, все и так вами черным по белому написано....
ФРНК пишет:
Или стесняться диагноза?
или "клейма"....
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
0
Всего хорошего.
Vereteno
2 августа 2012 года
0
Рысюха
2 августа 2012 года
0
В ответ на комментарий Vereteno
А я не про всех врачей, а про одного конкретного!

↑   Перейти к этому комментарию
Здесь в статье речь про диагноз, а вы про - качество врачей. - это немного разные вещи.
Vereteno
2 августа 2012 года
0
Рысюха пишет:
диагноз, а вы про - качество врачей.
Две стороны одной медали....
Nataliya Dushak
1 августа 2012 года
+1
Нам в детской областной психолог!!!! Просоветовала ребенка...пороть! Он не шел с ней на контакт! Тринадцать лет назад было, а я бы ее и сейчас придавила. Я консультируюсь, слушаю и отбираю. Единственно кому доверяю безоговорочно своему гинекологу.
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
0
Ее бы саму за такие советы пороть! И посмотреть, какой потом с ней контакт будет!
Рысюха
2 августа 2012 года
+1
Мне статья понравилась!
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
+1
По существу. Правда?
Рысюха
2 августа 2012 года
+1
Да.
Если грамотно поставлено, то все по существу.
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
+1
А главное, не все потеряно!
faya
2 августа 2012 года
+1
я утащила себе читать, спасибо
ФРНК (автор поста)
2 августа 2012 года
+1
faya
2 августа 2012 года
0
Ершистик
4 августа 2012 года
0
хорошая статья!
Ершистик
4 августа 2012 года
+1
Оксан, я вот прочитала и задумалась... мы уже несколько раз пили пантогам (3 или 4) и каждый раз были заметные улучшения. а вот сейчас заканчивам курс и ничего. абсолютно. то есть уже все, что можно было, пантогамом простимулировали? я и так больше не собиралась его давать, раз без толку, а по статье получается - это просто опасно может быть? или я что-то не так поняла...
ФРНК (автор поста)
4 августа 2012 года
0
Может уже и опасно. Вообще, ноотропы нужно давать под наблюдением ЭЭГ. Можно простимулировать так, что получить приступ. Стимулируется же все сразу. Точно так же как и лекарства от приступов замедляют потом все развитие.
Есть хорошая книжка Филичевой, Жуковой и еще один автор, не помню. называется "Логопедия от а до я" Сейчас переиздали. Ее еще в 70-х годах издавали. Там для детей с нарушениями слуха тоже есть что почитать. Вот там написано, что ноотропы нужно принимать не для того, что бы ну грубо говоря, появилось новое. А после того, как ребенок что-то научился.
Аметис2
4 августа 2012 года
0
Спасибо, очень полезная статья
ФРНК (автор поста)
4 августа 2012 года
0
Рада, что Вам, девочки, пригодилось!
Юлец
5 августа 2012 года
0
Спасибо Оксаночка за полезную статью написано очень грамотно.
Читала про поведению прям мой Ромка теперь ещё больше боюсь
ФРНК (автор поста)
5 августа 2012 года
0
Не бойся. У страха глаза велики.
Пойдет в сад, с ним начнут заниматься. Вы же не сидите сложа руки!
Юлец
5 августа 2012 года
0
а мы ходим в спец сад уже 3 год, а по нашим специалистам нервопотологом уже давно не ходим одно г...... говорят и не чего путного. Мы сейчас пробуем попасть в Москву всеми спосабами
ФРНК (автор поста)
5 августа 2012 года
0
Там нечего делать. В этой Москве. я там давно все отходила.
Юлец
5 августа 2012 года
0
а куда податся у нас вообще одни бездари сидят
ФРНК (автор поста)
5 августа 2012 года
0
Там тоже. Но бездари с амбициями. способные только ставить диагноз, который не обязывает ни к чему.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам