Азербайджанские музыкальные инструменты (часть 1)
Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием нашего народа, отмечаются своим богатством и разновидностью. Большинство из них были созданы в древние времена и, пройдя усовершенствование, дошли до наших дней.
Находящийся неподалеку от наскальных изображений Гобустана, которым 6 тысяч лет, «каменный бубен» использовался нашими предками в качестве музыкального инструмента. На предметах, обнаруженных во время археологических раскопок, которые проводились на территориях, где проживали азербайджанцы, встречаются рисунки музыкальных инструментов, что подтверждает их древность. Про Гобустан будет отдельный пост, поэтому только покажу фото.
Культурно-материальные образцы, произведения поэтов-классиков, средневековых музыковедов и миниатюры наших художников, настенные изображения, дневники путешественников, побывавших в наших краях, музейные коллекции дают основание утверждать, что в свое время в Азербайджане использовалось до 90 музыкальных инструментов. По современной классификации, основанной на происхождении звука, их делят на пять групп: струнные, духовые, ударные и с самозвучащие инструменты. В соответствии с данной классификацией, из распространенных в Азербайджане музыкальных инструментов - 32 струнные (26 из них играют при помощи плектора, 4- смычка, 2-палочки), 23 духовые, 16 ударные, 17 самозвучащие.
Узеир Гаджибеков писал: «Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным, дающим восточному музыкальному образованию большую широту, является тар», «самым прекрасным из мелодичных инструментов» он называл кяманчу, саз-«близким другом» ашугов, Физули называл ганун «сундуком тайн», а уд в свое время считался «королем» всех музыкальных инструментов. Все выше перечисленные струнные инструменты широко распространены и по сей день.
Тар - музыкальный инструмент азербайджанского народа с наиболее совершенным и грандиозным звучанием, на котором играют при помощи плектра. Особенность звучанию придают его части, сделанные из деревьев шелковицы, грецкого ореха и груши, внешний корпус, затянутый пленкой сердца крупного рогатого скота, число струн, различной толщины и состава, способ их крепления и разнообразие их настройки. До приобретения своего настоящего вида, тар прошел большой путь развития. Он упоминается в стихах поэтов Баба Тахира и Гатрана Табризи, живших в XI веке.
Основательное усовершенствование тара связано с именем Мирзы Садыг Асад оглы "Садыхджан", вошедшего в историю азербайджанской музыки как искусный тарист, большой мастер и новатор. В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простого народа.

Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочу добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)
Если посмотреть на тар сверху, он напоминает цифру восемь и делится на большую и малую чаши. На грифе крепятся 22 основных лада. Инструмент имеет 11 металлических струн. Они различаются по цвету: белые (изготавливаются из металла со смесью стали), желтые (из латуни) и красные (на белые струны накладывается красная или желто-латунная нить). Находящиеся в самом низу 2 парные (белая и желтая) струны, считаются основными, так как именно эти две струны озвучивают мелодию исполняемого произведения. Далее идут басовые струны, состоящие из парных струн – красной (иногда желтая) и белой (вместо нее может быть прикреплена и желтая струна), а над ними толстая струна красного цвета – бас. Над толстыми струнами крепятся две пары белых струн –зэнг (джингинэ).
Основные и звенящие струны наматываются на расположенные на головном конце шесть больших колка, а толстые на маленькие. А три толстые (аккомпанирующие) струны в зависимости от исполняемого мугама или основы лада произведения настраиваются на различную высоту. Во время игры на таре пользуются разными способами удара по струнам медиатором.
Тар-трость и саз-трость
Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана.
Работа В. Зимова. 1930
Лучший исполнитель в Азербайджане на сегодняшний день, народный артист Азербайджана Рамиз Кулиев
Молодое поколение - Хумар Гедимова

Находящийся неподалеку от наскальных изображений Гобустана, которым 6 тысяч лет, «каменный бубен» использовался нашими предками в качестве музыкального инструмента. На предметах, обнаруженных во время археологических раскопок, которые проводились на территориях, где проживали азербайджанцы, встречаются рисунки музыкальных инструментов, что подтверждает их древность. Про Гобустан будет отдельный пост, поэтому только покажу фото.

Культурно-материальные образцы, произведения поэтов-классиков, средневековых музыковедов и миниатюры наших художников, настенные изображения, дневники путешественников, побывавших в наших краях, музейные коллекции дают основание утверждать, что в свое время в Азербайджане использовалось до 90 музыкальных инструментов. По современной классификации, основанной на происхождении звука, их делят на пять групп: струнные, духовые, ударные и с самозвучащие инструменты. В соответствии с данной классификацией, из распространенных в Азербайджане музыкальных инструментов - 32 струнные (26 из них играют при помощи плектора, 4- смычка, 2-палочки), 23 духовые, 16 ударные, 17 самозвучащие.
Узеир Гаджибеков писал: «Среди музыкальных инструментов самым ценным, важным, дающим восточному музыкальному образованию большую широту, является тар», «самым прекрасным из мелодичных инструментов» он называл кяманчу, саз-«близким другом» ашугов, Физули называл ганун «сундуком тайн», а уд в свое время считался «королем» всех музыкальных инструментов. Все выше перечисленные струнные инструменты широко распространены и по сей день.

Тар - музыкальный инструмент азербайджанского народа с наиболее совершенным и грандиозным звучанием, на котором играют при помощи плектра. Особенность звучанию придают его части, сделанные из деревьев шелковицы, грецкого ореха и груши, внешний корпус, затянутый пленкой сердца крупного рогатого скота, число струн, различной толщины и состава, способ их крепления и разнообразие их настройки. До приобретения своего настоящего вида, тар прошел большой путь развития. Он упоминается в стихах поэтов Баба Тахира и Гатрана Табризи, живших в XI веке.
Основательное усовершенствование тара связано с именем Мирзы Садыг Асад оглы "Садыхджан", вошедшего в историю азербайджанской музыки как искусный тарист, большой мастер и новатор. В конце 18 века, Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простого народа.

Однажды далеко за полночь на меджлисе в караван-сарае Гарабека, Садыхджан прижав тар к груди, начал играть "Карабах шикесте", а Джаббар Гарягдыоглы стал вдохновенно петь. Проснувшиеся горожане поднимались на крыши домов и с воcxищением слушали необыкновенный голос. Люди начали стекаться к караван-сараю Гарабека. Туда прибыл и обеспокоенный полицейский начальник с казаками. Как ни старались казаки, они не могли разогнать народ. Наконец Джаббар закончил "Шикесте", и люди убедившись, что он больше не будет петь, разошлись по домам. (оффтоп: Хочу добавить, когда Джаббар Гарягдыоглы в городе Шуша давал азан(призыв на утреннюю молитву) его слышно было в Агдаме. Расстояние между городами более 30км.)
Если посмотреть на тар сверху, он напоминает цифру восемь и делится на большую и малую чаши. На грифе крепятся 22 основных лада. Инструмент имеет 11 металлических струн. Они различаются по цвету: белые (изготавливаются из металла со смесью стали), желтые (из латуни) и красные (на белые струны накладывается красная или желто-латунная нить). Находящиеся в самом низу 2 парные (белая и желтая) струны, считаются основными, так как именно эти две струны озвучивают мелодию исполняемого произведения. Далее идут басовые струны, состоящие из парных струн – красной (иногда желтая) и белой (вместо нее может быть прикреплена и желтая струна), а над ними толстая струна красного цвета – бас. Над толстыми струнами крепятся две пары белых струн –зэнг (джингинэ).
Основные и звенящие струны наматываются на расположенные на головном конце шесть больших колка, а толстые на маленькие. А три толстые (аккомпанирующие) струны в зависимости от исполняемого мугама или основы лада произведения настраиваются на различную высоту. Во время игры на таре пользуются разными способами удара по струнам медиатором.
Тар-трость и саз-трость
Государственный Музей Музыкальной Культуры Азербайджана.
Работа В. Зимова. 1930

Лучший исполнитель в Азербайджане на сегодняшний день, народный артист Азербайджана Рамиз Кулиев
Молодое поколение - Хумар Гедимова
Комментарии
и напиши как этот музыкант один с сыном на гобустанской этой скале играл. он умер уже. не помню как завут его
пысы. САбооун хейир!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: