Учительница первая моя или "старой деве" не место в школе
Думала, что это для меня уже пройденный этап жизни и больше на эту тему я думать не буду. Дочка уже в 10 классе, у сына тоже все в порядке и с учебой и с классным руководителем, со «старыми девами» покончено, но…
Наверное, нужно начать с начала. Моя дочка росла любознательным, подвижным и очень активным ребенком.
Ей все было интересно, своими бесконечными вопросами она «доставала» не только родных, но и соседей, воспитателей в д/с и просто прохожих. Благодаря любви и заботе моих родителей ее способности развивались очень активно. К 3 годам она уже бегло читала (сосед даже на камеру заснял, как она с дедулей газеты читает, т.к. детские книжечки ею были уже все прочитаны), знала все цвета, счет до 10 и обратно, дни недели, времена года, домашний адрес. Так как мы живем в небольшом городке, где все друг друга знают, то администрация школы активно «обрабатывала» меня отдать ребенка в школу с 6 лет. У меня даже мысли не возникало, что могут быть какие-либо трудности. Но, знала бы где упасть… Конечно, с учебой у нас проблем не возникало, но возникла такая проблема, через которую перешагнуть мне было не под силу. И проблема эта «учитель». Почему в кавычках, да просто назвать это учителем, язык не поворачивается. Описывать все «трудности» совместного существования с нашей первой учительницей неприятно до сих пор. Хочу привести лишь слова, которые она произнесла на последнем собрании, и которые я буду помнить всю жизнь: «…мне конечно же хотелось бы сказать, что ваши дети способные, добрые, умные. Что они хорошо воспитаны, хорошие товарищи и что мне будет жаль с ними расставаться, но я НЕ МОГУ ТАКОГО СКАЗАТЬ!....»
Сейчас, спустя уже много лет, я очень жалею о своем поступке. И о том, что отдала рано в школу и о том, что побоялась дать отпор такому учителю.
Не хватило своей мудрости и не нашлось рядом человека, который бы «наставил на путь истинный». Сколько пережил мой бедный, активный и, безусловно, талантливый ребенок. Целых четыре года у нее отбивали всю охоту к получению знаний! Получилось! А мы родители пытались сохранить «лицо» учителя, прививали уважение к ней. Сейчас моя девочка заканчивает 10 класс. Учится она и сейчас хорошо, но без желания. «Выезжает» на «4» и «5» скорее из-за своих способностей легко усваивать материал, но все как-то по инерции, без желания, без тяги к познанию… Сегодняшние ее учителя все время задают мне вопрос: «В чем причина? Ваша дочь может учиться на «отлично»». А я до сих пор не могу ничего сказать. Ведь аттестовали этого учителя на высшую категорию и никто на него не жалуется.
Глядя на младшего сына, я очень рада, что у него замечательный учитель, такой каким он должен быть – любящий детей и свою работу. Дети и родители души в ней не чают.
Хотя наш 3 класс все как на подбор – «суперэнерджайзеры». Однажды, я наблюдала такую картину. В актовом зале проходила репетиция школьного мероприятия для начальной школы. Собралось 96 детей. Шум стоял невообразимый. Классные руководители пытались докричаться до своих воспитанников. И только наш 3 «б» (24 «суперэнерджайзера») тихо и спокойно строились парами. Учитель при этом не раскрыл рта, молча, одним только взглядом она дала команду построиться. Я была поражена такому взаимопониманию.
Можно было бы благополучно забыть про существование этой дамы, если бы не знакомые, чьи дети тоже доросли до школы. Обсуждать кого-либо не в моем характере, но когда мои знакомые спрашивали к какому учителю отдать ребенка, я без комментариев, только не к Н.В. (наша бывшая первая учительница). К сожалению, выбор в нашем городке невелик школа одна и, как правило, 2 класса на параллели. Учителю с высшей квалификационной категорией достаются «благополучные» дети. Когда встал вопрос когда отдавать в школу младшего сына, мы с мужем не раздумывая отдали его с 6 лет (только бы не попасть снова к Н.В.). А дети моих подруг как раз к попали к Н.В. Можно было бы предположить, что отношения не сложились только у моей дочери с Н.В., но как не печально, слушая рассказы моих подруг, я вижу, что ситуация не только повторяется, но становится хуже.
Буквально вчера, после родительского собрания одна из моих подруг, находясь под впечатлением, позвонила мне и в течение часа «делилась пережитым». Только одну из цитат услышанных ею на собрании от учителя я хочу привести: «Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка». Эти слова принадлежат известному советскому педагогу В.А.Сухомлинскому.
Что можно сказать… Подруга нашла эту цитату в первоисточнике и тоже «запомнила на всю жизнь». Оказалось, что она совершенно вырвана из контекста и приобрела совершенно иной смысл. Хотя теперь стала очень четко отражать сущность Н.В., ее отношение к детям.
У меня никогда не было предвзятого отношения к так называемым «старым девам», скорее наоборот. Но глядя на таких как наша первая учительница складывается такое суждение.
Конечно, многие могут возразить, что профессия педагога не престижна, мало оплачиваема (может быть, но не в нашем случае. Наша школа ведомственная и з/плата у наших учителей очень достойная), утрачено былое уважение к учителю, современные дети слишком эмансипированны и т.д. Не буду с этим спорить, но если ты работаешь по призванию, если ты любишь детей, то тебя будут уважать и любить и дети и их родители. И есть пример (о нем я писала выше).
У меня нет совета как жить и бороться с такими "учителями". Я лишь хочу пожелать, чтобы на жизненном пути ваших детей встретился такой педагог, которого с восхищением, благодарностью и трепетом можно назвать Учителем с большой буквы!

Наверное, нужно начать с начала. Моя дочка росла любознательным, подвижным и очень активным ребенком.


Ей все было интересно, своими бесконечными вопросами она «доставала» не только родных, но и соседей, воспитателей в д/с и просто прохожих. Благодаря любви и заботе моих родителей ее способности развивались очень активно. К 3 годам она уже бегло читала (сосед даже на камеру заснял, как она с дедулей газеты читает, т.к. детские книжечки ею были уже все прочитаны), знала все цвета, счет до 10 и обратно, дни недели, времена года, домашний адрес. Так как мы живем в небольшом городке, где все друг друга знают, то администрация школы активно «обрабатывала» меня отдать ребенка в школу с 6 лет. У меня даже мысли не возникало, что могут быть какие-либо трудности. Но, знала бы где упасть… Конечно, с учебой у нас проблем не возникало, но возникла такая проблема, через которую перешагнуть мне было не под силу. И проблема эта «учитель». Почему в кавычках, да просто назвать это учителем, язык не поворачивается. Описывать все «трудности» совместного существования с нашей первой учительницей неприятно до сих пор. Хочу привести лишь слова, которые она произнесла на последнем собрании, и которые я буду помнить всю жизнь: «…мне конечно же хотелось бы сказать, что ваши дети способные, добрые, умные. Что они хорошо воспитаны, хорошие товарищи и что мне будет жаль с ними расставаться, но я НЕ МОГУ ТАКОГО СКАЗАТЬ!....»

Сейчас, спустя уже много лет, я очень жалею о своем поступке. И о том, что отдала рано в школу и о том, что побоялась дать отпор такому учителю.

Не хватило своей мудрости и не нашлось рядом человека, который бы «наставил на путь истинный». Сколько пережил мой бедный, активный и, безусловно, талантливый ребенок. Целых четыре года у нее отбивали всю охоту к получению знаний! Получилось! А мы родители пытались сохранить «лицо» учителя, прививали уважение к ней. Сейчас моя девочка заканчивает 10 класс. Учится она и сейчас хорошо, но без желания. «Выезжает» на «4» и «5» скорее из-за своих способностей легко усваивать материал, но все как-то по инерции, без желания, без тяги к познанию… Сегодняшние ее учителя все время задают мне вопрос: «В чем причина? Ваша дочь может учиться на «отлично»». А я до сих пор не могу ничего сказать. Ведь аттестовали этого учителя на высшую категорию и никто на него не жалуется.
Глядя на младшего сына, я очень рада, что у него замечательный учитель, такой каким он должен быть – любящий детей и свою работу. Дети и родители души в ней не чают.

Хотя наш 3 класс все как на подбор – «суперэнерджайзеры». Однажды, я наблюдала такую картину. В актовом зале проходила репетиция школьного мероприятия для начальной школы. Собралось 96 детей. Шум стоял невообразимый. Классные руководители пытались докричаться до своих воспитанников. И только наш 3 «б» (24 «суперэнерджайзера») тихо и спокойно строились парами. Учитель при этом не раскрыл рта, молча, одним только взглядом она дала команду построиться. Я была поражена такому взаимопониманию.
Можно было бы благополучно забыть про существование этой дамы, если бы не знакомые, чьи дети тоже доросли до школы. Обсуждать кого-либо не в моем характере, но когда мои знакомые спрашивали к какому учителю отдать ребенка, я без комментариев, только не к Н.В. (наша бывшая первая учительница). К сожалению, выбор в нашем городке невелик школа одна и, как правило, 2 класса на параллели. Учителю с высшей квалификационной категорией достаются «благополучные» дети. Когда встал вопрос когда отдавать в школу младшего сына, мы с мужем не раздумывая отдали его с 6 лет (только бы не попасть снова к Н.В.). А дети моих подруг как раз к попали к Н.В. Можно было бы предположить, что отношения не сложились только у моей дочери с Н.В., но как не печально, слушая рассказы моих подруг, я вижу, что ситуация не только повторяется, но становится хуже.
Буквально вчера, после родительского собрания одна из моих подруг, находясь под впечатлением, позвонила мне и в течение часа «делилась пережитым». Только одну из цитат услышанных ею на собрании от учителя я хочу привести: «Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка». Эти слова принадлежат известному советскому педагогу В.А.Сухомлинскому.

Что можно сказать… Подруга нашла эту цитату в первоисточнике и тоже «запомнила на всю жизнь». Оказалось, что она совершенно вырвана из контекста и приобрела совершенно иной смысл. Хотя теперь стала очень четко отражать сущность Н.В., ее отношение к детям.
У меня никогда не было предвзятого отношения к так называемым «старым девам», скорее наоборот. Но глядя на таких как наша первая учительница складывается такое суждение.
Ирина Млодик в книге «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога» пишет: «В психотерапии есть правило (особенно в цивилизованных странах): тебя допускают до работы с другими людьми только при условии, что ты сам провел в роли клиента определенное количество часов. То есть у тебя была возможность не только прочувствовать процесс психотерапии на себе, но и появилась уверенность, что твои собственные процессы, мотивы, особенности теперь исследованы и осознаны. Как жаль, что для учителей нет подобных тренингов. Хотя элементарная привычка к саморефлексии, на мой взгляд, совершенно необходима для учительской деятельности.
Ведь педагогика – это наука о взаимовлиянии, наряду с психологией и другими профессиями, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом происходит в школе. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. Ответственность каждого в этом процессе – осознавать степень и характер своего влияния.
Находясь в контакте с ребенком, каждый человек, не только учитель, всегда ненамеренно актуализирует в себе некоторый прежний опыт. Во-первых, это опыт собственного детства. Каким вы были ребенком, чего боялись, что любили, сколько свободы и любви вам было предоставлено, чего не доставало – все это непременно отразится на контакте с другим ребенком. Необязательно плохо, но как-то отразится. Все дело в осознавании этого «как-то».
Кроме того, совершенно неизбежно в вас актуализируется и родительский опыт, модели воспитания, которые применяли ваши родители и те модели, которые используете вы в воспитании собственных детей. Это также непременно отразится на построении ваших взаимоотношений с ребенком. Присовокупите сюда ваш травматический опыт, полученный в каком угодно возрасте и в любой ситуации: насилия, унижения, неудачи, потери, нереализованности в чем-то. А также добавьте ваши тревоги, страхи, низкую самооценку, неуверенность в себе, и вы поймете, в какой огромной мере ваш контакт с ребенком определяется не вашим свободным выбором, а неосознанными фантомами прошлого.»
Конечно, многие могут возразить, что профессия педагога не престижна, мало оплачиваема (может быть, но не в нашем случае. Наша школа ведомственная и з/плата у наших учителей очень достойная), утрачено былое уважение к учителю, современные дети слишком эмансипированны и т.д. Не буду с этим спорить, но если ты работаешь по призванию, если ты любишь детей, то тебя будут уважать и любить и дети и их родители. И есть пример (о нем я писала выше).
У меня нет совета как жить и бороться с такими "учителями". Я лишь хочу пожелать, чтобы на жизненном пути ваших детей встретился такой педагог, которого с восхищением, благодарностью и трепетом можно назвать Учителем с большой буквы!

+143 |
![]() |
154 комментария |
Комментарии
вся школьная администрация, психолог наседали на меня, говорили, что ей потом будет неинересно учится, т.к. она уже опережает в развитии своих ровесников (это я потом уже поняла, что им просто не хватало детей, для одного класса много, а для двух не хватало). Хотя в 1 классе ей действительно было не очень интересно, учили тому, что она уже знала.
Да, мне не встречались, ноя слышала очень трогательные истории от знакомых о таких учителях!
Да, мне не встречались, ноя слышала очень трогательные истории от знакомых о таких учителях!
↑ Перейти к этому комментарию
именно это помогло нашей старшей))
↑ Перейти к этому комментарию
Вот поэтому я буду ребенку с раннего детства объяснять, что уважение нужно заслужить, что оно не возникает априори с количеством прожитых лет.
↑ Перейти к этому комментарию
вот уже сейчас думаю и высчитываю, чтобы младшая не попала к учителю старшей))
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, у неё сейчас за плечами сельхозтехникум, а у меня машиностроительный техникум и 2 института.
Знаете, нервная система гораздо важнее, чем сильный учитель в плане требований к детям и в плане подачи нового материала.
↑ Перейти к этому комментарию
А это не умно.
Я как-то пришла нашей учительнице в первом классе и говорю: "Почему на тетрадях пишут "г. СергиевА ПосадА", вот Розенталь, не склоняется название нашего города." А она мне говорит: "Эх, эх, эх, я-то об этом знаю, Вы вот тоже, но в начале года нас собрала директор и заявила, что по новым правилам: если пишем "г.", то склоняем, а если пишем "города", то не склоняем, и обязала нас всех подписывать детям тетради именно так."
Кстати, у неё сейчас за плечами сельхозтехникум, а у меня машиностроительный техникум и 2 института.
Знаете, нервная система гораздо важнее, чем сильный учитель в плане требований к детям и в плане подачи нового материала.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А на выпускном эта мадам заявила: оооой, а как славненько Инга коленкой дрыгает, когда нервничает. Я специально ее спрашивала все трудное, чтобы она опять так сделала
В тот момент меня просто физически в сторону от нее отвели.
Кстати, коленкой я до сих пор дрыгаю. Когда нервничаю. Миленько так.
(справедливости ради должна сказать, что знания я у нее получила на 5 с плюсом. Да что там - с тремя плюсами)
Хорошие и плохие учителя встречаются в абсолютно всех возрастных категориях и с разным семейным статусом.
С этим никто не спорит, мы это обсудили уже выше.
Учителям, не считающим детей за людей, не место в школе. Без вариантов. А разделение на старых и не старых дев ничем не оправдано.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: