О школе начальной замолвите слово...
Не выдержала душа поэта 
О школе. Начальной. И новых программах.
Увидела я тут в одном посте фразу, которая меня зацепила.
"С одной стороны, когда делать нечего, то чего же их и не потренировать... А с другой стороны, когда ребенку надо именно знания давать, а не лабуду всякую..."
М-да... Лабуда...
А речь, между прочим, шла о развитии логического и абстрактного мышления.
Для справки: именно в 6-7 лет у детей начинают формироваться словесно-логическое и абстрактное мышление, и успешность обучения в школе зависит от их уровня развития. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Так что понимать под знаниями? Что значит "учитель должен учить"?
Моё искреннее убеждение, что учитель должен учить думать.
Например, я достаточно давно не решала задач по физике из институтской программы. Соответственно, я не помню наизусть все формулы, только основные. Но... Я умею анализировать условия задачи, а значит я могу понять, какие формулы понадобятся для решения, я знаю, в каких случаях они применимы и в каком справочнике их искать.
Конечно, база необходима. Но это действительно должна быть база, а не Большая Советская Энциклопедия наизусть. И эту базу надо
уметь применять. То, что я вижу в большинстве современных программ для начальной школы, - это именно попытка сместить "центр тяжести" в сторону применения знаний. И это хорошо, потому что иначе получается ученик-"автоответчик".
Ещё я убеждена в том, что учиться должно быть интересно. Так вот, учебники моей дочери гораздо интереснее тех, что были у меня. Интереснее сами задания, интереснее их подача и оформление.
Почему же мы так боимся этих самых новых программ?
Боимся, что не сможем помочь и объяснить дитятку "по-новомодному".
Боимся, того, что придётся что-то делать вместе с ребёнком. Тратить время. А времени у нас, родителей, мало.
Хотя мне, например, нравится готовить с моей первоклассницей "проекты", нравится помогать ей придумать, как сделать её работу особенной и не похожей на другие. Опять же, это просто интересно.
Ещё часто читаю в постах мам первоклассников: сейчас учёба "галопам по европам". Но признайтесь честно, кому нравилось первые полгода писать палочки-крючочки или складывать 1+2. Я из тех, кому откровенно не нравилось.
Вот здесь в альбоме итоговая комплексная работа за 1 класс. По-моему, ничего сверхъестественного.
https://www.stranamam.ru/album/2895801/
Чем больше я читаю постов об учёбе в школе (особенно в начальной), тем меньше понимаю в чём родители нынешних школьников видят смысл учения...
И зачастую дело в пресловутом "А вот нас... (вставить подходящее по теме выражение), и ничего, выросли. И не хуже нынешних!" Мы привыкли, в большинстве своём, именно к шаблонам. Как это, учится может быть интересно, если родитель 10 лет в школе "отбывал наказание"... Как это на истории пытаться найти причинно-следственные связи событий, если родитель заучивал наизусть даты и пересказывал параграфы... Какие это домашние опыты по природоведению, если для родителя это вообще так себе предмет... Какой это анализ условия задачи, если родитель искал знакомые буковки и заменял их на знакомые циферки... И начинаем подсознательно внушать ребёнку, что учиться-то ему бедному тяжело, раньше было лучше-легче и вообще...
Я не хочу сказать, что сейчас все программы замечательные или раньше программа была плохой. Нет. Тем более, что хороший педагог при любой программе даёт то и так, как считает нужным и лучшим для учеников. Я хочу сказать, что лично у меня часто складывается впечатление, что родители сами себя накручивают, а это не столько сложно, сколько просто ново и отличается от привычного и виденного-выученного в "пионерском" детстве.

О школе. Начальной. И новых программах.
Увидела я тут в одном посте фразу, которая меня зацепила.
"С одной стороны, когда делать нечего, то чего же их и не потренировать... А с другой стороны, когда ребенку надо именно знания давать, а не лабуду всякую..."
М-да... Лабуда...
А речь, между прочим, шла о развитии логического и абстрактного мышления.
Для справки: именно в 6-7 лет у детей начинают формироваться словесно-логическое и абстрактное мышление, и успешность обучения в школе зависит от их уровня развития. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Так что понимать под знаниями? Что значит "учитель должен учить"?
Моё искреннее убеждение, что учитель должен учить думать.
Например, я достаточно давно не решала задач по физике из институтской программы. Соответственно, я не помню наизусть все формулы, только основные. Но... Я умею анализировать условия задачи, а значит я могу понять, какие формулы понадобятся для решения, я знаю, в каких случаях они применимы и в каком справочнике их искать.
Конечно, база необходима. Но это действительно должна быть база, а не Большая Советская Энциклопедия наизусть. И эту базу надо
уметь применять. То, что я вижу в большинстве современных программ для начальной школы, - это именно попытка сместить "центр тяжести" в сторону применения знаний. И это хорошо, потому что иначе получается ученик-"автоответчик".
Ещё я убеждена в том, что учиться должно быть интересно. Так вот, учебники моей дочери гораздо интереснее тех, что были у меня. Интереснее сами задания, интереснее их подача и оформление.
Почему же мы так боимся этих самых новых программ?
Боимся, что не сможем помочь и объяснить дитятку "по-новомодному".
Боимся, того, что придётся что-то делать вместе с ребёнком. Тратить время. А времени у нас, родителей, мало.
Хотя мне, например, нравится готовить с моей первоклассницей "проекты", нравится помогать ей придумать, как сделать её работу особенной и не похожей на другие. Опять же, это просто интересно.
Ещё часто читаю в постах мам первоклассников: сейчас учёба "галопам по европам". Но признайтесь честно, кому нравилось первые полгода писать палочки-крючочки или складывать 1+2. Я из тех, кому откровенно не нравилось.
Вот здесь в альбоме итоговая комплексная работа за 1 класс. По-моему, ничего сверхъестественного.
https://www.stranamam.ru/album/2895801/
Чем больше я читаю постов об учёбе в школе (особенно в начальной), тем меньше понимаю в чём родители нынешних школьников видят смысл учения...
И зачастую дело в пресловутом "А вот нас... (вставить подходящее по теме выражение), и ничего, выросли. И не хуже нынешних!" Мы привыкли, в большинстве своём, именно к шаблонам. Как это, учится может быть интересно, если родитель 10 лет в школе "отбывал наказание"... Как это на истории пытаться найти причинно-следственные связи событий, если родитель заучивал наизусть даты и пересказывал параграфы... Какие это домашние опыты по природоведению, если для родителя это вообще так себе предмет... Какой это анализ условия задачи, если родитель искал знакомые буковки и заменял их на знакомые циферки... И начинаем подсознательно внушать ребёнку, что учиться-то ему бедному тяжело, раньше было лучше-легче и вообще...
Я не хочу сказать, что сейчас все программы замечательные или раньше программа была плохой. Нет. Тем более, что хороший педагог при любой программе даёт то и так, как считает нужным и лучшим для учеников. Я хочу сказать, что лично у меня часто складывается впечатление, что родители сами себя накручивают, а это не столько сложно, сколько просто ново и отличается от привычного и виденного-выученного в "пионерском" детстве.
Комментарии
Я благодарна своим родителям, и учителям, которые учили думать, а не заучивать.
И Вы знаете,
Вот это мне очень знакомо.
У дочки в классе из 27 человек откровенно не тянет всего один ребёнок, которого зачем-то отправили в школу сразу, как только исполнилось 6 лет. Очень уж хотели именно к этому учителю, видимо. Так он даже не столько не может, сколько не хочет, поскольку не очень понимает, что вообще делает в школе. Так что в данном конкретном случае дело точно не в программе, а в общем настрое. Например, вчера у нас был "День здорового смеха" (объединили 1 апреля со Всемирным днём здоровья), так этот ребёнок после первой эстафеты подошёл к папе и сказал, что участвовать больше не хочет, потому что это тяжело.
Что касается качества знаний, об этом пока трудно судить. Но подача материала в некоторых случаях мне кажется более логичной и продуманной, чем я помню по своему детству. Есть, конечно, и "косяки". Меня, например, учебник по "Окружающему миру" периодически выводит из равновесия. Но тут вот какой затык - автор этого учебника тот же, что и много лет назад
Во-вторых, родительский перфекционизм надо засовывать далеко-далеко. А не заставлять переписывать по 6 раз, чтоб было красиво, как это делают многие.
Во-вторых, родительский перфекционизм надо засовывать далеко-далеко. А не заставлять переписывать по 6 раз, чтоб было красиво, как это делают многие.
↑ Перейти к этому комментарию
Во-вторых, родительский перфекционизм надо засовывать далеко-далеко. А не заставлять переписывать по 6 раз, чтоб было красиво, как это делают многие.
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочь буквы в словах хронически пропускает. Как выяснилось - спазм сосудов головного мозга. Сказали, что пока сосуды как надо не заработают, согласия между головой и руками не будет, и будут буквы пропускаться. Ну и чего мне биться за эту аккуратность, если мне ноотропы надо подбирать?
Вам аккуратные тетрадки или незагубленная любовь к познанию нового?
Вам списать без ошибок или здоровый ребенок?
Я б по поводу рассеянности сосуды бы проверяла, может, пачка нейромультивита решит дело.
Люди разные. Не все должны быть аккуратными. Не у всех в тетрадке все по линеечке. Не ломайте характер. Пусть мечтает.
По поводу мечтательности один священник мне как-то сказал: "Построили замок на песке? Не бойтесь! Подводите фундамент".
↑ Перейти к этому комментарию
Одно дело, если грязно, потому что сделано на "отвяжись". И тогда стоит думать, как ребёнка смотивировать.
Совсем другое, если старается, но не получается. Тогда надо искать причину почему не получается.
А переписывать по несколько раз... Ну вот у моей лично с каждым разом будет только хуже, потому что она устаёт с каждым разом всё больше, а интерес к заданию становится всё меньше. К тому же, она начинает злиться на себя, за то, что не может написать без помарок. Поэтому никогда не заставляю переписывать. Но она иногда может зачеркнуть и сделать снова по своей инициативе, особенно если что-то глобально напортачила в самом начале.
↑ Перейти к этому комментарию
А еще я ей купила стирающиеся ручки и часть заданий она делала этими ручками.
Когда можно стереть, а не переписывать всё идет гораздо проще и веселее.
выглядят вот так:
http://www.syvenirka.ru/new/images/PaperMate/P2953104.jpg
Вообще это европейская практика, которая себя полностью оправдывает. Казалось бы, при возможности стирания ребенок будет стараться гораздо меньше. А на самом деле полностью уходит стресс от боязни совершения ошибки и последующей необходимости переделывать. И результат намного-намного лучше и устойчивей.
Наша учительница сама предложила писать карандашами, кому-то нравится сам процесс - приятнее карандашом (это моей так, она до сих пор иностранный язык в тетради карандашом делает), кто-то писал, чтобы можно было легко ошибки исправить.
Если ребенок настолько чумазит в тетради, не добавляйте ему стресса с переписыванием. Либо договоритесь с учителем на карандаш, либо купите стирающуюся ручку. Подстройте мир под ребенка. пока он мал это еще вполне реально.
А еще я ей купила стирающиеся ручки и часть заданий она делала этими ручками.
Когда можно стереть, а не переписывать всё идет гораздо проще и веселее.
↑ Перейти к этому комментарию
Мы тоже карандашом пишем)) надо попробовать цветными! Спасибо за идею!
ручки стираемые тоже есть 3-х основных цветов.
↑ Перейти к этому комментарию
Кроме того, как правильно написала Маша, ещё родители-бабушки-дедушки проявляют иногда недюжинное рвение - черновик-чистовик-переписывать пока не достигнешь идеала. А то, что после черновика у ребёнка сил, а главное интереса, на чистовик не хватает - это он просто не старается. И тезис "учёба должна быть в удовольствие" придумали лодыри.
И ещё момент: конечно, если до школы ребёнок жил абсолютно в другом режиме, то адаптироваться ему сложнее. Ну и есть просто быстро устающие и/или часто болеющие дети.
Часто недовольство вызывают задания, предполагающие участие или помощь родителей. Лично меня они не возмущают, если не подразумевают "сделать за ребёнка". А "сделать вместе с ребёнком" - почему нет, обычно это только всей семье на пользу
У дочки в классе из 27 человек откровенно не тянет всего один ребёнок, которого зачем-то отправили в школу сразу, как только исполнилось 6 лет. Очень уж хотели именно к этому учителю, видимо. Так он даже не столько не может, сколько не хочет, поскольку не очень понимает, что вообще делает в школе. Так что в данном конкретном случае дело точно не в программе, а в общем настрое. Например, вчера у нас был "День здорового смеха" (объединили 1 апреля со Всемирным днём здоровья), так этот ребёнок после первой эстафеты подошёл к папе и сказал, что участвовать больше не хочет, потому что это тяжело.
Что касается качества знаний, об этом пока трудно судить. Но подача материала в некоторых случаях мне кажется более логичной и продуманной, чем я помню по своему детству. Есть, конечно, и "косяки". Меня, например, учебник по "Окружающему миру" периодически выводит из равновесия. Но тут вот какой затык - автор этого учебника тот же, что и много лет назад
↑ Перейти к этому комментарию
У дочки в классе из 27 человек откровенно не тянет всего один ребёнок, которого зачем-то отправили в школу сразу, как только исполнилось 6 лет. Очень уж хотели именно к этому учителю, видимо. Так он даже не столько не может, сколько не хочет, поскольку не очень понимает, что вообще делает в школе. Так что в данном конкретном случае дело точно не в программе, а в общем настрое. Например, вчера у нас был "День здорового смеха" (объединили 1 апреля со Всемирным днём здоровья), так этот ребёнок после первой эстафеты подошёл к папе и сказал, что участвовать больше не хочет, потому что это тяжело.
Что касается качества знаний, об этом пока трудно судить. Но подача материала в некоторых случаях мне кажется более логичной и продуманной, чем я помню по своему детству. Есть, конечно, и "косяки". Меня, например, учебник по "Окружающему миру" периодически выводит из равновесия. Но тут вот какой затык - автор этого учебника тот же, что и много лет назад
↑ Перейти к этому комментарию
У дочки в классе из 27 человек откровенно не тянет всего один ребёнок, которого зачем-то отправили в школу сразу, как только исполнилось 6 лет. Очень уж хотели именно к этому учителю, видимо. Так он даже не столько не может, сколько не хочет, поскольку не очень понимает, что вообще делает в школе. Так что в данном конкретном случае дело точно не в программе, а в общем настрое. Например, вчера у нас был "День здорового смеха" (объединили 1 апреля со Всемирным днём здоровья), так этот ребёнок после первой эстафеты подошёл к папе и сказал, что участвовать больше не хочет, потому что это тяжело.
Что касается качества знаний, об этом пока трудно судить. Но подача материала в некоторых случаях мне кажется более логичной и продуманной, чем я помню по своему детству. Есть, конечно, и "косяки". Меня, например, учебник по "Окружающему миру" периодически выводит из равновесия. Но тут вот какой затык - автор этого учебника тот же, что и много лет назад
↑ Перейти к этому комментарию
Плюс смотри: сознание отстает на полвека точно, а скорость изменения окружающей реальности растет если не по экспоненте, но уж с геометрической прогрессией точно. И если сравнивать реальность детства наших мам и бабушек зоть как-то можно, то сравнивать реальность нашу и наших детей просто невозможно. Но взрослым это понять трудно.
Скажем, просто количество информации вокруг в разы увелчилось. Муж рассказывал: "Я делал уроки, потому что просто больше нечем было заняться. 4 канала, а посмотреть можно ровно один фильм вечером. Все. Я делал уроки и читал книги". Я смотрю на своих детей - развивающие мультики, айпад, комп, мобильники, микроволновка, даже тупо пульт от телевизора - они всем этим активно пользуются. Но для освоения всего этого им нужно израсходовать какую-то часть своего сознания, которая раньше расходовалась на другое.
Я на этой неделе ещё не признавалась тебе в любви?
В начальной школе я была рада, что у нас современный учитель, и математику дети учат не по учебнику, а по "продвинутому" Петерсону. Да, чуть сложнее, но интересно, красочно, рабочие тетради... Хотя большинство родителей рыдало от Петерсона горькими слезами. Это было сложнее, чем в нашем детстве, непонятнее, и родителям действительно не хотелось напрягаться, чтобы помочь и объяснить.
В пятом классе перешли на обычную программу. Те, кто рыдал, были на седьмом небе от счастья - дети, получавшие по математике от силы 7 баллов, стали получать 10-11. То, что весь пятый классы мы просто "прокатились" на полученных ранее знаниях, никто не задумывался. А еще через год выяснилось, что после красочного Петерсона дети не умеют правильно записывать условия и решения задач в тетради. Из серии: "дано - найти - формула - решение - ответ". Потому что в Петерсоне "дано-найти" было нарисовано, формула - где-нибудь на соседней странице, и поля для решения и ответа. Второй год боремся. Учителя со своей стороны, я, как мама - со своей.
С другой стороны, я искренне не понимаю, зачем детям в 3-м классе неспециализированной школы делать презентации в программе Microsoft Office (пару дней назад одна из мам просила совета по работе с этой программой). Если в школьной программе нет урока, на котором учат работать с этим программным обеспечением, то как можно требовать (или даже просить) домашнее задание в таком виде? Сразу понятно, что выполнять его будут либо родители, либо родственники. Либо в школе надеются, что малышей с детского сада обучают офисному пакету - а это ведь даже не азы работы с компьютером!
И третье. Тестовые задания. Такие, как Вы выложили в альбоме. Да, красиво. Вот только где уверенность, что начиная со второй (и даже с первой) страницы ученик будет выполнять эти задания, действительно над ними задумываясь, а не "методом научного тыка"?
Не скажу, что она мне нравится абсолютно всем, но в целом она неплохая.
Как учитель среднего звена, считаю, что проще переучить записывать условия задачи (тем более, что это итак приходится делать), чем биться с тем, что дети эти условия начали анализировать. Запись условий у Петерсон вынуждает детей (по крайней мере, большинство) думать перед составлением схемы. А переписывая из условий задачи "у Иры было 4 цветка, у Светы на 5 больше", думать не обязательно. Этот подход они переносят потом и в среднюю школу: абсолютно не вникая в суть, переносят в тетрадь циферки. Не все, но многие.
По моему опыту, дети, учившиеся по Петерсон, Занкову, другим развивающим методикам, умеют думать гораздо чаще.
А чтобы не было такого резкого перехода между начальным и средним звеном, можно только условие задачи записывать схемой, а решение и ответ традиционно. У нашего учителя именно такой подход.
А этого нет в программе
Ну, если бы моему ребёнку было интересно, то я бы научила её делать презентации. Сама за неё делать точно не стала бы, только помогать-подсказывать. На самом деле, ничего сложного в них нет, ребёнку в 3 классе вполне под силу. Но это только при наличии желания с его стороны.
Нет, там "метод тыка" не слишком актуален, только 3 задания из 11 - задания с выбором готового ответа, в остальных ответ необходимо написать самому. Т.е. по сути это та же проверочная работа, но задания не на доске, а у каждого ребёнка под носом + большее количество заданий за счёт сокращения записей, которые необходимо сделать ребёнку.
В принципе, идея именно комплексной работы по 4 предметам, на мой взгляд, неплоха. Весь вопрос, какие задания в неё включат. Конкретно в этой работе задания достаточно адекватные, но по-моему очень мало математики. Дочь приносила домой и другие варианты подобных тестом, так там встречались не очень корректно поставленные вопросы. В общем, поживём - увидим.
Может быть, и хотят, но сами помочь ему в этом не могут (( А пожелания учителей иногда выражены как требования...
У нас в прошлом году были тесты по четырем предметам - это было тяжело (( И опять же - вот у нас каждый год тестирования, тестирования - а вступительные в техникум устные... А у школьников нет и не будет умения готовиться к устным экзаменам и отвечать на них.
Согласна с каждым словом.
Устала уже спорить в темах про школьные задачи, да и вообще, в чем смысл обучения.
Именно что нужно учить думать, анализировать, учиться получать информацию, а не пытаться запихнуть максимум этой самой информации из расчета "когда-нибудь может и пригодится". Это было возможно полвека назад, когда информационное поле не было таким большим, но не сейчас.
Лена, почему я этого не видела раньше? )))
Приятно читать!
Получила удовольствие от проверочного итогового задания для 1 класса. Очень, на мой взгляд, грамотно и красиво оформленные задания. Нетривиальные слова, но напряжения не вызывают.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: