Домашнее обучение

Однако за последнее десятилетие резко увеличилось количество детей, обучающихся не в школах, а дома. И это не только в нашей стране. Зачастую роль педагогов в этом случае играют сами родители, что иногда приводит к неутешительному результату. Безусловно, немалую помощь им оказывают всевозможные учебные программы, передаваемые по специальным телеканалам, радиостанциям, Интернету, а также выпускаемые миллионными тиражами компакт - диски с обучающими технологиями. Если в 1994 году таких детей было 345 тысяч, то сегодня их число составляет миллион.
Основная причина в столь резком увеличении сторонников домашнего образования заключается в том, что большинство родителей уверены в больших возможностях домашнего обучения. На втором месте стоят религиозные соображения и верования. Затем следуют плохие условия образования в местных общественных школах, семейные причины и конфликтные отношения с конкретными школьными учителями. Замыкают данный список проблемы с поведением учащихся и серьезные болезни детей.
Социологические исследования показывают, что домашнее обучение обеспечивает несколько лучшую подготовку учащихся. Это подтверждают и результаты приема выпускников общественных и домашних школ в высшие учебные заведения. Нельзя также забывать, что зачастую более способный, но своеобразный ребенок может не встретить понимания со стороны учителей и соучеников. Конечно, у родителей возникают немалые трудности. Не каждому дано быть педагогом, к тому же времени на это требуется много, особенно в старших классах. Ученые пришли к выводу, что:
Выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон.
Домашние дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование.
Результаты школьников государственных школ были на 30% ниже результатов, продемонстрированных домашними детьми.
Государственные школы относятся к массовому увлечению домашним образованием крайне негативно, поскольку, лишившись какого - то количества учеников, они теряют и существенную часть финансирования. Подчас школам, находящимся на государственном бюджете, приходится урезать количество классов.
В разных странах история возникновения и апробирования системы домашнего образования происходила приблизительно по одному сценарию, но с разными национальными традициями.
Легализация домашних школ в США началась только в 80-х годах XX века благодаря так называемым "консервативным христианам", а именно Джону Холту, имя которого стало символом домашнего образования. Во многих американских штатах шла настоящая битва за легализацию домашнего обучения. В Колорадо, например, долгие годы получить разрешение на домашнее обучение было почти невозможно. Только по религиозным мотивам можно было не посещать обычную школу. Сейчас же, во всех штатах без исключения домашнее обучение разрешено на государственном уровне.
В 1981 году в США приехал японский репортер Ясуши Онума. Он посетил несколько американских школ, написал ряд статей об альтернативном обучении, помог организовать для японских учителей семинары с американскими специалистами. Вследствие этого в Японии появились домашние школы. Как и в Америке, поначалу их учениками стали так называемые отказники - те, кто по различным причинам не может учиться в обычной школе. А их в Стране восходящего солнца довольно много. Однако сегодня выпускников подобных негосударственных школ охотно принимают в Университеты страны.
Система домашнего образования - новая идея для Испании, поэтому приходится сражаться за свои права. В Испании образование контролирует местная власть, которая является слишком бюрократичной. Местную власть контролируют чиновники из провинции, а тех, в свою очередь, - федеральные органы. Все три инстанции пытались закрыть домашнюю школу в провинции Алмериа. После судебных разбирательств и поддержки общественного мнения было разрешено домашнее обучение в данной провинции, что стало хорошим стимулом для других.
Скандинавия тоже не отстает и осваивает домашнее обучение наравне со всеми странами мира. Есть трения с властями, основная претензия - уровень социализации, к чему в Скандинавии относятся очень серьезно. Не согласные с данной позицией коллеги из разных стран отправляют по Интернету письма государственным деятелям Швеции в защиту свободного демократического образования.
Самые глубокие корни в освоении домашнего образования принадлежат двум державам: Великобритании и России.
Особенности домашнего обучения страны Туманного Альбиона заключаются в том, что возникли они на основе визитов в определенные страны английских мореплавателей, торговцев и просто путешественников. Конечно, можно заметить, что в это время - XVI-XVII вв. - путешествовали по миру не только британцы, но и французы, и португальцы, и испанцы. Но именно в этот период, в период Реформации, Британская империя захватила господство над всеми значимыми открытиями. Все последние тенденции привозились в порты и быстро распространялись по всей территории. С домашним образованием обстояло все также. О последних открытиях можно было узнать из уст нескольких людей и за информацией, которая стоила немалых денег, выстраивались огромные очереди среди жителей. Родители, из обеспеченных семей нанимали мореплавателей своим чадам, чтобы они были в курсе всех последних новостей. Это было модно и престижно. Сейчас же в Британии дела обстоят совершенно по - другому: самым престижным обучение считается в колледжах и университетах. Дома учатся только дети, которым по каким - либо показателям противопоказаны посещения учебных заведений.
В России эта система была развита в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу. После 1917 года домашнее образование стало компенсировать недостатки основной образовательной системы. "Законом об образовании" РФ предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, получающие образование дома, должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. "Личное дело" ребенка сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники.
У такой системы есть, конечно, и минусы, такие как: отсутствие общения со сверстниками, слабая физическая подготовка, состояние тревожности из-за частого пребывания в одном и том же помещении.
На сегодняшний день идеальной системы обучения не существует в силу каких - либо факторов и обстоятельств, поэтому выбирая способ учебы для своего ребенка следует обстоятельно изучить все существенные стороны того или иного процесса, чтобы избежать ненужных затрат и неправильных шагов. Образовательная система развивается с каждым годом и вариантов получения знаний становится все больше, поэтому только будущее покажет, продолжится ли рост домашнего образования, и какими гражданами вырастут ученики таких школ.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Я так понимаю Ваш пост - компиляция интернет-статей?
Вот эта фраза - ерунда. Негативно относятся порой, но причины совсем не в этом. Просто за семейное образование положена компенсация родителям. Она НЕ из бюджета школы, но иногда руководству просто лень возиться с оформлением бумаг, да и управление образования это не особо приветствует чаще всего. А на количестве классов это никак не сказывается, поскольку ребёнок, находящийся на семейном обучении всё равно числится в списках класса и обязан сдавать промежуточные контрольные работы-зачёты по темам вместе с классом. Семейное образование не может быть абсолютно автономным, поскольку тогда возникнут проблемы с получением аттестата.
А в целом - такая форма обучения имеет право быть и это право закреплено в законе. И чаще всего родители, оформляя семейное обучение, не берут полностью на себя роль педагогов. Бывает, что ребёнок ходит в воскресную школу. Ещё чаще это индивидуальные занятия с преподавателями. Иногда это "домашняя школа", когда несколько родителей-единомышленников объединяют своих детей и обучают.
Плюсы - родитель сам определяет преподавателя, а не ждёт "кто достанется" как в школе.
Минусы - если ребёнок обучается один, отсутствует навык коллективного решения учебных задач и навык работы "в условиях, приближенных к боевым".
В любом случае, выбирая такую форму обучения стоит хорошо взвесить свои интеллектуальные и/или финансовые возможности.
Ещё один момент, который может снизить эффективность "домашней школы" для некоторых детей и который стоит предусмотреть - настрой на работу. Иногда детям проще настроиться на учёбу, когда есть переход "помещение для отдыха" - "помещение для учёбы". Т.е. влияют такие вроде бы формальные вещи как парта-портфель-пенал и т.п. Это как есть взрослые люди, которые спокойно работают дома, а есть те, которым домашняя обстановка и бытовые моменты очень мешают и не дают сосредоточиться.
Помню себя в школе: не смотря на то, что я училась хорошо, но терпеть не могла школу. а все из-за учеников.Они носятся по коридорам, матерятся, буйствуют, не уважают ни учителец ни своих же однокласссников. Когда закончила школу- нарадоваться не могла!!! Никаких положительных эмоций она в моец душе не оставила. у мужа тоже самое. Университет конечно, это совсем другое. Учится там я действительно любила...
Так что предстоящее хождение в школу сына меня если честно напрягает...
В садик не ходим. Сама понемногу занимаюсь с ним. Тем более что я по профессии учитель математики...
Если организовать все правильно, то и проблем не будет.
Но, могу и "сдрейфить" и тогда отведу в 1 класс в школу. У меня еще два года на размышление есть.
У меня старший - гиперактивный. Для него общение со сверстниками не очень то пойдет на пользу, и лучше исключить момент соревнования. Так что, лучше всего - со старшими. Ну и младшие братья есть. А от сверстников хорошего не наберется, зато всего плохого уж точно нахватается (особенность гиперов).
Коллективизм парней в нашем классе проявлялся в общем прогуливании и покуривании за углом. А потом и попивании. Чет не хочу такого.
Времени у меня вагон - выйти на работу мне уже не светит, да и желания УЖЕ нет. Финансов не больше, чем снарядить ребенка в школу и оплачивать проезд и прочие "поборы". А в старших классах (если кто серьезно учится) все равно все ходят к репетиторам.
А вот про силы, это да!!! он у меня не один, так что это единственный момент, который меня по-настоящему напрягает. Сегодня я думаю - ДА, я справлюсь, а завтра - ой, ну его на фиг...
Конечно, решение будем принимать вместе с мужем.
Чую, даже после первого года обучения, об этом переходе больше всего будет мечтать наша первая учительница.
↑ Перейти к этому комментарию
смею с вами поспорить
о чём вы вообще говорите!!!!!!!!!!!!!!
Также советую внимательно перечитать мой пост. Там ничего нет ни про 99% алкашей, ни про то, что 99% что-то там посещали.
включать мне кап лок или нет- это моё дело
класс выпускной
ребенку понравилось учиться
хорошие успехи
как бы помягче сказать.... ерунда всё это! Извините, конечно
Разумеется, что вполне возможно у кого-то именно такие "издержки" домашнего обучения, но это всё в руках родителей и сама домашняя система обучения тут совершенно ни при чём. Хочешь, чтобы твой ребёнок, обучаясь дома больше общался, физически развивался и не паниковал в четырёх стенах - флаг в руки и вперёд!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: