Портретное фото. Работаем с освещением
Привет всем мамочкам!
На связи LadyStrong и снова мы разбираем основы правильного портретного снимка.
Вот здесь хотелось бы с ходу задать вопрос - А что по-вашему является одним из главных составляющих при съемке хорошего портрета да и вообще любой фотографии будь то пейзаж или натюрморт? Естественно, кроме композиции, о которой мы уже говорили ранее.
Уверена, что многие про себя правильно ответили на этот простой вопрос. Конечно же это СВЕТ!
Вам когда-нибудь приходилось участвовать в профессиональной фотосессии? Или фотографироваться на паспорт или визу? Наверняка вы заметили, что у фотографа обязательно стоят специальные осветительные приборы.
В зависимости от того какое будет освещение можно получить совершенно разные и необычные результаты. Придать фотографии особый акцент или настроение.
Поэтому, чтобы говорить дальше давайте зададимся еще одним вопросом - а что собственно дает нам свет?
А ответ простой. Это ТЕНЬ. Свет дает нам светотеневой рисунок на лице и фигуре портретируемого.
Я уже до этого упоминала вскользь про встроенную вспышку вашего фотоаппарата и что на самом деле ее использование дает не такие уж и хорошие результаты. Дело в том, что такая вспышка расположена прямо "в лоб" к портретируемому и скрадывает весь светотеневой рисунок на портрете, внешность получается как бы плоской, не объемной.
Тем не менее, вспышка - вещь хорошая в условиях плохой освещенности. Поэтому по-возможности стоит приобрести, так называемую, накамерную вспышку. Такая вспышка вращается в разных направлениях, что позволяет регулировать тени на фото и на ней можно настроить интенсивность самого света.
Но вернемся снова к освещению. Давайте уточним для себя, что мы сейчас говорим о искусственном освещении, т. е. о портрете в помещении, а не на улице.
Каким оно должно быть? Как правильно осветить человека в кадре?
Существует 2 понятия света - жесткий свет и мягкий свет.
Жесткий свет - это свет от достаточно мощного источника, например, лампы или солнца, который направлен практически напрямую на обект и создает очень четкие и контрастные тени. Работать с таким светом достаточно сложно, можно "заработать" пересветы. К тому же жесткие тени могут убить задумку и всю красоту светотеневого рисунка.
Мягкий свет - это свет рассеяный, это как раз именно тот вариант рисующего света, когда на фото появляется объем.
Какой самый простой пример рассеяного света?
Да, все просто - это свет от окна в пасмурную погоду! Да, да, все гениально просто. Фото где объект находится в зоне освещения от окна зачастую очень удачные и имеют красивый рисунок теней.
Если свет от окна очень интенсивынй, например, в ясный солнечный день, то можно приглушить его, завесив окно тюлью.
Кроме того, в зависимости от того под каким углом к окну будет расположена модель зависит эффект падающего на лицо света. Наиболее красивые фото получаются если человек расположен под углом 45 градусов к окну. А камера при этом находится максимально близко к окну и направлена внутрь комнаты.
Не забывайте следить за фоном, смотрите, чтобы элементы обстановки не испортили кадр!
Будте аккуратны со светом, можно легко заработать пересвет в кадре.


Когда будете фотографировать, попробуйте разные варианты. Попросите модель менять положение тела, поворачивать лицо и вы увидите как по-разному могут ложатся тени на лицо и какой это будет давать эффект.
Искусственный свет.
Оглянитесь вокруг. Дома и в общественных местах полно разнообразных источников света. Дома - это люстры, торшеры, светильники... А так же, мобильные телефоны, ноутбуки, свечи, свет от телевизора - полет фантазии неограничен!
Попробуте разные источники света!
Не забывайте, что комнатные источники света несут своеобразный оттенок и нужно аккуратно следить за балансом белого. Было бы еще легче если бы вы сразу фотографировали в формате raw и редактировали ББ в фотошопе.
Для того, чтобы получить красивый светотеневой рисунок необходимо еще и правильно направить свет, под нужным углом. Для этого необходимо попрактиковаться. Старайтесь смягчить жесткий свет, используя рассеиватели.
Рассеять свет можно подручными способами. Например, я набрасывала на светильник светлую ткань. Или использовала источник света - боковой свет из коридора в комнату.
Наиболее правильно располагать источник света - чуть выше головы модели. Попробуйте взять фонарик и направьте сверху на модель, вы увидите как интересно тень ляжет на лицо.
Как следить за тенью?
Не забывайте, что тень не должна быть слишком сильной и искажать лицо. Если источник света слишком высоко, то возле носа может образоваться большая тень, для того чтобы ее убрать нужно опустить источник света ниже. Большая тень от носа допускается, если она уходит к тени на щеке и начинает сливаться с ней.
Всегда контролируйте как тень падает на глаза. При неудачном угле освещения или повороте лица, тени могут лечь прямо под глазами и получится эффект "панды". Для того, чтобы его устранить, как вариант, попросить модель приподнять подбородок.
Использование накамерной вспышки.
ОЧень удобная вещь, скажу я вам.
Чаще всего, вспышку направляют в потолок, и, отразившись от него, она образует очень хорошее освещение на модели. Но можно попробовать и контровое освещение "в лоб". А еще тон фотографии может определить цвет потолка, от которого отражается свет от вспышки.
Белый козырек на вспышке позволяет исправить эффект панды, если свет на вспышке направлен вертикально.
Я люблю направлять вспышку не напрямую в потолок, а под небольшим углом.
Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, информация была полезной.
Задание.
Попробуйте сделать 3 фотографии с разными источниками света - свет от окна, комнатное освещение от произвольного источника и свет от вспышки. И не забывайте о правилах композиции, о которых мы говорили ранее.
На связи LadyStrong и снова мы разбираем основы правильного портретного снимка.
Вот здесь хотелось бы с ходу задать вопрос - А что по-вашему является одним из главных составляющих при съемке хорошего портрета да и вообще любой фотографии будь то пейзаж или натюрморт? Естественно, кроме композиции, о которой мы уже говорили ранее.
Уверена, что многие про себя правильно ответили на этот простой вопрос. Конечно же это СВЕТ!
Вам когда-нибудь приходилось участвовать в профессиональной фотосессии? Или фотографироваться на паспорт или визу? Наверняка вы заметили, что у фотографа обязательно стоят специальные осветительные приборы.
В зависимости от того какое будет освещение можно получить совершенно разные и необычные результаты. Придать фотографии особый акцент или настроение.
Поэтому, чтобы говорить дальше давайте зададимся еще одним вопросом - а что собственно дает нам свет?
А ответ простой. Это ТЕНЬ. Свет дает нам светотеневой рисунок на лице и фигуре портретируемого.
Я уже до этого упоминала вскользь про встроенную вспышку вашего фотоаппарата и что на самом деле ее использование дает не такие уж и хорошие результаты. Дело в том, что такая вспышка расположена прямо "в лоб" к портретируемому и скрадывает весь светотеневой рисунок на портрете, внешность получается как бы плоской, не объемной.
Тем не менее, вспышка - вещь хорошая в условиях плохой освещенности. Поэтому по-возможности стоит приобрести, так называемую, накамерную вспышку. Такая вспышка вращается в разных направлениях, что позволяет регулировать тени на фото и на ней можно настроить интенсивность самого света.
Но вернемся снова к освещению. Давайте уточним для себя, что мы сейчас говорим о искусственном освещении, т. е. о портрете в помещении, а не на улице.
Каким оно должно быть? Как правильно осветить человека в кадре?
Существует 2 понятия света - жесткий свет и мягкий свет.
Жесткий свет - это свет от достаточно мощного источника, например, лампы или солнца, который направлен практически напрямую на обект и создает очень четкие и контрастные тени. Работать с таким светом достаточно сложно, можно "заработать" пересветы. К тому же жесткие тени могут убить задумку и всю красоту светотеневого рисунка.
Мягкий свет - это свет рассеяный, это как раз именно тот вариант рисующего света, когда на фото появляется объем.
Какой самый простой пример рассеяного света?
Да, все просто - это свет от окна в пасмурную погоду! Да, да, все гениально просто. Фото где объект находится в зоне освещения от окна зачастую очень удачные и имеют красивый рисунок теней.
Если свет от окна очень интенсивынй, например, в ясный солнечный день, то можно приглушить его, завесив окно тюлью.
Кроме того, в зависимости от того под каким углом к окну будет расположена модель зависит эффект падающего на лицо света. Наиболее красивые фото получаются если человек расположен под углом 45 градусов к окну. А камера при этом находится максимально близко к окну и направлена внутрь комнаты.
Не забывайте следить за фоном, смотрите, чтобы элементы обстановки не испортили кадр!
Будте аккуратны со светом, можно легко заработать пересвет в кадре.



Когда будете фотографировать, попробуйте разные варианты. Попросите модель менять положение тела, поворачивать лицо и вы увидите как по-разному могут ложатся тени на лицо и какой это будет давать эффект.
Искусственный свет.
Оглянитесь вокруг. Дома и в общественных местах полно разнообразных источников света. Дома - это люстры, торшеры, светильники... А так же, мобильные телефоны, ноутбуки, свечи, свет от телевизора - полет фантазии неограничен!
Попробуте разные источники света!
Не забывайте, что комнатные источники света несут своеобразный оттенок и нужно аккуратно следить за балансом белого. Было бы еще легче если бы вы сразу фотографировали в формате raw и редактировали ББ в фотошопе.
Для того, чтобы получить красивый светотеневой рисунок необходимо еще и правильно направить свет, под нужным углом. Для этого необходимо попрактиковаться. Старайтесь смягчить жесткий свет, используя рассеиватели.
Рассеять свет можно подручными способами. Например, я набрасывала на светильник светлую ткань. Или использовала источник света - боковой свет из коридора в комнату.
Наиболее правильно располагать источник света - чуть выше головы модели. Попробуйте взять фонарик и направьте сверху на модель, вы увидите как интересно тень ляжет на лицо.
Как следить за тенью?
Не забывайте, что тень не должна быть слишком сильной и искажать лицо. Если источник света слишком высоко, то возле носа может образоваться большая тень, для того чтобы ее убрать нужно опустить источник света ниже. Большая тень от носа допускается, если она уходит к тени на щеке и начинает сливаться с ней.

Всегда контролируйте как тень падает на глаза. При неудачном угле освещения или повороте лица, тени могут лечь прямо под глазами и получится эффект "панды". Для того, чтобы его устранить, как вариант, попросить модель приподнять подбородок.

Использование накамерной вспышки.
ОЧень удобная вещь, скажу я вам.
Чаще всего, вспышку направляют в потолок, и, отразившись от него, она образует очень хорошее освещение на модели. Но можно попробовать и контровое освещение "в лоб". А еще тон фотографии может определить цвет потолка, от которого отражается свет от вспышки.
Белый козырек на вспышке позволяет исправить эффект панды, если свет на вспышке направлен вертикально.
Я люблю направлять вспышку не напрямую в потолок, а под небольшим углом.

Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, информация была полезной.
Задание.
Попробуйте сделать 3 фотографии с разными источниками света - свет от окна, комнатное освещение от произвольного источника и свет от вспышки. И не забывайте о правилах композиции, о которых мы говорили ранее.
Комментарии
Буду работать над ДЗ
А вспышки мне одной хватает сполна. Я стараюсь фотографировать при дневном свете.
А про вспышку я подумаю. Если она действительно сильно улучшит качество снимков, может, стОит потратиться...
Диафрагма f/1.8
Выдержка 1/50 с
ISO 1250
Фокусное расстояние 50мм
И на такой широкой открытой диафрагме (1.8) чувствуется смаз.
По композиции смущает волосистая рука и еще какая-то часть тела в нижней части кадра
Ну самое главное, пожалуй, это смаз, его уже никак не исправить. Попробуйте сфоткать, поставив фотоаппарат на опору. Я на стул ставлю, например. Правда дите не сидит на месте, увы. Поэтому лучше экспериментировать на взрослом человеке
про смаз: пыталась фотографировать неживые предметы, всё равно смаз есть
про фотошоп: здесь рука закрывает часть ножки, наверное, придётся "дорисовывать" ногу?..
Диафрагма f/4.5
Выдержка 1/125 с
ISO 100
Фокусное расстояние 50 мм
Выносную вспышку так и не купила, а со встроенной фотографии откровенно ужасные
Смотрите какой акцент на глаза, по композиции все выстроено правильно!
И освещение отличное и фон не отвлекающий!
Вот это уже действительно фотография "не мальчика, но мужа"
мне она тоже очень нравится
модель под углом 45 градусов к окну - это как? как на 2-м фото?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: