Портретное фото. Строим композицию
Всем привет! На связи LadyStrong и я снова продолжаю свое вещание про азы портретного фото
Сегодня я расскажу все, что знаю про композицию
Начнем пожалуй, с определения - что такое портретное фото. Должны же мы знать о чем собственно разговариваем
Это ведь, как мы понимаем, не просто портрет "в лоб" человека.
С этого момента под портретным фото будем понимать любой кадр, где ключевым сюжетом является человек, будь то его выражение лица, поза, действие..
Это может быть как крупноплановый портрет, так и погрудной или в полный рост.
Очень важно при съемке портрета следовать правилам композиции. Для его это делается? Да чтобы кадр получился выдержанным, хорошо читалась основная идея, настроение - самое главное, пожалуй. Чтобы ничего не отвлекало взгляд от героя. Чтобы взгляд "бродил" по фото, зацикливался, возвращался снова к модели и снова блуждал по фону.. Вот, что такое отличная композиция!
Конечно, очень часто, профессиональные фотографы отходят от классической композиции и делают оригинальные снимки "против всех правил". Это называется "авторская задумка"
Но тем, кто хочет научиться делать классные фото, требуется отснять сотни и тысячи фото по правилам, чтобы потом иметь моральное право от них отступать.
Так что давайте вместе учиться делать ПРАВИЛЬНО.
Итак, каждая фотография имеет смысловые центры. Это те точки кадра, которые называются ключевыми. Взгляд человека, когда он смотрит на тот или иной кадр прежде всего обращается именно в эти места. Определить эти точки очень просто. Существует, так называемое, "правило третей".
Вот эти смысловые точки:
Фотографируя, мы мысленно делим картинку на 3 части по вертикали и по горизонтали. В пересечении этих линий и должны находится наши ключевые точки.
А что является ключевой точкой в портрете? Ну, конечно, глаза!
При съемке портрета старайтесь всегда фокусироваться на глаза человека, ведь это зеркало души. Глаза могут сказать даже больше, чем поза или выражение лица.
Еще одно немаловажно правило - если взгляд портретируемого направлен в сторону, старайтесь дать больше пространства в этом направлении. Не обрезайте кадр! Это делается дл того, чтобы смотрящий смог проследить за взглядом, ощутить пространство.

Наиболее оптимальным считается нижний левый смысловой узел или верхний правый. Считается, что взгляд человека скользит слева-направо, снизу-вверх. То есть по диагонали.
Правило треугольника. Гармонию в кадре можно выдержать, если фигура или фигуры людей из себя составляют правильный треугольник.
На этом фото - как раз типичный пример треугольника - который составляют фигуры людей.
Если же на фото несколько персонажей, то самого высокого располагают по центру, а остальных по краям.
Итак, как я уже говорила, в крупноплановом портрете обязательно фокусируйтесь на глазах!
Очень важную роль в портрете играют руки. Часто, люди не знают куда их деть, когда их фотографируют и они находятся либо в неестественной позе, либо висят как плети! Обязательно, следите за руками. Поза рук может придать особое настроение или указать на особенности характера персонажа.
Я уже писала, повторюсь. Самые сложные модели для фотосъемки - это мужчины и дети! Мужчины не умеют позировать, при виде объектива они тушуются, принимаю неестественные позы и смотрят в камеру как затравленные кролики.
Наши детки настолько подвижны, что угнаться за ними зачастую невозможно. Вроде только подобрала настройки и фон отличный, а раз и все, клиент убег. К тому, же детей всегда снимают с уровня из роста - садитесь на корточки, господа! Учитывайте эти особенности во время съемки
Как правильно обрезать фото.
Крупноплановый портрет стараемся расположить по правилу третей, акцент на глаза. Ничего если верхушка головы обрежется, если это улучшит композицию.
Погрудной портрет НИКОГДА не обрезаем по кистям рук или по локтям, суставам, икрам!!! Снимаем на уровне бедер. Оставляем немного пространства над головой.
Портрет в полный рост. Всегда следим за позой. Снизу оставляем чуть меньше пространства, чем сверху.
В крупноплановом портрете часто всегда присутствует много пространства. Всегда следите за фоном! Уравновешивайте свою композицию интересными элементами или перспективой.
Вот, например, на этом фото красиво уходят в перспективу фонари. Хотя это портрет не в полный рост, но для примера он идеален.
Следите, чтобы из головы модели не росли деревья и прочите элементы заднего фона. Подбирайте "задник" таким по цветовой гамме, чтобы он не перебивал главного героя.
Ну вот, собственно, все об основных правилах композиции.
Теперь, возьму на себя смелость дать вам домашнее задание. Да, а что вы хотели, не одной мне мучаться же
Но это задание прежде всего для вас самих. Вы сами должны оценить свои успехи и промахи.
Попробуйте снять 3 портрета. Погрудной, крупноплановый и в полный рост. Снять не просто, а учитывая вышеописанные правила композиции.
И вы поймете - как это сложно не накосячить
Зато, как бонус, могу с уверенностью сказать вы посмотрите другими глазами на места, которые вас окружают. Вы будете смотреть глазами настоящего фотографа. Пусть будут ошибки, но самое главное - это стремление к цели. Удачи!

Сегодня я расскажу все, что знаю про композицию

Начнем пожалуй, с определения - что такое портретное фото. Должны же мы знать о чем собственно разговариваем

Это ведь, как мы понимаем, не просто портрет "в лоб" человека.
С этого момента под портретным фото будем понимать любой кадр, где ключевым сюжетом является человек, будь то его выражение лица, поза, действие..
Это может быть как крупноплановый портрет, так и погрудной или в полный рост.
Очень важно при съемке портрета следовать правилам композиции. Для его это делается? Да чтобы кадр получился выдержанным, хорошо читалась основная идея, настроение - самое главное, пожалуй. Чтобы ничего не отвлекало взгляд от героя. Чтобы взгляд "бродил" по фото, зацикливался, возвращался снова к модели и снова блуждал по фону.. Вот, что такое отличная композиция!
Конечно, очень часто, профессиональные фотографы отходят от классической композиции и делают оригинальные снимки "против всех правил". Это называется "авторская задумка"


Итак, каждая фотография имеет смысловые центры. Это те точки кадра, которые называются ключевыми. Взгляд человека, когда он смотрит на тот или иной кадр прежде всего обращается именно в эти места. Определить эти точки очень просто. Существует, так называемое, "правило третей".
Вот эти смысловые точки:

Фотографируя, мы мысленно делим картинку на 3 части по вертикали и по горизонтали. В пересечении этих линий и должны находится наши ключевые точки.
А что является ключевой точкой в портрете? Ну, конечно, глаза!

При съемке портрета старайтесь всегда фокусироваться на глаза человека, ведь это зеркало души. Глаза могут сказать даже больше, чем поза или выражение лица.
Еще одно немаловажно правило - если взгляд портретируемого направлен в сторону, старайтесь дать больше пространства в этом направлении. Не обрезайте кадр! Это делается дл того, чтобы смотрящий смог проследить за взглядом, ощутить пространство.


Наиболее оптимальным считается нижний левый смысловой узел или верхний правый. Считается, что взгляд человека скользит слева-направо, снизу-вверх. То есть по диагонали.
Правило треугольника. Гармонию в кадре можно выдержать, если фигура или фигуры людей из себя составляют правильный треугольник.

На этом фото - как раз типичный пример треугольника - который составляют фигуры людей.

Если же на фото несколько персонажей, то самого высокого располагают по центру, а остальных по краям.
Итак, как я уже говорила, в крупноплановом портрете обязательно фокусируйтесь на глазах!
Очень важную роль в портрете играют руки. Часто, люди не знают куда их деть, когда их фотографируют и они находятся либо в неестественной позе, либо висят как плети! Обязательно, следите за руками. Поза рук может придать особое настроение или указать на особенности характера персонажа.

Я уже писала, повторюсь. Самые сложные модели для фотосъемки - это мужчины и дети! Мужчины не умеют позировать, при виде объектива они тушуются, принимаю неестественные позы и смотрят в камеру как затравленные кролики.
Наши детки настолько подвижны, что угнаться за ними зачастую невозможно. Вроде только подобрала настройки и фон отличный, а раз и все, клиент убег. К тому, же детей всегда снимают с уровня из роста - садитесь на корточки, господа! Учитывайте эти особенности во время съемки

Как правильно обрезать фото.
Крупноплановый портрет стараемся расположить по правилу третей, акцент на глаза. Ничего если верхушка головы обрежется, если это улучшит композицию.
Погрудной портрет НИКОГДА не обрезаем по кистям рук или по локтям, суставам, икрам!!! Снимаем на уровне бедер. Оставляем немного пространства над головой.
Портрет в полный рост. Всегда следим за позой. Снизу оставляем чуть меньше пространства, чем сверху.
В крупноплановом портрете часто всегда присутствует много пространства. Всегда следите за фоном! Уравновешивайте свою композицию интересными элементами или перспективой.
Вот, например, на этом фото красиво уходят в перспективу фонари. Хотя это портрет не в полный рост, но для примера он идеален.

Следите, чтобы из головы модели не росли деревья и прочите элементы заднего фона. Подбирайте "задник" таким по цветовой гамме, чтобы он не перебивал главного героя.
Ну вот, собственно, все об основных правилах композиции.
Теперь, возьму на себя смелость дать вам домашнее задание. Да, а что вы хотели, не одной мне мучаться же

Попробуйте снять 3 портрета. Погрудной, крупноплановый и в полный рост. Снять не просто, а учитывая вышеописанные правила композиции.
И вы поймете - как это сложно не накосячить

Зато, как бонус, могу с уверенностью сказать вы посмотрите другими глазами на места, которые вас окружают. Вы будете смотреть глазами настоящего фотографа. Пусть будут ошибки, но самое главное - это стремление к цели. Удачи!
Комментарии
он с удовольствием читает отзывы и критику
Вот здесь типичный пример не классической композиции. Так сказать, "задумка автора"
Мне нравятся густые объемные тени на лице портретируемого - освещение очень хорошо подобрано! Посмотрите как красиво выделяются носогубные складки!
Задний фон - ничего лишнего, оригинально задействованы руки!
И, в принципе, перевод в чб в данном случае вполне оправдан.
Мне нравится!
А большая глубина резкости придала фото объем, наверное, снимали на открытой диафрагме.
Единственное чтобы я сделала, откадрировала бы немного так, чтобы глаза были не в центре кадра, а чуть выше - в "золотом сечении". Как раз где проходит одна из линий о которых я писала.
Над ДэЗэ буду работать, модели у меня отличные, хоть и очень подвижные
Но хочется прояснить один вопрос. Правило третей и правило треугольника, получается, взаимоисключающие? то есть, композицию надо строить либо по одному правилу, либо по другому?
И с обрезкой рук не совсем понятно. В фото с фонарями Вы разве руки не по локтям обрезали? или, когда одежда скрывает, это не так важно?
Вот смотрите - фото, которое сделано сразу по 2м правилам композиции:
Здесь лицо девушки расположено чуть выше верхней смысловой линии, что позволяет сконцентрировать на нем взгляд.
А поза, если присмотреться, представляет из себя треугольник, где скрещенные ноги есть его основание.
Но совсем не обязательно везде следовать правилу треугольника, это все зависит от вашей задумки. А вот правила третей желательно придерживаться и в правиле треугольника.
Про фонари здорово, что заметили
А треугольник классный
Выкладываю три фото - свежачок, старые решила не поднимать пока.
А вопросы по ходу выполнения ДЗ возникли следующие.
1. Что важнее - ракурс или объект? Я, например, в силу вертлявости своих моделей, бегаю с фотоаппаратом за ними - о ракурсе и композиции подумать не очень получается. Только стараюсь помнить о "правиле третей". А если важнее ракурс - может, имеет смысл встать на расстоянии метров 200-300
2. По поводу обрезки. Важно ли сохранять стандартные пропорции фотографии (2х3, 3х4 и т.д.)? Иногда хочется квадратную сделать или наоборот - очень вытянутую.
3. Расскажите, а как Вы настраиваете фокусное расстояние? На своём кэноне поставила автофокусировку в "точечном" режиме, но столько неплохих кадров оказывается запорото из-за неправильного фокуса...
Вы сейчас спрашиваете по детской фотографии, т.е. это по-любому не постановочное фото. Детей снимать очень и очень сложно. И это, как я говорила, отдельная глава в изучении фотоискусства, помимо портретного фото.
1. По-хорошему, важно в кадре все - и ракурс и объект. У вас может хорошо получиться модель, а композиция пострадает и в целом восприятие картинки будет не таким эффектным, как хотелось бы. Я гоняюсь за своим чадом постоянно, падаю в сугробы, подкрадываюсь незаметно, жду по-долгу выжидаю удачного момента. Из из миллиона кадров дай Бог один-два получаются такими какими я их вижу. Упорный труд и никакого мошенства
Но до этого я с час потратила подкарауливая момент.
Выкладываю три фото - свежачок, старые решила не поднимать пока.
А вопросы по ходу выполнения ДЗ возникли следующие.
1. Что важнее - ракурс или объект? Я, например, в силу вертлявости своих моделей, бегаю с фотоаппаратом за ними - о ракурсе и композиции подумать не очень получается. Только стараюсь помнить о "правиле третей". А если важнее ракурс - может, имеет смысл встать на расстоянии метров 200-300
2. По поводу обрезки. Важно ли сохранять стандартные пропорции фотографии (2х3, 3х4 и т.д.)? Иногда хочется квадратную сделать или наоборот - очень вытянутую.
3. Расскажите, а как Вы настраиваете фокусное расстояние? На своём кэноне поставила автофокусировку в "точечном" режиме, но столько неплохих кадров оказывается запорото из-за неправильного фокуса...
↑ Перейти к этому комментарию
Метров 200-300, это уже скорее не портрет, а пейзаж
2. Стандартные пропорции сохранять совершенно не обязательно. Например, меня и других студентов частенько просят откадрировать в пользу композиции. То есть может быть и узкий кадр - пожалуйста, главное чтобы он "цеплял" взгляд
3. Да, фокусное расстояние -это самое интересное ))) Вообще считается когда модель не движется в кадре, то точечный фокус самое оно. Есть еще вариант Al Servo - это следящий автофокус для перемещающихся объектов. Подходит для спортивной съемки, детской.. Короче, все что движется. Но я пробовала работать с Al Servo и что-то мне как-то не очень пока подошло. Я все-таки статичных дел мастер
Часто я фокус настраиваю так - кручу баранку на объективе и параллельно прижимаю кнопку затвора, смотрю где у меня красные точечки. По большей части фокусируюсь на глазах, бывают и другие варианты.
Есть еще интересный вариант фокусировки на глазах, по совету нашего преподавателя. Но я хочу его сама опробировать и обязательно напишу. Просто не хочу писать то, чего сама не практиковала.
А Вы заранее продумываете кадр? вот чего мне не хватает...
О! я такого приёма не знала, попробую!
Диафрагма f/3.2
Выдержка 1/60 с
ISO 1600
Фокусное расстояние 50мм
Вообще вы молодец. Кстати, свежие фото лучше всего - ведь вы применяете на практике теорию, а это значит что потом будете снимать уже обдуманно. Нам вообще не разрешают старые фото выкладывать.
По фото. Композиция хорошая, тут без комментариев.
Но посмотрите какой у вас пошел смаз - нет резкости на модели. На открытой диафрагме сложно работать, но если уж получится то будет красиво размытый фон. Молодец, что раскрыли диафрагму, а вот резкость не дотянули. Ну это нормально для детской съемки
Смущает такое большое значение ISO. Вообще считается, что больше 800 ISO вообще желательно не повышать и то это при очень плохой освещенности - глубокий вечер, ночь. Надо было поменьше его сделать.
Возможно уменьши вы еще чуть-чуть значение выдержки, такого смаза бы уже не было.
Все настройки у меня автоматические. Наверное, надо действительно перейти на другой режим - может, зафиксировать значение выдержки (для конкретной съёмки), а диафрагму выставлять руками. Вот Вы как делаете, когда за дитём по сугробам бегаете?
ISO, видимо, было выставлено когда-то на большое значение и осталось на нём
В режиме tv вы можете менять выдержку в зависимости от турбореактора вашего малыша
Обязательно уменьшите, такое ISO еще шумы часто дает - такие вкрапления в кадре.
У нас был случай - поехали с мужем в долгожданное свадебное путешествие в Египет. Взяли с собой этот кэнон (тогда ещё совсем новенький, с иголочки). А за день до вылета с фотоаппаратом "игрался" наш друг, фотолюбитель... Короче, все фотографии, которые мы привезли (а их было, как Вы догадываетесь, прилично), были зернистые. Друг выставил большое значение ISO в настройках и не вернул обратно, а мы - ламеры - не посмотрели
На счет шумов. У меня тоже есть "зашумленные" фотки, но иногда мне даже нравится небольшой шум) Вот здесь
наверное, мне просто на маленькой фотографии не видно.
Диафрагма f/4
Выдержка 1/100 с
ISO 1600
Фокусное расстояние 50мм
По композиции модель - отлично. А вот фон, он вас не смущает? Мне кажется несколько отвлекает на себя лишнее внимание и из головы синяя штука какая-то выходит. Ну это тоже - "момент", я понимаю. Эх, детки...
И ББ можно было бы чуть-чуть подкорректировать
То есть смаз - это из-за длинной выдержки? Я думала, это неправильный фокус... хотя да, здесь всё размыто.
А ББ я, честно говоря, не вижу, в какую сторону корректировать
Кстати, оффтоп: а у Вас не открывается при кликании это фото в моём альбоме? там увеличить можно, кнопочка внизу есть.
На счет ББ сложно однозначно сказать. Я работаю с raw и корректирую в один клик. Просто выбираю белый или серый цвет в кадре и тыкаю на нем пипеткой. Все ББ настроен.
А вот jpeg - это в фотошопе есть разные варианты, как можно попробовать подправить. Скорее всего коррекция уровней какая-нибудь. Это творческий поиск, водите ползунком по шкале и смотрите на результат.
Большое фото -это я имею ввиду возможность в редакторе его увеличить и посмотреть в большом приближении как выглядит )
Диафрагма f/3.5
Выдержка 1/100 с
ISO 1600
Фокусное расстояние 50мм
Но ISO совершенно не оправдано завышено - дневной свет, тут нудно было его на минимум ставить точно!
И я бы ретушировала в ФШ желтую ручку справа от малышки и слева чью-то голову и кусок интерьера.
Вам нужно еще поснимать, чтобы еще больше прочувствовать настройки. Тогда и смазов не будет. А вот с композицией, мне кажется, вы справились вполне-вполне. Ну за исключением мелочей.
ISO уменьшу. Хотя на самом деле здесь не а искусственное освещение, правда, достаточно яркое (за растением - не окно, а магазин
А про ориентировочные значения ISO напишете?
И про ретуширование в ФШ тоже интересно почитать. Надо, правда, его найти и поставить...
Ой, это нужно не "чуть", это нужно начать с ними работать... сейчас-то всё на автомате...
Ну смотрите, при очень ярком солнце ISO не больше 100. В тени можно чуть увеличить.
Если свет от окна в комнате, то где-то 400.
В принципе большинство кадров делается на ISO 400 и автоматический режим по идее должен его всегда выставлять равным 400. Не знаю почему у вас получилось 1600.
И только при очень плохих условиях освещения ISO 800 и выше. Это сумерки, ночь, свет от свечи в темноте..
А вообще многое зависит от настроек экспозиции (выдержка-диафрагма). Тут только практика покажет.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: