Что делать, если ребенок АГРЕССИВЕН?
Какого-либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа, наблюдая за поведением своих и чужих детей, вполне способны определить, когда ребенок проявляет агрессию. Другое дело, что не каждый из нас может при этом реагировать на ее проявления адекватно. Агрессия наших детей – это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и агрессию.
Три года – это кризис в развитии личности ребенка. Связан он с тем, что ребенок начинает искать свое место среди остальных людей. Он все время экспериментирует с границами дозволенного. Проявляется крик в том, что все стремится делать сам. Почему возникает агрессия в этом возрасте и что с ней делать? Во-первых, самостоятельные устремления ребенка не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ребенок, стремясь повторить то, что делают взрослые, как правило, сталкивается с тем, что у него много не получается. Родителям важно понимать что происходит, и стараться помочь малышу в освоении неизвестных действий. Это отнимает много времени и сил, но другого способа научить ребенка жить нет. Конечно, проявления этого необходимого кризиса приносят много хлопот: с детьми в этом возрасте очень трудно договориться, они говорят «нет» на любое наше предложение. Любое действие или явление, нарушающие вольно или невольно планы ребенка, вызывают приступы настоящей ярости. В этом возрасте дети могут кидаться на родителей и близких буквально с кулаками. Именно трехлетки часто говорят родителям, что ненавидят их.
В три года можно учить ребенка выражать свое недовольство словами. Как это сделать?
Во-первых, надо обращать внимание ребенка на его собственное поведение. Когда ребенок замахивается на маму, мама должна обязательно остановить агрессию, то есть буквально взять за руку, но читать нотации в этом возрасте бесполезно. В ответ на агрессивные действия или слова родители могут говорить: «Я понимаю твои чувства, вижу, что ты сейчас обижен и расстроен. Со мной такое тоже бывает, но считаю неправильно драться или обзываться. Давай лучше успокоимся и поговорим» - и постарайтесь переключить ребенка на какое-то другое занятие или объект. Конечно, нет никакой гарантии, что ребенок в эту же секунду перестанет злиться. Но будьте уверены, он «читает» ваше поведение, ваш способ реагирования на чужую агрессию и когда-нибудь этим воспользуется. Ситуация обостряется тем, что именно в этом возрасте большинство детей попадают в детский сад.
Это серьезное испытание практически для каждого ребенка. Неизвестное страшит, а страх вызывает агрессию. Часто можно наблюдать, как трехлетний малыш вырывается, кусается, когда его ведут в детский сад. Иногда он вполне спокойно переносит первые дни новой жизни потому, что его уговорили. Но когда ребенок понимает, что это на всю оставшуюся жизнь, он может испытать крайнее неудовлетворение, а значит и стать агрессивным. Наиболее сильную и глубокую агрессивную реакцию на детский сад проявляют дети, чересчур зависимые от матери. Следует понимать, что такого рода агрессия не всегда направлена, она может до поры до времени не проявляться в слезах, крике, топанье ногами, а копиться, превращаться в форму самоагрессии. Чаще всего это выливается в бесконечные соматические заболевания.
Как правило, психологи спокойно относятся к агрессии дошкольников, возникающей в процессе их общения. Многие из них считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в ссоры малолетних играющих детей. Единственное, о чем все же стоит заботиться – уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как уже было сказано, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию.
У чувствительных, со слабым типом нервной системы детей может возникнуть еще одна форма защиты – самоагрессия. Выражается она в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам и кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько и когда хотят. Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем – стать причиной настоящего психического заболевания.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята; дайте возможность переместить агрессию на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас;
Пусть ребенок остается один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того, кто его раздражает;
Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками и ногами специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;
Дать ребенку совет – в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти;
Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее;
Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Родители могут научиться управлять поведением свои агрессивных детей, для этого следует
- обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои фантазии и страхи;
- обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие нет;
- следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши действия;
- быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
- поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
Информация взята из нашего детсада, тапки не кидать
меня тоже тут не все устраивает
Три года – это кризис в развитии личности ребенка. Связан он с тем, что ребенок начинает искать свое место среди остальных людей. Он все время экспериментирует с границами дозволенного. Проявляется крик в том, что все стремится делать сам. Почему возникает агрессия в этом возрасте и что с ней делать? Во-первых, самостоятельные устремления ребенка не соответствуют приобретенному опыту и навыкам. Ребенок, стремясь повторить то, что делают взрослые, как правило, сталкивается с тем, что у него много не получается. Родителям важно понимать что происходит, и стараться помочь малышу в освоении неизвестных действий. Это отнимает много времени и сил, но другого способа научить ребенка жить нет. Конечно, проявления этого необходимого кризиса приносят много хлопот: с детьми в этом возрасте очень трудно договориться, они говорят «нет» на любое наше предложение. Любое действие или явление, нарушающие вольно или невольно планы ребенка, вызывают приступы настоящей ярости. В этом возрасте дети могут кидаться на родителей и близких буквально с кулаками. Именно трехлетки часто говорят родителям, что ненавидят их.
В три года можно учить ребенка выражать свое недовольство словами. Как это сделать?
Во-первых, надо обращать внимание ребенка на его собственное поведение. Когда ребенок замахивается на маму, мама должна обязательно остановить агрессию, то есть буквально взять за руку, но читать нотации в этом возрасте бесполезно. В ответ на агрессивные действия или слова родители могут говорить: «Я понимаю твои чувства, вижу, что ты сейчас обижен и расстроен. Со мной такое тоже бывает, но считаю неправильно драться или обзываться. Давай лучше успокоимся и поговорим» - и постарайтесь переключить ребенка на какое-то другое занятие или объект. Конечно, нет никакой гарантии, что ребенок в эту же секунду перестанет злиться. Но будьте уверены, он «читает» ваше поведение, ваш способ реагирования на чужую агрессию и когда-нибудь этим воспользуется. Ситуация обостряется тем, что именно в этом возрасте большинство детей попадают в детский сад.
Это серьезное испытание практически для каждого ребенка. Неизвестное страшит, а страх вызывает агрессию. Часто можно наблюдать, как трехлетний малыш вырывается, кусается, когда его ведут в детский сад. Иногда он вполне спокойно переносит первые дни новой жизни потому, что его уговорили. Но когда ребенок понимает, что это на всю оставшуюся жизнь, он может испытать крайнее неудовлетворение, а значит и стать агрессивным. Наиболее сильную и глубокую агрессивную реакцию на детский сад проявляют дети, чересчур зависимые от матери. Следует понимать, что такого рода агрессия не всегда направлена, она может до поры до времени не проявляться в слезах, крике, топанье ногами, а копиться, превращаться в форму самоагрессии. Чаще всего это выливается в бесконечные соматические заболевания.
Как правило, психологи спокойно относятся к агрессии дошкольников, возникающей в процессе их общения. Многие из них считают, что родителям, если дело не идет к серьезной драке, вообще не стоит вмешиваться в ссоры малолетних играющих детей. Единственное, о чем все же стоит заботиться – уже в этом возрасте учить ребенка осознавать свои негативные чувства и эмоции и выражать их многими способами, то есть не только с помощью кулака, но и словами, жестами, молчанием, при помощи юмора. Как уже было сказано, научить этому можно единственным способом: самим разнообразно и конструктивно реагировать на агрессию.
У чувствительных, со слабым типом нервной системы детей может возникнуть еще одна форма защиты – самоагрессия. Выражается она в приступах самобичевания в случае неудачи: я плохая, я глупая, раз у меня ничего не получается. Некоторые дети могут даже бить себя по рукам и кусать. Это серьезный сигнал для родителей: скорее всего он означает, что ребенку тяжело тащить груз надежд, которые вы на него возложили. Так выражают свое крайнее неудовольствие чересчур загруженные дети, лишенные возможности даже играть сколько и когда хотят. Самоагрессия разрушительно действует на развивающуюся личность и в лучшем случае может положить начало серьезным комплексам неполноценности, а в худшем – стать причиной настоящего психического заболевания.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята; дайте возможность переместить агрессию на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас;
Пусть ребенок остается один в комнате и выскажет все, что накопилось в адрес того, кто его раздражает;
Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками и ногами специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;
Дать ребенку совет – в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти;
Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее;
Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Родители могут научиться управлять поведением свои агрессивных детей, для этого следует
- обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои фантазии и страхи;
- обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие нет;
- следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши действия;
- быть готовым внимательно выслушивать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
- поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
Информация взята из нашего детсада, тапки не кидать


Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: