ПТИЧКА ВЫЛЕТЕЛА. Диплом.
Итак продолжение...
Спасибо всем читающим и оставляющим отзывы.
Москва, Проспект Маркса, дом 9, июнь 1972 года
Диплом.
« Образная структура произведений
фотоискусства»
Диплом - авантюра. Дипломная работа, написанная мною, была совсем на другую тему и называлась «Непротивление и нравственность». В ней рассматривались творческие стимулы Льва Толстого, начиная от занятий самоанализом, до критики мировых религий. Когда я принёс текст на утверждение к защите заведующему кафедрой литературно - художественной критики и публицистики Анатолию Георгиевичу Бочарову, он бегло просмотрел его и сразу же сказал:
- Не пойдёт! Особенно вывод со словами: « Итог многолетних нравственных поисков Толстого: в каждом человеке необходимо видеть Бога…». У нас партийный факультет, а не богословский!
Я пытался возражать, говоря, что речь идёт о взглядах Толстого, что сам глубоко презираю любую религию - бесстыдный и наглый способ управления людьми, используя их темноту и невежество. Но «боец соцреализма», как величали Бочарова в писательской среде, был непреклонен.
Через шесть лет, в дни празднования 150-летия Л. Н. Толстого, беллетризированный вариант «Непротивления и нравствености» внук Льва Николаевича - Сергей Михайлович опубликовал в Сорбонне.
Споры, спорами: до защиты - три недели! У меня же строчки написанной нет!
Помогла фотография.
Когда я поступал на факультет журналистики, фотообразования на нём не было. Пока учился, в 1970 году, на кафедре газетного дела и средств информации возникла специализация «фотожурналистика».
Второй год занималась группа студентов, в которую входили будущий фотокорреспондент Агенства печати «Новости» Владимир Вяткин и будущий фотокорреспондент журнала «Огонёк» Игорь Гаврилов.
Это был выход!
В «Советском фото» мы не только разбирали и обсуждали снимки, но и пытались теоретизировать, понять образную природу фотографии. Это было время поклонения «силе мгновения» и попыток классифицировать, вставить фотографию в систему искусств.
Не раздумывая, я стал одним из систематизаторов, и отнёс на кафедру газетного дела заявку на дипломную работу по теме: «Образная структура произведений фотоискусства». Заведующая кафедрой Элеонора Анатольевна Лазаревич долго не могла понять почему «произведений фотоискусства», а не фотожурналистики, но потом согласилась с моим сомнительным тезисом, что «фотожурналистика и есть среда для появления произведений фотоискусства».
Как же иначе, только журналистская, репортажная фотография: сила мгновения!
Научного руководителя диплома, фотокорреспондента фотохроники ТАСС Виктора Великжанина я нашел сам - зря, что ли мучился стажёрством?
Сегодня хочу ещё и ещё раз выразить Виктору Леонидовичу, Вите благодарность, за то, что он поверил в авантюру и не мешал мне осуществлять её.
Виктор Великжанин и я на открытии выставки «Иконы 60-х-80-х годов в галерее братьев Люмьер. 4 марта 2010 года. Фото М. Филипповой.
Основная мысль диплома – каждой исторической эпохе соответствуют свои средства художественного выражения и образности. Так, античность в античности преобладала скульптура. В Средние века и Возрождение – живопись. Двадцатый век стал веком фотографии, кинематографа и телевидения.
Соответственно менялись и средства воспроизведения действительности: от резца скульптора кисти художника к фотоаппарату, кино и телекамерам.
Главное же изменение – образное.
Если раньше в классических изобразительных искусствах художник всегда брал в основу своих образных построений отражённую реальность, то в новых (я их назвал «фотографическими») искусствах он черпает образность непосредственно из жизни.
Все мои классификаторские рассуждения, как я сразу же понял, остались для комиссии непонятными. Да и вопросов никаких не было.
Кроме одного:
- Почему в дипломе нет ни одной ссылки на произведения В. И. Ленина?
Я ответил, что Ленин не занимался ни теорией искусств, ни их классификацией.
На этом дискуссия закончилась, и я получил «отлично».
Мой диплом сильно отличался от других не только отсутствием ленинских цитат, но и попыткой мыслить самостоятельно, что, как ни удивительно, тогда в 1972 году одобрялось.
Основная же мысль диплома о прямом, не отражённом в сознании использовании действительности в фотографии стала основой для понимания фотографического образа, как выброса подсознательного в реальность.
Спасибо всем читающим и оставляющим отзывы.

Москва, Проспект Маркса, дом 9, июнь 1972 года
Диплом.
« Образная структура произведений
фотоискусства»
Диплом - авантюра. Дипломная работа, написанная мною, была совсем на другую тему и называлась «Непротивление и нравственность». В ней рассматривались творческие стимулы Льва Толстого, начиная от занятий самоанализом, до критики мировых религий. Когда я принёс текст на утверждение к защите заведующему кафедрой литературно - художественной критики и публицистики Анатолию Георгиевичу Бочарову, он бегло просмотрел его и сразу же сказал:
- Не пойдёт! Особенно вывод со словами: « Итог многолетних нравственных поисков Толстого: в каждом человеке необходимо видеть Бога…». У нас партийный факультет, а не богословский!
Я пытался возражать, говоря, что речь идёт о взглядах Толстого, что сам глубоко презираю любую религию - бесстыдный и наглый способ управления людьми, используя их темноту и невежество. Но «боец соцреализма», как величали Бочарова в писательской среде, был непреклонен.
Через шесть лет, в дни празднования 150-летия Л. Н. Толстого, беллетризированный вариант «Непротивления и нравствености» внук Льва Николаевича - Сергей Михайлович опубликовал в Сорбонне.

Споры, спорами: до защиты - три недели! У меня же строчки написанной нет!
Помогла фотография.
Когда я поступал на факультет журналистики, фотообразования на нём не было. Пока учился, в 1970 году, на кафедре газетного дела и средств информации возникла специализация «фотожурналистика».
Второй год занималась группа студентов, в которую входили будущий фотокорреспондент Агенства печати «Новости» Владимир Вяткин и будущий фотокорреспондент журнала «Огонёк» Игорь Гаврилов.
Это был выход!
В «Советском фото» мы не только разбирали и обсуждали снимки, но и пытались теоретизировать, понять образную природу фотографии. Это было время поклонения «силе мгновения» и попыток классифицировать, вставить фотографию в систему искусств.
Не раздумывая, я стал одним из систематизаторов, и отнёс на кафедру газетного дела заявку на дипломную работу по теме: «Образная структура произведений фотоискусства». Заведующая кафедрой Элеонора Анатольевна Лазаревич долго не могла понять почему «произведений фотоискусства», а не фотожурналистики, но потом согласилась с моим сомнительным тезисом, что «фотожурналистика и есть среда для появления произведений фотоискусства».
Как же иначе, только журналистская, репортажная фотография: сила мгновения!
Научного руководителя диплома, фотокорреспондента фотохроники ТАСС Виктора Великжанина я нашел сам - зря, что ли мучился стажёрством?
Сегодня хочу ещё и ещё раз выразить Виктору Леонидовичу, Вите благодарность, за то, что он поверил в авантюру и не мешал мне осуществлять её.

Виктор Великжанин и я на открытии выставки «Иконы 60-х-80-х годов в галерее братьев Люмьер. 4 марта 2010 года. Фото М. Филипповой.
Основная мысль диплома – каждой исторической эпохе соответствуют свои средства художественного выражения и образности. Так, античность в античности преобладала скульптура. В Средние века и Возрождение – живопись. Двадцатый век стал веком фотографии, кинематографа и телевидения.
Соответственно менялись и средства воспроизведения действительности: от резца скульптора кисти художника к фотоаппарату, кино и телекамерам.
Главное же изменение – образное.
Если раньше в классических изобразительных искусствах художник всегда брал в основу своих образных построений отражённую реальность, то в новых (я их назвал «фотографическими») искусствах он черпает образность непосредственно из жизни.

Все мои классификаторские рассуждения, как я сразу же понял, остались для комиссии непонятными. Да и вопросов никаких не было.
Кроме одного:
- Почему в дипломе нет ни одной ссылки на произведения В. И. Ленина?
Я ответил, что Ленин не занимался ни теорией искусств, ни их классификацией.
На этом дискуссия закончилась, и я получил «отлично».
Мой диплом сильно отличался от других не только отсутствием ленинских цитат, но и попыткой мыслить самостоятельно, что, как ни удивительно, тогда в 1972 году одобрялось.
Основная же мысль диплома о прямом, не отражённом в сознании использовании действительности в фотографии стала основой для понимания фотографического образа, как выброса подсознательного в реальность.
Комментарии
Интересно
хорошая история
Я даже не знаю... то ли подождать пока все напишет и выложить, то ли главами по одной-две выкладывать.
последнее время нечасто бывала - сегодня наткнулась в ленте друзей.
ну, тут уж тебе решать
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: