Про поморов
Мой род происходит с русского Севера. Трескоеды мы.
Потомки викингов да новгородцев.
Русский Север, Беломорье - удивительная земля, удивительный народ. Михаил Ломоносов, первый известный нам во тьме веков соотечественник ренессансного масштаба, - вот, из тех самых поморов.
Про поморов много и очень, очень по-доброму писал академик Лихачев. Вот отрывок из его письма Нонне Мордюковой:
"Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших орловской и тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды. А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли. До сих пор помню рассказ и восхищение главы семьи, крепкого помора, о море, удивление морем (отношение как к живому существу). Убежден: был бы Толстой среди них, общение и доверие установились бы сразу. Поморы были не просто интеллигентные, - они были мудрые. И никто из них не захотел бы переселиться в Петербург. Но когда Петр брал их в матросы, - они обеспечили ему все его морские победы. И побеждали на Средиземном, Черном, Адриатическом, Азовском, Каспийском, Эгейском, Балтийском... - весь XVIII век! Север был страной сплошной грамотности, а записывали их неграмотными, так как они (северяне в целом) отказывались читать гражданскую печать. Благодаря высокой культуре они сохранили и фольклор".
А пишу это тут - исключительно заради нескольких изображений, запечатлевающих поморский тип внешности.
Поморы, дореволюционная фотография (фотография из Википедии):
Рыбаки-поморы:
Наряд невесты из деревни Кевролы Пинежского района:
фото 1927 г.:
Типо, современные поморы:
Помор-старообрядец
СоцреализЬм тож поморов вниманием не оставил (Самарин В. Ф. "Поморы", 1967г., 214x204, холст, масло):

Русский Север, Беломорье - удивительная земля, удивительный народ. Михаил Ломоносов, первый известный нам во тьме веков соотечественник ренессансного масштаба, - вот, из тех самых поморов.
Про поморов много и очень, очень по-доброму писал академик Лихачев. Вот отрывок из его письма Нонне Мордюковой:
"Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших орловской и тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды. А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли. До сих пор помню рассказ и восхищение главы семьи, крепкого помора, о море, удивление морем (отношение как к живому существу). Убежден: был бы Толстой среди них, общение и доверие установились бы сразу. Поморы были не просто интеллигентные, - они были мудрые. И никто из них не захотел бы переселиться в Петербург. Но когда Петр брал их в матросы, - они обеспечили ему все его морские победы. И побеждали на Средиземном, Черном, Адриатическом, Азовском, Каспийском, Эгейском, Балтийском... - весь XVIII век! Север был страной сплошной грамотности, а записывали их неграмотными, так как они (северяне в целом) отказывались читать гражданскую печать. Благодаря высокой культуре они сохранили и фольклор".
А пишу это тут - исключительно заради нескольких изображений, запечатлевающих поморский тип внешности.
Поморы, дореволюционная фотография (фотография из Википедии):

Рыбаки-поморы:


Наряд невесты из деревни Кевролы Пинежского района:

фото 1927 г.:













Типо, современные поморы:


Помор-старообрядец

СоцреализЬм тож поморов вниманием не оставил (Самарин В. Ф. "Поморы", 1967г., 214x204, холст, масло):


Поморский народный характер
С. А. Токарев в “Этнографии народов СССР” пишет: “... на окраинах коренной русской территории и в местах позднейшей колонизации сложились гораздо более своеобразные и обособленные культурно-географические типы русского населения. К числу их принадлежат прежде всего поморы на берегах Белого и Баренцева морей. Попав в непривычные условия, они выработали у себя совершенно своеобразный культурно-хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового приморского хозяйства. Смелые мореходы, предприимчивые промышленники, поморы выделяются и особыми чертами характера...”.
Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера?
Описывая помор Кемского уезда, А. А. Каменев замечает: “Туземцы этого богатого края... в физическом отношении развиты лучше, рослее, здоровее и в деятельности энергичнее, почему живут богаче. Такая физическая развитость народа благоприятно действует на приращение населения, которое колеблется между 3/4 и целым процентом на 100, чего в других местностях Архангельской губернии не видно”. В 1863 году в “Материалах для подробного описания Архангельской губернии” отмечается крепкое телосложение, статность и приятная наружность поморов. По наблюдениям авторов, они “имеют большей частью русые волосы, твердую поступь, широкую и выдающуюся грудь, хорошо сложенные мускулистые руки и ноги, развязны в движениях, ловки, сметливы, неустрашимы, опрятны и щеголеваты, особенно женщины”.
Интересные наблюдения об особом психическом складе северян мы находим в географическом сборнике для чтения в семье и школе “Россия”, автором которого являлся С. Меч. “По берегам Белого моря, - писал он, - разбросано довольно много деревень, населенных поморами - настоящими русскими людьми, рослыми, плечистыми, железного здоровья, неустрашимыми, привыкшими смело смотреть в лицо смерти. Поморские женщины также отличаются мужеством, смелостью, привычкой к морю и к его опасностям”. А. Михайлов также выделяет именно эти качества помор. “Несмотря на исключительно почти потребление рыбы, и преимущественно соленой, - пишет он, - население Беломорского края - народ все-таки здоровый, рослый и чрезвычайно крепкого телосложения. Морские промыслы, от которых большинство кормится, обрекают помора, еще с малолетства, на тяжелую, полную опасностей и лишений разного рода жизнь, развивая в нем необыкновенную предприимчивость духа, соединенную с отвагою, изумительную в глазах человека, выросшего среди иной жизненной обстановки”. По мнению Н. Козлова, жителей Кемского и Онежского берегов, а также помор печорских селений отличает сметливость, способность к торговым делам и в то же время строгая нравственность, привязанность к семейной жизни и честность.
Многих исследователей поражал “какой-то особенно острый, из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину. Тип жизненный и несомненно говорит о предках новгородцах, сделавшихся только на Севере упрямыми и молчаливыми”. С. О. Огородников, говоря вообще о поморах Архангельской губернии, называет их “отважными и сметливыми от природы”; “это народ энергичный, настойчивый, жизнеспособный, привыкший к борьбе с капризами морской стихии”, - считает А. А. Каменев; “характер помора - энергичный, смелый, предприимчивый”, - отмечает М. С. Богданков, А. А. Жилинский добавляет, что “по своей смышлености и отважности, поморы не имеют себе равных среди русских”. О русском населении Печорского уезда один из руководителей производившегося там в 1903 году подворно-экономического исследования, доктор С. В. Мартынов свидетельствует, что оно, “по сравнению с крестьянами центральной полосы России, заметно отличается большею самостоятельностью, сметливостью и предприимчивостью”. Великорусское население центральной части губернии, Архангельского уезда, по словам доктора Рихарда Поле, “является превосходным человеческим материалом, который при соответственном воспитании и направлении мог бы сделать очень многое в экономическом отношении”. Вообще же великорусское население северной части России, по свидетельству доктора Поле, “своими качествами, физическими и умственными, далеко превосходит жителей средней части России”.
По свидетельству И. Калинина, помор-онежанин – “натура цельная, гармоническая; он крепок телом и духом; его мировоззрение и основные черты характера не легко поддаются ломке”. Он отмечает, что у онежан “сильный характер, в котором есть то, что зовется “благородной упрямкой”, и в этом отношении Ломоносов может служить прототипом истых северян”. По мнению автора, онежанин – “человек прямой, не ленивый, не лукавый, ибо он не мог усвоить эти рабские пороки, так как с древних времен ни перед кем не гнул своей шеи. Он трудолюбив, потому что с древности привык работать только для себя”.
В. Насоновский сравнивает психологию крестьянина Холмогорского уезда с психологией крестьянина остальной Руси: “Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нем нет и признаков лукавой хитрецы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен”. Свободный, промышленно-предпринимательский дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на “божью волю”, поддерживал в них чувство собственного достоинства и убеждение в том, что их земля - Поморье - освоена и устроена собственными силами. Помор привязан к своей Родине, любит ее, “как вечную кормилицу”, “доволен своею судьбою и счастлив по-своему”.
Таким образом, предприимчивый, беспокойный, бунтарский дух русских переселенцев заложил основу определенного психического склада, который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особости. Уровень сформированности и развитости особых черт характера поморских жителей непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику основных свойств характера положительные качества человека, психический тип личности), т. е. на воспитательные идеалы, семейные отношения, нравственные ценности, на воспитание трудолюбия и многое другое.
+22 |
![]() |
60 комментариев |
Комментарии
В какой-то степени явление, к сожалению, уходящее. Потому что те черты, что тот же Лихачев описывал как присущие всем поморам в первой половине ХХ века, к концу того же века уже изрядно подрастерялись, подрастряслись...
Но, конечно, близость к природе, ЗНАНИЕ ее и уважение к ней - это у поморов в крови навсегда... Как бы ни были развращены люди "цивилизацией (заменяющимися и доминирующими в социуме ценностями, "программными установками" времени и так далее).
Пожалуйста, не наговаривайте на себя!
Ленивые мы - это да. Не представить - для себя, избалованных/разнеженных "нервных" городских - такой тяжелой, земной жизни.
С другой стороны, если приспичит - куда мы денемся? Впряжемся и будем пахать... Лишь бы - по своей, именно воле. А не как на Руси сплошь и рядом случалось и случается.
За всё, за всё - своя плата. За наши "удобства от цивилизации" - вот, то, что мы едим (да............
Те, кто близок по духу к старообрядцам - те, конечно, держатся. Но я "живьем", в реале - таких людей не видела. Видела/гостила - деревни под Архангельском в конце 90х (ну, и сам город). Удручающее общее впечатление. К сожалению.
Это нужно знать всем, мне кажется.
Спасибо, что поделились здесь. А как далеко от Кандалакши?
Я недавно читала про особый пиджин - "руссенорск". Бытовал на территории взаимодействия наших и норвежских купцов. Тоже такая особая чёрточка, своя особинка)
Костюмы замечательные! Так и хочется поближе рассмотреть
Совершенно норвежский типаж, к примеру. Очень интересно это всё. "Круто замешано" историей Европы.
И вдруг такой информационный подарок от Анечки! А в комментариях столько нового узнала!!!!! СПАСИБО!
Это нужно, нужно, нужно делать. Если не мы, то - КТО?
Вот, у нас есть двоюродный дядя, который всерьез занялся генеалогическими изысканиями дюжину лет назад. Так и копает... Как мы ему благодарны!!!
А старинные фотографии... Есть в них нечто невыразимо завораживающее. Двери в иные миры. Право слово.
И это так. Рассматриваешь и даже чувствуешь, что люди совсем не такие, как мы сейчас. Лица у них совершенно другие, какие-то одухотворенные что ли...
И я всё думаю, давно уже. То ли это эффект от долгой выдержки (с теми средствами фотографирования), то ли - ретушь такая феноменальная была, то ли, всё-таки, - и правда...
есть, где собирать инфо? aрхивы? или только кто чего в семье помнит?
Думаю, все-таки правда. Я тут читала письма Макаренко к своей любимой женщине...там даже язык другой был...более искренний, тонкий, красивый... Даже иногда читаешь письма, дневники того времени, совсем по-другому звучит язык, речь, выражения...
УДАЧИ верной! Наших всех, конечно, поразбросало - с пертрубациями российского ХХ века...
Надо же... А что за издание? когда опубликовали?
У меня "Педагогическая поэма", там вкупе его биография и письма внушительный том). Случайно на Лабиринте урвала за 130 руб.
О! Аналогично, да.
Крестьянские семьи были, у родителей бабушек и дедушки. По 6-8 детей... То поколение, которое на фронте полегло чуть не всё. И у маминой мамы - раскулаченные, конечно. А то! Корова ж была, и ажно две свиньи на мясо. При такой-то семье, с совсем малолетками-детьми...
Спасибо, поняла.
Спасибо!
о расовойоб этнической исключительности поморов заради "побольше букаф" прилепила. Мой папа и наши деды, правда, действительно ПОЛНОСТЬЮ отвечали данным описаниям. А мы, уж... - что вырослов условиях исторического центра Ленинграда-Петербурга, то выросло.Заради фотографий - пост. К твоим наблюдениям про "европейский" тип внешности.
Угумс, поняла уже. Отвечу, когда соберусь... с душевными силами. На самом деле ВСЕГДА очень важно иметь в виду, КТО ИМЕННО писал тот или иной текст. В случае с тем постом - размышления принадлежат совсем молодому (около 25 лет) человеку, сильно на свою собственную маму обиженному и, как становится понятно, совершенно эти обиды - не переросшему. Полный такой инфантилизм современный, который Вашему поколению был - НЕВОЗМОЖЕН, недоступен...
знание своих корней, своей истории - мне кажется должна быть органичной частью человека, если сравнивать с пирамидой - ее основанием, на которое ложатся все остальные, приобретаемые по жизни культурные, этические пласты.
пасиииип)
Меня эти фотографии тоже совершенно завораживают. Чуть не мистика. В этом всём...
И птичка у меня такая была. Мне ее маленькой дяденька на улице подарил. Вот такие дяденьки в Архангельске по улицам ходят.
А бабушка про "северных людей" гоорила так:
- У нас народ немногословный: да - да, нет - нет. Не то что эти южане.
Наш человек, значит. Бабушка тоже.
Ходют, ходют!!!
А ты спишь-то когда, Маш?!
, не дурак.Хотя мама моя скорее спит, чем нет.
Не знаю, Маш, как вы такие чисто стрессовые нагрузки выдерживаете (в том смысле, что я бы - не смогла однозначно). С другой стороны, все НАСТОЛЬКО индивидуально!
Надо мне будет спросить чуть менее, чем 79 лет, старенькую знакомую, бывшего профессора математики Петрозаводского университета (сейчас она здесь с мужем, профессором физики, - уже 10 лет не преподает), спала ли она... Ей, в отличие от мужа - исследователя по характеру, - невыразимо нравилось преподавать, именно. До сих пор сны сняться со студентами. Так трогательно это всё (в моих глазах)!
Она говорит, что, все-таки, с возрастом проходит... Т.е., по началу она прокручивала по полночи свои лекции в голове, а потом - прошло.
Теперь И.В. по паре раз в год не спит всю ночь (а иногда и две подряд) только перед долгими перелетами. И-эххх...
Утешила, еще несколько лет не посплю, а потом перестану.
Не верила ведь! - дурочка такая. Про когда удастся в будущем (=на что-то еще рассчитывала
Но уже - не обольщаюсь, ага. Чем позже
В Мехико-сити. Приезжайте в гости!!!
А - нужны, таки. Вот, реально думу думаю - как
на ёлку влезть и опу не ободратьзаработать так, чтобы не утратить бодрости духа и радости жизни. У меня жОстко корпоративное сознание - без предпринимательского духа. А мизантропия является противопоказанием для преподавательской, к примеру, деятельности - убью всех в аудитории и не замечу, даже...*обреченно вздыхаид*
Совсем простое объяснение: мне в такой момент сделали предложение, что я не смогла отказаться... Замуж вышла, короче.
А сложное будет - с объяснением, что был за момент, почему Мексика меня устроила больше всех потенциальных вариантов (в противовес чахоточному климату, убивавшему ребенка. Еще рассматривался Краснодар - вариант где "сама, сама, сама": совсем одна и вкалывая, не видя ребенка, опять же), и т.д.
BTW, ухожу выгуливать пса и играть в бадминтон с сыном - у нас каникулы пасхальные заканчиваются. "Вирнус нещаз", прям. Пока, пока!
Сразу хочется перенять эстафету и написать о своей родине
Мне проще было. Я "коллекцию" изображений в гугле насобирала. Мне хотелось показать типичную поморскую внешность - для пояснения харАктерности собственного "облика".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: