Самые важные правила в обучении ребёнка.
1. То, что кажется простым и очевидным для Вас, может быть совсем не очевидным для ребёнка, а значит и не простым.
2. В основе обучения лежат не красиво составленные или «научно - обоснованные» методики, которые относятся к педагогике, а простые процессы, которые относятся к психологии, и на которых держится всё обучение и развитие ребёнка.
Называются эти процессы - внимание, восприятие, мышление, речь и память.
Ребёнок с первого раза удерживает своё внимание, воспринимает, понимает и запоминает то, что ему удаётся присоединить к уже имеющемуся в памяти опыту, образу или понятию, а также то, что ему интересно, поразило его сознание или вызвало сильную эмоцию.
В принципе всё просто.
3. Наш мозг обладает врождённой способностью классифицировать и систематизировать всю входящую информацию и «раскладывать её у себя по полочкам», чтобы при необходимости быстро её найти, т. е. – вспомнить.
Надо понять и принять, что эту часть мозга, обладающую такими способностями, не удастся обмануть ни какими заумными методиками. То, что для ребёнка не приобрело смысл - в долговременную память не пройдёт (а в этом - весь смысл обучения), потому что такие «знания» не образуют значимый для него опыт.
4. После того, как любая информация, а нашем случае - какие-то рисунки на карточках или другая графическая информация (например, буквы с картинками на кубиках или в книжке), а также слова, написанные или прочтённые, ассоциировались с тем, что уже есть в памяти (опыт, образы, понятия, ощущения и т. д.) и стали восприниматься определённым образом, то становится очень трудно начать их воспринимать по - другому! Образовавшиеся ассоциации доминируют при восприятии и часто просто блокируют мышление в нужном направлении
Почему происходят такие нестыковки и несогласованные действия между процессами восприятия, мышления и памяти, которые тормозят образование знания, умения и опыта?
Одна из главных причин, если не самая главная, состоит в том, что:
После восприятия вся информация любого характера перед занесением в память перекодируется в мозге всего одним способом - «через звуковой образ слова», слова, которым описывается или выражается эта информация. При извлечении обратно, то есть при «вспоминании», происходит обратная перекодировка - мы вспоминаем так же, как запоминали.
Что мы наблюдаем на практике? Для примера посмотрим на самый популярный способ обучения ребёнка умению читать.
Букву П «прикрепляют» в памяти ребёнка к паровозу, вернее к его образу и понятию, букву Ч - к Чебурашке, букву Ё к ёжику (а могут и к ёлочке), букву В к волчку на картинке, а кто-то волчок называет юлой и «прикрепляет» к ней букву Ю - всё зависит от фантазии авторов.
Это всё возможно и развивает ребёнка, но к образованию навыка чтения не имеет никакого отношения.
Более того, эти знания становятся сильным тормозом на пути становления навыка чтения.
Что ребёнку делать, когда эти же буквы попадутся в других словах? Ему что - вспоминать паровоз, Чебурашку и ёжика?
6. Очень серьезный и один из главных (!) недостатков применяемых методов обучения – вся информация дается в готовом виде и ставка делается просто на память.
А чтобы облегчить запоминание, в процессе обучения используются самые разные способы привлечения внимания ребёнка к изучаемому материалу, в данном случае к буквам. Придумывают игры с буквами, с картинками, пытаются их петь, придумывают слова и загадки на эти буквы.
Но, обратите внимание! - во всех подобных играх и упражнениях задействуется ассоциативный вид памяти на буквы, который затем в процессе чтения не участвует! Совсем не участвует!
В процессе нормального чтения участвует ассоциативный вид памяти на «слова - графические картинки», которые ассоциируются у нас с определёнными словами - образами, словами - понятиями, словами – ощущениями и с опытом.
Так на что тогда можно рассчитывать, если мы вспоминаем что-то точно так же, как запоминали? В самом деле, не может же ребёнок запоминать одним способом, а вспоминать другим!
Если нет понимания, нет потребности, нет интереса или другого нормального стимула, то он и запоминать не станет. Это просто элементарная психологическая защита от непонятного, неизвестного и от глупости взрослых. Тоже природный закон, кстати.
7. На занятиях ребёнка учат читать по слогам и с ударением. Делают разбор слов на слоги, определяют ударную букву. Затем дают задание - самостоятельно что-то прочитать и пересказать или переписать без ошибок текст - обычное дело.
Но! Никто не обращает внимание на такой факт - при чтении «про себя» или при переписывании ребёнок читает уже не по слогам, а по с-к-ла-да-м и без ударения! Ведь ударение мы можем обозначить только в одном случае - когда читаем вслух! И что получается? Учим одним способом, а задания наши, он сам того не зная, выполняет или пытается выполнять другим способом!
А в природе развивается только то, что тренируется! И если ребенок не читает все задания вслух и с ударением, то он и не развивает навык чтения в том виде, который с него затем спрашивают. Потом удивляемся безграмотному письму. А откуда ему взяться, если ребёнок не обучается грамотно читать ни по слогам, ни по складам.
Он вообще обучается случайным образом и только потому, что в нём природой заложен огромный потенциал к обучению вообще!
Кстати, грамотное письмо основано не на тех правилах, которые дают в школе. Вообще грамотное письмо основано на складах, как на самостоятельных единицах, из которых и складывается целое слово и на природных законах, которые были открыты 60 лет назад. Открыты и благополучно забыты! Там ведь все оказалось просто, даже примитивно просто! А это не интересно и диссертацию не напишешь. Сколько "научных работ" и диссертаций было написано на эту тему за 60 лет в нашей стране? Точно больше, чем во всей Европе. Мы должны быть самой грамотной страной в мире! А на самом деле?
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.
Процессы мышления, если не лезть в дебри нейрофизиологии и психологии, - это процессы "разъединения - соединения".
Мы все от рождения и до смерти во время мышления что-то разъединяем «в уме» на части и собираем обратно в целое (опять же - «в уме), пытаясь таким образом разобраться и определить для себя - «что это?», «зачем это?» и «что нам с этим делать?».
Посмотрите на себя и вспомните - «КАК Вы думаете?», а потом на ребёнка - тот вообще с рождения только этим и занимается!
Но …, у ребёнка есть одна ВАЖНЕЙШАЯ особенность, от которой нас в своё время избавили взрослые, но мы иногда ею всё же пользуемся.
Прежде чем что – то сделать «в уме», ребенок должен сделать это руками. Проделав несколько раз это руками, он в дальнейшем сможет делать это «в уме».
Если ему запрещать или просто не давать в играх это делать, то мышление у него будет отставать в развитии!
Ребёнок, особенно совсем маленький, игрушки не ломает. Он таким образом пытается понять - «что это?, зачем это?». Можно даже сказать, что он мыслит через ручки и глазки! И вот здесь ему очень нужна Ваша помощь в виде объяснений - «что это? и зачем это?»
Смыслом любой работы должен быть РЕЗУЛЬТАТ.
Для ребенка это должен быть значимый и конкретный результат, имеющий простой и понятный для него смысл и с которым что-то можно делать.
Результат он должен получить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. УЗНАЛ - ПРОВЕРИЛ - ПОЛУЧИЛОСЬ. Только в этом случае это попадет в память и произойдет обучение.
РЕБЕНОК обращает и удерживает свое внимание только на том, что меняется. Мозг воспринимает только изменения. Мозг анализирует и размышляет только над изменениями. Мозг запоминает только изменения.
Процессы внимания, восприятия, мышления, речи и памяти у детей включаются в работу и работают согласованно на обучение только тогда, когда малыш видит, слышит, ощущает или производит все изменения САМ и своими руками - «было вот ТАК - стало вот ТАК»
Все перечисленное является законами природы, нарушать которые нельзя, иначе никакого обучения не произойдет. Иначе придется ходить по кругу, десятки и сотни раз повторяя одно и то же. Знакомая картина. Но это уже не обучение, а дрессировка. Мало кому нравится, а детям тем более. Кто после этого будет любить читать книжки?
В методиках обучения малышей чтению, математике, красивому и грамотному письму, которые я разработал, все эти законы выполняются. Дети обучаются легко, играючи и с интересом, а родителям не обязательно иметь даже опыта в в обучении детей. Если Вы всё поняли в том, что прочитали выше, то и в методиках разберётесь, - там ещё проще и понятнее.
Дополнительно по теме можно почитать у меня в дневнике и в записях в других группах.
Вопросы можно задавать как здесь, так и в личку или мне на почту newkubik2009@rambler.ru
2. В основе обучения лежат не красиво составленные или «научно - обоснованные» методики, которые относятся к педагогике, а простые процессы, которые относятся к психологии, и на которых держится всё обучение и развитие ребёнка.
Называются эти процессы - внимание, восприятие, мышление, речь и память.
Ребёнок с первого раза удерживает своё внимание, воспринимает, понимает и запоминает то, что ему удаётся присоединить к уже имеющемуся в памяти опыту, образу или понятию, а также то, что ему интересно, поразило его сознание или вызвало сильную эмоцию.
В принципе всё просто.
3. Наш мозг обладает врождённой способностью классифицировать и систематизировать всю входящую информацию и «раскладывать её у себя по полочкам», чтобы при необходимости быстро её найти, т. е. – вспомнить.
Надо понять и принять, что эту часть мозга, обладающую такими способностями, не удастся обмануть ни какими заумными методиками. То, что для ребёнка не приобрело смысл - в долговременную память не пройдёт (а в этом - весь смысл обучения), потому что такие «знания» не образуют значимый для него опыт.
4. После того, как любая информация, а нашем случае - какие-то рисунки на карточках или другая графическая информация (например, буквы с картинками на кубиках или в книжке), а также слова, написанные или прочтённые, ассоциировались с тем, что уже есть в памяти (опыт, образы, понятия, ощущения и т. д.) и стали восприниматься определённым образом, то становится очень трудно начать их воспринимать по - другому! Образовавшиеся ассоциации доминируют при восприятии и часто просто блокируют мышление в нужном направлении
Почему происходят такие нестыковки и несогласованные действия между процессами восприятия, мышления и памяти, которые тормозят образование знания, умения и опыта?
Одна из главных причин, если не самая главная, состоит в том, что:
После восприятия вся информация любого характера перед занесением в память перекодируется в мозге всего одним способом - «через звуковой образ слова», слова, которым описывается или выражается эта информация. При извлечении обратно, то есть при «вспоминании», происходит обратная перекодировка - мы вспоминаем так же, как запоминали.
Что мы наблюдаем на практике? Для примера посмотрим на самый популярный способ обучения ребёнка умению читать.
Букву П «прикрепляют» в памяти ребёнка к паровозу, вернее к его образу и понятию, букву Ч - к Чебурашке, букву Ё к ёжику (а могут и к ёлочке), букву В к волчку на картинке, а кто-то волчок называет юлой и «прикрепляет» к ней букву Ю - всё зависит от фантазии авторов.
Это всё возможно и развивает ребёнка, но к образованию навыка чтения не имеет никакого отношения.
Более того, эти знания становятся сильным тормозом на пути становления навыка чтения.
Что ребёнку делать, когда эти же буквы попадутся в других словах? Ему что - вспоминать паровоз, Чебурашку и ёжика?
6. Очень серьезный и один из главных (!) недостатков применяемых методов обучения – вся информация дается в готовом виде и ставка делается просто на память.
А чтобы облегчить запоминание, в процессе обучения используются самые разные способы привлечения внимания ребёнка к изучаемому материалу, в данном случае к буквам. Придумывают игры с буквами, с картинками, пытаются их петь, придумывают слова и загадки на эти буквы.
Но, обратите внимание! - во всех подобных играх и упражнениях задействуется ассоциативный вид памяти на буквы, который затем в процессе чтения не участвует! Совсем не участвует!
В процессе нормального чтения участвует ассоциативный вид памяти на «слова - графические картинки», которые ассоциируются у нас с определёнными словами - образами, словами - понятиями, словами – ощущениями и с опытом.
Так на что тогда можно рассчитывать, если мы вспоминаем что-то точно так же, как запоминали? В самом деле, не может же ребёнок запоминать одним способом, а вспоминать другим!
Если нет понимания, нет потребности, нет интереса или другого нормального стимула, то он и запоминать не станет. Это просто элементарная психологическая защита от непонятного, неизвестного и от глупости взрослых. Тоже природный закон, кстати.
7. На занятиях ребёнка учат читать по слогам и с ударением. Делают разбор слов на слоги, определяют ударную букву. Затем дают задание - самостоятельно что-то прочитать и пересказать или переписать без ошибок текст - обычное дело.
Но! Никто не обращает внимание на такой факт - при чтении «про себя» или при переписывании ребёнок читает уже не по слогам, а по с-к-ла-да-м и без ударения! Ведь ударение мы можем обозначить только в одном случае - когда читаем вслух! И что получается? Учим одним способом, а задания наши, он сам того не зная, выполняет или пытается выполнять другим способом!
А в природе развивается только то, что тренируется! И если ребенок не читает все задания вслух и с ударением, то он и не развивает навык чтения в том виде, который с него затем спрашивают. Потом удивляемся безграмотному письму. А откуда ему взяться, если ребёнок не обучается грамотно читать ни по слогам, ни по складам.
Он вообще обучается случайным образом и только потому, что в нём природой заложен огромный потенциал к обучению вообще!
Кстати, грамотное письмо основано не на тех правилах, которые дают в школе. Вообще грамотное письмо основано на складах, как на самостоятельных единицах, из которых и складывается целое слово и на природных законах, которые были открыты 60 лет назад. Открыты и благополучно забыты! Там ведь все оказалось просто, даже примитивно просто! А это не интересно и диссертацию не напишешь. Сколько "научных работ" и диссертаций было написано на эту тему за 60 лет в нашей стране? Точно больше, чем во всей Европе. Мы должны быть самой грамотной страной в мире! А на самом деле?
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.
Процессы мышления, если не лезть в дебри нейрофизиологии и психологии, - это процессы "разъединения - соединения".
Мы все от рождения и до смерти во время мышления что-то разъединяем «в уме» на части и собираем обратно в целое (опять же - «в уме), пытаясь таким образом разобраться и определить для себя - «что это?», «зачем это?» и «что нам с этим делать?».
Посмотрите на себя и вспомните - «КАК Вы думаете?», а потом на ребёнка - тот вообще с рождения только этим и занимается!
Но …, у ребёнка есть одна ВАЖНЕЙШАЯ особенность, от которой нас в своё время избавили взрослые, но мы иногда ею всё же пользуемся.
Прежде чем что – то сделать «в уме», ребенок должен сделать это руками. Проделав несколько раз это руками, он в дальнейшем сможет делать это «в уме».
Если ему запрещать или просто не давать в играх это делать, то мышление у него будет отставать в развитии!
Ребёнок, особенно совсем маленький, игрушки не ломает. Он таким образом пытается понять - «что это?, зачем это?». Можно даже сказать, что он мыслит через ручки и глазки! И вот здесь ему очень нужна Ваша помощь в виде объяснений - «что это? и зачем это?»
Смыслом любой работы должен быть РЕЗУЛЬТАТ.
Для ребенка это должен быть значимый и конкретный результат, имеющий простой и понятный для него смысл и с которым что-то можно делать.
Результат он должен получить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. УЗНАЛ - ПРОВЕРИЛ - ПОЛУЧИЛОСЬ. Только в этом случае это попадет в память и произойдет обучение.
РЕБЕНОК обращает и удерживает свое внимание только на том, что меняется. Мозг воспринимает только изменения. Мозг анализирует и размышляет только над изменениями. Мозг запоминает только изменения.
Процессы внимания, восприятия, мышления, речи и памяти у детей включаются в работу и работают согласованно на обучение только тогда, когда малыш видит, слышит, ощущает или производит все изменения САМ и своими руками - «было вот ТАК - стало вот ТАК»
Все перечисленное является законами природы, нарушать которые нельзя, иначе никакого обучения не произойдет. Иначе придется ходить по кругу, десятки и сотни раз повторяя одно и то же. Знакомая картина. Но это уже не обучение, а дрессировка. Мало кому нравится, а детям тем более. Кто после этого будет любить читать книжки?
В методиках обучения малышей чтению, математике, красивому и грамотному письму, которые я разработал, все эти законы выполняются. Дети обучаются легко, играючи и с интересом, а родителям не обязательно иметь даже опыта в в обучении детей. Если Вы всё поняли в том, что прочитали выше, то и в методиках разберётесь, - там ещё проще и понятнее.
Дополнительно по теме можно почитать у меня в дневнике и в записях в других группах.
Вопросы можно задавать как здесь, так и в личку или мне на почту newkubik2009@rambler.ru
Комментарии
А у меня к Вам вопрос.
Скажите, пожалуйста, ЧТО Вам известно про чтение? Вы уже видели мои кубики? Может кто из Ваших знакомых уже занимался по ним с ребёнком? Тогда поделитесь, мне очень интересно, да и остальным интересно .
не надо учить ребенка читать с рождения;
абсолютно неправильно "привязывать" букву к слову;
ребенок лучше запоминает буквы и слова,если он сам участвует в процессе их составления;
учить ребенка чтению по складам,а не по слогам.
Сейчас я делаю упор не на буквы (до Ваших предыдущих статей я показывала и называла предмет,начинающийся на определенную букву,а потом называла эту букву), а на общение: показываю картинки и предметы,рассказываю про них,читаем книжки,слушаем музыку. Решили "дождаться" Ваших кубиков
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: