Развивающий коврик от 0 - 18 месяцев.
Учитывая, что имею довольно «неплохой опыт» мамы (17,5 лет) и учителя начальных классов (почти 16 лет), я постоянно нахожу и открываю для себя в Стране Мам все новое и новое.
Хочу поделиться и своим опытом, опытом создания развивающего коврика от сбора информации до шитья для детей от 0 и +, в создании которого, принимала самое активное участие моя подруга Лазичная Катерина (мама двоих прекрасных сыночков 7 лет и 2,6 года)
Я расскажу про:
• зачем вообще нужен развивающий коврик
• чем коврик хендмейд отличается от "магазинных"
• с чего начать работу над ковриком
• какие материалы выбрать для шитья
• какая фурнитура подойдет для коврика
• как быстро и качественно сшить коврик
И сразу начну с первых двух пунктов плана этого «миникурса». Я отвечу, зачем же вообще нужен развивающий коврик и чем отличаются коврики, сделанные своими руками, от "магазинных".
Начнем мы с того что дадим определение Развивающему коврику, что это за зверь и с чем его едят.
Развивающий коврик - это развивающая игрушка, выполненная в виде коврика, на котором присутствуют различные сочетания игровых элементов, и направленный на развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений. Это игрушка комплексная.
Я, как и большинство родителей, хочу, чтобы мои дети выросли творческими, разносторонне развитыми личностями. И мы можем им в этом помочь. Нужно ведь не так уж и много – поместить ребенка в нужную среду и лишь подталкивать его, направлять, чтобы его интерес к познанию всего окружающего не угасал, а наоборот, только лишь укреплялся.
Чтобы у ребенка хорошо формировалась речь, нужно не только с ним много разговаривать и читать ему, нужно чтобы и пальчики хорошо работали. Существует зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, из-за близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Это как раз и есть МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, вкусе, цвете, запахе, положении в пространстве, как раз составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. Это СЕНСОРИКА.
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Согласованное взаимодействие рук и глаз - это СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
Определять величину предмета относительно других (большой, широкий, низкий), его материал (гладкий, шершавый, деревянный), форму(круглый, квадратный, треугольный) на ощупь - это ТАКТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Развивающий коврик игрушка комплексная, направленная на развитие все этих направлений.
Довольно часто я слышу: "У нас таких ковриков не было и ничего выросли..." и в этом же духе. На это я могу сказать только одно в нашем детстве не было DVD- плееров, но сейчас мы ими пользуемся: у нас не было стиральных машин- автоматов, а сейчас мы без них жизни не представляем - прогресс не стоит на месте и не зачем отказываться от вещей, которые делают нашу жизнь удобнее или интереснее. Но выбор делать каждому придется конечно самому.
Коврики бывают разные
. По форме (круглые, квадратные, кольцом и т. п.), с дугами и без, музыкальные, тематические. В них используются разные по фактуре материалы. Это и есть первое из различий "магазинных" ковриков от самошитых. В фирменных ковриках используется очень небольшое количество фактур: гладкая, велюровая, шершавая и все. В самошитых ковриках, это количество увеличивается в разы и зависит только от фантазии автора. Я в ковриках только в фоне использую до 8-15 фактур, да еще и в элементах они отличаются. Конечно и в "магазинных" ковриках производители хотели бы разнообразить материалы, но увеличатся затраты на единицу продукции, усложнится техпроцесс (ведь каждый материал требует своих настроек в работе) и в конечном итоге цена будет выше.
По яркости коврики почти не отличаются, только в "магазинных" преимущественно используются однотонные яркие ткани, а в самошитых часто добавляются и ткани с рисунком. Огромный выбор в магазинах тканей этому хорошо способствует.
Второе отличие - это размеры ковриков. "Магазинные" коврики не очень большие, в районе 1Х1м. У самошитых нет таких ограничений, в среднем они идут 1,5Х1,5м и больше. Например, самый большой коврик, который я шила был 2Х2м, состоял из 4частей, две из которых еще расстегивались и площадь отдельной части получалась 1,5Х1м. Ну и соответственно наполненность ковриков отличается в разы, представьте сколько всяких развивающих элементов можно разместить на такой площади
.
Третье отличие - это возраст использования. На "магазинных" ковриках возрастная категория стоит от 0-12месяцев, редко до 18.
У самошитых это планка сдвигается до 4-5лет, за счет большого количества элементов рассчитанных на различный возраст и на возможность ролевых игр. Что выделяет "магазинные" коврики так это их профессиональный дизайн и наличие во многих из них музыкальных модулей, чем самошитые к сожалению похвастаться не могут. Но, то какую любовь вкладывает мамочка в шитье ковриков для своих деток, стоит того дизайна в конечном счете.

Еще стоит отметить, то что различается использование ковриков. "Магазинные" коврики предназначены для того чтобы подарить маме некоторое свободное время пока ребенок лежит на нем. Самошитые же направлены на совместную игру взрослого и ребенка. И это наверное самое главное отличие - самошитый коврик объединяет родителя и его малыша в игре, дает почувствовать любовь и радость от совместной игры.
Я расскажу, о том с чего начать работу над ковриком, на что обратить внимание, помогу составить примерный план.
В интернете представлены на суд зрителей огромное количество самошитых и фирменных ковриков. Поэтому не стоит изобретать велосипед и надо провести сбор информации. Собрать фотографии, описания, идеи, фото и описания отдельных узлов - в общем, все, что понравится по этой теме. Не стоит сразу зацикливаться на чем-то одном, смотрите в общем.
Следующий этап – анализ информации. На мой взгляд, стоит эти два этапа раздвинуть по времени в пару дней, чтобы собранная информация несколько улеглась.
Анализ стоит делать по разным направлениям: общий вид, элементы, узлы, фурнитура – т. е. двигаться от общего к частному.
Общий вид – из всего многообразия выбрать несколько вариантов, которые наиболее запомнились именно как единое целое.
Элементы – под ними я понимаю маленькие законченные образы, например, домик с открывающимися стеночками, кораблик с поднимающимися парусами и т. п.
Узлы – это интересные варианты, из которых можно собрать элементы. Ту же корзину можно сделать в виде плоского кармана, кармана на резиночке или липучке.
И фурнитура – здесь стоит выписать все варианты застежек, кнопочек, шнурочков которые использованы.
Третий этап – делаем выводы по проанализированной информации. Тут наоборот работаем от простого к сложному.
Выписываем все варианты фурнитуры, которые хотелось бы видеть на нашем коврике: молния, кнопка альфа, кнопка магнитная, кнопка пришивная, пуговица, блочки (для шнуровки), фиксаторы, липучка (велькро), завязки из лент и т. п. К ним подбираем узлы и элементы, чтобы не было перекосов. Все элементы на липучке, а пуговицы забыли – мы же хотим сделать коврик более разнообразным и функциональным. В этих списках должно быть много вариантов, чтобы было из чего выбирать. После того как список элементов готов создаем общий вид в виде списка всех элементов.
Иногда у ребенка уже есть предпочтения, например, нравится транспорт, машинки, городской пейзаж, дороги, светофоры. Это стоит учитывать при анализе и сделать на это упор.
Четвертый этап – создание эскиза. Если умеете рисовать то на бумаге, если нет то на компьютере (например в фотошопе). В начале, определяетесь с формой – коврик можно делать не только квадратным или прямоугольным, но и круглым, овальным, в виде извилистой полосы, многоугольным (шестигранником, к примеру). И прикидываете примерный размер.
Если получается, что элементы не очень подходят друг к другу, можно коврик сделать из частей и у каждой части будет своя тема. У меня Большой коврик(180смХ120см) «Путешествие» разделен на 4 части, по одной на каждый сюжет («Паровозик», «Цветник», «Море», «Дача») и соединяются молниями. Соединять части ковриков можно также на пуговицы или липучку, кстати, в этих случаях вариантов соединения получается больше.
Общий вид коврика:
1 часть «Паровозик»:
2 часть «Море»:
3 часть «Цветник»:
4 часть «Дача»:
Пятый этап – эскиз в полную величину. Лист бумаги лучше склеить большего размера, чем планируемый коврик. На всякий случай, вдруг все не влезет, что хочется нарисовать. Перенося элементы с эскиза на большой лист, сразу сопоставляйте размеры самих элементов. Они не должны быть слишком мелкими, мелочевку трудно шить и обрабатывать, да и ребенку с очень маленькими деталями сложно справится. Но и слишком большими они быть не должны, а то много места будут занимать и что-нибудь интересное не влезет.
Если эскиз делали на компьютере, то распечатываем элементы и прикладываем к большому листу. Стоит сделать несколько пробных отпечатков с разным масштабом элементов и потом уже определяться.
Теперь расскажу про то, как выбрать материалы для коврика.
К этому этапу в работе над ковриком приступаем только после того как готов эскиз в натуральную величину и нам известны размеры.
Все ткани для нашего коврика можно купить в магазине, но можно и сэкономить, взяв то, что есть под рукой. Почти у каждой женщины есть кучка вещей, которые она не носит по куче причин: от «стала не модной» до «стала малой/большой». Вот тут то и зарыта экономия. Из этой кучи выбираем вещички яркие по цвету, интересные по фактуре – они подойдут на коврик, все блеклое, застиранное, в катышках прячем обратно в шкаф или пускаем на тряпки. Такую ревизию можно провести не только в своем шкафу, но и в мамином или подружкином. Вещи стоит распороть, постирать и кусочки погладить. Советую рассортировать их по цветам. А еще некоторые мамы и бабушки имеют большие запасы разных тканей с советских времен и их тоже можно раскулачить. К этим материалам есть несколько требований:
• цвет, рисунок, фактура – должны быть интересные (хотя бы один из трех признаков);
• ткани надо использовать чистые;
• ткани не должны расползаться от старости.
Для похода в магазин тканей стоит составить список необходимых материалов с указанием количества. Честно скажу, несколько раз я ездила в магазин без списка, считала, что все помню наизусть, и каждый раз приходилось ехать повторно, так как что-нибудь обязательно забывала. Теперь обязательно беру список и вычеркиваю по позициям.
Весь коврик настрачивается на ткань основы, я использую белый ситец или тонкую белую бязь. Количество необходимой ткани рассчитываем от выбранного размера коврика. Ситец имеет ширину 80см, а бязь 1,5м (есть и 2,20м). Ситец тоньше и дешевле, бязь более плотная. Как вариант для экономии можно взять простую простыню (вдруг есть нелюбимая). Как раз материал основы идет у меня первым в списке.
Вторым я пишу ткань на обратную сторону коврика. Расход такой же, как на основу коврика. Тут фантазия не ограничена, можно взять бязь с детским рисунком (я так делаю), или джинсу, плотные костюмные ткани, гобелен. Все упирается в цену материала и стоит обращать внимание на ширину материала.
Третий пункт – это наполнитель для коврика. Я использовала синтепон, но возможны и варианты, может в вашем магазине есть что-то интереснее. Синтетический ватин (синтепон, синтепух) – это легкий, объемный, упругий нетканый материал, в котором смесь полиэфирных волокон скрепляется иглопробивным или термическим способом.
Преимущества синтепона заключаются в легкости, хороших теплозащитных свойствах и малом весе, а также в абсолютной безвредности для человека. Поэтому синтепоны используют для всех видов утепленной одежды, в том числе детской, а также для изготовления одеял, покрывал и др. текстильных изделий для дома.
Какую плотность синтепона выбрать зависит от того какие полы в вашем доме – теплые (можно брать потоньше) или холодные (берем потолще). Плотность синтепона бывает 100, 150, 200, 300 г/кв. м, ширина 150 см. я обычно беру 150 или 200, для холодных полов 150 в два слоя. Расход считаю по основе коврика.
Четвертый пунктом идет дублирующий материал. Можно брать флизелин или дублерин. Клеевые прокладочные материалы на тканой или трикотажной основе по международной терминологии называются дублеринами. По применению в одежде дублерины, в отличие от флизелинов, более универсальны, т. к. позволяют дублировать стрейч-материалы и трикотажи, а также детали крупных размеров.
Я предпочла в своей работе использовать дублерин – клеевую на трикотажной основе белого цвета.
Далее идут в списке ткани по уменьшению размера. Например, ткань на небо – 40см, ткань на воду – 35см, на отдельные детали и т. п.
Обычно войдя в магазин тканей, у неподготовленного человека наступает шок. Как можно из этого разнообразия что-то выбрать? К тканям в магазине предъявляем те же требования – цвет, фактура, интересный рисунок. Еще не стоит брать тонкие ткани (шифоны, тонкие плательные ткани), трикотажи (особенно тонкие) – эти материалы сложны в работе, требуют навыков и времени. Присмотритесь к:
креп-сатин – гладкая блестящая поверхность, яркие цвета;
вельвет – интересная фактура, бывают яркие цвета;
габардин – ярких цветов бывает, легко с ним работать;
гобелен, мебельные ткани, ткани для пальто – интересные фактуры и рисунки;
бязь, ситец, тик – красивые рисунки, можно выбрать с детским для фигурок;
флис – фактура и яркие цвета;
плащевки, оксфорд – контрастная фактура относительно любой ткани, есть интересные расцветки, например, камуфляж, осенний лес, тропики и т. п.;
мех – с ним стоит поосторожнее, не стоит его брать слишком много.
Почти в каждом магазине есть стенд/корзина, где лежат остатки тканей (по10- 30см), там иногда можно найти очень интересные ткани.
Я перечислила не весь выбор тканей, это мои предпочтения.
Теперь расскажу о фурнитуре для коврика.
Обычно когда описывают коврики и их создание про фурнитуру упоминают вскользь, мол используем, что найдем в закромах и никаких подробностей. Максимум что можно встретить это список фурнитуры: молнии, пуговицы, бусинки и т. п. Поэтому я решила подробнее остановиться на обзоре фурнитуры, которую можно использовать в ковриках.
Застежка Молния. Существует куча вариантов этой застежки, различается по номерам (зависит от ширины звена), бывает разъемная и неразъемная, по конструкции замка – с механическим, автоматическим фиксатором или без фиксатора. А, самое важное для ковриков – молния бывает разных цветов. И при желании можно подобрать молнию к любому элементу коврика тон в тон или по контрасту. Виды: молния-спираль, молния-трактор, металлическая молния, потайная молния.

Спираль я использую очень часто, разных номеров, если нужно беру разъемную. Молния-трактор мне нравится из-за своей «глобальности», по ней так интересно проводить пальчиками, она очень рельефная, да и детям с ней довольно просто справится. Металлическую молнию стараюсь не использовать, все таки для детских игрушек она слишком грубая и ей очень легко поцарапаться. Для потайной молнии нужна специальная лапка, не в каждом наборе к машинке она есть. Интересно использовать, можно сделать потайной карман и потом долго его искать.
Пуговицы. Даже не стоит говорить про разнообразие пуговиц. Мне очень нравятся пуговицы в детской тематике, фигурные. Для коврика подходят идеально различные ягодки, грибочки, цветочки, листочки, тут фантазию ограничивает только ассортимент магазина и цена за 1шт. К сожалению, цены на такие пуговки не копеечные. А обычно таких пуговок хочется побольше. Так же интересно смотреть пуговки старых образцов, из маминых/бабушкиных запасов, там можно найти такие удивительные пуговки. Мне, как сороке, очень нравится все яркое и блестящее. В своей работе я использовала пуговицы в виде морских камешков и ракушек.



Еще к пуговицам относят Джинсовую пуговицу. Состоит из двух деталей: самой металлической пуговицы и металлического гвоздя. Внутренняя часть пуговицы сделана из синтетического материала, который обеспечивает прочное закрепление ответной детали (гвоздя). Ее ставят специальной приладой, а я просто забиваю молотком. Так как детям в одежде придется с ней неоднократно сталкиваться, то мне кажется, стоит использовать такой вариант застежки и в коврике.
Бусинки. Сейчас их выбор огромен от стеклянных и очень дорогих до дешевых пластиковых. Для ковриков я выбираю фигурные пластиковые (это и бабочки, и рыбки и т. п.), просто яркие цветные разных диаметров, еще мне очень нравятся бамбуковые (деревянные) бусинки с рисунком. И все зависит от ассортимента магазина, но многие бусинки можно найти и в шкатулке с бижутерией. Только стоит смотреть чтобы покрытие на бусинках не слазило, а то попадет в рот, детки ведь изучают мир и через рот. А также я использовала бусинки как наполнитель.
(Ландыш выполнен с помощью резинки, бус и в «листочках» спрятан целлофан для создания эффекта шуршания)
(Ракушка – жемчужина. Застегивается на кнопке. Жемчужина сделана из крупной бусины)

Кнопки. Самая простая кнопка – это пришивная, состоит из двух деталей, бывает разного диаметра от крошечных до очень больших, выполнены либо из металла, либо и пластика. Ее главный плюс не требуется никаких приспособлений для установки, только нитка с иголкой.


Стандартная кнопка для детской и рабочей одежды. Легко устанавливается при помощи станка и специальных насадок.
Кнопка для одежды " пружинный " контакт, состоит из четырех частей. Этот контакт называют " альфа " или " омега ". Благодаря вмонтированным в крепежный элемент усикам достигается максимальная сдерживающая сила. Для установки необходим специальный станок и насадки для именно этих кнопок. Рубашечная кнопка широко используется для пошива мужских и женских рубашек, блузок, для отделки трикотажных изделий. Кнопка состоит из четырех частей. Устанавливается кнопка при помощи специализированной насадки.
Главный недостаток таких кнопок нужны специальные приспособления для установки или нужно идти в мастерскую по ремонту обуви и сумок, там обычно есть все необходимое оборудование. И их нельзя использовать повторно. Плюс – качественное крепление и красивый внешний вид, а в ковриках можно использовать для разнообразия. Себе я купила ручной универсальный пресс для постановки фурнитуры и набор насадок.
Еще один вид кнопок Кнопки магнитные – чаще всего их можно встретить в сумках. Благодаря магниту, кнопка сама находит нужное положение и закрывается в "замок". От диаметра магнитной кнопки зависит ее сила притяжения. Кнопки магнитные закрепляются на изделии при помощи "шипов". В магазинах встречаются не так часто, но можно отколупнуть их с сумки или косметички. От повторного использования качество обычно не страдает.
Люверсы/блочки. Служат для обработки отверстий, шнуровать через блочки очень удобно. Люверсы от блочек отличаются только наличием второй детали. Люверсы смотрятся аккуратнее. Бывают разных цветов: светлый металл, темный металл, никель, диаметр так же варьируется. Ставятся так же как и кнопки «спецприблудами», к каждому диаметру блочки нужна отдельная насадка.
Хольнитены (заклепки). Наверняка вы их встречали на сумках, на одежде или ремнях. Это составная (из 2-х частей) заклепка для закрепления швов везде, где используется толстая ткань. Смотрится очень декоративно, а если в коврике делать, например, такую дорожку, то и очень рельефно. Но все, как обычно, упирается в установку специальными насадками. Говорят, есть умельцы, которые могут и вручную поставить хольнитен, у меня лично не получается.
Пряжки. Выбор в магазинах довольно богат, но на коврик не стоит брать пряжки со стразами, с острыми углами. Обратите внимание на пластиковые пряжки, они довольно декоративны. Еще стоит посмотреть как прочно крепится шпенек пряжки, чтобы его нельзя было снять. Ну и конечно сначала стоит пошерстить запасы, т. к. на удивление, именно пряжки любят хранить наши мамы и бабушки (и еще пуговицы).
Застежки - Крючки. В ковриках можно применять любые из этих видов в зависимости от того что будем закрывать.
• Самый простой вариант – отдельные две детали крючок и петля, пришиваются вручную. В магазинах встречаются разных размеров и цветов.
• Еще Застежки-крючки на текстильной основе - готовый элемент женского белья, имеют несколько рядов крючков для застегивания, что позволяет регулировать утяжку деталей.
• Крючки на ленте - разновидность бельевой фурнитуры, используется в качестве застежки на боди, топах, корсетах и полукорсетах. Их очень удобно вшивать в изделия, эта застежка представляет собой ровные ряды аккуратных металлических крючков, надежно закрепленных на текстильной ленте промышленным способом.
Брючные крючки – это потайная застежка, которая состоит из 2-х деталей, где одна является петлей, другая – крючком (пришивается) или состоит из 4-х деталей (закрепляет на изделии при помощи «шипов»).
Бубенчики. Их можно купить не только в швейных магазинах, но и там где продают фурнитуру для бижутерии, бисероплетения т. п. Бывают простые, которые можно только куда-нибудь вложить и будут звенеть. Очень красивы резные бубенчики, они идут с петелькой, так что их можно пришивать, надевать на тонкую резинку, ленты. Еще вариант с петелькой – простые гладкие разноцветные. И конечно они различаются по диаметру.
Фиксаторы (ограничители шнура) - разновидность швейной фурнитура для регуляции длины шнура или шляпной резинки на изделии. По материалу: металлические или пластиковые (прозрачные, цветные, черные), по количеству дырочек: одно или два отверстия. К фиксаторам пластиковым можно подобрать подходящие пластиковые концевики.
Концевики - пластиковое или металлическое изделие небольших размеров, которое закрепляется на концах шнурков и завязок на изделии для удобства использования, и для красоты. Имеют разнообразную форму - в виде усеченных конусов, полусфер и параллелепипедов.
Карабины. Так же металлические или пластиковые, я выбираю такие которые бывают на детской одежде для тренировки J.
Фастексы (трезубцы) широко применяются в кожгалантерейных и швейных изделиях. Используются в производстве джинсовой одежды; верхней одежды; спецодежды; палаток, рюкзаков, спортивного снаряжения. Бывают простые трезубцы; поворотные, оригинальные трезубцы; трезубцы, открытие которых происходи нажатием сверху; зубцы с декоративными прорезями. Довольно часто встречается такая застежка в детской одежке, поэтому я рекомендую добавлять в коврик чтобы научиться ей пользоваться, только выбирать стоит тот что легче расстегнуть. В продаже есть цветные фастексы, так что можно сделать на коврике игру «подбери пару».
Велькро (контактная лента, липучка) состоит из двух частей, лента петельная и лента крючковая. При соединении двух лент крючки входят в петли, за счет чего происходит сцепление. Бывает разных цветов и ширины. Для детей это самый простой вариант застежки, я использую липучку для активных элементов (например, зверушек, героев коврика).
Резинка бывает бельевая и шляпная. Бельевую я использую в различных карманах (где нужно присбаривание). Шляпная резинка – круглая в сечении, диаметр разный, я обычно беру3,5-3мм. Шляпная резинка мягче, чем бельевая и цветовая гамма богаче (хотя это зависит от магазина).
Косая бейка – тесьма с заранее подогнутыми припусками. Косая бейка используется в качестве отделки, для обработки срезов. Она достаточно мягкая, поэтому можно укладывать ее по дуге без складок и перекосов, получается замечательная радуга, тем более что цветовая палитра очень разнообразная почти в любом магазине. Если в радугу под косую бейку проложить толстый шнур (в магазинах он продается метражом), то получится очень интересный эффект.
Еще в качестве радуги я использовала Ленту атласную, а также для дождика, лучиков солнца, различных завязках. Она бывает разной ширины и цветовой гаммы. Очень удобно, что края ленты достаточно опалить, и не требуется ни какой дополнительной обработки.
Мне нравится Лента светоотражающая. Она обычно обеспечивает безопасность в темное время суток и в то же время делает одежду более яркой и привлекательной, а мне интересна ее фактура. Светоотражающие ленты легко режутся и пришиваются, отличаются и износостойкостью.
Стропа (лента ременная, сумочная) используется для производства сумок, рюкзаков и пр. Изготовлена из тканных текстильных лент различного материала и фактуры. Очень удобно в качестве ремешков для пряжек, фастексов, проста в обработке, достаточно провести над огнем и края не будут распускаться.
В коврики не обойтись без Шнуров, простых (плоских или объемных, с наконечниками или метражом, цветных) и декоративных, с различными эффектами (например, витых). Главное помнить, что в целях безопасности все шнуры не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не мог запутаться в них.
Не стоит забывать и про декоративные ленты, их выбор огромен в любом магазине, а коврики они добавят нарядности, помогут акцентировать внимание на каких-то деталях, сделают образ законченным.
Термоаппликации. Готовые элементы, приклеиваются при помощи утюга (лучше через тонкую ткань). Я в ковриках использую бабочек (разного размера), пчелки, стрекозы, рыбки, цветочки, яблочки и т. п. Это красиво, только цены немного кусаются.
Аппликации. Готовые их остается только пришить, есть с разными эффектами: объемные, махровые, джинсовые.


(В паровозик можно сажать зверюшек.
Вагончики между собой скрепляются разными видами застежек)
Пищалки. Наверняка встречали мягкие игрушки, на которые нажимаешь, а они пикают. Такую фурнитуру можно иногда встретить в магазинах. Дети их очень любят, можно в коврике вставить в солнышко, машинку, практически в любое место.
Звуковые модули. Мяукающие, лающие, поющие – их тоже продают, они довольно громоздкие и под маленькую деталь их не спрячешь. Выбирая место для такой фурнитуры, стоит помнить о том, что при стирке модуль надо вытаскивать и сразу продумывать узел сборки.
Этот список примерный, вовсе не обязательно покупать всю эту фурнитуру.
С помощью списка можно подготовить спецификацию на фурнитуру, т. е. определиться, что и в каком количестве покупать в магазине. Берете эскиз и смотрите – такой элемент сделаю на молнии, сюда поставим кнопочку, тут будет карабин, можно даже подписать на эскизе. Это позволит сделать коврик очень разнообразным по вариантам застежек и отделки. В спецификации для магазина, стоит сразу прописать замены, вдруг чего-то в наличии не будет. Промерить длины для шнурков, ленточек, косой бейки, молний и эту информацию тоже внести в спецификацию, так же как и предпочтения по цвету. Еще я подписываю, для какого элемента будет эта фурнитура, иногда озарение приходит и в магазине. Это очень сильно облегчит поход в магазин, ничего не забудете, не придется ехать повторно.
Возможно, что-то я в своем списке и упустила.
А теперь, я расскажу о том, как быстро и качественно сшить коврик.
Ну что же эскиз готов, ткани и фурнитура подобраны и куплены, так что вперед – приступаем к работе над ковриком! Здесь работа тоже будет происходить в несколько этапов:
• Подготовка фона
• Изготовление отдельных узлов
• Изготовление отдельных элементов
• Объединение фона и элементов
• Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
• Сборка коврика
• Изготовление активных элементов
1. Подготовка фона
Из ткани для основы (у меня это ситец) кроим подложку, на которую будем настрачивать кусочки фона. Она должна быть сантиметра на3 больше выбранного размера коврика (уйдут под сборку) и сразу той формы что задумана. Если коврик состоит из нескольких частей, то подложка кроится для каждой и за один раз, так есть определенная экономия времени – не придется, потом опять раскладывать ткань, делать новые замеры и т. п.
Такие элементы фона как небо, земля - т. е. крупные, я крою без лекала. Это связано и с экономией времени и экономией ткани – сделать большое лекало, выкроить по нему, потом только прикреплять к фону, на мой взгляд, удлиняет процесс. Я беру край ткани на небо прикрепляю с помощью булавок к краю подложки, потом отмеряю линейкой необходимую ширину и обрезаю. Это подходит для прямоугольных ковриков, если коврик имеет другую форму, тогда стоит сделать все-таки лекало. Небо я делаю из одного лоскута, а землю стараюсь сделать из тканей с разной фактурой. Сразу стоит смотреть эскиз, чтобы крупные детали не закрывали «интересную» ткань фона. Например, у ткани ярко выраженная фактура или красивая расцветка, то лучше ее расположить так чтобы она оказалась открытой и доступной. Я стараюсь чередовать «интересные» ткани с более простыми и по цвету и по рисунку, чтобы коврик не был перегружен, иначе он перестает восприниматься как целое. Лучше эти кусочки пустить на элементы, где они будут подчеркивать сам элемент, а не отвлекать от него внимание.
Если ткань фона очень сыпучая, легко распускается, то такие кусочки я сажу на клеевую, если по умному дублирую (Дублировать – соединить по поверхности изделие с клеевыми и прокладочными материалами с помощью утюга или пресса).
Я не пользовалась живулькой (на живульку — простонаречное выражение о смётанном, собранном «на живую нитку»), я все накалывала на булавочки портновские, простые с колечком. Это и быстро наколоть, и не мешает при шитье, потом так же быстро убрать можно. В общем, фон накололи, теперь определяемся порядок шитья – чтобы меньше колоться, нитки менять по цветам как можно реже, минимум прерываний в строчках. Строчку прошили, булавки вытащили, следующую строчку шьем. По краям, которые уйдут под сборку, прокладываю простую строчку, а не зигзаг, для экономии ниток и меньшего растяжения ткани.
Если есть радуга, то ее надо зашивать под «землю», тогда – сначала пришиваем небо, на него прикалываем фиолетовую косую бейку по радиусу и пришиваем. Первая дуга будет ориентиром для шитья следующих цветов радуги. Потом настрачиваем «землю».
Следующий шаг - накалываем крупные плоские части коврика: реки, дороги плоские деревья (большие) и т. п. Я не стала выделять это отдельным этапом, т. к. это больше фоновые элементы. Стараемся работать в соответствии с эскизом, но если и будут небольшие отклонения в ковриках это не так страшно. Если все смотрится нормально, пристрачиваем плотной строчкой зигзаг. Если деталь прилегает к боковой стороне коврика, там прокладываю простую строчку (для экономии ниток), это строчка будет невидна, уйдет под сборку. Параметры строчки зависят от материала, чем плотнее и несыпучей – тем шаг больше, например Джинсу или Оксфорд я пристрачиваю с шагом 1- 1,5мм, ширина 4,5-5мм, более тонкие ткани – с шагом 0,5-0,8мм ширину тоже 4,5- 5мм.
2. Изготовление отдельных узлов
Мы делали узлы по цветам, и отдельно идут узлы с молниями, потому что их шьем со специальной лапкой. В зависимости от структуры ткани (очень сыпучая, легко распускается) большую часть деталей я дублирую. По цветам означает, то какими нитками я будут делать отделочные строчки.
Я желтые узлы для контраста могу отстрочить красными или фиолетовыми нитками, белые – голубыми или синими. В этом вопросе допускается, на мой взгляд, полный полет фантазии. Именно поэтому я заранее продумываю, что и чем буду шить, представьте, сколько раз пришлось бы менять нитки в машинке, и сколько времени на это было бы затрачено, если не обдумать заранее простую последовательность. Конечно, без замены ниток не обходиться, но если свести их к минимуму, то и времени сэкономить можно довольно много. Все внутренние швы я делаю белой ниткой, т. к. ее у меня большая бобина. А цветные нитки я стараюсь использовать по максимуму экономично, ведь для коврика цветовая палитра ниток должна быть разнообразна.
Подробного описания узлов я делать не буду, здесь все зависит от вашего полета фантазии и умения эти фантазии воплощать.
3. Изготовление отдельных элементов
Объединяем отдельные узлы в элементы. Все советы по цветам те же самые что и в предыдущем этапе. Стоит только помнить где и какую фурнитуры вы планировали поставить, потому что некоторая мелочевка ставится/пришивается так чтобы обратную сторону не видно было. Например, магнитные кнопки, джинсовые пуговицы, велькро, брючные крючки (из4х деталей) и т. д. Заодно стоит поставить блочки/люверсы пока элемент не пришит к фону.
4. Объединение фона и элементов
Опять работаем последовательно, вначале накалываем крупные элементы, которые будут служить ориентирами, пристрачиваем. Не накалываем все сразу, в несколько заходов разбиваем этот процесс. Опять-таки смотрим по цветам ниток, чтобы все зеленое было наколото и пришито за один раз и т. п. Наконец оставляем мелочевку, листики, травку, велькро, термоаппликации (их стоит не только приклеить, но и пришить по краю) и т. п. Самое главное в работе с ковриком – выбрать оптимальную последовательность настрачивания элементов и узлов, потому что чем больше на фон уже пришито, тем труднее его протаскивать в машинке по сложным контурам.
5. Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
Теперь наступает мой самый нелюбимый этап, пришивание бусинок и пуговиц, бубенчиков. Сразу готовим кучку из пуговок и бусин, которые будем пришивать, рассчитываем сколько и каких. Можно разложить коврик и посмотреть куда пришивать. Главное помнить, что эти пуговицы и бусинки предназначены ребенку, их надо пришивать очень крепко. Затем ставим остатки фурнитуры, половинки от кнопок, например.
6. Сборка коврика
Если коврик будет вешаться на стену/кроватку, то перед сборкой стоит пришить по верхнему краю петельки или завязки. Я их делаю из косой бейки, примерно 3шт на 1метр, можно и чаще в варианте с завязками.
Коврик, состоящий из нескольких более мелких – вначале пришиваются молнии или кант с липучкой, пуговицами. Затем по размеру коврика кроится синтепон или другой выбранный материал. На него укладывается сам коврик лицом вверх, а сверху отрез ткани лицом внутрь, которую выбрали на оборотную сторону коврика. Скалывается насквозь портновскими булавками (обязательно прихватывайте синтепон) и прошиваем простой строчкой. Надо оставить в одном из краев отверстие достаточное, чтобы вывернуть коврик. Вывернув коврик, просматриваем шов – все ли прихвачено, нет ли складок и т. п. Если все в порядке, то зашиваем оставленную дырку.
Если несколько частей коврика, то повторяем по -новой.
7. Изготовление активных элементов
Под активными элементами я подразумеваю отдельные фигурки. Такие как, солнце, облако, луна, яблоки, овощи, листья, снежинки, фигурки животных или персонажи сказок. Все то, что путешествует по коврику и может быть отделено от него. Активные элементы могут быть с разной фурнитурой: на велькро, на кнопках, под пуговицы. У меня несколько способов шить такие элементы:
• Кроятся по лекалу две зеркальные детали, обязательно дублируются. На оборотную сторону пришиваю липучку. Складываю две детали лицом наружу и обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг, оставляю небольшое отверстие, неплотно набиваю синтепухом (или мелко нарезанным синтепоном). Отверстие зашиваю строчкой зигзаг. Этим способом я шью бурячки, морковки, капусточку.



(«Золотая рыбка в неводе». Невод – карман на липучке.)
• Фигурки животных и персонажи сказок. Детали мы вырезали из бязи с детским рисунком с небольшим припуском относительно изображения, обратная деталь кроется по верхней. Остальное как в первом способе.
• Солнце кроется с припуском 0,8-1см, дублируются. На оборотную деталь пришивали липучку, складывали детали лицом друг к другу (для солнца еще прикалывали лучики из атласной ленты) и обстрачивали простой строчкой, оставляли небольшое отверстие, выворачивали и неплотно набивали синтепухом. Отверстие зашивали вручную, так чтобы строчку видно не было.
• Для цветов мы складывали ткань вдвое и внутрь слой синтепона (для цветов) или полиэтилена (для снежинок). Скалываю по краям булавочками. Прикладываю лекало и обстрачиваю по самому краю лекала простой строчкой. Лекало убираю, вырезаю элемент очень близко к строчке. Обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг. На цветах делаю петлю (на машинке), на снежинках прокладываю по кругу декоративные строчки, а затем ставлю кнопочки.
Все нитки завязываем двойным или тройным узлом для прочности.
Поздравляю! Раскладываем фигурки (кстати, мы их тоже сделали на ленточках, чтобы не терялись
и Развивающий Коврик готов! Желаю успеха!
Надеюсь, что мой опыт станет кому-то полезен. С ув., Вовчук Ирина.
Хочу поделиться и своим опытом, опытом создания развивающего коврика от сбора информации до шитья для детей от 0 и +, в создании которого, принимала самое активное участие моя подруга Лазичная Катерина (мама двоих прекрасных сыночков 7 лет и 2,6 года)
Я расскажу про:
• зачем вообще нужен развивающий коврик
• чем коврик хендмейд отличается от "магазинных"
• с чего начать работу над ковриком
• какие материалы выбрать для шитья
• какая фурнитура подойдет для коврика
• как быстро и качественно сшить коврик
И сразу начну с первых двух пунктов плана этого «миникурса». Я отвечу, зачем же вообще нужен развивающий коврик и чем отличаются коврики, сделанные своими руками, от "магазинных".
Начнем мы с того что дадим определение Развивающему коврику, что это за зверь и с чем его едят.
Развивающий коврик - это развивающая игрушка, выполненная в виде коврика, на котором присутствуют различные сочетания игровых элементов, и направленный на развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений. Это игрушка комплексная.
Я, как и большинство родителей, хочу, чтобы мои дети выросли творческими, разносторонне развитыми личностями. И мы можем им в этом помочь. Нужно ведь не так уж и много – поместить ребенка в нужную среду и лишь подталкивать его, направлять, чтобы его интерес к познанию всего окружающего не угасал, а наоборот, только лишь укреплялся.
Чтобы у ребенка хорошо формировалась речь, нужно не только с ним много разговаривать и читать ему, нужно чтобы и пальчики хорошо работали. Существует зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, из-за близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Это как раз и есть МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, вкусе, цвете, запахе, положении в пространстве, как раз составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. Это СЕНСОРИКА.
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Согласованное взаимодействие рук и глаз - это СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
Определять величину предмета относительно других (большой, широкий, низкий), его материал (гладкий, шершавый, деревянный), форму(круглый, квадратный, треугольный) на ощупь - это ТАКТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Развивающий коврик игрушка комплексная, направленная на развитие все этих направлений.
Довольно часто я слышу: "У нас таких ковриков не было и ничего выросли..." и в этом же духе. На это я могу сказать только одно в нашем детстве не было DVD- плееров, но сейчас мы ими пользуемся: у нас не было стиральных машин- автоматов, а сейчас мы без них жизни не представляем - прогресс не стоит на месте и не зачем отказываться от вещей, которые делают нашу жизнь удобнее или интереснее. Но выбор делать каждому придется конечно самому.
Коврики бывают разные

По яркости коврики почти не отличаются, только в "магазинных" преимущественно используются однотонные яркие ткани, а в самошитых часто добавляются и ткани с рисунком. Огромный выбор в магазинах тканей этому хорошо способствует.
Второе отличие - это размеры ковриков. "Магазинные" коврики не очень большие, в районе 1Х1м. У самошитых нет таких ограничений, в среднем они идут 1,5Х1,5м и больше. Например, самый большой коврик, который я шила был 2Х2м, состоял из 4частей, две из которых еще расстегивались и площадь отдельной части получалась 1,5Х1м. Ну и соответственно наполненность ковриков отличается в разы, представьте сколько всяких развивающих элементов можно разместить на такой площади

Третье отличие - это возраст использования. На "магазинных" ковриках возрастная категория стоит от 0-12месяцев, редко до 18.

У самошитых это планка сдвигается до 4-5лет, за счет большого количества элементов рассчитанных на различный возраст и на возможность ролевых игр. Что выделяет "магазинные" коврики так это их профессиональный дизайн и наличие во многих из них музыкальных модулей, чем самошитые к сожалению похвастаться не могут. Но, то какую любовь вкладывает мамочка в шитье ковриков для своих деток, стоит того дизайна в конечном счете.


Еще стоит отметить, то что различается использование ковриков. "Магазинные" коврики предназначены для того чтобы подарить маме некоторое свободное время пока ребенок лежит на нем. Самошитые же направлены на совместную игру взрослого и ребенка. И это наверное самое главное отличие - самошитый коврик объединяет родителя и его малыша в игре, дает почувствовать любовь и радость от совместной игры.
Я расскажу, о том с чего начать работу над ковриком, на что обратить внимание, помогу составить примерный план.
В интернете представлены на суд зрителей огромное количество самошитых и фирменных ковриков. Поэтому не стоит изобретать велосипед и надо провести сбор информации. Собрать фотографии, описания, идеи, фото и описания отдельных узлов - в общем, все, что понравится по этой теме. Не стоит сразу зацикливаться на чем-то одном, смотрите в общем.
Следующий этап – анализ информации. На мой взгляд, стоит эти два этапа раздвинуть по времени в пару дней, чтобы собранная информация несколько улеглась.
Анализ стоит делать по разным направлениям: общий вид, элементы, узлы, фурнитура – т. е. двигаться от общего к частному.
Общий вид – из всего многообразия выбрать несколько вариантов, которые наиболее запомнились именно как единое целое.
Элементы – под ними я понимаю маленькие законченные образы, например, домик с открывающимися стеночками, кораблик с поднимающимися парусами и т. п.
Узлы – это интересные варианты, из которых можно собрать элементы. Ту же корзину можно сделать в виде плоского кармана, кармана на резиночке или липучке.
И фурнитура – здесь стоит выписать все варианты застежек, кнопочек, шнурочков которые использованы.
Третий этап – делаем выводы по проанализированной информации. Тут наоборот работаем от простого к сложному.
Выписываем все варианты фурнитуры, которые хотелось бы видеть на нашем коврике: молния, кнопка альфа, кнопка магнитная, кнопка пришивная, пуговица, блочки (для шнуровки), фиксаторы, липучка (велькро), завязки из лент и т. п. К ним подбираем узлы и элементы, чтобы не было перекосов. Все элементы на липучке, а пуговицы забыли – мы же хотим сделать коврик более разнообразным и функциональным. В этих списках должно быть много вариантов, чтобы было из чего выбирать. После того как список элементов готов создаем общий вид в виде списка всех элементов.
Иногда у ребенка уже есть предпочтения, например, нравится транспорт, машинки, городской пейзаж, дороги, светофоры. Это стоит учитывать при анализе и сделать на это упор.
Четвертый этап – создание эскиза. Если умеете рисовать то на бумаге, если нет то на компьютере (например в фотошопе). В начале, определяетесь с формой – коврик можно делать не только квадратным или прямоугольным, но и круглым, овальным, в виде извилистой полосы, многоугольным (шестигранником, к примеру). И прикидываете примерный размер.
Если получается, что элементы не очень подходят друг к другу, можно коврик сделать из частей и у каждой части будет своя тема. У меня Большой коврик(180смХ120см) «Путешествие» разделен на 4 части, по одной на каждый сюжет («Паровозик», «Цветник», «Море», «Дача») и соединяются молниями. Соединять части ковриков можно также на пуговицы или липучку, кстати, в этих случаях вариантов соединения получается больше.
Общий вид коврика:

1 часть «Паровозик»:

2 часть «Море»:

3 часть «Цветник»:

4 часть «Дача»:

Пятый этап – эскиз в полную величину. Лист бумаги лучше склеить большего размера, чем планируемый коврик. На всякий случай, вдруг все не влезет, что хочется нарисовать. Перенося элементы с эскиза на большой лист, сразу сопоставляйте размеры самих элементов. Они не должны быть слишком мелкими, мелочевку трудно шить и обрабатывать, да и ребенку с очень маленькими деталями сложно справится. Но и слишком большими они быть не должны, а то много места будут занимать и что-нибудь интересное не влезет.
Если эскиз делали на компьютере, то распечатываем элементы и прикладываем к большому листу. Стоит сделать несколько пробных отпечатков с разным масштабом элементов и потом уже определяться.
Теперь расскажу про то, как выбрать материалы для коврика.
К этому этапу в работе над ковриком приступаем только после того как готов эскиз в натуральную величину и нам известны размеры.
Все ткани для нашего коврика можно купить в магазине, но можно и сэкономить, взяв то, что есть под рукой. Почти у каждой женщины есть кучка вещей, которые она не носит по куче причин: от «стала не модной» до «стала малой/большой». Вот тут то и зарыта экономия. Из этой кучи выбираем вещички яркие по цвету, интересные по фактуре – они подойдут на коврик, все блеклое, застиранное, в катышках прячем обратно в шкаф или пускаем на тряпки. Такую ревизию можно провести не только в своем шкафу, но и в мамином или подружкином. Вещи стоит распороть, постирать и кусочки погладить. Советую рассортировать их по цветам. А еще некоторые мамы и бабушки имеют большие запасы разных тканей с советских времен и их тоже можно раскулачить. К этим материалам есть несколько требований:
• цвет, рисунок, фактура – должны быть интересные (хотя бы один из трех признаков);
• ткани надо использовать чистые;
• ткани не должны расползаться от старости.
Для похода в магазин тканей стоит составить список необходимых материалов с указанием количества. Честно скажу, несколько раз я ездила в магазин без списка, считала, что все помню наизусть, и каждый раз приходилось ехать повторно, так как что-нибудь обязательно забывала. Теперь обязательно беру список и вычеркиваю по позициям.
Весь коврик настрачивается на ткань основы, я использую белый ситец или тонкую белую бязь. Количество необходимой ткани рассчитываем от выбранного размера коврика. Ситец имеет ширину 80см, а бязь 1,5м (есть и 2,20м). Ситец тоньше и дешевле, бязь более плотная. Как вариант для экономии можно взять простую простыню (вдруг есть нелюбимая). Как раз материал основы идет у меня первым в списке.
Вторым я пишу ткань на обратную сторону коврика. Расход такой же, как на основу коврика. Тут фантазия не ограничена, можно взять бязь с детским рисунком (я так делаю), или джинсу, плотные костюмные ткани, гобелен. Все упирается в цену материала и стоит обращать внимание на ширину материала.
Третий пункт – это наполнитель для коврика. Я использовала синтепон, но возможны и варианты, может в вашем магазине есть что-то интереснее. Синтетический ватин (синтепон, синтепух) – это легкий, объемный, упругий нетканый материал, в котором смесь полиэфирных волокон скрепляется иглопробивным или термическим способом.
Преимущества синтепона заключаются в легкости, хороших теплозащитных свойствах и малом весе, а также в абсолютной безвредности для человека. Поэтому синтепоны используют для всех видов утепленной одежды, в том числе детской, а также для изготовления одеял, покрывал и др. текстильных изделий для дома.
Какую плотность синтепона выбрать зависит от того какие полы в вашем доме – теплые (можно брать потоньше) или холодные (берем потолще). Плотность синтепона бывает 100, 150, 200, 300 г/кв. м, ширина 150 см. я обычно беру 150 или 200, для холодных полов 150 в два слоя. Расход считаю по основе коврика.
Четвертый пунктом идет дублирующий материал. Можно брать флизелин или дублерин. Клеевые прокладочные материалы на тканой или трикотажной основе по международной терминологии называются дублеринами. По применению в одежде дублерины, в отличие от флизелинов, более универсальны, т. к. позволяют дублировать стрейч-материалы и трикотажи, а также детали крупных размеров.
Я предпочла в своей работе использовать дублерин – клеевую на трикотажной основе белого цвета.
Далее идут в списке ткани по уменьшению размера. Например, ткань на небо – 40см, ткань на воду – 35см, на отдельные детали и т. п.
Обычно войдя в магазин тканей, у неподготовленного человека наступает шок. Как можно из этого разнообразия что-то выбрать? К тканям в магазине предъявляем те же требования – цвет, фактура, интересный рисунок. Еще не стоит брать тонкие ткани (шифоны, тонкие плательные ткани), трикотажи (особенно тонкие) – эти материалы сложны в работе, требуют навыков и времени. Присмотритесь к:
креп-сатин – гладкая блестящая поверхность, яркие цвета;
вельвет – интересная фактура, бывают яркие цвета;
габардин – ярких цветов бывает, легко с ним работать;
гобелен, мебельные ткани, ткани для пальто – интересные фактуры и рисунки;
бязь, ситец, тик – красивые рисунки, можно выбрать с детским для фигурок;
флис – фактура и яркие цвета;
плащевки, оксфорд – контрастная фактура относительно любой ткани, есть интересные расцветки, например, камуфляж, осенний лес, тропики и т. п.;
мех – с ним стоит поосторожнее, не стоит его брать слишком много.
Почти в каждом магазине есть стенд/корзина, где лежат остатки тканей (по10- 30см), там иногда можно найти очень интересные ткани.
Я перечислила не весь выбор тканей, это мои предпочтения.
Теперь расскажу о фурнитуре для коврика.
Обычно когда описывают коврики и их создание про фурнитуру упоминают вскользь, мол используем, что найдем в закромах и никаких подробностей. Максимум что можно встретить это список фурнитуры: молнии, пуговицы, бусинки и т. п. Поэтому я решила подробнее остановиться на обзоре фурнитуры, которую можно использовать в ковриках.
Застежка Молния. Существует куча вариантов этой застежки, различается по номерам (зависит от ширины звена), бывает разъемная и неразъемная, по конструкции замка – с механическим, автоматическим фиксатором или без фиксатора. А, самое важное для ковриков – молния бывает разных цветов. И при желании можно подобрать молнию к любому элементу коврика тон в тон или по контрасту. Виды: молния-спираль, молния-трактор, металлическая молния, потайная молния.


Спираль я использую очень часто, разных номеров, если нужно беру разъемную. Молния-трактор мне нравится из-за своей «глобальности», по ней так интересно проводить пальчиками, она очень рельефная, да и детям с ней довольно просто справится. Металлическую молнию стараюсь не использовать, все таки для детских игрушек она слишком грубая и ей очень легко поцарапаться. Для потайной молнии нужна специальная лапка, не в каждом наборе к машинке она есть. Интересно использовать, можно сделать потайной карман и потом долго его искать.
Пуговицы. Даже не стоит говорить про разнообразие пуговиц. Мне очень нравятся пуговицы в детской тематике, фигурные. Для коврика подходят идеально различные ягодки, грибочки, цветочки, листочки, тут фантазию ограничивает только ассортимент магазина и цена за 1шт. К сожалению, цены на такие пуговки не копеечные. А обычно таких пуговок хочется побольше. Так же интересно смотреть пуговки старых образцов, из маминых/бабушкиных запасов, там можно найти такие удивительные пуговки. Мне, как сороке, очень нравится все яркое и блестящее. В своей работе я использовала пуговицы в виде морских камешков и ракушек.




Еще к пуговицам относят Джинсовую пуговицу. Состоит из двух деталей: самой металлической пуговицы и металлического гвоздя. Внутренняя часть пуговицы сделана из синтетического материала, который обеспечивает прочное закрепление ответной детали (гвоздя). Ее ставят специальной приладой, а я просто забиваю молотком. Так как детям в одежде придется с ней неоднократно сталкиваться, то мне кажется, стоит использовать такой вариант застежки и в коврике.
Бусинки. Сейчас их выбор огромен от стеклянных и очень дорогих до дешевых пластиковых. Для ковриков я выбираю фигурные пластиковые (это и бабочки, и рыбки и т. п.), просто яркие цветные разных диаметров, еще мне очень нравятся бамбуковые (деревянные) бусинки с рисунком. И все зависит от ассортимента магазина, но многие бусинки можно найти и в шкатулке с бижутерией. Только стоит смотреть чтобы покрытие на бусинках не слазило, а то попадет в рот, детки ведь изучают мир и через рот. А также я использовала бусинки как наполнитель.
(Ландыш выполнен с помощью резинки, бус и в «листочках» спрятан целлофан для создания эффекта шуршания)

(Ракушка – жемчужина. Застегивается на кнопке. Жемчужина сделана из крупной бусины)


Кнопки. Самая простая кнопка – это пришивная, состоит из двух деталей, бывает разного диаметра от крошечных до очень больших, выполнены либо из металла, либо и пластика. Ее главный плюс не требуется никаких приспособлений для установки, только нитка с иголкой.



Стандартная кнопка для детской и рабочей одежды. Легко устанавливается при помощи станка и специальных насадок.
Кнопка для одежды " пружинный " контакт, состоит из четырех частей. Этот контакт называют " альфа " или " омега ". Благодаря вмонтированным в крепежный элемент усикам достигается максимальная сдерживающая сила. Для установки необходим специальный станок и насадки для именно этих кнопок. Рубашечная кнопка широко используется для пошива мужских и женских рубашек, блузок, для отделки трикотажных изделий. Кнопка состоит из четырех частей. Устанавливается кнопка при помощи специализированной насадки.
Главный недостаток таких кнопок нужны специальные приспособления для установки или нужно идти в мастерскую по ремонту обуви и сумок, там обычно есть все необходимое оборудование. И их нельзя использовать повторно. Плюс – качественное крепление и красивый внешний вид, а в ковриках можно использовать для разнообразия. Себе я купила ручной универсальный пресс для постановки фурнитуры и набор насадок.
Еще один вид кнопок Кнопки магнитные – чаще всего их можно встретить в сумках. Благодаря магниту, кнопка сама находит нужное положение и закрывается в "замок". От диаметра магнитной кнопки зависит ее сила притяжения. Кнопки магнитные закрепляются на изделии при помощи "шипов". В магазинах встречаются не так часто, но можно отколупнуть их с сумки или косметички. От повторного использования качество обычно не страдает.
Люверсы/блочки. Служат для обработки отверстий, шнуровать через блочки очень удобно. Люверсы от блочек отличаются только наличием второй детали. Люверсы смотрятся аккуратнее. Бывают разных цветов: светлый металл, темный металл, никель, диаметр так же варьируется. Ставятся так же как и кнопки «спецприблудами», к каждому диаметру блочки нужна отдельная насадка.
Хольнитены (заклепки). Наверняка вы их встречали на сумках, на одежде или ремнях. Это составная (из 2-х частей) заклепка для закрепления швов везде, где используется толстая ткань. Смотрится очень декоративно, а если в коврике делать, например, такую дорожку, то и очень рельефно. Но все, как обычно, упирается в установку специальными насадками. Говорят, есть умельцы, которые могут и вручную поставить хольнитен, у меня лично не получается.
Пряжки. Выбор в магазинах довольно богат, но на коврик не стоит брать пряжки со стразами, с острыми углами. Обратите внимание на пластиковые пряжки, они довольно декоративны. Еще стоит посмотреть как прочно крепится шпенек пряжки, чтобы его нельзя было снять. Ну и конечно сначала стоит пошерстить запасы, т. к. на удивление, именно пряжки любят хранить наши мамы и бабушки (и еще пуговицы).
Застежки - Крючки. В ковриках можно применять любые из этих видов в зависимости от того что будем закрывать.
• Самый простой вариант – отдельные две детали крючок и петля, пришиваются вручную. В магазинах встречаются разных размеров и цветов.
• Еще Застежки-крючки на текстильной основе - готовый элемент женского белья, имеют несколько рядов крючков для застегивания, что позволяет регулировать утяжку деталей.
• Крючки на ленте - разновидность бельевой фурнитуры, используется в качестве застежки на боди, топах, корсетах и полукорсетах. Их очень удобно вшивать в изделия, эта застежка представляет собой ровные ряды аккуратных металлических крючков, надежно закрепленных на текстильной ленте промышленным способом.
Брючные крючки – это потайная застежка, которая состоит из 2-х деталей, где одна является петлей, другая – крючком (пришивается) или состоит из 4-х деталей (закрепляет на изделии при помощи «шипов»).
Бубенчики. Их можно купить не только в швейных магазинах, но и там где продают фурнитуру для бижутерии, бисероплетения т. п. Бывают простые, которые можно только куда-нибудь вложить и будут звенеть. Очень красивы резные бубенчики, они идут с петелькой, так что их можно пришивать, надевать на тонкую резинку, ленты. Еще вариант с петелькой – простые гладкие разноцветные. И конечно они различаются по диаметру.
Фиксаторы (ограничители шнура) - разновидность швейной фурнитура для регуляции длины шнура или шляпной резинки на изделии. По материалу: металлические или пластиковые (прозрачные, цветные, черные), по количеству дырочек: одно или два отверстия. К фиксаторам пластиковым можно подобрать подходящие пластиковые концевики.
Концевики - пластиковое или металлическое изделие небольших размеров, которое закрепляется на концах шнурков и завязок на изделии для удобства использования, и для красоты. Имеют разнообразную форму - в виде усеченных конусов, полусфер и параллелепипедов.
Карабины. Так же металлические или пластиковые, я выбираю такие которые бывают на детской одежде для тренировки J.
Фастексы (трезубцы) широко применяются в кожгалантерейных и швейных изделиях. Используются в производстве джинсовой одежды; верхней одежды; спецодежды; палаток, рюкзаков, спортивного снаряжения. Бывают простые трезубцы; поворотные, оригинальные трезубцы; трезубцы, открытие которых происходи нажатием сверху; зубцы с декоративными прорезями. Довольно часто встречается такая застежка в детской одежке, поэтому я рекомендую добавлять в коврик чтобы научиться ей пользоваться, только выбирать стоит тот что легче расстегнуть. В продаже есть цветные фастексы, так что можно сделать на коврике игру «подбери пару».
Велькро (контактная лента, липучка) состоит из двух частей, лента петельная и лента крючковая. При соединении двух лент крючки входят в петли, за счет чего происходит сцепление. Бывает разных цветов и ширины. Для детей это самый простой вариант застежки, я использую липучку для активных элементов (например, зверушек, героев коврика).
Резинка бывает бельевая и шляпная. Бельевую я использую в различных карманах (где нужно присбаривание). Шляпная резинка – круглая в сечении, диаметр разный, я обычно беру3,5-3мм. Шляпная резинка мягче, чем бельевая и цветовая гамма богаче (хотя это зависит от магазина).
Косая бейка – тесьма с заранее подогнутыми припусками. Косая бейка используется в качестве отделки, для обработки срезов. Она достаточно мягкая, поэтому можно укладывать ее по дуге без складок и перекосов, получается замечательная радуга, тем более что цветовая палитра очень разнообразная почти в любом магазине. Если в радугу под косую бейку проложить толстый шнур (в магазинах он продается метражом), то получится очень интересный эффект.
Еще в качестве радуги я использовала Ленту атласную, а также для дождика, лучиков солнца, различных завязках. Она бывает разной ширины и цветовой гаммы. Очень удобно, что края ленты достаточно опалить, и не требуется ни какой дополнительной обработки.
Мне нравится Лента светоотражающая. Она обычно обеспечивает безопасность в темное время суток и в то же время делает одежду более яркой и привлекательной, а мне интересна ее фактура. Светоотражающие ленты легко режутся и пришиваются, отличаются и износостойкостью.
Стропа (лента ременная, сумочная) используется для производства сумок, рюкзаков и пр. Изготовлена из тканных текстильных лент различного материала и фактуры. Очень удобно в качестве ремешков для пряжек, фастексов, проста в обработке, достаточно провести над огнем и края не будут распускаться.
В коврики не обойтись без Шнуров, простых (плоских или объемных, с наконечниками или метражом, цветных) и декоративных, с различными эффектами (например, витых). Главное помнить, что в целях безопасности все шнуры не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не мог запутаться в них.
Не стоит забывать и про декоративные ленты, их выбор огромен в любом магазине, а коврики они добавят нарядности, помогут акцентировать внимание на каких-то деталях, сделают образ законченным.
Термоаппликации. Готовые элементы, приклеиваются при помощи утюга (лучше через тонкую ткань). Я в ковриках использую бабочек (разного размера), пчелки, стрекозы, рыбки, цветочки, яблочки и т. п. Это красиво, только цены немного кусаются.
Аппликации. Готовые их остается только пришить, есть с разными эффектами: объемные, махровые, джинсовые.


(В паровозик можно сажать зверюшек.
Вагончики между собой скрепляются разными видами застежек)
Пищалки. Наверняка встречали мягкие игрушки, на которые нажимаешь, а они пикают. Такую фурнитуру можно иногда встретить в магазинах. Дети их очень любят, можно в коврике вставить в солнышко, машинку, практически в любое место.
Звуковые модули. Мяукающие, лающие, поющие – их тоже продают, они довольно громоздкие и под маленькую деталь их не спрячешь. Выбирая место для такой фурнитуры, стоит помнить о том, что при стирке модуль надо вытаскивать и сразу продумывать узел сборки.
Этот список примерный, вовсе не обязательно покупать всю эту фурнитуру.
С помощью списка можно подготовить спецификацию на фурнитуру, т. е. определиться, что и в каком количестве покупать в магазине. Берете эскиз и смотрите – такой элемент сделаю на молнии, сюда поставим кнопочку, тут будет карабин, можно даже подписать на эскизе. Это позволит сделать коврик очень разнообразным по вариантам застежек и отделки. В спецификации для магазина, стоит сразу прописать замены, вдруг чего-то в наличии не будет. Промерить длины для шнурков, ленточек, косой бейки, молний и эту информацию тоже внести в спецификацию, так же как и предпочтения по цвету. Еще я подписываю, для какого элемента будет эта фурнитура, иногда озарение приходит и в магазине. Это очень сильно облегчит поход в магазин, ничего не забудете, не придется ехать повторно.
Возможно, что-то я в своем списке и упустила.
А теперь, я расскажу о том, как быстро и качественно сшить коврик.
Ну что же эскиз готов, ткани и фурнитура подобраны и куплены, так что вперед – приступаем к работе над ковриком! Здесь работа тоже будет происходить в несколько этапов:
• Подготовка фона
• Изготовление отдельных узлов
• Изготовление отдельных элементов
• Объединение фона и элементов
• Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
• Сборка коврика
• Изготовление активных элементов
1. Подготовка фона
Из ткани для основы (у меня это ситец) кроим подложку, на которую будем настрачивать кусочки фона. Она должна быть сантиметра на3 больше выбранного размера коврика (уйдут под сборку) и сразу той формы что задумана. Если коврик состоит из нескольких частей, то подложка кроится для каждой и за один раз, так есть определенная экономия времени – не придется, потом опять раскладывать ткань, делать новые замеры и т. п.
Такие элементы фона как небо, земля - т. е. крупные, я крою без лекала. Это связано и с экономией времени и экономией ткани – сделать большое лекало, выкроить по нему, потом только прикреплять к фону, на мой взгляд, удлиняет процесс. Я беру край ткани на небо прикрепляю с помощью булавок к краю подложки, потом отмеряю линейкой необходимую ширину и обрезаю. Это подходит для прямоугольных ковриков, если коврик имеет другую форму, тогда стоит сделать все-таки лекало. Небо я делаю из одного лоскута, а землю стараюсь сделать из тканей с разной фактурой. Сразу стоит смотреть эскиз, чтобы крупные детали не закрывали «интересную» ткань фона. Например, у ткани ярко выраженная фактура или красивая расцветка, то лучше ее расположить так чтобы она оказалась открытой и доступной. Я стараюсь чередовать «интересные» ткани с более простыми и по цвету и по рисунку, чтобы коврик не был перегружен, иначе он перестает восприниматься как целое. Лучше эти кусочки пустить на элементы, где они будут подчеркивать сам элемент, а не отвлекать от него внимание.
Если ткань фона очень сыпучая, легко распускается, то такие кусочки я сажу на клеевую, если по умному дублирую (Дублировать – соединить по поверхности изделие с клеевыми и прокладочными материалами с помощью утюга или пресса).
Я не пользовалась живулькой (на живульку — простонаречное выражение о смётанном, собранном «на живую нитку»), я все накалывала на булавочки портновские, простые с колечком. Это и быстро наколоть, и не мешает при шитье, потом так же быстро убрать можно. В общем, фон накололи, теперь определяемся порядок шитья – чтобы меньше колоться, нитки менять по цветам как можно реже, минимум прерываний в строчках. Строчку прошили, булавки вытащили, следующую строчку шьем. По краям, которые уйдут под сборку, прокладываю простую строчку, а не зигзаг, для экономии ниток и меньшего растяжения ткани.
Если есть радуга, то ее надо зашивать под «землю», тогда – сначала пришиваем небо, на него прикалываем фиолетовую косую бейку по радиусу и пришиваем. Первая дуга будет ориентиром для шитья следующих цветов радуги. Потом настрачиваем «землю».
Следующий шаг - накалываем крупные плоские части коврика: реки, дороги плоские деревья (большие) и т. п. Я не стала выделять это отдельным этапом, т. к. это больше фоновые элементы. Стараемся работать в соответствии с эскизом, но если и будут небольшие отклонения в ковриках это не так страшно. Если все смотрится нормально, пристрачиваем плотной строчкой зигзаг. Если деталь прилегает к боковой стороне коврика, там прокладываю простую строчку (для экономии ниток), это строчка будет невидна, уйдет под сборку. Параметры строчки зависят от материала, чем плотнее и несыпучей – тем шаг больше, например Джинсу или Оксфорд я пристрачиваю с шагом 1- 1,5мм, ширина 4,5-5мм, более тонкие ткани – с шагом 0,5-0,8мм ширину тоже 4,5- 5мм.
2. Изготовление отдельных узлов
Мы делали узлы по цветам, и отдельно идут узлы с молниями, потому что их шьем со специальной лапкой. В зависимости от структуры ткани (очень сыпучая, легко распускается) большую часть деталей я дублирую. По цветам означает, то какими нитками я будут делать отделочные строчки.
Я желтые узлы для контраста могу отстрочить красными или фиолетовыми нитками, белые – голубыми или синими. В этом вопросе допускается, на мой взгляд, полный полет фантазии. Именно поэтому я заранее продумываю, что и чем буду шить, представьте, сколько раз пришлось бы менять нитки в машинке, и сколько времени на это было бы затрачено, если не обдумать заранее простую последовательность. Конечно, без замены ниток не обходиться, но если свести их к минимуму, то и времени сэкономить можно довольно много. Все внутренние швы я делаю белой ниткой, т. к. ее у меня большая бобина. А цветные нитки я стараюсь использовать по максимуму экономично, ведь для коврика цветовая палитра ниток должна быть разнообразна.
Подробного описания узлов я делать не буду, здесь все зависит от вашего полета фантазии и умения эти фантазии воплощать.
3. Изготовление отдельных элементов
Объединяем отдельные узлы в элементы. Все советы по цветам те же самые что и в предыдущем этапе. Стоит только помнить где и какую фурнитуры вы планировали поставить, потому что некоторая мелочевка ставится/пришивается так чтобы обратную сторону не видно было. Например, магнитные кнопки, джинсовые пуговицы, велькро, брючные крючки (из4х деталей) и т. д. Заодно стоит поставить блочки/люверсы пока элемент не пришит к фону.
4. Объединение фона и элементов
Опять работаем последовательно, вначале накалываем крупные элементы, которые будут служить ориентирами, пристрачиваем. Не накалываем все сразу, в несколько заходов разбиваем этот процесс. Опять-таки смотрим по цветам ниток, чтобы все зеленое было наколото и пришито за один раз и т. п. Наконец оставляем мелочевку, листики, травку, велькро, термоаппликации (их стоит не только приклеить, но и пришить по краю) и т. п. Самое главное в работе с ковриком – выбрать оптимальную последовательность настрачивания элементов и узлов, потому что чем больше на фон уже пришито, тем труднее его протаскивать в машинке по сложным контурам.
5. Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
Теперь наступает мой самый нелюбимый этап, пришивание бусинок и пуговиц, бубенчиков. Сразу готовим кучку из пуговок и бусин, которые будем пришивать, рассчитываем сколько и каких. Можно разложить коврик и посмотреть куда пришивать. Главное помнить, что эти пуговицы и бусинки предназначены ребенку, их надо пришивать очень крепко. Затем ставим остатки фурнитуры, половинки от кнопок, например.
6. Сборка коврика
Если коврик будет вешаться на стену/кроватку, то перед сборкой стоит пришить по верхнему краю петельки или завязки. Я их делаю из косой бейки, примерно 3шт на 1метр, можно и чаще в варианте с завязками.
Коврик, состоящий из нескольких более мелких – вначале пришиваются молнии или кант с липучкой, пуговицами. Затем по размеру коврика кроится синтепон или другой выбранный материал. На него укладывается сам коврик лицом вверх, а сверху отрез ткани лицом внутрь, которую выбрали на оборотную сторону коврика. Скалывается насквозь портновскими булавками (обязательно прихватывайте синтепон) и прошиваем простой строчкой. Надо оставить в одном из краев отверстие достаточное, чтобы вывернуть коврик. Вывернув коврик, просматриваем шов – все ли прихвачено, нет ли складок и т. п. Если все в порядке, то зашиваем оставленную дырку.
Если несколько частей коврика, то повторяем по -новой.
7. Изготовление активных элементов
Под активными элементами я подразумеваю отдельные фигурки. Такие как, солнце, облако, луна, яблоки, овощи, листья, снежинки, фигурки животных или персонажи сказок. Все то, что путешествует по коврику и может быть отделено от него. Активные элементы могут быть с разной фурнитурой: на велькро, на кнопках, под пуговицы. У меня несколько способов шить такие элементы:
• Кроятся по лекалу две зеркальные детали, обязательно дублируются. На оборотную сторону пришиваю липучку. Складываю две детали лицом наружу и обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг, оставляю небольшое отверстие, неплотно набиваю синтепухом (или мелко нарезанным синтепоном). Отверстие зашиваю строчкой зигзаг. Этим способом я шью бурячки, морковки, капусточку.



(«Золотая рыбка в неводе». Невод – карман на липучке.)
• Фигурки животных и персонажи сказок. Детали мы вырезали из бязи с детским рисунком с небольшим припуском относительно изображения, обратная деталь кроется по верхней. Остальное как в первом способе.
• Солнце кроется с припуском 0,8-1см, дублируются. На оборотную деталь пришивали липучку, складывали детали лицом друг к другу (для солнца еще прикалывали лучики из атласной ленты) и обстрачивали простой строчкой, оставляли небольшое отверстие, выворачивали и неплотно набивали синтепухом. Отверстие зашивали вручную, так чтобы строчку видно не было.
• Для цветов мы складывали ткань вдвое и внутрь слой синтепона (для цветов) или полиэтилена (для снежинок). Скалываю по краям булавочками. Прикладываю лекало и обстрачиваю по самому краю лекала простой строчкой. Лекало убираю, вырезаю элемент очень близко к строчке. Обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг. На цветах делаю петлю (на машинке), на снежинках прокладываю по кругу декоративные строчки, а затем ставлю кнопочки.
Все нитки завязываем двойным или тройным узлом для прочности.



Поздравляю! Раскладываем фигурки (кстати, мы их тоже сделали на ленточках, чтобы не терялись

Надеюсь, что мой опыт станет кому-то полезен. С ув., Вовчук Ирина.
Комментарии
Здоровские развивалки!!!
Круто-круто!!!
Теперь на подходе новый коврик, который совсем скоро выложу (только уже массажно - развивающий)
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: