ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНЫ, РЕЛИГИИ И ПРАВА НА ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМ АБОРТОВ, КОНТРАЦЕПЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ.
Во все времена медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом. Принципиальное отличие правового регулирования человеческих отношений от морального заключается в том, что правовое - реализуется через законы, правительственные постановления, судебные решения, которые носят характер обязательного исполнения всеми членами общества и представляют собой «минимум нравственности», предъявляемый обществом каждому человеку. В то время как моральное регулирование осуществляется на уровне индивидуального нравственного сознания и общественного мнения. Моральные требования предполагают свободное и добровольное их исполнение, напротив, требования правовые допускают прямое или косвенное принуждение. По нашему мнению, важнейшим источником индивидуального нравственного сознания и общественного мнения должна являться религия, как носительница абсолютных ценностей и истин, которые так необходимы современному человеку в нашем мире, где всё кажется относительным. Причем для каждого конкретного общества и культуры мы должны говорить не об абстрактной религии, а о конкретной конфессии, исторически и культурно присущей тому или иному народу и, следовательно, оказывающей ключевое влияние на культуру и менталитет народа в прошлом и настоящем. В нашем случае мы будем говорить о Православии, как о религии, получившей подавляющее распространение в нашей стране и сформировавшей ее культуру.
Цель данной работы: рассмотреть взаимоотношения медицины, религии и права на примере актуальных проблем: абортов, контрацепции и искусственного оплодотворения.
Проблемы абортов, контрацепции и искусственного оплодотворения объединены и выбраны для этой темы, чтобы, во-первых, сузить столь обширную для одной работы тематику взаимоотношения религии, права и медицины, во-вторых, рассмотреть и проследить эти взаимоотношения на конкретных примерах, и, в-третьих, поскольку эти проблемы затрагивают вопрос появления на свет человека. Начало человеческой жизни очень актуальная и древняя проблема человечества, для которой нет и, наверное, не будет единого решения. Эта проблема стоит очень остро как для религии, так и для права, которые регулируют и определяют сущность этой сферы человеческого бытия, а медицина, опираясь на принципы, выработанные правом и религией, занимается практическим решением вопроса о появлении новой человеческой жизни. При этом существует обратная связь: медицина подтверждает и уточняет принципы и идеи, выработанные правом и религией. Таким образом, выбор этой проблематики дает возможность рассмотреть сложные взаимоотношения медицины, религии и права.
Проблема абортов.
Проблема абортов в современных социально-демографических условиях в Российской Федерации занимает особое место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов - показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом. Таким образом, проблема абортов представляет собой проблему комплексную, - медицинскую, экономическую, политическую, духовную, правовую. [14].
Медицинская проблема. Начиная с 2000 года, в России имеет место увеличение рождаемости с 8,7 до 9,8 на 1000 населения в 2002 году (12,6%); числа родившихся живыми - на 130,2 тыс. (9,3%) соответственно. Однако остается низким суммарный коэффициент рождаемости - 1,31 в 2002 году (2000 год - 1,21) при необходимом его уровне для простого воспроизводства населения - 2,15. Сохраняются высокие уровни смертности и депопуляции населения. Показатель смертности в 2002 году составил 16,3%0, в 2000 году - 15,4%0. [10].
При сложившейся демографической ситуации аборты и материнская смертность после абортов, несмотря на устойчивые тенденции к снижению, занимают ведущее место в структуре реализации репродуктивной функции женщины и структуре репродуктивных потерь. Максимальное число абортов в нашей стране - 5,6 млн. - было сделано в 1964 году, в 1988 году их было уже на 1 млн. меньше. С тех пор количество "искусственно прерванных" беременностей по данным официальной статистики, постоянно сокращается: 4,1 млн. в 1990 году; 2,76 млн. в 1995 году; 2,35 млн. в 1998 году; 2,1 млн. в 2000-м; 2,015 млн. в 2001 году, 1,944 млн. в 2002 году; 1 млн. 865 тыс. в 2003-м. По итогам медицинской статистики за второе полугодие 2004 года - первое полугодие 2005 года в России было сделано 1 млн. 610 тысяч абортов.
Анализ частоты абортов в различных возрастных группах показывает, что половина всех прерываний беременностей приходится на женщин в оптимальном репродуктивном возрасте 20-29 лет (51,7%). Десять процентов абортов приходится на возрастную категорию 14-18-ти лет. По данным научных исследований в среднем каждая российская женщина производит 2,5 - 3 аборта.
Удельный вес абортов у первобеременных в общем числе абортов ежегодно возрастает и составил в 2002 году 11,3% (9,9% - 1999 г.) Более 200 тыс. женщин в России ежегодно прерывают первую беременность путем аборта.
Положительным фактором является снижение общего числа абортов за последние 5 лет в возрастной группе 15 - 19 лет - почти на 20% (224730 - 1998 г.; 183947 - 2002 г., 189,3 тыс в 2003 г), особенно снизились в этой группе криминальные аборты - в 2,3 раза. Каждый десятый аборт в стране производится в подростковом возрасте, что свидетельствует о недостаточной работе с подростками в области нравственного воспитания.
За последние 5 лет отмечается рост удельного веса абортов по социальным показаниям в общем числе абортов с 2,0% в 1998 году до 2,25% в 2002 году, а также показателя на 1000 женщин фертильного возраста - с 0,9 до 1,06. [ 9].
Частота осложнений после аборта, по данным научных исследований, колеблется в пределах 16 - 52%, при этом поздние осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10 - 35% и 5 - 18% соответственно). Следствием искусственного аборта нередко являются разрывы шейки матки, перфорация шейки и стенок матки. Эти осложнения могут обусловить развитие местных воспа¬лительных процессов, явиться причиной бесплодия, невынашивания последующих беременностей и разрыва матки при последую¬щих родах, возможно присоединение инфекции, развитие перитонита, сепсиса. В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест, в 2002 году удельный вес материнской смерти после абортов в структуре причин материнской смертности снизился и составил 18,5%. Ведущими причинами летальности в 2002 году являются септические осложнения (50%), гестозы (12%), кровотечения (9%), экстрагенитальная патология (7%) и др. [1].
Политическая проблема. Известно, что величайшие тираны ХХ века - Ленин и Гитлер использовали в своей политике аборты как политический инструмент уничтожения неугодных наций. [5].
Экономическая проблема. Аборт как медицинская процедура подрывает экономику страны. Мало того, что на непосредственное производство абортов идут огромные средства, которые могли бы быть использованы в других целях, еще большие средства уходят на лечение осложнений, бесплодия, потерю нетрудоспособности и сокращение жизни миллионов женщин. Экономические потери, связанные с абортом и гинекологической заболеваемостью (с учетом только ранних осложнений аборта), составляют в целом по России по расчетным данным более 3 млрд. рублей. [5].
Правовая проблема. В дореволюционной России аборт грозил матери заключением в "исправительный дом", а врачу - тюрьмой. Несмотря на это, число абортов ежегодно увеличивалось, а смертность была очень высокой. В 1914 году в России было проведено примерно 400 тысяч абортов. А судебные дела возбуждены в 20 случаях. Почему? Да потому, что царское правительство понимало: посадить на скамью подсудимых 400 тысяч женщин и столько же врачей - немыслимо. [4]. Россия стала первой страной в мире, разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР производство абортов допускалось лишь при наличии угрозы жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, а также при наличии наследственных, заболеваний родителей. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях предоставления женщине возможности решать вопрос о материнстве, предупреждения вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения материнской смертности после абортов, аборт был легализован.
В настоящее время Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года) определены правовые основы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Статья 36 «Искусственное прерывание беременности» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.:
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
Перечень социальных показаний в соответствии с этой статьей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г.
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа
2. Смерть мужа во время беременности
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав
6. Женщина, не состоящая в браке
7. Расторжение брака во время беременности
8. Беременность в результате изнасилования
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца
11. Многодетность (число детей 3 и более)
12. Наличие в семье ребенка-инвалида
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона
В настоящее время действует перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 и включает 4 позиции:
• Наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав
• Беременность в результате изнасилования
• Пребывание женщины в местах лишения свободы
• Наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности. [9].
Прежде всего следует подчеркнуть, что в статье 36 происходит соединение понятия "материнства" и права женщины на уничтожение ребенка. Право на решение вопроса о материнстве в приведенной норме означает право не на рождение, а на убийство ребенка. Закон признает безнравственное "нравственным". Причем поводом к искусственному аборту может быть либо обычное желание женщины, либо социальные или экономические проблемы. Получается, что аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Но прежде, чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает аборт, то становится соучастником убийства, потому что в отличие от любой хирургической операции, данная имеет особую цель — уничтожить жизнь, убить будущее человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное. [2].
0 ценности жизни во Всемирной Декла¬рации Прав человека говорится: «Каж¬дый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность своей личности», «Все равны перед зако¬ном и имеют право на защиту со стороны за¬кона». Что должно быть защищено в первую очередь? Жизнь человека, т. е. зародыша, или право женщины делать все что она хочет со своим телом? Человеческая жизнь начинается с момента зачатия, уникальный генетический код, который определяет строение тела человека, образуется в момент слияния ядер мужской и женской половых клеток, а далее идет развитие уже заложенного и в 22 недели формируется жизнеспособный плод, то есть способный выжить вне организма матери ребенок. Статья 7 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни, поэтому Конституция самым важным считает имен¬но защиту человеческой жизни, т. е. эмбриона. Таким образом, ясно, что прерывание беремен¬ности не есть единоличное право беременной.
Как же быть в тех случаях, когда существуют медицинские противопоказания, когда беременность и роды таят в себе реальную угрозу для жизни матери. Или в других, не менее драматических обстоятельствах, которые тоже, к сожалению, случаются: когда беременность произошла в результате изнасилования, абсолютно вопреки воле и желанию женщины? Ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем неповинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни. С другой стороны при медицинских противопоказаниях нарушается право матери на жизнь и здоровье, при изнасиловании - отсутствует добровольное согласие женщины. Ведь мать тоже человек, она тоже имеет право на жизнь, здоровье, свободу.
И всё же главное то, что зародыш — человеческое существо. Оно имеет право на жизнь. Оно невинно. А сознательное умерщвление невинного человеческого существа является убийством. Значит, аборт — убийство, и оно должно быть запрещено как морально недопустимое. Мать биологически и социально ответственна за ребенка. Перед этим существом у матери (у обоих родителей) есть еще и особая ответственность, т. к. оно — не чужое им существо, но плоть от их плоти, кровь от их крови, поэтому долг сильного защищать и заботиться о слабом. Что же касается прав и интересов матери, то при сопоставлении их с правами и интересами ребенка возникает вероятность аксиологического предпочтения на стороне ребенка: ведь никому неведомо, что станется из пока еще не рожденного человеческого существа: а может, это будет величайший гений — выдающийся музыкант, неповторимый художник, поэт, писатель или изобретатель? Стало быть, его право на жизнь, во всяком случае, равноценно праву матери на жизнь, а может быть даже более ценно. [3].
Проблема духовная. Никакой грех не проходит бесследно ни для самого человека, ни для его детей, ни для общества и страны в целом. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа - дар Божий, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Библейское учение о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместимо с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. [12].
Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. [6].
Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.
Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Ведь каждый человек, который соучаствует в ужасающем действии аборта, в ужасающей операции по убиению во чреве, как бы он ни думал сам, он участвует в деле убийства. Он участвует в убийстве и несет тяжкий грех, со¬вершает проступок перед Господом, который заповедал: «Не убий!» Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за смерть плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. [11].
Контрацепция и стерилизация.
В настоящее время в более чем 60 странах мира службы охраны материнства и детства работают вместе со службами планирования семьи на государственном уровне. Китай, например, где существует Министерство планирования семьи, может рассматриваться как “образец” государственной политики в области планирования семьи.
В 1952г. была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС), основными задачами которой былa пропаганда концепции планирования семьи и обеспечение услуг в этой области в как можно большем масштабе, с тем чтобы все желающие могли добровольно, на основе полученной информации, выбрать и применять подходящий им метод планирования семьи, уважающая права личности и супругов на свободный выбор метода планирования семьи в интересах их собственного здоровья и здоровья детей и твердо возражающая против применения любых форм принуждения (прямого или косвенного) в выборе применения методов планирования семьи. МФПС не рассматривает аборт в качестве метода планирования семьи, считая контрацепцию единственным методом против нежелательной беременности. В 1991г. на XIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины; в этой концепции наряду с традиционными формами принципиальное место занимает медицинская помощь по контрацепции.
В дальнейшем эти задачи решались в рамках федеральных целевых программ "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Программы были направлены на охрану репродуктивного здоровья населения, социальную поддержку материнства и детства, профилактику и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Особую роль при этом сыграла целевая программа "Планирование семьи" (1993 - 1998 годы), разработанная Минздравом России в соответствии с международными правовыми стандартами. В рамках программы "Планирование семьи" контрацепция и стерилизация вкупе рассматриваются как способы профилактики абортов. Не беременность и материнство относятся к способам борьбы с абортами, а именно недопущение деторождения. Всего мерами по предотвращению деторождения в России (аборты, контрацепция и стерилизация) в 1997 году было охвачено 11,8 млн. женщин. Масштаб этих мер в период с 1993 по 1997 год превысил 59 млн. Это миллионы прерванных жизней, детей, которые могли бы родиться в России. В период реализации программы закупалось дорогостоящее оборудование (ультразвуковое, эндоскопическое) для диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции и около 40% средств этой программы ежегодно выделялось для закупки гормональных контрацептивов (по 36 млн. упаковок) для бесплатного обеспечения ими подростков и контингентов населения социального риска (малообеспеченных, инвалидов и др.). [3].
Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации: существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический (календарный) метод, прерванный половой акт, механические средства, химические средства с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства. На 50-60-е гг. XXв. пришелся период испытаний и внедрения в клиническую практику оральных контрацептивов, 60-е гг. - время создания и внедрения полиэтиленовых внутриматочных спиралей. Отличие современных контрацептивных средств - уровень их патологического воздействия на организм. Ученые на основании многолетних исследований, пришли к выводу: “Эффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции”. Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация - “перевязка”, или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). [2].
С точки зрения права: и женщина и мужчина обладают правом на контрацепцию и стерилизацию согласно Статье 37 «Медицинская стерилизация» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года):
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
Точка зрения Церкви: в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” утверждается, что некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту, однако же существуют неабортивные средства контрацепции, выбирая которые христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Необходимо помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". Решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано", и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Полная неприемлемость стерилизации как в качестве средства демографической политики государства, так и в качестве медицинской методики, применяемой отдельным человеком, для православных христиан очевидна. Между православными учеными существует всеобщее согласие по следующим двум пунктам: поскольку одной из целей супружества является рождение ребенка, супруги поступают аморально, постоянно прибегая к методам контрацепции во избежание этого, если на то нет смягчающих обстоятельств; контрацепция аморальна и тогда, когда способствует блуду и прелюбодеянию. У этой категоричности есть свои серьезные основания. Православные авторы не устают подчеркивать, что за безоговорочным использованием и массовым распространением контрацепции стоит нравственное выхолащивание и обесценивание человека. [8].
В последние годы острые проблемы этического, медицинского и юридического характера поднимают технологии искусственного деторождения. Согласно Статье 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года):
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предотавляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
За “каждостъю” и ничем не ограниченным (даже медицинскими показаниями, не говоря уже о морально-этических) “имеет право” стоит ряд непредсказуемых изменений социальных и половых ролей в человеческих отношениях. Речь идет о косвенной поддержке инвертированных лиц (гомосексуализм мужской и женский), о весьма проблематичной в нравственном отношении перспективе воспитания детей в неполных семьях, о возможных дальнейших деформациях института семьи в сторону увеличения неполных семей и о реальном росте числа детей, рожденных вне брака, о неизбежных изменениях нравственного сознания, которые будут связаны с утратой таких ценностей, как любовь, братство, альтруизм, милосердие, укорененных и определяющих человеческих взаимоотношений и определяющих их. [2].
Медицинский аспект. Среди первых разработчиков методики искусственного оплодотворения в России был И. Иванов. С 1899г. он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. В кон. XIXв. идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться и для “борьбы” с женским бесплодием. В1917г. Ф. Ильин констатирует, что к этому времени имели место 69 успешных случаев искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа. Долгие годы идея И. Иванова о жизнеспособности семени вне организма “питаясь” технологическими изобретениями, социальными потребностями, гуманистическими размышлениями, все же не выходила из режима экспериментальной деятельности. В 1944г. было достигнуто первое успешное культивирование ооцита человека и экстракорпоральное оплодотворение, приведшее к развитию двухклеточного эмбриона. В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года. Первый “пробирочный” ребенок появился в России в 1986г. в результате работы лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. По данным на 1994г. в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. таких детей. В 1990г. на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых “в пробирке”, хотя еще в 1982г. их было всего 74. Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ). Методы ИОСД и ИОСМ применяются в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору и в некоторых других случаях. ИОСД и ИОСМ - более разработанные и известные методики. Медицинской рекомендацией к ЭКО, как правило, является следствием анатомических нарушений в маточных трубах в результате искусственного аборта. Практика искусственного аборта “поставляет” пациентов для практики искусственного оплодотворения. (распространенность искусственного аборта как одного из способа планирования семьи ведет к росту приобретенного бесплодия). [11].
ЭКО строится на оплодотворении искусственным путем большого количества предварительно изъятых яйцеклеток. Из полученных эмбрионов отбирают 3-4 и пересаживают в полость матки. Остальные, которые называют "сверхчислом", замораживают. Часть этих эмбрионов используется в качестве доноров эмбриональной ткани для фетальной терапии или для проведения различных экспериментов. Если это замороженное сверхчисло остается невостребованным, то оно спустя некоторый срок подлежит уничтожению. Максимальным считается срок хранения 10 лет, так как после этого уже не гарантируется качество консервации. Утрата эмбрионов при ЭКО достигает 93-94%. Для того чтобы имплантировать один эмбрион, преднамеренно уничтожаются 8-9, но на этом процесс утраты эмбрионов не исчерпывается, так как синхронная имплантация нескольких эмбрионов в матку вызывает многоплодную беременность и чтобы снизить риск возникновения различных осложнений протекания беременности и увеличить возможность выживания одного или двух эмбрионов производят уменьшение их количества путем проведения селективного аборта. Как показывают исследования ученых, дети, которые были рождены путем искусственного оплодотворения, часто страдают различными заболеваниями. Если обратиться к медицинским показателям, то неврологические изменения имеют 53,6%, задержка внутриутробного развития зафиксирована у около 30%, асфиксия при рождении отмечается у 90%. [4].
В отличие от ИОСД и ИОСМ методика ЭКО и ПЭ технически достаточно сложнее, за что и стоит немалая “конкретная цена”. Но дело не только в рублевой стоимости процедуры - 1 млн. руб. на начало 1995-го, в понятие цены входит здоровье и жизнь женщины. Показательно, что в одном из центров по лечению бесплодия женщина и ее супруг перед началом процедуры в обязательном порядке должны оформить заявление, которое начинается так: “Мы предупреждены о том, что оперативное вмешательство, применяемое для такого лечения, может сопровождаться осложнениями”. Под осложнениями прежде всего имеется в виду риск многоплодной беременности, в 20 раз превышающий ее возникновение в норме. В число осложнений многоплодной беременности входят: угроза преждевременных родов, смертность женщины и детей, малая масса детей (встречается в 10 раз чаще, чем во всей популяции) и т. д. Осознание степени риска вынуждает организаторов центров искусственного оплодотворения вносить в этот документ и такие пункты: “Заявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников центра, не предпримем каких-либо действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечением... нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться не одна попытка для достижения беременности, а также, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатным... Мы предупреждены о том, что... дети, рожденные в результате ЭО... могут иметь отклонения в развитии”. В нравственное наполнение понятия цены входит и судьба человеческих эмбрионов - запасных, лишних, оставшихся невостребованными. Это - либо уничтожение, либо “служение науке”, что в данном случае одно и то же. Духовный аспект: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений, позволяет христианскому браку реализовать одну из главных целей: продолжение рода. [6].
Искусственное оплодотворение незамужней женщины осуждается прежде всего исходя из интересов ребенка, который лишается возможности быть воспитанным в полноценной семье, искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа недопустимо, “ибо ложь и двусмысленность разрушают целостность брачных отношений”, искусственное оплодотворение с согласия мужа и с использованием донорского генетического материала разрушает связь супружеской верности, нарушает целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны, донорство половых клеток размывает семейные взаимоотношения, поскольку предполагает наличие у ребенка “генетических” родителей, которым противопоставляются родители “социальные”. В отличие от благородного по своим мотивам усыновления (удочерения) детей, уже лишившихся “генетических родителей”, когда приемные родители восполняют недостаток любви и родительского попечения о них, такая практика, напротив, поощряет анонимное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к своим “генетическим” детям. Следует помнить и о том, что анонимность донорства открывает возможность для непреднамеренного инцеста. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности, не говоря уже о кризисе идентичности рожденного таким образом человека. [7].
Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное уничтожение "избыточных" эмбрионов
либо их криоконсервацию с последующим применением в исследовательских, медицинских или коммерческих целях, что несовместимо с представлениями Церкви о человеческом эмбрионе как носителе человеческого достоинства. В случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть только в стадии ее возникновения, при искусственном оплодотворении речь идет не столько о начале уже существующей жизни, сколько о возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения. [2].
Использование новых технологий порождает соблазн рассматривать формирующуюся жизнь как продукт, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с любыми другими продуктами человеческой деятельности. Человеческая жизнь становится предметом купли-продажи.
Заключение. Таким образом, с точки зрения религии (морали) женщина создана для рождения и воспитания детей, причем их количество определяется лишь Божьей волей. С точки зрения права, каждая женщина имеет право на предохранение от беременности, на аборт, на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Медицина помогает женщинам вынашивать и рожать детей, как при первой, так и при последующих беременностях, с другой стороны может помочь любой женщине подобрать метод контрацепции, имплантировать эмбрион, прервать беременность. Но главное – рождение здоровых детей. Здоровые дети сегодня – здоровое поколение завтра!
Литература
1. Айламазян Э. К. Планирование семьи. Методы контрацепции / Э. К. Айламазян. – СПб.: Сотис, 1997 г.- 182 с.
2. Грачева Т. В. Об опасных тенденциях в современном медицинском законодательстве/ Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
3. Кулаков В. И. Медико-консультативная помощь при искусственном аборте: руководство для практических врачей и организаторов / В. И. Кулаков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 г.- 112 с.
4. Мануилова И. А. Планирование семьи и здоровье женщины / И. А. Мануилова. – М.: Знание, 1993 г.- 156 с.
5. Недоступ А. В. Реформы здравоохранения: проблемы и перспективы / Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
6. о. Максим Аборты с духовной и медицинской точки зрения / Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / сайт Русской Православной Церкви // www.orthodox.ru
9. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности"
10. Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14) "О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации"
11. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова.- М.: Грантъ, 2002 г.- 152 с.
12. Силуянова И. В. Этика врачевания. Современная медицина и православие / И. В. Силуянова.- М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001г.- 245 с.
13. Федорова Г. В. Совершенствование медико-профилактической помощи на территории Омской области работниками учреждений родовспоможения (информационное письмо) / Г. В. Федорова, Е. А. Бутова, И. А. Банюшевич.- Омск: Издательство ОмГМА, 2005 г.-40 с.
14. Юсупова А. Н. Аборты в России / А. Н. Юсупова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004 г.- 206 с.
Цель данной работы: рассмотреть взаимоотношения медицины, религии и права на примере актуальных проблем: абортов, контрацепции и искусственного оплодотворения.
Проблемы абортов, контрацепции и искусственного оплодотворения объединены и выбраны для этой темы, чтобы, во-первых, сузить столь обширную для одной работы тематику взаимоотношения религии, права и медицины, во-вторых, рассмотреть и проследить эти взаимоотношения на конкретных примерах, и, в-третьих, поскольку эти проблемы затрагивают вопрос появления на свет человека. Начало человеческой жизни очень актуальная и древняя проблема человечества, для которой нет и, наверное, не будет единого решения. Эта проблема стоит очень остро как для религии, так и для права, которые регулируют и определяют сущность этой сферы человеческого бытия, а медицина, опираясь на принципы, выработанные правом и религией, занимается практическим решением вопроса о появлении новой человеческой жизни. При этом существует обратная связь: медицина подтверждает и уточняет принципы и идеи, выработанные правом и религией. Таким образом, выбор этой проблематики дает возможность рассмотреть сложные взаимоотношения медицины, религии и права.
Проблема абортов.
Проблема абортов в современных социально-демографических условиях в Российской Федерации занимает особое место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов - показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом. Таким образом, проблема абортов представляет собой проблему комплексную, - медицинскую, экономическую, политическую, духовную, правовую. [14].
Медицинская проблема. Начиная с 2000 года, в России имеет место увеличение рождаемости с 8,7 до 9,8 на 1000 населения в 2002 году (12,6%); числа родившихся живыми - на 130,2 тыс. (9,3%) соответственно. Однако остается низким суммарный коэффициент рождаемости - 1,31 в 2002 году (2000 год - 1,21) при необходимом его уровне для простого воспроизводства населения - 2,15. Сохраняются высокие уровни смертности и депопуляции населения. Показатель смертности в 2002 году составил 16,3%0, в 2000 году - 15,4%0. [10].
При сложившейся демографической ситуации аборты и материнская смертность после абортов, несмотря на устойчивые тенденции к снижению, занимают ведущее место в структуре реализации репродуктивной функции женщины и структуре репродуктивных потерь. Максимальное число абортов в нашей стране - 5,6 млн. - было сделано в 1964 году, в 1988 году их было уже на 1 млн. меньше. С тех пор количество "искусственно прерванных" беременностей по данным официальной статистики, постоянно сокращается: 4,1 млн. в 1990 году; 2,76 млн. в 1995 году; 2,35 млн. в 1998 году; 2,1 млн. в 2000-м; 2,015 млн. в 2001 году, 1,944 млн. в 2002 году; 1 млн. 865 тыс. в 2003-м. По итогам медицинской статистики за второе полугодие 2004 года - первое полугодие 2005 года в России было сделано 1 млн. 610 тысяч абортов.
Анализ частоты абортов в различных возрастных группах показывает, что половина всех прерываний беременностей приходится на женщин в оптимальном репродуктивном возрасте 20-29 лет (51,7%). Десять процентов абортов приходится на возрастную категорию 14-18-ти лет. По данным научных исследований в среднем каждая российская женщина производит 2,5 - 3 аборта.
Удельный вес абортов у первобеременных в общем числе абортов ежегодно возрастает и составил в 2002 году 11,3% (9,9% - 1999 г.) Более 200 тыс. женщин в России ежегодно прерывают первую беременность путем аборта.
Положительным фактором является снижение общего числа абортов за последние 5 лет в возрастной группе 15 - 19 лет - почти на 20% (224730 - 1998 г.; 183947 - 2002 г., 189,3 тыс в 2003 г), особенно снизились в этой группе криминальные аборты - в 2,3 раза. Каждый десятый аборт в стране производится в подростковом возрасте, что свидетельствует о недостаточной работе с подростками в области нравственного воспитания.
За последние 5 лет отмечается рост удельного веса абортов по социальным показаниям в общем числе абортов с 2,0% в 1998 году до 2,25% в 2002 году, а также показателя на 1000 женщин фертильного возраста - с 0,9 до 1,06. [ 9].
Частота осложнений после аборта, по данным научных исследований, колеблется в пределах 16 - 52%, при этом поздние осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10 - 35% и 5 - 18% соответственно). Следствием искусственного аборта нередко являются разрывы шейки матки, перфорация шейки и стенок матки. Эти осложнения могут обусловить развитие местных воспа¬лительных процессов, явиться причиной бесплодия, невынашивания последующих беременностей и разрыва матки при последую¬щих родах, возможно присоединение инфекции, развитие перитонита, сепсиса. В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест, в 2002 году удельный вес материнской смерти после абортов в структуре причин материнской смертности снизился и составил 18,5%. Ведущими причинами летальности в 2002 году являются септические осложнения (50%), гестозы (12%), кровотечения (9%), экстрагенитальная патология (7%) и др. [1].
Политическая проблема. Известно, что величайшие тираны ХХ века - Ленин и Гитлер использовали в своей политике аборты как политический инструмент уничтожения неугодных наций. [5].
Экономическая проблема. Аборт как медицинская процедура подрывает экономику страны. Мало того, что на непосредственное производство абортов идут огромные средства, которые могли бы быть использованы в других целях, еще большие средства уходят на лечение осложнений, бесплодия, потерю нетрудоспособности и сокращение жизни миллионов женщин. Экономические потери, связанные с абортом и гинекологической заболеваемостью (с учетом только ранних осложнений аборта), составляют в целом по России по расчетным данным более 3 млрд. рублей. [5].
Правовая проблема. В дореволюционной России аборт грозил матери заключением в "исправительный дом", а врачу - тюрьмой. Несмотря на это, число абортов ежегодно увеличивалось, а смертность была очень высокой. В 1914 году в России было проведено примерно 400 тысяч абортов. А судебные дела возбуждены в 20 случаях. Почему? Да потому, что царское правительство понимало: посадить на скамью подсудимых 400 тысяч женщин и столько же врачей - немыслимо. [4]. Россия стала первой страной в мире, разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР производство абортов допускалось лишь при наличии угрозы жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, а также при наличии наследственных, заболеваний родителей. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях предоставления женщине возможности решать вопрос о материнстве, предупреждения вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения материнской смертности после абортов, аборт был легализован.
В настоящее время Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года) определены правовые основы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Статья 36 «Искусственное прерывание беременности» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.:
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
Перечень социальных показаний в соответствии с этой статьей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г.
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа
2. Смерть мужа во время беременности
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав
6. Женщина, не состоящая в браке
7. Расторжение брака во время беременности
8. Беременность в результате изнасилования
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца
11. Многодетность (число детей 3 и более)
12. Наличие в семье ребенка-инвалида
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона
В настоящее время действует перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 и включает 4 позиции:
• Наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав
• Беременность в результате изнасилования
• Пребывание женщины в местах лишения свободы
• Наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности. [9].
Прежде всего следует подчеркнуть, что в статье 36 происходит соединение понятия "материнства" и права женщины на уничтожение ребенка. Право на решение вопроса о материнстве в приведенной норме означает право не на рождение, а на убийство ребенка. Закон признает безнравственное "нравственным". Причем поводом к искусственному аборту может быть либо обычное желание женщины, либо социальные или экономические проблемы. Получается, что аборт — это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это — просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Но прежде, чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек — врач, и если он делает аборт, то становится соучастником убийства, потому что в отличие от любой хирургической операции, данная имеет особую цель — уничтожить жизнь, убить будущее человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное. [2].
0 ценности жизни во Всемирной Декла¬рации Прав человека говорится: «Каж¬дый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность своей личности», «Все равны перед зако¬ном и имеют право на защиту со стороны за¬кона». Что должно быть защищено в первую очередь? Жизнь человека, т. е. зародыша, или право женщины делать все что она хочет со своим телом? Человеческая жизнь начинается с момента зачатия, уникальный генетический код, который определяет строение тела человека, образуется в момент слияния ядер мужской и женской половых клеток, а далее идет развитие уже заложенного и в 22 недели формируется жизнеспособный плод, то есть способный выжить вне организма матери ребенок. Статья 7 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни, поэтому Конституция самым важным считает имен¬но защиту человеческой жизни, т. е. эмбриона. Таким образом, ясно, что прерывание беремен¬ности не есть единоличное право беременной.
Как же быть в тех случаях, когда существуют медицинские противопоказания, когда беременность и роды таят в себе реальную угрозу для жизни матери. Или в других, не менее драматических обстоятельствах, которые тоже, к сожалению, случаются: когда беременность произошла в результате изнасилования, абсолютно вопреки воле и желанию женщины? Ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем неповинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а стало быть, не несет за них никакой ответственности, и тем более не заслуживает такого наказания, как лишение жизни. С другой стороны при медицинских противопоказаниях нарушается право матери на жизнь и здоровье, при изнасиловании - отсутствует добровольное согласие женщины. Ведь мать тоже человек, она тоже имеет право на жизнь, здоровье, свободу.
И всё же главное то, что зародыш — человеческое существо. Оно имеет право на жизнь. Оно невинно. А сознательное умерщвление невинного человеческого существа является убийством. Значит, аборт — убийство, и оно должно быть запрещено как морально недопустимое. Мать биологически и социально ответственна за ребенка. Перед этим существом у матери (у обоих родителей) есть еще и особая ответственность, т. к. оно — не чужое им существо, но плоть от их плоти, кровь от их крови, поэтому долг сильного защищать и заботиться о слабом. Что же касается прав и интересов матери, то при сопоставлении их с правами и интересами ребенка возникает вероятность аксиологического предпочтения на стороне ребенка: ведь никому неведомо, что станется из пока еще не рожденного человеческого существа: а может, это будет величайший гений — выдающийся музыкант, неповторимый художник, поэт, писатель или изобретатель? Стало быть, его право на жизнь, во всяком случае, равноценно праву матери на жизнь, а может быть даже более ценно. [3].
Проблема духовная. Никакой грех не проходит бесследно ни для самого человека, ни для его детей, ни для общества и страны в целом. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа - дар Божий, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Библейское учение о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместимо с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. [12].
Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. [6].
Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.
Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Ведь каждый человек, который соучаствует в ужасающем действии аборта, в ужасающей операции по убиению во чреве, как бы он ни думал сам, он участвует в деле убийства. Он участвует в убийстве и несет тяжкий грех, со¬вершает проступок перед Господом, который заповедал: «Не убий!» Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за смерть плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. [11].
Контрацепция и стерилизация.
В настоящее время в более чем 60 странах мира службы охраны материнства и детства работают вместе со службами планирования семьи на государственном уровне. Китай, например, где существует Министерство планирования семьи, может рассматриваться как “образец” государственной политики в области планирования семьи.
В 1952г. была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС), основными задачами которой былa пропаганда концепции планирования семьи и обеспечение услуг в этой области в как можно большем масштабе, с тем чтобы все желающие могли добровольно, на основе полученной информации, выбрать и применять подходящий им метод планирования семьи, уважающая права личности и супругов на свободный выбор метода планирования семьи в интересах их собственного здоровья и здоровья детей и твердо возражающая против применения любых форм принуждения (прямого или косвенного) в выборе применения методов планирования семьи. МФПС не рассматривает аборт в качестве метода планирования семьи, считая контрацепцию единственным методом против нежелательной беременности. В 1991г. на XIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины; в этой концепции наряду с традиционными формами принципиальное место занимает медицинская помощь по контрацепции.
В дальнейшем эти задачи решались в рамках федеральных целевых программ "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Программы были направлены на охрану репродуктивного здоровья населения, социальную поддержку материнства и детства, профилактику и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Особую роль при этом сыграла целевая программа "Планирование семьи" (1993 - 1998 годы), разработанная Минздравом России в соответствии с международными правовыми стандартами. В рамках программы "Планирование семьи" контрацепция и стерилизация вкупе рассматриваются как способы профилактики абортов. Не беременность и материнство относятся к способам борьбы с абортами, а именно недопущение деторождения. Всего мерами по предотвращению деторождения в России (аборты, контрацепция и стерилизация) в 1997 году было охвачено 11,8 млн. женщин. Масштаб этих мер в период с 1993 по 1997 год превысил 59 млн. Это миллионы прерванных жизней, детей, которые могли бы родиться в России. В период реализации программы закупалось дорогостоящее оборудование (ультразвуковое, эндоскопическое) для диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции и около 40% средств этой программы ежегодно выделялось для закупки гормональных контрацептивов (по 36 млн. упаковок) для бесплатного обеспечения ими подростков и контингентов населения социального риска (малообеспеченных, инвалидов и др.). [3].
Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации: существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический (календарный) метод, прерванный половой акт, механические средства, химические средства с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства. На 50-60-е гг. XXв. пришелся период испытаний и внедрения в клиническую практику оральных контрацептивов, 60-е гг. - время создания и внедрения полиэтиленовых внутриматочных спиралей. Отличие современных контрацептивных средств - уровень их патологического воздействия на организм. Ученые на основании многолетних исследований, пришли к выводу: “Эффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции”. Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация - “перевязка”, или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). [2].
С точки зрения права: и женщина и мужчина обладают правом на контрацепцию и стерилизацию согласно Статье 37 «Медицинская стерилизация» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года):
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
Точка зрения Церкви: в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви” утверждается, что некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту, однако же существуют неабортивные средства контрацепции, выбирая которые христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Необходимо помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". Решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано", и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Полная неприемлемость стерилизации как в качестве средства демографической политики государства, так и в качестве медицинской методики, применяемой отдельным человеком, для православных христиан очевидна. Между православными учеными существует всеобщее согласие по следующим двум пунктам: поскольку одной из целей супружества является рождение ребенка, супруги поступают аморально, постоянно прибегая к методам контрацепции во избежание этого, если на то нет смягчающих обстоятельств; контрацепция аморальна и тогда, когда способствует блуду и прелюбодеянию. У этой категоричности есть свои серьезные основания. Православные авторы не устают подчеркивать, что за безоговорочным использованием и массовым распространением контрацепции стоит нравственное выхолащивание и обесценивание человека. [8].
В последние годы острые проблемы этического, медицинского и юридического характера поднимают технологии искусственного деторождения. Согласно Статье 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года):
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предотавляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. [7].
За “каждостъю” и ничем не ограниченным (даже медицинскими показаниями, не говоря уже о морально-этических) “имеет право” стоит ряд непредсказуемых изменений социальных и половых ролей в человеческих отношениях. Речь идет о косвенной поддержке инвертированных лиц (гомосексуализм мужской и женский), о весьма проблематичной в нравственном отношении перспективе воспитания детей в неполных семьях, о возможных дальнейших деформациях института семьи в сторону увеличения неполных семей и о реальном росте числа детей, рожденных вне брака, о неизбежных изменениях нравственного сознания, которые будут связаны с утратой таких ценностей, как любовь, братство, альтруизм, милосердие, укорененных и определяющих человеческих взаимоотношений и определяющих их. [2].
Медицинский аспект. Среди первых разработчиков методики искусственного оплодотворения в России был И. Иванов. С 1899г. он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. В кон. XIXв. идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться и для “борьбы” с женским бесплодием. В1917г. Ф. Ильин констатирует, что к этому времени имели место 69 успешных случаев искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа. Долгие годы идея И. Иванова о жизнеспособности семени вне организма “питаясь” технологическими изобретениями, социальными потребностями, гуманистическими размышлениями, все же не выходила из режима экспериментальной деятельности. В 1944г. было достигнуто первое успешное культивирование ооцита человека и экстракорпоральное оплодотворение, приведшее к развитию двухклеточного эмбриона. В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года. Первый “пробирочный” ребенок появился в России в 1986г. в результате работы лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. По данным на 1994г. в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. таких детей. В 1990г. на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых “в пробирке”, хотя еще в 1982г. их было всего 74. Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ). Методы ИОСД и ИОСМ применяются в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору и в некоторых других случаях. ИОСД и ИОСМ - более разработанные и известные методики. Медицинской рекомендацией к ЭКО, как правило, является следствием анатомических нарушений в маточных трубах в результате искусственного аборта. Практика искусственного аборта “поставляет” пациентов для практики искусственного оплодотворения. (распространенность искусственного аборта как одного из способа планирования семьи ведет к росту приобретенного бесплодия). [11].
ЭКО строится на оплодотворении искусственным путем большого количества предварительно изъятых яйцеклеток. Из полученных эмбрионов отбирают 3-4 и пересаживают в полость матки. Остальные, которые называют "сверхчислом", замораживают. Часть этих эмбрионов используется в качестве доноров эмбриональной ткани для фетальной терапии или для проведения различных экспериментов. Если это замороженное сверхчисло остается невостребованным, то оно спустя некоторый срок подлежит уничтожению. Максимальным считается срок хранения 10 лет, так как после этого уже не гарантируется качество консервации. Утрата эмбрионов при ЭКО достигает 93-94%. Для того чтобы имплантировать один эмбрион, преднамеренно уничтожаются 8-9, но на этом процесс утраты эмбрионов не исчерпывается, так как синхронная имплантация нескольких эмбрионов в матку вызывает многоплодную беременность и чтобы снизить риск возникновения различных осложнений протекания беременности и увеличить возможность выживания одного или двух эмбрионов производят уменьшение их количества путем проведения селективного аборта. Как показывают исследования ученых, дети, которые были рождены путем искусственного оплодотворения, часто страдают различными заболеваниями. Если обратиться к медицинским показателям, то неврологические изменения имеют 53,6%, задержка внутриутробного развития зафиксирована у около 30%, асфиксия при рождении отмечается у 90%. [4].
В отличие от ИОСД и ИОСМ методика ЭКО и ПЭ технически достаточно сложнее, за что и стоит немалая “конкретная цена”. Но дело не только в рублевой стоимости процедуры - 1 млн. руб. на начало 1995-го, в понятие цены входит здоровье и жизнь женщины. Показательно, что в одном из центров по лечению бесплодия женщина и ее супруг перед началом процедуры в обязательном порядке должны оформить заявление, которое начинается так: “Мы предупреждены о том, что оперативное вмешательство, применяемое для такого лечения, может сопровождаться осложнениями”. Под осложнениями прежде всего имеется в виду риск многоплодной беременности, в 20 раз превышающий ее возникновение в норме. В число осложнений многоплодной беременности входят: угроза преждевременных родов, смертность женщины и детей, малая масса детей (встречается в 10 раз чаще, чем во всей популяции) и т. д. Осознание степени риска вынуждает организаторов центров искусственного оплодотворения вносить в этот документ и такие пункты: “Заявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников центра, не предпримем каких-либо действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечением... нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться не одна попытка для достижения беременности, а также, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатным... Мы предупреждены о том, что... дети, рожденные в результате ЭО... могут иметь отклонения в развитии”. В нравственное наполнение понятия цены входит и судьба человеческих эмбрионов - запасных, лишних, оставшихся невостребованными. Это - либо уничтожение, либо “служение науке”, что в данном случае одно и то же. Духовный аспект: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений, позволяет христианскому браку реализовать одну из главных целей: продолжение рода. [6].
Искусственное оплодотворение незамужней женщины осуждается прежде всего исходя из интересов ребенка, который лишается возможности быть воспитанным в полноценной семье, искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа недопустимо, “ибо ложь и двусмысленность разрушают целостность брачных отношений”, искусственное оплодотворение с согласия мужа и с использованием донорского генетического материала разрушает связь супружеской верности, нарушает целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны, донорство половых клеток размывает семейные взаимоотношения, поскольку предполагает наличие у ребенка “генетических” родителей, которым противопоставляются родители “социальные”. В отличие от благородного по своим мотивам усыновления (удочерения) детей, уже лишившихся “генетических родителей”, когда приемные родители восполняют недостаток любви и родительского попечения о них, такая практика, напротив, поощряет анонимное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к своим “генетическим” детям. Следует помнить и о том, что анонимность донорства открывает возможность для непреднамеренного инцеста. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности, не говоря уже о кризисе идентичности рожденного таким образом человека. [7].
Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное уничтожение "избыточных" эмбрионов
либо их криоконсервацию с последующим применением в исследовательских, медицинских или коммерческих целях, что несовместимо с представлениями Церкви о человеческом эмбрионе как носителе человеческого достоинства. В случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть только в стадии ее возникновения, при искусственном оплодотворении речь идет не столько о начале уже существующей жизни, сколько о возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения. [2].
Использование новых технологий порождает соблазн рассматривать формирующуюся жизнь как продукт, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с любыми другими продуктами человеческой деятельности. Человеческая жизнь становится предметом купли-продажи.
Заключение. Таким образом, с точки зрения религии (морали) женщина создана для рождения и воспитания детей, причем их количество определяется лишь Божьей волей. С точки зрения права, каждая женщина имеет право на предохранение от беременности, на аборт, на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Медицина помогает женщинам вынашивать и рожать детей, как при первой, так и при последующих беременностях, с другой стороны может помочь любой женщине подобрать метод контрацепции, имплантировать эмбрион, прервать беременность. Но главное – рождение здоровых детей. Здоровые дети сегодня – здоровое поколение завтра!
Литература
1. Айламазян Э. К. Планирование семьи. Методы контрацепции / Э. К. Айламазян. – СПб.: Сотис, 1997 г.- 182 с.
2. Грачева Т. В. Об опасных тенденциях в современном медицинском законодательстве/ Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
3. Кулаков В. И. Медико-консультативная помощь при искусственном аборте: руководство для практических врачей и организаторов / В. И. Кулаков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 г.- 112 с.
4. Мануилова И. А. Планирование семьи и здоровье женщины / И. А. Мануилова. – М.: Знание, 1993 г.- 156 с.
5. Недоступ А. В. Реформы здравоохранения: проблемы и перспективы / Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
6. о. Максим Аборты с духовной и медицинской точки зрения / Православный медицинский сервер // www.pms.orthodoxy.ru/abortion
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / сайт Русской Православной Церкви // www.orthodox.ru
9. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности"
10. Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14) "О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации"
11. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова.- М.: Грантъ, 2002 г.- 152 с.
12. Силуянова И. В. Этика врачевания. Современная медицина и православие / И. В. Силуянова.- М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001г.- 245 с.
13. Федорова Г. В. Совершенствование медико-профилактической помощи на территории Омской области работниками учреждений родовспоможения (информационное письмо) / Г. В. Федорова, Е. А. Бутова, И. А. Банюшевич.- Омск: Издательство ОмГМА, 2005 г.-40 с.
14. Юсупова А. Н. Аборты в России / А. Н. Юсупова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004 г.- 206 с.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: