Отрывок из книги З. П. Фирсова "Плавать раньше, чем ходить"

комендуем весь процесс обучения ребенка плаванию
разбить на 5 периодов (образно говоря, 5 классов пла-
вательной школы), в которых задачи и условия орга-
нично взаимосвязаны, последовательно, постепенно
усложняются. В зависимости от успеваемости малы-
ша на каждый период отводится от 4 до 8 недель.
К очередному периоду надо переходить только в том
случае, если ребенок хорошо справится с задачами пре-
дыдущего.
Первый период (возраст —. от 4—5 до 9—10 недель).
Главной задачей этого периода, так называемого пери-
ода термообработки, является закаливание ребенка,
постепенная выработка у него способности без ущерба
для здоровья находиться обнаженным в воде, подогре-
той вначале до температуры тела (примерно 37), а к
концу периода — до 34 (для малышей данного возрас-
та такая температура является комфортной)
Второй период (возраст ребенка 2,5—4 месяца). Ос-
новная задача — обучение плаванию на спине. Про-
должается постепенное увеличение продолжительнос-
ти каждого занятия (доводится до 30—40 мин.) и сни-
жение температуры воды (до 33). Конечная цель
этого периода — приобретение ребенком способности
самостоятельно держаться на воде 5 мин. Только после
этого можно переходить к занятиям третьего периода.
Третий период (возраст ребенка 5—6 месяцев).
Главная задача — освоение ныряния. Вместе с тем осу-
ществляется дальнейшее совершенствование в плава-
нии на спине и повышение степени закаленности. За-
дачи третьего периода можно считать выполненными
тогда, когда ребенок в течение одного занятия может
несколько раз нырнуть в воду на глубину ванны, до-
стать со дна игрушку и, самостоятельно передвигаясь,
выплыть на поверхность воды.
Четвертый период (возраст 6—8 месяцев). Основ-
ная задача — обучение плаванию на груди. Кроме то-
го, в этом периоде завершается специальная термооб-
работка ребенка и продолжается совершенствование
в плавании на спине и нырянии. Основанием для пере-
хода к занятиям следующего периода является способ-
ность ребенка самостоятельно плавать в положении на
груди не менее 1 мин.
Пятый период (возраст 9—12 месяцев). Главная за-
дача— обучение плаванию в легкой одежде. В этот
период происходит дальнейшее совершенствование в
плавании на груди. и на спине. Научившись самостоя-
тельно плавать и нырять, ребенок обычно быстро осва-
ивает плавание в одежде и обуви. Этому его важно на-
учить на всякий непредвиденный случай жизни.
Во всех периодах нужно перед каждым занятием в
ванне проводить с ребенком своеобразную разминку:
учитель кладет раздетого ребенка на пеленальный стол
и делает ему легкий массаж — поглаживания, расти-
рания и поверхностные разминания (вначале в поло-
жении на спине) ног, живота, области грудной клетки,
рук, а затем (перевернув малыша на живот) —массаж
ног, спины и рук. После этого в положении ребенка на
спине выполняется с помощью учителя несколько гим-
настических упражнений, например таких, которые
приведены ниже.
Упражнения для ног: сгибания и разгибания ног в
голеностопных, коленных и тазобедренных суставах,
разведение и сведение прямых и согнутых в коленях
ног, имитируя плавание кролем (попеременные дви-
жения прямых ног вниз-вверх и обратно) или брассом
(разведение согнутых в коленях ног с последующим
сведением и разгибанием).
Упражнения для рук: сгибание и разгибание рук
во всех суставах, сведение их на грудь и разведение,
поднимания рук вверх за голову и обратно, имитируя
гребковые движения кролем на спине (попеременные
подъемы рук назад и боковой гребок в исходное по-
ложение) и брассом (одновременное выполнение гре-
бка перед собой из положения ладони соединены на
груди).
Упражнения для туловища: используя хвататель-
ный рефлекс ребенка, — поднимание его за руки в по-
ложение сидя и опускание обратно.
В зависимости от возраста ребенка каждое упраж-
нение повторяется от 5 до 10 раз. Общая продолжи-
тельность массажа и гимнастики— от 10 до 20 мин.
При обучении не допускайте у ребенка страха и пе-
регрузки. Нет надобности подчеркивать, что занятия
каждого периода обучения не только способствуют за-
каливанию и совершенствованию двигательных способ-
ностей ребенка, но и оказывают разнообразное психо-
логическое воздействие, большое воспитывающее влия-
ние. Важно, чтобы занятия создавали у малыша толь-
ко положительные эмоции — радость, удовольствие от
пребывания в воде и др.
При обучении требуется большая осторожность, чтобы не вызвать у ребенка пере-
утомление, страх, неприязнь к воде. Психологи и пре-
подаватели плавания хорошо знают, что подавляющее
большинство несчастных случаев на воде, кончающихся
гибелью человека, происходит от страха. Грудному
ребенку он неведом, поскольку во время пребывания в
утробе матери его окружали околоплодные воды.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: