Вторник. 27 Апреля. Математика. Младшая группа.

Тема урока:
Числа 0…2 • Множества • Цвет • Число 3 • Размер • Счёт (число-количество) • Фантазия • Сериация
Демонстрационный материал:
Звери лесные, разные (плакат или карточки-картинки).
Светофор с цветными фонарями (игрушка или карточка-картинка), желательно.
Мишкин домик с тремя окнами, тремя деревьями рядом с ними и одной трубой (карточка-картинка или рисуете).
Три медведя: медведь, медведица и мишутка (игрушки или карточки-картинки).
Сказка «Три медведя» с иллюстрациями.
Три миски и три ложки разной величины: большие, средней величины и маленькие (игрушки, карточка-картинка или рисуете).
Мишка с книжкой (игрушка или карточка-картинка), желательно.
Животные дикие, разные (плакат или карточки-картинки).
Карточки для сериации: большие ватрушки и маленькие ватрушки (можно рисовать).
Описание урока
Числа 0…2
Пришли цифры на лужок
И построились в рядок. По ходу стихотворения Вы строите ЧР (0, 1, 2).
Вот стоит пузатый ноль!
Ноль! А важен, как король! Вы ставите 0 в ЧР.
А с ним рядом единица,
Скромно опустив ресницы
Словно красная девица.
Посмотрите какова! Вы ставите цифру 1 в ЧР.
Рядом с нею цифра два!
Шею гордо выгибает,
Хвост волнистый распускает,
Хоровод она ведёт,
Свою песенку поёт. Вы ставите цифру 2 в ЧР.
Двойка всем всегда нужна,
Её знает вся страна.
Все читают и считают,
Всюду двойку почитают!
Просят цифры всех ребят:
«Ну-ка! Нас постройте в ряд!» Дети с Вашей помощью строят ИЧР.
Проверьте, чтобы ноль в ИЧР был слева, а двойка справа. Исправляйте ошибки детей.
Ах! Какой чудесный ряд!
Цифры нас благодарят! Вы показываете на ЧР.
Собрались все на лужочке,
А теперь, мои дружочки,
Будем с цифрами играть,
Будем цифры называть!
По-разному!
Это два!
Цифру два сейчас найдём
И все вместе назовём!
Ласково!
Два! Вы показываете цифру в ЧР, дети в ИЧР, после чего называем её все вместе с заданной интонацией. Проследите за тем, как дети пользуются палочкой-меткой!
Это ноль!
Цифру ноль сейчас найдём
И все вместе назовём!
Сердито!
Ноль!
Пройдитесь несколько раз по известным детям цифрам, задавая разную интонацию: ласково, сердито, громко, удивленно, тихо, грустно, весело, испуганно, как будто сильно замерзли.
Поиграли? Поиграли!
Всех чудесно мы назвали!
Ой! Смотрите на лужок!
Стоит чашка, в ней творог!
А чашка вот такая! Складываем ладони в виде чаши.
Прилетели две тетери. [Летим]
Поклевали! Поклевали!
Поклевали! Поклевали! Кончиками всех пальцев легонько стучим (клюем) по парте.
Улетели! [Летим]
Эй! Тетери! Погодите!
Вы к кому сейчас летите?
«Мы летим к зверям лесным.
Угадайте-ка к каким!»
Множества
Для этого задания Вам потребуются разные лесные звери. Вы показываете, а дети с Вашей помощью их называют.
Мы назвали вам зверей.
Теперь скажите поскорей,
Вы к кому сейчас летите?
У кого гостить хотите?
А тетери улетают…,
Но нам быстро отвечают: [Летим]
«По дороге вы пойдёте,
Светофор вы там найдёте!
Как на нём зажжётся свет,
Светофор вам даст ответ!» Вы говорите от лица тетерь.
Мы бежим, бежим, бежим!
К светофору мы спешим! [Бежим]
Цвет
Для этого задания Вам потребуется светофор. Его фонари должны быть цветными.
Вот и светофор! Вы показываете светофор.
Разные цвета у светофора,
Все они понятны для шофера.
Красный цвет проезда нет!
Жёлтый будь готов к пути,
А зелёный цвет кати! Называя цвет, обязательно показывайте его на светофоре.
Светофор у нас прекрасный!
Глаз зелёный, жёлтый, красный!
Кто ответить нам готов?
Сколько глаз? Сколько цветов?
Если все мы посчитаем,
То и зверя угадаем.
А теперь сюда смотри!
Вот один, вот два, вот три!
Число 3
Ой! Скорее посмотри!
Появилась цифра три!
Симпатичная на вид
Тройка громко говорит: Вы показываете цифру 3 и дальше по ходу стихотворения говорите от её лица.
«На меня ты посмотри!
Я, ребята, цифра три.
Здесь во мне два полукруга,
Я теперь ваша подруга!
Каждый видеть меня рад,
И сейчас я встану в ряд
Следом за цифрой два, справа!» Вы ставите цифру 3 в ЧР.
А теперь прошу ребят
Цифру три поставить в ряд! Дети добавляют цифру 3 в ИЧР.
Улыбнулась тройка наша,
Что ещё она нам скажет? Вы показываете на цифру 3 и говорите от её лица.
«Я открою вам секрет,
Так что тайны больше нет!
Ждут всех нас теперь медведи,
Наши добрые соседи!
Приглашают весь наш класс.
Будут рады видеть вас!
По дорожке вы пойдёте,
До их домика дойдёте!»
Пойдём? … (да)
Мы идём! Мы идём!
До медведей мы дойдём! [Идём]
Ветер дует нам в лицо Подбородок вверх, руки в стороны.
И качает деревцо. Руки вверх, раскачиваем ими.
Ветерок всё тише, тише, Прикладываем указательный палец к губам.
А деревья выше, выше! Руками тянемся вверх.
Для следующего задания Вам потребуется мишкин домик, а также иллюстрации из сказки «Три медведя». Вы ставите домик перед детьми (или рисуете) и не убираете (не стираете) его.
Вот и он! Мишкин дом!
Три окошка видно в нём!
Раз, два, три!
Что, ребятушки, зайдём?…
(да)
Дверь мы быстро открываем, Изображаем
Головою всем киваем.
На пороге не стоим.
«Здравствуйте!» мы говорим. Выполняем.
Сколько мишек? Посмотри!
Этих мишек ровно? … (три) Вы ставите перед детьми (или показываете в книжке) трёх медведей и, называя, считаете их.
Медведь Михаило Иваныч! Раз!
Медведица Настасья Петровна! Два!
Маленький медвежонок Мишутка! Три!
«Проходите! Проходите!
Как живём мы, поглядите!»
А живут здесь трое мишек.
Едят кашу из трёх мисок.
Посчитай и посмотри!
Вилок, ложек тоже три,
Стула три и три кровати,
Одеяла три на вате,
Три подушки, три простынки, По ходу стихотворения Вы показываете иллюстрации из сказки «Три медведя».
За окошком три осинки,
Три на улицу окна,
А труба всего? ... (одна)» Вы показываете детям на мишкин домик, указывая на три осинки, три окна и трубу.
Размер
Для этого задания Вам потребуются три миски и три ложки разной величины.
Ты на миски посмотри!
Мисок этих? ... (раз, два, три!)
Ты на ложки посмотри!
Ложек этих? ... (раз, два, три!)
Вы на миски посмотрите!
Чьи они? Скорей скажите! … (…)
Вы на ложки посмотрите!
Чьи они? Скорей скажите! … (…)
Вы обсуждаете с детьми размер мисок и ложек. Маленькая миска и маленькая ложка маленького Мишутки, средние Настасьи Петровны, большие – огромного Михаила Ивановича.
Всё вокруг мы рассмотрели
И на лавочку присели.
А медведи?
Михайло Иваныч выходит вперёд,
Михайло Иваныч очки достаёт. Вы показываете на большого медведя и говорите от его лица.
«Рядом с вами посижу,
Да на вас я погляжу»
Он на нос очки надел
И ребят всех разглядел.
Да! Вот так! «Очки»: Большой палец вместе с остальными образует колечко. Две руки – два колечка. Поднесите их к глазам.
Выполняя следующее задание, повернитесь к детям спиной!
И направо поглядел,
И налево поглядел. Поворачиваем голову направо и налево.
Направо!
Налево! Выполняя, проговариваем.
Повторяем задание несколько раз, затем повернитесь к детям лицом.
А Мишутка, младший мишка,
Нам показывает книжку.
Вы сумеете, иль нет,
Угадать, чей здесь портрет? Вы показываете мишку с книжкой.
Множества
Для этого задания Вам потребуются разные дикие животные. Вы показываете, а дети с Вашей помощью их называют.
Молодцы!
Всех зверей узнали!
Всех зверей назвали!
Наш Мишутка не молчит,
Наш Мишутка говорит: Вы показываете на маленького мишку (без книжки).
«Предлагаю вам игру!
Числа в лапы я беру:
На число вы поглядите,
Поскорее назовите,
Да на пальцах покажите!»
Счёт (число-количество)
Выполняем задание для всех пройденных чисел в следующей последовательности: 2, 0, 1, 3. Вы показываете число. Дети громко называют его. Потом Вы показываете это число на пальцах, т.е. отгибаете соответствующее этому числу количество пальчиков. Дети показывают число на пальцах вместе с Вами. И все вместе громко называем число ещё раз.
Внимание! Здесь и далее, когда требуется показать число на пальцах, не надо отсчитывать (отгибать) пальцы по одному! Просто показываете сразу нужное количество пальчиков. Это позволит детям запомнить, как выглядит каждое число (в пределах десяти) на пальчиках, и потом поможет при счёте, при запоминании состава числа, при решении примеров. Но учтите (это очень важно!), что число на пальцах всегда должно выглядеть одинаково (так же, как если бы его отсчитывали, отгибали пальцы, начиная с большого пальца). Ноль пальцы зажаты в кулачок. Один отогнут большой палец. Два отогнут большой и указательный палец. И т.д.
«Молодцы, детишки!»
Говорит нам мишка.
Тут он к шкафу подбежал,
Книжку новую достал.
«Книжку вам я покажу,
Что случилось, расскажу» Вы ставите перед детьми мишку с книжкой и по ходу урока говорите от его лица.
Внимание! Если по тексту надо изображать обезьянку, делаем это следующим образом: надуваем щеки, уши оттягиваем в стороны и быстро качаем головой из стороны в сторону.
В ней, милейшие детишки,
Жили-были две мартышки!
Вот такие! [Изображаем обезьянку]
Как-то утром, слов не тратя,
Они дрались на кровати.
Друг из друга в этой схватке Стучим кулачком об кулачок.
Вышибли ума остатки. Стучим пальцем по лбу.
Врач пришёл, Переступаем указательным и средним пальцами по парте.
Уселся в кресле Руки «кладём» на воображаемые подлокотники.
И сказал мартышкам: «Если
Драться будете, мартышки,
Выгоню из этой книжки!» «Грозим» указательным пальцем.
Не послушались мартышки. Отрицательно качаем головой.
Выгнал доктор их из книжки.
И осталась книга та Махнули от себя рукой.
С этих пор совсем пуста! Разводим руками.
Ответить ты теперь изволь,
Мартышек в книжке стало? ... (ноль)
Вот такая книжка!
Тут позвал нас мишка: Вы показываете на книжку и мишку и говорите от его лица.
«Проходите дальше в дом,
Покажу вам мой альбом!
Вы попытайтесь угадать,
Что я хотел нарисовать?
Смотрите!»
Фантазия
Вы рисуете картинки по одной. Дети говорят, что здесь могло быть изображено (на что похож рисунок).
(воздушный шарик)
(дорожный знак)
(леденец)…
(кораблик)
(миска)
(ванночка)…
Внимание! Если по тексту надо изображать танец, то движения могут быть самыми разными: можно положить руки на пояс и наклонять голову то к одному, то к другому плечу, можно поводить плечами, можно вертеть руками, приподняв их вверх, и т.п. В общем, годится всё, что подскажет Ваша фантазия. Но все эти движения выполняем, сидя на стульчике!
Наш Мишутка очень рад,
Танцевать зовёт ребят. Вы показываете на мишку с книжкой, а потом его убираете.
Вот так! [Танцуем]
Только мы развеселились,
Гости новые явились.
«Мяу! Где моя тут ложка?»
Так, придя, сказала ... (кошка)!
Она первая! [Изображаем кошку]
Внимание! Если по тексту надо изображать кошку или кота, делаем это следующим образом: прикладываем прямые ладошки к голове, получаются кошачьи ушки.
А за кошкой Прыг! кузнечик!
Ну совсем, как человечек!
Он второй! [Прыгаем сидя]
Кто же мне теперь ответит,
Кем был гость по счёту третий?
Прыгал и скакал он с нами,
Шевелил вовсю ушами!
Это? … (зайчик) Руки вверх, слегка подрагиваем ими.
Первая? … (кошка)
Второй? … (кузнечик)
Третий? … (зайчик) В качестве подсказки Вы повторяете движения, присущие этим животным.
Гости водят хоровод!
Кто там нас к себе зовёт?
Это медведица, Настасья Петровна! Вы показываете на медведицу.
Настасья Петровна ватрушки печёт,
Рядочками ровно на противень кладёт.
Поможем медведице?… (да)
Сериация
Для этого задания Вам потребуются ватрушки (большие и маленькие). Вы их выкладываете (или рисуете) слева направо в ряд так, чтобы всем детям ряд был хорошо виден, обязательно проговаривая при этом: большая ватрушка; маленькая ватрушка, большая ватрушка,…. Затем предлагаете детям продолжить ряд (узор). Они будут называть следующий рисунок, а Вы его выкладывать (или рисовать).
Достали быстро из печи
Ватрушки, булки, калачи!
Съели гости все ватрушки,
Пили вкусный чай из кружки!
Мишек мы благодарим:
«До свидания!» говорим.
Мишки наши загрустили,
Нас до двери проводили. Вы показываете на трёх мишек.
«Приходите к нам, ребята!
Мы ребятам всегда рады!»
Проводили мишки нас,
Снова мы вернулись в класс!
Всё! Закончился наш путь!
Теперь можно отдохнуть! Вы убираете мишек.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: