Осторожно - мозг!

Сценарий слишком хорошо знаком. Младенца, страдающего от конвульсий, рвоты, возбудимости и сонливости, привозят в Детскую больницу Сиднея, Австралия. У ребенка нет очевидных травм, а у его матери нет каких-либо объяснений симптомов.
Осматривающий ребенка врач может подумать, что у него вирус. Но при более тщательном осмотре могут быть найдены трудноуловимые признаки скрытых травм, таких как ушибы, кровоизлияния в сетчатку или переломы ребер и других костей. С помощью таких тестов, как компьютерная томография, также можно обнаружить признаки травмы.
При отсутствии медицинских объяснений таких травм ребенок будет признан возможной жертвой "синдрома встряхнутого ребенка" - формы жестокого обращения с детьми, заключающейся в сильном встряхивании ребенка грудного возраста.
Термин "синдром встряхнутого ребенка" был введен в обращение в 1970-х годах, но более не используется в Детской больнице Сиднея, несмотря на то, что до сих пор широко используется педиатрами. Чаще используются такие термины, как травма головы в результате жестокого обращения или нанесенное травматическое повреждение мозга.
Согласно д-ру Кайэрэну Морэн (Kieran Moran), судебному педиатру Детской больницы в Сиднее, дети становятся жертвой сильного встряхивания, главным образом, в течение первого года жизни, так как в это время они часто безутешно плачут, а их родители и лица, осуществляющие уход за ними, выходят из себя. Действительно, число травм головы в результате жестокого обращения достигает пика у детей в возрасте от шести до восьми недель - в этом возрасте они плачут больше всего.
Врачи говорят, что мозг совсем маленьких детей имеет консистенцию незастывшего желе. Силы быстрого ускорения-замедления при сильном встряхивании могут причинить мозговым тканям и кровеносным сосудам гораздо больше вреда, чем непосредственный удар головы при падении с небольшой высоты. "Кажется, что встряхивание в наименьшей степени может причинить вред, но в действительности дело обстоит иначе, - говорит Морэн. - Младенцы особенно уязвимы из-за мягкости мозга и неразвитых мышц шеи".
Исследования, проводимые с конца 1970-х гг. в Соединенных Штатах Америки, показывают, что 13%-30% младенцев, у которых диагностирована травма головы в результате жестокого обращения, умирает в результате причиненных им повреждений, в то время как у многих выживших детей остаются длительные нарушения различной степени тяжести, включая проблемы в обучении и поведении, слепоту, конвульсии и паралич.
"У выживших жертв обычно бывают ужасные последствия. Даже в более легких случаях дети часто испытывают трудности в обучении и имеют проблемы с концентрацией. Всем этим пациентам необходимо длительное врачебное наблюдение", - говорит Морэн.
В австралийском штате Новый Южный Уэльс (НЮУ) дети, у которых подозревается перенесенная травма головы в результате жестокого обращения, направляются в главную педиатрическую больницу, где проводится расследование с участием судебного педиатра. В прошлом месяце сотрудники Министерства здравоохранения НЮУ работали над окончательным вариантом новых руководящих принципов по диагностированию и ведению таких случаев. Это руководство включает способы распознавания преднамеренных травм головы и вопросы, которые врачи должны задавать лицам, осуществляющим уход за детьми.
"Лучшая подготовка врачей в распознавании настораживающих признаков будет способствовать более раннему выявлению и, следовательно, возможному предотвращению самых тяжелых последствий", - говорит Морэн, принимавший участие в разработке руководящих принципов.
В НЮУ, с населением немногим менее семи миллионов человек, виновные в нанесении детям травм головы в результате жестокого обращения привлекаются к ответственности менее чем в половине всех известных случаев. "Обычно бывает сложно найти свидетеля жестокого обращения, - говорит д-р Аманда Стивенз (Amanda Stephens), которая работает над докторской диссертацией на эту тему в Университете Сиднея. - А там, где подозревается один из родителей … получить признание [вины] бывает трудно".
Итак, в связи с тем, что привлечение к ответственности - или угроза такого привлечения - не является эффективным сдерживающим средством и с учетом таких плохих прогнозов, основное внимание необходимо сосредоточить на предупреждении. "Слишком поздно вмешиваться тогда, когда ребенка уже встряхивали или допустили жестокое обращение с ним в области головы, - говорит Стивенз. - Необходимо вмешиваться до того, как все это случится, необходимо выявлять детей из группы риска. Это необязательно означает, что таких детей необходимо забирать у родителей, но это означает разработку действительно интенсивных программ по обеспечению ненанесения вреда ребенку. Это также относится к более широкой политике - урегулированию вопросов, касающихся нищеты, наркомании и т. д.".
В некоторых странах усилия по первичному предупреждению оказались успешными в информировании родителей об опасностях сильного встряхивания детей грудного возраста и обеспечении их методиками относительно того, как справляться с плачущими младенцами. Такие социальные программы нацелены на наиболее вероятных субъектов этого типа жестокого обращения. Исследования в Австралии, Канаде и США показали, что примерно в 45% случаев ответственность за травмы головы детей в результате жестокого обращения лежала на биологических отцах, 25% - на партнерах матерей, 15% - на матерях и 15% - на воспитателях и нянях.
В 2004 г. в Австралии Департамент общественных служб, правительственная организация НЮУ, ответственная за ранние семейные вмешательства, разработал "Программы по обеспечению более светлого будущего" для поддержки и обучения входящих в группу риска людей, недавно ставших родителями, особенно отцов.
По данным исследования, опубликованного в "Pediatrics" в апреле 2005 года, в США число травм головы, причиненных детям грудного возраста в результате жестокого обращения, было снижено за трехлетний период на 47% после внедрения в штате Нью-Йорк программы по обучению родителей на уровне больниц. В эту программу входило распространение среди родителей простого информационного одностраничного буклета, демонстрация 11-минутного видеофильма и получение от родителей подтверждения того, что они получили и поняли эти материалы. Эта программа стоила менее 10 долларов США на одного ребенка грудного возраста, а на ее проведение требовалось менее 15 минут.
"Это исследование показывает, что по сравнению с расходами на первоначальную госпитализацию и продолжающееся лечение [встряхнутого ребенка], которые, в среднем, могут достигать почти 300 000 долларов США, такая небольшая инвестиция времени и денег может действительно изменить ситуацию", - говорит д-р Марк С. Диас (Mark S Dias), детский нейрохирург Медицинского центра им. Милтона С. Херши при Государственном университете Пенсильвании (Penn State Milton S Hershey Medical Center), США, и ведущий автор исследования в штате Нью-Йорк.
По результатам исследований Медицинского факультета Университета Северной Каролины (University of North Carolina School of Medicine), Чапел-Хилл, США, можно заключить, что программы по обучению родителей должны быть предусмотрены во всем мире. Результаты опросов родителей в странах с низким и средним уровнем дохода позволяют предположить, что некоторые из них используют встряхивание в качестве своего рода наказания, не осознавая серьезных последствий этого. "По сообщениям, число случаев встряхивания детей раннего возраста в десять и более раз превышает аналогичный показатель в странах с высоким уровнем дохода, при более высоких показателях в городских трущобах, - говорит д-р Дезмонд К. Раниян. - Если, как мы полагаем, это связано с синдромом встряхнутого ребенка, то этим можно объяснить значительную часть случаев смерти детей, задержки развития и трудностей в обучении в странах с низким и средним уровнем дохода".
Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Выпуск 87, номер 5, май 2009 г., 325-404
Синдром детского сотрясения (СДС) (син. посткоммоционный синдром, синдром сотрясения ребенка, синдром сотрясения, синдром встряхнутого ребенка, SBS) – комплекс органических нарушений, которые могут возникнуть, если организм ребенка испытает сотрясение.
Незафиксированная головка болтается, из-за чего разрываются мембраны клеток головного мозга, и повреждается мозг в целом – кровоизлияния под оболочки головного мозга (без наружных признаков повреждения). СДС служит одной из основных причин гибели младенцев. СДС не обязательно возникает из-за грубого обращения с малышом. Он может случиться во время игры с малышами, например, когда взрослые подбрасывают ребенка высоко в воздух или слишком резко его встряхивают, при несчастных случаях на транспорте в результате наезда на машину сзади.
Впервые СДС был обнаружен нейрохирургом Н. Гутхельгом в 1971 году. В 2003 году в Эдинбурге прошёл первый конгресс по СДС. Первый судебный процесс по СДС был в Швейцарии в 2003 году.
«Травма головы, возникшая из-за неосторожного обращения с ребенком, является одной из основных причин заболеваемости, инвалидизации и смертности у новорожденных детей. У большинства грудных детей, пострадавших от травмы, возникшей в результате сильного встряхивания, сохраняются стойкие неврологические нарушения, и более 25% их умирает» А. Г. Румянцев, О. Н. Древаль, В. М. Фениксов
Рекомендации по снижению случаев СДС
* Никогда ни по какому поводу НЕЛЬЗЯ ТРЯСТИ РЕБЕНКА, который не достиг двухлетнего возраста.
* Когда берете новорожденного на руки, поддерживайте его голову.
* Важно понимать, что ребенок плачет не потому, что хочет вас взбесить. Он может быть голоден, болен или по другим важным причинам.
* Если ребенок не перестает кричать, то ВЫЙДИТЕ на несколько минут в другую комнату. Когда вы УСПОКОИТЕСЬ , то ВЕРНИТЕСЬ к нему, чтобы окончательно разобраться с ситуацией.
* Со временем ребенок вырастет и перестанет кричать. А пока вам необходимо справляться с этой ситуацией, НЕ ТЕРЯЯ САМООБЛАДАНИЯ.
Википедия
Комментарии
Как же бесит собственное бессилие, когда своему ребенку помочь ничем не можешь!
А что же тогда?
«…По своей структуре мозг - это кусок жира, желеобразной консистенции…»
Журнал "Здоровье Вологодчины" №6 и №7 за 2001 год Сайт журнала: www.e-tat.ru/zv
Доктор Пестриков В.А. www.tchercom.ru/~psdoc/str_cherepa.htm
«…мозг, часто имеющий у плода и новорожденного студневидную консистенцию;…»
Приложение 4 к приказу-постановлению Минздрава РФ и Госкомстата РФ от 4 декабря 1992 г. № 318/190
www.med-pravo.ru/PRICMZ/PricMZ1992/318/Pric318_190-92-4-1.htm
Судебно-медицинское исследование трупа новорожденного ребенка
«…Вещество мозга желеобразной консистенции. …»
Из акта судебно-гистологического исследования № 2313 от 26.09.2006 года, полученного 29.06.2006 года. www.sudmed.ru/index.php?showtopic=1690
Что-то мне подсказывает, что написавшее это люди с вами не согласятся.
Одновременно допускаю мысль, что бывают очень твердые мозги, которые меняются лишь в сторону усыхания с возрастом. Их обладатели, как правило, очень уверены в своих "познаниях" и легко заражают ими других, таких же твердолобых
Не воображайте врага там, где его нет. Чтобы перейти на личность, надо как минимум ее заметить. Или вам хочется подраться именно со мной? Спешу вас разочаровать, даже ваши попытки оценить мой темперамент меня на это не сподвигнут. Уж проигнорировать ваши выпады моей выдержки хватит
Никакого спора по вопросу структуры мозга между нами быть не могло в принципе: я беру на себя смелость разрешать спорные вопросы только в рамках своей компетенции и с равными по квалификации, дабы не пачкаться демагогией и не разбрасывать жемчуга.
Таким образом, полагаю, что наш "спор" закончился, не успев начаться.
В месяц понесли малого к неврологу - она обнаружила проблемы с ВЧД. Тогда стали понятны причины криков по нескольку часов подряд.. Я стала терпимее относиться к его неспокойсвию...
Правда примерно до трёх лет он драться не очень любил((
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: