Путешествуя по Беларуси. Несвижский фарный костёл Наисвятейшего Божьего Тела.
В Несвиже сохранилось два памятника с огромной архитектурной и исторической ценностью: это Несвижский замок и расположенный рядом с ним Фарный костёл Наисвятейшего Божьего Тела. Вместе они входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси. О замке я рассказывала здесь
https://www.stranamam.ru/post/15274424/
Несвижский костёл Божьего Тела является первым памятником архитектуры барокко на территории Восточной Европы. Его возникновение связано с деятельностью Николая Христофора Радзивилла Сиротки.
19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приходская святыня, строительство которой началось еще в 1583 году на месте деревянного храма, была передана иезуитам. Было решено перестроить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали.
14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Строительство костёла в Несвиже велось в 1584–1593 годах итальянским архитектором Иоанном Марией Бернардони. Прототипом костёла стала римская базилика Иль-Джезу, построенная в 1584 году.
Храм примечателен еще и тем, что за более чем 430 лет своего существования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семейная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. До недавнего времени внешние стены храма были белые, но в 2016 году при реставрации фасада церкви на нём были обнаружены фрески. Храм в настоящее время выглядит так
Украшением фасада храма являются четыре скульптуры, установленные в нишах в два яруса.Это не только произведения искусства, они несут глубокую смысловую нагрузку. Например, повторяя имя основателя храма, две статуи нижнего ряда изображают его святых покровителей Николая и Христофора.
Святой Николай Мирликийский является одним из столпов христианства, его житие и деяния оказали огромное воздействие на церковь. В современной западной традиции он более известен как обычный Санта-Клаус.
Вторая скульптура изображает Святого Христофора.
В верхнем ряду слева изображён Святой Франциск Ксаверий
В правой нише второго яруса расположена скульптура Игнатия де Лойола.
Оба были канонизированы 12 марта 1622 года.
Внутреннее убранство храма поражает воображение. Полностью покрытые фресками стены стирают границы архитектурных деталей.
Фрески заметно моложе храма, их писали уже в середине XVIII века, когда Михаил Казимир Радзивилл, прозванный "Рыбонька", решил вернуть костёлу утраченное великолепие. Его придворные художники Ксаверий Доминик Геский и его сын Юзеф - сотворили настоящее чудо! Восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма. Особенно когда узнаешь, что они всего лишь нарисованы на плоскости.Настолько объемно и правдоподобно это выполнено.
Шикарные фрески внутри костела и главный алтарный образ «Последняя вечеря» датируются серединой XVIII века. Их авторы — придворные художники Радзивиллов Ксаверий Доминик Гески и его сын Юзеф.
В главном алтаре костёла - икона "Последняя вечеря". Создавали ее все те же Ксаверий Доминик Геский и его сын. Художник отказался от канонически горизонтальной композиции этого сюжета. И только от одного апостола падает тень. Это самая большая икона в мире на полотне, её размеры 4 на 8 метров.
Такой сюжет для алтаря был выбран неспроста. Он перекликается с официальным названием храма «Костел Тела Господня».
С левой стороны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и черного мрамора. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов.
Именно этот алтарь должен был быть главным в костеле, который был на этом месте до возведения барочного храма.

У входа в усыпальницу Радзивиллов около алтаря барельеф фундатору костела «Сиротке». Он выполнен из песчаника. Николай Христофор молится на ружанце в плаще пилигрима, а за ним — рыцарские латы. Говорят, что автором эпитафии был он сам: «Перед лицом смерти никто не рыцарь».
Гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой.
Семейная усыпальница Радзивиллов в крипте костела Божьего Тела стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. До этого склепы были только у Бурбонов во Франции и Габсбургов в Австрии. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка в 1616 году.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств — чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.
С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гроба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне, — была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием.



Реставрация костела продолжается.
Не могу не добавить несколько фотографий росписи поближе. Уж очень очень сильное впечатление произвел на меня этот храм.
Спасибо за внимание.
https://www.stranamam.ru/post/15274424/
Несвижский костёл Божьего Тела является первым памятником архитектуры барокко на территории Восточной Европы. Его возникновение связано с деятельностью Николая Христофора Радзивилла Сиротки.
19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приходская святыня, строительство которой началось еще в 1583 году на месте деревянного храма, была передана иезуитам. Было решено перестроить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали.
14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Строительство костёла в Несвиже велось в 1584–1593 годах итальянским архитектором Иоанном Марией Бернардони. Прототипом костёла стала римская базилика Иль-Джезу, построенная в 1584 году.
- Поделиться

Храм примечателен еще и тем, что за более чем 430 лет своего существования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семейная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. До недавнего времени внешние стены храма были белые, но в 2016 году при реставрации фасада церкви на нём были обнаружены фрески. Храм в настоящее время выглядит так
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Украшением фасада храма являются четыре скульптуры, установленные в нишах в два яруса.Это не только произведения искусства, они несут глубокую смысловую нагрузку. Например, повторяя имя основателя храма, две статуи нижнего ряда изображают его святых покровителей Николая и Христофора.
- Поделиться

Святой Николай Мирликийский является одним из столпов христианства, его житие и деяния оказали огромное воздействие на церковь. В современной западной традиции он более известен как обычный Санта-Клаус.
Вторая скульптура изображает Святого Христофора.
- Поделиться

В верхнем ряду слева изображён Святой Франциск Ксаверий
В правой нише второго яруса расположена скульптура Игнатия де Лойола.
Оба были канонизированы 12 марта 1622 года.
- Поделиться

Внутреннее убранство храма поражает воображение. Полностью покрытые фресками стены стирают границы архитектурных деталей.
Фрески заметно моложе храма, их писали уже в середине XVIII века, когда Михаил Казимир Радзивилл, прозванный "Рыбонька", решил вернуть костёлу утраченное великолепие. Его придворные художники Ксаверий Доминик Геский и его сын Юзеф - сотворили настоящее чудо! Восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма. Особенно когда узнаешь, что они всего лишь нарисованы на плоскости.Настолько объемно и правдоподобно это выполнено.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Шикарные фрески внутри костела и главный алтарный образ «Последняя вечеря» датируются серединой XVIII века. Их авторы — придворные художники Радзивиллов Ксаверий Доминик Гески и его сын Юзеф.
В главном алтаре костёла - икона "Последняя вечеря". Создавали ее все те же Ксаверий Доминик Геский и его сын. Художник отказался от канонически горизонтальной композиции этого сюжета. И только от одного апостола падает тень. Это самая большая икона в мире на полотне, её размеры 4 на 8 метров.
Такой сюжет для алтаря был выбран неспроста. Он перекликается с официальным названием храма «Костел Тела Господня».
- Поделиться

- Поделиться

С левой стороны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и черного мрамора. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов.
Именно этот алтарь должен был быть главным в костеле, который был на этом месте до возведения барочного храма.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться


- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

У входа в усыпальницу Радзивиллов около алтаря барельеф фундатору костела «Сиротке». Он выполнен из песчаника. Николай Христофор молится на ружанце в плаще пилигрима, а за ним — рыцарские латы. Говорят, что автором эпитафии был он сам: «Перед лицом смерти никто не рыцарь».
Гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой.
- Поделиться

Семейная усыпальница Радзивиллов в крипте костела Божьего Тела стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. До этого склепы были только у Бурбонов во Франции и Габсбургов в Австрии. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка в 1616 году.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств — чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гроба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне, — была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием.




Реставрация костела продолжается.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Не могу не добавить несколько фотографий росписи поближе. Уж очень очень сильное впечатление произвел на меня этот храм.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Спасибо за внимание.
Комментарии
Спасибо за экскурсию.
Нравится мне, что скамеечки есть. Это очень важно для пожилых.
господи, какая подробная и интересная работа.
Даже для наших времен - супер
а для тех - вообще впечатляет.
Я, глядя на такие храмы, понимаю, почему люди верили в Бога. На фоне их реалий такие соборы были реально божественными по своей красоте и величию
↑ Перейти к этому комментарию
Мы были с экскурсией, поэтому ограничены по времени. Можно погулять в замковых парках, посетить Ратушу, посмотреть на торговые ряды, Слуцкая брама (ворота) - там действует временная экспозиция в летний сезон, Дом ремесленника( находится напротив Ратуши).
Я впервые была там в далеком 2012 году. Вход в костел был запрещен, но пока не было рабочих , нас пропустили посмотреть. В крипте гробы стояли просто по всем помещениям, было жутковато.
Удивительно, красиво и монументально. Очень хочется увидеть всё это самой.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: