Сажение по бели.
Здравствуйте меня зовут Наталья. Я сейчас изучаю, вышиваю в старинной, русской технике Сажение по бели. Что же это за вышивка_
Вот что пишет Якунина Л. И в книге "Русское шитье жемчугом.": "Жемчуг был излюбленным украшением в древней Руси и широко применялся в золотодельном и шитьевом мастерстве. Наиболее древнее упоминание о жемчужном шитье относится
к X веку. Описанием роскошных шитых жемчугом одежд и различных предметов наполнены воспоминания иностранцев, доходящие до середины XIX века. Эти воспоминания относятся ко всем слоям русского общества. Обильный вещевой материал жемчужного шитья в виде народных головных уборов, женских и девичьих, доходит до 20-х годов XX века."
Вельский краеведческий музей имени В.Ф. Кулакова.
Девичий свадебный головной убор «подчелок». Вельский уезд. XIX в. Льняная крашенина, шелк, льняная набойка, картон, бумага, кора черемухи, бель, запоны с красным и зеленым стеклом, золотный шнур, бить; шитье перламутром и бисером, ручные швы. D – 28 см.

на фото работа Юхана Никадимуса. Современная реплика Вельского венца.
Сажение по бели выполняется в прямоугольных пялах на хорошо натянутой ткани, как правило, на холсте. Затем на него нашивается основа вышивки: ткань самого изделия (шелк, бархат, лён) или разноцветная фольга, белая или цветная бумага (в случае, если вышивка полностью покрывает деталь головного убора).
Для вышивки используется бель – веревочка или пучок льняных или хлопчатобумажных нитей серовато-белого цвета, диаметром 2 -3 мм. Пришивается, как правило, такой же нитью.

Шнур в зависимости от толщины пришивается то в один, то в два ряда. Нашивка в два ряда встречается чаще. К первому ряду бели плотно пришивается второй. В образовавшуюся между двумя рядами ложбинку укладывается, «сажается» , заранее нанизанный на нить жемчуг, бисер и т.д. Каждая жемчужина или бусина прикрепляется стежком вспомогательной нити, который, как правило, делается перпендикулярно бели, прижимая к ней нить с бусинами.
Вот здесь на музейном образчики старинного русского искусства Пинежском венце, видно как пришиты бусины. Детали , фото Екатерина Морозова альбом Архангельская «снежинка» . Просто огромное море информации. https://vk.com/morozova_goldembroidery
Сажение по бели может быть Прорезное. В этом случаи вышивается узор, затем вырезается. Вырезается макетным ножом, ножничками.
Венец работы Жанны Барановской.
В старину чаще вышивали отдельно, затем проклеивали и вырезали и пришивали к красивой ткани. Это делали для того, что бы вещь дольше носилась. когда ткань ветшала, вышивку спарывали, за счет того, что она сделана на Бели и проклеена (до 8 рядов холстинки на изнанку, постепенно слой за слоем клейстером приклеивали, сушили), вышивка не осыпалась, хорошо переносилась на новую ткань.
А сразу можно вышивать на ткани, на Галун (Тесьма, ТКАННАЯ, шитая золотом, серебром).
.
Архангельский, Пинежский венец. Носился с девичьей повязкой. Этот венец венчальный, его одевала просватанная девушка, в нем шла к венцу.
Фото из Русского музея, Исторический венец

Наряд невесты в свадебном венце из деревни Ваймуши, Пинежского уезда. 1927 год. Собрание ИИМК РАН. Фотоархив. 0.3169.
Вот что пишет Якунина Л. И в книге "Русское шитье жемчугом.": "Жемчуг был излюбленным украшением в древней Руси и широко применялся в золотодельном и шитьевом мастерстве. Наиболее древнее упоминание о жемчужном шитье относится
к X веку. Описанием роскошных шитых жемчугом одежд и различных предметов наполнены воспоминания иностранцев, доходящие до середины XIX века. Эти воспоминания относятся ко всем слоям русского общества. Обильный вещевой материал жемчужного шитья в виде народных головных уборов, женских и девичьих, доходит до 20-х годов XX века."
- Поделиться

Вельский краеведческий музей имени В.Ф. Кулакова.
Девичий свадебный головной убор «подчелок». Вельский уезд. XIX в. Льняная крашенина, шелк, льняная набойка, картон, бумага, кора черемухи, бель, запоны с красным и зеленым стеклом, золотный шнур, бить; шитье перламутром и бисером, ручные швы. D – 28 см.

на фото работа Юхана Никадимуса. Современная реплика Вельского венца.
Сажение по бели выполняется в прямоугольных пялах на хорошо натянутой ткани, как правило, на холсте. Затем на него нашивается основа вышивки: ткань самого изделия (шелк, бархат, лён) или разноцветная фольга, белая или цветная бумага (в случае, если вышивка полностью покрывает деталь головного убора).
Для вышивки используется бель – веревочка или пучок льняных или хлопчатобумажных нитей серовато-белого цвета, диаметром 2 -3 мм. Пришивается, как правило, такой же нитью.

Шнур в зависимости от толщины пришивается то в один, то в два ряда. Нашивка в два ряда встречается чаще. К первому ряду бели плотно пришивается второй. В образовавшуюся между двумя рядами ложбинку укладывается, «сажается» , заранее нанизанный на нить жемчуг, бисер и т.д. Каждая жемчужина или бусина прикрепляется стежком вспомогательной нити, который, как правило, делается перпендикулярно бели, прижимая к ней нить с бусинами.

Вот здесь на музейном образчики старинного русского искусства Пинежском венце, видно как пришиты бусины. Детали , фото Екатерина Морозова альбом Архангельская «снежинка» . Просто огромное море информации. https://vk.com/morozova_goldembroidery
- Поделиться

Сажение по бели может быть Прорезное. В этом случаи вышивается узор, затем вырезается. Вырезается макетным ножом, ножничками.
Венец работы Жанны Барановской.
- Поделиться

- Поделиться

В старину чаще вышивали отдельно, затем проклеивали и вырезали и пришивали к красивой ткани. Это делали для того, что бы вещь дольше носилась. когда ткань ветшала, вышивку спарывали, за счет того, что она сделана на Бели и проклеена (до 8 рядов холстинки на изнанку, постепенно слой за слоем клейстером приклеивали, сушили), вышивка не осыпалась, хорошо переносилась на новую ткань.
А сразу можно вышивать на ткани, на Галун (Тесьма, ТКАННАЯ, шитая золотом, серебром).
.
- Поделиться

Архангельский, Пинежский венец. Носился с девичьей повязкой. Этот венец венчальный, его одевала просватанная девушка, в нем шла к венцу.

Фото из Русского музея, Исторический венец
- Поделиться


Наряд невесты в свадебном венце из деревни Ваймуши, Пинежского уезда. 1927 год. Собрание ИИМК РАН. Фотоархив. 0.3169.
Комментарии
Вот еще одно историческое фото.
В пинежском венце (на голове и на шее) собирательница фольклора и исполнительница северных народных сказок Ольга Озаровская (1874-1933). музей Пинеги.
А про коноватную фату рассказывать не будете? Тема такая интересная
Коноватную фату часто покупали, не ткали, не красили.
Это были азиатские, китайские, иногда индийские ткани.
У нас тут часть великого шелкового пути проходил, и шелковая фата была у невест. Если найду фото прабабушки, она была, правда, астраханской татаркой, но по приезду дед обрядил её в местный свадебный наряд с той самой фатой. Они были интересная пара, ей 16, прадеду 41. Фото только у тетки есть, но она такая, не допросишься
Коноватную фату часто покупали, не ткали, не красили.
Это были азиатские, китайские, иногда индийские ткани.
У нас тут часть великого шелкового пути проходил, и шелковая фата была у невест. Если найду фото прабабушки, она была, правда, астраханской татаркой, но по приезду дед обрядил её в местный свадебный наряд с той самой фатой. Они были интересная пара, ей 16, прадеду 41. Фото только у тетки есть, но она такая, не допросишься
↑ Перейти к этому комментарию
Вот еще одно историческое фото.
В пинежском венце (на голове и на шее) собирательница фольклора и исполнительница северных народных сказок Ольга Озаровская (1874-1933). музей Пинеги.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Мама всегда по бабушкиным рассказам про восковые цветы говорила,может это по губерниям такое разделение,почему я на год и удивилась- и потом может и правда это тоже хранили как память , передавали.
↑ Перейти к этому комментарию
«Свадебный венец поступил в коллекцию Архангельского музея в 1995 году из деревни Ваймуши, Пинежкого района. Бывшая его владелица, Анна Ивановна Ермолина, сообщила, что «венок жемчужный» являлся единственным на всю округу до деревни Пиринеми . [В начале XX века деревня Пиринемь принадлежала к Михайловской волости, а деревня Ваймуша или село Ваймужское – к Никитинской. Расстояние между этими деревнями составляло 60 км], И во время свадеб другие семьи брали его напрокат. Родители ее, происходившие из деревни Шардонеми (эта деревня расположена недалеко от Ваймуши) были людьми состоятельными и всем пятерым дочерям (Агафья была самой младшей) купили повязки. Что же касается венца, то он был приобретен ее дедом на ярмарке, а в наследство достался младшей дочери, так как она последней выходила замуж." Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера.
Я приехала летом, а уже всё, ничего нет и сундука. Там столько было интересного. Я так жалела, что при жизни бабушки не забрала, она предлагала. Но я думала - пусть с ней доживут. Тетка даже старинную Библию ещё дореволюционную, которую бабушка прилюдно мне обещала, спалила. "старьё и старьё"
Крестьянка Архангельской губернии. На ней золотошитая парчовая коротена, тафтовый старинный сарафан и янтарные бусы. На голове - девичья повязка. Столь богато не была выряжена ни одна девушка в Российской империи. Открытка 1914 г. https://vk.com/topic-518053_31137670?offset=80
Девушка в Каргопольском кокошнике.
А можно ещё вопрос: зачем это Вам сейчас, в настоящее время?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это брат моей прабабушки, начало 40-х годов, он из раскулаченных крестьян. На фото около 20 лет.
А это прабабушка с сестрой, 1935 год. Раскулачены они были в 1929 году, до этого жили и трудились в деревне. Бабушке (справа) 21 год, сестре (слева) 13 лет.
Мне кажется, выглядят вполне на свой возраст, может, чуть старше. Это Ростовская область, юг. Вполне возможно, что там быт был полегче, чем в средней полосе и на севере.
Это брат моей прабабушки, начало 40-х годов, он из раскулаченных крестьян. На фото около 20 лет.
А это прабабушка с сестрой, 1935 год. Раскулачены они были в 1929 году, до этого жили и трудились в деревне. Бабушке (справа) 21 год, сестре (слева) 13 лет.
Мне кажется, выглядят вполне на свой возраст, может, чуть старше. Это Ростовская область, юг. Вполне возможно, что там быт был полегче, чем в средней полосе и на севере.
↑ Перейти к этому комментарию
Фото крестьянки в свадебном костюме сделано на улице, без всяких отражателей.
Если доберусь до бабулиных альбомов, покажу фото. Там все темные и выглядят старше своих лет.
У меня, к сожалению, нет фото того времени их реальной жизни, так сказать. Только из ателье. Так что не могу сравнить.
Конечно, каждый день такую красоту не наденешь, особенно сейчас, время так ускорилось, люди торопятся всегда. Тут не до красот. Но иногда на праздники, на какой-то особенный случай, можно было бы и надеть такую красоту! Конечно, и весь наряд должен соответствовать стилю.
Спасибо за рассказ о красоте!!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: