Дочь заканчивает школу. Что дальше?
Привет всем!
В этом году у нас старшая дочь заканчивает школу. Не знаем что делать дальше, куда поступать или не поступать.
Дочь довольно способная. Участвовала в школьных олимпиадах по математике и физике. На региональном уровне занимала призовые места. По итогам этих олимпиад была приглашена в физико-математическую школу для одарённых детей. Училась в этой школе по профилю информатика. Так же в это время ходила на факультативный курс по генетике и ей вроде нравилось. Она нам рассказывала чем они там занимаются. В качестве школьного проекта делала какую-то систему автоматизации склада. И ей это тоже вроде нравилось. Так же ходила на театральную студию, танцы, огненное шоу. Участвовала в школьном конкурсе красоты, но призовых мест не заняла.
К сожалению учёбу в этой школе она тянула на пределе. В физико-математической школе она отучилась два с четвертью года. В конце концов из-за высокой учебной нагрузки у неё ухудшилось состояние здоровья и ей пришлось отчислится из этой школы и в 11 классе перейти в обычную школу. В текущей школе учёба ей даётся очень легко. Она часто опаздывает или пропускает уроки, но тем не менее контрольные пишет хорошо.
На текущий момент она не знает точно, чем хочет заниматься во взрослой жизни. Последние три года у неё появился интерес к биологии, поэтому она решила сдавать ЕГЭ по биологии. Сейчас готовится к этому. Мы спросили выбрала ли она ВУЗ. Она сказала, что да. Мы спросили какой вуз и как она выбирала. Она сказала, что выбрала специальность где для поступления нужны биология и математика, отсортировала по рейтингу и выбрала самый верхний. Но какой именно не сказала. Мы спросили выяснила ли она чему конкретно там учат, какой процент выпускников устраивается по специальности и какая средняя зарплата. Она не стала отвечать, но по реакции стало ясно, что она это не выясняла. То есть она выбрала специальность чисто по предметам которые нужны для поступления. Будет ли ей интересно это изучать, будет ли ей интересно работать по этой теме, будет ли она вообще работать по этой специальности потратив 4-6 лет на обучение? Вообще непонятно. Такое ощущение, что выбранная специальность ей вообще неинтересна и она выбрала её лишь бы поступить. Есть ощущение, что она двигается по течению - куда вынесет, туда вынесет.
С другой стороны, может быть ей не стоит сразу после школы поступать в ВУЗ, а стоит попробовать год поработать и подумать, что именно она хочет от жизни. Но опять же сразу после школы устроиться на интересную работу скорей всего не получится. А имеет ли смысл в плане приобретения жизненного опыта работать каким-нибудь кассиром в магазине?
В общем сплошные непонятности.
Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом. Были ли у вас подобные ситуации? Как вы поступали? Не жалели ли потом о принятых решениях?
Обновление от 07.05.23
Спасибо всем за комментарии. Комментариев очень много, кратко ответить на все не получится - нужен развернутый ответ. Я вижу, что не дала всей информации для понимания ситуации. С нашей точки зрения ситуация выглядит так:
у дочери есть талант к математике и частично физике. Но ей это неинтересно.
В последнее время у неё есть небольшой интерес к биологии. Но не настолько большой чтобы она самостоятельно изучала этот предмет. Только в рамках того что дают в школе на обязательных и факультативных занятиях. Никаких книг или статей по биологии она по своей инициативе не читает. Нам ничего с горящими глазами про биологию не рассказывает.
Вещи, которые ей интересны настолько, что она сама этим занимается:
- изучение иностранных языков, но не само по себе, а как средство доступа к контенту. Сейчас хорошо знает английский. Нам рассказывает о том какие песни послушала, какие тексты прочитала, какие фильмы посмотрела. Сама переводит некоторые песни. Задумывается об изучении испанского. Опять же для возможности смотреть какие-то сериалы.
- всевозможные квесты и загадки. Любит участвовать в платных квестах. С мужем они совместно занимаются геокешингом - объехали все окрестные тайники. Просмотрела сериал Гравити Фоллз и решила все загадки из него. Находит в интернете различные игры и квесты идущие наполовину в интернете, наполовину в реальности и отслеживает их (играть возможности нет, так как они идут в других странах). Периодически с увлечением и подолгу рассказывает о подобных играх. Опять же криптография, как возможный путь построения карьеры на стыке математики и загадок ей не интересна. Она ходила на курс по криптографии, когда училась в Физико-математической школе, но похоже что он ей не понравился.
По поводу выбора ВУЗа, мы спросили у неё про критерии, она ответила:
1. Чтобы было подальше от дома и родителей.
2. Чтобы был повыше уровень, желательно топ-5.
3. Чтобы там не было много людей из Физико-математической школы, так как ей будет неприятно с ними встречаться.
Когда мы спрашивали у неё конкретные детали: где и на каких специальностях работают выпускники, какая у них средняя зарплата, какие шансы пройти на бюджет или даже дают ли общежитие, тем кто не прошёл на бюджет она отвечала в том духе, что не хочет это выяснять.
Складывается впечатление, что поступление в ВУЗ рассматривается не как возможность получить образование, спланировать карьеру и жизнь, а как способ решить некие текущие проблемы.
Так же у неё есть проблемы психологического плана. Сейчас регулярно, почти год, занимается с психологом. Пьёт антидепрессанты. Со мной контакта нет, больше с мужем. Пробовали заниматься семейной терапией, но это нам не зашло, так как дочь была против.
В этом году у нас старшая дочь заканчивает школу. Не знаем что делать дальше, куда поступать или не поступать.
Дочь довольно способная. Участвовала в школьных олимпиадах по математике и физике. На региональном уровне занимала призовые места. По итогам этих олимпиад была приглашена в физико-математическую школу для одарённых детей. Училась в этой школе по профилю информатика. Так же в это время ходила на факультативный курс по генетике и ей вроде нравилось. Она нам рассказывала чем они там занимаются. В качестве школьного проекта делала какую-то систему автоматизации склада. И ей это тоже вроде нравилось. Так же ходила на театральную студию, танцы, огненное шоу. Участвовала в школьном конкурсе красоты, но призовых мест не заняла.
К сожалению учёбу в этой школе она тянула на пределе. В физико-математической школе она отучилась два с четвертью года. В конце концов из-за высокой учебной нагрузки у неё ухудшилось состояние здоровья и ей пришлось отчислится из этой школы и в 11 классе перейти в обычную школу. В текущей школе учёба ей даётся очень легко. Она часто опаздывает или пропускает уроки, но тем не менее контрольные пишет хорошо.
На текущий момент она не знает точно, чем хочет заниматься во взрослой жизни. Последние три года у неё появился интерес к биологии, поэтому она решила сдавать ЕГЭ по биологии. Сейчас готовится к этому. Мы спросили выбрала ли она ВУЗ. Она сказала, что да. Мы спросили какой вуз и как она выбирала. Она сказала, что выбрала специальность где для поступления нужны биология и математика, отсортировала по рейтингу и выбрала самый верхний. Но какой именно не сказала. Мы спросили выяснила ли она чему конкретно там учат, какой процент выпускников устраивается по специальности и какая средняя зарплата. Она не стала отвечать, но по реакции стало ясно, что она это не выясняла. То есть она выбрала специальность чисто по предметам которые нужны для поступления. Будет ли ей интересно это изучать, будет ли ей интересно работать по этой теме, будет ли она вообще работать по этой специальности потратив 4-6 лет на обучение? Вообще непонятно. Такое ощущение, что выбранная специальность ей вообще неинтересна и она выбрала её лишь бы поступить. Есть ощущение, что она двигается по течению - куда вынесет, туда вынесет.
С другой стороны, может быть ей не стоит сразу после школы поступать в ВУЗ, а стоит попробовать год поработать и подумать, что именно она хочет от жизни. Но опять же сразу после школы устроиться на интересную работу скорей всего не получится. А имеет ли смысл в плане приобретения жизненного опыта работать каким-нибудь кассиром в магазине?
В общем сплошные непонятности.
Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом. Были ли у вас подобные ситуации? Как вы поступали? Не жалели ли потом о принятых решениях?
Обновление от 07.05.23
Спасибо всем за комментарии. Комментариев очень много, кратко ответить на все не получится - нужен развернутый ответ. Я вижу, что не дала всей информации для понимания ситуации. С нашей точки зрения ситуация выглядит так:
у дочери есть талант к математике и частично физике. Но ей это неинтересно.
В последнее время у неё есть небольшой интерес к биологии. Но не настолько большой чтобы она самостоятельно изучала этот предмет. Только в рамках того что дают в школе на обязательных и факультативных занятиях. Никаких книг или статей по биологии она по своей инициативе не читает. Нам ничего с горящими глазами про биологию не рассказывает.
Вещи, которые ей интересны настолько, что она сама этим занимается:
- изучение иностранных языков, но не само по себе, а как средство доступа к контенту. Сейчас хорошо знает английский. Нам рассказывает о том какие песни послушала, какие тексты прочитала, какие фильмы посмотрела. Сама переводит некоторые песни. Задумывается об изучении испанского. Опять же для возможности смотреть какие-то сериалы.
- всевозможные квесты и загадки. Любит участвовать в платных квестах. С мужем они совместно занимаются геокешингом - объехали все окрестные тайники. Просмотрела сериал Гравити Фоллз и решила все загадки из него. Находит в интернете различные игры и квесты идущие наполовину в интернете, наполовину в реальности и отслеживает их (играть возможности нет, так как они идут в других странах). Периодически с увлечением и подолгу рассказывает о подобных играх. Опять же криптография, как возможный путь построения карьеры на стыке математики и загадок ей не интересна. Она ходила на курс по криптографии, когда училась в Физико-математической школе, но похоже что он ей не понравился.
По поводу выбора ВУЗа, мы спросили у неё про критерии, она ответила:
1. Чтобы было подальше от дома и родителей.
2. Чтобы был повыше уровень, желательно топ-5.
3. Чтобы там не было много людей из Физико-математической школы, так как ей будет неприятно с ними встречаться.
Когда мы спрашивали у неё конкретные детали: где и на каких специальностях работают выпускники, какая у них средняя зарплата, какие шансы пройти на бюджет или даже дают ли общежитие, тем кто не прошёл на бюджет она отвечала в том духе, что не хочет это выяснять.
Складывается впечатление, что поступление в ВУЗ рассматривается не как возможность получить образование, спланировать карьеру и жизнь, а как способ решить некие текущие проблемы.
Так же у неё есть проблемы психологического плана. Сейчас регулярно, почти год, занимается с психологом. Пьёт антидепрессанты. Со мной контакта нет, больше с мужем. Пробовали заниматься семейной терапией, но это нам не зашло, так как дочь была против.
Комментарии
Подруга моя хорошо училась в школе, но специально завалила вступительные экзамены потому что ей надоело учиться. Год работала лаборантом в геологической партии, потом поступила, выучилась, работала по специальности, потом замуж в деревню+90-е. Мы обе потом переучились, она на юриста, я на педагога.
Старший мой твёрдо знал чего он хочет лет с шести. Туда и поступил, работает по специальности, доволен.
Младший не знал, чего ему надо, поступил в вуз поближе к дому, сколько учился, столько и ныл, что он этому учиться не хочет. Работает по специальности, доволен.
Мы спросили
Она сказала
Мы спросили
Она ответила
Вроде нравилось
Вроде не нравилось
)))
Мне кажется такие вещи обсуждают начиная с класса8.
Не опредились к 9 решаем куда готовимся после 11
И делаем упор на то что нужно
Ну я так вижу
Моя в 6 и то мы постоянно перебираем варианты.
И по поводу зп я считаю, главное чтобы дело было любимым и тогда ты добьёшься и успеха и заработка в любой профессии
Лучше бы конечно заранее сходить на профориентацию (если есть в вашем городе), съездить в институты на дни открытых дверей, все узнать, почитать про специальности, помочь ребенку с выбором, а не «кем ты работать потом будешь и какую зп получать», в 17 лет еще далеко не все в жизни понятно, и предмет ЕГЭ далеко не у всех соотносится с будущей профессией и работой.
Конечно поступать надо сейчас, пока не отвыкла учиться. Через год может быть сложнее.
Мы спросили
Она сказала
Мы спросили
Она ответила
Вроде нравилось
Вроде не нравилось
)))
Мне кажется такие вещи обсуждают начиная с класса8.
Не опредились к 9 решаем куда готовимся после 11
И делаем упор на то что нужно
Ну я так вижу
Моя в 6 и то мы постоянно перебираем варианты.
И по поводу зп я считаю, главное чтобы дело было любимым и тогда ты добьёшься и успеха и заработка в любой профессии
↑ Перейти к этому комментарию
У меня дочь пятый класс заканчивает, и то периодически думаем все вместе о том, что будет дальше
Мы спросили
Она сказала
Мы спросили
Она ответила
Вроде нравилось
Вроде не нравилось
)))
Мне кажется такие вещи обсуждают начиная с класса8.
Не опредились к 9 решаем куда готовимся после 11
И делаем упор на то что нужно
Ну я так вижу
Моя в 6 и то мы постоянно перебираем варианты.
И по поводу зп я считаю, главное чтобы дело было любимым и тогда ты добьёшься и успеха и заработка в любой профессии
↑ Перейти к этому комментарию
А еще есть тип людей ,которые всю жизнь ищут себя ,и знаете-это же их жизнь . Мы не можем и вообще не имеем права проживать жизнь за своих детей. Да ,мы даем им старт в жизни ,хотим хорошего будущего ,помогаем ,где-то ведем за руку . Но право выбора как прожить свою жизнь за детьми.
Большинство моих знакомых по специальности не работают. Но как то вполне себе устраиваются в жизни. Можно попробовать поступать на более широкий профиль. Например, специальность математика. Там уж и айти, и педагогом, и инженерами работают. Это просто как пример конечно. Многие после бакалавриата идут в магистратуру по совсем другой специальности. Тоже вполне себе вариант, если во время учебы на протяжении 4 лет начинаешь понимать, что тебе ближе и интереснее.
У меня ощущение, что вы разочарованы, что дочь не потянула физмат... И поняв, что заоблачных высот не будет,
подзабилиотпустили ситуацию.Сейчас девочка определилась, что хочет изучать математику и биологию, ну и отлично.
Я не понимаю, в чем проблема. Вы ждёте, что вам список накидают престижных специальностей с такими вступительными? Или начнут отговаривать, рассказывая, что "лучше поработать"? Так она не хочет работать, она хочет в вуз.
Какой смысл всё это узнавать, если ситуация в нашей стране абсолютно не стабильна, и когда это будет, вообще неизвестно.
Что эти данные дадут Вам сейчас?
Какой смысл всё это узнавать, если ситуация в нашей стране абсолютно не стабильна, и когда это будет, вообще неизвестно.
Что эти данные дадут Вам сейчас?
↑ Перейти к этому комментарию
если, вместо того, чтобы выбирать профессию взвешенно, ориентироваться на опыт чьих-то знакомых, пусть даже неожиданно удачный опыт (как у конкретной Вашей знакомой), и витать в облаках, то велик шанс потратить несколько лет на обучение зря.
И есть примеры, когда прозябают в АйТи, юриспруденции, например.
Важно - не опыт знакомых, и статистика, а способности и к чему душа лежит. Вот так банально, да
и наверняка человек бы состоялся и в другой сфере как организатор, управляющий, менеджер, директор.
и наверняка человек бы состоялся и в другой сфере как организатор, управляющий, менеджер, директор.
↑ Перейти к этому комментарию
если, вместо того, чтобы выбирать профессию взвешенно, ориентироваться на опыт чьих-то знакомых, пусть даже неожиданно удачный опыт (как у конкретной Вашей знакомой), и витать в облаках, то велик шанс потратить несколько лет на обучение зря.
↑ Перейти к этому комментарию
Основной пласт в моем поколении, взрастивший миф, что «высшее образование не нужно» и «никто не работает по специальности».
Их в таком количестве осталось не у дел после выпуска, что даже анекдоты слагали.
Зато всякие платные псевдовузишки начала 2000х обогатились.
Хотели массового примера - вот он
"никто не работает по специальности" - в моём поколении не миф, а трагедия. сколько педагогов и врачей ушло из профессий из-за того, что надо было кормить семьи, а зарплаты задерживались по полгода, о размере этих зарплат стыдно вспоминать.
это сейчас, из нашего времени можно высокомерно цедить - "высшее образование не нужно" - миф, "никто не работает по специальности" - миф.
увы, это не мифы. высшее образование не гарантирует ни достаток, ни самореализацию. оно важно, конечно, особенно если получено в перспективной и сфере и в той области, к которой душа лежит. но его недостаточно.
А я рассматриваю вполне конкретную ситуацию, а не крах 90х. Вы бы еще революцию в пример привели или ВОВ. Речь-то не о катаклизмах. А о том, к чему приводит «рациональное» следование на «востребованные специальности»
↑ Перейти к этому комментарию
Иначе - пусть она хоть самая востребованная на века - человек, как минимум, не выдержит конкуренции с более способными. И либо не сможет работать по специальности, либо будет плескаться в болотце.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Статистика за прошлые годы, о которой пишет автор, - вообще не показатель.
младшая в 10м классе ...в этом году подрабатывает во Вкусно и точка! ....знаете -работа хорошо прочищает мозг ...за этот год дочь сильно изменилась-стала более целеустремлённой . выбрала вуз , занимается с репетитором ...
так что я очень ЗА поработать для неопределившихся выпускников . и лучше поработать в нескольких разных местах ...
а что дочь выбрала?
у дочери из 20человек группы по специальности работают только двое.
Вообще мы только недавно с соседкой смеялись над тем, что с детей с 5 класса уже требуют определиться в жизни - мне 40 с лишним годиков и я не знаю, кем я хочу быть
У меня сестра заканчивала экологическую специальность, работает в результате в РЖД, брат - программист, работал помимо прочего в школе преподавателем информатики, я - экономист с ИС, заканчивала ж/д вуз, где я только не работала - и в фармацевтике, и у интернет-провайдера, и в бухгалтерии, в результате в декрете в 30 лет поменяла свой вид деятельности. Муж тоже учился со мной в ж/д вузе, тоже работал в разных сферах, сейчас почти в 50 лет получает уже 3-е высшее.
Девчонка молодец, определилась какие экзамены сдаёт и куда идет дальше учится! Радуйтесь за неё!
По поводу обучения, так это не редкость, когда ребёнок поступает куда-то просто чтобы было высшее образование, пусть получает бакалавра по любой специальности. Может за время обучения она будет лучше понимать чего она хочет и сможет в магистратуре выбрать другую более близкую ей специальность. В этом смысле лучше для бакалавриата выбирать более широкую специальность.
Отстаньте от дочери, а? Эти разговоры раньше надо было разговаривать, когда она была классе в 8-9, и не с вопросов о "сколько денег получать будешь после выпуска?" начинать. Поговорить, обсудить к чему душа лежит. Поискать специальности... Не смогли найти контакт с ребенком - так хоть по рукам не бейте.
А вы, уж извините, как досье на нее собрали. Даже школьный конкурс красоты вспомнили, указав, что особых успехов не добилась, хотя это-то вообще зачем и к чему?
У вас умная, целеустремленная девочка, которая определилась с дальнейшими действиями.
Пусть поступает, куда задумала. Не можете или не хотите помочь - так хоть не мешайте.
Поступать лучше сразу после школы, через год вообще может не быть желания учиться.
Хорошо хоть сейчас она самостоятельно выбрала вуз, так пусть идёт. Вы хотите продавить свою точку зрения, как с сыном и его комьютером?
Если сейчас дочь не поступит и будет болтаться после школы по разным местам (а это именно болтаться, а не получать опыт и определяться в жизни, как здесь пишут), то поступить через два-три года ей будет ещё тяжелее, чем сейчас. Опять же, учитывая её отношение к учёбе.
У нас старшая училась два года в экспериментальной школе,математический уклон. Я даже переживать начала,занималась допоздна. Но обратно перейти в обычную школу не согласилась.
В учебе пригодилось.
Сын в этом году тоже школу заканчивает, выбрал IT, хотя обожает химию, много лет побеждал во всяких олимпиадах и научных чтениях, но в прошлом году резко поменял решение, говорит, что IT более перспективны. Посмотрим.
Сын в этом году тоже школу заканчивает, выбрал IT, хотя обожает химию, много лет побеждал во всяких олимпиадах и научных чтениях, но в прошлом году резко поменял решение, говорит, что IT более перспективны. Посмотрим.
↑ Перейти к этому комментарию
Сын в этом году тоже школу заканчивает, выбрал IT, хотя обожает химию, много лет побеждал во всяких олимпиадах и научных чтениях, но в прошлом году резко поменял решение, говорит, что IT более перспективны. Посмотрим.
↑ Перейти к этому комментарию
У коллеги дочка сейчас работает так. Очень интересное направление.
Дочь должна сама выбрать себе дорогу. Мама может только помочь,если дочка попросит.
Меня удивляет когда про взрослых уже детей пишут " мы заканчиваем школу ’
Причем тут мама с папой?
Главное,понять,сто дочь отдельная личность,а не твое приложение.
САМА выбрала вуз, САМА, поступает - это разве «плыть по течению»?
С вашей историей удивительно, что она вообще еще чего-то хочет!
Оставьте ребенка в покое, пусть учится на здоровье!
И не дышите! Чтобы не спугнуть.
И какой-такой опыт работы ребенок может получить по специальности, для работы по которой нужно высшее образование? Как вы это себе представляете?
Кассиром в магазине - нет, смысла нет в таком опыте никакого. И это полный бред предлагать способному ребенку такое…
Стесняюсь спросить, у вас у самой какое образование? Кем вы сами работаете?
Год просто для опыта пропустить - плохой вариант. Потеряет системность.
Я окончила школу с серебряной медалью. Поступала, лишь бы поступить и уехать от родителей. Были и ракетостроение, и прикладная информатика в списке. А поступила на тепло газоснабжение, отопление и вентиляцию. Зарабатывают в этой сфере все в зависимости от энергичности и желания. Мне как женщине удобно, что могу и дома работать. Но курса до 4 не знала, понравится ли мне это. А ещё была девочка, которую заставили родители. Мол, специальность толковая. В итоге окончила, отдала им диплом и пошла на курсы парикмахера.
Чем ещё помочь? Можно предложить развёрнутую профориентацию у профессионала. Они дают рекомендации не только по профессии, но и по ВУЗам в зависимости от прогнозируемого балла
И по моему вы опоздали со своим интересом. Хорошо, что дочь вообще выплыла из депрессии. Дайте ей дальше просто жить, а не пытаться оправдать ваши ожидания!
Главное,чтоб она сама этого хотела. Не навязывание ей никакую профессию. Я хотела всегда работать в медицине,но пошла учиться на учителя англ и информатики,потому что это здорово,круто знать англ и разбираться в компьютерах, потому что там уже училась подружка , потому что при сдаче вступительных экзаменов за учёбу платить не надо было и пр. В общем причин было много,почему мне надо было туда поступить,но главной прчины-моего желания,не было. Отучилась ,получила диплом и ни дня не работала по этой спец.
Моя старшая тоже в мае решила, куда пойдёт. Средняя в январе. Хотя осенью ещё хотела в совсем другое место. Передумала))
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
ещё, может не стоит год терять на работу...
Пожелаю удачи вашей дочке.
Выбор она сделала, менять уже что либо поздно.
Заявление пусть подаёт в несколько ВУЗов.
Сейчас главное ненервируйте её.
Не хочет в 10й класс - ну и не надо
Что хочешь? Переводчик? Ок, выбирай, оплатим.
И нет, переводчиком не работает.
Она художник. И мы вообще не разочарованы. Мы её просто любим.
Она живет так, как хочется ей.
Единственное, что мы хотим - её спокойствие и счастье. Всё. Ни работа ( она зарабатывает в интернете очень хорошо), ни её желание жить или не жить с кем-то нас не касается. Главное - пусть будет счастлива в выбранной жизни.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: