Любопытное о съемках фильма «Место встречи изменить нельзя». Окончание.
Все приветик
Достаем очки, продолжаем смотреть картинки и читать.
Начало было здесь https://www.stranamam.ru/post/14919293/
И здесь https://www.stranamam.ru/post/14919736/
Это - Место встречи изменить нельзя!
Одежду для своего героя выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии сам Высоцкий вместе с художником по костюмам Акимовой.
Вещи подыскивали долго и очень тщательно.
Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги.
А еще — пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску…
Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впервые, что называется, вырвался на волю.
А вырвавшись, проявил невиданную на съемочной площадке волю творческого порядка.
Он подсказывал другим исполнителям «характерность», он диктовал своим поведением в кадре ритм всего эпизода.
А однажды, как рассказывают, в отсутствие режиссера, сам снял подряд кадры с «жестом» — тем жестом Жеглова, который, кажется, все помнят: большой палец, даже в воздухе — как на плоскости.
Со стороны могло показаться — трюкач.
Но монтажное распределение этих кадров дало определенный смысловой и пластический стержень не только роли, но и фильму в целом.
Высоцкий ни разу не сделал этого жеста зря.
Он точно определил моменты, когда именно этим жестом Жеглов коротко заявляет свою правоту и начало действий

Когда снимали сцену погони за Фоксом, Высоцкого на съемочной площадке не было.
Зритель слышит только закадровый голос Жеглова, а он был записан уже в студии.
В фильме сцены «автомобильных догонялок» занимают несколько минут.
Как пояснил Станислав Говорухин.
— Еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть.
Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках.
Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов.
Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами?..
— С этим моментом такая оплошность получилась, — вспомнил главный оператор сериала Леонид Бурлака.
— Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку.
Наконец с третьей попытки высадил.
И тут же закричал сердито: «Ну все, …!».
Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка.
А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала.
Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре
А ещё, во время съёмок погони за Фоксом, чуть не погибли каскодёры.
Помните момент, когда грузовик падает в реку?
Так вот, машина неожиданно перевернулась вверх колёсами и ушла не только под воду, а погрузилась в метровый ил Яузы. Каскадёры остались живы только чудом.
Изначально фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» планировался как семисерийный.
Но по требованию Гостелерадио ее сократили с помощью перемонтажа.
Вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены.
Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени.
Много интересного пришлось вырезать.
После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись
В итоге в фильм не попали:
Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко
Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка
Постельная сцена Шарапова и Вари
Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют.
Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались
Многие сцены с Промокашкой

В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды.
Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось
Плевок в лицо Жеглова
Вспоминает И. Бортник: «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля «Павшие и живые» мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль… Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними… Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…» Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник?
У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»
Отповедь Шарапова

После того как Жеглов застрелил Левченко, Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает
Гибель Вари
В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, – ее портрет с траурной лентой.
Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический.
В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша.
Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке.
У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа – для новой роли она отрезала челку
«Говорухин поступал по-режиссерски мудро, – говорит Владимир Конкин. – Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма».
Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории.
А на следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
– Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
– А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спешить.

Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам.
Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи».
Он спешил.
Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось — «Эра милосердия. Продолжение».
Увы, продолжение следует не всегда.
В самый разгар работы, когда уже была написана где-то половина сценария, пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало.
Никакого другого Жеглова быть не могло.
Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съёмках продолжения картины.
Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»
На этом все.
Спасибо что прочитали.

Достаем очки, продолжаем смотреть картинки и читать.
Начало было здесь https://www.stranamam.ru/post/14919293/
И здесь https://www.stranamam.ru/post/14919736/
Это - Место встречи изменить нельзя!
- Поделиться

Одежду для своего героя выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии сам Высоцкий вместе с художником по костюмам Акимовой.
Вещи подыскивали долго и очень тщательно.
Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги.
А еще — пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску…
- Поделиться

Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впервые, что называется, вырвался на волю.
А вырвавшись, проявил невиданную на съемочной площадке волю творческого порядка.
Он подсказывал другим исполнителям «характерность», он диктовал своим поведением в кадре ритм всего эпизода.
А однажды, как рассказывают, в отсутствие режиссера, сам снял подряд кадры с «жестом» — тем жестом Жеглова, который, кажется, все помнят: большой палец, даже в воздухе — как на плоскости.
Со стороны могло показаться — трюкач.
Но монтажное распределение этих кадров дало определенный смысловой и пластический стержень не только роли, но и фильму в целом.
Высоцкий ни разу не сделал этого жеста зря.
Он точно определил моменты, когда именно этим жестом Жеглов коротко заявляет свою правоту и начало действий

Когда снимали сцену погони за Фоксом, Высоцкого на съемочной площадке не было.
Зритель слышит только закадровый голос Жеглова, а он был записан уже в студии.
В фильме сцены «автомобильных догонялок» занимают несколько минут.
Как пояснил Станислав Говорухин.
— Еще в самом начале съемок фильма мы договорились с Володей Высоцким, что дадим ему возможность отдохнуть.
Те несколько недель, пока снимались кадры погони, Володя провел в зарубежных поездках.
Он появился лишь в самом конце и работал в течение буквально двух часов.
Помните кадры: Жеглов разбивает стекло «Фердинанда» и, высунувшись, стреляет по уходящему «студебеккеру» с бандитами?..
— С этим моментом такая оплошность получилась, — вспомнил главный оператор сериала Леонид Бурлака.
— Никто заранее проверить не догадался, а стекло-то в окне автобуса оказалось чуть ли не 5-миллиметровой толщины. Когда начали съемки эпизода, Володя раз по нему ударил, другой — без толку.
Наконец с третьей попытки высадил.
И тут же закричал сердито: «Ну все, …!».
Смотрим, у него рука в крови: на пальце очень глубокий порез от осколка.
А ведь вечером того дня Высоцкий должен был выступать с очередным концертом, его уже и машина ждала.
Но в итоге пришлось выступление отменить, поскольку Володя не мог играть на гитаре
- Поделиться

А ещё, во время съёмок погони за Фоксом, чуть не погибли каскодёры.
Помните момент, когда грузовик падает в реку?
Так вот, машина неожиданно перевернулась вверх колёсами и ушла не только под воду, а погрузилась в метровый ил Яузы. Каскадёры остались живы только чудом.
- Поделиться

Изначально фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» планировался как семисерийный.
Но по требованию Гостелерадио ее сократили с помощью перемонтажа.
Вырезали как маленькие фрагменты, так и целые сцены.
Ухитрились сократить кинофильм на два часа экранного времени.
Много интересного пришлось вырезать.
После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись
- Поделиться

В итоге в фильм не попали:
Фронтовое прошлое Шарапова и Левченко
- Поделиться

Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка
- Поделиться

Постельная сцена Шарапова и Вари
- Поделиться

Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют.
Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались
- Поделиться

Многие сцены с Промокашкой

В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды.
Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось
- Поделиться

Плевок в лицо Жеглова
- Поделиться

Вспоминает И. Бортник: «Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля «Павшие и живые» мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав мне говорит: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь». А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль… Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними… Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…» Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник?
У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»
Отповедь Шарапова

После того как Жеглов застрелил Левченко, Шарапов не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает
- Поделиться

Гибель Вари
- Поделиться

В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, – ее портрет с траурной лентой.
Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический.
В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша.
Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке.
У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа – для новой роли она отрезала челку
- Поделиться

«Говорухин поступал по-режиссерски мудро, – говорит Владимир Конкин. – Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма».
- Поделиться

Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории.
А на следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
– Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
– А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спешить.

Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам.
Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи».
Он спешил.
Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось — «Эра милосердия. Продолжение».
Увы, продолжение следует не всегда.
В самый разгар работы, когда уже была написана где-то половина сценария, пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало.
Никакого другого Жеглова быть не могло.
Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съёмках продолжения картины.
Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»
- Поделиться

На этом все.
Спасибо что прочитали.

Комментарии
А отрезанную чёлку я никогда не понимала, а она, оказывается, совсем из другой истории
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: