В Оренбурге все в ажуре. История.
И опять Я к Вам с новой историей.
Оренбургские ажурные вязаные паутинки, которые можно легко протянуть через обручальное кольцо и которые умещаются в скорлупке гусиного яйца, хорошо известны не только по всей России, но и во всем мире.
Профессионализм, оригинальность и аккуратность работ местных вязальщиц не может оставить равнодушным того, кто хоть раз в руках держал вязаное «золото»
Временем зарождения известнейшего сегодня оренбургского промысла вязания из козьего пуха специалисты называют середину XVIII века.
Первым внимание на красивые, тонкие, но чрезвычайно прочные и теплые изделия местных мастериц обратил внимание известный российский географ и краевед Петр Рычков — «Колумб Оренбургского края».
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и первым предложил организовать в крае кустарный пуховязальный промысел.

— …велел я, взяв одну козу, чесать её при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из неё пух так тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатою бумагою. К пряже оказался он способнее, нежели овечья шерсть; и хотя тканьём пробы ему не было, но связанные из той пряжи детские чулки по их мягкости и теплоте не уступали касторовым. Потому уже нет сумнения, чтоб оная пряжа и в тканьё не годилась; а сделанные из неё шляпы, как я думаю, очень близко подойдут к пуховым.
Петр Рычков, «Опыт о козьей шерсти»

(Магазин торговал ювелирными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, мебелью, парфюмерией, граммофонами, 19 век )
Пух оренбургских коз — самый прочный и одновременно самый тонкий в мире, даже тоньше пуха знаменитых ангорских коз.
Таким его делают морозные зимы с обильным снегом и особенности питания оренбургских коз (его основу составляет горная растительность).
Попытки французов вывезти коз из Оренбурга и разводить их у себя провалились: пух потерял свои ценные свойства. Поэтому страны Европы до настоящего времени импортируют большие объемы козьего пуха из Оренбурга, и ценится он
выше кашмирского.
Однако оренбургские платки знамениты не только прочностью и согревающими свойствами. Каждый платок — это еще и оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
Тонкие вязаные платки и шали-паутинки имеют, как правило, сложный, порой неповторимый узор и используются как украшение. По мнению экспертов, самые лучшие тонкие паутинки вяжут мастерицы в селах Желтое и Шишма.
— Вязание оренбургских пуховых платков не вызовет особой сложности у опытных вязальщиц. Если есть навыки набирать или вязать лицевые или изнаночные петли, делать накиды, то можно с легкостью овладеть искусством вязания платков. Свои секреты, конечно, есть у каждой вязальщицы — и необычный рисунок, и скорость вязания. Но иногда над одной работой больше месяца сидишь, а на фабрике за один день сделают.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица пуховых платков)
Сегодня в Оренбургской области знаменитые платки вяжут не только вручную, но и на машинах. И за годы работы вязальной фабрики в Оренбурге машинным способом изготовлено уже больше 50 млн ажурных изделий.
— В 1939 года было принято решение об организации артели имени Парижской коммуны.
С этого дня начинается история Фабрики оренбургских платков.
В военное время вручную отвязывались изделия для фронта.
С приобретения в 1945 году двух вязальных машин началась эпоха промышленного производства пухового платка.

В 1960 году артель была преобразована в Фабрику оренбургских пуховых платков.


С 1965 года в новом корпусе начали производить пуховую пряжу на оборудовании для аппаратного прядения.
Важное событие произошло в 2004 году — был выпущен 50-миллионный пуховый платок.
Сейчас он хранится в историческом музее Оренбурга.
(Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков)

С 2005 года на Фабрике оренбургских платков началась масштабная замена старых машин на новые, более усовершенствованные и высокопроизводительные.
Новое оборудование позволяет создавать оренбургские платки с рисунками любой степени сложности.
На сегодняшний день на фабрике работает технолог-дизайнер, который составляет композиции и рисунки платков и экспериментирует с новыми узорами.
Базой для создания новых узоров стала библиотека платочных рисунков, хранящаяся не один десяток лет.
Там собраны лучшие рисунки, созданные и придуманные мастерицами вязального промысла, как на машинках, так и вручную.
Но, даже несмотря на такую известность платков, многие не догадываются, что паутинки фабричных машин и частных мастериц сильно отличаются друг от друга.
Но при этом машинные платки, несмотря на обновленное оборудование, до сих пор не могут сравниться с платками ручной работы по богатству и изяществу рисунка.
Каждый ручной платок не будет похож на созданный ранее.
Впрочем, некоторые мастерицы ручного вязания используют смешанную технологию — серединку платка вяжут на машинке, а края — вручную.
Серединка такого платка выглядит более ровной, однако и такое изделие ценится выше машинного.
— Ручные платки гораздо дороже, чем фабричные.
Стоимость, например, ажурного платка может достигать 15-20 тыс. рублей за изделие.
Продаю свои работы среди знакомых и соседей, за 10 лет вязания уже есть постоянные клиенты.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица)
Впрочем, довольно часто при покупке платка ручной работы можно столкнуться с некачественной подделкой.
Отличить ее от качественного изделия сможет далеко не каждый покупатель и не сразу.
Со слов мастериц, чтобы проверить качество изделия, нужно встряхнуть опушину платка.
При этом пух не должен отделиться от изделия и остаться в руке.
Платок ручной работы вяжут из сученой пряжи: как правило, из двух третей пуха и одной трети шелка.
Мастерица сначала прядет плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает ее на шелковую (или хлопчатобумажную) нить-основу.
Такие изделия изначально не выглядят пушистыми, а начинают пушиться в процессе носки и очень прочны.

(авторы Нина Камордина, Наталья Соловьева, Наталья Гребнева, Марина Выборнова)
Спасибо всем кто зашел и прочитал.
- Поделиться

Оренбургские ажурные вязаные паутинки, которые можно легко протянуть через обручальное кольцо и которые умещаются в скорлупке гусиного яйца, хорошо известны не только по всей России, но и во всем мире.
Профессионализм, оригинальность и аккуратность работ местных вязальщиц не может оставить равнодушным того, кто хоть раз в руках держал вязаное «золото»
- Поделиться

Временем зарождения известнейшего сегодня оренбургского промысла вязания из козьего пуха специалисты называют середину XVIII века.
Первым внимание на красивые, тонкие, но чрезвычайно прочные и теплые изделия местных мастериц обратил внимание известный российский географ и краевед Петр Рычков — «Колумб Оренбургского края».
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и первым предложил организовать в крае кустарный пуховязальный промысел.

— …велел я, взяв одну козу, чесать её при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из неё пух так тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатою бумагою. К пряже оказался он способнее, нежели овечья шерсть; и хотя тканьём пробы ему не было, но связанные из той пряжи детские чулки по их мягкости и теплоте не уступали касторовым. Потому уже нет сумнения, чтоб оная пряжа и в тканьё не годилась; а сделанные из неё шляпы, как я думаю, очень близко подойдут к пуховым.
Петр Рычков, «Опыт о козьей шерсти»

(Магазин торговал ювелирными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, мебелью, парфюмерией, граммофонами, 19 век )
Пух оренбургских коз — самый прочный и одновременно самый тонкий в мире, даже тоньше пуха знаменитых ангорских коз.
Таким его делают морозные зимы с обильным снегом и особенности питания оренбургских коз (его основу составляет горная растительность).
Попытки французов вывезти коз из Оренбурга и разводить их у себя провалились: пух потерял свои ценные свойства. Поэтому страны Европы до настоящего времени импортируют большие объемы козьего пуха из Оренбурга, и ценится он
выше кашмирского.
- Поделиться

Однако оренбургские платки знамениты не только прочностью и согревающими свойствами. Каждый платок — это еще и оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
Тонкие вязаные платки и шали-паутинки имеют, как правило, сложный, порой неповторимый узор и используются как украшение. По мнению экспертов, самые лучшие тонкие паутинки вяжут мастерицы в селах Желтое и Шишма.

— Вязание оренбургских пуховых платков не вызовет особой сложности у опытных вязальщиц. Если есть навыки набирать или вязать лицевые или изнаночные петли, делать накиды, то можно с легкостью овладеть искусством вязания платков. Свои секреты, конечно, есть у каждой вязальщицы — и необычный рисунок, и скорость вязания. Но иногда над одной работой больше месяца сидишь, а на фабрике за один день сделают.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица пуховых платков)
Сегодня в Оренбургской области знаменитые платки вяжут не только вручную, но и на машинах. И за годы работы вязальной фабрики в Оренбурге машинным способом изготовлено уже больше 50 млн ажурных изделий.
- Поделиться

— В 1939 года было принято решение об организации артели имени Парижской коммуны.
С этого дня начинается история Фабрики оренбургских платков.
В военное время вручную отвязывались изделия для фронта.
С приобретения в 1945 году двух вязальных машин началась эпоха промышленного производства пухового платка.
- Поделиться


В 1960 году артель была преобразована в Фабрику оренбургских пуховых платков.
- Поделиться



С 1965 года в новом корпусе начали производить пуховую пряжу на оборудовании для аппаратного прядения.
Важное событие произошло в 2004 году — был выпущен 50-миллионный пуховый платок.
Сейчас он хранится в историческом музее Оренбурга.
(Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков)
- Поделиться


С 2005 года на Фабрике оренбургских платков началась масштабная замена старых машин на новые, более усовершенствованные и высокопроизводительные.
Новое оборудование позволяет создавать оренбургские платки с рисунками любой степени сложности.
- Поделиться

На сегодняшний день на фабрике работает технолог-дизайнер, который составляет композиции и рисунки платков и экспериментирует с новыми узорами.
Базой для создания новых узоров стала библиотека платочных рисунков, хранящаяся не один десяток лет.
- Поделиться

Там собраны лучшие рисунки, созданные и придуманные мастерицами вязального промысла, как на машинках, так и вручную.
- Поделиться

Но, даже несмотря на такую известность платков, многие не догадываются, что паутинки фабричных машин и частных мастериц сильно отличаются друг от друга.
Но при этом машинные платки, несмотря на обновленное оборудование, до сих пор не могут сравниться с платками ручной работы по богатству и изяществу рисунка.
Каждый ручной платок не будет похож на созданный ранее.
- Поделиться

Впрочем, некоторые мастерицы ручного вязания используют смешанную технологию — серединку платка вяжут на машинке, а края — вручную.
Серединка такого платка выглядит более ровной, однако и такое изделие ценится выше машинного.
- Поделиться

— Ручные платки гораздо дороже, чем фабричные.
Стоимость, например, ажурного платка может достигать 15-20 тыс. рублей за изделие.
Продаю свои работы среди знакомых и соседей, за 10 лет вязания уже есть постоянные клиенты.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица)
- Поделиться

Впрочем, довольно часто при покупке платка ручной работы можно столкнуться с некачественной подделкой.
Отличить ее от качественного изделия сможет далеко не каждый покупатель и не сразу.
Со слов мастериц, чтобы проверить качество изделия, нужно встряхнуть опушину платка.
При этом пух не должен отделиться от изделия и остаться в руке.
Платок ручной работы вяжут из сученой пряжи: как правило, из двух третей пуха и одной трети шелка.
Мастерица сначала прядет плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает ее на шелковую (или хлопчатобумажную) нить-основу.
Такие изделия изначально не выглядят пушистыми, а начинают пушиться в процессе носки и очень прочны.

(авторы Нина Камордина, Наталья Соловьева, Наталья Гребнева, Марина Выборнова)
- Поделиться

Спасибо всем кто зашел и прочитал.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: