Веер в России
Я опять с Историей.
Сегодня про Историю веера в России.
У веера в России своя история.
В XVII веке появляются в описях имущества русских цариц упоминания о веерах.
В то время, веера были или западного производства или восточного.
Веера были двух видов: «опахала» — делали из страусовых перьев, и «сгибной» — из атласа, лайки или пергамента.
Во времена Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, появилась первая мастерская в Оружейной палате, где стали изготавливать веера для царицы Натальи Кирилловны, из черных страусовых перьев с яшмовым основанием, с золотом и инкрустацией драгоценными камнями.
Некоторые источники свидетельствуют о бытовании складных вееров («опахало харатейное загибное»), но популярность их возросла только в эпоху Петра I, после царских указов об обязательном ношении «немецкого» платья.

(Вигилиус Эриксен Портрет Екатерины II перед зеркалом)
Первая мануфактура, производившая веера была основана во времена Елизаветы Петровны в 1751 году в Москве. Выпускали там до ста дюжин вееров в год: «печатные», «живописные резные на костях», «турецкие», «французские», «большие теневые на деревянных костях».
Мануфактура производила настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства по индивидуальным заказам императрицы и аристократии.
Веера украшали золотом, рубинами, бриллиантами, изумрудами.
Во времена Екатерины II, веера в России были наиболее востребованы.

(Константин Маковский Портрет Марии Михайловны Волконской)
Они были неотъемлемой частью не только придворного туалета, но и туалета любой дамы той эпохи.
Вспомним, что веером тогда пользовались не только по его прямому назначению – навевать прохладу на лицо, но и для создания тайных сообщений (язык веера).

Также выпускались памятные веера, посвященные тому или иному знаменательному событию, например граф Орлов-Чесменский заказал для Екатерины II веер, изготовленный по случаю победы русского флота, над турецким в Чесменской бухте в 1770 году.
(Веер с портретами Александра III и его детей Художник И. Н. Крамской. Россия. 1886 )

( Именной веер)
В XIX веке веера не утратили своей популярности, теперь веер проникает в среду мещан, купечества и духовенства.

(Портрет купчихи. XVIII в)
В российском журнале «Модный магазин» от 1862 года, сообщалась, что современницам совершенно необходимо иметь при себе несколько вееров: один для театра, другой для встреч за обедом, третий для бала, веер летний, веер вечерний, веер траурный и. т. д.
(Бальные перчатки и веер)
У юной девушки веер не должен быть похож на веер зрелой дамы, а веер бабушки должен отличаться от веера молодой матери.
(Бальный веер)
Красивейшие образцы веерного искусства начинают коллекционировать.

(К. П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой 1841.)
До нас дошли некоторые экземпляры вееров из коллекции графов Шуваловых, графа Разумовского А. К., графа Шереметьева Н. П., семьи Мусиных-Пушкиных (к сожалению, многие предметы из частных и государственных коллекций были распроданы после Революции 1917 года)
Самой известной коллекцией вееров на сегодняшний день является коллекция, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, ныне часть этой коллекции храниться в Эрмитаже.

(Портрет императрицы Марии Фёдоровны)

(Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.)
Веер востребован и в наше время.


Вот такая История.
Спасибо что зашли.
Сегодня про Историю веера в России.
- Поделиться

У веера в России своя история.
В XVII веке появляются в описях имущества русских цариц упоминания о веерах.
- Поделиться

В то время, веера были или западного производства или восточного.
Веера были двух видов: «опахала» — делали из страусовых перьев, и «сгибной» — из атласа, лайки или пергамента.
Во времена Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, появилась первая мастерская в Оружейной палате, где стали изготавливать веера для царицы Натальи Кирилловны, из черных страусовых перьев с яшмовым основанием, с золотом и инкрустацией драгоценными камнями.
Некоторые источники свидетельствуют о бытовании складных вееров («опахало харатейное загибное»), но популярность их возросла только в эпоху Петра I, после царских указов об обязательном ношении «немецкого» платья.
- Поделиться


(Вигилиус Эриксен Портрет Екатерины II перед зеркалом)
Первая мануфактура, производившая веера была основана во времена Елизаветы Петровны в 1751 году в Москве. Выпускали там до ста дюжин вееров в год: «печатные», «живописные резные на костях», «турецкие», «французские», «большие теневые на деревянных костях».
Мануфактура производила настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства по индивидуальным заказам императрицы и аристократии.
Веера украшали золотом, рубинами, бриллиантами, изумрудами.
- Поделиться

Во времена Екатерины II, веера в России были наиболее востребованы.

(Константин Маковский Портрет Марии Михайловны Волконской)
Они были неотъемлемой частью не только придворного туалета, но и туалета любой дамы той эпохи.
Вспомним, что веером тогда пользовались не только по его прямому назначению – навевать прохладу на лицо, но и для создания тайных сообщений (язык веера).

Также выпускались памятные веера, посвященные тому или иному знаменательному событию, например граф Орлов-Чесменский заказал для Екатерины II веер, изготовленный по случаю победы русского флота, над турецким в Чесменской бухте в 1770 году.
- Поделиться

(Веер с портретами Александра III и его детей Художник И. Н. Крамской. Россия. 1886 )

( Именной веер)
В XIX веке веера не утратили своей популярности, теперь веер проникает в среду мещан, купечества и духовенства.

(Портрет купчихи. XVIII в)
В российском журнале «Модный магазин» от 1862 года, сообщалась, что современницам совершенно необходимо иметь при себе несколько вееров: один для театра, другой для встреч за обедом, третий для бала, веер летний, веер вечерний, веер траурный и. т. д.

(Бальные перчатки и веер)
У юной девушки веер не должен быть похож на веер зрелой дамы, а веер бабушки должен отличаться от веера молодой матери.
- Поделиться

(Бальный веер)
Красивейшие образцы веерного искусства начинают коллекционировать.

(К. П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой 1841.)
До нас дошли некоторые экземпляры вееров из коллекции графов Шуваловых, графа Разумовского А. К., графа Шереметьева Н. П., семьи Мусиных-Пушкиных (к сожалению, многие предметы из частных и государственных коллекций были распроданы после Революции 1917 года)
Самой известной коллекцией вееров на сегодняшний день является коллекция, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, ныне часть этой коллекции храниться в Эрмитаже.

(Портрет императрицы Марии Фёдоровны)

(Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.)
Веер востребован и в наше время.


- Поделиться

Вот такая История.
Спасибо что зашли.

Комментарии
Красиво жили !
Спасибо за интересную историю.
Я читаю все Ваши посты как книгу.
↑ Перейти к этому комментарию
Такими веерами даже пользоваться страшно.
Такими веерами даже пользоваться страшно.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: