о египетском семейном бюджете и аль Азхаре
В Египте очередной скандал на семейно-правовую тему. Аль-Азхар выпустил фетву, согласно которой женщина имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком. Ну как выпустил - глава отдела фетв высказался в таком духе, отвечая на вопрос одной из телезрительниц в прямом эфире. И понеслось - мужчины негодуют: "как же так, у женщины отдельный бюджет, ведь работая, она крадёт семейное время", "я, понимаешь, выходить ей из дома разрешаю, а она вкладываться не хочет", "а разве расходование на семью не лучшее садака" и прочие аргументы, словно снятые под копирку с последних дискуссий о "феминистках" в русскоязычных соцсетях. Противная сторона, понятное дело, тоже не дремлет и парирует а-ля гульназ: "уважаемые господа привыкли потрошить карманы своей жены и аль-азхар им не указ".
Откуда такая реакция на привычную, казалось бы, тему? То, что у жены могут быть свои деньги, которыми она вправе распоряжаться как ей заблагорассудится, факт известный. Жена в Египте всегда имеет отдельный бюджет: это деньги мужа на дом, а это - своя зарплата, капитал от личного бизнеса или наследство. Деньги из разных источников не смешиваются, если, конечно, жена по собственному желанию не решит потратиться на семью. Иногда эти траты носят постоянный характер: женщина вкладывает в семейный бюджет часть заработка, обычно треть или четверть. Остальное тратит на себя или откладывает.
Почему тогда египтяне так бурно реагируют на решение аль-Азхара? Египет сейчас переживает не лучшие времена: страна развивается, всюду стройки и амбициозные проекты. Как это обычно бывает, денег на прогресс не хватает. Растут цены и налоги, народ все туже затягивает пояса. Давно канули в лету благословенные времена, когда работающий муж мог содержать пяток детей и жену, ухитряясь вдобавок покупать ей золото в подарок. Нынче дети, как и золото, дороги, и чтобы сносно содержать семью, покупать мясо и платить за школы, мужчине надо вкалывать, как проклятому. Или принимать помощь жены. Последняя все чаще работает вне дома: посещает ежедневно офис или строит собственный бизнес. Понятное дело, начав зарабатывать, они хотят самостоятельно распоряжаться своим заработком. И это их желание, вполне законное с точки зрения шариата, для некоторых мужей сродни предательству. С одной стороны, без денег жены теперь не выжить, с другой непривычно от нее зависеть. А тут еще аль-Азхар со своим напоминанием некстати. В итоге мы имеем дискуссии, так похожие на дебаты мусульман пост-советского пространства. Ситуация там похожая: влияние патриархальных традиций слабеет, женщины становятся все более самостоятельными. И забавное дело, для подтверждения справедливости своих притязаний женский пол ссылается на прогрессивный опыт арабских стран: который, выходит, недалеко от нас ушёл.
Откуда такая реакция на привычную, казалось бы, тему? То, что у жены могут быть свои деньги, которыми она вправе распоряжаться как ей заблагорассудится, факт известный. Жена в Египте всегда имеет отдельный бюджет: это деньги мужа на дом, а это - своя зарплата, капитал от личного бизнеса или наследство. Деньги из разных источников не смешиваются, если, конечно, жена по собственному желанию не решит потратиться на семью. Иногда эти траты носят постоянный характер: женщина вкладывает в семейный бюджет часть заработка, обычно треть или четверть. Остальное тратит на себя или откладывает.
Почему тогда египтяне так бурно реагируют на решение аль-Азхара? Египет сейчас переживает не лучшие времена: страна развивается, всюду стройки и амбициозные проекты. Как это обычно бывает, денег на прогресс не хватает. Растут цены и налоги, народ все туже затягивает пояса. Давно канули в лету благословенные времена, когда работающий муж мог содержать пяток детей и жену, ухитряясь вдобавок покупать ей золото в подарок. Нынче дети, как и золото, дороги, и чтобы сносно содержать семью, покупать мясо и платить за школы, мужчине надо вкалывать, как проклятому. Или принимать помощь жены. Последняя все чаще работает вне дома: посещает ежедневно офис или строит собственный бизнес. Понятное дело, начав зарабатывать, они хотят самостоятельно распоряжаться своим заработком. И это их желание, вполне законное с точки зрения шариата, для некоторых мужей сродни предательству. С одной стороны, без денег жены теперь не выжить, с другой непривычно от нее зависеть. А тут еще аль-Азхар со своим напоминанием некстати. В итоге мы имеем дискуссии, так похожие на дебаты мусульман пост-советского пространства. Ситуация там похожая: влияние патриархальных традиций слабеет, женщины становятся все более самостоятельными. И забавное дело, для подтверждения справедливости своих притязаний женский пол ссылается на прогрессивный опыт арабских стран: который, выходит, недалеко от нас ушёл.
+10 |
![]() |
6 комментариев |
Комментарии
И сейчас так рада, что отказала. Хоть он и по-русски говорил сносно, доктор (приезжал на повышение квалификации в Москву), обещал научить всему, поддерживать и огородить от своей турецкой родни...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: