Познаем Москву... " Волхонка". Часть 2.
Притомились, сударыни....
Вроде бы и расстояние прошли небольшое..... А устали....
Все, Клио виновата, рассказывает без умолку свои истории...Надо бы отдохнуть немножко....
Давайте вспомним: Что нам " строить и жить помогает"? Спасает в трудную минуту, поднимает настроение?
- Конечно, песня....
- Сделаем экскурсию нашу интерактивной..... Споем для начала....Например, известный " шлягер" на стихи Михаила Матусовского и музыку Тихона Хренникова " Московские окна"..... Клио и шпаргалочки с текстом заготовила....
" Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись,
Здесь живут мои друзья
И дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Он мне дорог с давних лет
И его яснее нет,
Московских окон
Негасимый свет.
Я люблю под окнами мечтать
Я могу как книги их читать
И заветный свет храня,
И лаская, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня."
Почему мы пели именно эту песню..... Помните, Клио попросила в конце первой части нашей экскурсии по Волхонке посмотреть на крайнее окно второго этажа углового дома?
Посмотрели?
Что дома могут рассказать много интересного о своих обитателях, мы уже убедились... Но, как много удивительного могут поведать московские окна..... " Послушаем " одно из них.....
За тем крайним окном, на втором этаже, что ближе к Волхонке,находилась мастерская замечательного русского художника Василия Андреевича Тропинина...
А дом, в котором, первоначально снял квартиру живописец, находилась на самой знаменитой улице....
На втором этаже флигеля и жил художник.....
Правда, историческая табличка, висит на соседнем доме..... Почему? Об этом чуть позже.....
Вернемся к "нашему" окну..... Вы заметили, что на третьем этаже флигеля имеется большое окно... Долгое время считали, что именно за ним находилась мастерская художника.... Но историки выяснили, что первоначально флигель, принадлежащий подполковнику Воейкову, был двухэтажным.... И лишь позднее был построен третий этаж.... И надо же случиться такому совпадению.... За большим окном на третьем этаже была мастерская артели художников Ильи Семеновича Остроухова, Михаила Анатольевича Мамонтова, Николая Сергеевича Третьякова и Валентина Александровича Серова....
Причем Илья Остроухов потратил весь свой первый гонорар на то, чтобы снять мастерскую. Он даже привлек состоятельных художников Третьякова и Мамонтова в качестве меценатов. Серова же , не имевшего тогда средств на содержание собственной мастерской, собратья по цеху, пригласили в свою " артель" на дружеских началах..... Настоящее художественное братство....
Друзья поддерживали молодого и начинающего живописца Серова. И даже устроили ему выгодный заказ, чтобы художник заработал деньги и смог поехать с ними в путешествие по Италии.....
А что же Василий Тропинин?.... Первоначально художник снял квартиру в двухэтажном флигеле Зимулина, который на Волхонке.....Это была его первая квартира.... Своя....
Судьба мастера необычна....
Тропинин был крепостным графа Моркова до 47 лет. Ничего удивительного. Каждый " просвещенный" помещик в то время стремился иметь собственного крепостного живописца. Так сказать для " престижа".....
Васенька Тропинин с детства имел художественное дарование. Отец просил барина отдать мальчика в обучение к живописцу. Морков же отправил учиться талантливого паренька на.... кондитера.
То ли совесть замучила помещика, то ли увидел он успехи мальчика в рисовании, но в конце концов Морков отпустил учиться своего крепостного учиться в Академию художеств.
Первая же выставка картин, на которой были выставлены работы молодого Василия Тропинина, вызвали восхищение у публики.... И.... Граф Морков забрал художника из Академии, не дав закончить учебу. Испугался помещик, что может потерять крепостного.
И стал Василий лакеем и кондитером в барском доме. Но кисть не бросил... В свободное время писал живописные полотна...
Временами хозяин хвастался работами талантливого живописца. Однажды в гости к Моркову приехал французский ученый. Ему показали картины Тропинина, гость был в восхищении.
Во время обеда Тропинин появился за столом в качестве лакея. Француз стал усаживать художника за графский стол.... Во Франции к тому времени давно не было крепостного права.... Случился конфуз....
И только в 1823 году Василий Андреевич получил вольную и... звание кандидата в академики.. Уже была написана " Кружевница"...

Эту картину оценил высоко Карл Брюллов: " Если бы Тропинин был за границей, то был бы первым портретистом"....
Но Морков стремился держать художника на "коротком поводке", рядом......Семье художника он вольную не дал....
Можно представить радость человека, получившего свободу, снявшего собственное жилье, ставшего первым московским портретистом.
Когда Карл Брюллов , признанный мастер, приезжал из Петербурга в Москву, он всегда отказыаался писать портреты москвичей, мотивируя тем: " У Вас есть собственный превосходный художник".
Одно омрачало радость Тропинина - невозможность воссоединиться с семьей.... Пять лет ждал художник раскрепощения жены и сына....

Кстати, портрет сынишки - одна из лучших картин художника. Русские живописцы девятнадцатого века открыли настоящий детский портрет. До этого детей изображали как "маленьких взрослых". А наши художники в ребенке увидели ребенка..... Примером этому служит тропининская работа.
Отношение художника к портрету можем выразить его же словами: " Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих"...
Поселившись на Волхонке, Тропинин приобрел возможность иметь и собственную мастерскую.... К нему приходили позировать знаменитые люди эпохи. Многие делали надписи на дверях квартиры: " Был К.Брюллов", " Был Витали".... Мог рядом оказаться и автограф Пушкина.....
Точно установлено, что зимой 1927 года поэт стал позировать художнику. Сеансы проходили в доме на Волхонке....
Александр Сергеевич выглядит на портрете совершенно домашним: в просторном халате, ворот рубашки растегнут, шейный платок повязан небрежно, на пальце - заветный перстень.

Писатель Полевой, хорошо знавший поэта, написал: " Сходство портрета с подлинником поразительное".
Соболевский, которому был подарен портрет остался доволен работой Тропинина....
Но.... Дальше случилась почти детективная история....
Владелец шедевра, уезжая за границу, оставил портрет Ивану Киреевскому, тот Шевыреву.....
А, когда вернулся..... То обнаружил лишь копию портрета.... Кто осуществил подмену, так и не выяснили.... И лишь в 50- е годы, пропавший шедевр обнаружили по соседству, через улицу от квартиры художника , в лавке менялы...Тропинин был еще жив и удостоверил подлинность своей работы...Но реставрировать не стал, сказав, что " не смеет трогать черты, положенные с натуры и при том молодой рукой". Так что на портрете мы видим изображение подлинного Пушкина домашнего и родного...
К тому времени художник вместе с семьей перехал во флигель с знаменитым окном на втором этаже на Ленивке...Здесь Тропинин прожил более двадцати лет... Портретист не раз усаживал именно к окну заказчиков.
Из него открывался великолепный вид на Кремль. И на заднем плане многих работ Василия Андреевича, мы видим историческую панораму стен, башен, собора.....
Знаменитый автопортрет художника с кистями и палитрой на фоне окна с видами на Кремль, написан в 1844 году и повторен в 1846 году.

Это было время апофеоза творчества художника. Все в его жизни сложилось, он получил признание....
И пейзаж за окном реалистичный, соответствующий действительному виду из окна квартиры., как бы подчеркивал , профессиональный успех художника... Не всем же дано жить в такой квартире....
Бросается в глаза, размеры окна, которые превышают реальные. Сделано это Тропининым сознательно "в знак сопричастности, единения его жизни и творчества с Москвой"...
А табличку неплохо бы перевесить с дома на Волхонке...Не жил Василий Андреевич в центральном доме..... Местами его обитаия и творчества были флигели сначала на Волхонке 11, затем на Ленивке 1/9..
Вот Вам и окно.... Сколько интересного мы узнали, стоя только под одним из московских окон...
А что может поведать центральный дом? Конечно, о многом....Хотя бы о том, что в доме жил дядя Александра Грибоедова - знаменитого писателя, музыканта и дипломата - Александр Федорович Грибоедов.
Это тот самый родственник, который стал прототипом одного из героев пьесы " Горе от ума" Фамусова. Интересно, что дочь родственника Грибоедова носила имя Софья.....
Довольно, довольно..... Идемте, дальше.....Если мы у каждого дома будем останавливаться, то придется с ночлегом на Волхонке остаться, уважаемые сударыни.... Все здесь наполнено историей.....
В шестнадцатом веке , царь Иван Грозный взял эти земли в опричнину., поскольку располагался здесь Колымажный ( Конюшенный) двор. В нем хранились средства царского передвижения., что позволяло царскому войску, челяди быть мобильными....
Столицей опричной части государства стал город Александров, что расположен во Владимирской области.... Интереснейшее место, хочу Вас заверить... Больше всего поразило, как сотрудники музея защищают царя Ивана Васильевича, оправдывают политику им проводимую........ Но сейчас мы об этом вести беседу не будем....Если, будете в тех краях, обязательно посетите царскую слободу...Может быть специально сьездите в город Александров.... Не пожалеете...
А мы гуляем по Волхонке.... Конечно, внимание привлекает здание Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Какова роль личности в истории? На мой взгляд, главная и первейшая..... Ох и досталось бы мне за эти слова от моей учительницы истории в былые времена.....
Это все Гумилев виноват со своей теорией пассионарности.... Короче, считаю, что харизматическая личность - это дар Божий любому народу..... Именно таким человеком был отец Марины Цветаевой Иван Владимирович, профессор Московского университета. В 1894 он предложил создать Музей изящных искусств.
Общественность поддержала идею.
Был обьявлен конкурс на разработку проекта, начался сбор финансовых средст....
И свершилось.... В 1898 году на территории бывшего Колымажного двора было заложено здание музея....Главным архитектором становится Роман Иванович Клейн....
Русские капиталисты, или как их презрительно называли -буржуи - жертвовали деньги, дарили свои коллекции живописи и антиквариата будущему музею........
На многие годы имена Сергея Ивановича Щукина, Ивана Абрамовича Морозова, Юрия Степановича Нечаева - Мальцева и многих, многих других меценатов были вычеркнуты из учебников истории. Но именно они воплотили мечту о создании Музея изящных искусств в реальность.
31 мая 1912 состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств им. Императора Александра Третьего.... Название было дано по желанию первой крупной жертвовательницы Варвары Алексеевны Алексеевой... Вот и скажи после этого, что в дореволюционной России не было гражданского общества....
Люблю бывать в ГМИИ имени А. С. Пушкина ( в год столетия со дня смерти великого поэта в 1937 году музей получил его имя). Это царство греческой богини Клио.... Большинство экспонатов - слепки и копии классических произведений мирового искусства.... Ну и что из этого.... Какие великолепные уроки истории, экскурсии здесь можно проводить.... Главное заронить зерно любви к прекрасному.... И, возможно, жизнь засияет у кого- то посетителей более ярким светом....
У каждого из нас, уважаемые мои сударыни, есть памятные воспоминания....
Музей подарил лично мне несколько ярких впечатлений В 1973 году посетила великолепную выставку " Сокровища гробницы Тутанхамона". А в 1974 году "встретилась" с знаменитой " Джокондой" кисти Леонардо да Винчи.... Конечно, тайну улыбки Моны Лизы , мне не удалось раскрыть, но чувство радости и восхищения от встречи с портретом остались навсегда...
На противоположной стороне улицы внимание привлекает яркое здание. Это галерея художника Ильи Глазунова, не так давно ушедшего от нас в мир иной....
Илья Андреевич подарил свою коллекцию картин городу Москве. Герб наверху здания подтверждает, что здание принадлежит столице....
Впечатления, оставшееся от посещения галереи, очень яркие.... Особенно люблю историческую живопись Глазунова..... " Вечная Россия"....Могу рассматривать его полотна часами..... А картина " Царевич Дмитрий", когда впервые увидела ее, вызвала эмоциональный шок.... Впрочем, у Вас может быть другое мнение, сударыни...
Малый Знаменский переулок, что рядом с музеем, поражает количеством усадеб. Дом Лопухиных. В нем сейчас находится музей Рериха....
Усадьба Голицыных....Сколько дивных историй можно рассказать об этих местах. Поведую, хотя бы одну.... Обратите внимание на эти ворота....Они увенчаны княжеским гербом. В изящную воротную решетку вплетен латинский вензель "PMG" принц Михаил Голицын....
Сколько раз матушка Екатерина Вторая проезжала через эти ворота....... А впрочем, все по порядку.... В 1774 году государыня назначила Москву центром торжеств по поводу мира с турками и планировала собственной персоной прибыть в первопрестольную, чтобы встретить победителя - полководца графа Румянцева.
Собственного дворца в центре города царица не имела, а потому, стала искать пристанище достойное.... Было написано письмо Голицыну: " нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась".... Это был намек явный. Ответ князя понятен......Конечно, государыня была приглашена для проживания в Голицынский дворец.....
Расчет Екатерины был верен. Не мог отказать сановник в гостеприимстве матушке - государыне....
А усадьба находилась в центре Москвы, недалеко от Кремля, рядом - Колымажный двор, способный разместить придворный " поезд".... Дело за " малым".... Перестройкой здания.
За четыре месяца под руководством Матвея Казакова "приспособили и соединили переходами дома, вошедшие в состав дворца, а позади Голицынского дворца построили особый деревянный корпус с тронным залом"....
Так появился Пречистенский дворец Екатерины. Вот как она отзывалась о нем: " опознаться в этом лабиринте премудренная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, в жизни мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию.... "
Но была в этом дворце особенная дверь, которая вела в соседний по переулку дом, принадлежащий матери Потемкина.....
Ах, государыня, государыня, матушка Екатерина.... Венценосица наша.... Ничто человеческое Вам было не чуждо... Помимо дел государственных, душа и сердце просили любви и нежности... Да и век был альковный... Стрелы Амура все чаще поражали Ваше сердце... Вот и в Москву приехали не просто с очередным возлюбленным, а по мнению современников, тайным супругом светлейшим князем Григорием Потемкиным. Шел второй год Вашего брака - один из счастливейших в жизни....
И плод любви появился на свет....
12 июля 1775 года в Пречистенском дворце сорокашестилетняя Екатерина родила девочку. Новорожденную назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью племянника Потемкина графа Самойлова.
Роман Екатерины и Потемкина был бурным... Но недолгим... И постепенно сходил на нет... Но не было супружеских сцен и отчуждения.... Этих двух людей, связывала вещь поважнее "амуров". Они были тружениками империи. Оба тянули воз российских государственных забот....
И Потемкин был коренником в этой упряжке....
Менялись фавориты и фаворитки, но отношения между Екатериной и Потемкиным оставались уважительными.... Достаточно прочитать письма государыни.
" Нет ласки, мой друг, которую бы я не хотела сказать вам, вы очаровательны за то, что взяли Бендеры без потери одного человека".
" Между тобой и мноою, мой друг, дело в кратких словах: ты мне служишь и я признательна...."
" Не опасайся, не забуду тебя"...
Смерть Потемкина пережила Екатерина тяжело - рухнула главная опора ее царствования....Это будет потом
Но здесь, в Пречистенском дворце в Москве, государыня так была счастлива с любимым Грицем....
Все было, было....
Вернемся на Волхонку.... На здании Музея видим выбоины....Следы от фашистских снарядов.
Эту " память " оставила Великая Отечественная война...
По пути читаем памятные таблички.... В одном из домов была мастерская В. И. Сурикова.
В Голицынском дворце, в кабинете Сергея Михайловича Голицына писал свои пьесы драматург Александр Николаевич Островский.... В 1885 году соседнюю квартиру занимал Иван Сергеевич Аксаков...Он умер в 1887 году за рабочим столом, в комнате окнами на Храм Христа Спасителя....
Мы подошли к дому - усадьбе Румянцева- Задунайского.... Пройти к нему можно и с улицы, и через задний двор Голицыных, как, вероятно, ходила императрица.... Именно для чествования Румянцева, помним, и приезжала государыня в первопрестольную....
После смерти фельдмаршала, дом менял владельцев, горел в 1812 году.... Восстановленный - стал учебным заведением. В нем разместилась Первая московская мужская гимназия....
Что за странное сооружение среди дворцов и музеев.... Это легендарная закрытая кремлевская заправка....
Споры идут до сих пор: оставить или снести сей артефакт..... А время идет..... Вот уже и сие сооружение превратилась в музейный экспонат недавнего прошлого....
Напротив, храм Христа Спасителя.....Восстановленный..... Красивый.... Гордый.... Все переживший..... Возродившийся, как птица Феникс из пепла..... Но сжимается сердце, когда вспоминаешь о трагедии - разрушении святыни.... Никогда, никогда не вернуть фрески, созданные великими живописцами прошлого........ Прости нас, Господи.....Сами не ведаем, что творим порой.....
Музей изобразительных искусств имени А, С. Пушкина вынес на общественное обсуждение идею превратить Волхонку в музейную зону.... Появилась возможность музеефицировать семь городских усадеб....О некоторых из них мы сегодня с Вами узнали, сударыни...О других - разговор впереди....
Пожелаем успеха, в добром начинании авторам проекта....В добрый путь!!! Пусть сбудется.... Дорогу осилит идущий.....
Завершали мы свое "" путешествие" в Масленицу.... Возвращались к метро через Александровский сад и Манежную площадь... Праздник в разгаре....
Мои же мысли устремились в Петровскую эпоху, с которой и началась наша экскурсия в первой части дневниковой записи о Волхонке....Воображение рисовало следующую картину....
" По случаю Ништадского мира в 1722 году царь дал в Москве невиданный дотоле маскарад и санное катание. В четверг на Масленице открылось шествие большого поезда из села Всесвятского, где еще накануне с вечера было собрано множество морских судов разного вида и разной величины саней, запряженных разными зверями. По данному ракетой сигналу сухопутный флот, напоминающий древний великого князя Олега, на полозьях и колесах протянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший в больших санях, запряженных в шестерик лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками.
В следующих санях ехал князь - папа, Зотов, облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем; в ногах у него сидел Бахус на бочке. За ним следовала свита пьяниц, замыкаемая шутом в санях, запряженных четырьмя свиньями. Затем началось шествие самого флота под предводительством Нептуна, сидевшего с трезубцем в руках на колеснице, везомой двумя сиренами.
В процессии находился и князь - кесарь Ромодановский, в царской мантии и княжеской короне; он занимал первое место в большой лодке, везомой двумя живыми медведями. Наконец, следовал громадный 88-пушечный корабль.....
На этом корабле, везомом 16- ю лошадьми, сидел сам император в одежде флотского капитана с адмиралами и офицерами и маневрировал кораблем, как бы на море. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы. Государыня была в наряде простой остфризской крестьянки; свита царицы состояла из придворных дам и кавалеров, одетых арабами.
За гондолой появились настоящие герои маскарада, известные под именем " неугомонной обители", или " всепустейшаго собора". Они сидели в широких длинных санях, сделанных в виде драконовой головы, и наряжены были волками и журавлями, мелведями, драконами, представляя в лицах героев Эзоповых башен.
Пестрое маскарадное шествие потянулось через Тверские ворота в Кремль при пушечных выстрелах. Эта процессия достигла дворца только вечером. На следующий день и на третий день, 2 февраля, сбор был назначен у ворот, построенных на этот случай купечеством. Этот маскарад окончился великолепным пиршеством и фейерверком. Участвовавшие в этом маскараде в течение четырех дней каждый день меняли костюмы на новые." (М.И.Пыляев " Старая Москва"
.
Традиции не умирают.... Шумит, гудит, гуляет Москва... Масленица.... Веселый старинный праздник.... В этом году мы словно окунулись в мир, созданный Н.В. Гоголевым в его " Вечерах на хуторе близ Диканьки".... Судите сами.... Посмотрите на фотографии....
А вот и наша страдалица.... Предстоит ей сгореть в жарком пламени... Уходит зима.... Отворяй ворота.... Весна на пороге...
- Чайку горяченького, блинков сладеньких, бараночек... Не желаете ли.... Можно попотчеваться....
А личины- маски, как в Петровское время....
Куклы - скрутки безлицые тоже тут.....
И солнце Красное.... Весна, весна наступает....
Вот и закончилась наша экскурсия по Волхонке.... Сколько мы исторических пластов перевернули, в каких исторических периодах побывали.... Стоит Москва.... Хорошеет столица... И я так рада, что вернули улочкам и переулочкам, площадям исконно старинные имена.... Таким теплом веет от их названий...." Преданья старины глубокой" ведуют нам..... Возвращают к истокам....
Благодарю всех, кто был рядом.... До встречи.... Ваша Клио.....
Вроде бы и расстояние прошли небольшое..... А устали....
Все, Клио виновата, рассказывает без умолку свои истории...Надо бы отдохнуть немножко....
Давайте вспомним: Что нам " строить и жить помогает"? Спасает в трудную минуту, поднимает настроение?
- Конечно, песня....
- Сделаем экскурсию нашу интерактивной..... Споем для начала....Например, известный " шлягер" на стихи Михаила Матусовского и музыку Тихона Хренникова " Московские окна"..... Клио и шпаргалочки с текстом заготовила....
" Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись,
Здесь живут мои друзья
И дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Он мне дорог с давних лет
И его яснее нет,
Московских окон
Негасимый свет.
Я люблю под окнами мечтать
Я могу как книги их читать
И заветный свет храня,
И лаская, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня."
Почему мы пели именно эту песню..... Помните, Клио попросила в конце первой части нашей экскурсии по Волхонке посмотреть на крайнее окно второго этажа углового дома?
Посмотрели?
- Поделиться

Что дома могут рассказать много интересного о своих обитателях, мы уже убедились... Но, как много удивительного могут поведать московские окна..... " Послушаем " одно из них.....
За тем крайним окном, на втором этаже, что ближе к Волхонке,находилась мастерская замечательного русского художника Василия Андреевича Тропинина...
А дом, в котором, первоначально снял квартиру живописец, находилась на самой знаменитой улице....
На втором этаже флигеля и жил художник.....
- Поделиться

Правда, историческая табличка, висит на соседнем доме..... Почему? Об этом чуть позже.....
- Поделиться

Вернемся к "нашему" окну..... Вы заметили, что на третьем этаже флигеля имеется большое окно... Долгое время считали, что именно за ним находилась мастерская художника.... Но историки выяснили, что первоначально флигель, принадлежащий подполковнику Воейкову, был двухэтажным.... И лишь позднее был построен третий этаж.... И надо же случиться такому совпадению.... За большим окном на третьем этаже была мастерская артели художников Ильи Семеновича Остроухова, Михаила Анатольевича Мамонтова, Николая Сергеевича Третьякова и Валентина Александровича Серова....
Причем Илья Остроухов потратил весь свой первый гонорар на то, чтобы снять мастерскую. Он даже привлек состоятельных художников Третьякова и Мамонтова в качестве меценатов. Серова же , не имевшего тогда средств на содержание собственной мастерской, собратья по цеху, пригласили в свою " артель" на дружеских началах..... Настоящее художественное братство....
Друзья поддерживали молодого и начинающего живописца Серова. И даже устроили ему выгодный заказ, чтобы художник заработал деньги и смог поехать с ними в путешествие по Италии.....
А что же Василий Тропинин?.... Первоначально художник снял квартиру в двухэтажном флигеле Зимулина, который на Волхонке.....Это была его первая квартира.... Своя....
Судьба мастера необычна....
Тропинин был крепостным графа Моркова до 47 лет. Ничего удивительного. Каждый " просвещенный" помещик в то время стремился иметь собственного крепостного живописца. Так сказать для " престижа".....
Васенька Тропинин с детства имел художественное дарование. Отец просил барина отдать мальчика в обучение к живописцу. Морков же отправил учиться талантливого паренька на.... кондитера.
То ли совесть замучила помещика, то ли увидел он успехи мальчика в рисовании, но в конце концов Морков отпустил учиться своего крепостного учиться в Академию художеств.
Первая же выставка картин, на которой были выставлены работы молодого Василия Тропинина, вызвали восхищение у публики.... И.... Граф Морков забрал художника из Академии, не дав закончить учебу. Испугался помещик, что может потерять крепостного.
И стал Василий лакеем и кондитером в барском доме. Но кисть не бросил... В свободное время писал живописные полотна...
Временами хозяин хвастался работами талантливого живописца. Однажды в гости к Моркову приехал французский ученый. Ему показали картины Тропинина, гость был в восхищении.
Во время обеда Тропинин появился за столом в качестве лакея. Француз стал усаживать художника за графский стол.... Во Франции к тому времени давно не было крепостного права.... Случился конфуз....
И только в 1823 году Василий Андреевич получил вольную и... звание кандидата в академики.. Уже была написана " Кружевница"...

Эту картину оценил высоко Карл Брюллов: " Если бы Тропинин был за границей, то был бы первым портретистом"....
Но Морков стремился держать художника на "коротком поводке", рядом......Семье художника он вольную не дал....
Можно представить радость человека, получившего свободу, снявшего собственное жилье, ставшего первым московским портретистом.
Когда Карл Брюллов , признанный мастер, приезжал из Петербурга в Москву, он всегда отказыаался писать портреты москвичей, мотивируя тем: " У Вас есть собственный превосходный художник".
Одно омрачало радость Тропинина - невозможность воссоединиться с семьей.... Пять лет ждал художник раскрепощения жены и сына....

Кстати, портрет сынишки - одна из лучших картин художника. Русские живописцы девятнадцатого века открыли настоящий детский портрет. До этого детей изображали как "маленьких взрослых". А наши художники в ребенке увидели ребенка..... Примером этому служит тропининская работа.
Отношение художника к портрету можем выразить его же словами: " Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих"...
Поселившись на Волхонке, Тропинин приобрел возможность иметь и собственную мастерскую.... К нему приходили позировать знаменитые люди эпохи. Многие делали надписи на дверях квартиры: " Был К.Брюллов", " Был Витали".... Мог рядом оказаться и автограф Пушкина.....
Точно установлено, что зимой 1927 года поэт стал позировать художнику. Сеансы проходили в доме на Волхонке....
Александр Сергеевич выглядит на портрете совершенно домашним: в просторном халате, ворот рубашки растегнут, шейный платок повязан небрежно, на пальце - заветный перстень.

Писатель Полевой, хорошо знавший поэта, написал: " Сходство портрета с подлинником поразительное".
Соболевский, которому был подарен портрет остался доволен работой Тропинина....
Но.... Дальше случилась почти детективная история....
Владелец шедевра, уезжая за границу, оставил портрет Ивану Киреевскому, тот Шевыреву.....
А, когда вернулся..... То обнаружил лишь копию портрета.... Кто осуществил подмену, так и не выяснили.... И лишь в 50- е годы, пропавший шедевр обнаружили по соседству, через улицу от квартиры художника , в лавке менялы...Тропинин был еще жив и удостоверил подлинность своей работы...Но реставрировать не стал, сказав, что " не смеет трогать черты, положенные с натуры и при том молодой рукой". Так что на портрете мы видим изображение подлинного Пушкина домашнего и родного...
К тому времени художник вместе с семьей перехал во флигель с знаменитым окном на втором этаже на Ленивке...Здесь Тропинин прожил более двадцати лет... Портретист не раз усаживал именно к окну заказчиков.
Из него открывался великолепный вид на Кремль. И на заднем плане многих работ Василия Андреевича, мы видим историческую панораму стен, башен, собора.....
Знаменитый автопортрет художника с кистями и палитрой на фоне окна с видами на Кремль, написан в 1844 году и повторен в 1846 году.

Это было время апофеоза творчества художника. Все в его жизни сложилось, он получил признание....
И пейзаж за окном реалистичный, соответствующий действительному виду из окна квартиры., как бы подчеркивал , профессиональный успех художника... Не всем же дано жить в такой квартире....
Бросается в глаза, размеры окна, которые превышают реальные. Сделано это Тропининым сознательно "в знак сопричастности, единения его жизни и творчества с Москвой"...
А табличку неплохо бы перевесить с дома на Волхонке...Не жил Василий Андреевич в центральном доме..... Местами его обитаия и творчества были флигели сначала на Волхонке 11, затем на Ленивке 1/9..
Вот Вам и окно.... Сколько интересного мы узнали, стоя только под одним из московских окон...
А что может поведать центральный дом? Конечно, о многом....Хотя бы о том, что в доме жил дядя Александра Грибоедова - знаменитого писателя, музыканта и дипломата - Александр Федорович Грибоедов.
Это тот самый родственник, который стал прототипом одного из героев пьесы " Горе от ума" Фамусова. Интересно, что дочь родственника Грибоедова носила имя Софья.....
Довольно, довольно..... Идемте, дальше.....Если мы у каждого дома будем останавливаться, то придется с ночлегом на Волхонке остаться, уважаемые сударыни.... Все здесь наполнено историей.....
В шестнадцатом веке , царь Иван Грозный взял эти земли в опричнину., поскольку располагался здесь Колымажный ( Конюшенный) двор. В нем хранились средства царского передвижения., что позволяло царскому войску, челяди быть мобильными....
Столицей опричной части государства стал город Александров, что расположен во Владимирской области.... Интереснейшее место, хочу Вас заверить... Больше всего поразило, как сотрудники музея защищают царя Ивана Васильевича, оправдывают политику им проводимую........ Но сейчас мы об этом вести беседу не будем....Если, будете в тех краях, обязательно посетите царскую слободу...Может быть специально сьездите в город Александров.... Не пожалеете...
А мы гуляем по Волхонке.... Конечно, внимание привлекает здание Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
- Поделиться

Какова роль личности в истории? На мой взгляд, главная и первейшая..... Ох и досталось бы мне за эти слова от моей учительницы истории в былые времена.....
Это все Гумилев виноват со своей теорией пассионарности.... Короче, считаю, что харизматическая личность - это дар Божий любому народу..... Именно таким человеком был отец Марины Цветаевой Иван Владимирович, профессор Московского университета. В 1894 он предложил создать Музей изящных искусств.
Общественность поддержала идею.
Был обьявлен конкурс на разработку проекта, начался сбор финансовых средст....
И свершилось.... В 1898 году на территории бывшего Колымажного двора было заложено здание музея....Главным архитектором становится Роман Иванович Клейн....
Русские капиталисты, или как их презрительно называли -буржуи - жертвовали деньги, дарили свои коллекции живописи и антиквариата будущему музею........
На многие годы имена Сергея Ивановича Щукина, Ивана Абрамовича Морозова, Юрия Степановича Нечаева - Мальцева и многих, многих других меценатов были вычеркнуты из учебников истории. Но именно они воплотили мечту о создании Музея изящных искусств в реальность.
31 мая 1912 состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств им. Императора Александра Третьего.... Название было дано по желанию первой крупной жертвовательницы Варвары Алексеевны Алексеевой... Вот и скажи после этого, что в дореволюционной России не было гражданского общества....
Люблю бывать в ГМИИ имени А. С. Пушкина ( в год столетия со дня смерти великого поэта в 1937 году музей получил его имя). Это царство греческой богини Клио.... Большинство экспонатов - слепки и копии классических произведений мирового искусства.... Ну и что из этого.... Какие великолепные уроки истории, экскурсии здесь можно проводить.... Главное заронить зерно любви к прекрасному.... И, возможно, жизнь засияет у кого- то посетителей более ярким светом....
У каждого из нас, уважаемые мои сударыни, есть памятные воспоминания....
Музей подарил лично мне несколько ярких впечатлений В 1973 году посетила великолепную выставку " Сокровища гробницы Тутанхамона". А в 1974 году "встретилась" с знаменитой " Джокондой" кисти Леонардо да Винчи.... Конечно, тайну улыбки Моны Лизы , мне не удалось раскрыть, но чувство радости и восхищения от встречи с портретом остались навсегда...
На противоположной стороне улицы внимание привлекает яркое здание. Это галерея художника Ильи Глазунова, не так давно ушедшего от нас в мир иной....
- Поделиться

- Поделиться

Илья Андреевич подарил свою коллекцию картин городу Москве. Герб наверху здания подтверждает, что здание принадлежит столице....
- Поделиться

Впечатления, оставшееся от посещения галереи, очень яркие.... Особенно люблю историческую живопись Глазунова..... " Вечная Россия"....Могу рассматривать его полотна часами..... А картина " Царевич Дмитрий", когда впервые увидела ее, вызвала эмоциональный шок.... Впрочем, у Вас может быть другое мнение, сударыни...
Малый Знаменский переулок, что рядом с музеем, поражает количеством усадеб. Дом Лопухиных. В нем сейчас находится музей Рериха....
- Поделиться

Усадьба Голицыных....Сколько дивных историй можно рассказать об этих местах. Поведую, хотя бы одну.... Обратите внимание на эти ворота....Они увенчаны княжеским гербом. В изящную воротную решетку вплетен латинский вензель "PMG" принц Михаил Голицын....
- Поделиться

- Поделиться

Сколько раз матушка Екатерина Вторая проезжала через эти ворота....... А впрочем, все по порядку.... В 1774 году государыня назначила Москву центром торжеств по поводу мира с турками и планировала собственной персоной прибыть в первопрестольную, чтобы встретить победителя - полководца графа Румянцева.
Собственного дворца в центре города царица не имела, а потому, стала искать пристанище достойное.... Было написано письмо Голицыну: " нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась".... Это был намек явный. Ответ князя понятен......Конечно, государыня была приглашена для проживания в Голицынский дворец.....
Расчет Екатерины был верен. Не мог отказать сановник в гостеприимстве матушке - государыне....
А усадьба находилась в центре Москвы, недалеко от Кремля, рядом - Колымажный двор, способный разместить придворный " поезд".... Дело за " малым".... Перестройкой здания.
За четыре месяца под руководством Матвея Казакова "приспособили и соединили переходами дома, вошедшие в состав дворца, а позади Голицынского дворца построили особый деревянный корпус с тронным залом"....
Так появился Пречистенский дворец Екатерины. Вот как она отзывалась о нем: " опознаться в этом лабиринте премудренная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, в жизни мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию.... "
Но была в этом дворце особенная дверь, которая вела в соседний по переулку дом, принадлежащий матери Потемкина.....
Ах, государыня, государыня, матушка Екатерина.... Венценосица наша.... Ничто человеческое Вам было не чуждо... Помимо дел государственных, душа и сердце просили любви и нежности... Да и век был альковный... Стрелы Амура все чаще поражали Ваше сердце... Вот и в Москву приехали не просто с очередным возлюбленным, а по мнению современников, тайным супругом светлейшим князем Григорием Потемкиным. Шел второй год Вашего брака - один из счастливейших в жизни....
И плод любви появился на свет....
12 июля 1775 года в Пречистенском дворце сорокашестилетняя Екатерина родила девочку. Новорожденную назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью племянника Потемкина графа Самойлова.
Роман Екатерины и Потемкина был бурным... Но недолгим... И постепенно сходил на нет... Но не было супружеских сцен и отчуждения.... Этих двух людей, связывала вещь поважнее "амуров". Они были тружениками империи. Оба тянули воз российских государственных забот....
И Потемкин был коренником в этой упряжке....
Менялись фавориты и фаворитки, но отношения между Екатериной и Потемкиным оставались уважительными.... Достаточно прочитать письма государыни.
" Нет ласки, мой друг, которую бы я не хотела сказать вам, вы очаровательны за то, что взяли Бендеры без потери одного человека".
" Между тобой и мноою, мой друг, дело в кратких словах: ты мне служишь и я признательна...."
" Не опасайся, не забуду тебя"...
Смерть Потемкина пережила Екатерина тяжело - рухнула главная опора ее царствования....Это будет потом
Но здесь, в Пречистенском дворце в Москве, государыня так была счастлива с любимым Грицем....
Все было, было....
Вернемся на Волхонку.... На здании Музея видим выбоины....Следы от фашистских снарядов.
- Поделиться

Эту " память " оставила Великая Отечественная война...
По пути читаем памятные таблички.... В одном из домов была мастерская В. И. Сурикова.
В Голицынском дворце, в кабинете Сергея Михайловича Голицына писал свои пьесы драматург Александр Николаевич Островский.... В 1885 году соседнюю квартиру занимал Иван Сергеевич Аксаков...Он умер в 1887 году за рабочим столом, в комнате окнами на Храм Христа Спасителя....
Мы подошли к дому - усадьбе Румянцева- Задунайского.... Пройти к нему можно и с улицы, и через задний двор Голицыных, как, вероятно, ходила императрица.... Именно для чествования Румянцева, помним, и приезжала государыня в первопрестольную....
- Поделиться

После смерти фельдмаршала, дом менял владельцев, горел в 1812 году.... Восстановленный - стал учебным заведением. В нем разместилась Первая московская мужская гимназия....
Что за странное сооружение среди дворцов и музеев.... Это легендарная закрытая кремлевская заправка....
- Поделиться

Споры идут до сих пор: оставить или снести сей артефакт..... А время идет..... Вот уже и сие сооружение превратилась в музейный экспонат недавнего прошлого....
Напротив, храм Христа Спасителя.....Восстановленный..... Красивый.... Гордый.... Все переживший..... Возродившийся, как птица Феникс из пепла..... Но сжимается сердце, когда вспоминаешь о трагедии - разрушении святыни.... Никогда, никогда не вернуть фрески, созданные великими живописцами прошлого........ Прости нас, Господи.....Сами не ведаем, что творим порой.....
- Поделиться

Музей изобразительных искусств имени А, С. Пушкина вынес на общественное обсуждение идею превратить Волхонку в музейную зону.... Появилась возможность музеефицировать семь городских усадеб....О некоторых из них мы сегодня с Вами узнали, сударыни...О других - разговор впереди....
Пожелаем успеха, в добром начинании авторам проекта....В добрый путь!!! Пусть сбудется.... Дорогу осилит идущий.....
Завершали мы свое "" путешествие" в Масленицу.... Возвращались к метро через Александровский сад и Манежную площадь... Праздник в разгаре....
Мои же мысли устремились в Петровскую эпоху, с которой и началась наша экскурсия в первой части дневниковой записи о Волхонке....Воображение рисовало следующую картину....
" По случаю Ништадского мира в 1722 году царь дал в Москве невиданный дотоле маскарад и санное катание. В четверг на Масленице открылось шествие большого поезда из села Всесвятского, где еще накануне с вечера было собрано множество морских судов разного вида и разной величины саней, запряженных разными зверями. По данному ракетой сигналу сухопутный флот, напоминающий древний великого князя Олега, на полозьях и колесах протянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший в больших санях, запряженных в шестерик лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками.
В следующих санях ехал князь - папа, Зотов, облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем; в ногах у него сидел Бахус на бочке. За ним следовала свита пьяниц, замыкаемая шутом в санях, запряженных четырьмя свиньями. Затем началось шествие самого флота под предводительством Нептуна, сидевшего с трезубцем в руках на колеснице, везомой двумя сиренами.
В процессии находился и князь - кесарь Ромодановский, в царской мантии и княжеской короне; он занимал первое место в большой лодке, везомой двумя живыми медведями. Наконец, следовал громадный 88-пушечный корабль.....
На этом корабле, везомом 16- ю лошадьми, сидел сам император в одежде флотского капитана с адмиралами и офицерами и маневрировал кораблем, как бы на море. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы. Государыня была в наряде простой остфризской крестьянки; свита царицы состояла из придворных дам и кавалеров, одетых арабами.
За гондолой появились настоящие герои маскарада, известные под именем " неугомонной обители", или " всепустейшаго собора". Они сидели в широких длинных санях, сделанных в виде драконовой головы, и наряжены были волками и журавлями, мелведями, драконами, представляя в лицах героев Эзоповых башен.
Пестрое маскарадное шествие потянулось через Тверские ворота в Кремль при пушечных выстрелах. Эта процессия достигла дворца только вечером. На следующий день и на третий день, 2 февраля, сбор был назначен у ворот, построенных на этот случай купечеством. Этот маскарад окончился великолепным пиршеством и фейерверком. Участвовавшие в этом маскараде в течение четырех дней каждый день меняли костюмы на новые." (М.И.Пыляев " Старая Москва"

Традиции не умирают.... Шумит, гудит, гуляет Москва... Масленица.... Веселый старинный праздник.... В этом году мы словно окунулись в мир, созданный Н.В. Гоголевым в его " Вечерах на хуторе близ Диканьки".... Судите сами.... Посмотрите на фотографии....
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

А вот и наша страдалица.... Предстоит ей сгореть в жарком пламени... Уходит зима.... Отворяй ворота.... Весна на пороге...
- Поделиться

- Чайку горяченького, блинков сладеньких, бараночек... Не желаете ли.... Можно попотчеваться....
- Поделиться

А личины- маски, как в Петровское время....
- Поделиться

Куклы - скрутки безлицые тоже тут.....
- Поделиться

И солнце Красное.... Весна, весна наступает....
- Поделиться

Вот и закончилась наша экскурсия по Волхонке.... Сколько мы исторических пластов перевернули, в каких исторических периодах побывали.... Стоит Москва.... Хорошеет столица... И я так рада, что вернули улочкам и переулочкам, площадям исконно старинные имена.... Таким теплом веет от их названий...." Преданья старины глубокой" ведуют нам..... Возвращают к истокам....
Благодарю всех, кто был рядом.... До встречи.... Ваша Клио.....
- Поделиться

Комментарии
Сколько трагических судеб..... Написала о Тропинине.. А были и другие крепостные таланты: семья Аргуноаых, художник Сорока..... Неприглядная страница в нашей истории... Но, увы, так было, было...
А о национальном характере хорошо писал историк Ключевский.....Он впервые задумался о особенностяхи стал искать факторы, которые повлияли на его формирование........ Интересная тема...
Обнимаю, дорогая моя..... И пусть все будет хорошо.....
Вы знаете, многие бывшие советские предпочитают не общаться за рубежом - ни одна я такая, на сайте многие девочки из разных стран мира разделяют мою точку зрения. Потому что между бывшими соотечественниками частенько есть зависть, злость, желание насолить и "перейти дорогу": "О Боже, выткни мне глаз, чтобы сосед совсем ослеп!" Те же китайцы поддерживают друг друга, помогают, а "наши" -
Я люблю российскую глубинку..... В ней остались люди из " прошлого"..... Мои.... И здесь, на сайте, я нашла друзей по душе....Общаюсь, получаю удовольствие.... Поняла, что дружба может быть и виртуальной....
Такое чувство, как зависть постаралась изжить в себе.... С годами становишься мудрее.... А потом, что толку завидовать, страдать, не лучше ли найти себя в чем - то новом, построить для себя интересную жизнь.... Так немного осталось, но так много еще надо сделать на этой земле..... Обнимаю, подружка.... Рада, что Вы нашли себя, построили свой мир со своими идеаламии и приоритетами..... И очень рада, что мы с Вами встретились....
Успехов Вам в творчестве! Пишите еще - очень интересно Вас читать.
У младшего 5 баллов до максимума не хватило, у старшего максимум баллов. Оба стали победителями Призовой игры. 26 мая поедем на Закрытие олимпиады, будут награждать
Получила массу информации и положительных эмоций. Вы, замечательный рассказчик
Спасибо, что делитесь своими знаниями .
Пишите! Я всегда жду!
Самое удивительное то, что буквально через три дня очереди исчезли! мы ходили на выставку Кандинского, она была в том же Дворце искусств. Только Кандинский был на втором этаже, Глазунов на третьем. И можно было после Кандинского спокойно подняться на третий этаж и .еще раз посмотреть выставку, некоторые так и делали. Но мне ближе творчество Шилова, хотя его и ругают сильно.
Шилова тоже люблю... Портреты его очаровывают..... Многие люди, которых он писал, тоже уже история.... Гагаринский портрет такой человечный..... Как живой на нем Юрий Алесеевич....
А Кандинского, мне кажется, еще не оценили по достоинству..... А след в истории искусства он оставил несомненно.... Спасибо, дорогая моя подруга, за беседу, что рядом.... Обнимаю....
Волхонка - удивительное место... И пусть проект, предложенный музеем осуществится.... Настало время созидания..... Обнимаю.... Вечером напишу а личку....
а что Вы думаете о том, что музей Рериха стал государственным?
С Рерихами у меня " особые отношения".... Люблю их творчество.... Знаю много о встрече Николая Константиновича с его любимой Ладой - Еленой в доме Путятина.....
Музей стал государственным.... И, мне кажется, исчез, ушел рериховский дух.... Но, может быть, мне только кажется.... Надеюсь на сохранность экспонатов, исследовательскую работу.... Это то, что нам очень, очень надо беречь....Наше национальное богатство, наша гордость.... Рерихи - особый мир, со своей философской составляющей..
Я умышленно не стала раскрывать эту тему..... Может быть когда- нибудь и вернусь к этому дому, его бывшим и настоящим хозяевам, к рериховскому наследию.... Во всяком случае папочку с материалами и записями далеко не убрала.....Спасибо за вопрос, разбудили новые мысли....Обнимаю...
и я очень надеюсь на сохранность картин и записей, но как-то тревожно.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: