Краткая характеристика этапов развития детской игры

Возраст 1-2 года:
Индивидуальная игра – играют сами с собой в присутствии других детей, у каждого – своя игра), отношение к товарищу как к интересному объекту; постепенно начинают наблюдать друг за другом, подражать движениям и мимике. Часто отбирают игрушки друг у друга (нужно несколько наборов игрушек), ссорятся из-за них; диалога нет.
Игры, направленные на:
- закрепление и проверку способности запоминать – исчезновение предметов и людей из поля зрения ребенка (с 8-9 мес.);
- использование предметов для определенной цели – с предметами, которые можно возить за собой, подтягивать или толкать (с 8-9 мес.);
- понимание причинно-следственного взаимодействия – предметы, производящие шумы и звуки (с 8-9 мес.).
Игра, отражающая пространственные понятия (понимание пространственных отношений между предметами) – игра «одно в другом» (с 9 мес.), вертикальное строительство (с 15 мес.), горизонтальное строительство (с 21 мес.), горизонтальное и вертикальное строительство (с 30 мес.).
Игра символически-подражательного характера (понимание функционального назначения предметов, смысла тех или иных действий и способов поведения):
- функциональная игра (воспроизведение повседневных бытовых действий взрослых, с 12 мес.);
- репрезентативная игра (покормить мишку, уложить куклу спать, с 15 мес.);
- символическая игра (приписывание, назначение определенной функции неопределенному объекту, развитие фантазии (игры с природным материалом), с 18 мес.);
- секвенциальная игра (с кукольной комнатой, с хлевом с животными и т. п., с 21 мес.).
Распределение предметов по категориям (присоединение предметов друг к другу на основании определенных признаков, деление на группы, сортировка, с 21 мес.).
Игрушки:
- платки, коробки, ведерки, стаканчики, кружки, кастрюльки, не бьющиеся банки/бутылки и т. п. разных размеров и цветов*;
- каталки, машинки на веревочках, на палочках*;
- игрушечная железная дорога (деревянная), кубики (чурбачки, кусочки дерева);
- хлев с деревянными животными;
- кукольная комната, кроватки, кухня;
- куклы (большие), плюшевые мишки/зайцы*;
- кукольная посуда, ложки, щетки для волос, игрушечный утюг, игрушечные ручные инструменты, веник/швабра, щетка, предметы домашнего обихода;
- песок, крупа, грецкие орехи, каштаны, пробки, вода;
- кусочки дерева, камни (осторожно!), ракушки;
- пирамидки разных форм и размеров, кольца, надеваемые на палку*;
- паззлы-вкладыши, простые сортеры*;
- колокольчики, погремушки, музыкальные инструменты;
- пальчиковые краски, восковые мелки, соленое тесто, глина, разведенный крахмал;
- мячики разных размеров, мешочки с крупой/песком;
- подушки, маты, коврики, платки из ткани.
- сенсорный бассейн, горка*.
Важно: количество игрушек того или иного типа должно соответствовать количеству детей в группе.
Возраст 2-4 года:
Параллельная игра – дети рядом, но отдельно друг от друга, играют в одну и ту же игру.
Совместная игра (около 3 лет) – делятся игрушками, действуют по очереди, помогают друг другу; интерес к взаимодействию больше, чем к процессу (сюжету) игры.
Развернутая сюжетная игра (после 3 лет) – события в игре принимают неожиданный оборот («приключение») – внесение в игру эмоционального напряжения, динамичности; нарушение сложившихся игровых «стереотипов», появление роли «спасателя» - действия выполняются не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
Игра-драматизация (после 3 лет) – вместе с взрослым, он – режиссер, дети – актеры, сюжет из сказки или мультфильма. Задача – не отступая от сюжета, точнее воспроизвести роль персонажа. По мере ориентации детей в сюжете можно отходить от сценария, начинать фантазировать; дети активно участвуют в развитии сюжета.
Фольклорные игры – музыкально-ритмические, цепочки, хороводы (после 3 лет).
Дворовые игры (после 3 лет, самое начало).
Игрушки (постепенно убираются/заменяются пункты (*) из предыдущей группы, если дети теряют к ним интерес); добавляются:
- крупные бусины, пуговицы, проволока, волшебный мешочек*;
- малярный скотч, прищепки;
- матрешки, фигурные паззлы*;
- сумочки, мешочки;
- машинки (разные по размеру и назначению), горки, домики*;
- кукольная семья (дяди/тети/мальчики/девочки/бабушки/дедушки);
- кукольная мебель, коляска, ванночка, губка, тряпочки для заворачивания, одежда*;
- игрушечная еда;
- разные звери (знакомые по сказкам - кошка, собака, мышка, медведь, волк, лиса, заяц);
- большие коробки-домики, платформы для удержания равновесия, батут, качалки, гамаки, палатки, тоннели/норки*;
Важно: количество игрушек того или иного типа должно соответствовать количеству детей в группе.
4-7 лет:
Кооперативная игра (с 4 лет) – совместное осуществление некоего плана, распределение ролей (напр., строительство города в песочнице).
Сюжетно-ролевая игра (от 5 лет) – основным содержанием игры становятся отношения между людьми, а также выполнение правил в соответствии с взятой на себя ролью. Проигрывание жизненных ситуаций, требующих определенных ролей и соблюдения правил.
Игры по правилам (после 6 лет) – действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами, которые должны выполняться всеми, что требует высокой степени способности к произвольному поведению (напр., настольные игры, дворовые, спортивные).
(Постепенно убираются/заменяются пункты (*) из предыдущей группы, если дети теряют к ним интерес). Важны:
- возможность масштабного строительства из мебели и крупных предметов (широкие доски, столы, скамейки);
- одежда, костюмы для переодевания, плащи, шляпы;
- медицинские инструменты, весы, классная доска, атрибуты профессий;
- разные животные (наблюдать, используют ли, и как);
- плетеные шнуры и веревки, большие ткани;
- чурбачков, коряг, кубиков и железной дороги должно быть много (если дети их используют для совместной игры);
- много разных прочных емкостей для насыпания, разнообразные природные материалы – строительные и сыпучие, и их должно быть достаточно, палки (осторожно!);
- дорожки с шариками, сложные паззлы, кегли;
- настольные игры: простые лото, домино, мемори;
- книги для рассматривания (с подвижными картинками лучше всего);
- жидкие акварельные краски (для живописи по-мокрому), широкие кисточки, воск для лепки.
При подготовке текста использовались материалы ЦЛП (Москва), (по семинару И. Ю. Захаровой).
Составила: М. В. Краснова, https://firstpsy.com/blogs/articles/kratkaya-harakteristika-etapov-razvitiya-detskoy-igry/
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: