Вторник. 6 Апреля. Математика. Младшая группа.

Тема урока:
Число 1 • Один-много • Число 0 • Внимание и память • Сериация • Множества • Форма предметов
Демонстрационный материал:
Игрушки-зверушки, 5 шт., включая кролика и зайца (игрушки или карточки-картинки).
Карточки для сериации: солнышки и домики (можно рисовать).
Транспорт водный, включая лодочку (плакат или карточки-картинки, можно воспользоваться соответствующими игрушками или мелом и доской), желательно.
Геометрические тела объемные геометрические фигуры разной формы и разного цвета, включая шар, но исключая конусы и цилиндры (игрушки или карточки-картинки, можно воспользоваться деталями конструктора, но желательно, чтобы они были большого размера).
Водяной (игрушка или карточка-картинка), желательно.
Внимание! В этом и следующих уроках при перечне демонстрационного материала в скобках указано в какой форме его можно представить, а в тексте уроков, если это не принципиально, для краткости будет дано только название демонстрационного материала, необходимого для соответствующего задания, без указания формы его представления.
Внимание! Напоминаю, что, в крайнем случае, в любом из уроков без вспомогательного демонстрационного материала можно обойтись, ограничившись только его названием, или же всё необходимое схематично рисовать мелом на доске, причём цветными мелками.
Раздаточный материал:
Лото детское, любое.
Описание урока
Цифры познакомиться хотят сегодня с вами!
А расскажут о себе они, конечно, сами!
Число 1
Вы показываете детям карточку с цифрой 1.
«Я, ребята, единица!
Очень тонкая, как спица!
Похожа я немного на крючок,
А, может, на обломанный сучок.
От меня ведётся счёт
И за это мне почёт!»
Вы ставите карточку с цифрой 1 в числовой ряд (ЧР).
Что у нас здесь лишь одно?
Дверь одна? ... (да)
Одно окно? ... (нет)
Учительница одна? … (да)
Ребёнок один? … (нет)
Парта одна? … (нет)
Учительский стол один? … (да) … Обязательно показывайте рукой на то, о чём Вы спрашиваете.
Единица к нам пришла.
Здесь ребят она нашла. Вы показываете на единицу.
Встанем все сейчас на ножки Встаём рядом с партами.
И похлопаем в ладошки! Хлопаем.
Здравствуй, тётя единица!
Будем мы считать учиться!
Подтянитесь! Не зевайте!
Вслед за мной все повторяйте! Вы обращаетесь к единице, затем – к детям.
Один-много
Руки в стороны! Выполняем.
Мы, ребятушки, сейчас
Хлопнем дружно один раз!
Приготовились! Раз! Хлопаем один раз все вместе.
Руки в стороны! Выполняем.
А сейчас – много раз!
Приготовились!
Хлопаем! Хлопаем! Хлопаем много раз.
Повторяем задание: один раз, много, много, один, один, много, один, …
Мы похлопали, успели!
Все ребята дружно сели.
Тихо, тихо посидим,
На меня все поглядим! Садимся и прикладываем указательный палец к губам.
Мы не хлопаем сейчас,
Значит, хлопаем ноль раз! Прикладываем указательный палец к губам.
Знакомьтесь!
Число 0
Вы показываете детям карточку с цифрой 0.
«Я – цифра вроде буквы «О»,
Я – ноль, иль просто ничего!
Я круглый и такой хорошенький,
Но не значу ничегошеньки!»
Теперь внимательно смотрите!
На что похож он? Подскажите! Вы рисуете ноль без наклона.
На яйцо похож? … (да)
На пирожок? … (да)
На тетрадь? … (нет)
На лужицу? … (да)
На дверь? … (нет)
На голову? … (да) Если дети вдруг говорят, что ноль похож на тетрадь, то положите тетрадь рядом, чтобы была видна разница.
Нарисуйте на нуле улыбающуюся рожицу. Рядом с рожицей нарисуйте ещё один ноль и по ходу стихотворения пририсуйте к нему ниточку.
А ещё! Вы угадайте!
Симпатичный он такой!
Очень яркий, надувной!
Он летает как комарик.
Ну, конечно, это? ... (шарик)
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой… «Надуваем шарик»
«Надуваем шарик»: ладони сложили и в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара, затем медленно разводим руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой. Возвращаемся в исходное положение с хлопком.
Надуваем ещё раз!
Всё получится у нас!
… Повторяем задание ещё раз. Проследите, чтобы у всех детей оно получилось правильно. Похвалите!
Ну, а ноль?
Ноль наш быстро побежал
И на место своё встал!
Вот здесь, слева от единицы!
Цифры наши очень рады:
«Знают нас теперь ребята!» Вы ставите карточку с цифрой 0 в ЧР, слева от цифры 1.
Ой!... Что такое?
Что за шум? Что за гам? Ладошками легко хлопаем по парте.
Тссс!...
Прибежали в гости к нам
Очень милые зверушки,
Симпатичные игрушки! Прикладываем указательный палец к губам.
Один-много
Для этого задания Вам потребуются разные игрушки-зверушки. Вы ставите их в ряд перед детьми, но среди них не должно быть кролика.
Вы внимательно смотрите!
Поскорее мне скажите!
Здесь одна зверушка или их много? ... (много)
Внимание и память
Здесь зверушки все в порядке,
И сейчас сыграют в прятки!
Глазки поднимаем!
Всех запоминаем! Вы показываете и называете каждую зверушку.
Глазки закрываете!
Глазки открываете!
Кто-то спрятался от вас!
Так кого здесь нет сейчас? … (…) Вы прячете зверушку. Дети называют спрятавшегося, а Вы возвращаете его на место.
Повторяем задание несколько раз с разными зверушками.
Глазки закрываете!
Глазки открываете!
Кто местами поменялся?
Называете! … (…) Вы меняете местами две зверушки. Дети называют поменявшихся местами, Вы возвращаете их на свои места.
Повторяем задание несколько раз с разными зверушками.
Глазки закрываете!
Глазки открываете! Вы убираете всех зверушек.
Все зверушки убежали,
Ничего нам не сказали.
Их скорее позовите,
Всех назад, друзья, верните! Дети «зовут» зверушек, Вы возвращаете названных на место.
Ой!
А это, кто такой?
На зайчика похож он, детки,
Но живёт в сарае, в клетке! ... (кролик) Вы ставите перед детьми кролика.
Маленький кролик по имени Кролик [Изображаем кролика]
Всех нас смеяться заставил до колик! Хлопаем себя по животу.
Прыгал за белкой, за уткой скакал, [Прыгаем сидя]
Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Изображаем.
Ах, как смешно его уши торчали! [Изображаем кролика]
Мы хохотали, души в нём не чая. Ладони к груди.
Но, на опушке заметив лису, [Смотрим вдаль]
Он подмигнул нам Кисти вверх, на уровне глаз, пальцы растопырить и быстро сжать в кулачки.
И скрылся в лесу. Руки прячем за спину.
Хитрый Кролик от нас скрылся,
В норку, видимо, забился.
Мы его искать пойдём!
Обязательно найдём! Вы прячете кролика.
Куда Кролик наш исчез?
Мы за ним приходим в лес.
А в лесочке, на лужайке,
Учатся узорам зайки!
И возник горячий спор:
Как продолжить им узор?
Разместить рисунки эти
Помогите зайцам, дети! Вы показываете зайца.
Сериация
Для этого задания Вам потребуются солнышки и домики. Вы их выкладываете (или рисуете) слева направо в ряд так, чтобы всем детям было хорошо видно, обязательно проговаривая при этом: солнышко, домик, солнышко, домик, солнышко... Затем предлагаете детям продолжить ряд (узор). Они будут называть следующий рисунок, а Вы его выкладывать (или рисовать).
Мы зайчатам помогли!
Вслед за Кроликом пошли!
Впереди у нас река!
Широка! Разводим руками в стороны.
Глубока! Опускаем руки вниз.
Дальше с вами поплывём!
Подскажите мне, на чём?
Множества
Для этого задания Вам потребуется водный транспорт, включая лодочку. Вы показываете, а дети с Вашей помощью его называют. Лодочку Вы показываете последней, по ходу стихотворения.
Это водный транспорт! Вот Вы показываете лодочку.
Лодка к берегу плывёт!
Лодочка плывёт по речке,
На воде, оставляя, колечки. Ладони складываем «ковшиком».
Мы на лодочке плывём,
И мы Кролика найдём! «Лодочка плывёт вперёд, качаясь на волнах…»
Проверьте, чтобы все дети изобразили лодочку правильно. Похвалите!
Здесь на горке, над рекой
Виден город небольшой.
Надо к берегу пристать!
Будем Кролика искать!
Вот на берег мы сошли,
И фигуры здесь нашли.
Форма предметов
Для этого задания Вам потребуются объемные геометрические фигуры разной формы и разного цвета.
А фигуры не молчат.
А фигуры говорят: Вы показываете фигуры и говорите от их лица.
«Мы так рады видеть вас!
Рассудите, дети, нас!
Расскажите поскорее,
Кто из нас бежит быстрее?»
Вы устраиваете соревнование между фигурами: пытаетесь катить их по столу парами. Шар, естественно, каждый раз оказывается победителем.
Шарик наш бежал быстрее.
Пусть ответит, кто умеет,
Почему же круглый шар
Всех быстрее прибежал? …
(у него нет углов)
Кто сказать теперь готов?
Сколько у него углов? … (ноль) Вы показываете детям карточку с цифрой 0.
Раз углов нет, значит их ноль!
А теперь я жду ответ …
Шарик это или нет?
Мне скорее подскажите!
Да головкою качните!
Вы показываете детям разные фигуры, включая шары, и задаете вопрос. Дети отвечают, при этом обязательно отрицательно или утвердительно качая головой.
Это шарик? … (да) Утвердительно киваем головой.
Это шарик? … (нет)… Отрицательно качаем головой.
Мы с фигурками побыли,
А про Кролика забыли!
Где-то Кролик вдалеке,
Возвращаемся к реке. Вы показываете кролика.
А из речки ... Ой! Ой! Ой!
Вылезает водяной!
Весь зелёный, весь в траве!
Нуль волос на голове!
Ну и что, что нет волос!
Зато есть и рот, и нос! Вы ставите перед детьми водяного и по ходу стихотворения показываете на соответствующие части тела.
Очень славный господин!
Рот один, и нос один!
Стоя над речной волной,
Говорит нам водяной: Вы показываете на водяного и, изменяя голос, по ходу урока говорите от его лица.
«Я один в реке грущу.
Людей вижу очень редко,
Никуда вас не пущу.
Вам задам вопросы, детки!
В школе не учился я,
Подскажите мне, друзья,
Что за чудо единица?
Это рыба или птица?»
Подскажем? … (да)
Это цифра! Вот она! Вы показываете цифру 1.
«Понял! Речка-то одна!
В ней живёт одна лягушка!
А в лесу одна избушка,
И растёт всегда одна
Водяного борода!»
Вот такая!
Ах! Какая борода!
А теперь смотри сюда! Ладонь к подбородку, пальцы вниз, потряхиваем ладошкой.
Большой палец отгибаем, Выполняем.
Остальные все сжимаем. Выполняем.
Здесь ровно один пальчик!
У девочек и мальчиков!
Получилось? Проверьте, правильно ли дети выполнили. Отогнут должен быть именно большой палец.
Улыбнулся водяной:
«Вас теперь спрошу про ноль!» Вы показываете на водяного.
Ответим? … (да)
Вот он! Ноль! Такой хорошенький!
Он не значит ничегошеньки!
Ты подумай, водяной,
Как на пальцах будет ноль? Вы показываете 0.
А вот так!
Пальцы все сожмем в кулак! Показываем кулачок.
Вы на цифры посмотрите!
Их скорее назовите!
Да речному водяному
Их на пальцах покажите! Вы показываете на водяного.
Ноль! Вы показываете 0.
Кулачок и молчок! Поднимаем вверх кулачок.
Один! Вы показываете цифру 1.
Большой пальчик показали,
Остальные быстро сжали! Ладошку вверх, большой палец отогнут, остальные сжаты.
Повторяем задание несколько раз, называя цифры в разной последовательности.
«Молодцы, мои друзья,
Всё про цифры понял я! Вы снова говорите от лица водяного.
Для этого задания потребуется детское лото.
А сейчас, ребятки, вам
Я картиночки раздам!
Вы внимательно глядите,
Мне такие же найдите!» Вы раздаете детям большие карты лото.
Найдём? … (да)
Посмотрите-ка, друзья!
Вот картинка, она чья?
… Вы показываете по одной маленькие карточки лото.
Это задание можно выполнять и по-другому. Для этого большие карты лото придётся разрезать, тогда все карточки будут в двойном экземпляре. Половину карточек Вы раскладываете на столе, а дубли раздаете детям (по одной карточке каждому). Дети ищут на столе парную карточку и приносят обе Вам. Вы забираете пару одинаковых карточек и выдаете ребёнку следующую карточку для поиска.
«Молодцы!
Отпущу я, дети, вас!
Добрый путь вам!
В добрый час!»
Математику знать нужно!
Водяному помогли!
А теперь опять все дружно
Искать Кролика пошли! Вы показываете на водяного, а потом его убираете.
Шли мы, шли, шли мы, шли,
В сад фруктовый мы зашли.
В саду яблони и груши.
Ежат много и бельчат.
Глядь! Из травки чьи-то уши,
Вроде кроличьих, торчат! [Идём]
Это он! Весёлый Кролик!
Наконец нашли его! Вы снова ставите кролика.
Изучить успели нолик!
Это значит ничего! Вы показываете цифру 0.
Знаем цифру единицу!
Её знает водяной!
Мы закончили учиться. Вы показываете цифру 1.
Кролик поспешил домой. Вы убираете кролика.
Трудным был сегодня путь,
Всем нам надо отдохнуть!
Комментарии
Весь материал нашла, даже водяного в книжке. Но прошло все только со второго раза. Сначала вроде нормально, а как в ладоши хлопать стали - у малыша чуть ли не истерика, не хочет и все тут. Я на него обиделась и ушла.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: