"Калоши".

Улька не бежала, она " летела" домой. Занятия в школе завершились. День был удачный. В дневнике девочки красовались четыре пятерки. Вообще то, получать хорошие и отличные оценки, она уже привыкла. Но сегодня, Ульяна получила не просто очередную пятерку на уроке истории, а нечто особенное...
Она любила уроки обобщающего повторения. Можно было блеснуть знаниями, удивить любимую учительницу и одноклассников информацией из прочитанных по изучаемой теме книг.
Жадная она была до знаний девчонка.
Но... Как ни тянула Ульяна руку вверх, сегодня ее не спрашивали. Близился конец четверти. Евгения Ивановна работала с учениками, у которых было совсем немного оценок в классном журнале.
Мальчишки, выходящие отвечать у классной доски, лениво что- то рассказывали о Куликовской битве, князе Дмитрии Ивановиче. Слушать их было неинтересно и скучно. Как- то буднично все происходило в их повествовании. Письменное задание, предложенное учительницей, Ульяна давно выполнила.
Она нетерпеливо ерзала на сиденье парты и размышляла:
- Разве можно так безлико рассказывать о знаменательном событии русской истории? Почему не вызывает ее любимая учительница?
Улька закрыла на секундочку глаза. И представила, пересеченное ручейками и речушками поле Куликово, поставленный князем Дмитрием в чаще Засадный полк, воеводу Боброка и молодого горячего, рвущегося в бой Владимира Серпуховского... В ее воображении появились мальчишки, сидящие на деревьях и комментирующие события, развернувшиеся на поле битвы..
- Эх, ей бы быть с ними в ту пору...
Внезапно Улька услышала свою фамилию. Евгения Ивановна давала возможность ученице проявить артистизм, показать знания по любимому предмету. Ученики в классе замерли. Они знали, что сейчас будет театр одного актера.
И вот уже из уст девочки прозвучал приказ Боброка русскому воинству: ринуться в бой...
Воевода почувствовал, что сменился ветер на поле Куликовом... Подул в сторону татарского войска. Русские стрелы полетят точно в цель.
Монголы, празднующие победу, ликующие, не понимали, откуда взялась новая свежая рать, сокрушающая татарву на своем пути...
Победа, первая победа над погаными...
Девчонки шмыгали носами, когда Улька рассказывала, как собирали раненых, искали князя Дмитрия Ивановича... И уже, отчаявшись найти среди живых и мертвых, разыскали его под березой, живого, лишь оглушенного, в иссеченных доспехах...
Поменялся он, накануне боя, броней с Бреноком, дабы не привлекать внимание противника, княжеским обличьем и сражаться, как простой ратник.
Посадили московского правителя на коня и, не спеша поехал Дмитрий по полю Куликову...
Кланялся князь погибшим и благодарил уцелевших воинов за победу над супостатами. И уже не просто московский вассальный правитель восседал на коне, а Дмитрий Иванович Донской праздновал со своим воинством первую значимую победу над монголо- татарскими ворогами, во славу Земли Русской...
Звонок прозвенел. Евгения Ивановна осталась довольна рассказом ученицы. Она поставила Ульке в дневник большую красную пятерку и написала: " Молодец!!!" Подобной оценки девчонка не получала никогда.
Поэтому она и торопилась домой - разделить радость с родителями, услышать заслуженную похвалу.
В кварире никого не было. Ключи висели на привычном месте, на гвоздике. На столе лежала записка и стоял, накрытый, сшитой мамиными руками, тряпичной куклой- грелкой, обед.
Родители ушли по делам и ждать их предстояло долго.
Обидно, конечно. Но Улька знала, чем она будет заниматься. Девочка подошла к шифоньеру, открыла дверцу шкафа, увидела висящие мамины праздничные платья.
Не случайно, подружки называли ее - Улькой - артисткой.
- Ах, какие сказочные спектакли, ставила она с ребятней уличного отряда на летних каникулах" "Золушку", " Морозко"...
Проводили пионеры и вечерние патефонные концерты. На них собирались соседи- музыку послушать, отдохнуть, посудачить о том- о сем, порадоваться за ребятишек.
- Хорошее, интересное детство у послевоенного поколения.
Случались и курьезы.
Однажды умерла курица. Детвора устроила " шикарные" похороны птички. Все, как у взрослых, чин по чину. Машины, автобусы, пешеходы останавливались при виде странного детского "траурного кортежа", идущего по улице под марш Шопена.
- Это все Улька затеяла, ее придумки,- говорили соседи друг другу.
Но на девчонку никто не сердился.
- Детство беззаботное... Когда еще и воплощать свои желания... " Репетировать" взрослую жизнь. Учиться состраданию и милосердию.
Улька достала из шкафа мамино бордовое платье. Самое любимое. С кружевным воротничком.
Вынула бархатную малиновую шляпку из красивой круглой коробки. Извлекла из ящика туфли - лаковые, двухцветные, на высоком каблуке...
Правда, платье было длинновато, туфли великоваты... Зато шляпка была впору. Но самое главное " сокровище" Улька вытащила из шкафа в последнююю очередь. Это были резиновые ботики, блестящие, на высоком каблуке. Застегивались они на черненькие кнопки...
В эти ботики вставлялись туфельки. Улька застегнула кнопочки. Подошла к зеркалу.
- Боже, как хороша, как " элегантна" она была в этом наряде.
С тульи шляпки спускалась темная сетчатая вуаль. Карандашом Ульяна нарисовала на лице маленькую мушку. Нанесла на губки помаду. Полюбовалась.
- Загадочный получился образ.
На руки девочка натянула черные кружевные перчатки, взяла маленькую сумочку...
Улька представила себя великой артисткой Любовь Орловой. Она грациозно расхаживала перед зеркалом. Достала из книжного шкафа томик Лермонтова. Открыла драму " Маскарад"... И начала читать вслух, в лицах...
И забыла обо всем...
- Скорее бы подрасти. Мама обещала подарить ей эти прекрасные резиновые ботики, и платье... Она затмит всех девчонок свои элегантным обликом. А, Пронька, подружка, просто " умрет" от зависти...
***
Вообще- то, девочку при рождении, родители назвали Валей, Валюшей, Валькой... Но все ее звали Пронькой. Откуда пришло это необычное прозвище? Никто уже и не помнил. Валька привыкла к нему так, что на свое настоящее имечко, даже, не всегда откликалась.
Воспитывала девочку бабушка.
-Нет, нет не подумайте чего плохого... Родители у Валюшки были. Хорошо ли плохо жилось мужу и жене друг с другом. Об этом никто не ведал на улице... Потому что жили Пронькины родители за городом. Приезжали к бабушке и Вальке в гости. Родили даже второго ребенка- мальчика, который жил вместе с ними. А дочку оставили с бабушкой. И в школу она пошла учиться в местную, в ближайшую от дома любимой бабули.
Девчонку любили все соседи. Лицо у Проньки было красивущее:бездонные, голубые, огромные глаза, прямой нос, чуть припухлые губы. А на голове - рассыпана в художественном беспорядке копна русых крупных локонов.
Никто не мог безразлично пройти мимо ребенка. И быть бы, наверно, Проньке " королевой Красоты", если бы ни одно обстоятельство. Была она маленького роста. Как бы теперь сказали- " метр с кепкой". Росла девчонка "в час по чайной ложке"... И было ясно, что если она и вытянется ввысь, то совсем немного. И не быть ей в жизни ни Мисс Мира, ни Мисс Вселенной... Даже местной красавицей не стать. Нет у нее должных параметров для победы в модельных конкурсах.
А, как хотелось, Проньке, быть особенной, неотразимой. В ней уже просыпалось женское начало... Бабушка баловала внучку. Купила ей красивую красную вельветовую курточку.
Мать привезла в подарок Вальке черные туфельки и блестящие калоши. На кожаную обувку Пронька как- то не обратила внимания. В таких туфельках ходили все девчонки в школе. А вот калоши, или на современный манер, галоши, "свели ее с ума". Черные, блестящие... Были они похожи на лакированные туфли, в которых шествовала по школе ее любимая первая учительница. Очень хотелось заиметь Вальке такие черевички.
Пронька часто представляла, как вырастет, пойдет работать. И на первую зарплату купит подарки родным и черные сказочные лакированные туфельки.
- Что там хрустальные башмачки Золушки... Или красные ботиночки Элли - героини книги " Волшебник Изумрудного города". Пусть эти сказочные девчонки носят свою обувку сами.
Мечтой Проньки были черные лаковые лодочки. Так в ту пору назывались туфельки, о которых грезила девчонка.
Поэтому, увидев подарок, Пронька сразу и " положила глаз" на блестящие черные на красной подкладке резиновые калоши. Казалось, что мечта ее жизни сбылась. Она торопилась поскорее примерить желанную обновку. Но мама, вначале, заставила надеть черные форменные туфли. А на них... натянула ее мечту - "лаковые туфельки", которые буднично называла калошами.
Валька была "послушной" девочкой. Не хотела зря волновать бабулю. Утром, собираясь в школу, она, оделась, как велела мама, поцеловала бабушку и отправилась на уроки.
Но, едва, вступив за порог дома, Пронька стянула обновку с туфель и бережно положила ее в холщовый мешочек.
- Разве можно идти по осенней грязи в этакой красоте?
Войдя в здание школы, девочка шмыгнула в туалет. Она сняла намокшие форменные туфли и сунула их в мешок, предварительно достав калоши. Валька надела свою " мечту", блестящее резиновое чудо, и замерла.
- Красиво! Девчонки " умрут" от зависти. И Улька...
Пронька сделала несколько шагов.
- Вот досада.
Калоши сваливались с ног. Идти в них было, до ужаса, неудобно.
Прозвенел первый звонок. Надо было поторапливаться. Евгения Ивановна строго относилась к опоздавшим ученикам.
- Неужели отказаться от задуманного? Надеть промокшие, грязные, форменные туфли - тупорылые, черные с грубыми шнурками, вдобавок, еще и грязные...
Пронька быстро вынула из обувки шнурки. Положила на пол. Вставила ступни в " лакированные лодочки"- калоши и завязала " красивые" шнурочные банты на ногах. " Туфельки" больше не сваливались. Шнурки держали обновку. Большого удобства, конечно, при ходьбе не было. Но Проньке, казалось, что красивее ее сегодня в школе никого нет.
Прозвенел второй звонок. Стало ясно, что Валька попадает в "черный" список опаздывающих учеников. Но девочка не унывала.
- Замечание в дневник. Это не двойка, которую надо исправлять... Бабуля ее простит.
Опоздание было даже " на руку" новоявленной моднице, "демонстрирующей" новые " туфли".
- Кто увидит обновку в суете подготовки к первому уроку? А тут...
Евгения Ивановна проводила перекличку присутствующих в классе учеников. Отмечала фамилии не пришедших в школу воспитанников в классном журнале буковкой "н". Дети сидели на своих местах, готовые вместе с учительницей, через несколько минут, отправиться в чудесный мир математики.
Раздался стук в дверь. И на пороге появилась Пронька. Двадцать девять пар глаз замерли на одной точке - ногах вошедшей девчонки. Это был " триумф". Пронька гордо смотрела на Ульку.
Она словно говорила подружке:
- Что завидно? Любуйся, Уленька... Моя обновка, ни чета твоим ботикам, в которых ты, в отсутствии родителей, разгуливаешь по дому. Посмотри, на мне, почти, настоящие " лаковые" туфельки, как у Евгении Ивановны. И они принадлежат мне - Проньке...
Учительница уловила что - то необычное, появившиеся в атмосфере класса. Она отвела взгляд с журнальной страницы, взглянула на Проньку. На мгновение замерла, увидев вошедшую ученицу, ее ноги в блестящих галошах... С трудом сдержала улыбку. И будничным тоном, без назиданий, произнесла...
- Садись, скорее, Валентина, начинаем урок...
С гордо поднятой головой, Пронька прошествовала к своей парте...
( Окончание следует).
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
История Вашей семьи интересна.... Я помню все, что Вы мне писали.... В тылу во время войны было очень тяжело.... Без таких людей, как Ваши родные не было бы и Победы.... С большим уважением отношусь к труженикам тыла.... Они достойны нашей памяти..
Счастлива, что подарила Вам добрые воспоминания.... А Вы мне - безграничную радость и хорошее настроение....
И вспомнить мамины послевоенные годы, рассказы о калошах, о дружной жизни в деревне.
Большие были семьи, жили небогатой, но так дружно.
Жду, жду продолжения.
Я думаю, что такие светлые и жизненные повествования никого не оставят равнодушными.
Свой читатель в СМ всегда будет ждать ваших рассказов.
Потом наблюдала за своей маленькой дочкой
Время летит, а девчонки не меняются!
Спасибо за рассказ! Вспомнила детство
К чему её применить? Можно просто губы красить, если нравится.
Я задумалась, к чему ее применить...., потому что губы покрасить это понятно, это обыденно.... А вот что еще сотворить можно.....
Можно, конечно, всё лицо
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: