Катерина Мурашова: Дети будут сидеть в гаджетах, это наши новые реалии
Стырнечено отсюда: http://www.matrony.ru/deti-budut-sidet-v-gadzhetah-eto-nashi-novyie-realii/
Катерина Мурашова, семейный психолог, автор книг для родителей и детей, рассказала «Матронам» о том, почему ее не пугает бесконтрольное сидение детей в интернете и как вести себя родителям, если они обнаружили в гаджете ребенка что-то «ужасное».
У детей есть потребность, и ничего с этим не сделаешь
Вы провели два исследования, связанных с детьми и гаджетами, и их результат был очень интересным. Расскажите об этом, пожалуйста.
Я бы не называла это исследованиями — результаты были абсолютно не валидными, это была просто моя игра. Первое было несколько лет назад, и если бы я знала, чем оно закончится, я бы не стала его проводить. По условиям эксперимента, подросток должен был провести восемь часов наедине с собой и без гаджетов и не должен был пользоваться никакими другими средствами коммуникации, зато мог читать, писать, гулять и так далее. Вообще, это был опыт не про гаджеты, а про встречу человека с самим собой, без электронных устройств. Что будет делать подросток, оставшись без техники и в одиночестве?
По условиям нашей игры, дети должны были записывать свои ощущения и действия и могли прекратить эксперимент, если чувствовали сильное беспокойство, напряжение или другие тревожные симптомы. Только трое из 68 смогли довести опыт до конца! И по окончании этого опыта, к моему огромного удивлению, большинство из них побежали не к людям, а включили свой гаджет. Честно говоря, я рассчитывала на благодарность детей, надеялась услышать от них «это было ужасно интересно, спасибо вам», тем более что все эти дети были «своими», теми, с кем был установлен контакт. И для меня было огромным потрясением, что все оказалось не так, как я рассчитывала.
Были и более интересные гаджетонаправленные эксперименты. Один из них я провела недавно, и его результаты практически противоположны результатам опыта, о котором я рассказала, — возможно, потому что они происходили с разницей в 5-6 лет.
За 5-6 лет что-то радикально поменялось?
Да, конечно. Вспоминается, как много лет назад в качестве эксперта меня позвали в Смольный. Наши городские депутаты обсуждали вопрос, что делать с компьютерными клубами: дети туда уходят, они там пропадают, они воруют деньги из домов на эти клубы, перестают общаться с родными, с друзьями, они облучаются страшными лучами… Депутаты предлагали разные варианты: закрыть компьютерные клубы, приставить к ним милиционеров, чтобы они смотрели, чтобы дети не сидели там с такого-то по такой-то час, обязать владельцев компьютерных клубов доносить, если какой-то ребенок сидит там сутками, и так далее. В конце концов кто-то их них вспомнил о моем присутствии и спросил меня, что, собственно, я думаю, какой из их вариантов поддерживаю. Я им и сказала: «Мне кажется, надо подождать, пока у всех дома будет интернет, и тема компьютерных клубов отпадет сама собой». Они на меня посмотрели с недоумением — надо же, какая бесполезная тетка… И где теперь эти компьютерные клубы? Так вот, у меня такое впечатление, что за эти пять лет, которые прошли с того моего предыдущего псевдоисследования, тема «Дети и гаджеты» потеряла актуальность.
Почему? Я как мама не соглашусь.
Конечно, вы не согласитесь, и большинство родителей, чьи дети ходили в компьютерные клубы, тоже бы не согласилось… Рассказываю про последний эксперимент. Я взяла родителей 9-13-летних детей и разделила их на три группы. Первая группа — те, которые четко ограничивали интернет: ребенок точно знает, сколько времени он сидит в интернете, в какое время ему выдают телефон, на каких условиях и так далее. Вторая группа родителей — это те, которые хотели бы, чтобы у них было, как у первых, но у них не получается, и они живут с детьми в состоянии постоянной борьбы из-за гаджетов: «Ну дай, ты же мне обещала» — «А ты посмотри, какие у тебя оценки!», «Если ты сейчас сделаешь то-то, то я дам», «Ты получил двойку за контрольную, какой тебе планшет!» и т. д. Мать отключила — ребенок включил, у него отобрали планшет — он прокрался ночью и взял… И если в первом случае ребенок говорит: «Я точно знаю, когда мне дадут, и мне дают», то во втором ребенок подтверждает: «Да, пытаются ограничивать, но все время идет борьба». А родители из третьей группы говорят: «Мы сами не расстаемся с этими гаджетами, реальность такова, какова она есть, и зачем пытаться идти против паровоза» и не ограничивают ребенка. У него есть гаджет — один, два, три, — и вообще никому не приходит в голову поднимать эту тему. То есть тема «почему ты получил четыре двойки» в семье подниматься может, но она никак не влияет на ситуацию с гаджетами.
Я попросила родителей каждой группы подсчитать, сколько, с их точки зрения, ребенок в течение недели пользуется интернетом. Первым посчитать было просто: они взяли ручку и вычислили. Вторым надо было предположить, сколько ребенок сумел урвать неразрешенного времени и взять с потолка среднюю цифру. А третьи эти цифры брали из наблюдений: например, они знают, что с такого-то часа по такой-то ребенок в школе и, скорее всего, не пользуется гаджетами, значит, минус семь часов, а вот он дома и, вероятно, сидит в телефоне — значит, плюс три-четыре часа.
Понятно, что достоверная, имеющая отношение к реальности цифра получилась только у первой группы. Естественно и то, что у первой группы эта цифра была чуть не в два раза меньше, чем у второй, а у третьей — еще больше, чем у второй, и она была какая-то огромная. Далее, я дала тайное задание детям (младшие подростки очень любят тайны) — я сказала им, что все это будет опубликовано и что это нужно для развития «большой советской науки»: дети должны были в течение недели подсчитывать, сколько они реально находятся в контакте с гаджетом, независимо от того, на своем они гаджете сидели или на чужом. Причем мы провели эксперимент трижды: одна неделя пришлась на каникулы, вторая — учебная, третья уже не помню, какая.
И что получилось?
Дети принесли мне свои результаты, и я сравнила их с родительскими результатами, все обсчитала. Каковы ваши предположения — в какой группе дети на самом деле сидели дольше в интернете, в какой меньше?
Думаю, что во второй группе — больше всего.
Во всех трех — одинаковое количество времени, незначительные различия.
Как такое может быть? Ведь первая группа — это явно самые дисциплинированные родители…
…и их обманывали больше всего. У их детей было практически в два раза больше интернета, чем предполагали родители. Во второй группе — тоже больше, чем хотелось бы думать родителям, но не с таким отрывом. А в третьей группе дети пользовались интернетом меньше, чем предположили родители.
И какой мы из этого можем сделать вывод?
А я не делаю никаких выводов. Я рассказчик историй: что вижу, то и пою.
Честно говоря, мои симпатии были на стороне первой группы. Я считала, что эти родители молодцы, так и должно быть. И предполагала, что наименьшее пользование гаджетами будет в первой группе, но я не предполагала такого колоссального разрыва между действительностью и тем, что думают родители.
Получается, что у детей есть некая потребность в существовании в этой отдельной реальности, и они ее реализуют. Только первые ее реализуют тихой сапой, вторые в борьбе, а третьи — естественным порядком.
То есть получается, что контроль не имеет смысла?
Нет, у меня нет такого вывода. Не только у меня, а даже у науки в целом пока нет данных, чтобы сказать: надо делать вот так.
А если я к вам приду как родитель к психологу и спрошу совета, что вы мне скажете?
Я расскажу вам об этом исследовании, и скажу, что вы можете примкнуть к любой из трех групп родителей. Единственное, на чем я буду настаивать, — чтобы ваш ребенок точно знал, в какой из трех групп он находится. Или вы говорите ему: «Зайчик, я выдаю тебе это, вне зависимости от твоих оценок, на полтора часа в день». Или: «Зайчик, я буду сражаться с тобой до последнего и буду отбирать у тебя гаджет каждый раз, когда увижу его в руках. В общем, ты на поле боя». Или третье: «На, зайчик, и играй сколько хочешь». Я буду настаивать не на том, чтобы вы примкнули к какой-то из этих групп, а на том, чтобы ваш ребенок знал, как устроен тот мир, в который он попал.
Любые утверждения о вредности или полезности гаджетов — спекуляции
Я недавно читала очередное американское исследование, которое показывает, что дети, которые более трех часов в день торчат в телефонах и прочих гаджетах, гораздо более несчастные, хуже социализированы и так далее.
А вам не кажется, что поскольку еще ни одно поколение не прожило целиком жизнь с гаджетами, мы можем путать причину и следствие? А именно: может, человек, который по каким-то причинам не умеет устанавливать контакты со сверстниками, или чувствует себя в своей социальной группе непринятым, или имеет аутистические черты, или что-то еще, находит себе там прибежище?
Да, я именно так и подумала. Но вы как психолог не считаете, что если ребенок, условно говоря, торчит три, пять часов в день в телефоне, то это плохо?
Я как психолог просто не знаю, что это значит. Может быть, ребенка надо срочно социализировать, что-то с этим делать, а может быть, и ничего, может, он все эти пять часов делает мультфильмы, и когда-нибудь мы все будем смотреть его мультфильмы в каком-нибудь 37D. Надо смотреть на анамнез, причем не ребенка, а семьи — что в ней на самом деле происходит. И мне кажется, что тема, которую журналисты несколько лет подняли на знамя, — «дети и гаджеты», несколько полиняла.
Почему вы так считаете?
Потому что мне кажется, этот мир уже есть, и можно сколько угодно кричать, что нужно немедленно перестать смотреть телевизор и интернет и отправиться в добрый старый театр, взяться за бумажные книжки и пойти попрыгать в классики во дворе, можно это сказать десять, двадцать, тридцать, сорок пять раз, но это ничего не изменит. Мир туда уже прошел, это уже естественное состояние человека, он уже живет и в этом мире, и в том. Более того, я думаю, скоро исчезнут и сами гаджеты, и у нас будет на теле, как у Терминатора, кнопка с переключениями: так видеть эту реальность, а так — ту.
На мой взгляд, там, внутри, в этих электронных сумерках, уже сформировался такой большой мир, что сама идея о том, что туда должен быть вход по пропускам, только для членов профсоюза, начиная с 12-ти лет и так далее — бессмысленна.
Не знаю, как сейчас, но когда мой старший ребенок был маленьким, неврологи говорили о том, что детям категорически нельзя давать в руки гаджеты, включать телевизор и компьютер.
А я помню, как говорили: если вы ребенка сажаете ближе, чем на 2,5 метра, к телевизору и если он смотрит у вас что-нибудь кроме «Спокойной ночи, малыши», то его жизнь не состоится.
Но, возможно, существуют какие-то научные данные, подтверждающие, что бесконтрольный просмотр телевизора и использование гаджетов в раннем возрасте или по пять часов в день приводит к каким-то необратимым изменениям.
Нет и быть не может научных данных, потому что ведь ни одно поколение еще не прожило свою жизнь с гаджетами. Может быть, 20 лет использования гаджетов вызывает 90-процентный канцерогенез — мы пока этого не знаем и еще какое-то время достоверно узнать не сможем. Поэтому любое утверждение на эту тему является спекуляцией.
Как о безвредности, так и о вредности?
Абсолютно верно. Мы ничего еще не знаем.
Есть ли что-то, связанное с интернетом, что вас беспокоят? Возможность зависимости, например?
Да, есть такая вещь, которая меня беспокоит — я не очень понимаю, как дальше будет устроено общение людей. Люди, привыкшие к виртуальному общению, в том числе и подростки, зачастую испытывают большие сложности при попытке перевода этого в реальное общение. Почему? Потому что при личном общении есть контакт глазами и необходимость все время поддерживать разговор. Реальный контакт существенно отличается от контакта виртуального. Дети, которые привыкли к виртуальному контакту и прекрасно общаются в сети, при попытке перевести это в реал испытывают сложности. Я бы даже не сказала, что меня это беспокоит, но я это отмечаю, это есть.
Это может быть частью какой-то нормальной тенденции?
Да, может. У Айзека Азимова есть повесть «Последняя альтернатива», где люди совсем уже не могли между собой общаться, общались только с роботами. Кто знает — может, мы куда-то туда и движемся. Но это точно присутствует: я с ней встретился, а сказать нам друг другу нечего, при этом в сети мы болтали часами.
Говорите с детьми
Как человек, занимающийся детской безопасностью, я знаю, что интернет представляет для ребенка реальную опасность — и педофилы собирают там фотографии голых детей и пытаются с ними познакомиться, и взрослые преступники ищут подростков, чтобы с ними грабить магазины, и так далее. И поэтому я совершенно не уверена, что ребенка стоит отпускать в бесконтрольное плавание в интернете. Как бы вы ответили на вопрос родителя, который пришел к вам и говорит: «Мой ребенок завел аккаунт «ВКонтакте», что мне делать — проверять его тайком время от времени, отслеживая новых друзей и группы, или полностью довериться ребенку?» Ведь это не только вопрос безопасности, но и вопрос доверия к ребенку, отношений между ним и родителями.
Я бы ответила точно так же, как и 25 лет назад, если бы ко мне пришел родитель и сказал: «Я знаю, что мой ребенок ведет дневник — он его приклеивает к низу кровати изолентой. Я подметала под кроватью, и его нашла. Как вы считаете, мне его читать или нет?». Я бы ему сказала: «А вы себя спросите, вы не меня спрашивайте. У вас есть основания тревожиться? У вас есть повод думать, что ваш ребенок собирается покончить жизнь самоубийством, или он настолько плохо воспитан, что он вот-вот вступит в банду, или вы находили в ванной какие-то сомнительные ложечки с порошком, и это вас естественным образом тревожит? Тогда, конечно, прочитайте. Но если вы считаете, что это нарушение приватности, что ребенок — личность, что вы его должны уважать — не читайте». Ровно то же самое я скажу родителю, который спустя 25 лет пришел и говорит: «У моего ребенка есть аккаунт «ВКонтакте», где он общается с друзьями, должен ли я туда раз в месяц заходить и смотреть, о чем они там разговаривают?» — «Спросите себя».
Мне кажется, эти ситуации несопоставимы: одно дело, когда человек пишет в дневник о своих переживаниях и событиях своей жизни, и совсем другое — если он на сетевой площадке постоянно входит в контакт с другими людьми и при этом не может адекватно оценивать степень опасности — просто в силу недостатка жизненного опыта.
Думаю, что дети будут готовы с встретиться с чем угодно в любом возрасте, если мы будем с ними говорить о том, с чем они могут встретиться. Рассказывайте детям о том, что они могут встретить в этом новом мире — в интернете — так же, как вы рассказываете им: «Когда ты идешь в лес, там может встретиться змея, если у нее желтые пятнышки, то это уж — хватать ее не надо, но она не ядовитая. А если у нее нет желтых пятнышек, то это, скорее всего, гадюка, она опасная, поэтому желательно развернуться и быстро-быстро уйти в противоположную сторону». И если кто-то так же учит ребенка тому, что он может увидеть в интернете, я за целиком и полностью.
Далеко не каждый родитель сам представляет, что такое «ВКонтакте», например, и сам понимает, что там к чему.
Поэтому если кто-то читает такие лекции для детей и родителей и проводит для детей занятия, то я аплодирую этому человеку.
Как вы относитесь к устанавливаемым на телефон или компьютер ребенка программам, которые блокируют недозволенный контент и поисковые запросы, отслеживает, сколько ребенок проводит времени в интернете, не пускает его на подозрительные страницы и так далее?
Никак. Этому ребенку надо просто взять соседний гаджет. Если ему пришло время посмотреть нечто по ссылке «большая грудь», то он возьмет телефон своего приятеля, в котором такая программа не установлена, и они вместе посмотрят все, что им захочется.
Представьте себе ситуацию: благополучная семья, и вдруг, однажды зайдя в компьютер ребенка, родители обнаруживают, что он, с их точки зрения еще совсем ребенок, состоит в каких-то порнографических группах, читает откровенные страницы, ищет в интернете эту самую «большую грудь» или даже вообще он активный участник форумов на эти темы и входит в прямой виртуальный контакт с другими…
Это значит, что просвещение ребенка на тему того, что он увидит в интернете, и того, откуда берутся дети, должно было состояться раньше. Но поскольку оно не состоялось, то следует немедленно по обнаружении такого интереса ребенка им заняться — объяснить, что и как происходит, рассказать, как вы сами впервые познакомились со всем этим.
То есть это не та ситуация, когда надо набрасываться на ребенка?
Нет, но она, тем не менее, тревожная, если ребенок активно участвует в этом. Самое опасное — то, что он может начать контактировать с какими-то незнакомыми людьми по этой тематике. Поэтому родитель должен проводить профилактику таких ситуаций, рассказывать, как происходит этот процесс и какие бывают опасности. Причем делать это надо вовремя и не думать, что ваш ребенок все еще ребенок и его эти темы не интересуют.
Как быть в любой другой вызывающей у родителей тревогу истории, связанной с интернетом и социальными сетями? Например, те же непонятные суицидные интернет-группы? Если мать или отец узнали, что ребенок в чем-то таком состоит или интересуется этой темой, как реагировать?
Первое, что надо делать в любой подобной ситуации, — это бежать к ребенку. И говорить: «Зайчик, прости меня, дуру грешную, но я случайно залезла в твой компьютер, увидела то-то и то-то и теперь вообще не нахожу себе места, бьюсь головой об стенку. Милый, дорогой, что ты там делаешь?». Ребенок что-нибудь говорит, например: «Мам, жизнь мне надоела, а эти люди мне душевно близки, наконец-то меня кто-то понял» и так далее, — и тогда мы его хватаем и бежим к психологу. Или он отвечает: «Мам, да все нормально, мне было просто интересно, что это такое. Не волнуйся, что ты вечно переживаешь», — тогда мы оставляем его в покое, сказав: «Мне все равно страшновато, но я тебе верю, дорогой. Могу ли я надеяться, зайчик, что если реально что-то случится или будет не так, ты придешь ко мне и скажешь, потому что я тот человек, который…» — и так далее, и если он говорит: «Мам, ну конечно, если что, то я приду в первую очередь к тебе» — вы уходите.
В СМИ писали о суицидных группах, что в них состояли нормальные благополучные дети, у которых все было хорошо, и вдруг они выпрыгнули с 18-го этажа.
Как психолог сообщаю, что довести благополучного человека через интернет до самоубийства невозможно. Неблагополучие должно быть здесь, в реальном мире.
Можно ли ребенка заставить через интернет что-то сделать? Я уже не один раз, в том числе и от детей, слышала, как им угрожают в интернете, что если они не сделают то-то и то-то, то их родителей убьют.
Мы уже рассматривали вариант, когда родителя что-то встревожило. Что он должен сделать, как только почувствует, что у ребенка что-то не так (если он этого не чувствует, то и говорить не о чем)? Первое — кинуться к самому ребенку. И, разговаривая с ним, в том числе сказать: «Зайчик, ты знаешь, я где-то читал или слышал, что есть такие страшные люди, которые говорят, что если ты что-то там не сделаешь, то мы и кота твоего убьем, и папу, и маму, и бабушку, и дедушку. Так вот, зайчик, ты же понимаешь, что так просто пугают. И если вдруг кто-то посмеет моего зайчика пугать, поклянись мне страшной клятвой, что первым человеком, к которому ты побежишь, буду я. Я не боюсь ничего, ты же понимаешь — я большой и сильный, и мы с тобой плечом к плечу с этим справимся».
Первый человек, к которому, должен бежать родитель, когда его что-то пугает в собственном ребенке или в том, что происходит вокруг него, — это не психиатр и не журналист, упаси Господи, — это сам ребенок, чтобы ребенок знал, что рядом с ним в любом случае кто-то есть.
Дойдет ли эта информация до подростка? Эти родители, которые и так уже достали своим непрерывным контролем, — теперь еще и сюда лезут…
Да, конечно, это надо сделать пораньше, до того, как родительское присутствие начнет восприниматься в штыки. Но имейте в виду, что и «большую грудь» в интернете смотрят не в подростковом возрасте, а до него, и первое стихотворение с рифмой «я умру поутру» пишут тоже раньше — или, по крайней мере, читают. Это происходит в предподростковом периоде, лет в девять. И именно в этом возрасте, в 9-12 лет, когда родитель еще не пустой звук, этот разговор про «если что, ты беги ко мне» и должен состояться. Но с 16-летним человеком он, конечно, абсолютно бессмыслен.
Катерина Мурашова, семейный психолог, автор книг для родителей и детей, рассказала «Матронам» о том, почему ее не пугает бесконтрольное сидение детей в интернете и как вести себя родителям, если они обнаружили в гаджете ребенка что-то «ужасное».
У детей есть потребность, и ничего с этим не сделаешь
Вы провели два исследования, связанных с детьми и гаджетами, и их результат был очень интересным. Расскажите об этом, пожалуйста.
Я бы не называла это исследованиями — результаты были абсолютно не валидными, это была просто моя игра. Первое было несколько лет назад, и если бы я знала, чем оно закончится, я бы не стала его проводить. По условиям эксперимента, подросток должен был провести восемь часов наедине с собой и без гаджетов и не должен был пользоваться никакими другими средствами коммуникации, зато мог читать, писать, гулять и так далее. Вообще, это был опыт не про гаджеты, а про встречу человека с самим собой, без электронных устройств. Что будет делать подросток, оставшись без техники и в одиночестве?
По условиям нашей игры, дети должны были записывать свои ощущения и действия и могли прекратить эксперимент, если чувствовали сильное беспокойство, напряжение или другие тревожные симптомы. Только трое из 68 смогли довести опыт до конца! И по окончании этого опыта, к моему огромного удивлению, большинство из них побежали не к людям, а включили свой гаджет. Честно говоря, я рассчитывала на благодарность детей, надеялась услышать от них «это было ужасно интересно, спасибо вам», тем более что все эти дети были «своими», теми, с кем был установлен контакт. И для меня было огромным потрясением, что все оказалось не так, как я рассчитывала.
Были и более интересные гаджетонаправленные эксперименты. Один из них я провела недавно, и его результаты практически противоположны результатам опыта, о котором я рассказала, — возможно, потому что они происходили с разницей в 5-6 лет.
За 5-6 лет что-то радикально поменялось?
Да, конечно. Вспоминается, как много лет назад в качестве эксперта меня позвали в Смольный. Наши городские депутаты обсуждали вопрос, что делать с компьютерными клубами: дети туда уходят, они там пропадают, они воруют деньги из домов на эти клубы, перестают общаться с родными, с друзьями, они облучаются страшными лучами… Депутаты предлагали разные варианты: закрыть компьютерные клубы, приставить к ним милиционеров, чтобы они смотрели, чтобы дети не сидели там с такого-то по такой-то час, обязать владельцев компьютерных клубов доносить, если какой-то ребенок сидит там сутками, и так далее. В конце концов кто-то их них вспомнил о моем присутствии и спросил меня, что, собственно, я думаю, какой из их вариантов поддерживаю. Я им и сказала: «Мне кажется, надо подождать, пока у всех дома будет интернет, и тема компьютерных клубов отпадет сама собой». Они на меня посмотрели с недоумением — надо же, какая бесполезная тетка… И где теперь эти компьютерные клубы? Так вот, у меня такое впечатление, что за эти пять лет, которые прошли с того моего предыдущего псевдоисследования, тема «Дети и гаджеты» потеряла актуальность.
Почему? Я как мама не соглашусь.
Конечно, вы не согласитесь, и большинство родителей, чьи дети ходили в компьютерные клубы, тоже бы не согласилось… Рассказываю про последний эксперимент. Я взяла родителей 9-13-летних детей и разделила их на три группы. Первая группа — те, которые четко ограничивали интернет: ребенок точно знает, сколько времени он сидит в интернете, в какое время ему выдают телефон, на каких условиях и так далее. Вторая группа родителей — это те, которые хотели бы, чтобы у них было, как у первых, но у них не получается, и они живут с детьми в состоянии постоянной борьбы из-за гаджетов: «Ну дай, ты же мне обещала» — «А ты посмотри, какие у тебя оценки!», «Если ты сейчас сделаешь то-то, то я дам», «Ты получил двойку за контрольную, какой тебе планшет!» и т. д. Мать отключила — ребенок включил, у него отобрали планшет — он прокрался ночью и взял… И если в первом случае ребенок говорит: «Я точно знаю, когда мне дадут, и мне дают», то во втором ребенок подтверждает: «Да, пытаются ограничивать, но все время идет борьба». А родители из третьей группы говорят: «Мы сами не расстаемся с этими гаджетами, реальность такова, какова она есть, и зачем пытаться идти против паровоза» и не ограничивают ребенка. У него есть гаджет — один, два, три, — и вообще никому не приходит в голову поднимать эту тему. То есть тема «почему ты получил четыре двойки» в семье подниматься может, но она никак не влияет на ситуацию с гаджетами.
Я попросила родителей каждой группы подсчитать, сколько, с их точки зрения, ребенок в течение недели пользуется интернетом. Первым посчитать было просто: они взяли ручку и вычислили. Вторым надо было предположить, сколько ребенок сумел урвать неразрешенного времени и взять с потолка среднюю цифру. А третьи эти цифры брали из наблюдений: например, они знают, что с такого-то часа по такой-то ребенок в школе и, скорее всего, не пользуется гаджетами, значит, минус семь часов, а вот он дома и, вероятно, сидит в телефоне — значит, плюс три-четыре часа.
Понятно, что достоверная, имеющая отношение к реальности цифра получилась только у первой группы. Естественно и то, что у первой группы эта цифра была чуть не в два раза меньше, чем у второй, а у третьей — еще больше, чем у второй, и она была какая-то огромная. Далее, я дала тайное задание детям (младшие подростки очень любят тайны) — я сказала им, что все это будет опубликовано и что это нужно для развития «большой советской науки»: дети должны были в течение недели подсчитывать, сколько они реально находятся в контакте с гаджетом, независимо от того, на своем они гаджете сидели или на чужом. Причем мы провели эксперимент трижды: одна неделя пришлась на каникулы, вторая — учебная, третья уже не помню, какая.
И что получилось?
Дети принесли мне свои результаты, и я сравнила их с родительскими результатами, все обсчитала. Каковы ваши предположения — в какой группе дети на самом деле сидели дольше в интернете, в какой меньше?
Думаю, что во второй группе — больше всего.
Во всех трех — одинаковое количество времени, незначительные различия.
Как такое может быть? Ведь первая группа — это явно самые дисциплинированные родители…
…и их обманывали больше всего. У их детей было практически в два раза больше интернета, чем предполагали родители. Во второй группе — тоже больше, чем хотелось бы думать родителям, но не с таким отрывом. А в третьей группе дети пользовались интернетом меньше, чем предположили родители.
И какой мы из этого можем сделать вывод?
А я не делаю никаких выводов. Я рассказчик историй: что вижу, то и пою.
Честно говоря, мои симпатии были на стороне первой группы. Я считала, что эти родители молодцы, так и должно быть. И предполагала, что наименьшее пользование гаджетами будет в первой группе, но я не предполагала такого колоссального разрыва между действительностью и тем, что думают родители.
Получается, что у детей есть некая потребность в существовании в этой отдельной реальности, и они ее реализуют. Только первые ее реализуют тихой сапой, вторые в борьбе, а третьи — естественным порядком.
То есть получается, что контроль не имеет смысла?
Нет, у меня нет такого вывода. Не только у меня, а даже у науки в целом пока нет данных, чтобы сказать: надо делать вот так.
А если я к вам приду как родитель к психологу и спрошу совета, что вы мне скажете?
Я расскажу вам об этом исследовании, и скажу, что вы можете примкнуть к любой из трех групп родителей. Единственное, на чем я буду настаивать, — чтобы ваш ребенок точно знал, в какой из трех групп он находится. Или вы говорите ему: «Зайчик, я выдаю тебе это, вне зависимости от твоих оценок, на полтора часа в день». Или: «Зайчик, я буду сражаться с тобой до последнего и буду отбирать у тебя гаджет каждый раз, когда увижу его в руках. В общем, ты на поле боя». Или третье: «На, зайчик, и играй сколько хочешь». Я буду настаивать не на том, чтобы вы примкнули к какой-то из этих групп, а на том, чтобы ваш ребенок знал, как устроен тот мир, в который он попал.
Любые утверждения о вредности или полезности гаджетов — спекуляции
Я недавно читала очередное американское исследование, которое показывает, что дети, которые более трех часов в день торчат в телефонах и прочих гаджетах, гораздо более несчастные, хуже социализированы и так далее.
А вам не кажется, что поскольку еще ни одно поколение не прожило целиком жизнь с гаджетами, мы можем путать причину и следствие? А именно: может, человек, который по каким-то причинам не умеет устанавливать контакты со сверстниками, или чувствует себя в своей социальной группе непринятым, или имеет аутистические черты, или что-то еще, находит себе там прибежище?
Да, я именно так и подумала. Но вы как психолог не считаете, что если ребенок, условно говоря, торчит три, пять часов в день в телефоне, то это плохо?
Я как психолог просто не знаю, что это значит. Может быть, ребенка надо срочно социализировать, что-то с этим делать, а может быть, и ничего, может, он все эти пять часов делает мультфильмы, и когда-нибудь мы все будем смотреть его мультфильмы в каком-нибудь 37D. Надо смотреть на анамнез, причем не ребенка, а семьи — что в ней на самом деле происходит. И мне кажется, что тема, которую журналисты несколько лет подняли на знамя, — «дети и гаджеты», несколько полиняла.
Почему вы так считаете?
Потому что мне кажется, этот мир уже есть, и можно сколько угодно кричать, что нужно немедленно перестать смотреть телевизор и интернет и отправиться в добрый старый театр, взяться за бумажные книжки и пойти попрыгать в классики во дворе, можно это сказать десять, двадцать, тридцать, сорок пять раз, но это ничего не изменит. Мир туда уже прошел, это уже естественное состояние человека, он уже живет и в этом мире, и в том. Более того, я думаю, скоро исчезнут и сами гаджеты, и у нас будет на теле, как у Терминатора, кнопка с переключениями: так видеть эту реальность, а так — ту.
На мой взгляд, там, внутри, в этих электронных сумерках, уже сформировался такой большой мир, что сама идея о том, что туда должен быть вход по пропускам, только для членов профсоюза, начиная с 12-ти лет и так далее — бессмысленна.
Не знаю, как сейчас, но когда мой старший ребенок был маленьким, неврологи говорили о том, что детям категорически нельзя давать в руки гаджеты, включать телевизор и компьютер.
А я помню, как говорили: если вы ребенка сажаете ближе, чем на 2,5 метра, к телевизору и если он смотрит у вас что-нибудь кроме «Спокойной ночи, малыши», то его жизнь не состоится.
Но, возможно, существуют какие-то научные данные, подтверждающие, что бесконтрольный просмотр телевизора и использование гаджетов в раннем возрасте или по пять часов в день приводит к каким-то необратимым изменениям.
Нет и быть не может научных данных, потому что ведь ни одно поколение еще не прожило свою жизнь с гаджетами. Может быть, 20 лет использования гаджетов вызывает 90-процентный канцерогенез — мы пока этого не знаем и еще какое-то время достоверно узнать не сможем. Поэтому любое утверждение на эту тему является спекуляцией.
Как о безвредности, так и о вредности?
Абсолютно верно. Мы ничего еще не знаем.
Есть ли что-то, связанное с интернетом, что вас беспокоят? Возможность зависимости, например?
Да, есть такая вещь, которая меня беспокоит — я не очень понимаю, как дальше будет устроено общение людей. Люди, привыкшие к виртуальному общению, в том числе и подростки, зачастую испытывают большие сложности при попытке перевода этого в реальное общение. Почему? Потому что при личном общении есть контакт глазами и необходимость все время поддерживать разговор. Реальный контакт существенно отличается от контакта виртуального. Дети, которые привыкли к виртуальному контакту и прекрасно общаются в сети, при попытке перевести это в реал испытывают сложности. Я бы даже не сказала, что меня это беспокоит, но я это отмечаю, это есть.
Это может быть частью какой-то нормальной тенденции?
Да, может. У Айзека Азимова есть повесть «Последняя альтернатива», где люди совсем уже не могли между собой общаться, общались только с роботами. Кто знает — может, мы куда-то туда и движемся. Но это точно присутствует: я с ней встретился, а сказать нам друг другу нечего, при этом в сети мы болтали часами.
Говорите с детьми
Как человек, занимающийся детской безопасностью, я знаю, что интернет представляет для ребенка реальную опасность — и педофилы собирают там фотографии голых детей и пытаются с ними познакомиться, и взрослые преступники ищут подростков, чтобы с ними грабить магазины, и так далее. И поэтому я совершенно не уверена, что ребенка стоит отпускать в бесконтрольное плавание в интернете. Как бы вы ответили на вопрос родителя, который пришел к вам и говорит: «Мой ребенок завел аккаунт «ВКонтакте», что мне делать — проверять его тайком время от времени, отслеживая новых друзей и группы, или полностью довериться ребенку?» Ведь это не только вопрос безопасности, но и вопрос доверия к ребенку, отношений между ним и родителями.
Я бы ответила точно так же, как и 25 лет назад, если бы ко мне пришел родитель и сказал: «Я знаю, что мой ребенок ведет дневник — он его приклеивает к низу кровати изолентой. Я подметала под кроватью, и его нашла. Как вы считаете, мне его читать или нет?». Я бы ему сказала: «А вы себя спросите, вы не меня спрашивайте. У вас есть основания тревожиться? У вас есть повод думать, что ваш ребенок собирается покончить жизнь самоубийством, или он настолько плохо воспитан, что он вот-вот вступит в банду, или вы находили в ванной какие-то сомнительные ложечки с порошком, и это вас естественным образом тревожит? Тогда, конечно, прочитайте. Но если вы считаете, что это нарушение приватности, что ребенок — личность, что вы его должны уважать — не читайте». Ровно то же самое я скажу родителю, который спустя 25 лет пришел и говорит: «У моего ребенка есть аккаунт «ВКонтакте», где он общается с друзьями, должен ли я туда раз в месяц заходить и смотреть, о чем они там разговаривают?» — «Спросите себя».
Мне кажется, эти ситуации несопоставимы: одно дело, когда человек пишет в дневник о своих переживаниях и событиях своей жизни, и совсем другое — если он на сетевой площадке постоянно входит в контакт с другими людьми и при этом не может адекватно оценивать степень опасности — просто в силу недостатка жизненного опыта.
Думаю, что дети будут готовы с встретиться с чем угодно в любом возрасте, если мы будем с ними говорить о том, с чем они могут встретиться. Рассказывайте детям о том, что они могут встретить в этом новом мире — в интернете — так же, как вы рассказываете им: «Когда ты идешь в лес, там может встретиться змея, если у нее желтые пятнышки, то это уж — хватать ее не надо, но она не ядовитая. А если у нее нет желтых пятнышек, то это, скорее всего, гадюка, она опасная, поэтому желательно развернуться и быстро-быстро уйти в противоположную сторону». И если кто-то так же учит ребенка тому, что он может увидеть в интернете, я за целиком и полностью.
Далеко не каждый родитель сам представляет, что такое «ВКонтакте», например, и сам понимает, что там к чему.
Поэтому если кто-то читает такие лекции для детей и родителей и проводит для детей занятия, то я аплодирую этому человеку.
Как вы относитесь к устанавливаемым на телефон или компьютер ребенка программам, которые блокируют недозволенный контент и поисковые запросы, отслеживает, сколько ребенок проводит времени в интернете, не пускает его на подозрительные страницы и так далее?
Никак. Этому ребенку надо просто взять соседний гаджет. Если ему пришло время посмотреть нечто по ссылке «большая грудь», то он возьмет телефон своего приятеля, в котором такая программа не установлена, и они вместе посмотрят все, что им захочется.
Представьте себе ситуацию: благополучная семья, и вдруг, однажды зайдя в компьютер ребенка, родители обнаруживают, что он, с их точки зрения еще совсем ребенок, состоит в каких-то порнографических группах, читает откровенные страницы, ищет в интернете эту самую «большую грудь» или даже вообще он активный участник форумов на эти темы и входит в прямой виртуальный контакт с другими…
Это значит, что просвещение ребенка на тему того, что он увидит в интернете, и того, откуда берутся дети, должно было состояться раньше. Но поскольку оно не состоялось, то следует немедленно по обнаружении такого интереса ребенка им заняться — объяснить, что и как происходит, рассказать, как вы сами впервые познакомились со всем этим.
То есть это не та ситуация, когда надо набрасываться на ребенка?
Нет, но она, тем не менее, тревожная, если ребенок активно участвует в этом. Самое опасное — то, что он может начать контактировать с какими-то незнакомыми людьми по этой тематике. Поэтому родитель должен проводить профилактику таких ситуаций, рассказывать, как происходит этот процесс и какие бывают опасности. Причем делать это надо вовремя и не думать, что ваш ребенок все еще ребенок и его эти темы не интересуют.
Как быть в любой другой вызывающей у родителей тревогу истории, связанной с интернетом и социальными сетями? Например, те же непонятные суицидные интернет-группы? Если мать или отец узнали, что ребенок в чем-то таком состоит или интересуется этой темой, как реагировать?
Первое, что надо делать в любой подобной ситуации, — это бежать к ребенку. И говорить: «Зайчик, прости меня, дуру грешную, но я случайно залезла в твой компьютер, увидела то-то и то-то и теперь вообще не нахожу себе места, бьюсь головой об стенку. Милый, дорогой, что ты там делаешь?». Ребенок что-нибудь говорит, например: «Мам, жизнь мне надоела, а эти люди мне душевно близки, наконец-то меня кто-то понял» и так далее, — и тогда мы его хватаем и бежим к психологу. Или он отвечает: «Мам, да все нормально, мне было просто интересно, что это такое. Не волнуйся, что ты вечно переживаешь», — тогда мы оставляем его в покое, сказав: «Мне все равно страшновато, но я тебе верю, дорогой. Могу ли я надеяться, зайчик, что если реально что-то случится или будет не так, ты придешь ко мне и скажешь, потому что я тот человек, который…» — и так далее, и если он говорит: «Мам, ну конечно, если что, то я приду в первую очередь к тебе» — вы уходите.
В СМИ писали о суицидных группах, что в них состояли нормальные благополучные дети, у которых все было хорошо, и вдруг они выпрыгнули с 18-го этажа.
Как психолог сообщаю, что довести благополучного человека через интернет до самоубийства невозможно. Неблагополучие должно быть здесь, в реальном мире.
Можно ли ребенка заставить через интернет что-то сделать? Я уже не один раз, в том числе и от детей, слышала, как им угрожают в интернете, что если они не сделают то-то и то-то, то их родителей убьют.
Мы уже рассматривали вариант, когда родителя что-то встревожило. Что он должен сделать, как только почувствует, что у ребенка что-то не так (если он этого не чувствует, то и говорить не о чем)? Первое — кинуться к самому ребенку. И, разговаривая с ним, в том числе сказать: «Зайчик, ты знаешь, я где-то читал или слышал, что есть такие страшные люди, которые говорят, что если ты что-то там не сделаешь, то мы и кота твоего убьем, и папу, и маму, и бабушку, и дедушку. Так вот, зайчик, ты же понимаешь, что так просто пугают. И если вдруг кто-то посмеет моего зайчика пугать, поклянись мне страшной клятвой, что первым человеком, к которому ты побежишь, буду я. Я не боюсь ничего, ты же понимаешь — я большой и сильный, и мы с тобой плечом к плечу с этим справимся».
Первый человек, к которому, должен бежать родитель, когда его что-то пугает в собственном ребенке или в том, что происходит вокруг него, — это не психиатр и не журналист, упаси Господи, — это сам ребенок, чтобы ребенок знал, что рядом с ним в любом случае кто-то есть.
Дойдет ли эта информация до подростка? Эти родители, которые и так уже достали своим непрерывным контролем, — теперь еще и сюда лезут…
Да, конечно, это надо сделать пораньше, до того, как родительское присутствие начнет восприниматься в штыки. Но имейте в виду, что и «большую грудь» в интернете смотрят не в подростковом возрасте, а до него, и первое стихотворение с рифмой «я умру поутру» пишут тоже раньше — или, по крайней мере, читают. Это происходит в предподростковом периоде, лет в девять. И именно в этом возрасте, в 9-12 лет, когда родитель еще не пустой звук, этот разговор про «если что, ты беги ко мне» и должен состояться. Но с 16-летним человеком он, конечно, абсолютно бессмыслен.
Комментарии
У меня ещё больное место - контроль за использованием гаджетов. Тот факт, что при любом подходе к этой проблеме дети пользуются этим новым мировым злом примерно одинаковое время, не то что успокаивает, но помогает смириться.
А с контролем помогло решить проблему то, что с мужем позволяем смотреть наши страницы в сетях, есть доступ к нашим почтовым ящикам, блокнот с паролями лежит в свободном доступе. Просто дочь видит - мы не лазим специально по телефонам и страничкам, на ее директорию - тоже. Потому наши замечания: "Что-то на твоей страничке непонятный товарищ оставил нехороший пост с нехорошими призывами - за такими постами может последовать общение с реальными органами правопорядка" - она не воспринимает, как покушение на свободу и личное пространство. Ну, посмотрели страничку, ну, предупредили. Не в личку же заходили, видели инфу, открытую для всех. А то, что смотрим - был открытый договор, что как родители имеем право бдить.
Ну и правила поведения в интернет-общении тоже постоянно проговариваем.
Девочке пришлось признаться родителям, что у неё была страничка, к которой теперь нет доступа. Мама девочки потребовала собрать родительское собрание, долго говорила о том, как некрасиво и бессовестно поступили с её дочкой и... потребовала, чтобы все родители дружно запретили своим детям интернет. На ответ "кому надо, тот пусть и запрещает" страшно разобиделась. А ведь если бы девочка имела возможность вести страничку с домашнего компьютера под присмотром родителей - такая ситуация бы просто не случилась... У нас примерно так же. Мы с мужем ничего друг от друга не скрываем. Если ему нужно что-то глянуть вконтакте, а рядом открыт мой профиль, он сядет и посмотрит, что ему нужно. Я могу поступить так же. Я ещё могу сказать мужу, что мне не нравится его какой-то перепост на стене. И он иногда даже его убирает. Так же и старшего раньше просили убрать со стены что-нибудь вопиющее. Но в последнее время ничего вопиющего на его стене я не вижу
↑ Перейти к этому комментарию
И я задумалась. Помню, что во времена моего детства детям предъявляли претензии, что кино смотрят - нет чтобы почитать. Что болтаются где-то компаниями - опять же вместо полезного чтения. Помню даже претензии, что дети читают не то - классику не хотят, им подавай лёгкое чтиво
Когда Стив Джобс руководил Apple, он запрещал своим детям слишком долго сидеть с айпадами и айфонами. Почему? Журналист Нью-Йорк Таймс Ник Билтон вспоминает, что однажды попытался польстить главе Apple Стиву Джобсу, заметив - мол, уж ваши-то дети любят играть в компьютерные игры и обложены со всех сторон техническими новинками. Джобс ответил коротко: "У них нет iPhone. Мы ограничиваем использование технологий нашими детьми дома ".
Журналиста ошеломила такая реакция. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но это далеко не так.
Вообще, большинство руководителей технологических компаний и предпринимателей из Кремниевой Долины ограничивают время, которое дети проводят у экранов, будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие гуру из мира технологий.
Это может показаться странным. Но, судя по всему, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают обыватели.
Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который сейчас стал исполнительным директором 3D Robotics, ввел ограничения на использование гаджетов для членов своей семьи. Он даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждым из них не могли пользоваться более пары часов в сутки. У Андерсона пятеро детей, им от 6 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них. «Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы слишком озабочены влиянием технологий. Они говорят, что никому из друзей не запрещается пользоваться гаджетами», — рассказывает он. — «Но я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я знаю, с какими проблемами столкнулся сам, и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей», — объясняет он. Под «опасностями» интернета Андерсон подразумевает нерелевантный контент и возможность для детей стать зависимыми от новых технологий так же, как стали зависимыми многие взрослые.
Некоторые идут еще дальше. Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что ее пятилетний сын вообще не использует гаджеты в будние дни. Двое других детей, которым 10 и 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.
Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что у двух его сыновей тоже есть такие ограничения. В их доме сотни бумажных книг, и ребенок может читать их сколько угодно. А вот с планшетами и смартфонами все труднее — они могут пользоваться ими не дольше часа в день.
Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для выполнения школьных заданий.
В общем, мода на IT-запреты проникает в американские дома все чаще и чаще. Некоторые родители запрещают детям пользоваться социальными сетями для подростков (например, Snapchat). Это позволяет им не волноваться о том, что их дети постят в интернете: ведь необдуманные посты, оставленные в детстве, могут навредить их авторам во взрослой жизни.
Ученые говорят, что возраст, в котором можно снимать ограничения на использование технологий, — 14 лет. Хотя Андерсон даже своих 16-летних детей оградил от экранов в спальне. От любых — даже экранов телевизора.
Дик Костоло, исполнительный директор Twitter, разрешает своим детям-подросткам пользоваться гаджетами только в гостиной и не разрешает приносить их в спальню.
Чем же занять своих детей? Автор книги о Стиве Джобсе говорит, что гаджеты, с которыми ассоциировалось его имя, он легко заменял общением с детьми и обсуждал с ними книги, историю — да все что угодно. Но при этом ни у кого из них во время разговора с отцом не возникало желания достать айфон или айпад.
В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Готовы ли вы к подобным ограничениям?
ВОПРОС ДНЯ: Чего в новых гаджетах больше - пользы или вреда?
Михаил БОЯРСКИЙ, актер:
- Думаю, больше вреда. Ведь дети общаются с неодушевленным предметом. Надо их уберегать от этого, как от дружбы во дворе с плохой компанией.
Дмитрий МЕНДЕРЛЮК, основатель издательского дома «Компьютерра»:
- Гаджеты - это как кухонный нож, польза или вред зависит от того, в чьи руки попадет. Возможно, для тех, кто слишком озабочен безопасностью своих персональных данных, они и вредные.
Герман КЛИМЕНКО, бизнесмен:
- Совершенно не возражаю, чтобы дети ими пользовались. У меня младшему три года - без айпада не ест... Знаю истории, когда в наши дни родители вырастили детей без компьютера, и эти дети не вписались в современный мир. Сейчас даже продавцом в магазин не берут без знания компьютера!
Виктор ФЕДОРЕНКО, священник Троицкого собора, Краснодар:
- Эта мания, погоня за телефоном-новинкой делает человека зависимым. Люди берут кредиты, работают на них. Гаджеты призваны служить человеку, а не наоборот.
Рик ФАЛЬКВИНГЕ, эксперт-аналитик в области интернета:
- Информационные технологии - это просто знание. И детям всегда должно быть разрешено учиться столько, сколько они хотят. Но мы должны и учить детей ценности частной жизни.
Алексей ПЕТРОВ, политолог:
- Когда мои дети берут в руки новомодные примочки, становится страшно. Им уже не нужны ни мама, ни папа...
Учитель по математике моего сына, я согласна с ним:
- Те,кто сегодня читают, будут завтра управлять теми, кто сегодня тычет пальцем в экран.
Впервые я узнала, что одноклассники Саши в контакте, классе в 4 или 5, когда на род.соб. куча родителей переругалось выясняя чей ребёнок кому, что написал и как, чем угрожал. Мужу говорю: Слушай, все ВКонтакте, а наш нет. Успеет, говорит. В это же лето в лагере вожатые зарегистрировали его там.
В 7 классе в лицее, все в наглую на уроке списывали из интернета, в контакте скидывали домашку друг другу (делали частями). Муж заблокировал все входы и выходы
А вот в том, что насильно ограничивать пользование гаджетами - дело бесполезное, я с Мурашовой полностью согласна. Я вполне допускаю, что Крис Андерсон сумел настроить девайсы своих детей так, чтобы дети могли ими пользоваться строго ограниченное время. Но лично я в смысле компьютерной грамотности сильно отстаю не только от Криса Андерсона, но и от собственных детей
Что касается списывания... Здесь, мне кажется, многое зависит и от учителей. В нашей школе учитель химии сама составляет задачи. Поэтому домашку по её предмету просто невозможно тупо списать из интернета. Ну, собственно, об этом и идёт речь в интервью Мурашовой. Не тупо запрещать, а самим побольше общаться с детьми. В первую очередь ограничивать себя. А с детьми договариваться. Я уверена, что договорённость с ребёнком гораздо эффективнее, чем программы так называемого родительского контроля.
С этим я согласна. Это надо уметь отсечь. Знания мужа позволяли это сделать.
Согласна с Вами, запретный плод сладок. Но наш в 7 съехал с катушек получив полную свободу (музыкалку закончил, шашки мы оставили, т.к. ездить на 2-х недельнык соревнования - дико отстать от одноклассников по учёбе. Скакали галопом. В 9 классе уже закончили учебники 11 класса. Сейчас второй год разбирают ВУЗовскую программу). И отношение учителей было как в ВУЗе с самого начала - Я даю, ты берёшь/не берёшь, это на твоё личное усмотрение. Но будь любезен сдай все темы в конце года. За 7 только класс у нас отчислили 8 человек. Никто с ними не возился, как с маленькими детками. Задавали по каждому предмету
Больше бы таких учителей. Наши даже знают, какая будет работа и идут на неё с ответами
Я - не за гаджеты всегда и везде. Я, попытавшись ограничить старшего сына в использовании интернета, поняла, что авторитарные методы просто не работают. И теперь стараюсь договариваться.
К гдз отношусь спокойно. Не запрещаю, но объясняю, что относиться к этому "благу цивилизации" нужно с умом. Можно обратиться к кдз, если не знаешь, как выполнить задание. При этом не тупо списать, а посмотреть, как решается непонятная задача.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: