Аутический спектр. Групповая коммуникация, ребенок аутист в рамках обычного класса.

Также я предупреждаю что писала, пишу и буду писать с ошибками из-за дислексии, проживание в течении 20 лет в другой стране с другим языком и абсолютно другим шрифтом и грамматикой ситуацию не улучшили. Режет глаз? Идем мимо. Я переживаю не самый простой этап в моей жизни, негатива и так предостаточно.
Меня зовут Маша, живу я в Израиле, работаю в ювелирной отрасли. Жена, 7 лет обладаю почетным званием Мама и весной этого года мой семилетний сын был диогнастирован как аутист. Да, да, и так бывает. Жили были, не тужили, посмеивались над "детскими такраканами", а все оказалось несколько серьезнее.
Проявляется это в достаточно "тонких материях". Даня не аутист в классическом понимании как привыкло большинство обывателей, да и я сама до недавнего времени. Он общителен и контактен. Скорее всего в России "аутизм" бы нам не поставили. Так как любому не профельному специалисту кажется что "нормальный ребенок, просто со своими странностями".
Ооооо, эти преславутые "странности", "закидоны", "тараканы". Скрываться под этим может все что угодно.
Вот ежедневные трудности с которыми сталкивается мой сын.
1. Языковой барьер, на русском ещё не все звуки получаются четко и моменты волнения сложные для него звуки начинают "выпадать", с ивритом с произношением легче но меньше словарный запас (все не слава богу)
2. Сенсорный перегруз. Шумная компания, много детей в небольшом пространстве, эти условия и для НТ не айс, а мойненький вообще "выпадает" в осадок и сбежит. Будет бродить "сам по себе"(по его собственной терминологии)
3. Сложно поддерживать взаимодействие если ему это не интересно.
4. Проблемы с пониманием личного пространства, слишком близко подходит к другим. В порыве позитива может полезть с "обнимашками" к совершенно не готовому к этому ребенку. На мудреном языке специалистов это называется "не понимание социальной ситуации".
5. Может быть навязчив в общении с ребенком, который ему понравился, просто "задушить" собой.
6. Не считывает не вербальных поведенчиских кодов.
Как это проявляется? А вот так.
Наблюдаю как Даниэль бесится с друзьями из класса. Он начинает трепать мальчика за шею. Мальчик молча уварачивается. Даня продолжает. Мальчик начинает отпихивать его руку. Ноль эмоций. Даник в своем "кино". Не видит, не реагирует. Ловлю. Объясняю. Прекращает, но страшно расстроен, так как и в мыслях небыло "достать" приятеля.
На момент обнаружения "косяков" мы учились в обычном первом классе из 32 детей и с очень доменантной-гипперактивной классной рукоаодительницей. Диагностику только начали, шарахались по врачам но ещё понятия не имли что у нас точно.
Что я предпринимала.
1. Пошли к психологу из института развития ребенка (заряд пендалином получили от трудо-терапевта которая работала с Данькой, она же нам психолога и сосватала) обрисовали проблемы + полное отсутствие в уверенности в собственных силах.
Психолг почесала в затылке и назначила занятия. Раз в неделю, 45 минут. Если спросить у сына:- Чем ты занимался с Дарией? Он ответит:- играли в: рыцарей, войну, солдат и т. д.
На деле, в игровой форме отрабатывали различные ситуации и модели поведения в них.
2. Приглашали детей в гости. Из тех кого Даня хотел позвать.
И тут уже я иногда работала терапистом. Узнав что одному из друзей нравится оригами запаслась цветной бумагой и инструкциями, наделали самолетиков и пошли пускать с балкона все вместе. Другой раз ваяли кораблики и т. д.
С другим пекли оладьи (пацаны замешивали тесто под моим инструктажем) а я выделывалась как Грю из мультфильма, оладушек в форме... черепа! или букв из которых можно сложить имя, или животных.
Устраивали театр теней по прочитаной книжке и т. д.
Короче фиг вам, на сидение в планшете или компе у нас в гостях не рассчитывайте!
Результаты были, к нам охотно ходили, начали приглашать Даньку с ответными визитами, в которых он показал себя на высоте. Не создавал проблем, играл с детьми и стойко отбрехивался от ужина если это была не пицца.
3. Чаще стали играть дома в настольные игры. Тренируя разные правила, границы, а также реакцию на пройгрыш. Побочкой натренировали устный счет, бычтроту реакции, концентрацию внимания. С интересом это обнаружила, а ведь совсем не ставила это целью.

Результат всей проделанной работы я увидела в июне этого года, когда уже начал звучать термин ASD.
Данькин друг из класса на день рожденье устроил "мальчишник".
Мальчикам устроили какой-то аналог пейнтбола, только тут пистолеты были лазерные. Мой носился со своей командой, стрелял, получал удовольствие. Начали подводить итоги и тут был момент номер Раз. Аниматор веселя публику требовал проорать что-то во все горло. Шум. Я напряглась, смотрю пацан заткнул уши пльцами и вопит вместе со всеми во всё горло! Ок. Удивленно подумала я. Потом объявили победителей и это была команда противника. Я опять "в стойку", ибо ещё год назад пацан на пройгрыш устраивал скандал. Гляжу некоторые из пройгравших взвыли, помчались к родителям за утешением, а у Даньки мордочка расстроена но не более того. Смотрю, собрался справился с эмоциями, подошел ко мне уже абсолютно спокойный.
Объявил:-Мама, мы проиграли, но мы старались!
Это Два. (если бы вы видели его реакцию на проигрыш в игре год назад!)
Потом мой радостно жевал рядом пиццу когда всех позвали на "вынос торта", мой, который не ест сладкого тоже подорвался и умелся. Куда? Петь день-рожденьевские песни и задувать свечи, радостно жуя свою пиццу и абсолютно не интересуясь тортом как таковым. Абсолютно социальный акт с его стороны!
Подвожу итог:
1. За три часа детского праздника он не бродил "сам по себе", всегда был в коллективе.
2. играл в команде, справился самостоятельно с сенсорной и эмоциональной проблемой.
3. Проявил уважение и принимал правила социума в котором он находился.
Ребенок, я тобой горжусь!
Я: валялась на циновке с книжкой, ела, пила, "чирикала" с другими родителями, короче была предоставлена сама себе.
Есть ещё над чем работать, последний и предпоследний пункт из списка проблематики никуда не делись. Но я точно знаю что мы и с этим разберемся.
Контакт с большим детским коллективом был налажен. Данька нашел себе друзей.
А вот с учителем все было гораздо печальнее. Политика была, "кто не успевает за моим темпом-это его проблемы", "я не могу дать ему поддержку в которой он нуждается". На деле она угробила ему мотивацию учиться. И если в начале года он старался что-то делать в классе, то к концу было полное игнорирование и чистые листы "классных работ".
И это при том что у ребенка IQ при сдаче тестов на иврите- 91, на русском- 120.
Коммисия дважды делала в сторону школы "ая-яй", но если честно-я сломалась. Если педагог не идет на контакт и не хочет помочь родителям, то можно только менять, класс, школу или систему. Взрослого человека я не переделаю. Но и гробить сына я недам. После долгих бессоных ночей я приняла очень не простое для меня решение. Уйти в систему "особого образования".
Что это такое я расскажу в следующей публикации.
Ребенок аутист справился с сенсорными и коммуникативными проблемами с детским коллективом из 30-и человек. И не справился со взрослым, который там находиться как раз для того что-бы учить, помогать и поддерживать. Напоминаю это начальная школа, в первом классе дети 5-6 лет.
Парадокс?
+193 |
![]() |
257 комментариев |
Комментарии
Вы- молодчина! Успехов вам с сыном.
Нашей девочке тоже удалось поступить в обычную школу.Хотя 4 года назад, когда начинали работать, мне не верилось ни в какой успех.Ставили атипичный аутизм.
Сейчас по итогам медкомиссий рекомендована обычная программа без ограничений, бегло читает, считает, за два месяца занятий нареканий в школе от учителя не было.
Но конечно, поведенческие проблемы остаются.Вербальные тоже - рассказы, пересказы, рассуждения, диалоги, понимание социальных ситуаций...
Хорошего психолога, работающего с РАС у нас нет.А у меня знания несколько иного характера.Здесь чувствуется пробел.
Особенно если учесть что у вас нет спец. знаний. Снимаю шляпу.
Знания у меня есть.По крайней мере базовые.)) Я дефектолог, логопед.)) Но аутизм изучали один семестр, очень узкий раздел речевой работы с такими детьми, обзорно, это не прямая квалификация...Программ вообще не было, приходилось изобретать велосипед.Просто развивать познавательные функции в этом случае - далеко не всё. А вот эмоционально- волевая сфера у аутистов есть зерно, которое надо выращивать.Тут нужен хороший специалист - детский специальный психолог.Мы такого так и не нашли.Действовали своими силами с мамой девочки, по наитию, книжкам, интернету, советам врачей, нетрадиционным и арт-методикам...Вобщем многое пробовали.И все давало эффект.В комплексе.
Вот вы написали про занятия с "Дарией" и я в очередной раз подумала, как нам не хватает такой Дарии...Я просто не могу все взвалить на свои плечи, ибо это не прямая моя квалификация, мне хватает своей работы.Но этой семье занятия с таким специалистом очень бы пригодились.
Учат три года в универе на первую степень и очень много практики в коррекционных садах самого разного профиля: логопедические, аутисты, дауны. Вобщем все что есть в "хозяйстве" у спец.образования. Хочешь ссылочку в фейсбуке, на твою русско-говорящцю коллегу, которая училась и работает тут, в Израиле? Она много с аутистами работает и старается делиться опытом.
Учат три года в универе на первую степень и очень много практики в коррекционных садах самого разного профиля: логопедические, аутисты, дауны. Вобщем все что есть в "хозяйстве" у спец.образования. Хочешь ссылочку в фейсбуке, на твою русско-говорящцю коллегу, которая училась и работает тут, в Израиле? Она много с аутистами работает и старается делиться опытом.
↑ Перейти к этому комментарию
Если не сработает ссылка, то наберите в поиске в фейсбуке Лена Лемперт логопед.
Нашей девочке тоже удалось поступить в обычную школу.Хотя 4 года назад, когда начинали работать, мне не верилось ни в какой успех.Ставили атипичный аутизм.
Сейчас по итогам медкомиссий рекомендована обычная программа без ограничений, бегло читает, считает, за два месяца занятий нареканий в школе от учителя не было.
Но конечно, поведенческие проблемы остаются.Вербальные тоже - рассказы, пересказы, рассуждения, диалоги, понимание социальных ситуаций...
Хорошего психолога, работающего с РАС у нас нет.А у меня знания несколько иного характера.Здесь чувствуется пробел.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Да, нужен такой опыт и нужны такие конференции, только когда, к примеру, мои педагоги поедут в Москву на какую-нибудь подобную конференцию, если у них каждый день - рабочий? И на какие деньги они себе это позволят? А дети уже есть такие, и их не мало. У меня сад компенсирующего вида для ЗПР. Понятное дело, что в нём и аутисты и ЗПР и ТНР, но они ж есть и в обычных садах. Это не выход - пораспихать детей по садам и школам. Им нужны специалисты, а не просто уход и присмотр за ними.
↑ Перейти к этому комментарию
Андромеда, возможно, пока не попробуешь - не поймешь, в чем отличие.
С "обычным ребенком" занимаешься, если у тебя есть время-настроение-желание:
Иди сюда, Муся, будем лепить пельмени // Ой, быстрее сама, покажу в другой раз.
С РАС не можешь расслабиться - словно на дежурстве: в любой момент ребенок может открыть дверцу и понять твои объяснения, в остальное время хоть заобъясняйся.
"Обычного ребенка" знакомишь со сверстником, предлагаешь игру и присматриваешь одним глазком. Встречу аутиста со сверстником продумываешь как военную кампанию.
Где-то я уже писала, но повторюсь: разница такая, как лечить насморк и лечить в палате интенсивной терапии. И там, и там лечение. Но одно требует больше внимания, сил, терпения, времени, чем другое.
А ещё не забывать прихватить беруши в цирк или театр, или быть готовой зажать ему/ей ладонями уши "до того как накроет". Учить САМОСТАЯТЕЛЬНО понять что жарко или холодно и МОЖНО САМОМУ снять жакет который мама одела ранним утром. И т.д. И т.п. можно описывать до бесконечеости.
Мне наверное повезло, у меня других детей нет, сравнивать не с кем, люблю и дружу с тем что есть, другого не знаю.
Андромеда, возможно, пока не попробуешь - не поймешь, в чем отличие.
С "обычным ребенком" занимаешься, если у тебя есть время-настроение-желание:
Иди сюда, Муся, будем лепить пельмени // Ой, быстрее сама, покажу в другой раз.
С РАС не можешь расслабиться - словно на дежурстве: в любой момент ребенок может открыть дверцу и понять твои объяснения, в остальное время хоть заобъясняйся.
"Обычного ребенка" знакомишь со сверстником, предлагаешь игру и присматриваешь одним глазком. Встречу аутиста со сверстником продумываешь как военную кампанию.
Где-то я уже писала, но повторюсь: разница такая, как лечить насморк и лечить в палате интенсивной терапии. И там, и там лечение. Но одно требует больше внимания, сил, терпения, времени, чем другое.
↑ Перейти к этому комментарию
Андромеда, возможно, пока не попробуешь - не поймешь, в чем отличие.
С "обычным ребенком" занимаешься, если у тебя есть время-настроение-желание:
Иди сюда, Муся, будем лепить пельмени // Ой, быстрее сама, покажу в другой раз.
С РАС не можешь расслабиться - словно на дежурстве: в любой момент ребенок может открыть дверцу и понять твои объяснения, в остальное время хоть заобъясняйся.
"Обычного ребенка" знакомишь со сверстником, предлагаешь игру и присматриваешь одним глазком. Встречу аутиста со сверстником продумываешь как военную кампанию.
Где-то я уже писала, но повторюсь: разница такая, как лечить насморк и лечить в палате интенсивной терапии. И там, и там лечение. Но одно требует больше внимания, сил, терпения, времени, чем другое.
↑ Перейти к этому комментарию
Я, вообще-то, писала совсем о другом.
↑ Перейти к этому комментарию
Занимающихся родителей с ребёнком (маленьким или школьником) все меньше и это печально. Вы занимаетесь? Вы молодец. Держите цветочек
↑ Перейти к этому комментарию
Да, нужен такой опыт и нужны такие конференции, только когда, к примеру, мои педагоги поедут в Москву на какую-нибудь подобную конференцию, если у них каждый день - рабочий? И на какие деньги они себе это позволят? А дети уже есть такие, и их не мало. У меня сад компенсирующего вида для ЗПР. Понятное дело, что в нём и аутисты и ЗПР и ТНР, но они ж есть и в обычных садах. Это не выход - пораспихать детей по садам и школам. Им нужны специалисты, а не просто уход и присмотр за ними.
↑ Перейти к этому комментарию
Знаете сколько детей аутистов в профильной группе? По нормативу. 8! 8 детей максимум!
Дальше: воспитатель-со специализацией именно для аутистов + две няни. На занятия приходят: трудотерапевт ( мелкая и грубая маторика + сенсорная карта на каждого ребёнка), логопед (который не только звуки ставит, а занимается громадной темой которая называется, коммуникация- тоесть учит общаться лбыми средствами: карточки, знаки, речь), психолог:- которая занимается в игровой форме пониманием собственных чуств и эмоций, с так же социальных ситуаций, поведенчиский анализатор. Сколько получается?
7 взрослых на 8 детей.
А когда я тут случайно убидила как выглядит сад лдя детей с ДЦП, я захотела туда сына записать. И самой там остаться.
Знаете сколько детей аутистов в профильной группе? По нормативу. 8! 8 детей максимум!
Дальше: воспитатель-со специализацией именно для аутистов + две няни. На занятия приходят: трудотерапевт ( мелкая и грубая маторика + сенсорная карта на каждого ребёнка), логопед (который не только звуки ставит, а занимается громадной темой которая называется, коммуникация- тоесть учит общаться лбыми средствами: карточки, знаки, речь), психолог:- которая занимается в игровой форме пониманием собственных чуств и эмоций, с так же социальных ситуаций, поведенчиский анализатор. Сколько получается?
7 взрослых на 8 детей.
А когда я тут случайно убидила как выглядит сад лдя детей с ДЦП, я захотела туда сына записать. И самой там остаться.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Не дай Бог чего, сядем всем составом.
ЗЫ. Сегодня ребёнок отгрыз нательный крестик с верёвочки у себя на шее, благо воспитатель заметили и крестик отобрала. А если б проглотил? Маме сказали...она даже как-то не испугалась.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
2. Хотите придти в группу созданую взрослыми аутистами для поддержки нас с вами? Родителей таких детей. Там можно задать любые вопросы и получить решение проблемы от тех кто сам аутист. Взрослый, состоявшийся, работающий и сами создавшие семьи и родившие детей.
Группа закрытая, на фейсбуке.
Я пришлю вам мою сраницу в личку.
2. Хотите придти в группу созданую взрослыми аутистами для поддержки нас с вами? Родителей таких детей. Там можно задать любые вопросы и получить решение проблемы от тех кто сам аутист. Взрослый, состоявшийся, работающий и сами создавшие семьи и родившие детей.
Группа закрытая, на фейсбуке.
↑ Перейти к этому комментарию
2. Хотите придти в группу созданую взрослыми аутистами для поддержки нас с вами? Родителей таких детей. Там можно задать любые вопросы и получить решение проблемы от тех кто сам аутист. Взрослый, состоявшийся, работающий и сами создавшие семьи и родившие детей.
Группа закрытая, на фейсбуке.
↑ Перейти к этому комментарию
2. Хотите придти в группу созданую взрослыми аутистами для поддержки нас с вами? Родителей таких детей. Там можно задать любые вопросы и получить решение проблемы от тех кто сам аутист. Взрослый, состоявшийся, работающий и сами создавшие семьи и родившие детей.
Группа закрытая, на фейсбуке.
↑ Перейти к этому комментарию
Natalia Dineen в ФБ
Вы с Даней огромные молодцы
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Единственное что нужно делать, это помочь ему научиться жить и понимать остальных. И справляться с своими сенсорными особенностями. Последнему он кстати сам учиться. Уже самостоятельно нашёл несколько способов как приспособиться. Он большой молодец.
Так вот, были мы у двух неврологов( хороших) в Ярославле и Москве, никаких отклонений не увидели, сказали характер такой, ну и " эмоциональная лабильность". Посоветовали обратится к психологу, чтобы нам, родителям научиться общаться правильно с сыном).
А вы большая молодец, и все будет у вашего сына отлично.
Психиатр в своем заключении так и написала, "Не требуется медикаментозное вмешательство. Нужна работа с психологом, логопедом-дификтологом и трудо-терапевтом".
↑ Перейти к этому комментарию
Но Вы большая молодец. Ребёнок проблемный даже если это не аутизм и если ничего не делать, то уже будет без разницы был изначально аутизм или нет. Хотя жизнь покажет.
Мне попадались дети с РДА с хорошим коэф.интеллекта, и с УО.Конечно, в случае с УО, вообще очень трудно отграничить эти два состояния друг от друга...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Если аутизма не обнаружили, если это больше речевое нарушение, есть шанс проскочить.
Насчет аутистов с высоким интеллектом, знаю таких детей лично. Учатся в коммуникационном классе, программа как у всей школы. В этом году эта девочка на общих условиях участвовала в отборе на изучение по углубленной программе математики и естесственных наук. Прошла отбор. Будет участвовать в проекте.
Умственное развитие не показатель. Такие люди не могут считывать эмоции других людей и поэтому, не могут сами их испытывать.
Причина того, что не может ходить нормально в туалет может быть как недоразвитие нервной системы, поражение или ему нужен хороший психотерапевт. Если интеллект хороший, нужна психотерапия. И это не самая сложная проблема, чтобы ее не решить.
Насчет эмоций. Те аутисты с которыми знакома я, эмоции испытывают и ещё какие, а вот со свитыванием эмоций у других чаще всего беда. И сарказм не считывают.
↑ Перейти к этому комментарию
Если особый будет уверенно ходить по знакомому маршруту и выполнять доступные для него обязанности, это уже очень хорошо. И часто чтобы этого достигнуть, нужно хорошо потрудиться.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А в Израиле высокофункциональных аутистов на учет у психиатра не ставят. Смысл, если им не требуется медикаментозное лечение?
Но Вы большая молодец. Ребёнок проблемный даже если это не аутизм и если ничего не делать, то уже будет без разницы был изначально аутизм или нет. Хотя жизнь покажет.
↑ Перейти к этому комментарию
И т.д.
Вот брат у мея и сестра троюодная вф. аутисты. Которые дошли до стадии "нрмальные но с чудачествами". Обоих пеленали, брат вообще без единой прививки. "Тараканы" абсолютно одинаковые с моим привитым и не пеёнатым сыном. Правда посдеднего я много и часто таскала примотанным к себе в слинге. Что это доказывает?
Вот брат у мея и сестра троюодная вф. аутисты. Которые дошли до стадии "нрмальные но с чудачествами". Обоих пеленали, брат вообще без единой прививки. "Тараканы" абсолютно одинаковые с моим привитым и не пеёнатым сыном. Правда посдеднего я много и часто таскала примотанным к себе в слинге. Что это доказывает?
↑ Перейти к этому комментарию
Вообще даже предположить такое не могла...
Слышала информацию про генетические изменения, про родовые травмы и поражения ЦНС, но наследстведственный фактор...
Муж постоянно видит в нем свои черты. Протестировался сам по анкетам для сына и выяснилось, что он тоже в спектре. Семейка Адамс, одним словом.
Мой вот только после диагностики сына сложил 2+2. Кстати я несколько семей таких знаю. Родители взрослые аутисты, вф. ну а детям куда деваться?!
Диагнозы у родителей официальные. Справки есть.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
За все время я видела только одного адаптированного аутиста. Понятно, что с интеллектом. Они время от времени ходят в клинику. Но она сюда его привела уже взрослым. Он работает, закончил институт. Но мама там железная. Она его отдала в обычную нижегородскую школу, где он прошел школу жизни мама не горюй. Потом она с ним рядом в институте сидела на экзаменах. Конечно, это мама страх божий врачей и учителей
↑ Перейти к этому комментарию
А у нас с вами склонность к анализу, однако.
У меня не стандартный ребенок. Я это знаю и отдаю этому отчет. Может мой опыт поможет ещё кому-то. Только этим и рукаводствуюсь когда пишу.
И отдельное спасибо за то, что делитесь с другими своим опытом.
Ага, это снова я. Поменяли школу, ушли в кита тикшорет, в осоеднюю школу, в нашем же Рамат-Гане. Пока, т,т,т, полет нормальный.
Иногда, если человек знает о чем он пишет, проще дать расшифровку, чем отправлять чайника в сеть.
↑ Перейти к этому комментарию
Учитель играет определенную роль в становлении личности ребенка. Вы правильно сделали, что решили забрать своего сына от это учительницы. В 5-6 лет детям нужно помочь адаптироваться к школе, создать максимально дружелюбную обстановку, научить правилам поведения в классе, общение детей друг с другом, а не впихивать максимальное количество школьного обучения. Наша младшая дочь в прошлом году пошла в школу в киндергартен. Какая замечательная учительница у нас была! Она очень любит детей и в классе создала такую уютную атмосферу, что дети с лёгкостью адаптировались к новому, школьному этапу своей жизни.
Моя дочь в прошлом году очень сложно переживала адаптацию в школе. Первые месяцы она много плакала, хотела домой, но учительница сделала все возможное, чтобы моя дочь и другие дети с радостью приходили в школу и учились. Она сумела сдружить весь класс. Если кто-то из детей заплачет, другие детки подойдут обнимут, утешат. К концу года все стали как родные
Жаль, что таких учителей очень мало. Быть учителем - это призвание.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: