Жакккард-народные традиции, путешествие в страну троллей. Часть 3
Субботнее утро и надеюсь что вы уже налили себе чашку ароматного чая или кофе и зайдя на любимый сайт отправились читать очередную заметку посвященную жаккардовому вязанию.
Итак, сегодня мы отправляемся в страну викингов, фьордов и красивеших свитеров.
Характерные для норвежского рукоделия узоры, напоминают о морозном дыхании зимы и дарят новогоднее настроение, ощущение праздника. В таком свитере новогодняя сказка может стать былью. Неизученная символика схематичных звезд, снежинок, ромбов, перепрыгивающих через снежные заносы оленей, действительно возвращает в детство, в то время когда сладости, веселье и рождественские чудеса были самыми ожидаемыми событиями в жизни всех детей.
Аутентичные узоры Норвегии были впервые вывязаны мастерицами долины Сетесдаль. При этом не было никаких схем и описаний. Женщины в процессе вязания выдумывали узоры и наиболее удачные из них брались на заметку, дополнялись и преображались. Именно поэтому каждое изделие было уникальным. Эти свитеры обладали особой износостойкостью, так как вязались в круговую – без швов.

Наиболее характерными для Норвегии были геометрические, растительные и животные орнаменты. Изначально свитеры были черно-белыми, так как вывязывались из неокрашенной пряжи. И лишь позднее появилась игра на контрасте теплых тонов (красный, коричневый, бордо, желтый) и холодных синего и серого, что также позволяло воссоздать элементы народного фольклора.

Еще один знаменитый норвежский узор зародился в Selbu — это область в центральной Норвегии, родина знаменитых узорных вязаных варежек.
В 19-м веке вязание было уже хорошо устоявшимся ремеслом повсюду в Европе, им занимались как женщины, так и мужчины. Оно процветало в Северной Европе, особенно в Скандинавии и Британии.
Традиция Сэльбу зародилась в нескольких десятках километров от Трондхейма, на берегу озера Сэльбу, в одноименной деревушке, всего в 230 милях от Полярного круга. Здесь произошел тот редкий случай, когда имя основателя этого промысла осталось известным.
Было обычным правилом для местных девочек вязать что-нибудь в то время, пока пасется скотина. Летом 1856 г. Марит Гульдсет работала на одного богатого фермера. Другая девочка на ферме связала для него носки с черными точечками, которые вились вверх по ноге, и он попросил Марит связать ему еще одни такие же. Марит начала пробовать. Наверное, в ней была творческая жилка, она все лето придумывала новые узоры.
Норвегия имела вековые традиции в ткачестве и вязании, поэтому Марит изучала текстиль всю свою жизнь: вышивку и тканые ковры делали ее мать, бабушка, тетки, кузины и соседки. И в возрасте 16 лет Марит создала узор под названием Selburose — роза Сэльбу, узор из натуральной черной шерсти на белом фоне.
В одно из воскресений Марит и ее сестра появились в церкви в варежках с новым узором, что вызвало настоящий переполох у всех местных женщин. Новый рисунок на варежках так им понравился, что каждая захотела иметь такие же, и он быстро распространился от фермы к ферме.
Вскоре "роза Сэльбу" перекочевала в народный костюм этой области, заменив варежки, которые носили ранее. Они стали одеждой для особых случаев, их стали использовать в качестве подарков в свадебном ритуале.
Первый большой магазин в Сэльбу был открыт Фредриком Бирхом в 1860 г. Успешный бизнесмен, Бирх открыл магазин, ферму, пекарню, почту, а также горный прииск. Когда он посещал Промышленную выставку в Осло в 1883 г., он захватил с собой несколько пар вязаных варежек. Таким образом, они были впервые представлены широкой аудитории за пределами деревни. Они были так популярны, что по возвращении Бирх с партнером стали скупать или брать на реализацию варежки у местных вязальщиц. Продавая их торговцам из других областей, они в конце 1890-х зарабатывали 500 норвежских крон ежегодно, имея доход с каждой пары 1-2 кроны.
В начале века горная добыча пришла в упадок и сотни мужчин потеряли работу. Роль кормильцев семьи взяли на себя женщины, занимаясь продажей своего вязания. Вязаные варежки, перчатки, шапки, шарфы, носки и чулки продавались или обменивались на кофе, сахар, табак и более крупные вещи, такие как обувь или одежда. Имея мало наличных денег, норвежская семья вполне могла выжить благодаря собственным овощам, мясу, рыбе и продаже вязания.
По всей Норвегии в это время стали формироваться организации Husflid (Норвежская организация домашних художников и ремесленников), которые преследовали две цели: поддержка традиционных ремесел путем обеспечения инструментами и материалами, а также создание торговой площадки для продажи ремесленниками своих изделий. Марит сдала первую свою пару черно-белых узорных варежек в Трондхеймский Хусфлид в 1897 г.
Для многих вязание было основным источником дохода, поэтому вязали везде, где только было можно. Даже на ходу, идя с фермы на поле или из дома в магазин, находили возможность провязать несколько петель. Считалось, что носок можно было связать на ходу, пройдя 15 миль в неторопливом темпе. А пару варежек хорошая вязальщица могла связать и за день.

Присутствовал и дух соревнования, т. к. две тысячи независимых вязальщиц создавали огромное количество узоров, как из головы, так и из рисунков тканей и вышивки. Сэльбу находится на пути из Трондхейма в Швецию и такое расположение помогало населению получать новые идеи для дизайна. Узоры включали в себя многочисленные бордюры, цветы, звезды (восьмиконечная звезда известна, конечно, больше других)

Вскоре, однако, высокий спрос и ограниченное количество вязальщиц привели к тому, что стало падать качество и "вязание Сэльбу" стало означать почти то же, что для нас означает "Made in China". Делались ошибки в узорах, многие вязальщицы использовали слишком толстые спицы и изделия получались рыхлыми, другие вязали маленькие варежки и растягивали их, чтобы получить цену, как за взрослые. Находясь между растущим спросом и падающим качеством, бизнесмены Сэльбу вынуждены были что-то делать, чтобы сохранить доброе имя Сэльбу.
Следующие несколько лет торговцы убеждали вязальщиц, что поддержание высоких стандартов выгодно как торговцам, так и самим вязальщицам. В 1934 г. был сформирован Хусфлид Сэльбу (Ассоциация торговцев и ремесленников), осуществляющая минимальную стандартизацию, а также контроль качества и маркировку. Были разработаны четкие инструкции для вязальщиц, а также требования к размерам, форме, весу и т. д.
Как только было достигнуто качество, так начались и продажи. В 1935 г. Ассоциация получила 10 000 крон, а в 1939-м — уже 250 000 крон. Продажи шли не только в Норвегии, но и по всей Европе и Северной Америке. Стандартизация помогала поддерживать качество, но она сдерживала количество дизайнов. Ассоциация начала публиковать готовые схемы для вязальщиц, чтобы они использовали их в работе.
Во время Второй мировой войны норвежская королевская семья и правительство спасались в Великобритании. Многие семьи также покинули Норвегию и переехали на острова Шотландии. Сэльбу оставило свой след и в традициях Fair Isle, британские вязальщицы адаптировали варианты Розы Сэльбу и включили этот узор в собственные рисунки. "Норвежские звезды" широко используются в традиционных шетландских жаккардовых изделиях.
После войны Норвегия взяла курс на восстановление и индустриализацию. Пришла индустриализация и в Сэльбу. Хусфлид закупил вязальные машины, которые позволили вязать большие изделия, включая свитера. Затем заключил контракт с шерстепрядильными фабриками на поставку шерсти под маркой Selbugarn специально для своих изделий.
Выход в 50-х годах ХХ века фильма «Серенада солнечной долины» привлек внимание к самобытному узору свитера главного героя в лице Джона Пейна. Мужчины быстро переняли киношный стиль, повсеместно одевая жаккардовые свитера.
Свой вклад в популяризацию норвежских свитеров внесло и развитие лыжного спорта в ХХ веке. Аутентичные свитеры стали основой спортивного стиля. Горнолыжные курорты стали пестрить этническими узорами и контрастными цветами, характерными для норвежских мотивов.
1960-е годы продажи перевалили за 1000 000 крон в год. Две тысячи вязальщиц работали у себя дома или в студии Ассоциации. Это была очень модная лыжная одежда. Знаменитости и атлеты позировали в качестве моделей.
В чем же особенности именно Сэльбу? Очевидно, черно-белый рисунок. Но есть и другие черты.
В варежках Сэльбу существует четкая разница между мужскими и женскими варежками и перчатками. Никакого унисекса! Они отличаются манжетами. Мужские — с гладкими узорными манжетами, резинка — только первые два-три ряда, дальше — узорная полоса.

Женские имеют манжеты в резинку или связанные зигзигом, они обычно длиннее, чем в мужских варежках. Также женские варежки могут иметь длинные расширяющиеся узорные манжеты, заканчивающиеся зубчиками, они используются преимущественно в народном костюме.

Вторая особенность — симметричность узоров (исключение — узоры с животными). Нельзя подгонять размер варежки, обрезая узор! Все звезды, цветы, мотивы должны быть целыми!
Третья особенность — узор располагается по всей поверхности варежки равномерно, нигде не должно оставаться много пустого пространства, узор не должен быть размещен явными полосами. Между крупными мотивами пустое пространство должно заполняться более мелкими.
Обычно на ладони и с тыльной стороны узоры разные. Они разделяются контрастной полосой. Позднее использовали более толстую шерсть и полосу только в одну петлю, но ранние образцы имели трехпетельную полосу (по бокам одноцветные петельные столбики, в центре — в точечку).
Варежки Сельбу вяжутся из чистой шерсти примерно 400м/100 г, обычно на спицах №2, полотно должно быть довольно плотным. Обычная плотность — 34-35 п. на 10 см. Вязание из тонкой шерсти дает большее количество петель, что позволяет использовать такие мелкие филигранные узоры.
После многолетних взлетов и падений в современной Норвегии вязание остается уважаемой частью культуры Сэльбу. Здесь находится Музей вязания, самая крупная постоянная экспозиция в Норвегии. Мастерицы до сих пор производят варежки, перчатки и продают их в магазинах и через интернет под маркой "Original Selbu".
Дизайн Сэльбу прочно вошел в мировую библиотеку узоров: норвежские звезды, танцующих человечков, оленей можно встретить повсюду.

Марит Гульдсет считается "матерью Сэльбу" не только потому, что она придумала первую Сэльбу-розу, но в большей степени потому, что распространяла это ремесло, стояла у истоков продаж и способствовала тому, что народный промысел стал основой для промышленной отрасли, известной далеко за пределами Норвегии.

На этом разрешите отклянятся, и до новой встречи, следующую субботу.
Итак, сегодня мы отправляемся в страну викингов, фьордов и красивеших свитеров.
- Поделиться

Характерные для норвежского рукоделия узоры, напоминают о морозном дыхании зимы и дарят новогоднее настроение, ощущение праздника. В таком свитере новогодняя сказка может стать былью. Неизученная символика схематичных звезд, снежинок, ромбов, перепрыгивающих через снежные заносы оленей, действительно возвращает в детство, в то время когда сладости, веселье и рождественские чудеса были самыми ожидаемыми событиями в жизни всех детей.
- Поделиться

Аутентичные узоры Норвегии были впервые вывязаны мастерицами долины Сетесдаль. При этом не было никаких схем и описаний. Женщины в процессе вязания выдумывали узоры и наиболее удачные из них брались на заметку, дополнялись и преображались. Именно поэтому каждое изделие было уникальным. Эти свитеры обладали особой износостойкостью, так как вязались в круговую – без швов.

Наиболее характерными для Норвегии были геометрические, растительные и животные орнаменты. Изначально свитеры были черно-белыми, так как вывязывались из неокрашенной пряжи. И лишь позднее появилась игра на контрасте теплых тонов (красный, коричневый, бордо, желтый) и холодных синего и серого, что также позволяло воссоздать элементы народного фольклора.

Еще один знаменитый норвежский узор зародился в Selbu — это область в центральной Норвегии, родина знаменитых узорных вязаных варежек.
В 19-м веке вязание было уже хорошо устоявшимся ремеслом повсюду в Европе, им занимались как женщины, так и мужчины. Оно процветало в Северной Европе, особенно в Скандинавии и Британии.
Традиция Сэльбу зародилась в нескольких десятках километров от Трондхейма, на берегу озера Сэльбу, в одноименной деревушке, всего в 230 милях от Полярного круга. Здесь произошел тот редкий случай, когда имя основателя этого промысла осталось известным.
Было обычным правилом для местных девочек вязать что-нибудь в то время, пока пасется скотина. Летом 1856 г. Марит Гульдсет работала на одного богатого фермера. Другая девочка на ферме связала для него носки с черными точечками, которые вились вверх по ноге, и он попросил Марит связать ему еще одни такие же. Марит начала пробовать. Наверное, в ней была творческая жилка, она все лето придумывала новые узоры.
Норвегия имела вековые традиции в ткачестве и вязании, поэтому Марит изучала текстиль всю свою жизнь: вышивку и тканые ковры делали ее мать, бабушка, тетки, кузины и соседки. И в возрасте 16 лет Марит создала узор под названием Selburose — роза Сэльбу, узор из натуральной черной шерсти на белом фоне.
В одно из воскресений Марит и ее сестра появились в церкви в варежках с новым узором, что вызвало настоящий переполох у всех местных женщин. Новый рисунок на варежках так им понравился, что каждая захотела иметь такие же, и он быстро распространился от фермы к ферме.
- Поделиться

Вскоре "роза Сэльбу" перекочевала в народный костюм этой области, заменив варежки, которые носили ранее. Они стали одеждой для особых случаев, их стали использовать в качестве подарков в свадебном ритуале.
Первый большой магазин в Сэльбу был открыт Фредриком Бирхом в 1860 г. Успешный бизнесмен, Бирх открыл магазин, ферму, пекарню, почту, а также горный прииск. Когда он посещал Промышленную выставку в Осло в 1883 г., он захватил с собой несколько пар вязаных варежек. Таким образом, они были впервые представлены широкой аудитории за пределами деревни. Они были так популярны, что по возвращении Бирх с партнером стали скупать или брать на реализацию варежки у местных вязальщиц. Продавая их торговцам из других областей, они в конце 1890-х зарабатывали 500 норвежских крон ежегодно, имея доход с каждой пары 1-2 кроны.
В начале века горная добыча пришла в упадок и сотни мужчин потеряли работу. Роль кормильцев семьи взяли на себя женщины, занимаясь продажей своего вязания. Вязаные варежки, перчатки, шапки, шарфы, носки и чулки продавались или обменивались на кофе, сахар, табак и более крупные вещи, такие как обувь или одежда. Имея мало наличных денег, норвежская семья вполне могла выжить благодаря собственным овощам, мясу, рыбе и продаже вязания.
По всей Норвегии в это время стали формироваться организации Husflid (Норвежская организация домашних художников и ремесленников), которые преследовали две цели: поддержка традиционных ремесел путем обеспечения инструментами и материалами, а также создание торговой площадки для продажи ремесленниками своих изделий. Марит сдала первую свою пару черно-белых узорных варежек в Трондхеймский Хусфлид в 1897 г.
Для многих вязание было основным источником дохода, поэтому вязали везде, где только было можно. Даже на ходу, идя с фермы на поле или из дома в магазин, находили возможность провязать несколько петель. Считалось, что носок можно было связать на ходу, пройдя 15 миль в неторопливом темпе. А пару варежек хорошая вязальщица могла связать и за день.

Присутствовал и дух соревнования, т. к. две тысячи независимых вязальщиц создавали огромное количество узоров, как из головы, так и из рисунков тканей и вышивки. Сэльбу находится на пути из Трондхейма в Швецию и такое расположение помогало населению получать новые идеи для дизайна. Узоры включали в себя многочисленные бордюры, цветы, звезды (восьмиконечная звезда известна, конечно, больше других)

Вскоре, однако, высокий спрос и ограниченное количество вязальщиц привели к тому, что стало падать качество и "вязание Сэльбу" стало означать почти то же, что для нас означает "Made in China". Делались ошибки в узорах, многие вязальщицы использовали слишком толстые спицы и изделия получались рыхлыми, другие вязали маленькие варежки и растягивали их, чтобы получить цену, как за взрослые. Находясь между растущим спросом и падающим качеством, бизнесмены Сэльбу вынуждены были что-то делать, чтобы сохранить доброе имя Сэльбу.
Следующие несколько лет торговцы убеждали вязальщиц, что поддержание высоких стандартов выгодно как торговцам, так и самим вязальщицам. В 1934 г. был сформирован Хусфлид Сэльбу (Ассоциация торговцев и ремесленников), осуществляющая минимальную стандартизацию, а также контроль качества и маркировку. Были разработаны четкие инструкции для вязальщиц, а также требования к размерам, форме, весу и т. д.
Как только было достигнуто качество, так начались и продажи. В 1935 г. Ассоциация получила 10 000 крон, а в 1939-м — уже 250 000 крон. Продажи шли не только в Норвегии, но и по всей Европе и Северной Америке. Стандартизация помогала поддерживать качество, но она сдерживала количество дизайнов. Ассоциация начала публиковать готовые схемы для вязальщиц, чтобы они использовали их в работе.
- Поделиться

Во время Второй мировой войны норвежская королевская семья и правительство спасались в Великобритании. Многие семьи также покинули Норвегию и переехали на острова Шотландии. Сэльбу оставило свой след и в традициях Fair Isle, британские вязальщицы адаптировали варианты Розы Сэльбу и включили этот узор в собственные рисунки. "Норвежские звезды" широко используются в традиционных шетландских жаккардовых изделиях.
После войны Норвегия взяла курс на восстановление и индустриализацию. Пришла индустриализация и в Сэльбу. Хусфлид закупил вязальные машины, которые позволили вязать большие изделия, включая свитера. Затем заключил контракт с шерстепрядильными фабриками на поставку шерсти под маркой Selbugarn специально для своих изделий.
Выход в 50-х годах ХХ века фильма «Серенада солнечной долины» привлек внимание к самобытному узору свитера главного героя в лице Джона Пейна. Мужчины быстро переняли киношный стиль, повсеместно одевая жаккардовые свитера.
- Поделиться

Свой вклад в популяризацию норвежских свитеров внесло и развитие лыжного спорта в ХХ веке. Аутентичные свитеры стали основой спортивного стиля. Горнолыжные курорты стали пестрить этническими узорами и контрастными цветами, характерными для норвежских мотивов.
1960-е годы продажи перевалили за 1000 000 крон в год. Две тысячи вязальщиц работали у себя дома или в студии Ассоциации. Это была очень модная лыжная одежда. Знаменитости и атлеты позировали в качестве моделей.
В чем же особенности именно Сэльбу? Очевидно, черно-белый рисунок. Но есть и другие черты.
В варежках Сэльбу существует четкая разница между мужскими и женскими варежками и перчатками. Никакого унисекса! Они отличаются манжетами. Мужские — с гладкими узорными манжетами, резинка — только первые два-три ряда, дальше — узорная полоса.

Женские имеют манжеты в резинку или связанные зигзигом, они обычно длиннее, чем в мужских варежках. Также женские варежки могут иметь длинные расширяющиеся узорные манжеты, заканчивающиеся зубчиками, они используются преимущественно в народном костюме.

Вторая особенность — симметричность узоров (исключение — узоры с животными). Нельзя подгонять размер варежки, обрезая узор! Все звезды, цветы, мотивы должны быть целыми!
Третья особенность — узор располагается по всей поверхности варежки равномерно, нигде не должно оставаться много пустого пространства, узор не должен быть размещен явными полосами. Между крупными мотивами пустое пространство должно заполняться более мелкими.
Обычно на ладони и с тыльной стороны узоры разные. Они разделяются контрастной полосой. Позднее использовали более толстую шерсть и полосу только в одну петлю, но ранние образцы имели трехпетельную полосу (по бокам одноцветные петельные столбики, в центре — в точечку).
Варежки Сельбу вяжутся из чистой шерсти примерно 400м/100 г, обычно на спицах №2, полотно должно быть довольно плотным. Обычная плотность — 34-35 п. на 10 см. Вязание из тонкой шерсти дает большее количество петель, что позволяет использовать такие мелкие филигранные узоры.
После многолетних взлетов и падений в современной Норвегии вязание остается уважаемой частью культуры Сэльбу. Здесь находится Музей вязания, самая крупная постоянная экспозиция в Норвегии. Мастерицы до сих пор производят варежки, перчатки и продают их в магазинах и через интернет под маркой "Original Selbu".
Дизайн Сэльбу прочно вошел в мировую библиотеку узоров: норвежские звезды, танцующих человечков, оленей можно встретить повсюду.

Марит Гульдсет считается "матерью Сэльбу" не только потому, что она придумала первую Сэльбу-розу, но в большей степени потому, что распространяла это ремесло, стояла у истоков продаж и способствовала тому, что народный промысел стал основой для промышленной отрасли, известной далеко за пределами Норвегии.

На этом разрешите отклянятся, и до новой встречи, следующую субботу.
+66 |
![]() |
38 комментариев |
Комментарии
Розы Сэльбу расцветают
Все узором наполняют.
Дух традиций сохраняют,
Вязальщиц мира вдохновляют.
Я его не боюсь - просто обычный узор - вяжи да вяжи, а в жаккарде голову включать надо.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: