Оренбургская коза лишь в Оренбуржье обретает. Прикоснемся к Истории.
Всем приветик!!!


Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
Уральских казаков привлекла одежда калмыков и казахов, которые пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и колючий северяк, когда даже русская шуба плохо держала тепло, узкоглазые калмыки гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одеже из козьих шкур и войлока.
Целодневно в степи, под открытым небом...
«Как же они терпят такой холодище собачий в своей скудной одежонке?» — дивились казаки.
Дивились до той поры, пока не обнаружили, что под легкими шубейками у скотоводов теплые поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из мягкого шелковистого пуха, начесанного с коз.
Возьмешь в руки такой шарф — невесом и неслышен, но укутаешь им шею и плечи — благодать: такое легкое не выдуваемое тепло никакая толстая шуба не подарит.

Изделия из пуха казаки стали выменивать на табак и чай...
А еще существует легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо.
И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.

Как-то пришли к чабанам-казахам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят:" Что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем."
Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески.
На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать.
Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят.
Взамен на пух стали просить табак, ткани...
Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы.
Казаки же собственных коз развели.

Раньше бытовало меткое выражение «коза — корова бедняка».
В самом деле, коза являлась самым удобным и доходным животным в маленьком хозяйстве.
Она устойчива против эпидемий, не привередлива в еде и в то же время отличается высокой молочностью: в год дает около 500 килограммов молока, которое по химическому составу намного богаче коровьего.
Если к тому же учесть, что коза в десять раз меньше коровы, то будет ясно, что ни одна даже самая молочная корова не может сравниться с козой по надоям: для этого ей пришлось бы увеличить удой в восемь или десять раз.

Молоко, мясо, шерсть, пух, кожа — все это человеку дает коза — домашнее, ласковое и очень привязчивое животное.
Во времена седой древности коза была первым молочным животным, которое приручил человек.
Она была овеяна дымкой мифов и легенд, которые представляли ее в образе Амальтеи, дающей грудь, полную молока, Юпитеру — ребенку.
Не зря же у древних рог Амальтеи, увитый плодами, олицетворял символ изобилия.

На страницах старинных книг по зоологии и ветеринарии мне не раз встречались рисунки, на которых коза изображена как кормилица младенцев.
И это уже не легенда, а реальность.
И по сей день в иных провинциях Греции, государствах Африки коза нередко продолжает исполнять святую обязанность кормилицы.

И, видимо, не случайно понятие «коза» у библейских племен рождало религиозное чувство. Желание почтить козу у древних египтян, например, проявлялось в том, что они приносили ее как драгоценность в жертву богам.

Коза не всегда, однако, пользовалась у людей покровительством.
По словам знаменитого французского зоолога Ж. Крепена, козу дискредитировало главным образом ее особое пристрастие к древесным растениям.
Вред, причиняемый ею плодовым деревьям, ее потравы в лесах — все это вооружило против козы лесников и земледельцев.
«Но можно ли винить козу за совершенные ею опустошения, если она, подчиняясь покорно желанию человека, бродит по полям, отыскивая себе пропитание?» — с благородной страстью адвоката вопрошал Ж. Крепен в своем труде «Коза», опубликованном на русском языке в 1912 году в Москве.

В защиту козы в те же годы выступали русские ветеринарные врачи А. Базарянинов, В. Бойков, ученые В. Попов, Л. Штрандт, Э. Перье и другие. Э. Перье, например, так выразил свои симпатии к этому, по его словам, слишком заброшенному животному:
«Среди наших домашних животных различают две группы: так называемые «аристократы» и «плебеи».
Лошадь и овца принадлежат к первым, осел и коза — ко вторым.
Почему?
Основание этому крайне просто.
Лошадь и овца обладают менее надежным здоровьем, чем осел и коза.
Они нуждаются в более тщательном уходе, который им могут предоставить лишь зажиточные хозяева.
Осел и коза приспосабливаются ко всему.
Они довольствуются самым скудным помещением, обходятся почти без ухода и в то же время предназначены быть слугами тех, кто не может иметь ничего другого.
Находясь в таком пренебрежении, они утратили первоначальную красоту, но сохранили взамен этого вошедшую в поговорку независимость нрава.
Говорят: «Упрям как козел, капризен как коза».

Существует также мнение, что капризы козы передаются с ее молоком, поэтому относятся с недоверием к особенно подходящей ей роли кормилицы.
Как в древности приписывали сатирам рога и копыта, считавшиеся атрибутами дьявола, так и до сих пор существует поверье, что всякая ветвь, до которой коснулись зубы козы, должна засохнуть.
Истинно тут только то, что коза за недостатком травы и листьев довольствуется корою, деревья же, лишенные коры, сохнут...»

На земле много пород коз, живущих почти на всех широтах, за исключением самых холодных.
Белая безрогая швейцарская; маленькая, аспидно-черная африканская; крупная, грациозная с белоснежной шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, приносящая за один окот до пяти козлят и по восьми литров молока в день; безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая...
Но все эти козы лишены одного из замечательных достоинств, которым одарена коза оренбургская.
У них нет такого пуха, как у нее.

Оренбургская пуховая коза... Когда появилась она в здешних краях?
(автор Иван Уханов. Оренбургский платок.)
Собрано из многих источников.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Спасибо что зашли.


Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
- Поделиться

Уральских казаков привлекла одежда калмыков и казахов, которые пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и колючий северяк, когда даже русская шуба плохо держала тепло, узкоглазые калмыки гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одеже из козьих шкур и войлока.
Целодневно в степи, под открытым небом...
«Как же они терпят такой холодище собачий в своей скудной одежонке?» — дивились казаки.
- Поделиться

Дивились до той поры, пока не обнаружили, что под легкими шубейками у скотоводов теплые поддевки-телогрейки и шарфы, связанные из мягкого шелковистого пуха, начесанного с коз.
Возьмешь в руки такой шарф — невесом и неслышен, но укутаешь им шею и плечи — благодать: такое легкое не выдуваемое тепло никакая толстая шуба не подарит.

Изделия из пуха казаки стали выменивать на табак и чай...
- Поделиться

А еще существует легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо.
И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.

Как-то пришли к чабанам-казахам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят:" Что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем."
- Поделиться

Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески.
На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать.
Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят.
Взамен на пух стали просить табак, ткани...
Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы.
Казаки же собственных коз развели.

Раньше бытовало меткое выражение «коза — корова бедняка».
В самом деле, коза являлась самым удобным и доходным животным в маленьком хозяйстве.
Она устойчива против эпидемий, не привередлива в еде и в то же время отличается высокой молочностью: в год дает около 500 килограммов молока, которое по химическому составу намного богаче коровьего.
Если к тому же учесть, что коза в десять раз меньше коровы, то будет ясно, что ни одна даже самая молочная корова не может сравниться с козой по надоям: для этого ей пришлось бы увеличить удой в восемь или десять раз.

Молоко, мясо, шерсть, пух, кожа — все это человеку дает коза — домашнее, ласковое и очень привязчивое животное.
Во времена седой древности коза была первым молочным животным, которое приручил человек.
Она была овеяна дымкой мифов и легенд, которые представляли ее в образе Амальтеи, дающей грудь, полную молока, Юпитеру — ребенку.
Не зря же у древних рог Амальтеи, увитый плодами, олицетворял символ изобилия.

На страницах старинных книг по зоологии и ветеринарии мне не раз встречались рисунки, на которых коза изображена как кормилица младенцев.
И это уже не легенда, а реальность.
И по сей день в иных провинциях Греции, государствах Африки коза нередко продолжает исполнять святую обязанность кормилицы.

И, видимо, не случайно понятие «коза» у библейских племен рождало религиозное чувство. Желание почтить козу у древних египтян, например, проявлялось в том, что они приносили ее как драгоценность в жертву богам.

Коза не всегда, однако, пользовалась у людей покровительством.
По словам знаменитого французского зоолога Ж. Крепена, козу дискредитировало главным образом ее особое пристрастие к древесным растениям.
Вред, причиняемый ею плодовым деревьям, ее потравы в лесах — все это вооружило против козы лесников и земледельцев.
«Но можно ли винить козу за совершенные ею опустошения, если она, подчиняясь покорно желанию человека, бродит по полям, отыскивая себе пропитание?» — с благородной страстью адвоката вопрошал Ж. Крепен в своем труде «Коза», опубликованном на русском языке в 1912 году в Москве.

В защиту козы в те же годы выступали русские ветеринарные врачи А. Базарянинов, В. Бойков, ученые В. Попов, Л. Штрандт, Э. Перье и другие. Э. Перье, например, так выразил свои симпатии к этому, по его словам, слишком заброшенному животному:
«Среди наших домашних животных различают две группы: так называемые «аристократы» и «плебеи».
Лошадь и овца принадлежат к первым, осел и коза — ко вторым.
Почему?
Основание этому крайне просто.
Лошадь и овца обладают менее надежным здоровьем, чем осел и коза.
Они нуждаются в более тщательном уходе, который им могут предоставить лишь зажиточные хозяева.
Осел и коза приспосабливаются ко всему.
Они довольствуются самым скудным помещением, обходятся почти без ухода и в то же время предназначены быть слугами тех, кто не может иметь ничего другого.
- Поделиться

Находясь в таком пренебрежении, они утратили первоначальную красоту, но сохранили взамен этого вошедшую в поговорку независимость нрава.
Говорят: «Упрям как козел, капризен как коза».

Существует также мнение, что капризы козы передаются с ее молоком, поэтому относятся с недоверием к особенно подходящей ей роли кормилицы.
Как в древности приписывали сатирам рога и копыта, считавшиеся атрибутами дьявола, так и до сих пор существует поверье, что всякая ветвь, до которой коснулись зубы козы, должна засохнуть.
Истинно тут только то, что коза за недостатком травы и листьев довольствуется корою, деревья же, лишенные коры, сохнут...»

На земле много пород коз, живущих почти на всех широтах, за исключением самых холодных.
Белая безрогая швейцарская; маленькая, аспидно-черная африканская; крупная, грациозная с белоснежной шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, приносящая за один окот до пяти козлят и по восьми литров молока в день; безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая...
Но все эти козы лишены одного из замечательных достоинств, которым одарена коза оренбургская.
У них нет такого пуха, как у нее.

Оренбургская пуховая коза... Когда появилась она в здешних краях?
- Поделиться

(автор Иван Уханов. Оренбургский платок.)
Собрано из многих источников.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Спасибо что зашли.

Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: