Оренбургский пуховый платок.
Всем приветик.

Оренбургский пуховый платок - Оренбургский хор
Кто из нас с Вами не знает про Оренбургский пуховый платок??
О нем слышали, читали, видели или знают -- Все!
Он стал нашим символом.

Временем зарождения известнейшего сегодня оренбургского промысла вязания из козьего пуха специалисты называют середину XVIII века.
Первым внимание на красивые, тонкие, но чрезвычайно прочные и теплые изделия местных мастериц обратил внимание известный российский географ и краевед Петр Рычков — «Колумб Оренбургского края».
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и первым предложил организовать в крае кустарный пуховязальный промысел.
— …велел я, взяв одну козу, чесать её при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из неё пух так тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатою бумагою. К пряже оказался он способнее, нежели овечья шерсть; и хотя тканьём пробы ему не было, но связанные из той пряжи детские чулки по их мягкости и теплоте не уступали касторовым. Потому уже нет сумнения, чтоб оная пряжа и в тканьё не годилась; а сделанные из неё шляпы, как я думаю, очень близко подойдут к пуховым.
Петр Рычков, «Опыт о козьей шерсти»


(Магазин торговал ювелирными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, мебелью, парфюмерией, граммофонами, 19 век )
Пух оренбургских коз — самый прочный и одновременно самый тонкий в мире, даже тоньше пуха знаменитых ангорских коз.
Таким его делают морозные зимы с обильным снегом и особенности питания оренбургских коз (его основу составляет горная растительность).
Попытки французов вывезти коз из Оренбурга и разводить их у себя провалились: пух потерял свои ценные свойства. Поэтому страны Европы до настоящего времени импортируют большие объемы козьего пуха из Оренбурга, и ценится он выше кашмирского.

Однако оренбургские платки знамениты не только прочностью и согревающими свойствами. Каждый платок — это еще и оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
Тонкие вязаные платки и шали-паутинки имеют, как правило, сложный, порой неповторимый узор и используются как украшение. По мнению экспертов, самые лучшие тонкие паутинки вяжут мастерицы в селах Желтое и Шишма.

— Вязание оренбургских пуховых платков не вызовет особой сложности у опытных вязальщиц. Если есть навыки набирать или вязать лицевые или изнаночные петли, делать накиды, то можно с легкостью овладеть искусством вязания платков. Свои секреты, конечно, есть у каждой вязальщицы — и необычный рисунок, и скорость вязания. Но иногда над одной работой больше месяца сидишь, а на фабрике за один день сделают.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица пуховых платков)
Сегодня в Оренбургской области знаменитые платки вяжут не только вручную, но и на машинах. И за годы работы вязальной фабрики в Оренбурге машинным способом изготовлено уже больше 50 млн ажурных изделий.
— В 1939 года было принято решение об организации артели имени Парижской коммуны.
С этого дня начинается история Фабрики оренбургских платков.
В военное время вручную отвязывались изделия для фронта.
С приобретения в 1945 году двух вязальных машин началась эпоха промышленного производства пухового платка.
В 1960 году артель была преобразована в Фабрику оренбургских пуховых платков.
С 1965 года в новом корпусе начали производить пуховую пряжу на оборудовании для аппаратного прядения.

С 2005 года на Фабрике оренбургских платков началась масштабная замена старых машин на новые, более усовершенствованные и высокопроизводительные.
Новое оборудование позволяет создавать оренбургские платки с рисунками любой степени сложности.
На сегодняшний день на фабрике работает технолог-дизайнер, который составляет композиции и рисунки платков и экспериментирует с новыми узорами.
Базой для создания новых узоров стала библиотека платочных рисунков, хранящаяся не один десяток лет.
Там собраны лучшие рисунки, созданные и придуманные мастерицами вязального промысла, как на машинках, так и вручную.
Но, даже несмотря на такую известность платков, многие не догадываются, что паутинки фабричных машин и частных мастериц сильно отличаются друг от друга.
— Мастеру своего дела будет несложно отличить работу, связанную руками, от работы, созданной машиной.
Больших секретов здесь нет, но технологию создания своих изделий мы до конца не раскрываем.
Частные мастера стараются не браться за фабричные рисунки из-за сложности.
Ведь платок, созданный на фабрике за несколько часов, в домашних условиях придется вязать более месяца.
(Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков)
По словам руководителя предприятия, фабричная работа — более ровная и изящная, а машинные платки — менее дорогие.
Основу ровной фабричной вязки создает нить — на протяжении всей работы она должна быть одинаковой толщины, а на самой паутинке не должно быть ошибок в вязке или брака.
Это главный принцип работы предприятия.
В сравнении с машинными платками изделия, связанные вручную, выглядят не такими идеально ровными.
Но при этом машинные платки, несмотря на обновленное оборудование, до сих пор не могут сравниться с платками ручной работы по богатству и изяществу рисунка.
Каждый ручной платок не будет похож на созданный ранее.

Впрочем, некоторые мастерицы ручного вязания используют смешанную технологию — серединку платка вяжут на машинке, а края — вручную.
Серединка такого платка выглядит более ровной, однако и такое изделие ценится выше машинного.
— Ручные платки гораздо дороже, чем фабричные.
Стоимость, например, ажурного платка может достигать 15-20 тыс. рублей за изделие.
Продаю свои работы среди знакомых и соседей, за 10 лет вязания уже есть постоянные клиенты.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица)

Впрочем, довольно часто при покупке платка ручной работы можно столкнуться с некачественной подделкой.
Отличить ее от качественного изделия сможет далеко не каждый покупатель и не сразу.
Со слов мастериц, чтобы проверить качество изделия, нужно встряхнуть опушину платка.
При этом пух не должен отделиться от изделия и остаться в руке.
Платок ручной работы вяжут из сученой пряжи: как правило, из двух третей пуха и одной трети шелка.
Мастерица сначала прядет плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает ее на шелковую (или хлопчатобумажную) нить-основу.
Такие изделия изначально не выглядят пушистыми, а начинают пушиться в процессе носки и очень прочны.
Спасибо что зашли.

Оренбургский пуховый платок - Оренбургский хор
Кто из нас с Вами не знает про Оренбургский пуховый платок??
О нем слышали, читали, видели или знают -- Все!
Он стал нашим символом.

Временем зарождения известнейшего сегодня оренбургского промысла вязания из козьего пуха специалисты называют середину XVIII века.
Первым внимание на красивые, тонкие, но чрезвычайно прочные и теплые изделия местных мастериц обратил внимание известный российский географ и краевед Петр Рычков — «Колумб Оренбургского края».
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и первым предложил организовать в крае кустарный пуховязальный промысел.
- Поделиться

— …велел я, взяв одну козу, чесать её при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из неё пух так тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатою бумагою. К пряже оказался он способнее, нежели овечья шерсть; и хотя тканьём пробы ему не было, но связанные из той пряжи детские чулки по их мягкости и теплоте не уступали касторовым. Потому уже нет сумнения, чтоб оная пряжа и в тканьё не годилась; а сделанные из неё шляпы, как я думаю, очень близко подойдут к пуховым.
Петр Рычков, «Опыт о козьей шерсти»


(Магазин торговал ювелирными украшениями, оренбургскими пуховыми платками, обувью, мебелью, парфюмерией, граммофонами, 19 век )
Пух оренбургских коз — самый прочный и одновременно самый тонкий в мире, даже тоньше пуха знаменитых ангорских коз.
Таким его делают морозные зимы с обильным снегом и особенности питания оренбургских коз (его основу составляет горная растительность).
Попытки французов вывезти коз из Оренбурга и разводить их у себя провалились: пух потерял свои ценные свойства. Поэтому страны Европы до настоящего времени импортируют большие объемы козьего пуха из Оренбурга, и ценится он выше кашмирского.

Однако оренбургские платки знамениты не только прочностью и согревающими свойствами. Каждый платок — это еще и оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
Тонкие вязаные платки и шали-паутинки имеют, как правило, сложный, порой неповторимый узор и используются как украшение. По мнению экспертов, самые лучшие тонкие паутинки вяжут мастерицы в селах Желтое и Шишма.

- Поделиться

— Вязание оренбургских пуховых платков не вызовет особой сложности у опытных вязальщиц. Если есть навыки набирать или вязать лицевые или изнаночные петли, делать накиды, то можно с легкостью овладеть искусством вязания платков. Свои секреты, конечно, есть у каждой вязальщицы — и необычный рисунок, и скорость вязания. Но иногда над одной работой больше месяца сидишь, а на фабрике за один день сделают.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица пуховых платков)
Сегодня в Оренбургской области знаменитые платки вяжут не только вручную, но и на машинах. И за годы работы вязальной фабрики в Оренбурге машинным способом изготовлено уже больше 50 млн ажурных изделий.
- Поделиться

— В 1939 года было принято решение об организации артели имени Парижской коммуны.
С этого дня начинается история Фабрики оренбургских платков.
В военное время вручную отвязывались изделия для фронта.
С приобретения в 1945 году двух вязальных машин началась эпоха промышленного производства пухового платка.
- Поделиться

В 1960 году артель была преобразована в Фабрику оренбургских пуховых платков.
- Поделиться

С 1965 года в новом корпусе начали производить пуховую пряжу на оборудовании для аппаратного прядения.

С 2005 года на Фабрике оренбургских платков началась масштабная замена старых машин на новые, более усовершенствованные и высокопроизводительные.
Новое оборудование позволяет создавать оренбургские платки с рисунками любой степени сложности.
- Поделиться

На сегодняшний день на фабрике работает технолог-дизайнер, который составляет композиции и рисунки платков и экспериментирует с новыми узорами.
Базой для создания новых узоров стала библиотека платочных рисунков, хранящаяся не один десяток лет.
- Поделиться

Там собраны лучшие рисунки, созданные и придуманные мастерицами вязального промысла, как на машинках, так и вручную.
Но, даже несмотря на такую известность платков, многие не догадываются, что паутинки фабричных машин и частных мастериц сильно отличаются друг от друга.
- Поделиться

— Мастеру своего дела будет несложно отличить работу, связанную руками, от работы, созданной машиной.
Больших секретов здесь нет, но технологию создания своих изделий мы до конца не раскрываем.
Частные мастера стараются не браться за фабричные рисунки из-за сложности.
Ведь платок, созданный на фабрике за несколько часов, в домашних условиях придется вязать более месяца.
(Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков)
По словам руководителя предприятия, фабричная работа — более ровная и изящная, а машинные платки — менее дорогие.
Основу ровной фабричной вязки создает нить — на протяжении всей работы она должна быть одинаковой толщины, а на самой паутинке не должно быть ошибок в вязке или брака.
Это главный принцип работы предприятия.
- Поделиться

В сравнении с машинными платками изделия, связанные вручную, выглядят не такими идеально ровными.
Но при этом машинные платки, несмотря на обновленное оборудование, до сих пор не могут сравниться с платками ручной работы по богатству и изяществу рисунка.
Каждый ручной платок не будет похож на созданный ранее.

Впрочем, некоторые мастерицы ручного вязания используют смешанную технологию — серединку платка вяжут на машинке, а края — вручную.
Серединка такого платка выглядит более ровной, однако и такое изделие ценится выше машинного.
- Поделиться

— Ручные платки гораздо дороже, чем фабричные.
Стоимость, например, ажурного платка может достигать 15-20 тыс. рублей за изделие.
Продаю свои работы среди знакомых и соседей, за 10 лет вязания уже есть постоянные клиенты.
(Нина Никифоровна, домашняя вязальщица)

Впрочем, довольно часто при покупке платка ручной работы можно столкнуться с некачественной подделкой.
Отличить ее от качественного изделия сможет далеко не каждый покупатель и не сразу.
Со слов мастериц, чтобы проверить качество изделия, нужно встряхнуть опушину платка.
При этом пух не должен отделиться от изделия и остаться в руке.
Платок ручной работы вяжут из сученой пряжи: как правило, из двух третей пуха и одной трети шелка.
Мастерица сначала прядет плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает ее на шелковую (или хлопчатобумажную) нить-основу.
Такие изделия изначально не выглядят пушистыми, а начинают пушиться в процессе носки и очень прочны.
- Поделиться

Спасибо что зашли.

Комментарии
Если будет интересно , еще расскажу.
Значит буду продолжать.
Мама моя тоже вязала платки пуховые и бабушка. Но бабушка вязала простые, только на зубчиках немножко узора (ну, это уже в те времена, которые я помню), а мама еще на моей памяти вязала узорные (минимум один, помню папа раму нарочно делал под него). Все хочу вытащить сфотографировать какие платочки у нас есть
У меня в планах тоже связать в будущем году парочку платков.
Думаю над рисунком.
Классика жанра.
И в голове мыслей полно.
Так что - прорвемся !!!
Уже давно.
Рада что Вам понравилось.
Рада что понравилось.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: