ЕГЭ по русскому языку: проблемы подготовки. Часть 1
В конце 9 класса ученики пишут ГИА (государственную итоговую аттестацию) по русскому языку, которая включает в себя 13 вопросов и два развернутых письменных задания: изложение и сочинение-рассуждение (тему выбирает ученик из трех предложенных). Опора при написании сочинения – текст, по которому выполняются все 13 заданий. Основная трудность: теоретические сведения, избранные для заданий, действительно являются для учеников сложными, так как нужны определенные логические построения для их выполнения. Кроме того, уровень грамотности должен быть очень высоким, чтобы написать оба текста с минимальным количеством речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Ученик также должен помнить, как пишется каждый вид сочинения (их на выбор дается три) и уметь их писать.
Обычно только самые озабоченные будущим ЕГЭ по русскому языку родители берут репетитора в 9 классе. Как наилучший вариант – в 8-м. чтобы за два года работы над синтаксисом и пунктуацией ребенок не забывал правил орфографии.
Но вот в начале 10 класса перед многими родителями встает вопрос: нужен ли репетитор по русскому языку при подготовке к ЕГЭ. Сказать однозначно не могу, потому что это зависит от уровня работы учителя, у которого учится ваш ребенок. Знаю таких учителей, у которых все дети прекрасно сдают экзамен. Правда, редко без репетитора можно добиться результата выше 80 баллов. Почему? Нужна постоянная тренировка ученика при решении тестов, а также индивидуальная работа над сочинением.
В чем сложность этого экзамена, если брать задания и уровень их сложности? В этом мы и будем с вами разбираться: самое время родителям определяться, с какого класса идти к репетитору – с 10-го или 11-го.
Когда слушаешь выступление госпожи Цыбулько Ирины Петровны, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «ФИПИ», руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку, к. п. н. (ссылку я сразу даю, можете ознакомиться: https://www.youtube.com/watch?v=pT8MxEhzfjM), может создаться впечатление, что в экзамене нет ничего сложного. Ирина Петровна все время подчеркивает, что русский язык сдаст каждый, кто хорошо знает школьную программу по предмету.
Но госпожа Цыбулько лукавит, так как большинство заданий на ЕГЭ по русскому языку требуют особого подхода и очень хороших знаний, которых обычные уроки дать не могут. Вы, дорогие мамочки, чаще всего уверены, что задания подбираются по программе и никаких подводных камней не предполагается. Я постараюсь вас убедить несколько в обратном.
Да, чтобы перешагнуть порог и набрать нужное количество баллов для получения аттестата, вполне возможно обойтись школьной программой. Но вот все, что касается заданий повышенной сложности, тут обычных знаний будет недостаточно.
Когда вы зайдете в интернет, вы найдете там демо-вариант. Он состоит из трех частей, но обычно все смотрят только ту из них, в которой находятся сами задания. Но есть еще кодификатор и спецификация, на которые родители обычно не обращают внимания, но с ними очень важно ознакомиться хотя бы в самом общем виде, чтобы понять принцип построения самих заданий. Порядок расположения заданий дает спецификация. Кодификатор включает перечень элементов программы, которые проверяются на экзамене. НО! Никто не объясняет, почему так, а не иначе проверяются знания по предмету, а также то, почему дети получают тест, в котором сложные и простые задания смешаны, что обычно не бывает на таких предметах, как математика или физика…
Итак, вы поняли, что есть определенные капканы, подготовленные составителями тестов, чтобы ученики вспоминали тот материал, на который в школьной программе отводится 1 час, например, в 5 классе, а другой только упоминается при изучении определенных разделов грамматики.
Будет разбираться по порядку.
Правда, вполне возможно, что на следующий год что-то в этом порядке изменится. Но самые сложные элементы, уверяю вас, останутся. В этом можно убедиться, проверив тесты со времен начала введения ЕГЭ – с 2002 года, когда экзамен был еще в стадии эксперимента.
Итак, задания 1-3.
Названия заданий очень длинные: «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Смотрим. Небольшой текст из трех очень длинных предложений. Обычно научный. После него задание 1, состоящее из 5 предложений, 2 из которых нужно выбрать. Ответы должны содержать главную информацию текста. Что проще? НО! В школе обычно подобными заданиями «озадачивают» только в начальной школе или на уроках литературы, правда, на больших по объему текстах. То есть, этому умению нужно учиться СПЕЦИАЛЬНО. Второе задание предполагает связать одно из предложений с текстом, выбрав из пяти предложенных слов одно правильное. Как вы уже поняли, этому тоже нужно учиться. И третье задание – работа со словарными статьями, из которых следует выбрать одну правильную. Материал 5 класса. К нему обычно на уроках в старших классах обращаться некогда.
Озадачила я вас? Думаю, что уже первые три задания многим школьникам окажутся «не по зубам»: не хватит умений и навыков, то есть обычной тренировки.
Это – анализ так называемой части 1. Она имеет заголовок «Текст. Лексика». Следующие 4 задания рассмотрим в новом материале.
Обычно только самые озабоченные будущим ЕГЭ по русскому языку родители берут репетитора в 9 классе. Как наилучший вариант – в 8-м. чтобы за два года работы над синтаксисом и пунктуацией ребенок не забывал правил орфографии.
Но вот в начале 10 класса перед многими родителями встает вопрос: нужен ли репетитор по русскому языку при подготовке к ЕГЭ. Сказать однозначно не могу, потому что это зависит от уровня работы учителя, у которого учится ваш ребенок. Знаю таких учителей, у которых все дети прекрасно сдают экзамен. Правда, редко без репетитора можно добиться результата выше 80 баллов. Почему? Нужна постоянная тренировка ученика при решении тестов, а также индивидуальная работа над сочинением.
В чем сложность этого экзамена, если брать задания и уровень их сложности? В этом мы и будем с вами разбираться: самое время родителям определяться, с какого класса идти к репетитору – с 10-го или 11-го.
Когда слушаешь выступление госпожи Цыбулько Ирины Петровны, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «ФИПИ», руководителя Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку, к. п. н. (ссылку я сразу даю, можете ознакомиться: https://www.youtube.com/watch?v=pT8MxEhzfjM), может создаться впечатление, что в экзамене нет ничего сложного. Ирина Петровна все время подчеркивает, что русский язык сдаст каждый, кто хорошо знает школьную программу по предмету.
Но госпожа Цыбулько лукавит, так как большинство заданий на ЕГЭ по русскому языку требуют особого подхода и очень хороших знаний, которых обычные уроки дать не могут. Вы, дорогие мамочки, чаще всего уверены, что задания подбираются по программе и никаких подводных камней не предполагается. Я постараюсь вас убедить несколько в обратном.
Да, чтобы перешагнуть порог и набрать нужное количество баллов для получения аттестата, вполне возможно обойтись школьной программой. Но вот все, что касается заданий повышенной сложности, тут обычных знаний будет недостаточно.
Когда вы зайдете в интернет, вы найдете там демо-вариант. Он состоит из трех частей, но обычно все смотрят только ту из них, в которой находятся сами задания. Но есть еще кодификатор и спецификация, на которые родители обычно не обращают внимания, но с ними очень важно ознакомиться хотя бы в самом общем виде, чтобы понять принцип построения самих заданий. Порядок расположения заданий дает спецификация. Кодификатор включает перечень элементов программы, которые проверяются на экзамене. НО! Никто не объясняет, почему так, а не иначе проверяются знания по предмету, а также то, почему дети получают тест, в котором сложные и простые задания смешаны, что обычно не бывает на таких предметах, как математика или физика…
Итак, вы поняли, что есть определенные капканы, подготовленные составителями тестов, чтобы ученики вспоминали тот материал, на который в школьной программе отводится 1 час, например, в 5 классе, а другой только упоминается при изучении определенных разделов грамматики.
Будет разбираться по порядку.
Правда, вполне возможно, что на следующий год что-то в этом порядке изменится. Но самые сложные элементы, уверяю вас, останутся. В этом можно убедиться, проверив тесты со времен начала введения ЕГЭ – с 2002 года, когда экзамен был еще в стадии эксперимента.
Итак, задания 1-3.
Названия заданий очень длинные: «Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Смотрим. Небольшой текст из трех очень длинных предложений. Обычно научный. После него задание 1, состоящее из 5 предложений, 2 из которых нужно выбрать. Ответы должны содержать главную информацию текста. Что проще? НО! В школе обычно подобными заданиями «озадачивают» только в начальной школе или на уроках литературы, правда, на больших по объему текстах. То есть, этому умению нужно учиться СПЕЦИАЛЬНО. Второе задание предполагает связать одно из предложений с текстом, выбрав из пяти предложенных слов одно правильное. Как вы уже поняли, этому тоже нужно учиться. И третье задание – работа со словарными статьями, из которых следует выбрать одну правильную. Материал 5 класса. К нему обычно на уроках в старших классах обращаться некогда.
Озадачила я вас? Думаю, что уже первые три задания многим школьникам окажутся «не по зубам»: не хватит умений и навыков, то есть обычной тренировки.
Это – анализ так называемой части 1. Она имеет заголовок «Текст. Лексика». Следующие 4 задания рассмотрим в новом материале.
Комментарии
Направленность Вашего поста не совсем понятна, если честно. Убедить родителей, что ЕГЭ - это "ужас-ужас"? Зачем? Это не ужас, если до 11 класса они контролировали учёбу своего ребёнка и не пустили всё на самотёк. Убедить их в том, что без репетиторов теперь шага не шагнуть? Тоже сомнительно. Ещё раз повторюсь, сдать ЕГЭ на 50-70 баллов можно, и не прибегая к услугам репетитора, при условии, конечно, что ребёнок учится добросовестно. Вот для более высокого балла, 80-100, возможно, и понадобится репетитор. А так... всё решаемо.
Я не собираюсь меряться с Вами заслугами, просто мне не совсем понятно, какова целевая аудитория Ваших постов. Вы думаете, среднестатистическую маму интересуют эти профессиональные тонкости? Ей важно, чтобы учитель или репетитор хорошо делали свою работу.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
- сказала, что последние 7 задач были очень сложными .
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: