Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Ленинск который я знаю. Часть шестая "От Стеллы к микрорайонам"

Итак идем дальше, от Стеллы по парку Шубникова в микрорайоны...
Материала слишком много, придётся разбивать на 2 части. Во второй соберу всё, что от пр. Гагарина до Абая, т. е. 5 и 6 микрорайоны...
Фото разных лет, соответственно, парк Шубникова на фото и пустырь, и с деревцами и уже со спортивными площадками и кортами..., парк и здания до перестройки и тогда, когда город "выходил из комы конца 90х -начала 2000 годов".
Одно любопытно, я жила в городе с 84 по 95 год и в Ленинске не было фонтанов и столько освещения, парк Шубникова был "намечен" но зелени там не было, почва была засолена и кроме камышей ничего не росло. Не было ни спортивных площадок, ни кортов.
Космонавтам и гостям города хватало гостиниц и "нулёвки " с небольшими кортами, бассейнами, гостиницей... Никаких домов для Президентов на случай их приезда не было!
Была больница для гражданских и госпиталь для военных.
Как только офицеры и члены их семей практически покинули город, на их место пришли жители всяческих аулов близ Арала и аулов близ Байконура и ещё много кто...
Россия платит за аренду космодрома, в том числе г. Ленинска, в котором живут казахи (это практически казахский город), появились площади с фонтанами, огромный роддом, город ночью залит светом, в городе сплошные бары и рестораны, градообразующего предприятия ни одного... Главный по казахскому космосу мечтает, чтобы Россия осталась в Байконуре навсегда (конечно, чего бы и не мечтать... Россия уйдёт, куда понаехавших то девать? Работы то нет...). Немножко обидно, что наш город Ленинск не имел то, что есть в г. Байконур. А мужчины работали на износ. Уходя на пенсию, в основном, долго мужчины не живут, многих уже нет, с которыми я служила или в одно и то же время жила в г. Ленинске... В и-нете читаешь сообщения о кончине того, другого...
Ладно, хватит о грустном, гуляем дальше, от Стеллы к микрорайонам...
Сориентируемся по карте куда идём и где что находится



Сначала посмотрим на Стеллу... Она хороша, особенно на фоне фантастического неба Байконура




Парк имени Шубникова - бывший Солдатский парк (ул. Гагарина)

Вид на Стеллу из парка Шубникова

Небо Байконура Вид на Стеллу и госпиталь.


Небом Байконура можно любоваться долго...



Не жалеют средств и на освещение…
Офицеры с семьями уезжают. В городе 70% казахов…(сейчас уже больше…) город живет на арендные платежи…

Стелла, проспект Гагарина

Парк им. Шубникова и пр. Гагарина
Почва засоленная, подземные воды агрессивные. Трубы и электрические кабели, уложенные в такой грунт, через 3-4 года выходят из строя из-за коррозии. Вот такой парк я очень хорошо помню!

На этих солончаках разрастались только камыши...

Вид на госпиталь из парка Шубникова Камыши


Парк Шубникова Вид на Стеллу

Парк Шубникова после болезни города Как в песне поётся: "... и снова прорастёт трава, сквозь непогоды и напасти..."

Вид на госпиталь из парка…

Госпиталь. А был богатый… с высококлассными специалистами…, уникальным оборудованием... Госпиталь переболевшего города потерял свой лоск



Госпиталь находится по ходу движения от Стеллы к микрорайонам - слева, занимает (занимал) целый квартал. Справа находились казармы батальона охраны. Нашла фото что с ними было в "чёрные дни" города


В и-нете нашла материал о батальоне охраны:
БАТАЛЬОН ОХРАНЫ Я полгода в этой казарме жил. На месте плаца когда то были заросли карагача и спортивный городок с волейбольной и летней киноплощадкой. Потом какому то генералу вздумалось устроить плац и все под корень срубили. Санчасть была с обратной стороны и на фронтоне транспарант "Слава Советской науке".
Американцам(Союз-Аполлона) вату в уши пихали что это студенческое общежитие поскольку дорога выходила к филиалу "Восход". 2й этаж это окна батареи обеспечения, 1й этаж РСГ и 2я рота. Да-а обидно и жалко.
Снимки сделаны на территории батальона. территория там большая, до сих пор огорожена белым забором. Есть, вообще, разрушенные строения в глубине территории, я их не стал снимать, уж больно печально!
с 1989 года Ленинск превратился в интернациональный бандитский заповедник. Чеченцы требовали у руководства космодрома, чтобы их не заставляли мыть полы, но резали своих сослуживцев без особых проблем. Украинские сержанты полагали, что им можно отбирать деньги у "чурок". И драки, драки... - "нерусские" били "русских" и наоборот. Слишком много стройбатов для одного гарнизона!
С середины 1990 года в Ленинск стали приезжать представители национальных "фронтов" союзных республик и убеждали солдат бежать на "свою родину". Апогея это движение достигло в феврале 1992 года, когда началось массовое бегство солдат из Казахстана, которые составляли большинство солдатской массы космодрома. Убегая, они сжигали казармы и штабы своих частей.

Бывшая казарма Действующее здание.. Сейчас там находится городской отдел образования

Парк им. Шубникова

Растительный мир Ленинска… Помню огромную саранчу, которая летом летела через город…

Парк Шубникова, МАИ (ВУЗ - филиал московского авиационного...)

Центральный вход МАИ

Ленинск - город небольшой, но был вполне самодостаточный. В городе был техникум ВУЗ, ребята имели возможность сдавать в Ленинске экзамены в Можайку...
Сейчас, если верить карте, вместо ВУЗа, Байконурский колледж космос...
Вид на парк Шубникова и улицу Гагарина Сумерки

Небо после старта "Протона"

Монумент в память погибших ракетчиков


В конце 80-х, из-за обмеления Сыр-Дарьи, космодром, жилые районы и зеленые насаждения не получили нужного количества влаги, несмотря на большой водозабор из артезианских скважин.
Хотя в 60-е годы Ленинск активно озеленяли. Жаль только, что системы полива и, что особенно важно, системы дренажа не были созданы. Поэтому в результате обмеления реки, когда корни деревьев достигли засоленного слоя, почти все деревья погибли. Некоторые улицы и «Солдатский» парк превратились в унылые пустыри. Малую часть уличных насаждений удалось сохранить, благодаря усилиям городских властей и жителей. В «Солдатском» парке исчезли почти все деревья.

(Этот парк и памятник были сооружены в честь солдат, погибших 24 октября 1960 года. Позднее там же был сооружен памятник офицерам и солдатам, погибшим в ноябре 1963 года).

По засоленности и бактериальной зараженности вода в районе космодрома никогда не соответствовала санитарным нормам.
Обмелевшая река создавала прекрасные условия для размножения комаров. Вокруг территории в изобилии водятся ядовитые змеи, скорпионы и фаланги. Так что эпидемиологическая опасность из-за переносимых ими заболеваний сохранялась высокой.

Не случайно большим бедствием в районе космодрома был и остаётся гепатит. Почти всё местное население, особенно молодежь и дети, переболели этой тяжелой по своим последствиям болезнью. Случалось, что из строя выходили целые роты военнослужащих, дислоцирующихся в Байконуре.

Парк Шубникова. Памятник 54 солдатам и офицерам, погибшим 24 октября 1960 года и памятник 6 офицерам и солдатам, погибшим в ноябре 1963 года. Есть памятники и другим жертвам.


Трагедия 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура
В начале 60-х годов на вооружении РВСН уже были первые межконтинентальные ракеты, испытанные на Байконуре. Интересы повышения обороноспособности нашей Родины требовали создания межконтинентальных ракет нового поколения - на высококипящих компонен¬тах ракетного топлива. Созданная в Советском Союзе первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 имела сложную и дорогостоящую стартовую систему. Использование в качестве окислителя жидкого кислорода и применение радиотехнической системы управления представляли определенные неудобства в эксплуатации комплекса. Кроме того, ракета Р-7 на наземных стартах была уязвима даже для простого стрелкового оружия, не говоря уже о поражающих факторах ядерного оружия. С целью устранения основных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации первых комплексов межконтинентальных ракет, аппаратом Начальника реактивного вооружения были разработаны предложения по созда¬нию нового комплекса. Главное внимание обращалось на обеспечение массовости применения, максимальное сокращение времени подготовки ракеты к пуску, упроще¬ние эксплуатации комплекса, а также сокращение веса заправленных ракет. На основе этих предложений 13 мая 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке межконтинентального ракетного комплекса второго поколения Р-16 на высококипящем окислителе.

РАЗРАБОТЧИКИ, ИЗГОТОВИТЕЛИ И ЗАКАЗЧИКИ

В конце 1956 года правительство СССР разрешил ОКБ-586 разработку первого проекта ракеты Р-16. В предэскизном проекте, выпущенном 8 февраля 1957 году была исполнена двухступенчатой с последовательным разделением ступеней с двигателями главного конструктора Д. Д. Севрюка (НИИ-88). Стартовая масса Р-16 составляла 135 тонн. Уже в ноябре 1957 года ОКБ-586 разработало проект ракеты Р-16, стартовый вес которой был поднят до 150 тонн. В связи с резкой критикой проекта со стороны авторитетов ракетной техники в феврале 1958 года эскизный проект ракеты Р-16 изучали специальная экспертная, созданная правительством. Возглавлял комиссию известный ученный в области механики М. В. Келдыш. Основными оппонентами проекта были В. П. Мишин и К. Д. Бушуев – заместители главного конструктора С. П. Королева. Отстаивали технические решения сотрудники ОКБ-586: В. С. Будник, В. М. Ковтуненко, М. Ф. Герасюта, М. Б. Двинен, Е. М. Кашанов, Ю. А. Сметанин. Несмотря на выявленные в проекте недоделки, комиссия пришла к выводу о возможности создания ракеты Р-16 с заявленными характеристиками. 28 августа 1958 года проект днепропетровской ракеты Р-16 был утвержден правительством. Министерство обороны выдали уточненные характеристики. Обострение международной обстановки вынудило правительство страны ожидать сокращение сроков разработки ракеты Р-16. Постановлением правительства от 15.05.59 года выход на летные испытания был перенесен на более ранний срок – на конец 1960 год, а серийное изготовление ракеты предлагалось начать в 1962 году. Этим же постановлением ОКБ-586 и Государственный завод №586 освобождались от ряда экспериментально-конструкторских разработок с одновременной передачей части серийного заказа ракет 8К63 и 8К65 на другие заводы. Огневые испытания первой и второй ступеней прошли в г. Загорске в августе успешно и ракета Р-16 была допущена до летных испытаний. Это случилось на год раньше до намеченного правительством срока. Головным разработчиком ракетного комплекса Р-16 (8П064) было конструкторское бюро ОКБ - 586, возглавляемое Главным конструктором М. К. Янгелем. Для разработки двигателей было привлечено ОКБ - 456, возглавляемое В. П. Глушко. Разработка системы управления была поручена конструкторским бюро под руководством Главных конструкторов В. И. Кузнецова, Б. М. Коноплёва и В. Г. Сергеева. Разработчиками наземной и шахтной старто¬вых позиций были подразделения конструкторских бюро, возглавляемых В. И. Капустинским и Е. Г. Рудяком. Большой объем работ был возложен также на 4-й НИИ МО. Изготовитель ракеты Р-16 – Государственный союзный завод №586 (ди¬ректор Л. В. Смирнов, районный инженер Б. А. Комиссаров).

Согласно тактико-техническим требованиям Министерства обороны ракета Р-16 была разработана в двухсту¬пенчатом варианте с последовательным расположением ступеней и автономной системой управления. Длина ракеты составляла 30,4 м, диаметр первой ступени – 3 м, второй ступени - 2,4 м. В качестве топлива были выбраны самовоспламеняющиеся при контакте между собой компоненты: горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и окислитель - азотная кислота АК-27И. Стартовый вес ракеты составлял около 148 т. Максималь¬ная дальность полета ракеты зависела от типа головной части и достигала 13 тыс. км.

ПОЛИГОН НИИП-5 МО

Работы по строительству боевого ракетного комплек¬са на площадках № 41 и № 42 начались осенью 1959 года и велись днем и ночью. Испытатели, представители промышленности и военные строители трудились с величайшим напряжением сил и с полным сознанием ответственности за порученное дело. К октябрю 1960 года работы по строительству ТП и CK, а также по созданию ракеты и наземного оборудования были завершены. Для проведения испытаний ракеты Р-16 18 марта 1960 года из Приморского края на полигон прибыл инженерный полк резерва Верховного Главнокомандования (с 28 июня 1960 года полк переведен на штат ракетного полка для испытаний ракеты Р-16, командир полка полковник A.A. Кабанов) и сформировано 2-е управление НИИП 5МО (начальник управления инженер-подполковник P.M. Григорьянц).

На площадке № 41 были возведены: левый старт (сооружение № 2) с подвижными средствами заправки, а также правый старт (сооружение № 1) с заглубленными хранилищами для топлива и вспомогательного оборудо¬вания. В течение лета 1960 года офицеры управления и ОИИЧ обучались в ряде конструкторских бюро на заводах промышленности. Летные испытания Р-16 начаты в октябре 1960 года под руководством Государственной комиссии, которую возглавлял Главком РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин и проводились в два этапа: на первом этапе испытывался наземный вариант ракеты, на втором этапе наземно-шахтный вариант с унифицированной ракетой Р-16У. Для летных испытаний было выделено 28 ракет, из них: ракет Р-16 - 18 ракет и Р-16У - 10 ракет. Первое заседание Госкомиссии состоялось 31 августа 1960 года. Первая летная ракета Р-16 (№ ЛД1-ЗТ) прибыла в МИК площад¬ки № 42 26 сентября 1960 года. Здесь была проведена ее горизонтальная подготовка, в процессе которой были выявлены отдельные недостатки в аппаратуре системы управления. Необходимо отметить, что автономные проверки бортовых систем и механизмов первой ракеты Р-16 на технической позиции шли с большим напряжением. Возникающие неисправности требовали длительных поисков их, устранения и повторных проверок. Все это приводило к необходимости проведения работ в ночное время и вызывало большую усталость боевых расчетов. В ходе работ на технической позиции недостатки были устранены. В 8:00 21 октября ракета была вывезена на стартовую позицию площадки № 41 (левый старт). Пуск первой ракеты Р-16 был назначен на вечернее время 23 октября 1960 года. Главные конструкторы КБ М. К. Янгеля и КБ Б. М. Коноплева прибыли на полигон к вывозу ракеты на старт в приподнятом настроении. Их оптимизм основывался на авторитете фирмы, за¬работанном на удачных испытаниях ракет Р-12, Р-14 и на показах ракетной техники Правительству СССР на ГЦП (Капустин ЯР). Они тог¬да на самом деле "взяли Бога за бороду".

21 октября в 9:00 ракета Р-16 была доставлена на СП. Установка ракеты на пусковой стол производилась механизмами подъема установщика транспортной тележки. После придания ракете вертикального положения и ее закрепления на ПУ транспортная тележка опускалась и убиралась со старта, а кольцевые площадки установщика переводились в рабочее положение. 23 октября завершены предстартовые испытания, которые прошли без замечаний. В этот же день ракета была заправ¬лена компонентами топлива, и началась ее подготовка к пуску по утвержденной технологии. При этом было обна¬ружено капельное подтекание одного из компонентов, оно постоянно нейтрализо¬валось расчетом химслужбы. В процессе подготовки при по¬даче команд на подрыв пиромембран магистралей окисли¬теля 2-ой ступени из-за конструктивных и производствен¬ных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 ГКРЭ, была выдана ложная команда и подорвались пиромембраны магистрали горючего 1-ой ступени. Затем самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенерато¬ра 1-го блока маршевого двигателя 1-й ступени и вышел из строя главный распределитель А-120. Подго¬товка ракеты была остановлена... Всю ночь испытатели искали причины неисправностей и к утру 24 октября установили, что неверное исполнение команды по подрыву пиромембран и самопроизвольное срабатывание пиропатронов газогенератора произошло из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва.

Утром 24 октября по решению технического руководства отсечные клапаны газогенератора и прибор А-120 были заменены. Кроме того, было принято решение о подрыве мембран 2-й ступени не с дефектного пульта подрыва, а по автономным цепям от отдельных источников тока. 24 октября 1960 года Госкомисси¬ей принято решение, подготовленное техническим руководством испытаний ракеты под руководством М. К. Янгеля, продолжить подготовку ракеты к пуску, допустив отступление от утвержденной технологии: пе¬реустановка шаговых моторов системы управления ракеты в исходное положение производилась при заполненной топ¬ливом пусковой системе двигателя и включенном бортовом электропитании. Находившийся в те дни на старте начальник полигона генерал-майор К. В. Герчик вспоминал, что попытки руководства полигона добиться прекращения испыта¬ний, слива топлива и снятия ракеты с пускового стола были отклонены. Такой вариант оценивался как невыгод¬ный, отступление назад, сказывалась спешка - впереди были ноябрьские праздники. К тому же, не была разрабо-тана технология слива компонентов топлива, без которой слив был невозможен. Кроме того, оказалось, что после слива топлива ракета станет непригодной к дальнейшему использованию. Испытатели Байконура и Председатель Госкомиссии оказались в западне. Государственная комиссия во главе с М. И. Неделиным при приближении времени пуска переехала на ИП-1Б, где для нее был построен наблюдательный пункт в виде дере¬вянной веранды. Однако, когда была объявлена 30-минут¬ная задержка, М. И. Неделин решил поехать на старт, чтобы ра¬зобраться, что там происходит. Вместе с ним поехала вся комиссия. М. И. Неделину поставили кресло вблизи ракеты у от¬бойной стенки, чуть далее поставили диван для членов госкомиссии. М. К. Янгель, генерал А. Г. Мрыкин и генерал А. А. Максимов сошли у КПП пл. 41, чтобы покурить. В это время объявили готовность 30 минут и началась переустановка шаговых моторов в ис¬ходное положение. Переустановку проводил сам Главный конструктор Коноплев с пульта в ав-тобусе. Система управления не имела блокировок на случай таких аварийных работ, которые проводились теперь на стар¬те. Но видимо в результате усталости все потеряли бдитель¬ность. До этого на борту изделия были прорва¬ны разделительные мембраны магистралей окислителя и горючего маршевого и рулевого двигателя 2-ой ступени и по указанию технического руководства подключены задействованные на земле ампульные батареи обеих ступеней. В ре¬зультате круглосуточных работ боевые расчеты очень уста-ли. Но всем хотелось во что бы то ни стало пустить ракету. Тем более, что другого пути видимо не было: ракета не мог¬ла находиться в заправленном состоянии с прорванными мем¬бранами более 1-2 суток, а инструкция по сливу компонен¬тов топлива к тому времени не была разработана.

КАТАСТРОФА НА ПОЛИГОНЕ

8 часов 45 минут во время переустановки программного токораспределителя в исходное положение прошла команда на срабаты¬вания электрического пневмонического клапана ВО-8 наддува пусковых бач¬ков произошел запуск маршевого двигателя 2-й ступени, который своим фа¬келом прожег днище бака окислителя 1-ой ступени, а затем разрушился бак горючего 2-ой ступени, что привело к мгно¬венному возгоранию большой массы соединившихся компо¬нентов самовозгорающегося топлива. Мощная волна огнен¬ного урагана обрушилась на работающих людей, которыми буквально была облеплена ракета, расходясь концентричес¬кими кругами на расстояние 100-120 м от ракеты и уничто¬жая на своем пути людей находящихся у ракеты (на пл. 41 во время пожара находилось 250 человек) и технику. Горя¬щие люди прыгали с ракеты вниз, бежали от ракеты. Неко¬торые прятались в колодцы. Это спасало от огня но не спа¬сало от отравления парами гептила и азотной кислоты. Взрывообразное горение продолжалось около 20 секунд, а пожар на площадке - около 2 часов. Взрыва с разрушением ракеты на куски не было. Ракета после пожара лежала на старте целой с 1-й и 2-й ступенью вместе. В бункере старшим был Матренин А. С. По свидетельству представителя КВЮ И. В. Коваля, находившегося в бункере, при начале пожара Матренин подал команду: "Всем отойти от пульта!" (Для ава-рийной комиссии надо знать в каком положении органы управления пульта находились при начале аварии). В бун¬кер вбежал обгорелый человек. Бросились оказывать ему помощь. Матренин подал команду: «Закрыть входную дверь» Дверь по каким-то причинам не закрылась. Прозвучала команда: "Надеть противогазы!" Приводятся выдержки из высказываний специалистов КБ «Южное», приведенные в очерке С. Аверкова: «… 24 октября 1960 г. 18 часов 45 минут. На площадке -- более двухсот специалистов. Уже объявлена тридцатиминутная готовность. И вдруг в глубине ракеты раздались резкие удары. Через мгновение из двигательного сопла второй ступени вырывается огнен¬ный факел. Мощная струя тут же рассекла бак окислителя. На бетон хлынула азотная кислота. И ракету, и стартовые сооружения поглотил огненный смерч. В этот момент включилась кинокамера, которая должна была заснять старт ракеты Р-16. Бесстрастная пленка донесла до нас жуткую картину — еще живых людей, ставших огненными факелами. Н. Мягков и К. Луарсабов работали рядом с ракетой. Они видели вспышку. И сразу бросились бежать. Их настигла взрывная волна. На спину Луарсабова будто навалился раскаленный утюг. Это горела меховая куртка." «Я стоял около Неделина, — рассказывает чудом уцелевший руководитель одного из подразделений КБ "Южное" В. Кукушкин. — Воздушная волна из запус¬тившегося двигателя прижала маршала к бетонному выступу крыши, у которой он сидел. Видимо, там пламя и достало его... Меня взрыв поднял и протащил метров тридцать по дорожке. На В. Кукушкине загорелись куртка, шлем. Он нашел в себе силы вскочить и побежать. Взрывные волны его догоняли, снова опрокидывали, били об асфальт. И все же первые тридцать метров, дарованные судьбой, спасли ему жизнь». Ракета переломилась и упала на старто¬вый стол, давя тех, кто был еще жив. Пламя взметну¬лось с новой силой. Рвались уже газовые баллоны, запускались пороховые двигатели. Одних людей по¬жирал огонь, других — еще бежавших - отравляли ядовитые газы. Специалисты, работавшие на стрелке установщика, так и остались висеть там, где они были пристегнуты» Вся картина катастрофы была заснята на киноленту опера¬тором кинофотолаборатории службы НИР, включившим ки-нокамеру по первой вспышке двигателей. Аварийно-спасательная команда перед пуском была отправлена в район эвакуации, поэтому к аварийно-спасатель¬ным работам был привлечен ИП-1Б. Была создана команда из 30 солдат под руководством старшего лейтенанта Климо¬ва Б. И. и техник-лейтенанта Маслова В., которая собирала раненных и выносила трупы. Позже из района эвакуации прибыла аварийно-спасательная команда под началом Ю. Ф. Евтеева, начали работать пожарники и медики, пришли автобусы для эвакуации ра¬неных на пл. 10. АСК первой вступила в огнен¬ную зону. Отвозили машинами тех, кто был еще жив. Когда огонь ослаб, начали извлекать тела погибших. Пытались опознать по кольцам, ключам от квартир. Иных признаков просто не было. На всю жизнь Юрий Федорович запомнил свой доклад начальству: «Практически ничего не осталось». Общее руководство аварийными работами осуществлял генерал Мрыкин А. Г. Раненые доставлялись в госпиталь на пл. 10. Больше всего среди них было обожжен¬ных и отравленных парами компонентов топлива. Но меди¬ки не знали компонентов топлива и поэтому не могли ле¬чить. Они просили сообщить, чем отравлены испытатели, но им отказали, так как компоненты топлива были секрет¬ными. Только после настойчивых требований им сообщили, от чего надо лечить...

День был пасмурный, и блики пожара отражались в серых облаках и были видны с площадки 10 в 50 км от старта. В волне пламени погиб Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, сидевший от ракеты в 15 м. От него нашли клочок шинели с маршальской пуговицей, часть «заячьей» грудной клетки, по которой его опознали, и папку с документами. Начальника полигона К. В. Герчика спас солдат, вытолкнувший его из огня, и порыв ветра, отнесший пла¬мя. Но он полупил ожоги II—III степени лица, шеи, головы, ног, пояса и кистей рук. Тем не менее он уехал, только отдав распоряжения на организа-цию спасательных работ. М. К. Янгеля и А. Г. Мрыкина спасло то, что они были в курил¬ке. Янгель бросался в огонь, пытаясь помочь погибающим. Его с трудом удержали. Этот день для него окончился обширным инфарктом. В огне погибли начальник службы ОИР Носов А. И., начальник 1-го управления Осташев Е. И., приехавший утвердить у М. И. Неделина акт ввода в эксплуатацию площадки 31, начальник 2-го управления Григорьяц Р. М. В катастрофе погибло 74 человека, из них 57 военнослужащих и 17 предста¬вителей промышленности. К этому трагическому списку нужно добавить еще 2 погибших представителей промышленности от Новокрамоторского завода (Украина). Фамилии этих представителей я так и не узнал, однако по рассказам очевидцев во время катастрофы 2 человека обслуживали ТУА, но в боевой расчет не входили. Ранено и получивших ожоги при катастрофе было 49 человек: 42 военнослужащих и 7 представителей промышленности.

В дождливый день в присутствии правительственной комиссии состоялись похороны испытателей в Солдатском парке города. Плакали родные и близ¬кие, плакали боевые товарищи, и сама природа скупыми казахстанскими кап¬лями дождя оплакивала погибших, ис¬полнивших воинский долг до конца. Не все были похоронены на Байконуре. Часть товарищей хоронили по местам их работы (гражданских), часть родные увезли хоронить на родину. Безусловно, личный состав и жители полигона и станции Тюра-Там знал, что произошло 24 октября 1960 г. Однако члены комиссии и лично Л. И. Брежнев, беседуя с родственниками погибших во время похорон, объясня¬ли им, что люди погибли от взорвавшейся емкости с бензином. В печати было опубликовано сообщение о гибели Главного мар¬шала артиллерии в авиационной катастрофе. Трудно объяснить, чем руководствовались правительственная комиссия и руковод¬ство страны. Но вскоре правду узнали и родственники, и близ¬кие погибших. Сейчас очевидно, что умолчание об этой катаст¬рофе породило множество догадок, преувеличений, неправды, а иногда сенсационных вымыслов и естественно нанесло непоп¬равимый вред. Кстати говоря, до сих пор так называемые «прав¬дисты» называют количество погибших с большим преувеличе¬нием. Кому это нужно? Грешит этим и телевидение, когда об-суждают эту тему. В 1995 г. опубликованы архивы, где указаны списочный состав погибших и раненых.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕНАЯ КОМИССИЯ

25 октября прилетела на полигон правительственная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым. Что же записано в документах комиссии под председательством Л. И. Брежнева, проводившей расследование при¬чин катастрофы (члены Комиссии: Маршал Советского Со¬юза А. А. Гречко, Д. Ф. Устинов, К. Н. Руднев, В. Д. Калмы¬ков, И. Д. Сербии, А. М. Гуськов, Г. М. Табаков, Г. А Тюлин, в работе участвовали также ведущие специалисты от про¬мышленности)?

В «Техническое заключение комиссии по выяснению причин катастрофы с изделием 6К54 №ЛД1-3Т, происшедшей при подготовке ее к пуску в войсковой 11284 24 октября 1960 года. Л. И. Брежнева» указано:

1. «Причиной возникновения пожара на изделии явилось преждевременное срабатывание электропневмоклапана ВО-8 наддува пусковых бачков, вызванная командой про-граммного токораспределителя при перестановке в нулевое (исходное) положение шаговых моторов в системе управле¬ния. Срабатывание ЭПК ВО-8 в свою очередь, привело к за¬пуску маршевого двигателя II ступени.» (стр. 2. И далее там же стр.3, п.2).

2. "Непосредственной причиной катастрофы явился недостаток комплексной схемы системы управления, допускаю¬щей несвоевременное срабатывание ЭПК ВО-8, управляю¬щего запуском маршевого двигателя II ступени при прове¬дении предстартовой подготовки. Этот недостаток не был выявлен при проведении всех предшествующих испытаний.( стр.3, п.2)".

3. Аварийная комиссия сделала вывод, что руководите¬ли испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно и без должного анализа возможных последствий. При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме.

Председатель правительственной комиссии Л. И. Брежнев при проведении расследования заявил: "Наказывать никого не будем, все виновные уже наказаны". В целях ликвида¬ции последствий катастрофы комиссией намечены следую¬щие мероприятия: дополнительно проверить и провести стен¬довую отработку комплекса системы управления ракеты Р-16; пересмотреть и отработать порядок предстартовой под¬готовки и осуществления пуска ракет, ужесточить режим работы на стартовых площадках и усилить меры безопасно¬сти участников испытаний; повысить качество отработки и производства агрегатов и приборов в условиях КБ, в инсти¬тутах и на заводах; в течение 10-15 дней восстановить по¬врежденную стартовую площадку и закончить строительст¬во и оборудование второго старта, имея в виду в ноябре того же года начать лётные испытания ракеты Р-16; в связи с гибелью ряда ведущих специалистов, принять меры к ук¬реплению квалифицированными кадрами полигона и орга¬низаций промышленности.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК ПОГИБШИХ И РАНЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОГИБШИХ ПРИ ТРАГЕДИИ В БАЙКОНУРЕ 24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА.

Приводятся официальные списки погибших (из рассекреченной особой папки ЦК), представленные Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневу ВРИО начальника НИИП-5 МО СССР генерал-майором Ефименко Г. Е., исх. в/ч 11284 № 3386с от 28 октября 1960 г. (спи¬сок погибших представителей промышленности подписан Г. Е. Ефименко 27-го, личного состава — 28-го октября, список раненных военнослужащих и представителей промышлен¬ности с подписью Ефименко без даты) из рассекреченной особой папки ЦК.

Погибшие военнослужащие: Главный мар¬шал артиллерии Неделин М. И., полковник Прокопов В. А. (4-е управление ГУРВО); военнослужащие полигона полковник Носов А. И., подполковники Азоркин А. Г., Григорьянц Р. М., Леонов В. Д., Осташёв Е. И., Сакунов А. В., под¬полковник Шмелев СИ., майор Махно В. В., майор Магнитский Б. И., капитаны Агей В. М., Иньков Г. А., Калабушкин Н. К., Кривошеий В. М., капитаны Родионов П. Е., Ковтуненко И. Н., старшие лейтенанты Гарасько Н. В., Диденко Л. Ф., Новиков Н. К., старшие лейтенанты Глушенко Э. Т., Зарайский И. И., Князев А. И., Кучин И. П., Мануленко В. А., Стекольников А. И., лейтенанты Купреев М. Т., Мироненко Э. Ф., Синявский В. М., техник-лейтенанты Брицын И. Г., Кречик А. Д., Лысенко М. П., Милоглядов В. К., Мочалин П. В., Неменков В. С, Свирин М. А., Каракулов Е. А., сер¬жанты Полешко А. И., Уваров А. П., Юдин А. В., Козлов Е. П., Миронов Н. Н., Краевский Е. Г., младший сержант Коро¬лёв Е. П., ефрейторы Малышев А. А., Доржеев А. А., рядо¬вые Пугаревич В. И., Гераськин В. Ф., Боровков В. Н., Шма¬ков Г. В., Макаров В. И., Стуков Г А., Худяков В. Д., Мар¬ков А. Л., Замский Л. М., Сизых В. И., Кобзарь В. И.

Погиб¬шие представители промышленности: Аля-Брудзинский Е. И., Орлинский В. В., Ерченко Л. П., Карайченцев В. Г., Бер¬лин Л. А., Концевой В. А. (все п/я 203, г. Днепропетровск); ЖигачевМ. И., Коноплев Б. М., Рубанов И. А. (все п/я 67, г. Харьков); Вейберман П. Я., Павленко Е. И. (оба з-д "Арсе¬нал", г. Киев); Бахрушин В. С. (п/я 2460, г. Москва), Серге¬ев Б. Н., Фирсов Г. Ф., Кошкин В. А. (п/я 6, г. Москва), Леоненко Г. А. (п/я 14, г. Москва), Бабушкин А. С. (п/я 10, г. Загорск).

К этому трагическому списку нужно добавить еще 2-х погибших солдат, найденных в сте¬пи за территорией старта уже после подачи списков в Моск¬ву.

Всего погибли и умерли от ран 92 человека (из них 74 военнослужащих и 18 гражданских лиц).


Памятники погибшим при испытаниях

Ещё раз оглянемся от памятника погибшим при испытаниях на Стеллу

... и идём дальше, в микрорайоны

6 и далее..., 5 микрорайоны между пр. Абая - слева и ул Гагарина - справа... (Стелла находится справа вдалеке, в начале парка Шубникова...)

Небо Байконура. Вид на стелу – Ленинск (5 МКР)

Стелла "Ленинск". 5 МКР

5 МКР Внизу 9-этажка с голубым пристроем... (раньше в нём был продуктовый магазин). Здание стоит на пересечении ул. Гагарина и Гостиничного проезда. По этому проезду дорога к нашей последней квартире в доме №1 (угловая девятиэтажка)... По гостиничному проезду с пр. Абая мы прогуляемся позже...

С крыши этой девятиэтажки с пристроем, вид на 7 мкр., пр. Гагарина
(Пустырь между 6 и 7 микрорайонами превратился в парк с фонтанами, памятниками, теннисными кортами. площадками для детей)

5 МКР со стороны пр. Гагарина
На переднем плане чёртов куст… цветет красиво, но от него у 80% населения города была сильнейшая аллергия, ежегодно с ранней весны и до поздней осени…

Пр. Гагарина Вид на 5 МКР

Вид на 6 и 5 МКР.
На месте пустыря – парк

Небо Байконура Вид на 6 МКР из парка Шубникова


Сверим с картой наш маршрут



6 МКР, 80Й дом.
Деревья сажали всем двором… Со временем изменилась только детская площадка…

6 МКР Сколько теннисных кортов и спорт площадок…. Какая трогательная забота о жителях г. Байконура - гражданах другого государства…

6 МКР, ещё одна спортивная площадка…

Вид на 6 МКР Небо Ленинска

6 МКР. школа №10 (школа, в 1 классе которой учился мой младший сын)

Город Ленинск изменился... В 6 микрорайоне был ещё детский садик, куда я водила своих детей. Теперь в нём начальная школа №14
В 6 микрорайоне, уже после моего отъезда, а судя по тому. что у города была широкая чёрная полоса, - где то после 2004... был построен супермаркет Евразия



6МКР дом 5

Напротив дальнего подъезда останавливался транспорт который отвозил на работу в в/ч 43009 (ком полка Вачаев Иван Павлович) С этого же места, пока ждали транспорт в авиаполк, смотрели на запуск Бурана
"Буран" стартовал в свой единственный триумфальный полет точно по циклограмме - команда "Контакт подъема", фиксирующая разрыв последних коммуникаций между ракетой и стартовым комплексом (к этому моменту ракета успевает подняться на высоту 20 см), прошла в 6:00:1.25 по московскому времени. Картина старта была яркой и скоротечной. Свет прожекторов на стартовом комплексе исчез в клубах выхлопных газов, из которых, подсвечивая это огромное бурлящее рукотворное облако огненно-красным светом, медленно поднялась ракета, как комета со сверкающим ядром и хвостом, направленным к земле! Обидно коротким было это зрелище! Через несколько секунд только затухающее пятно света в покрове низких облаков свидетельствовало о неистовой силе, которая несла "Буран" через облака. К завываниям ветра добавился мощный низкий рокочущий звук и, казалось, будто он идет отовсюду, что он исходит от низких свинцовых облаков
Утром 15 ноября 1988 г., в день старта, подготовка к пуску протекала на удивление гладко (циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний), но главную тревогу доставляла погода - на Байконур шел циклон. Дождь, шквалистый ветер с порывами до 19 м/с, низкая облачность, началось обледенение ракеты-носителя и корабля - в отдельных местах толщина льда достигла 1...1,7 мм... За 30 минут до запуска командиру боевого расчета по пуску "Энергии-Бурана" В. Е. Гудилину под роспись вручают штормовое предупреждение: "Туман при видимости 600-1000 м. Усиление юго-западного ветра 9-12 м/сек, порывы временами до 20 м/сек". Но после короткого совещания, изменив направление посадки "Бурана" (20 против ветра), руководство принимает решение: "Пускать!"

До пуска 26 минут - на "Буране" включились бортовые радиоответчики системы "Вымпел-К". Корабль готовился к пуску.

За несколько минут до старта взошло Солнце (05:47), но его не видно - при такой сплошной плотной облачности появилась только серость на горизонте. Идут последние минуты предстартового отсчета... На стартовом комплексе, подсвеченная ослепительно белым светом прожекторов, стоит ракета под низким облачным потолком, на котором тускло светится огромное пятно отраженного света. Порывы сильнейшего ветра обрушивают на ракету снежную крупу вперемешку со степным песком... Многим в тот момент подумалось, что "Буран" не случайно носит свое имя..

Я не нашла материала о том, что было с погодой после пуска Бурана.
Помню – было весело… С самого утра был сильный ветер. Мы стояли на «своей» остановке и смотрели, как офицеры, наклонившись вперёд…, прилагая максимум усилий, шли наклонившись, против ветра (на службу). Ветер сдул с головы одного мужчины фуражку, и тот до-лго догонял её… Другой офицер изо всех сил крутя педали велосипеда, пытался ехать на работу против ветра…, но, несмотря на все свои усилия, продвигался вперёд очень мало… Пока развлекались происходящим, с площадки был произведён запуск Бурана. Запуск Бурана смотрели с той же своей остановки…, смотреть то было нечего..., Буран быстро ушёл за низко нависающие тучи…
В этом видео 3 минуты рассказывают как раз о том, какая погода была и как запустили Буран Дальше можете смотреть или нет... по желанию, хотя видео интересное, на мой взгляд...

Любой запуск ракеты влиял на погоду. Обычно температура воздуха опускалась градусов на 10. Особенно хорошо это было летом, в жару. Но после запуска Бурана творилось нечто невообразимое...
Днем метеорологи передали штормовое предупреждение… Женщин отпустили домой со службы, правда добирались кто как мог…, автостопом… Помню торопилась забрать своих детей - Льва и Сергея из сада… Везла их на красной (сидячей ) коляске – Лев сидел на коляске, Сергей - на широкой подножке коляски… Благополучно добрались домой, и уже сидя дома, слушали, как завывал ветер за окном…




Видео пыльной бури. Когда я приехала в Ленинск, жара и пыльные бури изматывали, У меня были длинные волосы (косы). Из-за частого мытья волосы стали ломаться, и ломались так, что пришлось срезать почти под ноль (парикмахерша сказала, что дальше резать уже нельзя, дальше можно только брить...). В штабе в/ч 46180, где я начинала служить, жалели, что я остриглась, мои косы штабным... радовали глаз...
Итак, пыльная буря...


7 МКР. МКШ - Международная Космическая Школа имени академика В. Н. Челомея. Бывшая школа N12.
Слева на снимке - система аварийного спасения от РН "Союз". Как это бывает здесь со многими памятниками - видимо, нашлась лишняя, вот и поставили ;-)


МКШ - Международная Космическая Школа имени академика В. Н. Челомея. Бывшая школа N12.

Собственно, изначально предполагалось что она будет международной в прямом смысле слова (т. е. там будут учиться школьники разных стран - что-то наподобие старого Артека). Но потом, понятно, это стало никому не нужно, так что в итоге "международная" - это российско-казахстанская.

Тем не менее, школа очень хорошее впечатление производит. Помимо прочего, очень порадовало, что на каждом этаже выделено пространство, где стоит куча разных железок - спускаемый аппарат, скафандр "Орлан", различные ракетные двигатели, антенны, агрегаты и прочее. Всё это можно трогать, крутить и засовывать пальцы в отверстия. Короче говоря, мечта школьника

Улицу Гагарина перекрывает КПП от которого вправо и влево идёт бетонный забор


В наше время с этой стороны ни забора. ни КПП не было. Сейчас город находится как будто в осаде. пос. Тюра-Там разрастается. Слева от дороги в аэропорт возник пос. Абая (В 95 ни одного дома там не было! За метеослужбой (здание, которое видно с КПП) была степь... Где то на пол-дороги до аэропорта, слева от дороги были так называемые сады - земельные участки. на которых офицеры и члены их семей выращивали овощи и зелень...)

Посёлки возникают диким образом. Сначала построились правдами-неправдами, а теперь требуют землю, а земля то в аренде у России. Сначала создали себе проблемы, теперь в голос кричат помогите...

Посёлок Акай разрастается, а земли нет, работы нет, больницы нет... Казахстан на всё это закрывает глаза, а Россия ничего не должна гражданам Казахстана. Она платит за аренду полигона... Потому то и построили в степи город и площадки, т. к. аварии при Пусках ракет возможны... Теперь город практически в осаде казахских аулов, которые берут его в кольцо, разрастаясь практически до границ города (до бетонного забора), а после неудачного пуска Протона взвыли "понаехавшие" - здоровье ухудшилось, врачей нет, и т. д., и т. п. А кто виноват? Кто их туда гнал, звал, тянул? Претензии могут быть, на мой взгляд, лишь к Правительству Казахстана, допустившему всё это...

Ещё немного материала из и-нета об аулах, притулившихся к бетонному забору г. Байконур...
КЫЗЫЛОРДА, 27 мар – ИА Новости-Казахстан. Предварительная договоренность о выводе из российской аренды 25 тысяч гектаров земель Байконура, предназначенных для расширения поселков Торетам и Акай Кызылординской области, была достигнута на встрече акима региона Крымбека Кушербаева с руководителем Федерального космического агентства («Роскосмос») Игорем Комаровым, сообщили агентству «Новости-Казахстан» в пресс-службе акима области.

«Эти земли будут возвращены Казахстану. На встрече были также обсуждены вопросы развития предпринимательства, строительства объектов инфраструктуры трассы «Западная Европа-Западный Китай». Для развития туризма в Кызылординской области планируется строительство смотровых площадок для просмотра запуска ракетоносителей, создание туристского пакета (ваучера) с упрощенным режимом въезда гостей иностранцев выставки «ЭКСПО-2017», - пояснили в пресс-службе ведомства.

Новости – Казахстан http://newskaz.ru/regions/20150327/7777294.html#ixzz48ilHmdIC
Вот Вам и закрытый город...
Выйдет или нет Казахстан в космос самостоятельно, на своих ракетах, со своего полигона - неизвестно, но вот в плане туризма на Космодром Казахстан впереди планеты всей...

КЫЗЫЛОРДА 27 мар – ИА Новости-Казахстан. Предварительная договоренность о выводе из российской аренды 25 тысяч гектаров земель Байконура, предназначенных для расширения поселков Торетам и Акай Кызылординской области, была достигнута на встрече акима региона Крымбека Кушербаева с руководителем Федерального космического агентства («Роскосмос») Игорем Комаровым, сообщили агентству «Новости-Казахстан» в пресс-службе акима области.

В Казахстане тоже, полагаю, привыкли к деньгам из России. Да и Россия уйдет, что делать с понаехавшими..., в город, в притулившиеся к бетонному забору, стихийно созданные и разросшиеся посёлки...


Работы нет, больницы нет, торговоть лезут через дыры бетонного забора в г. Байконур, ничего нет..., но тем не менее, средства информации Казахстана с гордостью сообщают...
News.kz
09.07.15 в 09:38
В пригороде Байконура при господдержке открыли детский развлекательный центр


«Начинающему предпринимателю из Акая Серику Ниязбаеву в рамках «ДКБ-2020» предоставлена гарантия фонда «Даму» на получение кредита в размере 12 млн 600 тыс тенге
Серику Ниязбаеву Фондом «Даму» была предоставлена гарантия в размере 70% для оформления кредита в Банке ЦентрКредит на строительство детского развлекательного центра.
Предприниматель Серик Ниязбаев из села Акай Кармакшинского района Кызылординской области в июле этого года порадовал сельчан открытием первого детского развлекательного центра «Алладин». Теперь жители села Акай и города Байконур вместе с семьями с удовольствием проводят свое свободное время в этом центре, где всегда царит сказочная атмосфера.
Детский развлекательный центр «Алладин» уникален тем, что действует круглый год. В летнее время детишки радуются бассейну и огромным батутам, а зимой катаются на аттракционах и электромобилях. Также в центре функционируют 7D-кинотеатр и кафетерий. Серик Ниязбаев ежедневно устраивает различные шоу для своих гостей. В «Алладине» даже есть свой собственный театр праздника «Веселинка», который организовывает тематические праздники.
– Мы очень гордимся развлекательным центром «Алладин» и с большим удовольствием проводим здесь время в кругу семьи. Аниматоры, клоуны, фокусники, шоу мыльных пузырей, музыкальные и танцевальные программы дарят массу невероятных эмоций для наших детей. Я с уверенностью могу сказать, что в других регионах области такого сказочного центра еще нет, – поделилась
своими впечатлениями жительница села Акай Айнур Карабалаева.

Ну как тут не вспомнить А. С. Пушкина. "Пир во время чумы"

BNews.kz
08.06.15 в 18:02
В Кызылординской области более 12,5 млн тенге заплатили нарушители-мигранты
Буквально на днях выявлены более 20 граждан Узбекистана, строившие детсад в Акае, это поселок близ Байконура.
• Телеканал Астана
02.06.15 в 19:30

Чуть не забыла, ещё несколько фото... Эта информация интересна с точки зрения разрастания города... Россия скоро уйдёт с Байконура. Будет или нет Казахстан осваивать космос и в какой степени - не известно, а, как я уже говорила, градообразующих предприятий нет и сомневаюсь, что будут... Город был дополнением к пусковым площадкам...
НЕ ПОНИМАЮ! Это безобразие возникло уже после 1995 года. Но… военные из Байконура уходят… Дома стоят заколоченные. Чтобы не платить огромные деньги за аренду (а в городе 70-80% населения - казахи) было предложение перевести оставшихся военных с семьями на площадки…
Прочитала в и-нете…»… желая демографического взрыва, местная администрация закладывает демографическую бомбу — строит большой родильный дом».
В Администрации города сидят странные люди…. Иного и не скажешь, прочтя эту информацию о роддоме…


Нулёвка Президентские домики (построены на тот случай, если в Ленинск приедут Путин и Назарбаев….) Фото 2008г. В наше время и космонавтам, и Президенту, и высокопоставленным..., хватало гостиницы, кортов, бассейнов и т. п. "нулёвки", места, где жили космонавты...
Комментарии, как говорится, излишни…




И да, таки не знают, куда ещё вложить деньги...
Нашла в и-нете...
Дворы Ленинска…Блеск и нищета Байконура… Фото года 09-10, Россия из Ленинска практически ушла…А на деньги (аренда Байконура) России можно и ….., и дворики с бассейнами…

Фонтан с рыбками в одном из двориков (как написано в и-нете)



Бассейн в одном из двориков... В наше время – время расцвета Ленинска – денег на это не было…



Продолжение следует...
В следующей части по улицам Нестеренко, Бармина и Гостиничному проезду выйдем на проспект Абая. Пройдём по проспекту Абая до мотовозов и дальше... Возможно съездим на 95 площадку и посмотрим что от неё осталось...
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Ленинск который я знаю. Часть шестая "От Стеллы к микрорайонам"
  Итак идем дальше, от Стеллы по парку Шубникова в микрорайоны...
Материала слишком много, придётся разбивать на 2 части. Во второй соберу всё, что от пр. Гагарина до Абая, т. е. 5 и 6 микрорайоны... Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам