Инновационные формы работы с семьями воспитанников
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин “инновация”. Этот термин означает “нововведение”, “передовой педагогический опыт”, “новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования”. Инновация – это изменение того, что уже существует.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако в условиях современных информационных технологий все более актуальным становится использование компьютерных технологий и Интернет ресурсов при работе с семьями воспитанников.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями.
Использование компьютерных технологий дает возможность привлечь и заинтересовать большую часть аудитории родителей. В настоящее время персональные компьютеры прочно заняли существенное место в жизни семей воспитанников. Учитывая это обстоятельство, мы решили предложить родителям новые формы взаимодействия с родителями:
• Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop
• Обмен электронной версией фотовыставки «Вот как мы живем»
• «Диск-примьера»
• «Диск- домашнее задание»
• Работа на форуме с родителями в сети Интернет
Новые формы направлены на привлечение, большей части родителей к проблемам воспитания, а так же быть информированными о жизни их детей в детском саду.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться как, индивидуальная работа с семьей, так и коллективом родителей в целом.
Рассмотрим подробнее нетрадиционные формы работы:
1.Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop – данная форма сама по себе не нова, но используя компьютерную программу Adobe Photoshop информационные стенды, консультации и стенгазеты становятся более выразительными, эстетичными, чем и привлекают родителей. Мы использовали известные методы психологии – яркая картинка привлекает, а содержание узнается в процессе познания. По нашим наблюдениям информация на стендах стала больше интересовать родителей.
2. Обмен электронной версией фотовыставки «Вот как мы живем» - фотовыставка постоянно обновляется по мере происходящих событий в группе, мы заметили, что многие родители стали обращаться с просьбой о возможности «скачать» электронные версии фотографий, т.к. все фотографии фотографировали на цифровом фотоаппарате. Мы пошли родителям на встречу и стали делать электронную версию стенда, т.е. родители могли взять CD- диск с фотографиями и копировать его дома или мы копировали на их диск или флеш-накопитель в «Медиа-центре» в детском саду. Родителям очень нравится эта форма работы и практически все ей пользуются.
3. «Диск-примьера» - в детском саду проходит много интересных мероприятий и родители в связи с занятостью на работе не могут их посещать, а желание видеть жизнь детей есть, опять же мы пошли им на помощь и сделали «диск - премьеру».Что это такое? «Диск - примьера» - это CD или DVD – диск с записью любого садовского мероприятия для индивидуального просмотра дома. Они так же пользуются большой популярностью.
4. «Диск- домашнее задание» - предназначен для индивидуальных занятий дома с ребенком. Листы с заданием в домашних условиях распечатываются, и выполняется задание. Его преимущество, что к заданию на диске можно прикрепить образец, для правильности выполнения или пояснительную записку. Родители покупают чистый диск, мы им подбираем домашнее задание индивидуально. Диск гораздо дешевле, чем аналоги книги, а при том что если задание из нескольких книг подобрано, то получается и экономически выгодным. Эта форма так же была очень интересна многим родителям, особенно для родителей детей логопедических групп.
5. Работа на форуме с родителями в сети Интернет – это совершенно новая форма появилась с большей доступностью Интернета. Проведя анкетирование, выяснилось, что у 70% родителей подключена сеть Интернет и многие хотели бы получать консультации, решать свои проблемы в более доступное для них время и в удобной непринужденной обстановке через сеть Интернет. Мы решили попробовать, но так как у детского сада на тот момент своего сайта и форума не было, с родителями было решено общаться на сайте «Страна мам». На форуме сайта «Страна мам» открыли группу «Детский сад» и там происходило общение. Вывешивалось объявление, когда и во сколько мы встречаемся на форуме и тему предстоящего обсуждения. Данная форма только развивается и возможно за ней будущее, т.к. очень много преимуществ: более удобное для родителей время в вечерние часы, непринужденная обстановка, анонимность, возможность получить консультацию по индивидуальному вопросу. Есть, конечно, и недостатки, эта форма требует специального компьютерного оборудования, и умения ориентироваться в сети Интернет. Но все, же я думаю, эта форма работы в скором будущем будет очень перспективной.
Все эти формы будут выполнимы при одном условии, если педагоги будут владеть компьютерными технологиями на уровне свободного пользователя.
В результате наряду с традиционными формами работы с семьями внедряются новые интересные как для воспитателей, так и для родителей формы взаимодействия. Родители информированы обо всех происходящих событиях, получают необходимую консультацию, как визуальную, так и виртуальную, обращаются за помощью, видя перед собой современного педагога владеющего компьютерными технологиями.
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин “инновация”. Этот термин означает “нововведение”, “передовой педагогический опыт”, “новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования”. Инновация – это изменение того, что уже существует.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако в условиях современных информационных технологий все более актуальным становится использование компьютерных технологий и Интернет ресурсов при работе с семьями воспитанников.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями.
Использование компьютерных технологий дает возможность привлечь и заинтересовать большую часть аудитории родителей. В настоящее время персональные компьютеры прочно заняли существенное место в жизни семей воспитанников. Учитывая это обстоятельство, мы решили предложить родителям новые формы взаимодействия с родителями:
• Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop
• Обмен электронной версией фотовыставки «Вот как мы живем»
• «Диск-примьера»
• «Диск- домашнее задание»
• Работа на форуме с родителями в сети Интернет
Новые формы направлены на привлечение, большей части родителей к проблемам воспитания, а так же быть информированными о жизни их детей в детском саду.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться как, индивидуальная работа с семьей, так и коллективом родителей в целом.
Рассмотрим подробнее нетрадиционные формы работы:
1.Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop – данная форма сама по себе не нова, но используя компьютерную программу Adobe Photoshop информационные стенды, консультации и стенгазеты становятся более выразительными, эстетичными, чем и привлекают родителей. Мы использовали известные методы психологии – яркая картинка привлекает, а содержание узнается в процессе познания. По нашим наблюдениям информация на стендах стала больше интересовать родителей.
2. Обмен электронной версией фотовыставки «Вот как мы живем» - фотовыставка постоянно обновляется по мере происходящих событий в группе, мы заметили, что многие родители стали обращаться с просьбой о возможности «скачать» электронные версии фотографий, т.к. все фотографии фотографировали на цифровом фотоаппарате. Мы пошли родителям на встречу и стали делать электронную версию стенда, т.е. родители могли взять CD- диск с фотографиями и копировать его дома или мы копировали на их диск или флеш-накопитель в «Медиа-центре» в детском саду. Родителям очень нравится эта форма работы и практически все ей пользуются.
3. «Диск-примьера» - в детском саду проходит много интересных мероприятий и родители в связи с занятостью на работе не могут их посещать, а желание видеть жизнь детей есть, опять же мы пошли им на помощь и сделали «диск - премьеру».Что это такое? «Диск - примьера» - это CD или DVD – диск с записью любого садовского мероприятия для индивидуального просмотра дома. Они так же пользуются большой популярностью.
4. «Диск- домашнее задание» - предназначен для индивидуальных занятий дома с ребенком. Листы с заданием в домашних условиях распечатываются, и выполняется задание. Его преимущество, что к заданию на диске можно прикрепить образец, для правильности выполнения или пояснительную записку. Родители покупают чистый диск, мы им подбираем домашнее задание индивидуально. Диск гораздо дешевле, чем аналоги книги, а при том что если задание из нескольких книг подобрано, то получается и экономически выгодным. Эта форма так же была очень интересна многим родителям, особенно для родителей детей логопедических групп.
5. Работа на форуме с родителями в сети Интернет – это совершенно новая форма появилась с большей доступностью Интернета. Проведя анкетирование, выяснилось, что у 70% родителей подключена сеть Интернет и многие хотели бы получать консультации, решать свои проблемы в более доступное для них время и в удобной непринужденной обстановке через сеть Интернет. Мы решили попробовать, но так как у детского сада на тот момент своего сайта и форума не было, с родителями было решено общаться на сайте «Страна мам». На форуме сайта «Страна мам» открыли группу «Детский сад» и там происходило общение. Вывешивалось объявление, когда и во сколько мы встречаемся на форуме и тему предстоящего обсуждения. Данная форма только развивается и возможно за ней будущее, т.к. очень много преимуществ: более удобное для родителей время в вечерние часы, непринужденная обстановка, анонимность, возможность получить консультацию по индивидуальному вопросу. Есть, конечно, и недостатки, эта форма требует специального компьютерного оборудования, и умения ориентироваться в сети Интернет. Но все, же я думаю, эта форма работы в скором будущем будет очень перспективной.
Все эти формы будут выполнимы при одном условии, если педагоги будут владеть компьютерными технологиями на уровне свободного пользователя.
В результате наряду с традиционными формами работы с семьями внедряются новые интересные как для воспитателей, так и для родителей формы взаимодействия. Родители информированы обо всех происходящих событиях, получают необходимую консультацию, как визуальную, так и виртуальную, обращаются за помощью, видя перед собой современного педагога владеющего компьютерными технологиями.
Интересны ли вам будут данные формы работы, хотели бы вы чтобы в вашем детском саду их использовали?
Опрос завершен.
Как это будет выглядеть?
Да
6
(55%)
Нет
3
(27%)
Незнаю
1
(9%)
Мне все равно
1
(9%)
Всего проголосовало: 11
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
|
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: Инновационные формы работы с семьями воспитанников
В опросе приняли участие 11 пользователей.
Опрос: Инновационные формы работы с семьями воспитанников
Интересны ли вам будут данные формы работы, хотели бы вы чтобы в вашем детском саду их использовали?

В опросе приняли участие 11 пользователей.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: