Колонны Исаакиевского собора
Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, ее апогеем, ее самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны главного алтаря Исаакиевского собора. Но сначала несколько слов о самом соборе. Каменная громада собора уникальна не только для столичного Петербурга. «Вид этой постройки, - писала газета «Северная пчела» еще в процессе возведения собора, - столь величествен, что, продолжая мысленно окружающие его леса, воображение переносится к колоссальным пирамидным массам, которыми гордится Египет». В данном случае Исаакиевский собор привлекает нас не столько своими архитектурными достоинствами, сколько тем, что, пожалуй, ни в одном здании мира не применен в таком роскошном великолепии и разнообразии природный камень, начиная с гранита и кончая полудрагоценным малахитом и лазуритом.

В его фундамент легли сплошные массивные гранитные блоки, его наружные стены облицованы каменными плитами, его колонны-монолиты весом в 114 тонн и высотой в 47 метров не имеют себе равных.
Камень господствует здесь не только снаружи, но и внутри.
По замыслу Монферрана, считавшего создание Исаакиевского собора главным делом своей жизни, внутреннее убранство храма должно быть «великолепно, благородно и богато». И выполнить свой замысел архитектор решил с помощью цветного природного камня. Из мрамора самых разных расцветок выложены внутренние стены и пол собора, созданы колонны, арки, карнизы, балюстрада... Здесь можно видеть желтый мрамор из Сиены, зеленый - из Генуи, красный с темными прожилками - из Южной Франции, белый - из разных мраморных ломок Италии, серый - из Выборга, также шокшинский порфир, черный аспид, розовый тивдийский мрамор...
И все-таки более всего в соборе поражает уральский малахит. Даже в сухих казенных перечневых описях собора прошлого века, когда дело доходит до малахитовых колонн, звучат восторженные ноты.
Раскроем, например, опись 1858 года:
«Иконостас Главного алтаря поднят почти до высоты сводов и выстроен из белоснежного статуйного мрамора. Он украшен ось-мью большими желобчатыми колоннами и двумя пилястрами из малахита, с золочеными базами и капителями. Высота их 42 фута.

Колонны эти красотою и богатством материала превосходят все колонны мира».
А теперь заглянем в опись 1889 года:
«Главная особенность первого яруса иконостаса - малахитовые и ляпис-лазуриковые колонны. Колонны эти состоят, собственно, из чугунных цилиндров, укрепленных на гранитных основаниях и обложенных медными тамбурами. На эти-то тамбуры уже и наклеены малахит и ляпис-лазурь...
Своим размещением придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаз зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных или даже подобные в целом свете...»
И еще одна цитата - уже из современного путеводителя: «Вставки, медальоны и колонны Исаакия считаются самыми значительными как по красоте, так и по объему работ из малахита».
И сегодня, спустя почти полтора века, малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все - самого высокого класса, все - само совершенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цвету и по рисунку малахита, который употребляли для крупных изделий в Петербурге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарующую, опять-таки неповторимую, композицию самых причудливых узоров; и, наконец, самое высочайшее качество зеркальной полировки.
А потому стоящие рядом две лазуритовые колонны, несомненно, проигрывают и кажутся бедными родственницами: настолько они тусклы и невыразительны по сравнению с красавцем малахитом. Эта разница особенно чувствуется тогда, когда солнечные лучи, проникая из-под купола собора и скользя по малахитовым колоннам, вызывают волшебную цветовую игру.
Стоит еще сообщить некоторые цифры о малахитовых колоннах Исаакия: их высота - 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреблено первоклассного малахита - 14632 килограмма.
В истории создания этого уникального произведения имеется пока немало белых пятен. Но кое о чем нам рассказали архивные документы.

В его фундамент легли сплошные массивные гранитные блоки, его наружные стены облицованы каменными плитами, его колонны-монолиты весом в 114 тонн и высотой в 47 метров не имеют себе равных.
Камень господствует здесь не только снаружи, но и внутри.
По замыслу Монферрана, считавшего создание Исаакиевского собора главным делом своей жизни, внутреннее убранство храма должно быть «великолепно, благородно и богато». И выполнить свой замысел архитектор решил с помощью цветного природного камня. Из мрамора самых разных расцветок выложены внутренние стены и пол собора, созданы колонны, арки, карнизы, балюстрада... Здесь можно видеть желтый мрамор из Сиены, зеленый - из Генуи, красный с темными прожилками - из Южной Франции, белый - из разных мраморных ломок Италии, серый - из Выборга, также шокшинский порфир, черный аспид, розовый тивдийский мрамор...
И все-таки более всего в соборе поражает уральский малахит. Даже в сухих казенных перечневых описях собора прошлого века, когда дело доходит до малахитовых колонн, звучат восторженные ноты.
Раскроем, например, опись 1858 года:
«Иконостас Главного алтаря поднят почти до высоты сводов и выстроен из белоснежного статуйного мрамора. Он украшен ось-мью большими желобчатыми колоннами и двумя пилястрами из малахита, с золочеными базами и капителями. Высота их 42 фута.

Колонны эти красотою и богатством материала превосходят все колонны мира».
А теперь заглянем в опись 1889 года:
«Главная особенность первого яруса иконостаса - малахитовые и ляпис-лазуриковые колонны. Колонны эти состоят, собственно, из чугунных цилиндров, укрепленных на гранитных основаниях и обложенных медными тамбурами. На эти-то тамбуры уже и наклеены малахит и ляпис-лазурь...
Своим размещением придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаз зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных или даже подобные в целом свете...»
И еще одна цитата - уже из современного путеводителя: «Вставки, медальоны и колонны Исаакия считаются самыми значительными как по красоте, так и по объему работ из малахита».
И сегодня, спустя почти полтора века, малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все - самого высокого класса, все - само совершенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цвету и по рисунку малахита, который употребляли для крупных изделий в Петербурге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарующую, опять-таки неповторимую, композицию самых причудливых узоров; и, наконец, самое высочайшее качество зеркальной полировки.
А потому стоящие рядом две лазуритовые колонны, несомненно, проигрывают и кажутся бедными родственницами: настолько они тусклы и невыразительны по сравнению с красавцем малахитом. Эта разница особенно чувствуется тогда, когда солнечные лучи, проникая из-под купола собора и скользя по малахитовым колоннам, вызывают волшебную цветовую игру.
Стоит еще сообщить некоторые цифры о малахитовых колоннах Исаакия: их высота - 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреблено первоклассного малахита - 14632 килограмма.
В истории создания этого уникального произведения имеется пока немало белых пятен. Но кое о чем нам рассказали архивные документы.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: