О ДЕТСКОЙ ОБИДЕ
1. Вы никогда не задумывались, что такое обида? Почему даже резкое слово может быть не обидным, а случайно брошенный малозначительный упрек обижает до смерти? Почему одни люди обижаются на каждом шагу, а других ничем не проймешь? Почему одни быстро забывают обиду, а другие помнят чуть ли не всю жизнь? Почему у одних людей обида оборачивается против них же, давит душу, а у других вызывает желание мстить?
2. Нам будет легче все это понять, если мы рядом поставим слово «оскорбление». Обида и оскорбление — это ущемление достоинства. Обида и оскорбление — это просто разные степени урона, который наносится душе. Маленькие дети редко чувствуют себя оскорбленными. Они только обижаются. Но становятся взрослее — и чувство обиды вырастает в оскорбленность.
Обида — это чисто детская реакция на все, с чем ребенок справиться не может. Маленький может обидеться и на пол, о который ударился, и на погоду, и на самое жизнь.
3. Зачем природа наделила человека способностью обижаться? Обида — один из видов психологической защиты человека.
Там, где он не может защитить себя, он обижается, а, следовательно, все-таки действует. Но действие это чисто психологическое, внутреннее. Когда ребенок обижается — это видно: он надувает губы, а взрослый обидится — не заметишь.
Человек, который никогда не обижается, это бесчувственный человек. Невозможно обидеть бревно на дороге. Живое болит и, следовательно, обижается. Может быть, ничем дети так не отличаются, как способностью обижаться. Мы часто с горечью узнаем, что нашего ребенка в школе обижают, задирают, бьют, обзывают, не принимают играть. И все эти обиды откладываются у него в душе навсегда. Кажется, что забыты, зарубцевались. Но ведь шрам есть шрам... Поэтому-то вся народная мудрость требует: не обижай маленького. Немало дурных качеств — последствие маленьких детских обид.
4. Из всех возможных реакций на чужую агрессию обида — самая слабая. Ведь говорят: ну что ты обижаешься, как маленький. В трудной ситуации взрослый человек ищет выход и пытается повернуть эту ситуацию в свою пользу. Слабый человек (маленький или взрослый) справиться с ситуацией не может, а часто даже и не старается. Он ограничивается тем, что обижается. Обида — это заменитель действия, эрзац, реальное действие подменяется чисто психологическим ответом. Что ребенок обижается — нормально. Но бывает, что он привыкает обижаться. Воля его не включается. И он начинает жалеть самого себя. Он даже находит сладость в обиде. Ему сладостно думать, что его все обижают. Он даже готов шантажировать: «Ты меня не любишь...» А разве мама не обучает ребенка обижаться, когда без конца повторяет: «Я на тебя обиделась». Ребенок начинает думать, что это вполне нормально — взять да обидеться.
5. Но обучая ребенка не обижаться, а действовать, мы должны учить ребенка НЕ ОБИЖАТЬ. У маленьких детей не развиты чувства — они не замечают, когда обижают сверстника или старших. Есть дети — что ни скажут, все обидно. И вот это единственное, в чем мы никогда не должны спускать ребенку: каждый раз, когда вы чувствуете, что ваш ребенок обижает, вы должны попытаться остановить его или хотя бы сказать: не делай этого! Часто ребенок отвечает на упрек: «А что тут обидного?! Я бы не обиделся». Можно ничего не объяснять. Просто надо из года в год воспитывать чувство человека, чувство чужой обиды. Может быть, это главное в воспитании. Если довести мысль до крайности, то ее можно выразить так: «НЕ ОБИЖАЙ И НЕ ОБИЖАЙСЯ». Знай, что каждый человек раним в большей или меньшей степени, бойся и царапину нанести чужой душе. Но сам не обижайся. Это очень трудно. Тогда, во всяком случае, не обижайся на глупых и злых. С глупого что взять? А злого твоя обида не тронет. Поэтому умные люди если и обижаются, то лишь на равных, на достойных. Подобно тому, как в прошлом веке на дуэли вызывали, но не всякого.
6. Раз трактат, то должна быть и классификация. Обиды бывают глупые, серьезные, мелкие, смертельные..
2. Нам будет легче все это понять, если мы рядом поставим слово «оскорбление». Обида и оскорбление — это ущемление достоинства. Обида и оскорбление — это просто разные степени урона, который наносится душе. Маленькие дети редко чувствуют себя оскорбленными. Они только обижаются. Но становятся взрослее — и чувство обиды вырастает в оскорбленность.
Обида — это чисто детская реакция на все, с чем ребенок справиться не может. Маленький может обидеться и на пол, о который ударился, и на погоду, и на самое жизнь.
3. Зачем природа наделила человека способностью обижаться? Обида — один из видов психологической защиты человека.
Там, где он не может защитить себя, он обижается, а, следовательно, все-таки действует. Но действие это чисто психологическое, внутреннее. Когда ребенок обижается — это видно: он надувает губы, а взрослый обидится — не заметишь.
Человек, который никогда не обижается, это бесчувственный человек. Невозможно обидеть бревно на дороге. Живое болит и, следовательно, обижается. Может быть, ничем дети так не отличаются, как способностью обижаться. Мы часто с горечью узнаем, что нашего ребенка в школе обижают, задирают, бьют, обзывают, не принимают играть. И все эти обиды откладываются у него в душе навсегда. Кажется, что забыты, зарубцевались. Но ведь шрам есть шрам... Поэтому-то вся народная мудрость требует: не обижай маленького. Немало дурных качеств — последствие маленьких детских обид.
4. Из всех возможных реакций на чужую агрессию обида — самая слабая. Ведь говорят: ну что ты обижаешься, как маленький. В трудной ситуации взрослый человек ищет выход и пытается повернуть эту ситуацию в свою пользу. Слабый человек (маленький или взрослый) справиться с ситуацией не может, а часто даже и не старается. Он ограничивается тем, что обижается. Обида — это заменитель действия, эрзац, реальное действие подменяется чисто психологическим ответом. Что ребенок обижается — нормально. Но бывает, что он привыкает обижаться. Воля его не включается. И он начинает жалеть самого себя. Он даже находит сладость в обиде. Ему сладостно думать, что его все обижают. Он даже готов шантажировать: «Ты меня не любишь...» А разве мама не обучает ребенка обижаться, когда без конца повторяет: «Я на тебя обиделась». Ребенок начинает думать, что это вполне нормально — взять да обидеться.
5. Но обучая ребенка не обижаться, а действовать, мы должны учить ребенка НЕ ОБИЖАТЬ. У маленьких детей не развиты чувства — они не замечают, когда обижают сверстника или старших. Есть дети — что ни скажут, все обидно. И вот это единственное, в чем мы никогда не должны спускать ребенку: каждый раз, когда вы чувствуете, что ваш ребенок обижает, вы должны попытаться остановить его или хотя бы сказать: не делай этого! Часто ребенок отвечает на упрек: «А что тут обидного?! Я бы не обиделся». Можно ничего не объяснять. Просто надо из года в год воспитывать чувство человека, чувство чужой обиды. Может быть, это главное в воспитании. Если довести мысль до крайности, то ее можно выразить так: «НЕ ОБИЖАЙ И НЕ ОБИЖАЙСЯ». Знай, что каждый человек раним в большей или меньшей степени, бойся и царапину нанести чужой душе. Но сам не обижайся. Это очень трудно. Тогда, во всяком случае, не обижайся на глупых и злых. С глупого что взять? А злого твоя обида не тронет. Поэтому умные люди если и обижаются, то лишь на равных, на достойных. Подобно тому, как в прошлом веке на дуэли вызывали, но не всякого.
6. Раз трактат, то должна быть и классификация. Обиды бывают глупые, серьезные, мелкие, смертельные..
+15 |
![]() |
3 комментария |
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: