Развитие детей с диагнозом задержка речевого и психологического развития.
Здравствуйте мамы! Пишу первый раз, так что не обессудьте если что... У меня Настена в мае будет 5 лет. У нас задержка речевого развития + дизартрия. Если ребенок в эмоциях или спешит, то рассказывает это все впопыхах, все в кучу и речь понять ОЧЕНЬ сложно.
От задержки развития - хромает все дальнейшее развитие ребенка, не развита моторика (пуговицу с трудом застегиваем, узелок тоже проблема), память отсутствует просто напрочь... В 5 лет мы не знаем буквы и счет до 10-ти и то сбивается парой... Можем прозаниматься пол часа с изучением ОДНОЙ буквы в разных книжках. В конце занятия говорю, ну какая буква - она выдает букву "от болды". И чего занимались пол часа. Или в выходные берем стишок в картинках с цифрами: что-то вроде: пошел на базар накупил 10 баранок, 9 плюшек, 8 ватрушек и т. д. Показываю это цифра 10, это 9... Берем 2-3 цифры- запомнила- теперь сама расскажи... и пошло "сочинение"... повторяю еще раз цифра 10,9 - спрашиваю повторно какая цифра- отвечает 4 или что-то еще... И можно пять раз повторить - пять раз спросить - и пять раз услышать не правильный ответ.
Уж и не знаю- пишу просто от безвыходности и усталости от всего... При этом мы занимаемся ну просто постоянно, боюсь уже совсем замучить ребенка. 2 раза в неделю мы ходим к логопеду, 2 дня на спортивные бальные танцы, остальные дни мы занимаемся дома. С мужем распределены обязанности когда он занимается, когда я.
Вот сегодня еще позвонила договорилась по субботам, чтобы женщина приходила- интеллектуальное развитие, обучение чтению, счету- как она говорит - попробовать. У нас маленький городок и очень мало кружков для детей, в основном это только подготовка уже перед школой. А со мной занятия-даются с трудом. т. к. ей это уже все надоело- она не хочет- а я уже чувствую что начинаю заставлять, психовать...
Ходили к невропатологу. Она выписала таблетки немного память стимулирующие " фенибуд", пили глутаминовую кислоту- тоже оказывает действие на головной мозг. Уже сама покупала ноотропил- для памяти - недельку пили... результата 0. Ходить постоянно по врачам... для получения еще какого-нибудь диагноза - страшно...
И не знаю что делать как развить ребенка!!!
Просто чем дальше тем больше разница в развитии со сверстниками, когда в саду дети в пять лет умеют читать, кто уже на анг. песни поет, кто есть в контакте зарегистрирован и сам играет онлайн... кто что, а мы... просто ужас. на вопрос сколько пальцев на руке ребенка можно ввести в заблуждение... Может кто чем поможет... советом может... или может у кого была похожая ситуация... Спасибо!
От задержки развития - хромает все дальнейшее развитие ребенка, не развита моторика (пуговицу с трудом застегиваем, узелок тоже проблема), память отсутствует просто напрочь... В 5 лет мы не знаем буквы и счет до 10-ти и то сбивается парой... Можем прозаниматься пол часа с изучением ОДНОЙ буквы в разных книжках. В конце занятия говорю, ну какая буква - она выдает букву "от болды". И чего занимались пол часа. Или в выходные берем стишок в картинках с цифрами: что-то вроде: пошел на базар накупил 10 баранок, 9 плюшек, 8 ватрушек и т. д. Показываю это цифра 10, это 9... Берем 2-3 цифры- запомнила- теперь сама расскажи... и пошло "сочинение"... повторяю еще раз цифра 10,9 - спрашиваю повторно какая цифра- отвечает 4 или что-то еще... И можно пять раз повторить - пять раз спросить - и пять раз услышать не правильный ответ.
Уж и не знаю- пишу просто от безвыходности и усталости от всего... При этом мы занимаемся ну просто постоянно, боюсь уже совсем замучить ребенка. 2 раза в неделю мы ходим к логопеду, 2 дня на спортивные бальные танцы, остальные дни мы занимаемся дома. С мужем распределены обязанности когда он занимается, когда я.
Вот сегодня еще позвонила договорилась по субботам, чтобы женщина приходила- интеллектуальное развитие, обучение чтению, счету- как она говорит - попробовать. У нас маленький городок и очень мало кружков для детей, в основном это только подготовка уже перед школой. А со мной занятия-даются с трудом. т. к. ей это уже все надоело- она не хочет- а я уже чувствую что начинаю заставлять, психовать...
Ходили к невропатологу. Она выписала таблетки немного память стимулирующие " фенибуд", пили глутаминовую кислоту- тоже оказывает действие на головной мозг. Уже сама покупала ноотропил- для памяти - недельку пили... результата 0. Ходить постоянно по врачам... для получения еще какого-нибудь диагноза - страшно...
И не знаю что делать как развить ребенка!!!
Просто чем дальше тем больше разница в развитии со сверстниками, когда в саду дети в пять лет умеют читать, кто уже на анг. песни поет, кто есть в контакте зарегистрирован и сам играет онлайн... кто что, а мы... просто ужас. на вопрос сколько пальцев на руке ребенка можно ввести в заблуждение... Может кто чем поможет... советом может... или может у кого была похожая ситуация... Спасибо!
Комментарии
У знакомых мальчишка в 5 лет тоже плохо разговаривал и занимался с логопедом, но психолог посоветовал -петь. Отдали в кружок пения, предварительно предупредив педагога по пению. Уже прошло полгода, при встрече не комкает предложения, перестал заикаться, правда сложные предложения пока даются с трудом, но "сдвиг "на лицо!. Может и Вам попробовать! Удачи ребеночку и родителям!
попробую еще раз, более кратко
у моего сына была псевдобульбарная дизартрия, моторная алалия, задержка речевого развития, куча неврологических проблем... мы с 2,5до 9 лет ежедневно занимались с логопедом в речевом д/с и речевом классе в школе + на выходные д/з от логопеда
не надо требовать от дочери того, что ей пока не по силам из-за особенностей развития....
даже по программе д/с дети 4х лет учатся считать не более, чем до пяти...
начинайте с простейшего: учите по картинкам домашних и диких животных, предметы мебели и интерьера, цвета... развивайте мелкую моторику, больше пальчиковых игр, начиная с сороки-белобоки, варившей кашку...
давайте ей перебирать крупы, сперва крупные (горох, фасоль, бобы), прячьте туда мелкие игрушки от киндеров...
если будут вопросы, готова ответить и помочь...
попробую еще раз, более кратко
у моего сына была псевдобульбарная дизартрия, моторная алалия, задержка речевого развития, куча неврологических проблем... мы с 2,5до 9 лет ежедневно занимались с логопедом в речевом д/с и речевом классе в школе + на выходные д/з от логопеда
не надо требовать от дочери того, что ей пока не по силам из-за особенностей развития....
даже по программе д/с дети 4х лет учатся считать не более, чем до пяти...
начинайте с простейшего: учите по картинкам домашних и диких животных, предметы мебели и интерьера, цвета... развивайте мелкую моторику, больше пальчиковых игр, начиная с сороки-белобоки, варившей кашку...
давайте ей перебирать крупы, сперва крупные (горох, фасоль, бобы), прячьте туда мелкие игрушки от киндеров...
если будут вопросы, готова ответить и помочь...
↑ Перейти к этому комментарию
лекарства: дельторан (очень дорогие капли на носовую перегородку, сразу воздействуют на ГМ), мексидол, пирацетам, (забыла уже, какие еще лекарства
примерно раз в год делали обследование головы: РЭГ, ЭЭГ, М-ЭХО, окулист смотрела глазное дно перед походом к неврологу (это обязательно)
около 3х лет пошли на ПМПК за путевкой в речевой д/с, там рекомендовали оформить инвалидность,что мы и сделали... потом постоянные занятия с логопедом в д/с с обязательным д/з на выходные
улучшения появлялись постепенно... еще у него была такая особенность: он внезапно мог повторить фразу, начать говорить, а потом речь опять пропадала
к выпуску из д/с у него не было в речи нескольких звуков и по совету невролога и логопеда я оставила сына на повтор подготовительной группы, в итоге у него были поставлены все звуки
около 3х лет пошли на ПМПК за путевкой в речевой д/с, там рекомендовали оформить инвалидность,что мы и сделали... потом постоянные занятия с логопедом в д/с с обязательным д/з на выходные
улучшения появлялись постепенно... еще у него была такая особенность: он внезапно мог повторить фразу, начать говорить, а потом речь опять пропадала
к выпуску из д/с у него не было в речи нескольких звуков и по совету невролога и логопеда я оставила сына на повтор подготовительной группы, в итоге у него были поставлены все звуки
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
я верю, что очень многое в руках мамы!!! в ее вере в возможности ребенка!!!
спасибо вам за теплые слова
лекарства: дельторан (очень дорогие капли на носовую перегородку, сразу воздействуют на ГМ), мексидол, пирацетам, (забыла уже, какие еще лекарства
примерно раз в год делали обследование головы: РЭГ, ЭЭГ, М-ЭХО, окулист смотрела глазное дно перед походом к неврологу (это обязательно)
↑ Перейти к этому комментарию
окулист смотрит глазное дно (а это тоже ГМ) и неврологу понятнее, какие нарушения (это как я понимаю
попробую еще раз, более кратко
у моего сына была псевдобульбарная дизартрия, моторная алалия, задержка речевого развития, куча неврологических проблем... мы с 2,5до 9 лет ежедневно занимались с логопедом в речевом д/с и речевом классе в школе + на выходные д/з от логопеда
не надо требовать от дочери того, что ей пока не по силам из-за особенностей развития....
даже по программе д/с дети 4х лет учатся считать не более, чем до пяти...
начинайте с простейшего: учите по картинкам домашних и диких животных, предметы мебели и интерьера, цвета... развивайте мелкую моторику, больше пальчиковых игр, начиная с сороки-белобоки, варившей кашку...
давайте ей перебирать крупы, сперва крупные (горох, фасоль, бобы), прячьте туда мелкие игрушки от киндеров...
если будут вопросы, готова ответить и помочь...
↑ Перейти к этому комментарию
Во-первых,в возрасте 5 лет диагноз ЗРР не ставиться.Это очень размытое понятие.Вы должны были обратиться к логопеду в поликлинику (или в Д/С),и диагноз должен звучать как ОНР- Общее недоразвите речи ( плюс выставляется уровень),ДИЗАРТРИЯ - (диз - нарушение,артро - движение),ЗПР(задержка темпа психического развития) - не пугайтесь,этим термином обозначают нарушение или недоразвитие одного или нескольких психических функций (таких как внимание,мышление,память).Эти диагнозы нужны для логопеда,к которому вы пойдете заниматься,для детского психоневролога,посещение которого необходимо 2 раза в год - весной и осенью,который подберет вашей девочке лечение и может направить на Псилогомедикопедагогическую комиссию ДЛЯ определения ребенка в логопедический детский сад(или логогруппу) (причем это было бы очень хорошим решением).
Теперь по диагнозам.ОНР определяетя путем тестирования ребенка с учетом совокупных понятий(произносительная сторона речи,лексическая сторона,синтаксическое оформление,понятия об окружающем и т.д).Ребенок тестируется каждый год,и при постоянных и правильных занятиях степень ОНР изменяется(или диагноз убирается вообще)
ЗПР.На пустом месте никогда не бывает.Этому есть предпосылки.как правило присутствует в анамнезе неврология(перечислять не буду,пунктов много).такие детки обладают повышенной утомляемостью,сниженной концентрацией внимания,сниженным мышлением,памятью(может быть что-то одно,но ярко выраженно).Требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО наблюдения у детского психоневролога и лечения!
Дизартрия.Существует несколько видов(вид устанавливает врач- психоневролог).Говоря простым языком,артикуляционные органы ребенка(язык,губки,небо,щечки)получают искаженный,неправильный сигнал от Мозга и принимают неправильные артикуляционные позы.Звуки получаются искаженными.Дизартрия - это сопутствующий неврологии признак.
Постараюсь кратко советы.Девочка должна быть обследована и направлена в логопедический детский сад или логогруппу.Если вдруг таковые отсутствуют,то ею обязан заниматься логопед в поликлиннике.Обязательное лечение!Я не сторонница лекарств,но поверьте,за 15 лет в профессии я видела не раз результаты до и после!
↑ Перейти к этому комментарию
и даже очень
↑ Перейти к этому комментарию
все в ваших руках и настойчивости!!!
Во-первых,в возрасте 5 лет диагноз ЗРР не ставиться.Это очень размытое понятие.Вы должны были обратиться к логопеду в поликлинику (или в Д/С),и диагноз должен звучать как ОНР- Общее недоразвите речи ( плюс выставляется уровень),ДИЗАРТРИЯ - (диз - нарушение,артро - движение),ЗПР(задержка темпа психического развития) - не пугайтесь,этим термином обозначают нарушение или недоразвитие одного или нескольких психических функций (таких как внимание,мышление,память).Эти диагнозы нужны для логопеда,к которому вы пойдете заниматься,для детского психоневролога,посещение которого необходимо 2 раза в год - весной и осенью,который подберет вашей девочке лечение и может направить на Псилогомедикопедагогическую комиссию ДЛЯ определения ребенка в логопедический детский сад(или логогруппу) (причем это было бы очень хорошим решением).
Теперь по диагнозам.ОНР определяетя путем тестирования ребенка с учетом совокупных понятий(произносительная сторона речи,лексическая сторона,синтаксическое оформление,понятия об окружающем и т.д).Ребенок тестируется каждый год,и при постоянных и правильных занятиях степень ОНР изменяется(или диагноз убирается вообще)
ЗПР.На пустом месте никогда не бывает.Этому есть предпосылки.как правило присутствует в анамнезе неврология(перечислять не буду,пунктов много).такие детки обладают повышенной утомляемостью,сниженной концентрацией внимания,сниженным мышлением,памятью(может быть что-то одно,но ярко выраженно).Требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО наблюдения у детского психоневролога и лечения!
Дизартрия.Существует несколько видов(вид устанавливает врач- психоневролог).Говоря простым языком,артикуляционные органы ребенка(язык,губки,небо,щечки)получают искаженный,неправильный сигнал от Мозга и принимают неправильные артикуляционные позы.Звуки получаются искаженными.Дизартрия - это сопутствующий неврологии признак.
Постараюсь кратко советы.Девочка должна быть обследована и направлена в логопедический детский сад или логогруппу.Если вдруг таковые отсутствуют,то ею обязан заниматься логопед в поликлиннике.Обязательное лечение!Я не сторонница лекарств,но поверьте,за 15 лет в профессии я видела не раз результаты до и после!
↑ Перейти к этому комментарию
На счет дизартрии.Здесь идет работа достаточно пристальная.Лечение.Артикуляционный массаж(делает логопед).Индивидуальная работа с логопедом.Регулярные занятия с мамой.
Простите,за такую краткость.Тема достаточно большая,чтоб описать в двух словах.Если возникнут вопросы,пишите.Постараюсь помочь.Удачи Вам и вашей принцессе!И огромного терпения!
1. Логопед- в поликлинике у нас такой логопед, что просто ужас, как-то она мне Очень не нравится. она предлагает только лечение, причем лечение не она назначает, а невропатолог. а к ней большая очередь на занятия. Ходим к невропатологу-сначала назначила глицин.. Потом еще раз сходили-назначили фенибут... Сейчас еще раз хочу записаться сходить... А к логопеду ходит 2 раза в неделю, ходили на массаж 9 занятий....Улучшения вроде бы и есть, но совсем крохотные...
Дома занимаемся постоянно, книжек у меня уже тоже дома тьма и интернет уже весь исползала... Но ОТСУТСТВУЕТ ЖЕЛАНИЕ . Также мелкая моторика , ну сажала я ее перебирать крупы- хватило на 2 мин…. На следующий день и вовсе не захотела. И пальчиковые игры у нас никак не идут… НУ НЕ ХОЧЕТ она.
жалко, что у вас такие сложности с логопедом
↑ Перейти к этому комментарию
1. Логопед- в поликлинике у нас такой логопед, что просто ужас, как-то она мне Очень не нравится. она предлагает только лечение, причем лечение не она назначает, а невропатолог. а к ней большая очередь на занятия. Ходим к невропатологу-сначала назначила глицин.. Потом еще раз сходили-назначили фенибут... Сейчас еще раз хочу записаться сходить... А к логопеду ходит 2 раза в неделю, ходили на массаж 9 занятий....Улучшения вроде бы и есть, но совсем крохотные...
Дома занимаемся постоянно, книжек у меня уже тоже дома тьма и интернет уже весь исползала... Но ОТСУТСТВУЕТ ЖЕЛАНИЕ . Также мелкая моторика , ну сажала я ее перебирать крупы- хватило на 2 мин…. На следующий день и вовсе не захотела. И пальчиковые игры у нас никак не идут… НУ НЕ ХОЧЕТ она.
↑ Перейти к этому комментарию
Если малышка не хочет заниматься за столом,делайте это по другому.Вешаете белье - она прищепочками закрепляет(очень хорошее занятие),рассыпали крупу на столе (помоги мне собрать.А кто быстрее?Хвалите !),апликация.Рвем на мелкие части бумажечки(их тяжелее брать со стола,приходиться пальчиками)Клеим на листочек(обыграть можно так.Нарисуйте тарелочку.Нужно куклу кашей накормить.Нарвали бумажечек.наклеили на тарелочку)
Общее развитие.Сначала даете ей образец.Например.Огурец - это овощ.какой он ?сами называете для начала 3 определения.показали огурец.Давай вспомним какой он....Забыли на время.Спустя пару часов.Ой,солнышко,это что?(огурец) Это овощ.Повтори.какой он(помогаете,если забыла.Затем вводите новый овощ.Так же о нем.Подчеркиваете,что это овощ.Затем спрашиваете .Огурец,морковка - это что?Где растут(в огороде на грядке,на земле ,в земле.Какой на цвет,на вкус.Так прорабатывать можно с любым предметом,будь то одежда или транспорт.
то,что нет эффекта говорит о неправильно подобранном лечении,к сожалению
И наберитесь терпения.Она будет более усидчивее после лечения.Силы вам!Всё будет хорошо!!!!Боритесь за своего ребенка!Если у вас будут вопросы,спрашивайте,не стесняйтесь.Я постараюсь потихоньку скорректировать ваши действия.Просто тяжело это делать не видя ребенка.Но сделаю все,что в моих силах
В выходные от занятий вечером занимаемся-повторяем что прошли у логопеда,читаем чистоговорки, стишки ...
Так вот мне сколько и как часто надо заниматься? каждый день по 15 мин.? или этого мало или много.... она уже тоже иной раз совсем устает и никак не хочет заниматься.... Боюсь ребенка замучить.
У логопеда зачастую настолько не внимательно сидит, что занятия проходят без толку...
Таже мазайка, прищепки, шнурки - у нас это тоже воспринимается как занятие, т.к. ей как то все этим не хочется заниматься, у нее игра - это только с куклами, либо ее личное время-это шведская стенка...
Детки с дизартрией имеют тенденцию терять полученный материал после болезни или длительного перерыва.В первом случае не пугайтесь,во втором - имейте ввиду,что только регулярность - залог успеха.Не бросайте логопеда.Спросите ее,занимается ли она проблемами ОНР,ЗПР.Если нет,то занятия по развитию памяти,внимания,мышления (иногда и ОНР) занимается детский психолог
В выходные от занятий вечером занимаемся-повторяем что прошли у логопеда,читаем чистоговорки, стишки ...
Так вот мне сколько и как часто надо заниматься? каждый день по 15 мин.? или этого мало или много.... она уже тоже иной раз совсем устает и никак не хочет заниматься.... Боюсь ребенка замучить.
У логопеда зачастую настолько не внимательно сидит, что занятия проходят без толку...
Таже мазайка, прищепки, шнурки - у нас это тоже воспринимается как занятие, т.к. ей как то все этим не хочется заниматься, у нее игра - это только с куклами, либо ее личное время-это шведская стенка...
↑ Перейти к этому комментарию
вот их и вовлекайте в процесс обучения-игры
Дело в том,что алалия - это одно из самых тяжелых речевых нарушений.Детки с алалией продолжают обучение в коррекционных классах общеобразовательной школы или в спец.интернатах.Результаты еще и зависят от того на уровне каких нарушений ЦНС наблюдается алалия,есть ли у ребеночка снижение интеллектуальной деятельности.Вы большая умница,а ваш сыночек борец!Я думаю ОНР 1 степени вам ставили в начале вашего нелегкого пути.А раз он уже учится,то результаты есть!Не сдавайтесь!У Вас все будет хорошо!Ваши детки ОСОБЕННЫЕ!И они по своему и старательны,и умны!Удачи вам!
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида’ «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида’ «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
↑ Перейти к этому комментарию
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида’ «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
↑ Перейти к этому комментарию
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида’ «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду ’’(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет-рвет, точит - режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
•1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);
•2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» - две пирамидки, «де кафи» - два шкафа);
•3. отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - красный
карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное
колесо, «пат кука» - пять кукол, «тиня пато» - синее пальто,
«тиня кубика» - синий кубик; «тиня кота» - синяя кофта).
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов («Тетатка упая и тая» - Тетрадь упала со стола).
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).
Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень речевого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» - С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с’, еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» - Кошка пошла к курице. И вот она кочет цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица хорошая, он прогнала кошку).
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» - Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
б.)подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует», певец - «дядя поёт» и т. п.);
в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -
«птичка»; деревья - «ёлочки»);
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -
«большой», короткий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие)
столах» - Книги лежат на больших столах);
б) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» - пять паль
цев; «двух карандаши» - двух карандашей и т. п.);
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили в
магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал
с полки);
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного
числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчик чинит водопровод; «Такиха тёт тань» - Ткачиха ткет ткань).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Характеристика четвертого уровня
Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р - Р’], [Л - Л’], [j], [Щ - Ч - Ш], [Т’ - Ц - С - С’] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
•- персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
•- перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
•- элизии (сокращение гласных при стечении);
•- парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
•- в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
•- добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».
Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте.
Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: