Исчезнувший Петербург: Циклодром в Стрельне
Рассказываем, как в Петербурге развивался велосипедный спорт, превратившись из непристойного занятия в привычный вид хобби, почему наследники царя колесили по Зимнему дворцу на велосипедах, а в Стрельне строили велотрек для состязаний и приятного досуга.
Нужно заметить, что ближе концу XIX столетия велосипедный спорт начал постепенно завоёвывать не только страны Европы, но и Россию. Завоевание это шло с трудом и скрипом, ибо консерваторы недоуменно морщили лбы и с ужасом смотрели на своих раскованных дочерей, которые, подобрав юбки, смело усаживались на хлипкую конструкцию и мечтали спуститься с ветерком с горки. Как правило, барышням было тяжело уговорить своё семейство на покупку велосипеда, даже если родственники были богаты и денег не считали. О приличных господах здесь говорить не приходилось: зачем воспитанному молодому человеку нужен этот странный велосипед?..
Однако со временем консерваторы сдавали свои позиции, и наконец 24 июля 1883 года на Ходынском поле в Москве была проведена первая в России велосипедная гонка. Состязания проводились на дистанции в 1,5 верст и собрали 25 000 человек, что означало грандиозный успех мероприятия. Вслед за этим в Петербурге и Москве стали появляться циклодромы (или по-современному — велотреки) — специальные спортивные сооружения для проведения велосипедных гонок. Владельцы побогаче оснащали велотреки асфальтовыми и даже цементными сооружениями, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков.
Таким образом, в 1895 году в Стрельне самом модном дачном месте по инициативе Стрельнинского общества велосипедистов-любителей и построили циклодром в 340 метров с очень крутыми виражами, поднимавшимися к наружному краю под углом более 30 градусов. Здесь же в дни, свободные от гонок и катаний, проводились и футбольные матчи, в соседнем павильоне играли в лаун-теннис, а чуть подальше проводили соревнования на роликовых коньках в первом загородном скэйтинг-ринке.
Велосипедные состязания пользовались большой популярностью, и в Петербург приезжали чемпионы мира, однако наибольшей любовью публики пользовались отечественные спортсмены Уточкин, Дьяков и Бутылкин. От увлечения велосипедом не осталась в стороне и царская фамилия: первый велосипед появился в императорской резиденции в 1867 году, когда Александр II возвратился из Парижа, где в числе прочего знакомился с экспонатами Всемирной промышленной выставки и приобрёл велосипед с говорящим названием «Костотряс». Именно этот на первый взгляд колченогий аппарат и положил начало повальному увлечению Романовых велосипедным спортом. Виданое ли дело: не в силах дождаться лета, в декабре 1876 года по дворцовым залам Зимнего катались на велосипедах младшие сыновья Александра II 19-летний Сергей и 16-летний Павел!
Стрельнинский циклодром просуществовал до конца войны, а после был снесён. Сейчас в окрестностях бывшего циклодрома нет ни одной детали, которая напомнила бы потомкам о заре велосипедного спорта в пригороде Петербурга.
Место
Стрельна, Волховское шоссе, 2х Нижняя Колония ул., 24х
Нужно заметить, что ближе концу XIX столетия велосипедный спорт начал постепенно завоёвывать не только страны Европы, но и Россию. Завоевание это шло с трудом и скрипом, ибо консерваторы недоуменно морщили лбы и с ужасом смотрели на своих раскованных дочерей, которые, подобрав юбки, смело усаживались на хлипкую конструкцию и мечтали спуститься с ветерком с горки. Как правило, барышням было тяжело уговорить своё семейство на покупку велосипеда, даже если родственники были богаты и денег не считали. О приличных господах здесь говорить не приходилось: зачем воспитанному молодому человеку нужен этот странный велосипед?..
Однако со временем консерваторы сдавали свои позиции, и наконец 24 июля 1883 года на Ходынском поле в Москве была проведена первая в России велосипедная гонка. Состязания проводились на дистанции в 1,5 верст и собрали 25 000 человек, что означало грандиозный успех мероприятия. Вслед за этим в Петербурге и Москве стали появляться циклодромы (или по-современному — велотреки) — специальные спортивные сооружения для проведения велосипедных гонок. Владельцы побогаче оснащали велотреки асфальтовыми и даже цементными сооружениями, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков.
Таким образом, в 1895 году в Стрельне самом модном дачном месте по инициативе Стрельнинского общества велосипедистов-любителей и построили циклодром в 340 метров с очень крутыми виражами, поднимавшимися к наружному краю под углом более 30 градусов. Здесь же в дни, свободные от гонок и катаний, проводились и футбольные матчи, в соседнем павильоне играли в лаун-теннис, а чуть подальше проводили соревнования на роликовых коньках в первом загородном скэйтинг-ринке.
Велосипедные состязания пользовались большой популярностью, и в Петербург приезжали чемпионы мира, однако наибольшей любовью публики пользовались отечественные спортсмены Уточкин, Дьяков и Бутылкин. От увлечения велосипедом не осталась в стороне и царская фамилия: первый велосипед появился в императорской резиденции в 1867 году, когда Александр II возвратился из Парижа, где в числе прочего знакомился с экспонатами Всемирной промышленной выставки и приобрёл велосипед с говорящим названием «Костотряс». Именно этот на первый взгляд колченогий аппарат и положил начало повальному увлечению Романовых велосипедным спортом. Виданое ли дело: не в силах дождаться лета, в декабре 1876 года по дворцовым залам Зимнего катались на велосипедах младшие сыновья Александра II 19-летний Сергей и 16-летний Павел!
Стрельнинский циклодром просуществовал до конца войны, а после был снесён. Сейчас в окрестностях бывшего циклодрома нет ни одной детали, которая напомнила бы потомкам о заре велосипедного спорта в пригороде Петербурга.
Место
Стрельна, Волховское шоссе, 2х Нижняя Колония ул., 24х
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться


Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: