Шагал Марк. Гений ХХ века
Сегодня работами Марка Шагала гордятся величайшие музеи мира, без них не обходится ни одна достойная частная коллекция искусства ХХ века.
Всего сто лет назад полотна Марка Шагала не вписывались ни в один художественный стиль, наряду с картинами других авангардистов подвергались публичному сожжению, а позднее их показывали на устроенной нацистами выставке «Дегенеративное искусство». Во всех советских энциклопедиях он значился французским художником. Эмигрант, всю жизнь рисовавший летающих коз и евреев, был крайне не по душе чиновникам от искусства, ортодоксально приверженным одному стилю – социалистическому реализму. Сюрреалист и мифотворец. Отвергаемый на родине «гражданин мира». Марк Шагал…
Марк Шагал: ранние годы
24 июня 1887 года в белорусском городке Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев, вспыхнул самый страшный за всё ХІХ столетие пожар. В это время в семье Шагалов рождается первенец - Моисей. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, поэтому я всегда постоянно взволнован».
Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери, и всё, кроме её ума, передалось мне», - писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию.
В 13 лет, достигнув совершеннолетия, Мовша поступил в Витебское городское четырёхклассное училище – русскоязычное светское заведение. Но учёба здесь особого удовольствия ему не доставляла: в то время он был неуверен в себе, заикался и не мог у доски ответить урок, даже если знал его. В 1906 году начинается творческая биография Марка Шагала - он поступает в школу рисования и живописи Иегуды Пэна – единственную тогда художественную школу в Витебске. Но спустя два месяца он её бросает, чтобы уехать в Петербург и стать художником.
"Дом в Лиозне", Марк Шагал, 1908, бумага, масло, 37х49, ГТГ
Марк Шагал: в Петербурге
В столице Шагал ищет себя, меняя учителей и художественные школы, перебиваясь случайными заработками. Он устраивается работать то ретушером к фотографу, то пишет магазинные вывески, а ночует, где придётся. Жизнь художника осложняется ещё и тем, что евреям не разрешалось жить в Петербурге без особого на то разрешения – его приходилось добывать всеми правдами и неправдами. Время от времени Шагал возвращается в свой любимый город и в один из приездов знакомится со своей будущей женой Беллой Розенфельд. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой.
Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. В Петербурге Шагал знакомится с известным юристом, издателем и депутатом Государственной думы Максимом Винавером, который становится первым покупателем его картин и меценатом. Он убеждает художника уехать учиться в Париж и даже назначает ему ежемесячную стипендию.
Марк Шагал: в Париже
В Париже Шагал селится в знаменитом «Улье» и оказывается в самой гуще интеллектуальной жизни Парижа. Здесь его соседями были Фернан Леже, Амадео Модильяни, Хаим Сутин, Александр Архипенко. Находясь в Париже, Шагал ненадолго увлекается кубизмом. Выставленные в 1912 году в «Салоне независимых» работы приносят молодому художнику первую популярность.
"Мужчина за столом", Марк Шагал, 1911, холст, масло "Русская деревня под луной", Марк Шагал, 1911, холст, масло, 126х104,
Staatsgalerie Moderner Kunst, Мюнхен, Германия
В начале июня 1914 года в Берлине в галерее журнала “Der Sturm” открывается первая крупная персональная выставка Марка Шагала: 40 картин и 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки, 15 июня 1914 года, Шагал уезжает из Берлина в Витебск, где намеревается провести несколько месяцев. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война лишает художника возможности вернуться в Европу на протяжении следующих восьми лет.
Витебск, ты мой второй Париж...
Оказавшись в Витебске, Шагал создаёт знаменитую «Витебскую серию» серию «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). В 1915 году Марк и Белла играют свадьбу, и вскоре у них рождается дочь Ида. В это время Шагал активно участвует в выставках в Москве и Петрограде. После Октябрьской революции декретом Луначарского Марк Шагал назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Первым крупным делом художника на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции.
«Плакаты его были превосходны, писал позднее Александр Ромм, они были именно тем, что нужно для улицы, яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись как большие картины левого стиля». Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе.
В июне 1929 года, после конфликта с Казимиром Малевичем, семья Шагалов покидает Витебск. Но пейзажи родного города навсегда поселятся на картинах художника. «Витебск, ты мой второй Париж», напишет потом Шагал в своей книге.
"Аптека в Витебске", Марк Шагал, 1914, бумага, гуашь, темпера, акварель, частная коллекция "Над Витебском", Марк Шагал, 1914, холст, масло, 31х39, Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США
"Над Витебском", Марк Шагал, 1914, холст, масло, 31х39, Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США
Спустя несколько лет Шагалы надолго оседают в Париже, где к художнику приходит мировая слава. Но с началом Второй мировой войны угроза концлагеря принимает угрожающие размеры, и они эмигрируют в США. Здесь Марка Шагала ждала большая потеря – смерть жены. Но он продолжает работать: выставляется в Музее современных искусств в Нью-Йорке, создаёт костюмы и декорации для балета И. Стравинского «Жар-птица». Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году.
Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя приносят автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIV Биеннале в Венеции. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дают толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Он все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой.
В начале 1960-х годов создаёт по заказу правительства Израиля мозаики для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов Шагал работает над многочисленными витражами для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
В 1964 году Марк Шагал пишет плафон парижской Гранд-Опера, в 1966 году — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.
Умер Марк Захарович 28 марта 1985 года в возрасте 98 лет. Чтят память о великом художнике и на его родине. Сегодня в Витебске в его доме на Покровской улице благодаря многочисленным меценатам устроен музей. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
С 1997 года были установлены тесные контакты с наследниками Шагала, которые всячески способствуют работе этих заведений. Каждый год в начале июля в Витебске проходят уже ставшие традицией Международные Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка Шагала. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в музеях и галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии, Израиля. Многие из них украшают частные собрания и высоко ценятся на всемирно известных аукционах.
Юлия Каминская, галерист.

Всего сто лет назад полотна Марка Шагала не вписывались ни в один художественный стиль, наряду с картинами других авангардистов подвергались публичному сожжению, а позднее их показывали на устроенной нацистами выставке «Дегенеративное искусство». Во всех советских энциклопедиях он значился французским художником. Эмигрант, всю жизнь рисовавший летающих коз и евреев, был крайне не по душе чиновникам от искусства, ортодоксально приверженным одному стилю – социалистическому реализму. Сюрреалист и мифотворец. Отвергаемый на родине «гражданин мира». Марк Шагал…
Марк Шагал: ранние годы
24 июня 1887 года в белорусском городке Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев, вспыхнул самый страшный за всё ХІХ столетие пожар. В это время в семье Шагалов рождается первенец - Моисей. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, поэтому я всегда постоянно взволнован».
Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери, и всё, кроме её ума, передалось мне», - писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию.
В 13 лет, достигнув совершеннолетия, Мовша поступил в Витебское городское четырёхклассное училище – русскоязычное светское заведение. Но учёба здесь особого удовольствия ему не доставляла: в то время он был неуверен в себе, заикался и не мог у доски ответить урок, даже если знал его. В 1906 году начинается творческая биография Марка Шагала - он поступает в школу рисования и живописи Иегуды Пэна – единственную тогда художественную школу в Витебске. Но спустя два месяца он её бросает, чтобы уехать в Петербург и стать художником.
"Дом в Лиозне", Марк Шагал, 1908, бумага, масло, 37х49, ГТГ
Марк Шагал: в Петербурге
В столице Шагал ищет себя, меняя учителей и художественные школы, перебиваясь случайными заработками. Он устраивается работать то ретушером к фотографу, то пишет магазинные вывески, а ночует, где придётся. Жизнь художника осложняется ещё и тем, что евреям не разрешалось жить в Петербурге без особого на то разрешения – его приходилось добывать всеми правдами и неправдами. Время от времени Шагал возвращается в свой любимый город и в один из приездов знакомится со своей будущей женой Беллой Розенфельд. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой.
Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. В Петербурге Шагал знакомится с известным юристом, издателем и депутатом Государственной думы Максимом Винавером, который становится первым покупателем его картин и меценатом. Он убеждает художника уехать учиться в Париж и даже назначает ему ежемесячную стипендию.
Марк Шагал: в Париже
В Париже Шагал селится в знаменитом «Улье» и оказывается в самой гуще интеллектуальной жизни Парижа. Здесь его соседями были Фернан Леже, Амадео Модильяни, Хаим Сутин, Александр Архипенко. Находясь в Париже, Шагал ненадолго увлекается кубизмом. Выставленные в 1912 году в «Салоне независимых» работы приносят молодому художнику первую популярность.
"Мужчина за столом", Марк Шагал, 1911, холст, масло "Русская деревня под луной", Марк Шагал, 1911, холст, масло, 126х104,
Staatsgalerie Moderner Kunst, Мюнхен, Германия
В начале июня 1914 года в Берлине в галерее журнала “Der Sturm” открывается первая крупная персональная выставка Марка Шагала: 40 картин и 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки, 15 июня 1914 года, Шагал уезжает из Берлина в Витебск, где намеревается провести несколько месяцев. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война лишает художника возможности вернуться в Европу на протяжении следующих восьми лет.
Витебск, ты мой второй Париж...
Оказавшись в Витебске, Шагал создаёт знаменитую «Витебскую серию» серию «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). В 1915 году Марк и Белла играют свадьбу, и вскоре у них рождается дочь Ида. В это время Шагал активно участвует в выставках в Москве и Петрограде. После Октябрьской революции декретом Луначарского Марк Шагал назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Первым крупным делом художника на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции.
«Плакаты его были превосходны, писал позднее Александр Ромм, они были именно тем, что нужно для улицы, яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись как большие картины левого стиля». Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе.
В июне 1929 года, после конфликта с Казимиром Малевичем, семья Шагалов покидает Витебск. Но пейзажи родного города навсегда поселятся на картинах художника. «Витебск, ты мой второй Париж», напишет потом Шагал в своей книге.
"Аптека в Витебске", Марк Шагал, 1914, бумага, гуашь, темпера, акварель, частная коллекция "Над Витебском", Марк Шагал, 1914, холст, масло, 31х39, Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США
"Над Витебском", Марк Шагал, 1914, холст, масло, 31х39, Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США
Спустя несколько лет Шагалы надолго оседают в Париже, где к художнику приходит мировая слава. Но с началом Второй мировой войны угроза концлагеря принимает угрожающие размеры, и они эмигрируют в США. Здесь Марка Шагала ждала большая потеря – смерть жены. Но он продолжает работать: выставляется в Музее современных искусств в Нью-Йорке, создаёт костюмы и декорации для балета И. Стравинского «Жар-птица». Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году.
Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя приносят автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIV Биеннале в Венеции. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дают толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Он все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой.
В начале 1960-х годов создаёт по заказу правительства Израиля мозаики для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов Шагал работает над многочисленными витражами для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
В 1964 году Марк Шагал пишет плафон парижской Гранд-Опера, в 1966 году — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.
Умер Марк Захарович 28 марта 1985 года в возрасте 98 лет. Чтят память о великом художнике и на его родине. Сегодня в Витебске в его доме на Покровской улице благодаря многочисленным меценатам устроен музей. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
С 1997 года были установлены тесные контакты с наследниками Шагала, которые всячески способствуют работе этих заведений. Каждый год в начале июля в Витебске проходят уже ставшие традицией Международные Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка Шагала. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в музеях и галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии, Израиля. Многие из них украшают частные собрания и высоко ценятся на всемирно известных аукционах.
Юлия Каминская, галерист.
Комментарии
Хотя...
Или только так называемое "гладкое письмо"?
Тогда Вам понравится, наверное, Александр Исачев, то же из Беларуси
http://www.liveinternet.ru/users/aira/post214648326/
Я когда документальный фильм про него увидела (была в командировке в Минске), просто заболела его исскуством
По этой ссылке мало картин. Видимо, все ушли к покупателям. А там был такой портрет сильнейший "Тамерлан"
Из союза художников наехали, выставку обругали, особенно этот портрет, не совместимый с соцреализмом.
После это наезда на выставку он вскоре умер. Наверное, запил от обиды.
О Исачеве слышала, не всегда понятен смысл его картин, хотя сам рисунок привлекает техничностью и красками.
Я наверное - соцреалист
Гармонии присуща ясность
А вот Дали - вроде сюрреалист, а как написал...
И вообще Дали подозрительно себя вел в жизни, а для того, чтобы Христа рисовать, надо соответствующий настрой души иметь, вот!
Ну консерватор я! от слова консерва
Такая?
Мамчки! До чего ж на меня похожа! Только у меня зубы поплотней будут
Хотя...
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: