"Мой город" - День#5 (часть вторая)
А я продолжаю свой рассказ.
Первая на повестке дня - гора Высокая. Можно сказать, что именно она стала прародительницей города Нижний Тагил.

Гора Высокая - одна из основных достопримечательностей Нижнего Тагила - расположена на западной окраине города.
Именно здесь велась основная добыча железа для Тагильский заводов. После 1820-х годов, когда закончились запасы россыпных валунчатых руд, началось освоение коренного месторождения, что вело к исчезновению горы вследствие образования выработок.
После того как из недр горы Высокой добыли 223 миллиона тонн железной руды, она превратилась в глубокий кратер, который постепенно затягивает шламом.
Пословица говорит: «Была гора Высокая - стала яма Глубокая».
Эта яма на месте бывшей горы дважды изменила ход всемирной истории.
Первый раз в XVIII веке, когда железо с самого большого в мире металлургического завода в Нижнем Тагиле шло на экспорт в Англию и было основным материалом для станков британской промышленной революции.
Второй раз - в годы Отечественной войны, когда каждый третий советский танк делали в Тагиле.
До наших дней уцелела лишь небольшая часть северо-восточного склона горы Высокая в районе Выи, не имеющая запасов руды.
Ныне на горе Высокой располагается Высокогорский ГОК (горно-обогатительный комбинат).
Лисья (лысая) гора

В центре Нижнего Тагила, по дороге на Гальянку, расположена Лисья гора. Почему она так называется, сейчас можно только догадываться. Иногда говорят, что раньше там водились лисы. Но самое логичное и популярное объяснение - «лисья» - произошло от «лысая», т. к. на горе, кроме травы, мало растительности. Среди тагильчан ходит легенда, что Лисья гора - это древний потухший вулкан, чему вполне можно верить, потому как Уральские горы - очень старые. Они образовались путем сдвига двух платформ, и вполне возможно, что в этой местности происходила сейсмическая активность и вулканическая деятельность.
На вершине горы стоит часовня, постройка которой датирована 1818 годом. Когда-то она была оснащена пожарным колоколом для оповещения о происшествиях в городе, что очень удобно, ведь с Лисьей горы открывается широкая панорама города, а в самом городе даже с дальних точек можно увидеть очертания горы и часовни.
На сегодняшний день часовня утратила эту функцию - она является символом Нижнего Тагила, исторической постройкой и одной из главных достопримечательностей города.
В этом году часовню отреставрировали. Теперь она выглядит так
Кстати, именно возле этой башенки снят один из сюжетов фильма "Охота на изюбря".
Музей-завод (Старый Демидовский завод)
Завод в Нижнем Тагиле, о котором идёт речь, основан знаменитыми промышленниками Демидовыми в 1725 году.
Сегодня это единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Входит в объединениеМузей-заповедник "Горнозаводской Урал".
Демидовский завод в своё время выполнял полный технологический цикл производства металла: готовили к плавке железную руду, выжигали древесный уголь, применяемый в качестве топлива, выплавляли чугун, медь и железо.
Также на предприятии действовали ремонтные и хозяйственные службы, работали лесопилка и кирпичная фабрики.
Проработав более 260 лет, завод был остановлен в 1987 году и на его основе был основан завод-музей истории развития техники чёрной металлургии (Старый Демидовский завод).
Особое внимание в комплексе завода необходимо обратить на плотину. Она существует около трехсот лет, но до сих пор находится в рабочем состоянии. Стены плотины прочные, в них применялась бутовая кладка. Каркас плотины сделан из лиственницы, которую залили глиной, а снаружи обработали камнем и гранитом.
В настоящее время завод-музей является уникальным памятником федерального значения. На его базе уже разработан проект Эко-индустриальный парк "Старый Демидовский завод", который является частью более глобального индустриально-ландшафтного проекта "Демидов Парк".
Усадьба Демидовых
Демидовская дача - это памятник архитектуры и музей-усадьба в Нижнем Тагиле Свердловской области. Поместье, принадлежавшее Демидовым.
Построенное в начале XIX века, изначально это здание было загородной дачей известного горного инженера, управляющего Нижнетагильским горнозаводским округом по технической части Фотия Швецова.
После его смерти в 1855 году дачу приобрел Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато, и с тех пор ее стали называть Демидовской.
Второе название здания - Матильдино поместье. Это название дача получила в честь супруги А. Демидова Матильды де Монфер, племянницы французского императора Наполеона Бонапарта..
В начале 20-го века здесь размещался комитет комсомола.
В 1923 году открылся дом отдыха, позднее превратившийся в детский сад, а потом - в железнодорожный техникум.
С 1940-х годов на территории Демидовской дачи располагался парк железнодорожников и детская площадка, затем здесь открылась лодочная станция.
В трудные постперестроечные годы сам парк и дача пришли в полный упадок.
В 2013 году было принято решение реконструировать Демидовскую дачу.
Здание, изначально выполненное в деревянном стиле, находилось в таком ужасном состоянии, что сохранить что либо первозданное было невозможно. Поэтому практически всё здание отстроено заново, уже в "камне", а не в "дереве" и, как уверяют руководители реконструкции, очень близко к оригинальным эскизам.
Сегодня музей-усадьба «Демидовская дача» является филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На ее первом этаже посетители могут ознакомиться с интерьером кабинета горного инженера середины XIX века. Рядом, в небольшом зале, размещена экспозиция по истории постройки «Демидовской дачи» На втором этаже - большой зал презентаций, экспозиция которого будет посвящена заводчикам Демидовым.
Памятник Ефиму и Мирону Черепановым
Памятник Ефиму и Мирону Черепановым - русским изобретателям и промышленным инженерам, создателям первой в России паровой машины.
Мемориал был открыт 4 ноября 1956 г. Скульптор А. С. Кондратьев; арх. А. В. Сотников.
Из истории Черепановых
Отец и сын Черепановы были крепостными Демидовых, знаменитых и богатейших русских промышленников.
Ефим (отец) был главным механиком всех демидовских заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен заместителем и, в конечном счёте, заменил отца после его смерти.
Отец и сын Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы.
Однако наиболее интересным и известным направлением работы Черепановых являются паровые машины, которые они пытались внедрить в промышленное производство на демидовских заводах.
Паровые машины Черепановых стали настоящим революционным прорывом, изменившим весь технологический процесс на заводаз Демидовых.
Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью.
В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучил устройство железных дорог.
По возвращении, в 1833-1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году - второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную (Ефим получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин).
Несмотря на успешное выполнение проекта, изобретение Черепановых не нашло поддержки за пределами завода, и впоследствии их паровые локомотивы были заменены конной тягой.
Отказ от применения паровых машин в то время и в том месте был вполне обоснован. Единственным источником энергии в тех краях тогда была древесина. Вырубка лесов дошла до немыслимых пределов. Лес приходилось возить на огромные по тем временам расстояния. Использовать паровые машины в таких условиях было просто нереально. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам - двигателям заводов.
Церковь Александра Невского на Гальянке заложена в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и освящена во имя благоверного великого князя Александра Невского 6 декабря 1877 года. Пострадала от артобстрелов во время гражданской войны. Закрыта в 1940 году. После чего в здании располагался склад ядохимикатов. В 1989 возвращена верующим.
Рассказывать можно еще долго. Напоследок можете посмотреть видео с панорамами города.
Первая на повестке дня - гора Высокая. Можно сказать, что именно она стала прародительницей города Нижний Тагил.

Гора Высокая - одна из основных достопримечательностей Нижнего Тагила - расположена на западной окраине города.
Именно здесь велась основная добыча железа для Тагильский заводов. После 1820-х годов, когда закончились запасы россыпных валунчатых руд, началось освоение коренного месторождения, что вело к исчезновению горы вследствие образования выработок.
После того как из недр горы Высокой добыли 223 миллиона тонн железной руды, она превратилась в глубокий кратер, который постепенно затягивает шламом.
Пословица говорит: «Была гора Высокая - стала яма Глубокая».
Эта яма на месте бывшей горы дважды изменила ход всемирной истории.
Первый раз в XVIII веке, когда железо с самого большого в мире металлургического завода в Нижнем Тагиле шло на экспорт в Англию и было основным материалом для станков британской промышленной революции.
Второй раз - в годы Отечественной войны, когда каждый третий советский танк делали в Тагиле.
До наших дней уцелела лишь небольшая часть северо-восточного склона горы Высокая в районе Выи, не имеющая запасов руды.
Ныне на горе Высокой располагается Высокогорский ГОК (горно-обогатительный комбинат).
Лисья (лысая) гора

В центре Нижнего Тагила, по дороге на Гальянку, расположена Лисья гора. Почему она так называется, сейчас можно только догадываться. Иногда говорят, что раньше там водились лисы. Но самое логичное и популярное объяснение - «лисья» - произошло от «лысая», т. к. на горе, кроме травы, мало растительности. Среди тагильчан ходит легенда, что Лисья гора - это древний потухший вулкан, чему вполне можно верить, потому как Уральские горы - очень старые. Они образовались путем сдвига двух платформ, и вполне возможно, что в этой местности происходила сейсмическая активность и вулканическая деятельность.
На вершине горы стоит часовня, постройка которой датирована 1818 годом. Когда-то она была оснащена пожарным колоколом для оповещения о происшествиях в городе, что очень удобно, ведь с Лисьей горы открывается широкая панорама города, а в самом городе даже с дальних точек можно увидеть очертания горы и часовни.
На сегодняшний день часовня утратила эту функцию - она является символом Нижнего Тагила, исторической постройкой и одной из главных достопримечательностей города.
- Поделиться

В этом году часовню отреставрировали. Теперь она выглядит так
- Поделиться

Кстати, именно возле этой башенки снят один из сюжетов фильма "Охота на изюбря".
Музей-завод (Старый Демидовский завод)
- Поделиться

Завод в Нижнем Тагиле, о котором идёт речь, основан знаменитыми промышленниками Демидовыми в 1725 году.
Сегодня это единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Входит в объединениеМузей-заповедник "Горнозаводской Урал".
Демидовский завод в своё время выполнял полный технологический цикл производства металла: готовили к плавке железную руду, выжигали древесный уголь, применяемый в качестве топлива, выплавляли чугун, медь и железо.
Также на предприятии действовали ремонтные и хозяйственные службы, работали лесопилка и кирпичная фабрики.
Проработав более 260 лет, завод был остановлен в 1987 году и на его основе был основан завод-музей истории развития техники чёрной металлургии (Старый Демидовский завод).
Особое внимание в комплексе завода необходимо обратить на плотину. Она существует около трехсот лет, но до сих пор находится в рабочем состоянии. Стены плотины прочные, в них применялась бутовая кладка. Каркас плотины сделан из лиственницы, которую залили глиной, а снаружи обработали камнем и гранитом.
В настоящее время завод-музей является уникальным памятником федерального значения. На его базе уже разработан проект Эко-индустриальный парк "Старый Демидовский завод", который является частью более глобального индустриально-ландшафтного проекта "Демидов Парк".
Усадьба Демидовых
- Поделиться

Демидовская дача - это памятник архитектуры и музей-усадьба в Нижнем Тагиле Свердловской области. Поместье, принадлежавшее Демидовым.
Построенное в начале XIX века, изначально это здание было загородной дачей известного горного инженера, управляющего Нижнетагильским горнозаводским округом по технической части Фотия Швецова.
После его смерти в 1855 году дачу приобрел Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато, и с тех пор ее стали называть Демидовской.
Второе название здания - Матильдино поместье. Это название дача получила в честь супруги А. Демидова Матильды де Монфер, племянницы французского императора Наполеона Бонапарта..
В начале 20-го века здесь размещался комитет комсомола.
В 1923 году открылся дом отдыха, позднее превратившийся в детский сад, а потом - в железнодорожный техникум.
С 1940-х годов на территории Демидовской дачи располагался парк железнодорожников и детская площадка, затем здесь открылась лодочная станция.
В трудные постперестроечные годы сам парк и дача пришли в полный упадок.
В 2013 году было принято решение реконструировать Демидовскую дачу.
Здание, изначально выполненное в деревянном стиле, находилось в таком ужасном состоянии, что сохранить что либо первозданное было невозможно. Поэтому практически всё здание отстроено заново, уже в "камне", а не в "дереве" и, как уверяют руководители реконструкции, очень близко к оригинальным эскизам.
Сегодня музей-усадьба «Демидовская дача» является филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
На ее первом этаже посетители могут ознакомиться с интерьером кабинета горного инженера середины XIX века. Рядом, в небольшом зале, размещена экспозиция по истории постройки «Демидовской дачи» На втором этаже - большой зал презентаций, экспозиция которого будет посвящена заводчикам Демидовым.
Памятник Ефиму и Мирону Черепановым
- Поделиться

Памятник Ефиму и Мирону Черепановым - русским изобретателям и промышленным инженерам, создателям первой в России паровой машины.
Мемориал был открыт 4 ноября 1956 г. Скульптор А. С. Кондратьев; арх. А. В. Сотников.
Из истории Черепановых
Отец и сын Черепановы были крепостными Демидовых, знаменитых и богатейших русских промышленников.
Ефим (отец) был главным механиком всех демидовских заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен заместителем и, в конечном счёте, заменил отца после его смерти.
Отец и сын Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы.
Однако наиболее интересным и известным направлением работы Черепановых являются паровые машины, которые они пытались внедрить в промышленное производство на демидовских заводах.
Паровые машины Черепановых стали настоящим революционным прорывом, изменившим весь технологический процесс на заводаз Демидовых.
Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью.
В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучил устройство железных дорог.
По возвращении, в 1833-1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году - второй, более мощный. Они также построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник. За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную (Ефим получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин).
Несмотря на успешное выполнение проекта, изобретение Черепановых не нашло поддержки за пределами завода, и впоследствии их паровые локомотивы были заменены конной тягой.
Отказ от применения паровых машин в то время и в том месте был вполне обоснован. Единственным источником энергии в тех краях тогда была древесина. Вырубка лесов дошла до немыслимых пределов. Лес приходилось возить на огромные по тем временам расстояния. Использовать паровые машины в таких условиях было просто нереально. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая структура: угольные карьеры, железные дороги к ним, угольные паровые машины (паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам - двигателям заводов.
- Поделиться

Церковь Александра Невского на Гальянке заложена в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и освящена во имя благоверного великого князя Александра Невского 6 декабря 1877 года. Пострадала от артобстрелов во время гражданской войны. Закрыта в 1940 году. После чего в здании располагался склад ядохимикатов. В 1989 возвращена верующим.
Рассказывать можно еще долго. Напоследок можете посмотреть видео с панорамами города.
Комментарии
У нас в районе стройки-стройки-стройки
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: