Дзен и искусство езды на велосипеде

"Если человек желает стать настоящим мастером одного из видов искусства, приобретения технических навыков для этого недостаточно. Он должен оставить технику позади и добиться, чтобы его увлечение стало "безыскусным искусством", которое вырастает из Бессознательного"
Е. Херригель. Дзен и искусство стрельбы из лука.
"Шестое чувство лучше всего получается пятой точкой"
Народная мудрость
Оставив позади, по меньшей мере, треть века, научив детей кататься на велосипеде, решил, что пора и самому научиться ездить. Надоело бегать за ними пешком.
Вопрос: почему раньше не научился? Сперва не по здоровью было, да и родители жили небогато и таких затрат позволить себе не могли. А я и не настаивал, будучи ребенком благовоспитанным и чутким. Подростком я видел, как парень разбился, катаясь на мотоцикле. С той самой поры заставить себя поехать (хотя бы пассажиром!) на двухколесном транспорте я не мог.
Годы шли. Общественное положение и благосостояние позволяли пользоваться как муниципальным, так и наемным транспортом - такси, однако смутное чувство неудовлетворенности мешало чувствовать себя просто счастливым. Память всё чаще и чаще возвращала ощущение той, единственной, пусть неумелой, но самостоятельной поездки на велосипеде, совмещенной с чувством неустойчивого равновесия.
Говорят, что лучший способ бороться с желанием - реализовать его. Будучи человеком, как мне представляется, социально зрелым, я решил проанализировать, какие практические выгоды я получу от приобретения велотранспорта и его использования. Итак, основные моменты: 1) наличие транспорта, 2) укрепление здоровья, в том числе психики, 3) регулирование семейных отношений.
Вопрос об использовании велосипеда в качестве основного средства передвижения по улицам нашего города отпал сам собой в силу обычного благоразумия. Я не камикадзе, чтобы мотаться на велосипеде по городу, где велосипедных дорожек нет и в помине. Водители же у нас (добрая половина, наверно) отличаются свободой мышления (правила дорожного движения не для них), особой дисциплиной (пешеходов сбивают регулярно, причем, на «зебрах»), и настолько скромны, что после происшествия не решаются показаться на глаза ни пострадавшим, ни сотрудникам дорожной полиции.
Предполагаемая польза для здоровья: дозируемое продуцирование организмом адреналина, эндорфинов и прочих необходимых для нормального состояния психики и, соответственно, физического тела веществ, нормализация кислородного обмена, укрепление сосудов и прочие аспекты. Всё это можно получить и при занятиях гимнастикой либо бегом, каковые я практикую уже более двух десятков лет.
Но вот что невозможно заменить или купить, так это восторг детей. А какие чувства может испытать ребёнок, увидевший, как папа САМ учится ездить на велосипеде? А когда он почувствует папу рядом во время велосипедной прогулки?
Еще остался вопрос с укреплением психики. Страх, «застрявший» во мне с подростковых времён из-за переноса впечатления от увиденной травмы мотоциклиста "на себя" (чуткость порой приводит к плачевным результатам), я никак не мог избыть. От прочих я сумел-таки избавиться. Страх перед удушьем (в 3,5 года на моих глазах умер ребёнок от отёка легких) я уничтожил путем тренировок на задержку дыхания по хатха-йоге. От страха перед холодом избавился обливаниями холодной же водой. А вот этот страх перед велосипедами, хоть и не мешал он мне явно в обыденной жизни, всплывал каждый раз, когда видел, как кто-либо едет на велосипеде. Истинно, если чего-то боишься, надо делать это, пока страх не уйдёт.
И вот, по старой студенческой привычке все делать в последний срок, собрался и приобрёл на исходе лета велосипед. Вроде спортивного. Семь передач. Только колеса - не узкие, а как у обычного дорожного велосипеда. "STELS". Что особенно приятно: в бывшей нашей стране произведённый, то есть в Подмосковье, в России (сам-то я казахстанец, но «рожденный в СССР»). Попутно возник вопросец: неужели в нашем славном городе, где в советские времена было более полудюжины всяких военных и околовоенных предприятий, не могут наладить производство подобной техники?
Молодой человек, продавший мне сей продукт инженерной мысли, рассказал о всех плюсах-минусах данной модели, продемонстрировал в действии, подготовил для пользования, то есть подкачал колеса, настроил тормоза. Только несколько мелких деталей, кои могли быть повреждены при транспортировке, были вручены мне в отдельном мешочке вместе с инструкцией по эксплуатации. И вот уже двухколесный транспорт, более–менее отвечавший моим запросам (дорожный велосипед, достаточно надежный, чтобы не тащить его на себе в случае поломки, и дающий возможность передвигаться по пересеченной местности, с числом скоростей меньшим, чем 45, то есть не слишком сложный) был приобретён и доставлен на дачный участок.
Уп-с. С учётом того, что в первый (он же - последний) раз на велосипед я садился более двадцати лет назад, тем более, что сей поступок был ознаменован погнутием руля, нервным и детям наблюдать за первым моим выездом не стоило. Посему, получив, как и полагается благовоспитанному, хотя и не очень молодому, человеку, благословение от своей матушки, я, оседлав на восходе солнца своего двухколесного "скакуна", покинул дачную обитель. Мама с лёгкой тревогой смотрела мне вслед, памятуя моё не очень забавное (для неё, во всяком случае) детство. Достаточно пояснить, что в травмпункте меня знали хорошо, всегда живо интересуясь, каким фантастическим способом и что я повредил себе на этот раз). Расправив плечи, непринуждённо, без лишнего напряжения, я отправился навстречу приключению.
Чудеса начались, когда я отъехал от дома метров на сотню. Первое «чудо» заключалось в том, что я не мог оторвать взгляд от переднего колеса. Второе, следовавшее из первого, состояло в том, что я все-таки ехал по дороге. Правда, как поёт БГ, "мой путь длинней, чем эта тропа за спиной"… Он и представить не мог, насколько длинней. Я тоже. До сих пор не могу понять, как можно ехать по такой траектории? Типа, не едет, а пишет. Одним колесом пишет, другим зачёркивает.
Чудо третье проявилось в том, что при полном отсутствии практического опыта управления этим видом транспорта я в процессе обучения детей этому искусству, видимо, им и себе накрепко вбил в голову принцип "хочешь ехать - крути педали вперед, затормозить - крути назад". Собственно, само «чудо» было не в этом, а в том, что при попытке затормозить заученным методом (педали "назад"), едучи ПОД гору, я испытал онемение в ногах. Прямо от самой шеи. Педали кручу, а не тормозится! Еле вспомнил, что тормоз на руль выведен. Хорошо, что не перепутал и не стал затормаживать переднее колесо – под гору-то я полетел бы аки сокол… Но ничего, обошлось.
Метров через триста я обвыкся и, осмелев, стал уже даже скорость прибавлять. А что - легко: щелкнул рычажком передачи на руле и едешь быстрее. Короче, дощёлкался. Местами, видно, на наших полевых дорогах летающие танки приземляются: пара рытвин поперёк колеи из ниоткуда. В общем, дорогу через эти рытвины я почувствовал интуитивно (см. эпиграф № 2). После чего поездка была уже не столь скоростной.
Зато спокойная езда располагала к созерцанию и рассуждениям, и я решил понаблюдать за самим собой, за душевным состоянием в плане регулирования психики. И заметил некоторые интересные особенности, которые привожу далее.
Например, с удивлением обнаружил стремление ехать по левой стороне дороги вне зависимости от качества её поверхности. В стране с правосторонним движением это объясняется, вернее всего, стремлением не всегда поступать в соответствии с общепринятыми правилами.
Обнаружилось и полное отсутствие навыка вовремя, в зависимости от рельефа дороги, притормаживать и ускоряться. Отсутствие навыка изменения усилий при изменяющихся внешних обстоятельствах.
При езде «под гору» я впадал в состояние почти паническое, . но если хотя бы «впустую» крутить педали, то становилось легче. Видимо, причиной является стремление ни в коем случае не упускать ситуацию из-под контроля. Вращение педалей "вхолостую" создает иллюзию действия, при котором данная ситуация управляема мной. Под вопросом также адекватность поведенческой реакции.
И напоследок: если я начинал думать о том, ЧТО и КАК мне лучше СДЕЛАТЬ, чтобы проехать на велосипеде по дороге, я обязательно терял равновесие. Или почти терял. Если же старался предощутить, где и как лучше ПРОЕХАТЬ, я мог ехать сколь угодно долго. По крайней мере, за 40 минут, прошедших после последней остановки, умудрился, не особо торопясь, проехать около 12 километров. Осознавая себя, то есть СУЩЕСТВУЯ в виде отдельной системы "Я" на отдельной системе "велосипед", находящейся под моим управлением, я терял всякую связь с системой "дорога", ибо "я" был непосредственно связан именно с "велосипедом". Осознавая себя, то есть СУЩЕСТВУЯ в виде части системы "Я на велосипеде", я находился в прямом контакте с "дорогой" и, соответственно, был способен адекватно реагировать на изменения состояния смежной системы «я на велосипеде-дорога».
Путём размышлений во время поездки мне, кажется, удалось установить основной принцип практически безболезненного существования: "существуя, как личность во время какого-либо процесса, следует быть его частью ".
Решив вернуться обратно, я с грустью обнаружил, что встречное солнце и хорошая скорость сыграли со мной шутку. Я проехал свой поворот из-за того, что дороги расходились под очень острым углом и обнаружил это лишь через 3-4 км. И только-только нашёл верный путь и, как говорится, "рванул" к дому, как почувствовал усталость, внезапно навалившуюся на меня вместе с велосипедом. Почувствовал я её сразу бедром и ребрами.
Ладно. Отсмеялся, дальше поехал. Вроде бы всё хорошо, даже дышу не через раз, а нормально, ходу наддаю понемногу. И опять "родная, родная, родная земля…" Младенчество вспомнилось, как на четвереньках бегал. Тут, правда, на руках пробежать пришлось, а велосипед я ногами придерживал в воздухе, чтобы он не поцарапался - жалко ведь, новый. В конце концов, прямая дорога закончилась, а поворачивать на руках я еще не научился, и мы с велосипедом упали в травы. На одно и то же место. Я был первым.
Вот ведь картина: лежит себе в траве взрослый мужчина в обнимку с велосипедом и смеётся, аки скаженный. А вокруг километров на семь ни души!
Отдохнули мы с ним, дальше поехали. Тут я уж поаккуратнее стал, не разгонялся, не отвлекался и ехали мы долго и счастливо, пока не приехали к дому. Долго от того, что я ещё раз шесть или пять навернулся, после чего отдыхал, а счастливо, потому что всё-таки добрался до дому.
Обрадовав детей своим появлением, я внезапно понял, насколько переоценил свои силы в плане…м-м-м… усидчивости: часа 2-3, наверное, садиться приходилось аккуратно и ходить тоже осторожно.
Накатавшись по самое «не хочу», я не сразу понял, насколько это увлекательное занятие. Но уже на следующий день я опять с восходом солнца выехал на прогулку и так продолжалось до самого отъезда в город. До конца лета было много увлекательных поездок на рыбалку, прогулок в одиночку и с детьми, но это уже тема для других рассказов. А свою настоящую первую (!!!) прогулку на велосипеде я, наверное, буду помнить всегда. И правнукам о ней рассказывать.
2006 г., Уральск
Комментарии
Ваш слог мне очень и очень по душе. Сразу чувствуется мужской стиль в прозе.
Особенно: И:
Это похоже на филосовские размышления в стиле аннотации к учебнику по логике
Браво Вам, велосипеду и этой прогулке!
кстати, "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" я прочел через 2 года, оказалось, настроения сходны
удачного вам "катательного" сезона!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: