Контрольный выстрел в бесплатное образование

Вопрос. Что сулит российской школе принятие нового закона, разделяющего бюджетные учреждения на казенные, бюджетные и автономные? Ведь он затронет в том числе и школу?
Евгений Барановский: Этот закон - финальная точка в истории про бесплатное среднее образование в России. В будущем нас ждет новая школа, такая, какой ее видит наше правительство: самоокупаемое учреждение, зарабатывающее деньги на своих учениках. Во главе новой школы будет стоять не директор, в нашем привычном понимании, а менеджер.
Вопрос. А как же Конституция, дающая право на всеобщее бесплатное среднее образование?
Евгений Барановский. Правительство нашло хитрую форму сделать среднее образования платным, и при этом де-юре непротиворечащим Конституции. Бесплатное образование останется, однако сократится его объем. Насколько? Из принятых нормативных актов пока об этом нельзя судить. Но, помня заявление нашего министра образования о том, что "математика мешает ученикам мыслить креативно", ожидать стоит худшего.
Вопрос. Речь идет о платных образовательных услугах, которые по новому закону разрешили оказывать автономным и бюджетным образовательным учреждениям?
Евгений Барановский. Да, именно. Теперь, если уложить все инициативы правительства в одну систему, то перед нами предстанет школа, в которой будут учиться наши дети в 2015 г., а может быть и раньше. Так, в обычную среднюю школу ребенок будет приходить, к примеру, на первые три урока (которые будет определять некий стандарт) бесплатно. Вторая тройка предметов уже будет оплачена государством частично, например, на 30%. Далее - обед, а после - часы профобразования. Эти часы будут проходить на предприятии, с которым директор сумел заключить договор, например в ближайшей аптеке. Профобразование призвано реализовать пожелание Фурсенко о том, чтобы дети выпускались из школ уже ориентированными на конкретную профессию. Платные уроки – перевод школы на хозрасчет. Таким образом, правительство в 2015 г., согласно планам министерства образования, получит желаемую самоокупаемую школу полного дня.
Вопрос. А какова роль в этом принятого закона?
Евгений Барановский. Во-первых, принятый накануне закон подводит юридическую базу под то, что государственная школа становится предприятием, способным зарабатывать достаточно денег для самоокупаемости, выполняя заказ на образовательные услуги. Во-вторых, способствует укрупнению образовательных учреждений, поскольку, кроме платных услуг, статус автономности определяет порядок получения субсидии, выплата которой целиком будет на совести местного чиновника. Именно он будет определять, есть ли у данной школы социальный заказ на образовательные услуги или нет. Там, где, по его мнению, заказа нет, со временем возникнет не школа, а что-то другое. Кроме того, с принятием закона в образовательной сфере возникнет конкурентная среда, отчего процесс укрупнения также пойдет быстрее. Этого с нетерпением ждут в кабинете министра образования. Однако конкурировать школы будут не за качество образования, а за прибыль.
Вопрос. Возможно переход на такую систему работы позволит школам увеличить зарплаты учителям?
Евгений Барановский. Нет, такого не произойдет. Форма оплаты ведь остается той же – подушевой, К тому же она была введена под проект "самоокупаемой школы" и меняться не будет. При этом общая масса денег, выделяемая на учителей, не изменилась, изменился только порядок распределения средств. Как правило, в школах увеличились зарплаты директоров и главных бухгалтеров. А учителя получают по восемь тыс. рублей и ведут по 30 часов в неделю, при норме 18.
Вопрос. А как же заявления Фурсенко о том, что образование все-таки не станет платным?
Евгений Барановский. Министр образования говорит о том, что этого не произойдет до конца 2011 года. А что нас ждет после, судите сами. Нужно помнить другое обещание министра: к 2015 г. перевести школы на самоокупаемость.
Вопрос. Так и что нас ждет в перспективе?
Евгений Барановский. Расслоение по имущественному признаку на всех образовательных уровнях. В школе будут ученики, которые смогут оплачивать платные предметы, и те, которые не смогут. Сами школы разделятся на школы для бедных и богатых, а нерентабельные учреждения и вовсе закроются. Меня, как жителя мегаполиса, такая перспектива не очень пугает, а вот тем, кто живет в закоулках российских регионов, об образовании придется забыть.
Вопрос. Это опять какой -то иностранный опыт, как с ЕГЭ, или на этот целиком наша инициатива?
Евгений Барановский. Насколько я знаю, ничего подобного в развитом мире нет. В Америке пытались одно время провести подобную реформу, но взбунтовались родители. Германия уже несколько лет идет по пути всеобщего бесплатного образования, в Финляндии образование одинаково доступно как в столице Хельсинки, так и в труднодоступной для него Лапландии.
Вопрос. В начале разговора Вы упомянули, что принятие этого закона – финальная точка. Уже ничего нельзя изменить?
Евгений Барановский. Да, знаете, это своего рода контрольный выстрел. Сначала была введена новая система оплаты труда для учителей, потом в сознание директоров пошло внедрение термина "образовательная услуга", об этом неоднократно заявлял Фурсенко, после Президент заявил о необходимости привлечения менеджеров, а премьер-министр предложил вынести физкультуру за рамки школьной программы. Под эту говорильню происходила реализация заявленных инициатив, при этом они проводились в режиме непонятной секретности. Сам закон на первое чтение в Госдуму был внесен под Новый год, то есть мы проснулись с ним уже первого января 2010 года. Насколько мне известно, по все стране прошли мастер-классы по "Инновационному менеджменту в управлении образованием", на которых директорам объяснили необходимость учиться зарабатывать деньги на учениках. Теперь положен последний кирпичик. Единственное, что остается, это работа на местах. Каждый конкретный родитель может использовать возможность влиять на образовательную деятельность своей школы, войдя в ее попечительский совет или родительский комитет. Новое законодательство дает им довольно широкие полномочия.
+205 |
![]() |
660 комментариев |
Комментарии
Им совсем наплевать на нас. Все законы принимают не во благо, а во вред народу. Короче, живут по принципу:" После нас хоть потоп"
Если мой ребенок захочет быть инженером, то пусть он будет хорошим инженером. А если, вдруг, ему захочется быть поваром или швеёй, его дело, главное что бы стал профессионалом в своем деле.
Хотя, по поводу выбора с Вами согласна. Каждый должен иметь право выбирать свою стезю.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Им совсем наплевать на нас. Все законы принимают не во благо, а во вред народу. Короче, живут по принципу:" После нас хоть потоп"
↑ Перейти к этому комментарию
Им совсем наплевать на нас. Все законы принимают не во благо, а во вред народу. Короче, живут по принципу:" После нас хоть потоп"
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
они там даже в магазинах пока своих не обслужат русским не продадут.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
И не только бабки получают свои 400. Моя подруга в розовых очках до сих пор. Недавно на эту тему спорили.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А с другой стороны, чего довольным то быть: в поликлиниках очереди, в аптеках лекарств нет. Продукты не укупишь.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
мы его с мужем вообще как лягушку-путешественницу рассматриваем, больше никак просто
мы его с мужем вообще как лягушку-путешественницу рассматриваем, больше никак просто
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я представляю, что начнется. И если даже откинуть вопрос про оплату образования, то раньше в классе мы все были одинаковыми. Дружили, играли, учились, общались вместе, то сейчас наши дети, поделятся на два лагеря - бедные и богатые!!!
Что же делать родителям, у которых ребенок умный и тянется к наукам, а родители не могут оплатить его уроки!!!
А как же элементарное образование? Дааааа.... жесть..... Ну и куда, я стесняюсь спросить, дальше рожать?
Я представляю, что начнется. И если даже откинуть вопрос про оплату образования, то раньше в классе мы все были одинаковыми. Дружили, играли, учились, общались вместе, то сейчас наши дети, поделятся на два лагеря - бедные и богатые!!!
Что же делать родителям, у которых ребенок умный и тянется к наукам, а родители не могут оплатить его уроки!!!
А как же элементарное образование? Дааааа.... жесть..... Ну и куда, я стесняюсь спросить, дальше рожать?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Поддерживаю вышесказанное. Нас никто не берёт в расчёт. У меня муж был прописан в одном месте, а жил фактически в другом. И по обоим адресам принесли приглашения на выборы. Ну и как? Сколько ещё таких? Сколько "мёртвых душ" ещё появится в списках?
Я принципиально не хожу на выборы. Хочу вернуть графу "против всех". Достойных вверху не наблюдаю.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
у нас ничего в стране не делается по закону!! это Россия.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я представляю, что начнется. И если даже откинуть вопрос про оплату образования, то раньше в классе мы все были одинаковыми. Дружили, играли, учились, общались вместе, то сейчас наши дети, поделятся на два лагеря - бедные и богатые!!!
Что же делать родителям, у которых ребенок умный и тянется к наукам, а родители не могут оплатить его уроки!!!
А как же элементарное образование? Дааааа.... жесть..... Ну и куда, я стесняюсь спросить, дальше рожать?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я знаю девочку ,она пригласила преподавателя по английскому языку того же кто и в школе преподавал. Брала учитель дороже всех в городе ,но по предмету 5-4. Мама решила послушать как они занимаются.Так учитель минут 20 повторяла алфавит. Когда они отказались от ее услуг по предмету опять стало 3.
Я знаю девочку ,она пригласила преподавателя по английскому языку того же кто и в школе преподавал. Брала учитель дороже всех в городе ,но по предмету 5-4. Мама решила послушать как они занимаются.Так учитель минут 20 повторяла алфавит. Когда они отказались от ее услуг по предмету опять стало 3.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я понимаю если бы платные уроки отображались на з\п учителях. А так получается:
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это страшно - у детей воровать - последнее дело.
↑ Перейти к этому комментарию
в музыкалке, где я сейчас работаю, у нас директор решила этот вопрос с хозяином буфета и теперь по субботам они тоже работают. потому как преподы тоже люди и многие работают полный день с 10 утра и до вечера. что ж им голодными сидеть что ли или наворачивать прямо в присутствии детей??
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я представляю, что начнется. И если даже откинуть вопрос про оплату образования, то раньше в классе мы все были одинаковыми. Дружили, играли, учились, общались вместе, то сейчас наши дети, поделятся на два лагеря - бедные и богатые!!!
Что же делать родителям, у которых ребенок умный и тянется к наукам, а родители не могут оплатить его уроки!!!
А как же элементарное образование? Дааааа.... жесть..... Ну и куда, я стесняюсь спросить, дальше рожать?
↑ Перейти к этому комментарию
Я с Алматы, тут конечно полегче, все ж самый крупный город, работу легче найти. А в провинции вообще жизни нет, все рвутся по столицам денег заработать, кушать то хочется всем. Почему наши правители совсем не думают о народе...загадка
ГосКомСтат провёл исследование заработной платы:
1. крайняя нищета (зарплата до 3400 руб.)...13,4%
2. нищета (3400 – 7400 руб.).......................27,8%
3. бедность (7400 – 17000 руб.)...................38,8%
ВСЕГО в бедности и нищете живёт 80% россиян
4. «богатые среди бедных» (17000 – 25000 руб.)...–10,9%
5. средний достаток (25000 – 50000 руб.)..............– 7,3%
6. состоятельные (50000 – 75000 руб.)..................– 1,1%
7. богатые (свыше 75000 руб.)..............................– 0,7%
Вопрос:как за образование своих детей будет платить 80% населения страны???
ГосКомСтат провёл исследование заработной платы:
1. крайняя нищета (зарплата до 3400 руб.)...13,4%
2. нищета (3400 – 7400 руб.).......................27,8%
3. бедность (7400 – 17000 руб.)...................38,8%
ВСЕГО в бедности и нищете живёт 80% россиян
4. «богатые среди бедных» (17000 – 25000 руб.)...–10,9%
5. средний достаток (25000 – 50000 руб.)..............– 7,3%
6. состоятельные (50000 – 75000 руб.)..................– 1,1%
7. богатые (свыше 75000 руб.)..............................– 0,7%
Вопрос:как за образование своих детей будет платить 80% населения страны???
↑ Перейти к этому комментарию
ГосКомСтат провёл исследование заработной платы:
1. крайняя нищета (зарплата до 3400 руб.)...13,4%
2. нищета (3400 – 7400 руб.).......................27,8%
3. бедность (7400 – 17000 руб.)...................38,8%
ВСЕГО в бедности и нищете живёт 80% россиян
4. «богатые среди бедных» (17000 – 25000 руб.)...–10,9%
5. средний достаток (25000 – 50000 руб.)..............– 7,3%
6. состоятельные (50000 – 75000 руб.)..................– 1,1%
7. богатые (свыше 75000 руб.)..............................– 0,7%
Вопрос:как за образование своих детей будет платить 80% населения страны???
↑ Перейти к этому комментарию
Богатые уедут за границу. И так всю страну разворовали... А мы тут будем снова переживать за будущее своих детей.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Большинство людей работают на госпредприятиях (фабриках, заводах) где з/п очень маленькие. Да и те, кто работает на частных фирмах, тоже не все получают хорошо, в основном только у директоров хорошие з/п, а все остальные получают копейки, не такие как рабочие на заводах, но тоже не шикуют...
↑ Перейти к этому комментарию
Вот так-закон придумали, а как его исполнить- а Бог его знает.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Всё в карман-а остальные пошли вон!
какой раз делаю вывод, что уезжать нужно из этой страны и чем дальше, тем лучше... а то наше государство только и делает, что ищет лазейки ,как бы еще людям жизнь испогань...
в других странах для народа все делается (сужу по скандинавским) , а у нас ...эх...
Даже страшно представить, надо будет на 24 часа в сутки работать чтоб заработать, на образование, хорошую одежу и питание своему ребенку
Сейчас проводят у нас платные олимпиады.Вот Алиса в двух участвовала окружающий мир и английский язык,я заплатила 800 рублей.За что?????Хотели сначала отказаться,учительница уговорила,пригодится ей в дальнейшем и т.д. По окр.миру уже объявили результаты,дочка стала лауреатом и перешла во-второй тур.Уже готовимся к следующей олимпиаде,значит придется готовить еще 400 рублей.Я уже закипаю....
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Сейчас проводят у нас платные олимпиады.Вот Алиса в двух участвовала окружающий мир и английский язык,я заплатила 800 рублей.За что?????Хотели сначала отказаться,учительница уговорила,пригодится ей в дальнейшем и т.д. По окр.миру уже объявили результаты,дочка стала лауреатом и перешла во-второй тур.Уже готовимся к следующей олимпиаде,значит придется готовить еще 400 рублей.Я уже закипаю....
↑ Перейти к этому комментарию
Сейчас проводят у нас платные олимпиады.Вот Алиса в двух участвовала окружающий мир и английский язык,я заплатила 800 рублей.За что?????Хотели сначала отказаться,учительница уговорила,пригодится ей в дальнейшем и т.д. По окр.миру уже объявили результаты,дочка стала лауреатом и перешла во-второй тур.Уже готовимся к следующей олимпиаде,значит придется готовить еще 400 рублей.Я уже закипаю....
↑ Перейти к этому комментарию
....
....
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
....
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Хотя с промышленности надо брать налог за загрязнение окружающей среды.
Хотя с промышленности надо брать налог за загрязнение окружающей среды.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: