Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Дисграфия и дислексия -- великая ложь нашего времени.

Ясюкова Л. А.
Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников

В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы «Program for International Student Assessment» (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся 32 стран (4). Наиболее грамотными были признаны учащиеся Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1-10 места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е, итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, школьники России оказались на 27-м месте. Замыкали список учащиеся Мексики и Бразилии. Если еще учесть, что исследование проводилось среди 15-летних подростков, т. е. в 9-10-х классах, до которых у нас не добираются полностью неграмотные учащиеся, то каков на самом деле уровень грамотности среди молодежи (и не только среди молодежи) в нашей стране? К сожалению, уже никого не удивляет многообразие ошибок даже в печатных текстах (книги, газеты, журналы), которые остаются, несмотря на встроенную в компьютерные программы проверку правописания. За последние десятилетия все к этому привыкли, успокоив себя ссылками на сложность русского языка.

Сложность заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания. Учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате, подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.) Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи.

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, т. е. обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности. Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. И начинают развивать этот слух со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова, а логопеды помогают им преодолевать дефекты звукопроизношения. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, «если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т. е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т. е. проводить фонематический анализ» (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Однако любой педагог, логопед, психолог может прийти в школу, где обучаются глухонемые дети. (Я в такой школе работала 4 года.) У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее, большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Если логопеды доказали, что у современных детей не развит фонематический слух, то зачем при их обучении использовать программы, основанные на фонематическом анализе? Школа должна решать вполне конкретную задачу: обучать тех детей, которые приходят учиться. Даже если программы прекрасны сами по себе, но не обеспечивают качества обучения современных детей, зачем их использовать? Не лучше ли вернуться к программам 60-70-х годов прошлого века или использовать новые разработки, основанные на зрительном методе, например, кубики Н. А. Зайцева? Своих детей я учила чтению и письму зрительным методом, и по русскому языку за все время обучения, кроме пятерок, других оценок у них не было. За годы консультирования я помогла многим учащимся при помощи заинтересованных родителей, вопреки школьным программам, добиться грамотного письма, используя именно зрительные методы обучения. Современным педагогам не нравится, когда в классе оказываются дети, научившиеся читать с помощью буквенных касс или кубиков Н. А. Зайцева. Основная претензия состоит в том, что дети не знакомы с фонематическим анализом.

Обычно у меня происходит следующий диалог с учителем: «Дети читают бегло?» — «Да, но не умеют делать фонематический анализ». — «Дети пишут грамотно?» — «Да, но не умеют делать фонематический анализ». — «Если они бегло читают и пишут грамотно, зачем им фонематический анализ?» На последний вопрос учителя отвечают ссылками на программу, которая этого требует. Если в первом классе бегло читающие дети усердствуют в освоении фонематического анализа, слуховой образ слова начинает вытеснять зрительный его образ, и письмо становится менее грамотным. Я не против того, чтобы учащиеся знали, что такое фонема и могли сделать фонетический разбор слова. По старым программам их этому обучали в 5-6 классах, и они овладевали основами теоретической лингвистики, сохраняя при этом грамотное письмо.

Какие же рекомендации дают психологи родителям, которые готовят своих детей к школе и хотят научить их читать? Естественно, рекомендуют развивать фонематический слух. Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман, авторы многих известных пособий, подчеркивают, что «начинать обучение грамоте с букв опасно» (2 с. 6), «знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения» (2 с. 7). Ими разработано и предложено много игр и упражнений на определение первого и последнего звука в слове, различение твердого и мягкого звуков, выделение ударного гласного звука, проведение полного звукового анализа слова, которые широко используются в дошкольном и начальном школьном обучении. В предлагаемых ими играх-упражнениях на «МА» начинаются не только слова машина, матрешка, но и мочалка, морковка, а на «СА» начинается слово собака (2 с. 54). Первый звук в слове эскимо — «И», а в слове вторник — «Ф». В словах НОС и НЕС различаются именно первые звуки(твердый и мягкий Н), а вторые гласные звуки одинаковы (О) (2 с. 36). Ударный гласный звук «О» следует выделять не только в словах корова, конь, овцы, но и в словах теленок, козленок. В словах конфета и орехи — ударный звук «Э», в слове изюм — «У», а в слове инжир — «Ы» (2 с. 21). Ребенок должен научиться правильно слышать звуки в словах: (ЙЭ)ЛЬ, (ЙО)ЛКА, (ЙУ)БКА, (ЙА)КОРЬ, т. к. не существует звуков Е, Ю, Я. Ребенка рекомендуется знакомить с буквами только после того, как он научится легко выделять звуки в любых предлагаемых ему словах. Как Вы думаете, как будут писать дети после подобных упражнений? Естественно, они будут писать так, как слышат. Когда дети, не видя букв, долго (1-2 года) работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, «первичным», а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов — вторичны. Могу привести реальный тому пример из школьной жизни. Когда учительница в 1-ом классе рассказала ребятам про букву «а», написала ее на доске и спросила, какое слово на букву «а» они знают, то услышала от детей — «агурец». Даже выучивая в школе правила, они продолжают писать неграмотно, т. к. им просто не приходит в голову проверять написание привычно звучащих слов.

Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман отмечают, что «в первых детских письменах обязательно будут расхождения с орфографическими нормами. Раннее письмо детей, хорошо чувствующих звуковой состав слова, более всего напоминает транскрипции. Постарайтесь пока не обращать внимания на орфографические ошибки, более того — радуйтесь, если ребенок точно воспроизводит звучание слова и пишет, например, „што“ и „песьня“. Это свидетельствует не о безграмотности, а об отличном фонематическом слухе» (2 с. 51). «Для вашего ребенка еще не пришла пора заняться орфографией. Пока что он имеет право писать так, как слышит (вы сами научили его хорошо слушать звучание слова). И если он написал НОШ (вместо НОЖ) и САБАКА (вместо СОБАКА), не спешите обрушивать на него всю орфографическую премудрость: большинства объяснений он еще не поймет, но начнет чувствовать себя крайне неуверенно при записи слов» (2 с. 65). Если родители следуют этим рекомендациям, и ребенок продолжает писать так, как слышит, то у него формируется и зрительно-двигательный неграмотный образ слова. Чем чаще он так пишет и видит эту неграмотную запись, тем привычнее она воспринимается, закрепляется и в дальнейшем воспроизводится автоматически. Выученные впоследствии правила никак не влияют на привычную неграмотную форму записи.

Слуховая доминанта приводит к вполне предсказуемым ошибкам. Естественно, дети пропускают буквы, когда им встречается стечение согласных, т. е. пишут так, как произносят, например, «лесница» (вместо «лестница») и пр. Предлоги у них обычно сливаются со словами, поскольку именно так они говорят, например, «во кно» (вместо «в окно»), «фки но» (вместо «в кино»). Поскольку нет звуков Я, Ё, Е, Ю, то дети пишут «йожик», «йащик», «зельоный», «йула» и пр. Глухие и звонкие согласные они тоже пишут в соответствии с тем, как в каждом конкретном случае слышится, а именно: «флак» и «флаги», «дуп» и «на дубе». И чем чаще они так пишут, тем прочнее закрепляются и автоматизируются неграмотные варианты написания. Любой учитель русского языка может привести еще много интересных примеров из школьных тетрадей. Трудно согласиться с Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман, что «ведя ребенка от звуков к их буквенным обозначениям, взрослый выбирает для малыша наиболее легкий, естественный путь введения в письменность» (2 с. 42).

Сегодня все эти особенности неграмотного письма принято квалифицировать как логопедические ошибки, а ребенка, который их допускает, отправлять к логопеду на коррекционные занятия. На самом деле, суть проблемы состоит в том, что мы сначала обучаем детей писать так, как они слышат, а потом пытаемся бороться с тем, чему научили. До конца 80-х годов прошлого века мало кто слышал о логопедах. Изредка они появлялись в детских садах, проверяли особенности произношения и учили детей правильно выговаривать слова. В школах они не работали, дети и без них успешно осваивали грамоту. Ситуация изменилась после того, как начальная школа перешла на новую программу по русскому языку. Сегодня, несмотря на различие авторов и кажущееся обилие учебников, основу любой программы составляет метод фонематического анализа речи. Фактически — программа одна и дефекты обучения везде одинаковы. И в каждой школе теперь есть логопед, и работы у него исключительно много.

Можно сказать, что работа современного логопеда заключается в том, чтобы исправлять неграмотность, которая формируется у учащихся под влиянием рекомендуемого педагогами и психологами дошкольного обучения и программ начальной школы. Естественно, логопеды к этому не готовы, но они работают много и делают, что могут, но радикально выправить ситуацию они не в состоянии. Если они усердно занимаются формированием фонематического слуха, то неграмотность ребенка только закрепляется.

Что же обычно предлагают психологи в помощь учителям и неграмотным учащимся? Можно взять для примера пользующееся популярностью у психологов и педагогов трижды переизданное пособие Н. П. Локаловой (3). Неграмотность учащихся, ошибки, связанные с заменой, пропуском, недописанием букв, слогов, она объясняет, естественно, недоразвитием фонетико-фонематического и звуко-буквенного анализа (3 с. 14). Для развития фонетико-фонематического и звуко-буквенного анализа она предлагает стандартные упражнения на опознание отдельных звуков в словах, на звуковой анализ слов с использованием фишек трех цветов (красные — для обозначения гласных звуков, синие — для твердых согласных звуков, зеленые — для мягких согласных звуков), задания на различение слов, близких по звуковому составу (крыша — крыса, булка — белка, день — тень); игры на словообразование с заменой и перестановкой звуков в исходных словах (3 с 61-62). Все эти упражнения, естественно, укрепляют слуховую доминанту, и если родители параллельно не нанимают для ребенка репетитора по русскому языку, положительных сдвигов не будет.

Н. П. Локаловой предлагаются упражнения для ликвидации и конкретных ошибок, что подкупает учителей. Например, дети не пишут в словах мягкий знак (пишут «василки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь» и пр.). Н. П. Локалова объясняет это как недостатками в развитии фонетико-фонематического анализа, так и неразвитостью умения дифференцировать мышечные усилия (3 с 15). Для развития фонетико-фонематического анализа она предлагает выше приведенные упражнения, а для развития дифференцировки мышечного усилия — следующее: «На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I-II-III-I-II-III-... Выполняя задания, ученик должен соблюдать следующие правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку); 3) не писать на полях; 4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения — 10-15 минут» (3 с. 50). Кроме этого упражнения она предлагает:

Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
Рисование кругов, овала и других фигур.
Выполнение гимнастических упражнений.
Использование подвижных игр.
Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
Выполнение гимнастики пальцев рук.
Нанизывание бусинок на длинную нитку.
Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.(3 с. 68)



Работы для ребенка придумано много, потратит он на нее уйму времени, только грамотней он от этого не станет. Почему же дети не пишут мягкий знак? Во многом благодаря именно звуковому анализу слов и играм, которые рекомендованы Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман, например, таким, когда детям предлагается поселить кого-то (зверей, птиц, детей и т. п.) в домике. Эти игры пользуются популярностью и в детских садах, и в начальной школе и основаны на подсчете звуков в слове. Для обозначения звуков ребенку предлагается использовать фишки: красную — для гласных звуков, синюю — для твердых согласных звуков, а зеленую — для мягких.

Например, рисуется домик, в основании которого четыре клетки. Ребенка спрашивают: «Кто в этом домике живет: курица, петух, гусь или утка?» Правильный ответ «утка», т. к. это слово состоит из четырех звуков: гласный, твердый согласный, твердый согласный и гласный звуки. Выкладываются красная, синяя, синяя и красная фишки. Курица и петух не могут жить в этом домике, т. к. в этих словах звуков больше, чем четыре. Но и гусь в этом домике не живет, т. к. это слово состоит всего из трех звуков: твердый согласный, гласный и мягкий согласный звуки (2 с. 23). Слово «гусь» выкладывается из трех фишек: синей, красной и зеленой. Именно после таких упражнений дети мягкий знак не пишут никогда. Если же учительница пытается выяснить у ученика (как я наблюдала недавно в одной из школ Санкт-Петербурга), какая буква стоит на конце слова, изображенного им как «ден» (вместо «день»), он заявляет — зеленая.

Традиционным стало выделение невнимательности в качестве основной из причин неграмотного письма. С позиций здравого смысла это представляется очевидным. Соответственно, предлагается масса упражнений на тренировку внимания. Однако моя более чем 20-летняя практика работы в школах показывает, что подобные умозаключения не вполне корректны. Сама по себе тренировка внимания, безусловно, полезна, но этого недостаточно для того, чтобы дети писали грамотно. Мои исследования (что отражено в публикациях) показывают, что и при высоком уровне произвольного внимания многие учащиеся и начальных, и старших классов пишут неграмотно. И, напротив, детей, страдающих легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ММД), или, как принято по современной терминологии, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), можно научить писать грамотно и не допускать ошибок по невнимательности. Даже в тех случаях, когда не удается вылечить само заболевание, можно (именно этим я и занимаюсь) заменить оперативный контроль логическим программированием, и дети пишут грамотно, не допуская ошибок, несмотря на диагноз СДВГ.

Для объяснения безграмотного письма современные педагоги и психологи выдвигают и новую причину — «неразвитость орфографической зоркости» (1 с. 10). Они полагают, что дети просто не видят ошибок, и надо развивать зрительный анализ. Для этого А. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина предлагают детям дорисовать картинки, используя имеющиеся детали и оси симметрии; построить из кубиков фигуры по нарисованному образцу; решить известные задачки на креативность, перекладывая спички; группировать геометрические фигуры; выполнить четыре задания из 7-го субтеста и два задания из 8-го субтеста теста Амтхауэра (1 с. 188-206). Во-первых, этих заданий явно недостаточно для развития чего бы то ни было, и, во-вторых, они никак не повлияют на неграмотное письмо. Я не раз консультировала в школах с углубленным преподаванием математики. Многие учащиеся математических классов, несмотря на высоко развитое зрительное мышление (легко выполняли задания 7 и 8 субтестов теста Амтхауэра, матриц Равенна и пр.), пишут неграмотно. Ликвидацией неграмотности приходилось заниматься с использованием метода В. В. Репкина, таблиц Н. А. Зайцева и специально разработанных упражнений, содержащих примеры-ловушки для уточнения зоны применения правил. Естественно, школьники с более высоким общим интеллектом и развитым зрительным мышлением, по сравнению с менее интеллектуально развитыми одногодками, быстрее осваивались с таблицами Н. А. Зайцева, повторяли и систематизировали правила русского языка, перестраивались при письме на логико-визуальный контроль. Однако само по себе наличие высоко развитого зрительного мышления оказывалось недостаточным для формирования «орфографической зоркости» учащихся. Требовалась специальная работа по преобразованию слуховой доминанты в зрительно-логическую доминанту и преодолению инерции, автоматизмов неграмотного письма.

Надо, наконец, признать, что у нас не все в порядке с самим методом обучения. И это первая и основная причина неграмотности современных школьников. Но существует и вторая причина неграмотного письма — это неполноценный навык чтения. Если ориентироваться на педагогическую оценку техники чтения школьников, то особой проблемы не отмечается. Да, многие дети читают медленнее, чем следовало бы. И тут психологами предлагается множество упражнений для ускорения этого процесса: тренировка артикуляции, расширение поля восприятия, чтение на скорость разнообразных буквосочетаний и др. Предлагается и «принудительное» чтение с движущейся с определенной скоростью по строчке рамкой, которая закрывает прочитанные слова, чтобы ребенок не смог к ним вернуться. Озвучил, и иди дальше. Можно спросить, при чем тут скорость? Дело в том, что по современным требованиям к качеству навыка чтения — это первый и главный критерий, далее оценивается — выразительность и безошибочность, пониманию текста при педагогической проверке отводится 4-е место. Считается, если ребенок быстро вслух прочитывает текст, то все в порядке.

Методисты, разработавшие критерии оценки навыка чтения, возможно, не подозревали, что озвучивание и осмысливание — две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Мы специально проводили эксперименты, предлагая взрослым людям громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения с воспроизведением основного смысла. Когда они аналогичные тексты читали молча, глазами, то никаких затруднений в выделении основных смысловых моментов не возникало.

Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Мы проводили специальные эксперименты, предлагая учащимся в конце 1-го класса и во 2-м классе, успешно сдавшим технику чтения, прочесть вслух два предложения из рассказа «Рябчонок» Е. Чарушина, входящего в серию рассказов про щенка Томку. В тексте шла речь о рябенькой курочке с хохолком на голове, а на иллюстрации к рассказу был нарисован щенок. Все учащиеся легко громко прочитывали эти два предложения, а на вопрос: «Про кого говорится в тексте?», — уверенно отвечали — «про собачку». Более того, мы просили детей пересказать прочитанный ими текст, и задавали тот же вопрос. Дети легко повторяли близко к тексту, почти наизусть эти два предложения и отвечали, что там говорится про собачку.

Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман уверяют нас, что «чтение есть ни что иное, как „озвучивание“ графических значков» (2 с. 37). «После того как ребенок научился сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он научился читать» (2 с. 56). К сожалению, данные авторы, также многие педагоги и психологи, которые с ними согласны, заблуждаются. В этом случае ребенок обучается озвучивать, но не читать. Чтение — это перевод графических символов в смыслы. Беглое чтение — это не быстрое озвучивание, это — быстрое понимание. Качество навыка чтения надо оценивать в соответствии с тем, что является смысловой единицей восприятия текста. Мною разработан тест, давно опубликованный и достаточно широко применяемый сегодня психологами, который позволяет определить смысловую единицу восприятия текста.

О полноценном беглом чтении мы можем говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. В этом случае, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты. Таких детей можно обучить грамотному письму, но в начальной школе их не более 2-4 человек на класс. В качестве смысловой единицы восприятия текста может выступать словосочетание. В этом случае смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков, и навык чтения уже неполноценен.

Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом, частично и искаженно. Мысленные метания героев и философские рассуждения оказываются совсем непонятными. Более 60% учащихся оканчивают школу, имея неполноценный навык чтения. Серьезную литературу они не читают. Диктанты некоторые из них еще написать могут, но сочинения они не могут писать совсем. Для их сочинений характерно лингвистически неграмотное построение фраз, ошибки согласования слов в предложении и, естественно, стандартные орфографические ошибки.

Однако для большинства учащихся начальных классов характерен еще более убогий навык чтения, когда смысловой единицей восприятия текста является отдельное слово (или его части). Фиксируя отдельные комплексы букв, такой ученик может «увидеть» и произнести совсем не то слово, которое написано, и не заметить этого. Только когда он читает очень медленно и молча, то может точно воспринять смысл слова. Однако при этом ему трудно схватывать смысл предложения, т. к. подробно разбирая слова, он затрудняется в удержании их в памяти. Дойдя до конца предложения, он не помнит, с чего оно начиналось, и в целом не понимает того, что читает. С такими детьми много работают психологи и логопеды, тренируя у ребенка скорость и безошибочность озвучивания. Прогресс в озвучивании достигается, но при этом ребенок полностью оставляет попытки понимать что-либо при чтении. Успешно пройдя педагогическую проверку техники чтения, такие дети не читают не только книг, но и тексты в учебниках, поскольку не понимают. Письмо бывает настолько неграмотно, что ребенок получает диагноз «дисграфия». Такие дети допускают множество самых невероятных ошибок даже при списывании текстов, а диктанты, изложения и сочинения совсем писать не могут. В 4-5 классах таких детей более 30%. Если родители проявляют озабоченность, то ребенка удается научить чтению и относительно грамотному письму. Но в большинстве случаев такие учащиеся либо переводятся в классы компенсирующего обучения (в которых от учеников уже ничего не ожидается), либо через пару лет совсем выбывают из школы.

Ясюкова Людмила Аполоновна,
руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант.

Литература:
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.
3. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
4. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., 2005.

Опубликовано в «Национальном психологическом журнале» №1(2),2007 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Дисграфия и дислексия -- великая ложь нашего времени.
Ясюкова Л. А.
Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников
В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы «Program for International Student Assessment» (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся 32 стран (4). Читать полностью
 

Комментарии

navserukiotskuki
4 ноября 2014 года
+11
Коровка Божья пишет:
ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы,
Ни одного хорошего слова (выражаясь культурно) в адрес министерства образования не сказал ни один мой знакомый учитель. А у меня их много.
Мой сын скачал из интернета старые учебники, по которым училась я. И обучает математике и русскому языку своего сына по ним.
Моя сестра скачала старые учебники из интернета (ее дочь в 10 классе) и учит дочь по ним.
Моя знакомая репетитор математики рассказала, что ее подруги-математички (и она сама) объясняют детям материал по старым учебникам, чтобы они поняли о чем речь. А потом решают задачи из новых учебников уже поняв математические ходы.
Ну и не надо забывать о том, что сейчас родители мало разговаривают с детьми, отсюда неразвитость речи ребенка.
И дети мало разговаривают друг с другом. Слишком большое внимание уделяется компьютеру, с которым не поговоришь.
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
0
И мало читают книг, добавлю. А Ясюкова как раз с этим связывает безграмотность. Дети просто не имеют визуального образа слова.
navserukiotskuki
4 ноября 2014 года
0
да, визуально мы многое запоминаем. Я если мне надо слово грамотно написать, не правила вспоминаю, а включаю зрительный образ слова.
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
+2
Сужу по себе -- меня научили читать в пять лет и я все время в детстве читала. И в школе до 8 класса я не знала ни одной орфограммы и правила. У меня 100% грамотность. Пришлось в конце 8го выучить правила за весь курс русского языка, потому что тогда мы в 8 классе сдавали экзамен. И ни по каким правилам я не пишу, просто я знаю, как надо писать, и все.
navserukiotskuki
4 ноября 2014 года
0
Да. Я тоже рано начала читать и писать печатными буквами. Проблем с орфографией нет
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Коровка Божья
Сужу по себе -- меня научили читать в пять лет и я все время в детстве читала. И в школе до 8 класса я не знала ни одной орфограммы и правила. У меня 100% грамотность. Пришлось в конце 8го выучить правила за весь курс русского языка, потому что тогда мы в 8 классе сдавали экзамен. И ни по каким правилам я не пишу, просто я знаю, как надо писать, и все.

↑   Перейти к этому комментарию
у меня мама так же .... вот казалось бы откуда ???
а у меня - как только начинаю задумываться как именно писать надо - все наделаю кучу ошибок
Gipsycat
4 ноября 2014 года
0
А Вы смотрели фильм "Звездочки на земле"?....
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
0
Нет, а про что?
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
0
это индийский фильм про мальчика, который никак не мог войти в ритм привычного школьника, был в отстающих, его отправили в интернат, и там он встретил учителя, который изменил его жизнь.и когда спустя время родители приехали навестить , то их сын был в числе лучших учеников, которым гордились и хвали ( в противовес того, что раньше только ругали)
Gipsycat
4 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Коровка Божья
Там как раз на тему дислексии... Ой, ОБАЛДЕННЫЙ фильм! Посмотрите....!!! Действительно, ХОРОШИЙ!... (не просто "с Большой буквы", а именно БОЛЬШИМИ БУКВАМИ - ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ фильм!)
Он индийский, но СОВРЕМЕННЫЙ, уже без "джими-джими-ача-ача". Сейчас индийские фильмы стали другими...
Я его прям вот всем рекомендую посмотреть хотя бы раз.....
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Gipsycat
А Вы смотрели фильм "Звездочки на земле"?....

↑   Перейти к этому комментарию
смотрели, и .... как это с темой связано ? что к каждому подход нужен ?
Gipsycat
4 ноября 2014 года
0
С темой напрямую связано... А подход - нужен к КАЖДОМУ человеку, независимо от того, есть ли у него какие то особенности или нет...
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
0
я думаю, что фильм как таковой отличный, но тема то поднята иная- не проблемы ребенка конкретного , а замена метоики обучения, которая приводит к данным проблемам изначально .
Gipsycat
4 ноября 2014 года
0
Да я, в общем то, просто про ФИЛЬМ сказала.... С темой то связан, тем не менее, напрямую...
А методика, это да....
АнатолинаМамаЧучи
4 ноября 2014 года
0
Мда... Следствие сделали причиной. И не только в образовании. Печально все это.
профиль удалён удалённого пользователя
4 ноября 2014 года
0
Спасибо за статью! Давно думала об этом, но здесь всё так чётко и ясно!
Nataliya Dushak
4 ноября 2014 года
+1
Моя сестра, которая живет в США учила свою дочь пр нашим учебникам - лучшие показатели среди выпускников школы, моя мама вычитав программу младшей школы торжественно объявила, что программа эта создана для того, что бы родители потом репетиторов нанимали
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
+1
Про США и Канаду вообще молчу, там простые дроби проходят в 8 классе.
Искрена Сергеевна
4 ноября 2014 года
+1
Согласна со статьей, долго пыталась объяснить ребенку по новой программе как читать, в итоге вернулись к старым букварям и программам
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
+5
А мы вообще отказались от школы, учимся на семейном образовании и я учу дочь ТОЛЬКО по старым советским учебникам, я специально несколько лет их скупала через букинистические сайты. Уровень просто высочайший, методическое единство, системный подход, закрепление знаний -- великие люди писали. К счастью, их теперь можно скачивать. Современные бредовые учебники рядом не стояли.
И даже старшие дети учили литературу и историю по советским учебникам 9-10 класса, и только там находили понятные объяснения и системный подход. А уж старая физика Перышкина и Кикоиных, и еще более старые учебники Киселева -- Арифметика, алгебра и геометрия -- это вообще высший пилотаж. Кстати, Киселев переиздан издательством URSS. Можно купить через их сайт.
Девушка_Самурая
4 ноября 2014 года
+2
мы тоже второй год на домашнем обучении, ни разу не пожалели.
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
В школе познакомились с двумя девочками, которые всю школу учились на семейном! Хорошие умные девочки, очень довольны таким обучением.
Девушка_Самурая
5 ноября 2014 года
+1
, у нас образованием дочек, папа занимется, дополнительно ввел фотошоп, автокад, архикад, веб-сайт с нуля и дримвивер. Старшая всё лето работала помощником дизайнера (квартиры, дома, коттеджи) у тёти, денег заработала , так что уже знает кем будет ...я тут мужем и детьми похвасталась немного
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
0
Завидую белой завистью насчет такого папы!
Девушка_Самурая
14 ноября 2014 года
0
не завидуйте, делайте из своего такого. Мой не всегда таким был, буквально года 4 как мудрость появилась
Kosarchuk
4 ноября 2014 года
0
Я счастливый обладатель старых методичек и нескольких учебников (училась в педагогическом и покупала на будущее, чему сейчас очень рада).
Дочка с удовольствием читает еще мой школьный Букварь. Хотя она стала писать раньше, чем читать (сама себе диктовала и писала и, что меня удивило, писала правильно многие слова). Но я с дочкой ооооооочень много разговаривала (вся прогулка у нас из рассказов об окружающем мире и однажды я аж рассмеялась, когда взрослый мужик чуть шею не свернул, оглядываясь на четырехлетнего ребенка разглагольствующего о гравитации ).
Плюс мы с ней в очередях или просто на прогулке играли "в слова" - я называю слово, а она на последнюю букву моего слова называет новое (сначала я подчеркивала нужную ей букву, а потом она сама приловчилась слышать).
В школу отправлять реально страшно - страшно, чтоб не отбили желание учиться из-за этих странных учебников, непонятных программ и поставленной с ног на голову системы...
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
+1
ох, мы ходим в развивалку ...третий год уже ....читает ..но у нас другая проблема( сказали перерастет и связано это с тем, что она левша) пишет зеркально ) одна психолог нам вовсе сказала- это от того, что начали рано ее развивать а что мне было делать ? тормозить ее ? ))))
Kosarchuk
4 ноября 2014 года
0
Нда, я даже и не знала, что великие психологи советуют тормозить развитие, а не развивать
Может, поискать другого специалиста?
У меня дочка правша, но тоже первое время писала зеркально - я рассказывала сразу, что буковке обидно и она со смехом исправляла. Сейчас иногда ошибается, но в основном уже правильно пишет
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
+2
да там не букавке обидно ) а мама в стопоре )написано верно , но не в ту с торону) слова в основном пишет задом-наперед)))
Kosarchuk
4 ноября 2014 года
0
А, моя по мелочи - просто каждую букву отзеркалить могла запросто
Сейчас уже вроде исправилась.
Вам вообще можно в шифровальщиков играть Все будет хорошо! Просто хорошего педагога найдете и все со временем исправится
Истинный шушпанчик
5 ноября 2014 года
0
нам 2 педагога, не считая садовских, велели пока просто напоминать )в 5 лет ,мол, рано диагнозы ставить, да и по статистике лворуким так легче писать...... а шифровать она зааапросто.как напишет что - сама не разберет я лишь мелкой дрожью трясусь от мысли о школе ))))
Kosarchuk
5 ноября 2014 года
0
Ну и отлично! А то успеют еще заучить в доску. Как посмотришь на бедных детей - каждый год программу усложняют. Недавно узнала, что раньше изучали на первом курсе мед.института по биологии то, что сейчас в 10-11 классе дают
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Истинный шушпанчик
нам 2 педагога, не считая садовских, велели пока просто напоминать )в 5 лет ,мол, рано диагнозы ставить, да и по статистике лворуким так легче писать...... а шифровать она зааапросто.как напишет что - сама не разберет я лишь мелкой дрожью трясусь от мысли о школе ))))

↑   Перейти к этому комментарию
Кстати, кажется, Микеланджело был левша и писал как раз зеркально, справа налево, что читалось в зеркале. Может, она арабистом будет
Истинный шушпанчик
5 ноября 2014 года
0
даааа) эт мы уже знаем, его дневники написаны зеркально )) но ...не все кто так пишут гении))) а вот по поводу "кем быть"-вопрос решен пока ) прЫнцессой) ну или певицей, на крайний случай
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Истинный шушпанчик
да там не букавке обидно ) а мама в стопоре )написано верно , но не в ту с торону) слова в основном пишет задом-наперед)))

↑   Перейти к этому комментарию
В пять лет очень многие так пишут, это пройдет, пусть побольше читает книжек с крупным шрифтом.
Истинный шушпанчик
6 ноября 2014 года
0
читает она с ревом )))) при чем самое смешное - минут 20 рыданий, о нелегкой доле, суровой маме, попытки шантажа ( расскажет дедушке )потом вытирание соплей и признание мне в любви, потом "торговля, прочитать поменьше....а дальше....читает за 5 минут все ....у меня всегда вопрос, неужто никак без "прелюдии" не прочесть ))))
Коровка Божья (автор поста)
6 ноября 2014 года
0
У меня так старшая читала со скрипом где-то до 7 лет, а потом посмотрела фильмы про Шерлока Холмса, и ей ужасно понравилось. А я подарила ей полное собрание книг про ШХ и сказала, что вслух читать их не буду, хочешь -- читай сама. Она их прочла одним махом и больше проблем с чтением не было.
Gipsycat
4 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Истинный шушпанчик
ох, мы ходим в развивалку ...третий год уже ....читает ..но у нас другая проблема( сказали перерастет и связано это с тем, что она левша) пишет зеркально ) одна психолог нам вовсе сказала- это от того, что начали рано ее развивать а что мне было делать ? тормозить ее ? ))))

↑   Перейти к этому комментарию
Зеркально пишет как? Пишет слева направо, как обычно, но буквы ставит зеркально? Или пишет справа налево "чисто зеркально", что когда зеркало подставляешь - видно?
Я могу писать обеими руками и слева направо, как обычно, и "чисто зеркально". И обеими руками одновременно, но в разные стороны - одной обычно, другой зеркально.
Истинный шушпанчик
4 ноября 2014 года
0
зеркалит не буквы, а слова( слева на право) . буквы практически нет, иногда цифры
Gipsycat
5 ноября 2014 года
0
Истинный шушпанчик пишет:
слова( слева на право)
справа налево?... или я не поняла, как...?
Истинный шушпанчик
5 ноября 2014 года
0
дадада, справа-налево)ошиблась
Gipsycat
5 ноября 2014 года
0
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Истинный шушпанчик
ох, мы ходим в развивалку ...третий год уже ....читает ..но у нас другая проблема( сказали перерастет и связано это с тем, что она левша) пишет зеркально ) одна психолог нам вовсе сказала- это от того, что начали рано ее развивать а что мне было делать ? тормозить ее ? ))))

↑   Перейти к этому комментарию
Левша -- это врожденное. Я не левша, и мои дети тоже нет, но все мы в раннем детстве писали зеркально. Очень смешно читать.
Истинный шушпанчик
6 ноября 2014 года
0
это наследственное)))) дочь,левша,я левша,отец мой-левша,дед))))
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
+4
А у меня есть коллекция старых букварей с 1949 года!
кубанка
4 ноября 2014 года
0
Киралева
4 ноября 2014 года
0
Да,программа оставляет желать лучшего.
Коровка Божья (автор поста)
4 ноября 2014 года
0
Есть выступление Павла Воли, где он просто глумится над некоторыми учебниками, зачитывает конкретные задачи -- это ужас.
мамаРо
4 ноября 2014 года
0
А меня очень раздражают вопросы про звуко-буквенный анализ в тестах по русскому языку. И, как бы ни хотелось не портить ребенку грамотность, не денешься никуда - в любых тестах есть, программа то и правда на этом построена. Как у тебя с этими вопросами ребенок справляется?
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
Да она как раз живое подтверждение этой статьи. Нас логопед сдуру научила этому дурацкому анализу, не выбьешь. Она его знает. И порой пишет как слышит. Никогда себе не прощу, что разрешила логопеду учить читать -- это я-то!
мамаРо
5 ноября 2014 года
0
Кругом засада . Мы, кстати, в два музея уже сходили. А вы?
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
Мы вот только с вами в дарвиновский, в каникулы мы отдыхали от всего, так устали. Хочу в музей-квартиру Сытина сходить, прочла его книгу воспоминаний. И в Царицыно выставка фарфора Императорского фарфорового завода, тоже хочу.
мамаРо
5 ноября 2014 года
0
А квартира Сытина есть в доступных музеях по олимпиаде? В Царицыно, если только с вами вместе получится сходить - я не люблю гулять в парках, поэтому выбрали Сад Эрмитаж, он хоть поближе Мы сходили в Зоологический музей МГУ вчера и в Галерею Зураба Церетели (туда заодно с Семейным путешествием).
имянезанято
4 ноября 2014 года
+1
Следствием этого дурацкого фонематического метода стало появление так называемого "албанскава изыка", на котором многие подростки переписываются. Фразы типа: "йа пацталом", "афтар, выпий йаду" и т.п.
Nataliya Dushak
5 ноября 2014 года
+1
когда я впервые прочла слово "ХЛЭП" у меня завороток кишокчуть не случился
gvozdika123
5 ноября 2014 года
0
Оо, какая актуальная для нас статья, я сына учила читать по кубикам и лото.И все прошло нормально, несмотря на школьную "фонетическую" программу, он к тому времени бегло читал. А с дочкой я расслабилась, вроде такая умная девочка, а сейчас расхлебываем, во втором классе еле еле читает, а уж пишет.. а учительница говорит что все в порядке, учится как все
Коровка Божья (автор поста)
5 ноября 2014 года
0
Боюсь, мы даже не представляем, что такое "как все". Когда мы сдавали в прошлом году чтение, я спросила учительницу, как сдал класс, который все эти тесты отрабатывал три месяца. Она сказала: не спрашивайте. Тройки, двойки и колы.
gvozdika123
5 ноября 2014 года
+1
В России хоть еще внимание обращают на ведение тетрадей, хотя бы символически. А здесь дочка на математике половину цифр задом наперед понаписала, а учительница пишет "отлично!" Ответы то правильные вообще не понимаю как создавали международные рейтинги образования, по каким критериям? Обьем финансирования наверное на первом месте. О других странах не знаю но Канаду ставить на первые места-это смешно, И я И муж здесь в системе образования работаем, чего только не насмотрелись зато самомнение аж зашкаливает. Детей фактически дома учим, а в школе они больше Хелоуинами занимаются..
Коровка Божья (автор поста)
6 ноября 2014 года
0
gvozdika123 пишет:
А здесь дочка на математике половину цифр задом наперед понаписала, а учительница пишет "отлично!"
Не думала, что так далеко зашло. Вам терпения.
Там другие задачи -- воспитать толерантность, это главное.
gvozdika123
6 ноября 2014 года
+1
Ой, про толерантность вообще больная тема, в помещении нашей школы висит большой плакат с флагом секс-меньшинств И крупными буквами про эту самую толерантность И еще маленький значок прямо на входной двери всех школ с пояснением" безопасная школа" на фоне радужного флажка..это значит для них безопасная...при том что в школе учатся детки от 4 лет до 8 класса..Цените родину И тотварища Путина (если больше не за что, то хоть за ограничение голубой пропаганды..)Да а у подружки ребено пошел в школу где рядом с флагом Канады И провиции развевался Их флаг непомерных размеров...
Искрена Сергеевна
6 ноября 2014 года
0
я человек толерантный, но в школе - это перебор
Коровка Божья (автор поста)
6 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий gvozdika123
Ой, про толерантность вообще больная тема, в помещении нашей школы висит большой плакат с флагом секс-меньшинств И крупными буквами про эту самую толерантность И еще маленький значок прямо на входной двери всех школ с пояснением" безопасная школа" на фоне радужного флажка..это значит для них безопасная...при том что в школе учатся детки от 4 лет до 8 класса..Цените родину И тотварища Путина (если больше не за что, то хоть за ограничение голубой пропаганды..)Да а у подружки ребено пошел в школу где рядом с флагом Канады И провиции развевался Их флаг непомерных размеров...

↑   Перейти к этому комментарию
Ой, мамочки!
кубанка
10 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий gvozdika123
Ой, про толерантность вообще больная тема, в помещении нашей школы висит большой плакат с флагом секс-меньшинств И крупными буквами про эту самую толерантность И еще маленький значок прямо на входной двери всех школ с пояснением" безопасная школа" на фоне радужного флажка..это значит для них безопасная...при том что в школе учатся детки от 4 лет до 8 класса..Цените родину И тотварища Путина (если больше не за что, то хоть за ограничение голубой пропаганды..)Да а у подружки ребено пошел в школу где рядом с флагом Канады И провиции развевался Их флаг непомерных размеров...

↑   Перейти к этому комментарию
gvozdika123 пишет:
Цените родину И тотварища Путина (если больше не за что, то хоть за ограничение голубой пропаганды..)
Mia_Maria
6 ноября 2014 года
+2
Все это, конечно, замечательно, и даже во многом правда, но к дислексии и дисграфии не имеет никакого отношения.
tail-wind
6 ноября 2014 года
0
Mia_Maria
6 ноября 2014 года
+1
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Mia_Maria
Все это, конечно, замечательно, и даже во многом правда, но к дислексии и дисграфии не имеет никакого отношения.

↑   Перейти к этому комментарию
В смысле?
Mia_Maria
14 ноября 2014 года
+1
В прямом. Диагноз дислексия и дисграфия - в первую очередь физиологический, связанный с мозговыми нарушениями. К грамотности и к способу обучения он не имеет отношения. Можно быть дисграфиком и при этом иметь врождленную грамотность.

В общем, теплое с мягким.
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
0
Ясюкова о том и пишет, что сначала детям разрушают грамотность неправильным обучением, а потом от балды ставят диагнозы дисграфии и дислексии и начинают лечить. У меня у нескольких подруг детям такие вот логопеды ставили эти диагнозы и начинали с ними заниматься, но никаких исследований мозга при этом не проводилось. Несомненно, это крайне выгодно логопедическому и педагогическому сообществу.
профиль удалён удалённого пользователя
14 ноября 2014 года
0
Конечно, мы же бешеные деньги гребем))) прям лопатой)))
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
+1
Даже если и не бешеные -- тем более большая разница, придет к логопеду один ребенок или двадцать.
профиль удалён удалённого пользователя
15 ноября 2014 года
0
gvozdika123
13 ноября 2014 года
+1
Статья о том что контр-эффективное обучение приводит к результатам напоминаюшим симптомы дисграфии И дислексии там где нет этих диагнозов.
профиль удалён удалённого пользователя
14 ноября 2014 года
+1
Хм, неоднозначная статья.
Согласна с тем, что:
детям забивают голову ненужными знаниями;
нынешняя система образования переживает не лучшие времена и программы обучения составлены через пень-колоду.
Но!.Я, логопед, не знаю, кто такие Бугрименко и Цукерман, Ануфриев и Костромина мне не знакомы.
Настолько категорично утверждать, что дисграфия- это обман столетия, я бы не стала. Может быть, автору не встречались дети, которым, что "с", что "ш"- без разницы. И отличие между раком и лаком он не слышит. Несформированность устной речи в таком случае повлечет нарушение письменной. Если ребенок вместо "велосипеда" говорит "вепосилед", то он так и напишет. При этом, прочтет абсолютно верно это слово в книге.
Глухие лишены одного из важнейших анализаторов. Поэтому их обучение строится по пути компенсации.
А слышащий ребенок находится в иной ситуации. Уши ему доносят один вид информации ("паравос"), а писать надо по-другому ("паровоз"). Глухой не слышит первого варианта, он ориентируется только на зрительный образ. У него нет этой несостыковки.
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
0
Ну так вот. Значит, от зрительного образа ребенок приходит к абсолютно грамотному письму, а от "фонематического слуха" -- к абсолютно неграмотному. Что и требовалось доказать.
Я читаю с пяти лет и тоже слышала в речи "паравос" и "карова", но поскольку я видела, что ПИШЕТСЯ "ПАРОВОЗ, КОРОВА", то я просто знала, что писать надо "паровоз", а не как слышится.
И простите, но если вы, "логопед, не знаете чьих-то трудов", это не значит, что эти труды недостойны внимания. Это значит, что Вас учили по другим подходам, отбросив старые, а автор статьи об этом и пишет -- что катастрофу вызвали новые подходы.
профиль удалён удалённого пользователя
14 ноября 2014 года
0
Вы прочитали только то, что вам удобно))) Так давайте детям уши заткнем, они слышать не будут))) и будет повальная грамотность)) это ррраз.
А два, меня учили по трудам Лурии, Волковой, Лалаевой, Серебряковой, Филичевой, Чиркиной и прочих. И отношения к тому бредовому лексическому материалу и примерам, которые представлены в статье, они не имеют.
Вы прежде ознакомьтесь с их трудами, а потом судите, как и чему меня учили)))
Я абсолютно согласна с автором статьи, что нужно больше читать. Но и строить обучение на одном анализаторе-.тоже не стоит. Ребенок может прекрасно видеть разницу между буквами Р и Л, но вот на слух вообще их не различать.
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
0
Вы, простите, еще очень молоды, и вас учили именно тогда, когда была разработана и внедрялась эта самая бредовая идея о фонематическом слухе. Простите, а сто семьдесят лет до этого КАК детей делали грамотными? Без "ЙОжиков" и "ЙОлок"?
Вы не назвали ни Храмцова, ни Власову -- а это крупнейшие логопеды.
Коровка Божья (автор поста)
14 ноября 2014 года
+1
Извиняюсь, Хватцева. А Лурия тут ни при чем, это нейрофизиолог, а не педагог.
А Волкова, Лалаева, Филичева и Чиркина -- как раз апологеты фонематического метода, последователи Левиной. А Левина -- один из архитекторов дебильной хрущевской реформы образования конца 60-х. Про нее хочется одно сказать: "Сталина на вас нет".
Стоит сравнить учебники 1953 года и 1974 года и все становится ясно.
профиль удалён удалённого пользователя
15 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий Коровка Божья
Вы, простите, еще очень молоды, и вас учили именно тогда, когда была разработана и внедрялась эта самая бредовая идея о фонематическом слухе. Простите, а сто семьдесят лет до этого КАК детей делали грамотными? Без "ЙОжиков" и "ЙОлок"?
Вы не назвали ни Храмцова, ни Власову -- а это крупнейшие логопеды.

↑   Перейти к этому комментарию
Простите, но нас не учили тому бреду, который вы здесь описываете.
Коровка Божья (автор поста)
15 ноября 2014 года
0
Ведите себя как положено и не переходите на личности.
Вообще-то вся статья Ясюковой именно о том, что ВАС неправильно учили. А теперь те, кого так учили, калечат детей.
И факты свидетельствуют только о том, что она права. Грамотность после введения фонематического метода не просто упала -- она РУХНУЛА. Об этом кричат все гуманитарные вузы. В мои годы за 5 ошибок во вступительном сочинении ставилась двойка. Сейчас 50 ошибок на страницу -- не редкость. Надо еще что-то доказывать????
Коровка Божья (автор поста)
15 ноября 2014 года
+1
В ответ на комментарий anstu
Вы прочитали только то, что вам удобно))) Так давайте детям уши заткнем, они слышать не будут))) и будет повальная грамотность)) это ррраз.
А два, меня учили по трудам Лурии, Волковой, Лалаевой, Серебряковой, Филичевой, Чиркиной и прочих. И отношения к тому бредовому лексическому материалу и примерам, которые представлены в статье, они не имеют.
Вы прежде ознакомьтесь с их трудами, а потом судите, как и чему меня учили)))
Я абсолютно согласна с автором статьи, что нужно больше читать. Но и строить обучение на одном анализаторе-.тоже не стоит. Ребенок может прекрасно видеть разницу между буквами Р и Л, но вот на слух вообще их не различать.

↑   Перейти к этому комментарию
anstu пишет:
Ребенок может прекрасно видеть разницу между буквами Р и Л, но вот на слух вообще их не различать.
Это вы ничего не поняли в статье. Она не про больных детей. Она про детей, которые могли писать грамотно, но испорчены неправильным обучением и теперь им от балды ставят диагноз, которого у них нет. Это не про тех, кто НЕ СЛЫШИТ РАЗНИЦУ в силу реальной болезни.
профиль удалён удалённого пользователя
15 ноября 2014 года
0
А дети, которые не различают звуки, не больные)))) они абсолютно нормальные, умные. Но разницу не улавливают)))
Коровка Божья (автор поста)
16 ноября 2014 года
+1
Но статья не про детей, которые НЕ РАЗЛИЧАЮТ звуки! Она про детей, которым разрушили грамотность.
Коровка Божья (автор поста)
15 ноября 2014 года
0
В ответ на комментарий anstu
Хм, неоднозначная статья.
Согласна с тем, что:
детям забивают голову ненужными знаниями;
нынешняя система образования переживает не лучшие времена и программы обучения составлены через пень-колоду.
Но!.Я, логопед, не знаю, кто такие Бугрименко и Цукерман, Ануфриев и Костромина мне не знакомы.
Настолько категорично утверждать, что дисграфия- это обман столетия, я бы не стала. Может быть, автору не встречались дети, которым, что "с", что "ш"- без разницы. И отличие между раком и лаком он не слышит. Несформированность устной речи в таком случае повлечет нарушение письменной. Если ребенок вместо "велосипеда" говорит "вепосилед", то он так и напишет. При этом, прочтет абсолютно верно это слово в книге.
Глухие лишены одного из важнейших анализаторов. Поэтому их обучение строится по пути компенсации.
А слышащий ребенок находится в иной ситуации. Уши ему доносят один вид информации ("паравос"), а писать надо по-другому ("паровоз"). Глухой не слышит первого варианта, он ориентируется только на зрительный образ. У него нет этой несостыковки.

↑   Перейти к этому комментарию
anstu пишет:
Я, логопед, не знаю, кто такие Бугрименко и Цукерман, Ануфриев и Костромина мне не знакомы
А это как раз ваши единомышленники
профиль удалён удалённого пользователя
15 ноября 2014 года
0
Правда? С чего вы это взяли?
Коровка Божья (автор поста)
16 ноября 2014 года
0
Это в целом следует из ваших ответов.
профиль удалён удалённого пользователя
14 ноября 2014 года
0
Добавлю еще.
Всегда одним из требований к подбору лексического материала было следующее: звук должен быть в сильной позиции. То есть, нельзя при работе со звонкими звуками выбирать позицию в конце слова. Именно потому что, идет оглушение.
И по поводу беглости чтения. Не знаю, кем была она превознесена, но еще в университете учили критерии сформированного навыка чтения. И осмысленность стояла никак не на последнем месте.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам