Если в магазине произошло ЧП (дополнила)
Недавно видела в Пятёрочке ситуацию, когда мужик зацепил стойку с бутылками, пошатнул не сильно, но несколько бутылок разбилось.
Не буду описывать хамское поведение охранника, просто расскажу, что делать в такой ситуации.
Представим ситуацию: пробираясь между стеллажами снес стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок висящей на плече сумкой. Ты с расстройства, заплатил злым работникам магазина 1488 тысяч рублей, и весь остаток месяца ел воду из-под крана, потому что чайник тебе пришлось продать...
Вот несколько абзацев информации, которые защитят твой кошелек и отошьют администраторов и охранников самых помпезных магазинов :
Итак, отныне твоя лучшая подруга — статья 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети..»
А именно — тот ее волшебный пункт, в котором написано : «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине..»
Что это значит : Если ты поскользнулся на влажном полу и вынес стеллаж с шампанским — твоей вины тут нет, и бить будут не тебя, а вон ту тетку со шваброй..
Если бутылка Оливкового масла ползла по транспортерной ленте у кассы и внезапно приложилась об пол, перед законом ты чист..
Ты взял банку корнишонов с полки, а соседние огурцы затрепетали и обрушились — ты не обязан оплачивать операцию по выпрямлению рук магазинного мерчендайзера..
Товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках, и это — его работа, а не твои проблемы..
Твой следующий друган — ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения..», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра..
Причем чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, вот список:
1,4 м — при торговой площади до 100 м2
1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м
2,2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 м — при торговой площади св. 400 м2
Что это значит : Выставленная в центре прохода пирамида из бутылок :
а. делала проход уже положенной ширины и затрудняла движение (пройти мимо и ничего не задеть было трудно физически);
б. была плохо зафиксирована (мерчендайзер бестолково выставил бутылки, и они обрушились с полтычка).
Наконец, твоя третья подруга — 203 статья Уголовного Кодекса РФ.
Она поможет тебе, если в дело решит ввязаться охранник магазина. Если охранник начал грубить, угрожать, хватать за капюшон, обыскивать сумку и требовать выйти за него замуж — напомни ему о 203 статье УК..
Он порадуется, узнав, что его активные зажигательные действия в твой адрес караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это — превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП).
Что это значит :
По закону, ваш диалог с охранником должен выглядеть так :
Он: Дорогой сэр/мадам! Вы, кажется, что-то разбили? Оплачивать собираетесь?
Ты: Конечно, собираюсь! Как только мою вину докажут в судебном порядке, в тот же день и оплачу!
Он: Что ж, звучит разумно. Всего вам хорошего, удачного дня.
Ты: До встречи, я Вас люблю!..
Применяй знания : Итак, в магазин залетел метеорит и выбил из твоих рук, бутылку красного сухого урожая 1984 года.. Бледный администратор требует, чтоб ты оплатил разбитую бутылку..
Заявляй о своей невиновности и, если администратор пойдет на конфликт, требуй жалобную книгу.
Подробно опиши случившееся, включая время катастрофы (оператор камеры видеонаблюдения скажет тебе спасибо), свидетелей (ты сам себе скажешь спасибо, если дойдет до суда), и основных участников парада (их потом высекут на красной площади).
Также требуй составления акта о порче товара, в котором обязательно зафиксируй все сопутствующие обстоятельства : скользкий пол, узкие проходы между стеллажами, пьяных футбольных фанатов, танцующих кришнаитов, толкающихся зомби..
Скорее всего, конфликт рассосется еще на этапе требования жалобной книги.
Если же бесноватый персонал не унимается, предложи магазину подать на тебя в суд (иного законного способа заставить тебя оплатить разбитую посуду нет).
Судебные издержки и неизбежные визиты проверяющих инспекций охладят пылких сотрудников и позволят тебе выйти из ситуации с прямой спиной и гордо поднятым подбородком.
P.S. : Бонус-трэк! Волшебные слова! Примени их к работникам торговли, и посмотри, что будет: «У вас тут скользкий пол/неустойчивое расположение товаров на полке! Я буду жаловаться в роспотребнадзор!» «У Вас узкие проходы/коробки между стеллажами! Я напишу в государственный пожарный надзор!»
ДОПОЛНИЛА
Вопросы
1. Имеют ли право сотрудники или охрана магазина (ЧОП) обязать сдавать личные вещи в камеру хранения?
2. Имеется ли у сотрудников магазина право ставить какие-либо отметки на личных вещах при входе в магазин (например, в магазине имеется аналогичный товар и сотрудники пытаются поставить отметку, чтобы отличить приобретенный ранее товар от товара в магазине) или упаковывать личные вещи в полиэтилен?
3. Может ли охранник производить досмотр личных вещей (карманы, сумки, пакеты и пр.) при выходе покупателя из магазина?
4. Когда наступает момент кражи: а) товар положен в карман, сумку или за пазуху б) товар пронесен через кассу без оплаты в) товар вынесен из магазина?
5. Какие законные действия может предпринимать охрана магазина в случае подозрения на кражу, возможен ли досмотр личных вещей?
6. Какие законные действия может предпринимать охрана магазина, если ими был замечен факт кражи (охрана видела, что товар был положен в карман или пакет, а при прохождении через кассу не был оплачен и может доказать факт хищения), может ли он задержать человека?
Ответы
1. Нет. Такого права ни у сотрудников магазина, ни у охраны нет. Сдавать личные вещи в камеру хранения (которые сделаны для удобства посетителей) вы можете по желанию. Существует мнение о том, что администрация магазина ответственности за хранение личных вещей не несет. Однако ознакомление с Главой 47 «Гражданского кодекса РФ» дает понять, что все-таки такая ответственность у магазина имеется (сдавая вещи на хранение, вы берете номерной жетон, который, как правило, прикреплен к ключу от шкафа камеры). Основание: нет закона, обязывающего вас оставлять личные вещи в камере хранения (заключать договор хранения) магазина.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается (ст. 421 «Гражданского кодекса РФ»).
В данном случае действует принцип «Что не запрещено, то — разрешено». Закон «Об утверждении правил продажи отдельных видов товара» также на вашей стороне. Согласно ему магазин не должен препятствовать ознакомлению с товаром, его качествами и свойствами, ценой и пр.
2. Нет. Такого права у сотрудников магазина нет. Частное имущество неприкосновенно. Ставить отметки на личных вещах или упаковывать сумки в полиэтилен охрана права не имеет. Основание: личные вещи являются частной собственностью («Конституция РФ», ст. 8.2, КоАП, ст. 1.2, «Закон о милиции», ст. 1, 2, 9).
3. Нет. Охрана или администрация магазина досматривать личные вещи покупателя не может.
Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (глава 4 Письма от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»).
Досмотр могут выполнять только сотрудники милиции одного пола с Вами, в присутствии 2 понятых того же пола, в отдельном помещении. Основание: «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП), ст. 27.1 и ст. 27.7, а также «Закон о милиции», ст. 11.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (абзац 2 пункта 2 ст. 11 «Закона о милиции»).
4. Кража — тайное хищение чужого имущества («Уголовный кодекс РФ», ст. 158). Кража считается оконченной с момента, когда виновный приобретает реальную возможность распорядиться изъятым чужим имуществом по своему усмотрению (Постановление Президиума Мосгорсуда от 06.06.1996). Момент кражи наступает в момент выхода из магазина без оплаты товара (прохождение с неоплаченным товаром мимо кассового узла может квалифицироваться как покушение на кражу). В России действует презумпция невиновности:
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (КоАП Статья 1.4).
Основание: «Уголовный кодекс РФ», КоАП, «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (ст. 14).
5. Охранник может попросить добровольно показать содержимое сумки или пакета. Задержать вас, не имея достаточных оснований, или заставить показать содержимое сумки охранник не имеет права. Основание: см. п. 3 Ответов.
6. Да. Охранник может задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, после чего должен незамедлительно передать такое лицо в ОВД. Достаточным основанием может быть, например, запись, сделанная камерами видеонаблюдения или звук противокражной системы. Основание: закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
- Поделиться

Не буду описывать хамское поведение охранника, просто расскажу, что делать в такой ситуации.
Представим ситуацию: пробираясь между стеллажами снес стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок висящей на плече сумкой. Ты с расстройства, заплатил злым работникам магазина 1488 тысяч рублей, и весь остаток месяца ел воду из-под крана, потому что чайник тебе пришлось продать...
Вот несколько абзацев информации, которые защитят твой кошелек и отошьют администраторов и охранников самых помпезных магазинов :
Итак, отныне твоя лучшая подруга — статья 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети..»
А именно — тот ее волшебный пункт, в котором написано : «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине..»
Что это значит : Если ты поскользнулся на влажном полу и вынес стеллаж с шампанским — твоей вины тут нет, и бить будут не тебя, а вон ту тетку со шваброй..
Если бутылка Оливкового масла ползла по транспортерной ленте у кассы и внезапно приложилась об пол, перед законом ты чист..
Ты взял банку корнишонов с полки, а соседние огурцы затрепетали и обрушились — ты не обязан оплачивать операцию по выпрямлению рук магазинного мерчендайзера..
Товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках, и это — его работа, а не твои проблемы..
Твой следующий друган — ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения..», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра..
Причем чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, вот список:
1,4 м — при торговой площади до 100 м2
1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м
2,2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 м — при торговой площади св. 400 м2
Что это значит : Выставленная в центре прохода пирамида из бутылок :
а. делала проход уже положенной ширины и затрудняла движение (пройти мимо и ничего не задеть было трудно физически);
б. была плохо зафиксирована (мерчендайзер бестолково выставил бутылки, и они обрушились с полтычка).
Наконец, твоя третья подруга — 203 статья Уголовного Кодекса РФ.
Она поможет тебе, если в дело решит ввязаться охранник магазина. Если охранник начал грубить, угрожать, хватать за капюшон, обыскивать сумку и требовать выйти за него замуж — напомни ему о 203 статье УК..
Он порадуется, узнав, что его активные зажигательные действия в твой адрес караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это — превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП).
Что это значит :
По закону, ваш диалог с охранником должен выглядеть так :
Он: Дорогой сэр/мадам! Вы, кажется, что-то разбили? Оплачивать собираетесь?
Ты: Конечно, собираюсь! Как только мою вину докажут в судебном порядке, в тот же день и оплачу!
Он: Что ж, звучит разумно. Всего вам хорошего, удачного дня.
Ты: До встречи, я Вас люблю!..
Применяй знания : Итак, в магазин залетел метеорит и выбил из твоих рук, бутылку красного сухого урожая 1984 года.. Бледный администратор требует, чтоб ты оплатил разбитую бутылку..
Заявляй о своей невиновности и, если администратор пойдет на конфликт, требуй жалобную книгу.
Подробно опиши случившееся, включая время катастрофы (оператор камеры видеонаблюдения скажет тебе спасибо), свидетелей (ты сам себе скажешь спасибо, если дойдет до суда), и основных участников парада (их потом высекут на красной площади).
Также требуй составления акта о порче товара, в котором обязательно зафиксируй все сопутствующие обстоятельства : скользкий пол, узкие проходы между стеллажами, пьяных футбольных фанатов, танцующих кришнаитов, толкающихся зомби..
Скорее всего, конфликт рассосется еще на этапе требования жалобной книги.
Если же бесноватый персонал не унимается, предложи магазину подать на тебя в суд (иного законного способа заставить тебя оплатить разбитую посуду нет).
Судебные издержки и неизбежные визиты проверяющих инспекций охладят пылких сотрудников и позволят тебе выйти из ситуации с прямой спиной и гордо поднятым подбородком.
P.S. : Бонус-трэк! Волшебные слова! Примени их к работникам торговли, и посмотри, что будет: «У вас тут скользкий пол/неустойчивое расположение товаров на полке! Я буду жаловаться в роспотребнадзор!» «У Вас узкие проходы/коробки между стеллажами! Я напишу в государственный пожарный надзор!»
ДОПОЛНИЛА
Вопросы
1. Имеют ли право сотрудники или охрана магазина (ЧОП) обязать сдавать личные вещи в камеру хранения?
2. Имеется ли у сотрудников магазина право ставить какие-либо отметки на личных вещах при входе в магазин (например, в магазине имеется аналогичный товар и сотрудники пытаются поставить отметку, чтобы отличить приобретенный ранее товар от товара в магазине) или упаковывать личные вещи в полиэтилен?
3. Может ли охранник производить досмотр личных вещей (карманы, сумки, пакеты и пр.) при выходе покупателя из магазина?
4. Когда наступает момент кражи: а) товар положен в карман, сумку или за пазуху б) товар пронесен через кассу без оплаты в) товар вынесен из магазина?
5. Какие законные действия может предпринимать охрана магазина в случае подозрения на кражу, возможен ли досмотр личных вещей?
6. Какие законные действия может предпринимать охрана магазина, если ими был замечен факт кражи (охрана видела, что товар был положен в карман или пакет, а при прохождении через кассу не был оплачен и может доказать факт хищения), может ли он задержать человека?
Ответы
1. Нет. Такого права ни у сотрудников магазина, ни у охраны нет. Сдавать личные вещи в камеру хранения (которые сделаны для удобства посетителей) вы можете по желанию. Существует мнение о том, что администрация магазина ответственности за хранение личных вещей не несет. Однако ознакомление с Главой 47 «Гражданского кодекса РФ» дает понять, что все-таки такая ответственность у магазина имеется (сдавая вещи на хранение, вы берете номерной жетон, который, как правило, прикреплен к ключу от шкафа камеры). Основание: нет закона, обязывающего вас оставлять личные вещи в камере хранения (заключать договор хранения) магазина.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается (ст. 421 «Гражданского кодекса РФ»).
В данном случае действует принцип «Что не запрещено, то — разрешено». Закон «Об утверждении правил продажи отдельных видов товара» также на вашей стороне. Согласно ему магазин не должен препятствовать ознакомлению с товаром, его качествами и свойствами, ценой и пр.
2. Нет. Такого права у сотрудников магазина нет. Частное имущество неприкосновенно. Ставить отметки на личных вещах или упаковывать сумки в полиэтилен охрана права не имеет. Основание: личные вещи являются частной собственностью («Конституция РФ», ст. 8.2, КоАП, ст. 1.2, «Закон о милиции», ст. 1, 2, 9).
3. Нет. Охрана или администрация магазина досматривать личные вещи покупателя не может.
Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (глава 4 Письма от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»).
Досмотр могут выполнять только сотрудники милиции одного пола с Вами, в присутствии 2 понятых того же пола, в отдельном помещении. Основание: «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП), ст. 27.1 и ст. 27.7, а также «Закон о милиции», ст. 11.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (абзац 2 пункта 2 ст. 11 «Закона о милиции»).
4. Кража — тайное хищение чужого имущества («Уголовный кодекс РФ», ст. 158). Кража считается оконченной с момента, когда виновный приобретает реальную возможность распорядиться изъятым чужим имуществом по своему усмотрению (Постановление Президиума Мосгорсуда от 06.06.1996). Момент кражи наступает в момент выхода из магазина без оплаты товара (прохождение с неоплаченным товаром мимо кассового узла может квалифицироваться как покушение на кражу). В России действует презумпция невиновности:
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (КоАП Статья 1.4).
Основание: «Уголовный кодекс РФ», КоАП, «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (ст. 14).
5. Охранник может попросить добровольно показать содержимое сумки или пакета. Задержать вас, не имея достаточных оснований, или заставить показать содержимое сумки охранник не имеет права. Основание: см. п. 3 Ответов.
6. Да. Охранник может задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, после чего должен незамедлительно передать такое лицо в ОВД. Достаточным основанием может быть, например, запись, сделанная камерами видеонаблюдения или звук противокражной системы. Основание: закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
+179 |
![]() |
107 комментариев |
Комментарии
Особенно в магазине
Представляешь приходишь в магазин а там зомби отоваривается
↑ Перейти к этому комментарию
они ж не дураки, мы и так, и так за все платим.. а уж если администрация настолько наглая, что еще и с продавцов деньги гребет, так это уже не мы виноваты..
даже в перекресток захожу, часто заставлены проходы поддонами с товаром так, что не пройдешь нормально, а уж с малым на коляске и подавно
Осматривать-досматривать - боде упаси! Если у них есть подозрения, что покупатель что-то стырил, они должны милицию вызывать и только те имеют право досмотр устраивать.. еще основания должны быть, запись с видеокамеры например..
А то тащат сразу в подсобку, потрошат вещи и угрожают, козлы..
↑ Перейти к этому комментарию
проще же махнуть рукой..
Сестра у меня тоже бы довела дело до конца....
↑ Перейти к этому комментарию
Сестра тоже с налоговой хочет судиться - давно писали, чобы налог пересчитали и вернули долг. До сих пор тишина.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
У меня раза 3 были ситуации, когда я сама что-то била (пару раз корзинкой, нечаянно цепляла банки с полки на уровне колен, один раз брала баноку с кофе - а там был второй этаж банок, одна на меня кааак выпрыгнет)))))), и ни разу не платила - один раз, в далёком 95-м, правда, вызвали охрану и потребовали заплатить, я потребовала вызвать полицию, которая им объяснит, что я платить не должна. И что у оплата издержек включена в стоимость (т.н. торговая наценка). ...Не вызвали, но пошипели, правда.
Про детей, не маленьких - школьников (юридически что 1 годик, что 16 )))))). Я работала в школе, рядом магазин, детишки на переменке по хорошей погоде любили забежать в магазин за мороженым и т.д. Тоже пару раз были инциденты - но тоже ни разу не платили, так как знали, что плптить не должны. Откуда знают - и я говорила неоднократно - и на классных часах, и на родит.собраниях, опять же в прессе регулярно об этом пишут, в и-нете и т.д.
Другое дело - из хулиганских побуждений, тут уже другой механизм - должен быть протокол о нарушении, свидетели и т.д.
... И никогда не бойтесь отстаивать свои интересы! Кроме вас в них никто не заинтересован! Скорее, заинтересованы в обратном!
Покупатель не обязан компенсировать убытки магазина за порчу товара, если ее причина – неправильная выкладка. Об этом в ходе пресс-конференции в "Обозревателе" рассказала первый вице-президент Всеукраинской федерации потребителей "Пульс" Ирина Назаревич.
Как пояснила эксперт, если покупатель случайно задел товар (например, бутылку), не прикасаясь к нему рукой, он не обязан оплачивать его стоимость. В таком случае причина повреждения товара – неправильная выкладка.
"Если покупатель не брал бутылку в руки, если она не упала с его помощью, это вина супермаркета или магазина – некачественная выкладка товара", - сказала Назаревич. Она пояснила, что в статью 17 Закона "О защите прав потребителей" внесены изменения, "запрещающие принуждать покупателя покупать товар, который он не собирался покупать". По ее словам, штраф магазина за такое принуждение составляет 500 необлагаемых налогом минимумов.
В качестве доказательства вины или невиновности покупателя может служить видеозапись с камер наблюдения. Назаревич также добавила, что работник службы охраны магазина имеет право только "не выпустить" покупателя до прибытия милиции. При этом он не уполномочен производить обыск.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: