Интересная статья про застолье после крещения в Древней Руси. Традиции и обряды)
В церкви крестят младенца. А в доме готовят торжественный обед, обрядовой частью которого заведовали повитуха и кумовья.
Роженица на праздничном обеде не присутствовала, потому что была слаба здоровьем после родов, велика была опасность сглаза.
Повитуха приготовляла основное ритуальное блюдо-так называемую бабину кашу. Каша-это обязательная обрядовая еда в народной традиции. Зерна-символ плодородия и потенциального роста. В каждом зерне сдержится зародыш новой жизни. Само появление каши на крестильном обеде сопровождалось шутками и обрядовыми действиями. При внесении горшка с кашей все гости вставали с криками "ура" и трижды поднимали и опускали стол, произнося пожелания, чтобы новорожденный так же высоко рос, как поднимается стол. Подходя к столу с горшок каши, бабка кланялась гостям со словами :"Здравствуйте вам, еду с города, пустите меня на ночь" или : "Здравствуйте, гостики честные, кумушки любезные. бабушка идет, кашку несет".
После этого каша трижды поднималась над головой со словами :"Дай, Господь, пировать у новорожденного под венцом, как теперь пируем под крестом".
Так как рождение ребенка воспринималось как одно из проявлений животворящей силы природы, существовали приговоры и пожелания, характерные для магии плодородия. поднимая горшок с кашей, повитуха произносила :"Родись на полоке (кровати) ребятки, под полком телятки, под печкой поросятки, на полу цыплятки. А мой внук расти высоко-высоко"
Существовал и распространенный обычай кормить отца новорожденного испорченной кашей, добавляя в нее много соли. Иногда кашу смешивали пополам с солью. А иногда повитуха готовила так называемый "сброд": хлебные корки, квас, хренкаша и много соли. Эти блюдом она кормила отца ребенка, приговаривая "Как раба Божия маялась, так и ты помайся!" После того, как каша была съедена, отец должен был раскусить ложку пополам и бросить на печь, приговаривая :"Чтоб мой сын велик рос, проворен был и отца с матерью кормил!" Раскусить ложку значило уничтожить заранее зло в предстоящей жизни, а бросить ложку на печь-пожелать новорожденному быстро бегать.
После кормления отца следовало угощение всех присутствующих кашей. Ложки втыкались в кашу, а возле каши ложили ломоть хлеба. Повитуха обносила гостей кашей со словами: "Кашка на ложки, новорожденному на ножки", прося денег на повой (повой-подарки). Гости втыкали монеты в хлеб, забирали свои ложки, а ломоть с деньгами отдавали либо повитухе, либо роженице, либо делили между ними пополам.
В конце обеда следовал обмен подарками между кумовьями в знак установления духовного родства: платок или полотенце от кумы, платок или несколько монет от кума. После этого следовало троекрастное целование между кумовьями. Гости еще раз поздравляли всх виновников торжестваи с последними благопожеланиями расходились.
Роженица на праздничном обеде не присутствовала, потому что была слаба здоровьем после родов, велика была опасность сглаза.
Повитуха приготовляла основное ритуальное блюдо-так называемую бабину кашу. Каша-это обязательная обрядовая еда в народной традиции. Зерна-символ плодородия и потенциального роста. В каждом зерне сдержится зародыш новой жизни. Само появление каши на крестильном обеде сопровождалось шутками и обрядовыми действиями. При внесении горшка с кашей все гости вставали с криками "ура" и трижды поднимали и опускали стол, произнося пожелания, чтобы новорожденный так же высоко рос, как поднимается стол. Подходя к столу с горшок каши, бабка кланялась гостям со словами :"Здравствуйте вам, еду с города, пустите меня на ночь" или : "Здравствуйте, гостики честные, кумушки любезные. бабушка идет, кашку несет".
После этого каша трижды поднималась над головой со словами :"Дай, Господь, пировать у новорожденного под венцом, как теперь пируем под крестом".
Так как рождение ребенка воспринималось как одно из проявлений животворящей силы природы, существовали приговоры и пожелания, характерные для магии плодородия. поднимая горшок с кашей, повитуха произносила :"Родись на полоке (кровати) ребятки, под полком телятки, под печкой поросятки, на полу цыплятки. А мой внук расти высоко-высоко"
Существовал и распространенный обычай кормить отца новорожденного испорченной кашей, добавляя в нее много соли. Иногда кашу смешивали пополам с солью. А иногда повитуха готовила так называемый "сброд": хлебные корки, квас, хренкаша и много соли. Эти блюдом она кормила отца ребенка, приговаривая "Как раба Божия маялась, так и ты помайся!" После того, как каша была съедена, отец должен был раскусить ложку пополам и бросить на печь, приговаривая :"Чтоб мой сын велик рос, проворен был и отца с матерью кормил!" Раскусить ложку значило уничтожить заранее зло в предстоящей жизни, а бросить ложку на печь-пожелать новорожденному быстро бегать.
После кормления отца следовало угощение всех присутствующих кашей. Ложки втыкались в кашу, а возле каши ложили ломоть хлеба. Повитуха обносила гостей кашей со словами: "Кашка на ложки, новорожденному на ножки", прося денег на повой (повой-подарки). Гости втыкали монеты в хлеб, забирали свои ложки, а ломоть с деньгами отдавали либо повитухе, либо роженице, либо делили между ними пополам.
В конце обеда следовал обмен подарками между кумовьями в знак установления духовного родства: платок или полотенце от кумы, платок или несколько монет от кума. После этого следовало троекрастное целование между кумовьями. Гости еще раз поздравляли всх виновников торжестваи с последними благопожеланиями расходились.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: