Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Наши организованные дети

Многие родители (если не сказать, что все) сталкиваются с нежеланием ребенка убирать за собой свои игрушки, следить за чистотой одежды и т.д. В подобных ситуациях на ум приходит такое определение как «неряха». «Неряха» своими корнями восходит к слову «рядиться», оно значит «не ряженый», не наряженный, не приведший свой вид в порядок. У нас это слово вызывает устойчивую ассоциацию с неопрятным, грязным, неорганизованным человеком, не желающим следить за своим внешним видом. Но, на самиом же деле внешняя неряшливость – лишь одна из сторон более глобальной проблемы, поражающей многих людей: проблемы неорганизованности.
Откуда берутся неряхи?

Слово «организованность» происходит от греческого organiso («устрояю», «созидаю») и обозначает упорядоченную систему отдельных элементов, связанных в одно целое. Близкое по звучанию слово «организм» - есть не что иное, как набор органов, членов, частей, связанных в единое целое, функционирующее для своего же блага. Все части тела находятся в таком положении друг для друга, что взаимно дополняют и заботятся друг о друге.
Человек организованный – человек, упорядочивший все сферы своей жизни.Но это дается не всегда легко и просто. Гораздо легче и проще пустить все «на самотек», жить без всяких правил и принципов. В результате такого подхода возникает неорганизованность, выливающаяся в очевидную всем неряшливость.

Организованный ребенок – явление, которое в большинстве случаев выходит за пределы понимания взрослых. То есть, организованный ребенок – это тот, по отношению к которому было приложено некое усилие. Для того чтобы выработалась привычка, необходимо потратить некоторое время. Очень важно, прививать ту или иную привычку таким образом, чтобы она не стала тяжкой обузой для ребенка, чтобы он ее не ненавидел в течение всей своей жизни.
Некоторые родители применяют излишнюю строгость и педантичность по отношению к детям, а другие стараются создать условия, при которых они бы ни в чем не нуждались, в том числе перекладывая часть обязанностей ребенка на себя, на няню или на дедушек-бабушек. Порой родители считают, что записав детей во всевозможные студии, секции, кружки и курсы, они смогут опередить в развитии своих сверстников. Но опыт жизни показывает, что ребенок, чей график расписан по часам и минутам, не обязательно будет гармонично развиваться и вырастет в организованного интеллектуала-спортсмена. Как же оказаться мудрыми родителями: привить добрые навыки порядка и вместе с тем не вызвать чувство отвращения у детей ко всем этим правилам?
Что такое беспорядок?

Вспоминая выражение профессора Преображенского, можно сказать, что беспорядок начинается не в клозетах, а в головах. Все, что мы делаем – есть отражение нашего внутреннего мира, нашей души, эмоций, отношения к реальности. Если в душе разруха, беспорядок будет и в доме, и в отношениях с близкими и друзьями. Человек не может слишком долго иметь поведение, отличающееся от его реального состояния. Внутренняя гармония также выражается в гармонии внешней. Шедевры музыки, живописи, поэзии – это все лишь отражения состояния души отдельных личностей, умевших «ловить» впечатления и воплощать их в строки или ноты.

Беспорядок не может существовать сам по себе, он существует всегда как отрицание порядка. Следует согласиться с тем, что беспорядок – образ жизни (как и порядок), а не только способ раскладывания вещей в помещении. Организованность и порядок есть наличие системы, системы в мыслях, жизненных ценностях, воплощающихся в поступках. Человек так устроен, что ищет системы (ищет во всем причины и следствия; ищет для каждой вещи ее места в природе). Вспомните забавную «Путаницу» Корнея Чуковского, в которой животные перепутали свои роли (утята начали квакать, котята – хрюкать и т.п.). В это сказке показана в простейшей форме сама суть беспорядка – отсутствие системы и исполнения вещами своих ролей.

Порядок – есть оптимистичное отношение к жизни, а не тяжелая обуза, которую следует нести в силу чьей-то «злой» воли. В одном из английских военных училищ для подростков (наподобие Суворовского училища) воспитанников учили не просто складывать вещи аккуратно, но из стопки сложенной одежды формировать веселую рожицу: сложенные носки изображали улыбающийся рот и нос. Спрашивается, зачем это нужно? Не достаточно ли было просто заставить складывать одежду ровно, без морщин и складок? Ответ прост: командиры хотели этим простым действием показать детям, что порядок – это не просто перпендикуляры и параллели, а это веселая улыбка твоих собственных вещей тебе же.

Порядок не может быть частичным в жизни. Наверняка мы могли отметить для себя, каким диким бывает, например, такое сочетание: красивый, одетый с иголочки, опрятный молодой человек в разговоре «гнет матом как сапожник». Организованность и порядок – чистота во всех сферах жизни.

В попытках привить ребенку аккуратность и организованность необходимо дать ребенку ясное представление о том, что такое порядок, постараться сделать для детей понятным то, почему порядок – это хорошо, почему порядок – гораздо лучше беспорядка.
Конечно же эти объяснения должны идти «от сердца». Необходимо говорить о том, что действительно близко вам самим, иначе дети вам не поверят, А для этого нужно самим быть порядочными людьми, иметь моральные ценности, верить, что в жизни побеждает добро, а не зло, делать эти принципы основанием любой мотивации и объяснениями поступков.


Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытаемся снизойти на детский уровень. Не станем требовать порядка от ребенка на уровне взрослого, потому что для малышей сложно запомнить такие простые (на наш взгляд) вещи как правило и порядок. Попробуем преподавать все в примерах и образах.

Отлично подходит игра «Царство вещей и игрушек». Представим для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажем, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясним, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясним, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место.

Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.


Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.

Не злоупотребляйте вознаграждениями. Старайтесь почувствовать, когда ребенок начинает делать что-то ради вознаграждения. Изменяйте формы поощрения, проявляя в этом творчество.


Очень важно дать понять ребенку, что порядок и организованность это не тяжелая обязанность, а радостное увлечение, что это некие общие семейные ценности, которые вы уважаете. Важно приглашать ребенка принять участие в мытье посуды, приготовлении супа, протерании пыли. Нужно стараться вести дочку или сына за собой, а не подгонять! Это важно для формирования отношения к повседневным делам.
Постоянные напоминание о том, что нужно мыть руки, после еды чистить зубы, ставить обувь на место — обязательно дадут результаты. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Дети просто не запоминают этих мелких деталей, а не умышленно вас раздражают, игнорируя требования.


Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Наши организованные дети
Многие родители (если не сказать, что все) сталкиваются с нежеланием ребенка убирать за собой свои игрушки, следить за чистотой одежды и т.д. В подобных ситуациях на ум приходит такое определение как «неряха». «Неряха» своими корнями восходит к слову «рядиться», оно значит «не ряженый», не наряженный, не приведший свой вид в порядок. Читать полностью
 

Комментарии

Селевина
23 января 2012 года
+1
Спасибо за интересную статью) Сама бьюсь периодически со своим чадом-иногда комнату до блеска вылижет, а иногда неделю палец о палец не ударит....эх,молодость,молодость-не до уборки,видимо ему сейчас)) себя в его 6 лет помню))
Дарррья (автор поста)
27 января 2012 года
0
да, написано все просто, а вот в жизни добиться самых простых вещей бывает крайне сложно

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам