Типы нервной системы у детей.
На некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок, - это зависит от воспитания, но они все же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка.
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них
.
Опираясь на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа (они излагаются ниже), родители могут определить к какому из них принадлежит ребенок, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход.
Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (условно назовем их уравновешенными) отличаются преобладанием спокойного поведения, положительных эмоций. Если такого ребенка воспитывают правильно, он спокоен, весел, плачет редко и только по существенной причине, а при ее устранении быстро успокаивается. Сон у таких детей глубокий, засыпают они быстро, могут спать и при небольшом шуме. Они безболезненно привыкают к режиму дня, к новой пище. Аппетит у них устойчивый. Ребенок не боится новых людей. Подрастая, легко вступает в контакты со сверстниками, что благоприятствует формированию у него общительности.
У детей этого типа в одинаковой мере имеются предпосылки для развития интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Например, с 7-8 мес. они могут подолгу и сосредоточенно складывать колечки в ведерко, позднее - надевать их на стержень, а на втором году жизни по нескольку раз, не отвлекаясь, собирают и разбирают башенку и с не меньшим желанием играют в догонялки. Воспитателям, как правило, легко с такими детьми. Но если в группе или дома нарушают основные правила воспитания, режим дня, ребенок, по природе уравновешенный может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.
Иначе ведут себя дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам: то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы проявляют большую нетерпеливость. Нередко они просыпаются раньше времени приема пищи и громко, безутешно плачут. Таких детей особенно важно кормить в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Следует учитывать, легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Сон их неглубокий, чуткий: малейший шум в комнате, где спит малыш, даже негромкий разговор, может разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна часто поворачивает с боку на бок.
Характерно проявление чувств у детей этого типа: и радость и недовольство выражают бурно, быстро переходят от одного состояния к другому. Они активны, подвижны, живо реагируют на игрушки. природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения, быстроты. Учитывая это, необходимо с самого начала воспитывать у ребенка умение сосредоточенно, спокойно заниматься игрушками, наблюдать за окружающим. Занятия с различными сборно-разборными игрушками, рассматривание картинок, а в конце года - рисование и лепка помогают воспитыванию у ребенка терпения, желания и умения довести начатое дело до определенного результата.
Однако, не стоит навязывать ребенку занятие вопреки его желанию. Это может привести лишь к обратному результату - отказу от предлагаемого занятия, образованию отрицательного отношения к нему. Своей заинтересованностью, эмоциональностью родитель может вызвать у ребенка желание подражать тем действиям, которые показывает сам. Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность, отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний, умственному их развитию.
Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает к сдержанности. Общаться с ребенком надо спокойно, ровным тоном, избегать шумных забав. Не следует злоупотреблять запретами, чтобы не перенапрягать нервную систему, однако слово "нельзя" дети этой категории, как и другие, должны усвоить уже к концу первого года жизни.
Итак, воспитывая маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Но при этом надо помнить, то бесконечное сдерживание таких детей может привести к перенапряжению их нервной системы.
Противоположность легковозбудимым детям - так называемые медлительные дети, у которых нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.
На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный : ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем ка заснуть лежит спокойно. Несколько позднее, чем дети описанных выше двух категорий, данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но у научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умение, подолгу лежит или сидит. Родители должны стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать перевернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в "догонялки", включить в собирание разбрасываемых шариков и т. п.
Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение. Но тем не менее не следует нарушать общее правило: не делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам. Чтобы стимулировать ребенка к более быстрому одеванию, собиранию игрушек и т. п. полезны игры-"соревнования".
Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому необходимо привлекать их к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции, надо догнать, побежать по сигналу и т. п.
Малоподвижным, инертным детям взрослые должны помочь стать более активными, подвижными. Если специально не позаботиться об этом, они могут вырасти не инициативными, необщительными, неуклюжими, односторонне развитыми.
Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым (оба нервных процесса - и возбуждение и торможение - у них слабые). Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг и особенно - к неблагоприятным воздействиям. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив, радость выражает улыбкой или тихим смехом. Если недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, нетребовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Перед тем как заснуть, ребенок может поплакать.
У ребенка неустойчивый аппетит: то хорошо ест, то отказывается от пищи.
Дети этого типа овладевают движениями несколько позднее, чем другие. Так, например, у них позднее закрепляется умение поворачиваться на живот, садиться, стоять, ходить. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно, беззащитно в обществе сверстников, переживая обиды (кто-то толкнул, сломал песочный пирожок, взял формочку). Для других детей это может и не иметь значения: толкнули - отошел, сделал другой пирожок, забрал свою формочку, а чувствительный ребенок в силу особенностей его нервной системы огорчается, плачет, старается уединиться. Ему необходимо помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие , реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, знакомых взрослых, большого количества детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно и проявить максимум внимания в период адаптации.
Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости - нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.
Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.
На прогулке можно предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.
Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы.
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них
.
Опираясь на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа (они излагаются ниже), родители могут определить к какому из них принадлежит ребенок, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход.
Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (условно назовем их уравновешенными) отличаются преобладанием спокойного поведения, положительных эмоций. Если такого ребенка воспитывают правильно, он спокоен, весел, плачет редко и только по существенной причине, а при ее устранении быстро успокаивается. Сон у таких детей глубокий, засыпают они быстро, могут спать и при небольшом шуме. Они безболезненно привыкают к режиму дня, к новой пище. Аппетит у них устойчивый. Ребенок не боится новых людей. Подрастая, легко вступает в контакты со сверстниками, что благоприятствует формированию у него общительности.
У детей этого типа в одинаковой мере имеются предпосылки для развития интереса как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Например, с 7-8 мес. они могут подолгу и сосредоточенно складывать колечки в ведерко, позднее - надевать их на стержень, а на втором году жизни по нескольку раз, не отвлекаясь, собирают и разбирают башенку и с не меньшим желанием играют в догонялки. Воспитателям, как правило, легко с такими детьми. Но если в группе или дома нарушают основные правила воспитания, режим дня, ребенок, по природе уравновешенный может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.
Иначе ведут себя дети, у которых процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам: то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы проявляют большую нетерпеливость. Нередко они просыпаются раньше времени приема пищи и громко, безутешно плачут. Таких детей особенно важно кормить в спокойной обстановке, так как они легко отвлекаются. Следует учитывать, легковозбудимые дети большие объемы пищи съедают утром и вечером. Сон их неглубокий, чуткий: малейший шум в комнате, где спит малыш, даже негромкий разговор, может разбудить его. Перед тем как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна часто поворачивает с боку на бок.
Характерно проявление чувств у детей этого типа: и радость и недовольство выражают бурно, быстро переходят от одного состояния к другому. Они активны, подвижны, живо реагируют на игрушки. природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения, быстроты. Учитывая это, необходимо с самого начала воспитывать у ребенка умение сосредоточенно, спокойно заниматься игрушками, наблюдать за окружающим. Занятия с различными сборно-разборными игрушками, рассматривание картинок, а в конце года - рисование и лепка помогают воспитыванию у ребенка терпения, желания и умения довести начатое дело до определенного результата.
Однако, не стоит навязывать ребенку занятие вопреки его желанию. Это может привести лишь к обратному результату - отказу от предлагаемого занятия, образованию отрицательного отношения к нему. Своей заинтересованностью, эмоциональностью родитель может вызвать у ребенка желание подражать тем действиям, которые показывает сам. Если специально не заниматься с такими очень подвижными детьми и не заботиться о развитии усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность, отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний, умственному их развитию.
Характерное для этих детей бурное выражение чувств полезно иногда умерять, это приучает к сдержанности. Общаться с ребенком надо спокойно, ровным тоном, избегать шумных забав. Не следует злоупотреблять запретами, чтобы не перенапрягать нервную систему, однако слово "нельзя" дети этой категории, как и другие, должны усвоить уже к концу первого года жизни.
Итак, воспитывая маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Но при этом надо помнить, то бесконечное сдерживание таких детей может привести к перенапряжению их нервной системы.
Противоположность легковозбудимым детям - так называемые медлительные дети, у которых нервные процессы тоже сильные, но преобладает не процесс возбуждения, а процесс торможения. Дети такого типа отличаются спокойным поведением, им несвойственно бурное выражение эмоций. Плачут они редко, радость выражают умеренно, как правило, не смехом, а улыбкой.
На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный : ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем ка заснуть лежит спокойно. Несколько позднее, чем дети описанных выше двух категорий, данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но у научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умение, подолгу лежит или сидит. Родители должны стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать перевернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в "догонялки", включить в собирание разбрасываемых шариков и т. п.
Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот, но их медлительность может раздражать взрослых. Надо постараться помочь ребенку преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться. Для того чтобы дети овладели всеми необходимыми для их возраста умениями и навыками, от взрослых требуется изрядное терпение. Но тем не менее не следует нарушать общее правило: не делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам. Чтобы стимулировать ребенка к более быстрому одеванию, собиранию игрушек и т. п. полезны игры-"соревнования".
Медлительные дети обычно отдают предпочтение спокойным играм, любят рассматривать картинки, подолгу занимаются выкладыванием мозаики. Они чаще всего равнодушны к подвижным играм. Поэтому необходимо привлекать их к играм, требующим движения, сноровки, ловкости, где тренируется быстрота реакции, надо догнать, побежать по сигналу и т. п.
Малоподвижным, инертным детям взрослые должны помочь стать более активными, подвижными. Если специально не позаботиться об этом, они могут вырасти не инициативными, необщительными, неуклюжими, односторонне развитыми.
Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым (оба нервных процесса - и возбуждение и торможение - у них слабые). Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг и особенно - к неблагоприятным воздействиям. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Выражение чувств у них неяркое. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив, радость выражает улыбкой или тихим смехом. Если недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, нетребовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие, утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им необходимо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Перед тем как заснуть, ребенок может поплакать.
У ребенка неустойчивый аппетит: то хорошо ест, то отказывается от пищи.
Дети этого типа овладевают движениями несколько позднее, чем другие. Так, например, у них позднее закрепляется умение поворачиваться на живот, садиться, стоять, ходить. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно, беззащитно в обществе сверстников, переживая обиды (кто-то толкнул, сломал песочный пирожок, взял формочку). Для других детей это может и не иметь значения: толкнули - отошел, сделал другой пирожок, забрал свою формочку, а чувствительный ребенок в силу особенностей его нервной системы огорчается, плачет, старается уединиться. Ему необходимо помочь ему войти в детское общество. Такие дети более остро, чем другие , реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, знакомых взрослых, большого количества детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в детский сад. К этому событию их надо готовить особенно тщательно и проявить максимум внимания в период адаптации.
Дети слабого типа нервной системы особенно чувствительны к ласке, к тону, которым к ним обращаются. Строгий тон, порой просто необходимый по отношению к другим детям, менее эффективен в обращении с робкими детьми. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить у них формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости, боязливости - нежелательных черт характера, которые у детей этого типа могут легко возникнуть, если их предупреждению не уделяется внимание. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.
Такого ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности.
На прогулке можно предложить ребенку перешагнуть через небольшое препятствие, взобраться на возвышение, подзадоривая малыша, чтобы он делал это с желанием, а не по принуждению. Даже самые небольшие успехи окрыляют ребенка, он становится все смелее, решительнее.
Игнорирование типологических особенностей нервной системы ребенка может привести к одностороннему развитию, так как у него будут в первую очередь складываться те черты, формированию которых благоприятствует его тип нервной системы.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: